13832

Изучение товара. Кинофильмы

Эссе

Экономическая теория и математическое моделирование

Эссе по дисциплине Экономическая теория и институциональная экономика. По теме: Изучение товара. Кинофильмы. Введение Кризисный для экономики России 2009 год оказался весьма неплохим для отечественного кинобизнеса. Рублевые сборы кинопроката выросли на 13 а посе

Русский

2013-05-14

394.67 KB

2 чел.

Эссе по дисциплине «Экономическая теория и институциональная экономика».

По теме: Изучение товара. Кинофильмы.

Введение

Кризисный для экономики России 2009 год оказался весьма неплохим для отечественного кинобизнеса. Рублевые сборы кинопроката выросли на 13%, а посещаемость кинозалов – на 12%. В 2010 году данные тенденции развития подтвердились. В сфере кинопоказа, несмотря на замедление роста сети современных кинотеатров, также происходят позитивные изменения: расширяется сеть цифровых кинозалов, позволяющих повысить качество кинопоказа и расширить спектр предлагаемых услуг. Это говорит о специфике данного рынка, по сравнению с другими отраслями, а так же о привлекательности данной отрасли с точки зрения потребителей. Чтобы обосновать данное утверждение, проведем анализ привлекательности отрасли киноиндустрии  и ее продукта- кинофильма  с точки зрения характеристики потребителей и рынка.

Целью данного исследования является изучение и описание конкретного товара (кинофильмов) со стороны производителя и потребителя.

Задачи исследования:

  1.  Изучить размер рынка и целевую аудиторию
  2.  Рассмотреть темп роста рынка и потенциал
  3.  Проследить цикличность спроса, сезонность спроса
  4.  Изучить чувствительность цен, прибыльность продукта


Изучение конкретного товара (кинофильмов) со стороны производителя и потребителя.

Рассмотрим такой товар, как кинофильм, со стороны производителя.

Популярность кинофильмов сейчас высока, в связи с чем производитель увеличивает число кинотеатров.

По итогам 2009 года цифровые кинотеатры действуют уже в 107 городах, причем в 73-х из них - менее 500 тыс. жителей. По данным на 1 июля 2010 года в России насчитывается 2 246 современных кинозалов в 829 кинотеатрах. При этом число открывшихся кинотеатров значительно превышает число закрывшихся, что отражено на рис.1.

Рисунок 1. Динамика открытия и закрытия современных кинотеатров в России

В целом по стране рост общего числа современных кинозалов составил за год 14% (1 июля 2009 г. в России действовало 1 970 залов в 771 кинотеатре), а с 1 января 2010 года рынок вырос на 5,3% (за тот же период 2009-го – на 3,8%).

К концу 2010 года общее число современных кинозалов в стране может приблизиться к 2 500 (около 880 кинотеатров). Если этот прогноз оправдается, годовой темп роста составит около 17%, что выше уровня прошлого года (за 2009-й число современных залов в России выросло на 12%).

Современные кинотеатры есть во всех городах с населением свыше 250 тыс. чел., а также в 84% городов с числом жителей от 100 до 250 тыс. чел. Таким образом, наиболее «проблемными» населенными пунктами для развития рынка кинопоказа в России остаются города с числом жителей ниже 100 тыс. – здесь доля городов без современных кинотеатров составляет на сегодняшний день 82%! Всего по стране лишены возможности посетить современный кинотеатр 47% населения (66,7 млн чел.), в том числе 21,4% городских жителей (20,5 млн чел.).                            

 Таблица 1. Обеспеченность городского населения РФ современными кинозалами (на 01.07.2010)

Группы городов по числ-ти населения

Кол-во

городов в РФ

Суммарное

кол-во

жителей

(тыс. чел.)

Доля городского населения в данном типе

Доля городов, имеющих современные кинотеатры

Кол-во кинотеатров

Кол-во залов

Доля современных кинозалов

Кол-во экранов на 100 тыс. жит.

более 1 млн. чел.

11

25 654,9

26,8%

100,0%

242

1047

46,6%

4,08

500-1000 тыс. чел.

24

15 388,0

16,1%

100,0%

140

448

19,9%

2,91

250-500 тыс. чел.

38

12 914,6

13,5%

100,0%

129

256

11,4%

1,98

100-250 тыс. чел.

91

14 127,1

14,8%

83,5%

128

252

11,2%

1,78

50-100 тыс. чел.

156

10 888,6

11,4%

56,4%

106

155

6,9%

1,42

20-50 тыс. чел.

354

11 580,3

12,1%

16,1%

58

61

2,7%

0,53

менее 20 тыс. чел.*

425

5 055,8

5,3%

6,1%

26

27

1,2%

0,53

Всего в городах РФ

1099

95 609,4

100%

29,1%

829

2246

100%

2,35

*городов, не считая прочие населенные пункты

В то же время на российском рынке кинопоказа продолжают происходить качественные изменения, а именно, активный переход на цифровую кинопроекцию. К 1 июля в России было открыто уже 525 таких экранов в 375 кинотеатрах – это 23% современных кинозалов в почти половине кинотеатров (45%); практически все они оснащены оборудованием для 3D-показов.

 Выпуск трехмерных релизов по-прежнему является главным стимулом для появления новых цифровых кинозалов в России. Наиболее существенное влияние на рынок оказали в 2009–2010 годах фильмы «Аватар» (который способствовал открытию более 100 новых цифровых залов) и «Шрэк навсегда» (специально к его выходу в России были оборудованы для 3D-показа более 80 экранов (см. рис. ниже).

Рисунок 5. Число цифровых кинозалов и открытие новых цифровых залов в России

Кинопоказчики в малых городах стремятся получать доступ к блокбастерам (как в 3D-формате, так и в обычном 2D), а также конкурировать с кинозалами в близлежащих крупных населенных пунктах. Учитывая, что на сегодняшний день «цифра» есть лишь в 16% малых городов с современными кинотеатрами, рынок цифрового кинопоказа здесь будет расти и в дальнейшем. Динамика открытия цифровых залов в целом по России также свидетельствует о росте доли независимых игроков рынка, устанавливающих «цифру». Таким образом, большинство отечественных цифровых площадок открывается сейчас либо под управлением федеральных операторов, либо в независимых кинотеатрах

Рисунок 8. Динамика открытия цифровых кинозалов по типам операторов кинопоказа

 

 При этом потенциал роста рынка цифровых кинотеатров в России зависит от двух параметров: от числа малых городов (до 500 тыс. жит.), в которых еще нет цифровых залов, и от уровня конкуренции на этих рынках; а также от числа 3D-релизов в прокате, способствующих расширению цифровой киносети крупных городов (лидирующие сети кинотеатров оборудуют новые залы под качественные трехмерные фильмы). Тем не менее пока на рынке не наблюдается спада интереса игроков к приобретению цифрового оборудования, а некоторое замедление роста рынка в 2010 году связано с дефицитом цифровых кинопроекторов, а не с уменьшением числа желающих установить их в своих кинотеатрах. Лидером рынка по-прежнему остается «Каро Фильм», в активе которого    7,3%    современных    кинозалов    страны.    На    второй позиции - сеть «Синема Парк», опередившая компанию «Киномакс» еще по итогам 2008 года, а в конце 2010-го способная выйти на первое место в стране, поскольку в ближайшие месяцы в сети запланировано сразу несколько открытий многозальников.

Относительная независимость российского кинорынка от общеэкономических трендов стала подтверждением того, что кино остается одним из самых демократичных способов досуга, а кинобизнес более устойчив по отношению к кризису, чем, к примеру, ресторанный бизнес (ощущавший снижение потребления в течение всего года). Кинопрокат имеет свои законы, главные из которых - сезонность спроса и выход блокбастеров.

Анализ показателей рынка кинопроката за первые шесть месяцев 2010 года, произведенный по данным издания «Кинобизнес Сегодня», свидетельствует, что рынок постепенно восстанавливается после финансово-экономического кризиса. По сравнению с прошлым годом наблюдается существенный рост показателей кассовых сборов и цены кинобилета в долларовом выражении: в целом за календарные полгода +63,9% по кассе и +29,9% по стоимости кинопосещения. Наибольший рост цены кинобилета наблюдался в марте и апреле, после чего она начала постепенно снижаться.

Растет в стране и посещаемость: по сравнению с первым полугодием 2009-го число проданных кинобилетов в текущем году увеличилось на 26,1%. Главная причина такого роста - выпуск в начале прокатного года ошеломительного «Аватара» Джеймса Камерона, а также множества других цифровых 3D-релизов, интерес к которым со стороны зрителей невероятно высок (всего в первом полугодии в прокат вышло уже более десяти 3D-релизов). Особенно удачными по динамике кинопосещений оказались март (+50,9% – благодаря «Алисе в стране Чудес», «Как приручить дракона» и отечественным «Белке и Стрелке») и май 2010-го (+55,1% – благодаря «Шрэку навсегда»). Падение посещаемости

относительно прошлого года было зафиксировано только в апреле (–17,2%), несмотря на два 3D-фильма («Битва титанов» и «Большое путешествие вглубь океанов 3D: Возвращение»).

Рисунок 10. Характеристика рынка кинопроката в первом полугодии 2010-го

Рисунок 11. Изменение характеристик кинорынка первого полугодия 2010-го - к аналогичному периоду 2009-го

Специалисты Невафильм Research произвели оценку российского кассового сбора - по данным крупнейших дистрибьюторов о доле РФ в кассе СНГ3: таким образом сборы кинопрокатчиков оставили $705,9 млн, или 22, млрд руб. (при среднегодовом курсе доллара 31,8 руб.). Количество проданных кинобилетов в РФ оценивается в 132,3 млн (это на 11,7% выше, чем в 2009-м). При этом впервые с 2003 года цена кинобилета в рублях не изменилась и составила по итогам года 169 руб. ($5,33). Таким образом, чувствительность цен можно охарактеризовать как стабильную.

Вместе с ростом посещаемости и с продолжающимся увеличением числа современных кинозалов в стране продолжает укрепляться привычка к кинопотреблению – по итогам 2009 года посещаемость на душу населения по России в целом составила 0,93 раза в год, а в городах, где имеются современные кинозалы, уже почти вдвое выше – 1,8 раза в год на одного человека.

Рисунок 12. Динамика кинопосещаемости на душу населения России

При этом в 2009 году рублевый кассовый сбор на одну копию оказался выше прошлогоднего уровня (на 9,8%), тогда как сборы на один киноэкран практически не изменились (+0,2%), что свидетельствует о равномерном росте числа российских кинозалов и спроса на киноуслуги со стороны населения в минувшем году (напомним, что в прошлом году число кинозалов росло быстрее, чем кассовые сборы на экран, таким образом, экономический кризис способствовал восстановлению баланса в этой сфере).

В 2010 году в России продолжается процесс «блокбастеризации» кинопрокатного рынка. Результаты проката первых пятидесяти фильмов в рейтинге кассовых сборов за последние несколько лет показывают, что доля этих фильмов в кассе кинопроката постоянно растет. Особенно это заметно в текущем году: фильмы, занявшие места с первого по 50-е в рейтинге кассовых сборов, собрали в 2010-м кинопрокатном году уже 88,4% от общего валового сбора, что на 32% выше, чем в 2009 году (75% российской кассы).

Рисунок 13. Доля топ-50 фильмов в общей сумме кассовых сборов

Анализ соотношения числа проданных кинобилетов по топ-100 фильмов в первых полугодиях 2009–2010 гг.1, показывает, что хотя в совокупности в нынешнем году эти картины собрали на 3% больше зрителей, это достижение обеспечено исключительно блокбастерами: первая четверть фильмов в рейтинге привлекла в текущем году на 13% больше зрителей, чем в 2009 году; по оставшимся же 75-ти картинам наблюдается снижение суммарного числа зрителей по сравнению с уровнем прошлого года. Это также подтверждает, что российский кинопрокат становится все более ориентирован на блокбастеры.

Динамика роста числа кинотеатров к числу экранов представлена ниже:

31.12.2009 - 651 кинотеатр / 1459 экранов (среднее число залов на кинотеатр - 2,2)                                                                                                                  133 кинотеатра / 634 экрана в ТЦ (среднее число залов на ТЦ - 4,8) 195 цифровых кинотеатров / 239 цифровых залов

01.07.2010 - 672 кинотеатра / 1562 экрана (среднее число залов на кинотеатр - 2,3)

143 кинотеатра / 695 экранов в ТЦ (среднее число залов на ТЦ - 4,9) 281 цифровой кинотеатр / 363 цифровых зала

За период с 1 января по 1 июля 2010 года в регионах России были открыты 25 кинотеатров (106 залов); при этом 11 из них (63 экрана) - на территории торгово-развлекательных центров. Всего за год (с середины 2009 года) региональный рынок кинопоказа вырос на 17% (в середине прошлого года в регионах насчитывалось 1 334 кинозала); при этом рост числа экранов в ТРЦ составил 23,7%. Доля киноэкранов в региональных ТРЦ достигла значения 44,6%, что на 2,2% выше, чем в июле 2009 года. За первое полугодие в регионах закрылись пять современных кинотеатров (семь залов). В то же время на территории России за пределами столиц появился еще 124 цифровых зала в 86 коммерческих кинотеатрах.

В структуре открытий кинозалов по городам с различной численностью населения за прошедшие полгода 2010 года произошли изменения: доля открытий в миллионниках увеличилась вдвое, а доля

малых городов (с населением менее 100 тысяч человек) уменьшилась. В то  Рис. 14 Динамика числа открытий кинозалов по регионам России

же время в регионах России пока незаметно увеличения числа открывающихся новых современных кинотеатров, а в малых городах, активно развивавшихся в предыдущие годы, в 2010-м даже наблюдается сокращение числа вводимых в строй киноплощадок (за первое полугодие в городах с населением менее 100 тысяч жителей было открыто лишь четыре кинозала). Таким образом, мировой финансово-экономический кризис  обострил   проблему  обеспеченности  услугами   кинопоказа жителей малых населенных пунктов страны, и именно уровень в 100 тысяч человек является в настоящее время главным барьером для вхождения частного капитала на рынок таких городов.

Крупнейшим региональным сетевым оператором России по-прежнему остается компания «Киномакс» (6,3% региональных киноэкранов), хотя его догоняет главный конкурент – «Синема Парк». Компания «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн» продолжает сдавать позиции: за прошедший год она переместилась с шестого места на девятое, тогда как «Монитор» и «Люксор» свой рейтинг повысили, причем, существенно.

Число  вновь  открывающихся  современных  кинотеатров  и залов, особенно в торгово-развлекательных центрах, в России сократилось по причине остановки или отмены строительства многих объектов в 2009г. Однако развитие рынка пошло в новом направлении – свободные средства отечественные кинопоказчики направляют на установку оборудования цифрового кинопоказа. Причем цифровая киносеть расширяется не только за счет мегаполисов, но и малых городов, где кинотеатры стремятся сохранить за собой право первоэкранного показа в условиях сокращения числа 35-мм копий дистрибьюторами. Таким образом, рост числа цифровых (3D) кинопоказов остается основной тенденцией отрасли.

На работу кинотеатров в первом полугодии 2010-го оказали влияние форс-мажорные обстоятельства. Зимой после пожара в ночном клубе в Перми по всей России прошли масштабные проверки состояния противопожарной безопасности общественных зданий; в результате деятельность некоторых кинотеатров страны была приостановлена до устранения выявленных нарушений. А летом небывалая жара и лесные пожары (особенно в центральной России) не только сделали прохладные кинозалы спасительными зонами отдыха для утомленных зрителей, но и послужили причиной проблем с системами вентиляции и кондиционирования, не справлявшихся подчас с нагрузкой (смог, проникавший в кинозалы, иногда даже становился причиной срабатывания пожарной сигнализации) - из-за этого кинопоказчики были вынуждены на время останавливать кинозалы и даже кинотеатры.

В то же время мировой финансово-экономический кризис внешне не оказал серьезного влияния на бизнес действующих современных кинотеатров в России: в 2009-2010 кинопрокатных годах уровень посещаемости и рублевых кассовых сборов продолжил расти (благодаря триумфальному шествию по экранам страны 3D-фильмов); при этом в 2010 году началось и восстановление уровня долларовых сборов кинотеатров - за счет стабилизации курса национальной валюты (после девальвации конца 2008 года). Более того, постепенно преодолеваются и последствия кризиса в строительной сфере: приостановленные проекты торгово-развлекательных центров возобновляются, анонсируются новые объекты, и число вводимых в работу кинозалов начинает увеличиваться. В качестве еще одной тенденции можно отметить также возрождение интереса крупных сетевых операторов кинотеатров к рынкам стран ближнего зарубежья (прежде всего Украины, Казахстана и Белоруссии).

По данным на 1 июля 2010 года в России насчитывается 2 246 современных кинозалов в 829 кинотеатрах, этим числом определяется размер рынка. Темп роста рынка и потенциал можно определить как высокие, данный рынок обладает высокой цикличностью и сезонностью спроса, прибыльность продукта так же определяется как высокая (цены на билет устанавливаются владельцами кинотеатра), дифференциация продукта определена нами в исследовании и описана выше.

 SWОT – анализ отрасли киноиндустрии по итогам данного исследования приведен в Приложении. По итогам данного анализа можно сделать вывод о привлекательности отрасли киноиндустрии России с точки зрения характеристики потребителей и рынка, о востребованности ее продукта- кинофильма,  что подтверждается так же данными исследования (рост числа кинотеатров, высокая посещаемость , внедрение новых, цифровых технологий, и т.п.).

Обратимся к конкретному примеру кинопродукта- кинофильму «Аватар», существенно повлиявшему на современный кинопрокат.

Описание: Режиссер Дж. Кэмерон.  Год     выпуска – 2009

Премьера фильма была перенесена с лета на декабрь 2009. Однако задержка объясняется вовсе не техническими сложностями в производстве картины, а возможностью дать кинотеатрам лишнее время подготовиться к 3D релизу фильма.

Камерон придумал сюжет фильма и написал первую версию сценария в 1995 году.

 Фильм было очень популярным, и стал культовым фильмом 21го века, положив начало эры цифрового кино.  

       Бюджет         $237 000 000

Изначально Джеймс Кэмерон планировал выпустить картину на экраны в 1999 году. Однако, учитывая сложность и масштабность спецэффектов, которые собирался создать Камерон, бюджет фильма должен был составить около $400 миллионов. Даже несмотря на гигантский кассовый успех «Титаника» (1997) ни одна студия не могла позволить себе выделить такие средства. Проект лег на полку, где находился около 10 лет.

       Количество зрителей - В мире -   99 млн.     

В США - 25.5 млн.     

В России - 14.6 млн.

Кассовые сборы

сборы в США:          $749 766 139

сборы в мире :           + $2 002 600 000 = $2 752 366 139

сборы в России         $115 468 552

DVD в США $144 627 932

Это первый за всю историю фильм, кассовые сборы которого в прокате составили более 2-х миллиардов долларов.

Таким образом, данный продукт оказался привлекательным для потребителя(что подтверждают кассовые сборы) и выгодным для производителя( соотношение вложений и кассовых сборов).


 Приложение

SWОT- анализ отрасли и продукта(кинофильм)

Cильные стороны:

Высокая популярность отрасли у населения

Постоянное увеличение числа кинотеатров в регионах

Появление новых, цифровых технологий и их внедрение

Независимые кинопоказчики  в малых городах получить доступ к премьерным копиям фильмов в цифровом формате

Слабые стороны:

Зависимость от платежеспособности клиента

форс-мажорные обстоятельства (пожар, смог и т.п.)

Возможности рынка:

Рост цифрового кинопоказа

Развитие  технологии IMAX

Возможности реализации кинобилетов без участия кассиров,

через платежные
терминалы(«электронный билет);

Льготы для цифровых кинозалов - отмена таможенной пошлины и освобождение от уплаты импортного НДС для цифровых проекторов с выходным разрешением 2048 х 1080 пикселей и более, а также для серверов

Угрозы рынка:

Влияние экономических процессов (кризис)

Список использованной литературы

  1.  Олег Березин,  Ксения Леонтьева. Отчет для  ООО «УК «Формула кино».  РОССИЙСКИЙ КИНОРЫНОК. ИТОГИ 2009 ГОДА. Спб, март, 2010г.
  2.  Олег Березин,  Ксения Леонтьева . Отчет для ООО УК «Формула кино». ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА КИНОТЕАТРОВ ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 2009 ГОДА. СПб, сентябрь 2009 г
  3.  Олег Березин,  Ксения Леонтьева , Элеонора Кольенен-Иванова Отчет для  ООО «УК «Формула кино».  ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА КИНОТЕАТРОВ ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 2010 ГОДА. Спб, сентябрь, 2010
  4.  http://www.avatar-kino.ru/film%20facts.php


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11826. Лабораторная работа №6. Массивы 164.5 KB
  Лабораторная работа №6. Массивы 1 Цель и порядок работы Цель работы – получение практических навыков алгоритмизации и программирования вычислительных процессов с использованием массивов. Порядок выполнения работы: ознакомиться с описанием лабораторной раб
11827. Указатели и ссылки. Имя массива как указатель. Динамические массивы 220.5 KB
  Лабораторная работа №7. Указатели и ссылки. Имя массива как указатель. Динамические массивы 1 Цель и порядок работы Цель работы – изучить работу с указателями ссылками получить навыки программирования с использованием динамических массивов. Порядок выполнения ра...
11828. Лабораторная работа №8. Функции 175.5 KB
  Лабораторная работа №8. Функции 1 Цель и порядок работы Цель работы – изучить возможности языка по организации функций получить практические навыки в составлении программ с их использованием. Порядок выполнения работы: ознакомиться с описанием лабораторной ...
11829. Отладка программ в интегрированной среде Microsoft Visual C++ 2008 189.5 KB
  Лабораторная работа №9. Отладка программ в интегрированной среде Microsoft Visual C 2008 1 Цель и порядок работы Цель работы – изучить инструментальные средства и возможности отладки программ в интегрированной среде Microsoft Visual C 2008 Visual Studio 2008. Порядок выполнения работы...
11830. Типы данных, определяемые пользователем. Структуры и объединения 189.5 KB
  Лабораторная работа №10. Типы данных определяемые пользователем. Структуры и объединения 1 Цель и порядок работы Цель работы – ознакомиться с типами данных определяемыми пользователем и их применением в процессе программирования. Порядок выполнения работы: ...
11831. Работа со строками в C++. Потоки ввода-вывода. Файловые операции 338.5 KB
  Лабораторная работа №11. Работа со строками в C. Потоки вводавывода. Файловые операции 1 Цель и порядок работы Цель работы – ознакомиться с возможностями вводавывода языка C освоить основные операции работы со строками и файлами. Порядок выполнения работы: о...
11832. Перегрузка функций. Шаблоны функций 152.5 KB
  Лабораторная работа №12. Перегрузка функций. Шаблоны функций 1 Цель и порядок работы Цель работы – ознакомиться с возможностью перегрузки функций и научиться применять полученные знания на практике. Научиться использовать шаблоны функции и функции с переменным количе...
11833. Модули. Многофайловые проекты 227 KB
  Лабораторная работа №13. Модули. Многофайловые проекты 1 Цель и порядок работы Цель работы – ознакомиться с возможностью работы с многофайловыми проектами в среде разработки Visual Studio и научиться применять полученные знания при создании собственных модулей. Порядок...
11834. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ФІЛЬТРАЦІЇ ГРУНТУ 326.5 KB
  ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ФІЛЬТРАЦІЇ ГРУНТУ Визначення коефіцієнта фільтрації грунту. Методичні вказівки до лабораторної роботи № 16 з дисциплін Гідравліка відкритих русел Гідрологія та гідрометрія Гідравліка гідрологія гідрометрія для студентів базових напрямів...