1381

Прием гостей и ведическое гостеприимство

Реферат

Религиоведение и мифология

Смыслом данной работы является скромная попытка научить преданных, занимающихся прием гостей. Цель такого служения состоит в создании в храме для ново прибывших атмосферы Вайкунтхи, чтобы они позднее вошли в систему кураторов и могли быть заняты разнообразным преданным служением.

Русский

2013-01-06

171.5 KB

19 чел.

Прием гостей и ведическое гостеприимство

Академия Бхактиведанты по культуре и образованию

Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)

Основатель-ачария: Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Шри Шри Радха-Гопинатха мандир

Чоупатти, Мумбаи

Введение

Процесс сознания Кришны включает в себя понимание присутствия Верховного Господа Кришны в Его материальном творении, форме Божества, Его преданных и в сердцах всех живых существ.

 Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачария Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), тяжело трудился, чтобы сделать доступной милость Верховного Господа путем установления храмов Радха-Кришны по всему миру. Он дал нам прекрасные проповеднические программы, такие как распространение книг, Пища жизни, поклонение Божеству, харинама-санкиртану, с помощью которых обусловленные души имеют возможность получить милость Господа. Целью всех этих программ является желание пригласить людей прийти в их вечный изначальный дом. Когда в храм приходят посетители и преданные, им необходимо создать атмосферу любви Шрилы Прабхупады. Они должны ощущать, что пришли в свой настоящий дом.

 В храме Шри Шри Радха-Гопинатхи в Чоупатти есть департамент, в котором преданные отвечают только за прием гостей. Поэтому каждый приходящий в храм гость тепло приветствуется со сложенными ладонями и с ним обращаются соответствующим образом.

 Поскольку наше Движение является проповеднической миссией, в ИСККОН правильный прием гостей очень важен. Как последователям Шрилы Прабхупады – основателя-ачарии ИСККОН, - нам необходимо считать каждого гостя в храме его гостем. От правильного приема гостей зависит то, придет ли человек всего лишь один раз либо станет постоянным прихожанином и, в конце концов, превратится в преданного Кришны. Вот почему с каждым гостем нужно обращаться с большой заботой и гостеприимством. Следует собирать их имена и адреса, дарить им какие-то подарки и сообщать информацию о храмовых событиях.

  Смыслом данного реферата является скромная попытка научить преданных, занимающихся прием гостей. Цель такого служения состоит в создании в храме для ново прибывших атмосферы Вайкунтхи, чтобы они позднее вошли в систему кураторов и могли быть заняты разнообразным преданным служением.

  Содержание данного руководства было составлено из разных источников, таких как руководство «Бхакти-Врикша», книг «Панчаратрика-прадипы», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриты». Также сюда вошли выдержки из лекций, писем и личных наставлений Его Святейшества Радханатха Махараджа. Это служение – прием гостей – было начато под руководством и видением Его Святейшества Радханатха Махараджа.

ГЛАВА 1   РОЛЬ СЛУЖЕНИЯ ПО ПРИЕМУ ГОСТЕЙ

  1.  Кто такой гость?

Санскритское слово «атитхи» означает «неожиданный». «Незапланированный», или неожиданный гость считается представителем Верховного Господа, поскольку его внезапный приход может быть тестом преданного со стороны Господа, который хочет увидеть, насколько готов преданный служить Ему в любой ситуации. Именно с этим пониманием нам следует оказать такому гостю полное гостеприимство.

 Обычные люди, приглашенные гости, пожизненные члены (life members), VIP-персоны, вайшнавы и родственники вайшнавов – все они должны быть приняты таким образом, чтобы им было комфортно и они захотели бы прийти снова.

 «Золотое правило» приема гостей: принимать гостей так, как мы хотели бы быть принятыми сами.

  1.  Важность этого служения:

Храм Господа – будь-то общественное здание или чья-либо квартира, должен быть местом, где посетители смогут принять участие в храмовой деятельности, насколько это возможно.

  В Международном обществе сознания Кришны правильный прием гостей очень важен, поскольку Общество является проповеднической миссией. Как последователи Шрилы Прабхупады, основателя-ачарии ИСККОН, мы должны считать любых гостей в храме его гостями. От правильного приема гостей зависит то, придет ли человек всего лишь один раз либо станет постоянным прихожанином и, в конце концов, превратится в преданного Кришны.

  1.  Медитация на храмовых преданных:

Каждый преданный обязан научиться искусству приема гостей, однако храмовым преданным, которые регулярно поклоняются Божеству, следует быть просто экспертами в этой области, поскольку они прямо представляют собственника этого храма. Никто не должен считать себя его собственником, но только тем, кто следит за порядком в храме.

 Даже самое великолепное и пышное поклонение Божеству не привлечет гостя, если храмовые обитатели пренебрегают им. Поэтому мы должны считать себя слугами каждого, кто приходит сюда, а также то, что он является особым гостем Шри Шри Радха-Гопинатхи и Шрилы Прабхупады.

ГЛАВА 2  СЛУЖЕНИЕ ГОСТЯМ КАК ЧАСТЬ ПОКЛОНЕНИЯ БОЖЕСТВУ

Пять аспектов поклонения (панчанга-пуджа)

Писания Панчаратрики разделяют поклонение Божеству на пять категорий (анг) деятельности. Эти категории взаимосвязанные и взаимозависимые, и представляют собой полную программу поклонения. Хотя четвертая категория – иджья – относится, собственно, к поклонению Господу, это поклонение будет незаконченным без остальных четырех видов деятельности. Ниже приводится краткое описание пуджи:

  1.  Абхигамана (приход в храм). Включает в себя такие предварительные действия, как принятие омовения, надевание свежей одежды, украшение тела тилакой и четками туласи, уборка храма, отбор использованных параферналий и очищение их, а также украшение храма.

  В общем, вся деятельность, совершаемая до мангала-арати и включающая саму мангала-арати, считается абхигаманой.

  1.  Упадана (сбор параферналий для поклонения). Включает в себя сбор цветов, подходящей бхоги, листьев туласи, приготовление пищи и отбор соответствующих параферналий для поклонения.

  Более широко она означает сбор пожертвований для поклонения Божеству или для поддержания храма.

  1.  Йога (осознание себя и медитация на свою духовную сущность). Подразумевает очищение тела от материальной концепции и развитие духовного тела, подходящего для служения Господу, воспевание мантр, бхута-шуддхи (обозначение себя слугой слуги Кришны) и другие процессы.

Перед основным поклонением Кришне необходимо сосредоточить свое сознание на поклонении своему духовному учителю и Господу Чайтанье.

 Дхьяна (медитация на форму Господа) и манаса-пуджа (поклонение Господу в уме) тоже могут считаться частью йоги. Эти очистительные процедуры, совершаемые прямо перед основным поклонением Божеству, также называются пурванга-карма.

  1.  Иджья (поклонение Господу). Включает в себя предложение 64-х предметов поклонения, или упачар, таких как асана, падья, снана и т.п.
  2.  Свадхьяйа (практика преданного служения). Она разделяется на две части.
    1.  Нитья-сева (ежедневное служение) – слушание и воспевание имен и славы Господа (нама-сева), служение Туласи (туласи-сева), изучение шастр, проявленных писаний (шастра-сева) и почитание прасада (прасада-сева).
    2.  Наимиттика-сева (дополнительное служение) – служение вайшнавам (вайшнава-сева), прием гостей (атитхи-сева) и служение святой дхаме (дхама-сева).

Итак, изучение шастр стает законченным, когда человек следует наставлениям шастр и осуществляет всю эту деятельность.

 Из этого перечня можно понять, что арчана заключает в себе намного большее, чем простое предложение предметов Божеству Господа; фактически, она состоит из  предварительных и дополнительных видов служения, каждое из которых необходимо для достижения чистоты преданности и концентрации. Без такого настроения внешнее поклонение превращается в сухой ритуал.

  Хотя вайшнава-сева и атитхи-сева не относятся прямо к поклонению Божеству, однако ради улучшения качества поклонения Господу, просто необходимо овладеть этим служением. Так садхака научится видеть Сверхдушу в сердце каждого живого существа, и особенно – в вайшнавах и гостях.

ГЛАВА 3   ВЕДИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРИЕМА ГОСТЕЙ

Санскритское слово «атитхи» означает «неожиданный». Незапланированный», или неожиданный гость считается представителем Верховного Господа, поскольку его внезапный приход может быть тестом преданного со стороны Господа, который хочет увидеть, насколько готов преданный служить Ему в любой ситуации.

Даже бедняк может принимать гостей. Закон гостеприимства гласит, что если у бедного человека нечего предложить гостю, то, по крайней мере, он обязан дать ему циновку для сидения и стакан воды, сопровождая это приветливыми словами. Вот почему принимать гостя, друга или врага, ничего не стоит. Это вопрос лишь хороших манер. Насколько широко вы можете принимать гостей, зависит, конечно, и от ваших средств. Следует приветствовать гостя соответственно его положению, определяемому богатством, возрастом, родственными с вами отношениями, варной (брахман, кшатрийа и т.д.) и уровнем знания (наставник, т.е. духовный учитель).

(ШБ.4.22.10, комментарий)

«В Индии обычай таков, что даже бедняк, не имеющий дома крошки еды, способен предложить стакан воды неожиданному гостю. Если отсутствует вода, то можно предложить простую циновку, а если и ее нет, то можно сразу же вымыть пол и попросить гостя присесть. Ну а если домохозяин не в состоянии сделать и этого, то ему следует просто сложить ладони и поприветствовать гостя: «Добро пожаловать!». Если же он не может и этого сделать, то ему не остается ничего другого, как извиниться за свое мизерное положение и, проливая слезы, принести поклоны гостю вместе со своими домочадцами – женой и детьми».

(ШБ.1.18.28).

Главные составляющие в приеме гостей – это выражение должного почтения и обеспечение удобствами, такими как пища и вода, место для сидения, добрые слова и любое другое служение ради комфорта гостя (например, место омовения), а также место отдыха.

 Если гость приходит впервые, вам следует выйти и встретить его, а когда он уходит, то следует проводить его, по меньшей мере, до выхода из помещения или за пределы двора.

ГЛАВА 4   СПОСОБ ПРИЕМА ГОСТЕЙ ПО ПАНЧАРАТРИКЕ

Согласно Панчаратрика-видхи, человек оказывает уважение посредством:

  1.  вставания со своего места, когда входит старший (пратьютхана);
  2.  называния себя по имени и приветствования (абхивадана);
  3.  принесения дандаватов пятью или восемью частями тела (см. описание) и касания стоп старшего скрещенными руками (т.е. правая рука на правой стопе, а левая рука – на левой) (пранама, намаскара);
  4.  совершения простого или расширенного поклонения (пуджа*) и
  5.  вручения подарков, таких как одежда, золото, деньги или зерно (дана).

Почтение старшим, родителям и учителям выражается, как правило, вставанием с места, называнием себя и предложением поклонов. Поклонение и подарки приберегаются для духовного учителя либо для специальных случаев, например, свадьбы или церемонии жертвоприношения.

ГЛАВА 5   ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСТЯ

В ЧЧ (Мадхья, 8.49, комментарий) Шрила Прабхупада предостерегает нас от неразборчивого принятия приглашений (особенно, если оно подразумевает прием пищи): «Шри Чайтанья Махапрабху принял приглашение вайшнава-брахмана. Даже если человек является брахманом, строго следующим всем правилам и предписаниям брахманической культуры, но если он не преданный, не последователь Шри Чайтаньи Махапрабху, то не следует принимать такое приглашение.

 В наши дни люди настолько деградировали, что даже не следуют ведическим принципам, что уж говорить о принципах вайшнавских. Они едят все подряд, все, что им нравится, и поэтому члены нашего Движения сознания Кришны должны быть очень осторожными в плане принятия приглашений».

 Гость-вайшнав должен вести себя идеально, не важно является ли пригласивший его вайшнавом или другом вайшнавов.

 Вот некоторые из общепринятых положений этикета гостя-вайшнава:

  1.  Если вас пригласили, не следует засиживаться в гостях. Например, если поступило приглашение на обед, следует немного отдохнуть после еды, чтобы все уварилось, но не надо задерживаться дольше необходимого, обременяя хозяина многочасовыми разговорами, если он сам этого не желает.
  2.  Не приводите других гостей под видом своего приглашения. Если вы хотите взять с собой кого-нибудь, сперва спросите об этом хозяина.
  3.  Если вам разрешили воспользоваться телефоном, факсом и похожим оборудованием, предложите оплатить свои расходы.
  4.  Если вы собираетесь посетить друга или прийти без приглашения, постарайтесь заранее сообщить им, когда вы придете и сколько времени планируете пробыть.
  5.  Если вас не пригласили и если хозяин не предупрежден о вашем приходе, не посещайте храм или жилище в полдень или в послеполуденное время, когда Божество и домохозяева обычно отдыхают после приема пищи.
  6.  Если вы останавливаетесь на несколько дней в чьем-то доме, то при расставании принято дарить какие-то подарки на память, в знак благодарности. (Шрила Прабхупада сам это делал, останавливаясь на пару дней в Бомбее в домах пожизненных членов ИСККОН).

ГЛАВА 6    ИСТОРИИ И КОММЕНТАРИИ

А  Из Шримад-Бхагаватам

1) Глава 18: Махараджу Парикшита проклинает сын брахмана

«Даже с врагом, приходящим к вам домой как гость, следует обращаться почтительно. Закон ведического гостеприимства гласит, что даже если в доме принимают врага, ему должно быть оказано все уважение. Нельзя дать ему и шанса понять, что он пришел в дом врага» (ШБ.1.18.27, комментарий).

«Когда Махараджа Парикшит ступил в двери Самика риши, он не ожидал от него царского приема, поскольку знал, что святые и риши обычно бедны. Однако он не был готов к тому, что для него не нашлось даже циновки, стакана воды и теплых слов. Он не был обычным гостем и также он не был врагом риши, и поэтому его чрезвычайно удивил холодный прием со стороны риши. На самом деле, царь был прав, разгневавшись на риши за то, что он не подал ему стакана воды, хотя царь умирал от жажды. Разгневаться в данной прискорбной ситуации было естественным для такой личности, как царь, но поскольку он был не менее святым, чем сам риши, само проявление гнева и дальнейшего поступка со стороны царя может показаться странным. Поэтому это должно быть принято желанием Верховной воли Господа. Царь был великим преданным Господа, а риши был так же хорош, как и царь. Но, по воле Господа, обстоятельства были созданы таким образом, чтобы царь отрекся от семейных отношений и государственной деятельности и стал полностью предавшейся душой лотосным стопам Господа Кришны (ШБ.1.18.28).

2) Глава 3: Беседы между Господом Шивой и Сати (ШБ.4.3.16)

«Великий Господь ответил: Моя дорогая прекрасная жена, ты сказала, что человек может придти в дом друга даже без приглашения, и это так, поскольку такой друг не ищет недостатков в своем госте под влиянием телесного отождествления, и оттого не гневается на гостя».

3) ШБ.4.3.18.

«Не следует идти в чей-то дом, даже если это дом родственника или друга, если ум хозяина возбужден и он с поднятыми бровями зло смотрит на гостя».

4) Глава 22: Встреча Притху Махараджа с четырьмя Кумарами (ШБ.4.22.10).

«Дело в том, что каждый домохозяин, независимо от его положения или экономического состояния, может принять, по крайней мере, святых людей, отнесясь к ним с великой преданностью и предлагая питьевую воду, поскольку вода всегда доступна. В Индии есть обычай, согласно которому внезапному гостю предлагается стакан воды, если ничего нет из еды. Если воды нет, можно предложить место для сидения, даже простую циновку. А если нет циновки, можно сразу же помыть пол и предложить гостю присесть. Если этого нельзя сделать, то домохозяин со сложенными ладонями может тепло сказать: «Здравствуйте», а если и этого нельзя сделать, он, чувствуя великое сожаление от столь скудных условий и проливая слезы, должен просто предложить гостю поклоны вместе со своей семьей - женой и детьми. Таким образом он сможет удовлетворить любого гостя, даже святого человека или царя».

5) Глава 26: Описание адских планет (ШБ.5.26.18).

«Человек считается не лучше вороны, если, получив некоторую пищу, он не разделит ее среди гостей, стариков и детей, но сьест все сам либо не совершит пять видов жертвоприношений, перед тем, как сьесть пищу. После смерти он отправится в самый омерзительный ад, известный как Кримибходжана. В этом аду есть озеро шириной 100,000 йоджан (1 300 000 км), полное червей. Он станет червем в этом озере и будет пожирать других червей, а те будут пожирать его. Пока он не искупит свой грех за свои действия при жизни, он вынужден оставаться в этом адском озере Кримибходжана столько лет, сколько оно йоджан в ширину».

6) ШБ.5.26.35, стих

«Тот домохозяин, который встречает гостей или посетителей косыми взглядами, желая испепелить их, попадает в ад Парьявартана, где он оказывается под злыми взглядами стервятников, цапель, ворон и подобных птиц, которые кружат над ним и, внезапно пикируя, выклевывают ему глаза.

 Комментарий Шрилы Прабхупады. Согласно ведического этикета, даже врагу, приходящему в жилище домохозяина, должен быть оказан самый теплый прием, чтобы он забыл о том, что пришел в дом врага. Гость, приходящий в чей-то дом, должен приниматься очень тепло. Даже если это нежелательный гость, домохозяину нельзя смотреть на него прищуренными глазами, ибо тот, кто поступает так, после своей смерти отправляется в ад Парьявартана, где множество зловещих птиц, таких как стервятники, цапли и вороны внезапно нападают на него и выклевывают глаза».

7) Глава 7:  Индра наносит оскорбление своему духовному учителю, Брихаспати (ШБ.6.7.29, ШБ.6.7.30, ШБ.6.7.29-30).

«Ачарья, духовный учитель, который учит всему ведическому знанию и дает инициацию путем предложения священного шнура, является олицетворением всех Вед. Схожим образом, отец олицетворяет Господу Брахму; брат – Господа Индру; мать – планету Земля, а сестра – милосердие. Гость олицетворяет собой религиозные принципы, приглашенный гость – полубога Агни, а все живые существа олицетворяют Господа Вишну, Верховную Личность Бога».

«Согласно нравственным наставлениям Чанкьи Пандита, атмават сарва-бхутешу: каждый должен принимать остальные живые существа находящимися на одном с ним уровне. Это означает, что никем нельзя пренебрегать или ставить ниже себя. Поскольку Параматма пребывает в каждом теле, каждого следует почитать как храм Верховной Личности Бога. Этот стих описывает различные способы, с помощью которых следует почитать гуру, отца, брата, сестру, гостя и т.д.» (ШБ.6.7.31).

8) Глава 14: Идеальная семейная жизнь (ШБ.7.14, вступление).

«Грихастхе не следует быть слишком привязанным к своей жене; он должен вовлекать ее в самое полное служение гостю. Какие бы деньги не собирал грихастха по милости Бога, он обязан тратить их на пять видов деятельности: поклонение Верховной Личности Бога, принятие гостей – вайшнавов и святых людей, распространение прасада обычным людям и всем живым существам, предложение прасада своим предкам и также почитание прасада самому. Грихастха должен быть готов всегда оказать почтение каждому, как упоминалось выше. Ему не следует ничего есть, не предложив сначала Верховной Личности Бога».

9) Глава 16: Выполнение процесса поклонения пайо-враты, ШБ.8.16.6.

«Обязанностью грихастхи является прием гостей, даже если гость – его враг. Когда гость приходит в чей-то дом, необходимо правильно принять его, встав с места и предлагая ему присесть. Это правильно, грихе шатрум апи праптам вишвастам акутобхайам – даже если в дом приходит враг, необходимо принять его таким образом, чтобы он забыл о своей враждебности к хозяину дома. Необходимо также принимать любого, кто приходит в дом, согласно его положению. Следует предложить, по меньшей мере, сидение и стакан воды, чтобы гость не был разочарован.

  Кашьяпа Муни спросил у Адити, было ли проявлено неуважение к таким гостям, т.е. атитхи. Это слово означает гостя, приходящего без приглашения.

10) Царь Рантидева

Следующая история из Шримад-Бхагаватам (9.21, Введение и тексты 10-13) показывает, насколько важно правильно принимать гостей:

(из Введения) «Однажды после того, как царь Рантидева прошел через 48-дневный пост, не принимая даже воды, он готовился принять роскошную пищу, приготовленную на гхи. Но в этот момент появился гость-брахман. Рантидева не притронулся к пище и сразу же предложил часть пищи брахману. Когда брахман ушел и Рантидева готовился почтить остатки пищи, появился шудра. Тогда Рантидева разделил пищу между собой и шудрой. И вновь, когда он приготовился поесть, появился другой гость. Рантидева отдал остатки своей пищи этому гостю.

(Текст): «Итак, осталась только вода, и ее хватило бы только одному человеку, но когда царь приготовился выпить ее, к нему пришел чандала и сказал: «О царь, хотя я низкорожденный, пожалуйста, дай мне попить». Огорченный слышать эти жалкие слова бедного, усталого чандала, Махараджа Рантидева произнес такие нектарные слова: «Я не молю Верховную Личность Бога даровать мне восемь совершенств мистической йоги или освобождение от повторяющихся рождений и смертей. Я хочу лишь оставаться среди всех живых существ и принять на себя их боль, чтобы они освободились от всех страданий. Отдав свою воду этому страждущему несчастному чандале, который просто борется за свое выживание, я освободился от всего голода, жажды, истощения, дрожи тела, печали, беспокойства, жалоб и иллюзии».

11) Глава 24: Кришна – Верховная Личность Бога, ШБ.9.24.32.

«Однажды когда Дурваса был гостем в доме Притхи, Кунти, дочь Притхи, удовлетворила его своим служением. Поэтому она получила  в дар мистическую силу, благодаря которой она могла вызывать любого полубога. Чтобы проверить действенность этой мистической силы, благочестивая Кунти сразу же вызвала бога Солнца».

12) Глава: Освобождение от иллюзорной энергии, ШБ.11.3.55.

«Поэтому поклоняющийся Верховному Господу должен понять, что Личность Бога -всепроникающая, и оттого поклоняться Ему, как присутствующему в огне, солнце, воде и других элементах, в сердце гостя, который посещает чей-то дом, а также в его собственном сердце. Поступая так, поклоняющийся очень скоро обретет освобождение».

13) Глава 17: Описание системы варшнарамы Господом Кришной, ШБ.11.17.54.

«Глубоко понимая настоящую ситуацию, освобожденная душа должна жить в доме, подобно гостю, без всякого чувства собственничества или ложного эго. Таким образом, человек никогда не будет связан или обременен домашними хлопотами».

14) Глава 27: Наставления Господа Кришны по процессу поклонения Божеству, ШБ.11.27.24.

«Тело преданного проникнуто Верховным Господом в точности, как дом освещается светом лампы. Так же, как человек приглашающим жестом просит гостя войти в свой дом, так и он касается тела Божества, воспевает соответствующие мантры и горячо приглашает Сверхдушу войти в форму Божества. Поскольку и Божество, и Сверхдуша являются Верховной Личностью Бога, Они неотличны друг от друга. Одна форма Господа может немедленно проявится в другой».

15) Дурваса Муни и Махараджа Амбариша.

16) Господь Кришна действует как гость: а) Царь Бахулашва и брахман Шрутадева; б) Видура.

17) Господь Кришна принимает гостей: а) На жертвоприношении Раджасуйа;б) Нараду Муни в Двараке; в) Судаму Випру в Двараке.

18) Кришна, Арджуна, Бхима и Джарасандха.

19) Бхригу Муни.

В  Из Чайтанья-чаритамриты

1)  Господь Чайтанья посещает дом Адвайта-Ачарии.

2)  Господь Чайтанья и Сарвабхаума Бхаттачария.

3)  Гадай Пандит и санньяси.

4) В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 3.41, комментарий) Шрила Прабхупада пишет: «Согласно Ведических принципов в жилище домохозяина всегда должен приниматься гость. Когда я был ребенком, то видел, как мой отец принимал ежедневно не менее четырех гостей, хотя в то время доход отца был небольшим. Так или иначе, не было сложностей предложить каждый день прасад, по меньшей мере, четырем гостям».

  Не только грихастхи, но каждый в своем ашраме и варне должен правильно принимать гостей.

5) Господь Чайтанья Сам привел пример этому: «После того, как каждый закончил свой ланч и промыл рот и руки, Шри Чайтанья Махапрабху, будучи санньяси, лично украсил каждого цветочной гирляндой и сандаловой пастой» (Ч-ч, Мадхья, 11.210).

С    Из Рамаяны:

  1.  Господь Рама и Сабари.
  2.  Вишвамитра Муни и Махараджа Дашаратха.

D   Из Махабхараты:

  1.  Арджуна приходит к Дурьодхане просить стрелы.
    1.  Дурваса Муни и Притху.

E   Из лекций:

  1.  По «Бхагавад-гите» 7.1-3 – Лондон, 4 августа 1971 г.

Прабхупада: «Грихе шатрум апи праптам. Шатрум означает «враг». Если вы видите, как ваш враг входит  к вам в дом, шатрум апи. Шатру означает «врага», апи – «хотя». Вам следует принять его таким образом, чтобы он полностью убедился в том, что вы не являетесь ему врагом. Такая была система. На войне Курукшетры два брата, то есть я хочу сказать, два двоюродных брата сражались друг с другом. Но после окончания битвы между ними не было вражды. Они возвращались вместе в один лагерь, разговаривали и принимали пищу. Очень дружелюбно. Дружелюбно. Была также другая битва между Бхимой и Джарасандхой. Они насмерть сражались целый день, поскольку было решено, что один из них умрет. Это факт. Сражения между кшатриями не заканчиваются до тех пор, пока один из них не погибнет. Такой у кшатриев дух. Они это знали… Бхима и Джарасандха отлично знали, что их битва будет длиться до тех пор, пока одна из сторон не погибнет. Но вечером Бхима пошел в гости к Джарасандхе, они вместе ужинали и дружески беседовали. И это называется брахманической культурой. Исполняя свой долг, при некоторых обстоятельствах мы можем сражаться. Это приемлемо. Но это не означает, что мы навсегда должны сохранять в себе эту враждебность». Грихе шатрум апи праптам вишвастам акуто бхайам.

  1.  «Бхагавад-гита», 7.2. – Лондон, 10 марта 1975 г.

«Но я не люблю совершать ягью». И тогда – карма-бандханах, они запутываются, работая под влиянием определенных гун материальной природы. Так вы заражаетесь инфекцией этого модуса материальной природы, и под ее влиянием развиваете следующее тело. В точности, как после инфекции развивается болезнь, так и это материальное тело является болезнью. Но мы этого не понимаем. Мы омываем это тело, бережем его, не зная, что оно - всего лишь болезнь. Неужели каждый из нас захочет продлевать эту болезнь, говоря: «О моя дорогая болезнь, пожалуйста, живи со мною вечно»? (смех). Может ли разумный человек так говорить? Болезнь не излечивается, она просто уходит прочь. Есть такая индийская пословица, джара ар пара окхане кха на бавийа ар, «Нежеланный гость или болезнь уйдет, если вы не дадите ему поесть». Он уйдет. Поэтому при любой болезни голодайте несколько дней, два или три, и она уйдет. А всякому нежеланному гостю просто не давайте еды, и он сам собой уйдет. Не надо подкармливать болезнь, ее надо выгонять».

  1.  «Шримад-Бхагаватам», 2.3.17 – Лос-Анджелес, 12 июля 1969 г.

«Итак, этот царь, устав, терпя жажду, вошел в дом святого, который находился в медитации. Царь позвал его. Поскольку он был царем, то привык распоряжаться. Он не склонен был подчиняться, хотя иногда они и слушают великих святых и брахманов. Но, как правило, их дух – это отдавать приказы, командовать. Итак, он приказал: «Дай мне стакан воды. Я очень хочу пить». Но этот святой, поскольку был в медитации, не услышал его. Царь слегка разозлился из-за того, что «я гость, я царь, я прошу у тебя воды, а ты меня не слышишь. Ты занят своей медитацией». Он был раздасадован. И там неподалеку лежала мертвая змея. Он взял эту змею и набросил ее на шею мудреца и затем ушел прочь, думая: «Этот святой даже не предложил мне стакан воды».

   Действительно, согласно ведической системе, если кто-то приходит к вам в дом, даже если он враг, предписание Вед - грихам шатрум апи праптам вишвастам акуто абхайам. Когда кто-то приходит к вам в дом, неважно, даже если он враг… Конечно, лучше, если это друг, но если даже приходит ваш враг, его нельзя игнорировать. Сейчас на воротах можно увидеть «Осторожно, злая собака!», «Не входить!». Нет. Не должно быть ограничений. Даже врагу позволено войти – «Давай, входи!»,  грихам шатрум апи праптам вишвастам акуто абхайам. Даже если враг придет к вам, вы должны принять его так дружески, чтобы он забыл о своей вражде к вам. Такая была система. Итак, поскольку Махараджа Парикшит был царем, он увидел, что здесь пренебрегают предписанным долгом. «Я царь и я гость, который испытывает жажду».

    Атитхи. Такой гость называется атитхи, то есть есть гости, которые предупреждают о своем прибытии, а есть – которые приходят внезапно. И последний называется атитхи. По индийским обычаям, домохозяин всегда должен оставлять немного еды для гостя атитхи. Кто-то всегда может прийти внезапно, поэтому в кладовой должно быть немного еды про запас. Такая еда так и называется – атитхи. Когда грихастха садится кушать, он должен проследить, чтобы сначала были накормлены дети, затем больные члены его семьи и затем старики. И когда эти категории людей накормлены, домохозяин должен стать возле двери и крикнуть: «Есть тут кто-нибудь голодный, приходите!». А если нет ответа, то он может  и сам поесть. Такова была система ведической цивилизации.

  Поэтому когда Махараджа Парикшит увидел все это: «Этот мудрец, хотя и святой, почти идеальный человек, не услышал меня. Я мучим жаждой, попросил у него воды, а он что…». Предписание таково, что когда вы кого-нибудь принимаете, даже если вы последний бедняк, то можете предложить гостю удобное сидение и стакан воды. Это  не дорого. Вы каждому в состоянии предложить сидение: «Пожалуйста, садитесь и примите этот стакан воды». Но также если вы можете приготовить хороший пир, это будет чудесно. Но если нет, то эту вещь вы можете сделать без всяких затрат или беспокойств: «Пожалуйста, проходите, садитесь, вот стакан воды». Эта система все еще работает».

  1.  Лекция на воскресном пире – Атланта, 2 марта 1975 г.

«Мы пригласили Кришну, Чайтанью Махапрабху, как своего гостя, и Он согласился прийти сюда. Поэтому мы должны предложить ту пищу, которую Он любит, а не ту, которую любим мы. Так мы не нарушим этикет.  Если в ваш дом приходит уважаемый гость, то вы спрашиваете его: «Что бы вы желали поесть, сэр? Какую пищу вы предпочитаете?». И все, что он попросит, вы обязаны предоставить. Это будет правильным приемом гостя. Итак, Кришна говорит: «Дай Мне пищу такого вида, патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактья прайаччхати. С любовью и преданностью. С большой преданностью, если кто-то предложит Мне эту пищу, Я приму ее». И Кришна принимает такую пищу, эти патрам пушпам пхалам тойам – зерна, молоко, овощи и фрукты. Мы можем приготовить сотни блюд из этих ингредиентов. И вы тоже. И каждое блюдо будет очень вкусным и полным витаминами. Поэтому зачем убивать бедных животных и превращаться в порочного и греховного человека?

F   Из бесед:

  1.  Комнатные беседы – 22 апреля 1972 г., Япония.

Судама: Итак, нам следует принять прасад от Божеств и остальной прасад и идти по всем домам?

Прабхупада: Нет, нет. Вы должны пригласить их к себе: «Приходите, кто хотите, вкушайте прасад». Сначала вы обьявляете, затем примерно прикидываете, сколько людей приходит в день. Следует громко обьявить: «Любой приходите и принимайте прасад в полдень».

  Это долг и грихастхи – громко звать: «Если кто-то голоден, приходите, у нас есть пища». Таков его долг. А если никто не приходит, тогда глава дома сам садится кушать прасад. Если кто-то придет и скажет: «Я голоден», он должен отдать ему свою порцию: «Бери, ешь». Бхунджате те тв агхам папа йе пачанти, «те, кто готовят ради собственного наслаждения, вкушают сам грех». Вот и все. Бхунджате те тв агхам папа йе пачанти атма-каранат (Бх.-г.3.13). Итак, гостеприимство – одна из обязанностей домохозяина. Атитхи. Атитхи означает «нежданный гость». Титхи означает «к дате». Например, я иду к вам в гости и сообщаю, что тогда-то и тогда-то я к вам приду. Но атитхи – никакого уведомления, просто приходит внезапно и все. И вам следует позаботиться о таком госте. В давние времена, если кто-то чувствовал голод, просто идя по улице, он стучался в первый попавшийся дом и говорил: «Я голоден, господин. Дайте мне, пожалуйста, немного поесть». Пантха. И хозяин сразу же отвечал: «Конечно, вот, бери». Пантха-бхага. В доме всегда находился запас еды для таких случаев и он назывался пантха-бхага.

Прадьюмна. В храме также должен быть этот запас?

Прабхупада: Конечно. Что уж говорить об обычном грихастхе. Такова Ведическая цивилизация, а не так, что мы готовим только для себя, своего мужа, жены и детей, все это сьедаем и отправляемся в постель. Нет. Грихастха должен быть всегда готовым принять нежданных гостей. Это правильно. И даже если ваш гость – ваш враг, его следует принять таким образом, чтобы он забыл о своей враждебности к вам. Грихе шатрум апи праптам вишвастам акутобхайам. Такова Ведическая цивилизация, а не все эти надписи типа «Осторожно, злая собака», «Не входить», «Частная собственность», «Если войдешь, я тебя пристрелю». Иногда они так и делают. Но это не человеческая цивилизация, это цивилизация кошек и собак. Поэтому мы учим тому, что является подлинной человеческой цивилизацией.

  1.  Комнатные беседы – 2 сентября 1973 г., Лондон.

«Тот, развивает свою духовную жизнь, должен быть готов терпеть все эти телесные  страдания и удовольствия. Потому что они как приходят, так и уходят. Например, вы врач, который лечит своего пациента. Каждый знает, как наступает жар и после какого-то времени спадает. Поэтому тот, кто занимается сознанием Кришны, не очень-то обращает внимания на этот жар. Он знает, что как он приходит, так он и уходит автоматически. Особенно, если мы постимся пару дней. Есть такая бенгальская пословица: джваранпар кетанадали палаб… «если к вам нагрянул нежеланный гость или жар, не давайте им еды, и тогда они уберутся восвояси». Это работает как в отношении нежеланного гостя, так и жара – не давайте им еды, поститесь, и вскоре они покинут вас.

  1.  Утренняя прогулка – 3 июля 1975 г., Денвер

Прабхупада: «Да. Есть такая пословица «болезнь и нежеланный гость, если их не кормить, уйдут восвояси». Если приходит такой гость, которого вы не хотите видеть, не давайте ему еды, и вскоре он уйдет. (Смех). Так и болезнь, если вы поститесь, вскоре отпустит. [пропуск]

 Другая история: прахарена дхананджайа. Один господин имел 8 или 9 дочерей и столько же зятьев. Как-то раз они пришли к нему в гости, и он обеспечил их всем, едой и кровом. И потом они увидели: «О, наш тесть так хорошо нас всем обеспечивает, мы никуда не уйдем». Но тесть увидел, что его доброта ни к чему хорошему не приводит, и однажды он убрал соль. Один из зятьев подумал: «Ну-ну, вот уже и соль прячут», и уехал. И так с каждым днем что-то одно, другое, третье. Все меньше и меньше еды. Все разьехались, только один остался, никак не хотел уезжать. Другие, более разумные, поняли намеки и уехали, а этот был негодяем… Пришлось его побить разок, и он ушел восвояси.

ГЛАВА 7     РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОПОВЕДИ

  1.  Личная проповедь
    1.  Отношения с людьми:
      1.  Первое впечатление – в первую очередь, очень важно правильно понять человека, а затем начинать проповедовать ему о философии сознания Кришны.
      2.  Начало беседы – следует начинать разговор на правильной ноте. Это требует небольшой практики и чувствительности. Можно начать с общих вопросов: «Где они остановились? Есть ли у них свой бизнес? В случае со студентами «Что они изучают?». «Как они узнали о нашем храме?»
      3.  Развитие беседы – слдеует проповедовать в соответствии с уровнем и интересами человека. Можно развивать беседу в этом ключе.
      4.  Время – Если человек спешит, не задерживайте его перечислением деталей, просто обьясните базовые принципы, например, время распорядка храма, расписание лекций, семинаров или программ. Разговор с таким человеком должен быть кратким и содержательным (Если совсем нет времени, просто дайте ему храмовую брошюру, календарик с изображением Радха-Гопинатхи).
      5.  Окончание беседы – что говорить на прощание – это достаточной серьезный момент в отношениях с людьми. Не заканчивайте беседу дерзкими словами. Если человек не показывает интереса в воспевании, не говорите ему на прощание «Ну, воспевай и будь счастлив». Следует искренно поблагодарить их за то, что они пришли в храм и потратили свою ценное время. Мы должны вдохновлять их приходить снова и и снова и стараться служить им.
      6.  Признательность – многие прихожане часто приносят различные дары (цветы, фрукты, сладости, листья туласи и т.п.). Все эти предметы должны быть сразу же использованы в служении Господу. Их нельзя оставлять там и сям. Такое служение прихожан необходимо приветствовать и поощрять. Обязанность преданных, которые получают все эти подношения, использовать их только в служении Господу.

  Шрила Прабхупада написал письмо на эту тему: «Система такова, что любой, кто приходит в храм, он обязан что-то приносить для предложения Божествам… Это является началом любви – что-то дарить. Если я тебя люблю, то обычно даю тебе что-то, а все, что ты даешь мне, я с радостью принимаю. Поэтому дарите что-то Кришне и принимайте Его наставления. Если люди воспользуются этой возможностью, они автоматически станут преданными, любящими Кришну. В этом заключается успех в жизни.

  1.  Будьте приветливы –  Если вы дружелюбны, люди захотят сблизиться с вами. Со временем они будут открывать вам свое сердце. Предубежденное мнение о людях разрушает нашу приветливость.
    1.  Дружелюбие – насколько возможно, никого не отталкивайте. Приветствуйте с улыбкой.
      1.  Учтивость -  основные правила поведения в обществе. Однажды Шрила Прабхупада увидел в аэропорту женщину с ребенком и пропустил ее вперед, открыв дверь.
      2.  Отзывчивость – Майапурский фестиваль 1975 г., Вьяса-пуджа Шрилы Прабхупады. Собрались тысячи учеников. Шрила Прабхупада увидел, что один из учеников ранен и немедленно позвал на помощь.
      3.  Гостеприимство – делайте приготовления для комфортабельного проживания, прасада и т. п. особенно в отношении учеников Шрилы Прабхупады, а также преданных с рекомендательными письмами президентов храмов.
      4.  Просьба о деньгах – кто-то незнакомый просит у вас денег, вежливо откажите. Даже если этот человек проявляет некоторый интерес, чтобы регулярно приходить в храм. Все равно не следует давать денег.
      5.  Учиться у других – кто-то более опытный в определенной области может давать вам некоторые советы, как улучшить то или иное служение. В таких случаях следует прислушиваться к советам, а не просто отмахиваться от них.

  1.  Будьте хорошим слушателем:

Пока вы не будете внимательно слушать, не надейтесь, что другой человек будет слушать вас самих. Господь Чайтанья Махапрабху слушал Сарвабхауму Бхаттачарию. Лучший способ выразить свое уважение – сохранять молчание и слушать.

  1.  Всегда угощайте прасадом:

Природа прасада такова, что кто-то помнит о прасаде, хотя может забыть то, о чем вы ему проповедовали. Игра Шрилы Прабхупады, когда он давал гостю прасад прямо с алтаря.

  1.  Будьте готовы решать чью-то материальную проблему

Когда вы кому-нибудь проповедуете, выслушивайте проблемы этого человека:

А) При встрече;

В) Подождите, пока он выговорится (т.е. дайте ему высказаться, ведь если  он поглощен своей проблемой, он не сможет принять ваши наставления);

С) Растения не будут расти в неблагоприятной среде, даже пусть у вас будут самые лучшие семена и почва. Чтобы человек продвигался в практике преданного служение, ему необходимо хорошее окружение. Проблемы сами по себе не материальны, а исходят из духовной жизни. Проповедуя, вы вселяете веру в человека.  

  1.  Не будьте чересчур агрессивным:

Будьте осторожны, общаясь с преданными. Если этого не делать, преданных не останется.

А) Мы никогда не знаем, кому проповедуем – например, студент флоридского университета стал позднее банковским менеджером, от которого мы получили выгодную ссуду.

В) Когда раздаете прасад, нельзя быть агрессивным. Некоторые семьи прекратили приходить в храм из-за неправильного отношения.

  1.  Развивайте добрые личные отношения:

А) Со всеми поддерживайте личные отношения;

В) Шрила Прабхупада любил и заботился о всех преданных;

С) Джордж Харрисон стал преданным из-за теплого отношения со стороны Шрилы Прабхупады;

D) Преданные, которые собирали пожертвования, не очень хорошо отнеслись к Шриле Прабхупаде, но жест Шрилы Прабхупады, что он подарил им свое кольцо перед отьездом, полностью их обезоружил.

  1.  Вдохновляйте их читать книги:

А) Следите, чтобы они читали;

В) Для этого вы сами должны читать книги Шрилы Прабхупады;

С) Чанакья сказал: «Вы можете быть окружены книгами, но знание само не войдет в вас»;

D) Иметь книги и не читать их подобно наличию денег без права ими распоряжаться. Знание, видью, не надо запирать в шкафу;

E) Китайцы говорят: «Дайте человеку рыбу и он ее немедленно сьест, но научите его ловить и он будет обеспечен пищей до конца своей жизни».

F) «Самая большая проблема в ИСККОН – это люди, не читающие моих книг. Люди продолжают приходить с проблемами. Вы можете с ложечки кормить их решениями, но если вы вдохновите их читать книги, они автоматически найдут любое решение».

1.8 Проповедуйте согласно уровня человека:

После того, как вы разобрались в человеке, направьте его/ее к преданному либо в кураторскую группу, имеющую схожие интересы. В начале не следует пытаться решить все проблемы человека, лучше направьте его к нужному преданному. Например, человек с медицинским уклоном лучше будет общаться среди преданных-докторов, студенты колледжей – с проповедниками в колледжах и т.п. Итак, следует проповедовать согласно уровня понимания человека. Как-то Шрила Прабхупада проповедовал мотогонщику. Он был чемпионом, и Шрила Прабхупада начал разговор с гонок; после примерно часа разговора он обратил внимание гонщика, что часто случаются аварии со смертельным исходом. Следующие два часа Шрила Прабхупада говорил о грядущей смерти.

  1.   Не втягивайтесь в горячие споры:

А) Это очень коварная вещь. Кто-то понимает сразу, а кому-то нужно время. Мы хотим, чтобы наша речь была полностью принята.

Шрила Прабхупада: «Если ваш оппонент в настроении соперничества, то лучше накормите его прасадом».

В горячих спорах мы часто пытаемся показать, насколько мы начитанны.

В) Не давайте все дешево, приглашайте любознательных людей в храм.

  1.  Проповедь своим примером:
    1.  Практикуйте то, о чем проповедуете (поступки лучше говорят, чем слова).
    2.  Будьте просты (качества нелицемерия, прямоты).

А) У преданного нет скрытых мотивов, поэтому у людей не должно возникать сомнение: «А зачем он вообще пришел в это Движение?».

В) Простота означает не показывать себя более значительным, чем есть на самом деле. Вы знаете свои недостатки, однако смиренно стараетесь повторять послание парампары.

С) Если у вас нет простоты, то вы осквернены, например, лицемерным поведением.

  •  Вы ради денег приглашаете стать пожизненным членом;
    •  Проповедуете противоположному полу ради наслаждения им.

       D) Делайте то, о чем говорите.

  1.  Искренность, обязательность и верность:

А) Искренность – делаете все, что в ваших силах. Например, вы распространяете не так много книг, однако выходите каждый день;

В) Обязательность – невзирая на препятствия, вы продолжаете действовать. Например, вы проводите проповедническую программу, на которую приходит мало людей, но вы продолжаете;

С) Не предавать – продвинутый уровень обязательности. Шрила Прабхупада говорил своим менеджерам, когда они жаловались на тяготы управления, «… вы можете отдохнуть. Но я не могу отдохнуть от управления ИСККОН – ради блага всего общества».

D) Верность – это братские отношения, заботтесь, как о ребенке. Из верности вы получаете вдохновение.

  1.  Сильная садхана:

Без правильного полива слушания и воспевания, сорняки анартх возрастают и заглушают вдохновение проповедовать. Проповедь – это встроенная система безопасности. Для проповеди вам необходима практика.

Шрила Прабхупада (в храме Джуху): Я не слышу киртана.

Харидас: Все преданные ушли собирать средства.

Шрила Прабхупада: Я дал вам утренние и вечерние программы, чтобы вы пели киртан. Пока не будет киртана, не будет проповеди. Если не будет строгой садханы (питаемой кришна-катхой и киртаном), то вырастут сорняки анартх и у вас исчезнет всякое вдохновение проповедовать».

  1.  Смирение:

Быть инструментом в руках предыдущих ачарьев. Просто будьте посыльным в руках предыдущих ачарьев.

Однажды, глядя на одну из картин, преданные сказали Шриле Прабхупаде: «Тут Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень на Вас похож». Шрила Прабхупада ответил: «Мой гуру это золото, а я подобен железу. Но мы оба – металлы». Уважение придет с ростом. Необходимо быть очень осторожными. В какой мере вы цените себя, пребывая вне парампары, в такой мере вы получаете плохие кармические реакции людей, и оттого не в состоянии удержаться в преданном служении. Выгода, поклонение себе и признание – вот камни преткновения к духовному росту.

 Итак, есть два пути: быть похожим на Джада Бхарату (этот путь ведет обратно к Богу) и все остальные (которые ведут в ад). Необходимо проповедовать и оставаться при этом смиренным.

  1.  Дух жертвенности:

Как, например, христианские миссионеры жили по 50 лет в деревне и распространяли идею христианства. Шрила Прабхупада записал в своем дневнике в 1965 году: «Я скучаю по всем своим братьям в Боге, празднующим Гаура-Пурниму в Йогапитхе».

  1.  Другие аспекты проповеди
    1.  Одежда и внешность:

Необходимо одеваться традиционным вайшнавским образом, нанеся тилаку и одев кантхималы.

  1.  Будьте вежливыми:

Всегда необходимо быть вежливым. Например:

А) Если кто-то хочет встретить какого-нибудь храмового преданного либо контактного человека от группы преданных, направьте его в справочное бюро (телефонный оператор/секретарь);

В) Иногда гости хотят провести свою программу (особенно по части пения), направьте их к президенту храма, а если у вас нет соответствующих полномочий, обратитесь к храмовым авторитетам.

  1.  Обязательность

Если вы что-то обещаете, то обязаны выполнить это обещание в подходящее время. Например, если вы обещаете послать какую-то информацию по e-mail или по почте, то необходимо сделать это в соответствующее время).

  1.  Внутренний настрой

Перед началом служения необходимо помолиться Шриле Прабхупаде и Божествам, чтобы они пролили на всех прихожан свою беспричинную милость. Следует считать себя их слугами, а также принимать их как осогбых гостей Шри Шри Радха-Гопинатхи и Шрилы Прабхупады.

  1.  Проявление инициативы

Иногда прихожане приходят, садятся в храме, ожидая, что кто-нибудь расскажет им о расписании храмовых событий. Иногда они могут уйти, даже не получив прасада или чаранамриты. Во всех этих случаях надо проявлять инициативу и рассказывать гостям о храмовом расписании, угощать рпасадом и т.п.

  1.  Преодоление внутреннего барьера

Много раз мы теряемся в сомнениях: интересно ли было новому прихожанину, какова его/ее реакция. В этом случае необходимо молиться предыдущим ачариям и Божествам, чтобы обрести силу для проповеди.

 В большинстве таких случаев люди благодарны сознанию Кришны. Однажды я увидел, как один господин уходит из храмовой двери. Я догнал его и угостил прасадом. Он был очень тронут этим. Постепенно наши отношения углубились, и теперь он помогает мне в разнообразном служении и его благосклонность к нам увеличивается.

  1.  Спокойствие и терпение

Иногда прихожане уходят, не приняв прасад или не повидавшись с кем-то из преданных. Или даже после разговора с вами они не заинтересованы узнать больше. Не надо расстраиваться. Необходимо оставаться сдержанным и терпеливым в проповеди. Не следует привязываться к результатам проповеди. (Много литров крови будет отдано, чтобы сделать человека преданным). И в то же время надо быть энтузиастичным в своем служении.

ГЛАВА 8    ПРИЕМ И МЕСТА ВСТРЕЧИ ГОСТЕЙ

1. У себя дома

Общие указания были даны в главах 3 и 4. Закон ведического гостеприимства гласит, что даже врага следует принимать по всем правилам. Ему не должно быть дано и шанса понять, что он пришел в дом своего врага.

   История о Господе Кришне, Арджуне и Бхиме, когда они пришли в царство Джарасандхи. Когда Господь Кришна в сопровождении Арджуны и Бхимы вошел к Джарасандхе в Магадхе, этим почтенным врагам был оказан царский прием со стороны правителя Джарасандхи. Хотя один из гостей, Бхима, ранее сражался с Джарасандхой, им был оказан щедрый прием. Вечером они садились рядом, словно друзья и гости, а днем сражались насмерть, рискуя жизнью. Таким был закон гостеприимства.

  1.  В храме

Храм Господа, не важно, открыт ли он для публики или находится в чьем-то доме, должен быть местом, где посетители смогут принять полное участие в храмовой деятельности, насколько это возможно. В ИСККОН правильный прием гостей очень важен, поскольку наше Общество – проповедническая миссия. Как последователи Шрилы Прабхупады, основателя-ачарии ИСККОН, мы должны считать каждого гостя в храме его гостем. От того, как мы принимаем гостя, будет зависеть, придет ли он раз либо станет регулярно посещать храм и, возможно, станет преданным Кришны.

Каждый преданный обязан научиться искусству приема гостей, однако храмовым преданным, которые регулярно поклоняются Божеству, следует быть просто экспертами в этой области, поскольку они прямо представляют собственника этого храма.  Даже самое великолепное и пышное поклонение Божеству не привлечет гостя, если храмовые обитатели пренебрегают им. С таким пониманием мы должны оказывать неожиданному гостю полное гостеприимство. Обычные люди, приглашенные гости, пожизненные члены (life members), VIP-персоны, вайшнавы и родственники вайшнавов – все они должны быть приняты таким образом, чтобы им было комфортно и они захотели бы прийти снова.  «Золотое правило» приема гостей: принимать гостей так, как мы хотели бы быть принятыми сами.

Другие места встречи гостей:

С. Алтарная (Поклонение Божеству)

D. Гостевой центр ИСККОН.

E. Ресторан «Говинда».

F. Приемная.

G. Книжный киоск.

H. Места воспевания Святого имени.

I. Рабочие места (магазин, офис и т.п.).

J. Другие места/обстоятельства (проповедь в колледжах, распространение книг, фестиваль, программа проповеди прихожанам).

ГЛАВА 9  КАК СЕБЯ ВЕСТИ С РАЗНЫМИ ГОСТЯМИ

Поскольку приходиться иметь дело в разными типами людей, посещающих храм, то следует научиться правильно общаться с ними. Когда разговариваете или что-то обсуждаете с отдельными людьми:

  1.  Надо знать, о чем говорить (т.е. понимать тему разговора);
  2.  Контроль за временем раговора;
  3.  Позволять им высказывать свою точку зрения;
  4.  Как сделать выводы разговора.

Необходимо взаимодействовать с людьми в зависимости от своих отношений с ними. Не всегда следует пускаться в философские рассуждения. Конечно, очень хорошо, если у преданного есть свой сбалансированный подход к разным категориям гостей, как к отдельным людям, так и к небольшим группам.

Если говорить о группе, это может быть – одна семья, студенты колледжа, профессиональная группа – необходимо каждому уделять личное внимание. Если это семья с ребенком, если вы уделите ему немного внимания, это удовлетворит взрослых, однако не забывайте и об остальных. Шрила Прабхупада приводил пример: «Если вы любите меня, полюбите и мою собаку». Всегда надо помнить, что отношения в группе тесно взаимосвязаны, поэтому надо быть экспертом в своих словах, поведении и взаимодействии.

С новичками:

  1.  Дайте им храмовую брошюру и прасад.
  2.  Расскажите о ближайших фестивалях, курсе лекций по БГ и т.п.
  3.  Расскажите им о программах храма, проходящих возле места их проживания.
  4.  Запишите их имя, адрес, номер телефона для последующей связи.
  5.  Покажите им книги Шрилы Прабхупады.
  6.  Расскажите о Божествах в нашем храме.

Со студентами:

  1.  Расскажите им о курсах лекций по БГ, о молодежных фестивальных программах и т.п.
  2.  Направьте их к преданным, которые проповедуют в колледжах.

С маленькими детьми/гурукулятами:

  1.  Сделайте их счастливыми, угостив маха-прасадом. Если они захотят еще, не отказывайте. На самом деле, вы удовлетворите их родителей уже тем, что будете общаться с детьми.
  2.  Подарите им календарик с изображением Шри Шри Радха-Гопинатхи.
  3.  Не будьте с детьми равнодушными.
  4.  Никогда не бейте детей, это оставляет очень плохое впечатление.
  5.  Всегда воспринимайте их юными вайшнавами, которые в будущем смогут сами стать лидерами ИСККОН.

С девушками/ребятами:

  1.  Обычно гостей-мужчин встречает преданный, а девушек – матаджи.
  2.  Необходимо уважительно направить их к преданному их пола, стараясь ничем не оскорбить. В любом случае необходимо очень внимательно соблюдать вайшнавский этикет.

С почтенными гражданами:

  1.  Просто тепло их встречайте.
  2.  Не проповедуйте им слишком много.

С преданными ИСККОН:

  1.  Соблюдайте вайшнавский этикет при встрече.
  2.  Пусть они почувствуют себя, как дома.

С пожизненными членами ИСККОН:

  1.  Не надо им проповедовать, просто ведите себя учтиво.
  2.  Угостите их прасадом и чаранамритой.

С работниками прессы/журналистами:

  1.  Обычно эти люди ведут себя непритязательно, поэтому следите за тем, что вы им рассказываете.
  2.  Если не знаете, лучше не преувеличивайте.
  3.  Лучше всего направить их к президенто храма или старшему преданному, который даст им всю необходимую информацию.

С ВИП-гостями:

  1.  Хотя со всеми категориями гостей следует обходиться вежливо, но иногда члены высшего общества, обладающие социальным или политическим влиянием, требует к себе более пристального внимания.
  2.  Необходимо лично вести их, показать храмовые помещения и рассказать о Божествах.
  3.  Можно предложить им прасад, место для отдых и т.п., насколько это возможно.

С подозрительными людьми:

  1.  Иногда в храм приходят подозрительные или строптивые люди. Не сердитесь на них, просто угостите прасадом.

Более подробно о том, как вести себя с разными людьми, читайте руководство по вайшнавскому этикету.

ГЛАВА 10    ВИДЕНИЕ И НАСТАВЛЕНИЯ ПО ЭТОМУ СЛУЖЕНИЮ

Лекция 12 января 2003 г. по ШБ.4.21.4: «Кульминацией всей нашей проповеди является то, что когда искренняя душа приходит в наш храм, то она ощущает, что попала в свой духовный дом. Любой, кто приходит в наш храм, должен ощущать такой же радушный прием, который обычно оказывает близкий друг, то есть преданный, искренне заботящийся о его духовной жизни. Красота храма может привлекать людей, однако от гостеприимства преданных зависит то, привлекутся ли они тем, чтобы искренне услышать божественное послание Шрилы Прабхупады.

  Каждый прихожанин, гость и храмовый преданный должен быть радушно встречен теплыми словами, сложенными ладонями, книгами, чаранамритой и прасадом. Дайте им почувствовать, что они, наконец, пришли в свой вечный дом у лотосных стоп Кришны. И вашей целью должен стать такой прием гостей, чтобы они приходили снова и снова.

  Гость воспринимается тем, кто послан Кришной. Когда гости приходят в наш храм Шри Радха-Гопинатхи, они приходят в гости в храм Прабхупады и к каждому преданному, имеющему веру в Прабхупаду. Мы лишь следим за этим храмом. Не только департамент по приему гостей, но любой из нас, каждый должен быть озабочен тем, чтобы принять гостя, пришедшего в храм, таким образом, чтобы он ощутил любовь Прабхупады к Кришне. Никто не должен выходить из этих дверей, не почувствовав любовь Прабхупады к Кришне и к ним самим. И как они все это ощутят? Через нас, через то, как мы относимся к ним, как говорим с ними, как почитаем и уважаем их. Мы все – сосуды, мы все – представители. Они приходят, как личные гости Радха-Гопинатхи и Шрилы Прабхупады в Их дом. А мы – просто слуги. Даже если богач пригласит гостя, но его обидит служанка или слуга, то этот гость уйдет. Поэтому это обязанность каждого. Любой гость, кто приходит, из Индии или другой страны, должен что-то получить, неважно, много у нас или мало. Таков дух привязанности, дух уважения, дух служения».

Лекция 05 сентября 1995 г. по ШБ.1.13.9: «В нашем храме Шри Шри Радха Гопинатхи мы пытаемся принять этот дух. Нам следует понять, что это дом Радхарани и Шри Гопинатха, это дом Господа Нитьянанды Прабху и Господа Чайтаньи Махапрабху. Шрила Прабхупада – это смотритель, обучающий нас, как правильно заботится об Их доме. Мы цитировали наставления Шрилы Прабхупады. Итак, все, кто проходят через эти двери храма, - мы обязаны знать это - являются особыми гостями Верховной Личности Бога, и это обязывает нас предоставить им полное гостеприимство, без всякой дискриминации, независимо от их материального статуса в обществе. Их надо встретить с теплыми словами. Они должны себя чувствовать умиротворенно. Шрила Прабхупада обьясняет, почему этот очень принцип очень важен. Когда во дворец царя приходит гость, он оказывает ему царский прием, но даже если вы очень бедны, если вы дадите гостю простую циновку, немного воды, сопроводив это теплыми словами, вы полностью удовлетворите его или ее. Итак, это должно происходить, что когда люди приходят в храм, их необходимо встречать теплыми словами. Им также надо рассказать о Божествах, угостить прекрасным кришна-прасадом. Они должны ощущать по приему и поведению со стороны преданных, что очутились на Вайкунтхе, в духовном мире. Поэтому нам необходимо установить этот принцип, насколько это возможно. И он касается не только гостей, но и преданных-прихожан и тех, кто живет в храме, когда они приходят, их следует встречать, как гостей.  У нас должны быть такие же теплые чувства по отношению к ним, необходимо стараться встречать их с большой симпатией, чтобы они ощутили счастье, спокойствие, дать всю любовь вайшнава, и такой тип обмена поможет ощутить им присутствие Кришны. Кришна проявляется через любовный обмен между преданными, с помощью такого процесса Он удовлетворен, когда о Нем узнают в окружающем мире».

ГЛАВА 11    СЛУЖЕНИЕ В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ

  1.  Служение непреданным: В отношении того, как следует взаимодействовать с непреданными, Шрила Прабхуцпада писал: «Если карми - друг, то приветствуй его «Харе Кришна!» и со сложенными ладонями коснись своего лба. Если карми – твой старший родственник, то воспевай «Харе Кришна» и предложи ему свой дандават. Таким должен быть этикет в наших социальных взаимодействиях» (Письмо Шрилы Прабхупады от 16 июня 1969 г.).
    1.  Служение непреданным-родственникам: Шрила Прабхупада наставляет нас, как принимать родственников, особенно тех, кто настроен против сознания Кришны: «Если это отец или мать, им должно быть оказано соответствующее уважение согласно социальному обычаю, но нельзя принимать их наставления, направленные против Бога. Лучшая вещь, во избежание недоразумений, оставаться молчаливым, не показывая ни согласия, ни отрицания этих наставлений» (Письмо Шрилы Прабхупады от 29 марта 1968 г.).

«Ты должен принимать своего отца с таким же уважением, как самого себя; даже если иногда тебя ругают, то надо терпеть…Надо следовать примеру Прахлады Махараджа… Ты никогда не согласишься с демоничными принципами твоего отца, но все равно старайся служить ему с такой же верой, как послушный сын» (Письмо Шрилы Прабхупады от 22 ноября 1968 г.).

* Гостю можно поклоняться с помощью двух предметов: сандаловой пасты и цветов (цветочных гирлянд), либо сидения и воды для омовения стоп, а также можно предлагать пять, семь или шестнадцать упачар.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67826. УНІФІКОВАНІ ВУЗЛИ ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ (ПРОДОВЖЕННЯ) 1.04 MB
  Мальтійські механізми використовують для повороту ПР, коли необхідно здійснити преривистий рух робочого органу, тобто рух в одному напрямку з періодичними зупинками. Вони отримали розповсюдження в зв’язку з їх конструктивною простотою, простотою виготовлення і експлуатації.
67827. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ТА ОХОРОНИ РОСЛИННОГО СВІТУ 117.5 KB
  Рослинний світ становить сукупність усіх видів рослин, а також грибів та утворених ними угруповань на певних території. Це правове визначення рослинного світу як об’єкта навколишнього природного середовища міститься в ст. З Закону України «Про рослинний світ».
67828. ЗАХОПЛЮЮЧІ ПРИСТРОЇ (ЗП) ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ 1 MB
  Технологічне призначення: захопюючі і утримуючі ЗП призначені для зхахоплення і утримування об‘єктів за допомогою гачків петель вилок лопаток губок пальців голок кліщів еластичних камер струменів повітря магнімного поля вакууму електростатичного притягання адгезії липучих накладок та інших засобів...
67829. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ТА ОХОРОНИ ЛІСІВ 101.5 KB
  Ліс є невід’ємною та незамінною частиною світової екосистеми. Значення лісів для навколишнього природного середовища проявляється в корисних властивостях лісів. Корисними властивостями лісів є їх здатність зменшувати вплив негативних природних явищ, захищати ґрунти від ерозії, регулювати стік води...
67830. СИСТЕМА ТРАНСПОРТНИХ І НАКОПИЧУВАЛЬНИХ ЗАСОБІВ РТС. НАВАНТАЖУВАЛЬНО-РОЗВАНТАЖУВАЛЬНІ ЗАСОБИ РТС 1.82 MB
  В загальному випадку транспортна система складається з складів 12 заготівок, оброблених деталей і зібраних виробів, складів 24 напівфабрикатів, інструментів і технологічного оснащення, а також транспортних засобів їхньої доставки і завантажувально-розвантажувальних пристроїв, що забезпечують...
67831. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ТВАРИННОГО СВІТУ 86.5 KB
  Відносини у галузі охорони, використання і відтворення тваринного світу, об’єкти якого перебувають у стані природної волі, у напіввільних умовах чи в неволі, на суші, у воді, ґрунті та повітрі, постійно чи тимчасово населяють територію України або належать до природних багатств її континентального...
67832. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ПРИРОДНИХ РЕСУРСІВ 125 KB
  Планета Земля, яка є нашим спільним домом, для сучасної людини перестала бути безмежною, в зв’язку з чим, всі природні та інші процеси, які відбуваються в сучасному світі, стали взаємозалежними та взаємопов’язаними. Так, наприклад, пестициди (ДДТ), що використовувалися...
67833. ТРАНСПОРТНІ ТА СКЛАДСЬКІ ЗАСОБИ РТС 418.5 KB
  Конвейєром називають машину для безперервного транспортування виробів. Відмітною особливістю багатьох конструкцій конвейєрів, разом з виконанням функцій по переміщенню заготівок, є можливість утворення невеликих міжопераційних заділів, що забезпечують незалежну роботу складних верстатів в складі РТС.
67834. ІНФОРМАЦІЙНО-ВИМІРЮВАЛЬНІ ПРИСТРОІ СИСТЕМ КЕРУВАННЯ РТС. СИЛОМОМЕНТНІ СИСТЕМИ НАДАННЯ ЧУТЛИВОСТІ РТС 208 KB
  Якщо при великосерійному виробництві з невеликими змінами продукції що випускається сумарні витрати на створення жорсткопрограмованого робототехнологічного комплексу складаються з трьох приблизно рівних частин одна з яких вартість сучасного високоточного промислового...