13850

Философия и трагичность человеческого бытия

Эссе

Логика и философия

Философия и трагичность человеческого бытия не хорошо и не плохо нет ни дорог ни подвоха. безосновательна наверняка метафизическая тоска метафизическая тоска Музыкальный коллектив Atlantida projet Я забыл о своем хомяке на балконе и три дня не кормил его. Ко...

Русский

2013-05-19

18.64 KB

0 чел.

Философия и трагичность человеческого бытия

не хорошо и не плохо,

нет ни дорог ни подвоха.

безосновательна наверняка

метафизическая тоска

метафизическая тоска

Музыкальный коллектив «Atlantida projet»

Я забыл о своем хомяке на балконе и три дня не кормил его. Когда я, чтобы покурить, вышел к окну, то случайно наткнулся на него. Джунгарик казался живее обычного, хоть и не подходил к своему любимому колесу, а просто бегал по клетке, стараясь выбросить как можно больше опилок и туалетной бумаги, за пределы своего воображаемого жилья. Пока я наблюдал за ним, мне позвонила К., поэтому, забыв о нем я ушел разговаривать с ней на кухню.

***

Достаточно трудно рассуждать об таких понятиях, как трагедия и философия, если ты все же, даже спустя семестр обучения на философском факультете, довольно смутно представляешь себе дефиницию оных.

И действительно, наша современная трагедия, совсем уже не та τραγῳδία-драма, наполненная пафоса, который составляет антитезу комедии. Скорее даже, в трагичности нашего существования последнего в достатке. Но вот сама основа трагедии тянется со времен античности и остается неизменной – это все  столкновения личности с роком, миром, обществом, в конце концов, смертью и выражением в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей.

И не зря ведь Ницше выбрал покровителем сегодняшней европейской культуры Диониса, того самого бога, в покровительстве к которому в Древней Греции и возникла сама трагедия. Ведь посмотрите вокруг: люди - невероятно трагические существа. Воплощённая трагедия, трагедия бытия. Разум, подчинённый необратимости. Разум, живущий в однонаправленном потоке времени.

Поэтому, обращая внимание на современный мир хотелось бы акцентировать внимание на одних из самых влиятельных философов трагичности бытия – экзистенциалистов и абсурдистов. Философов, которых в первую очередь интересовала не объективная природа вещей, а сам субъект – человек.

Ведь, нельзя отказаться от здравой концепции того, что каждый человек, как считал Сартр, является автором и воплотителем «проекта» своей личности. Безусловно, каждая минута, которую человек сосуществует с окружающей его действительностью оказывает огромное на него влияние. Но, собственно, сам вышеназванный «проект» хоть и зависит от этого, но все же формируется по принципу свободы воли – величайшей наградой человека. Хотелось бы заметить, что выбор, воля, как по мне, являются огромным подарком на человеку, самым замечательным духовным прибором в его внутренней квартире. Но, увы в коробку, от сего чудо-прибора забыли положить инструкцию, что превращают его в машину для бесконечного производства меланхолии, разочарования, а иногда и хуже. Ярким примером написанного мною может быть образ персонажа Люсьена из новеллы «Детство хозяина». Маленький мальчик, постепенно взрослея, совершая определенный выбор, приходит к чрезвычайному чувству тревоги на пороге своей юности. Кажущийся правильным ему отказ от себя прошлого, детского и слабого: приход к фашизму и ничем неоправданному антисемитизму, разрушается при взгляде на собственное отражение. Люсьен понимает, что не вырос, а просто сдался. Таким и становится его последний выбор – сдаться, и жить дальше шаблонно, как и все.

Именно на эту шаблонность и обращает внимание еще один известный представитель течения экзистенциализма Альбер Камю.

Именно его Мерсо-Посторонний говорит то, что можно увидеть во всем творческом наследии автора: «Всё - всё равно, всё не имеет значения, и я прекрасно знаю почему... На протяжении всей моей нелепой жизни, через ещё не наступившие годы, из глубины будущего неслось мне навстречу сумрачное дуновение и равняло всё на своём пути, и от этого всё, что мне сулили и навязывали, становилось столь же призрачным, как те годы, что я прожил на самом деле». Разочарование в существовании Камю так же тесно связывает с чувством абсурда. Ведь многим известна его аллегория человеческого существования, как Сизифа, подымающего камень без конца – то есть, бессмысленного: «Чувство абсурда может поразить в лицо любого человека на повороте любой улицы... Утреннее вставание, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, еда, трамвай, четыре часа работы, еда, сон, и так всё, в том же ритме, в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу». Но все же, в этом случае автора спасает безграничная вера в человека. В его прекрасное. А возможно, так и есть, не решаюсь сказать.

p.s. Отчаянье, абсурд, а с ними и трагедия настигают нас в каждый последующий момент существования. Существования среди которого ежесекундно теряется наша собственная сущность. Существования прозябшего в устаревших, прогнивших социальных институтах и ограниченных околосоциальных элементах. Мы будто бы идем все вместе, но наощупь, но в тумане, который ограничивает нас. Мы, кажется, живем. Только кажется?

Вся боль существования обрушивается на человека, подобно многотонному блоку высотного дома, каждый раз, когда он, проклиная себя, встает на ненавистную работу, а после нее – заходит в отделение захолустного банка, дабы оформить кредит-ипотеку. Потому что так надо.

Стоит ли здесь описывать десятигодовый эпизод ежепятничного ритуала в баре. Крохотный лживый островок, который будет спасать нашего лирического героя, а на самом деле, затягивающего в тину существования еще больше.

Ну, и подождав четверть жизни с бутылкой дешевого пива, он все же решается пойти в другое отделение банка, с лучшей отделкой и кассиршей-гомофобкой, чтобы взять другой кредит, для дешевого ниссана, к примеру. Ибо надо так.

Вот на этот самом месте повествования, мне вспоминается эпизод из лучшего, по-моему, сатиричного мультфильма «monkey dust», в котором человек зрелого возраста из серии в серию, все три сезона попадает на встречу одноклассников и все его общение сводится к кратким бинарным репликам либо «я успешнее тебя», либо «ты успешнее меня». Поэтому, не хотел бы расписывать дальше историю ЛГ, думаю, рано или поздно он просто превратится в персонажа жестокой сатиричной анимации.

Рано или поздно, она станет человеком-бинарностью.

Поэтому, мне кажется, что очень важно сохранить это чувство бунта, отчаянья, признания трагедии над нам. И возможно именно это постоянное чувство страха и предобреченности спасет нас от того самого момента, когда внезапно окажется, что все вокруг: твое жилье, женщина, работа, интересы и желания, все это запредельно неправильно и чуждо. Может, именно эти самые чувства спасут нас от того самого утра, когда мы проснемся и увидим окружающий мир в обессмысленном, механическом виде, и больше никогда не сможем сесть в свой поддержанный ниссан из-за стыда и осознания собственной ничтожности. Может, именно этот бесконечный внутренний бунт и признание трагичности человеческого бытия, всегда оставляет нам возможность не быть застигнутыми врасплох посреди жизненного пути с одним важным признанием. Признанием собственного экзистенциального поражения.

***

Маленький хомячок с именем Homo вдруг прекратил крутить свое крохотное металлическое колесико. Цифры на простеньком жидкокристаллическом дисплее начинают медленно-медленно меркнуть. Как и все вокруг. Невидимые руки уже пару тысяч лет не трогают жилище зверька. Единственно верным в этой ситуации для крохотного разума казалось лишь одно: утром, после бесконечного ночного кошмара, проснуться и пойти на свой ежедневный «тренажер», после усердной работы получить свою порцию нескончаемого рациона, а после уснуть в собственноручно сделанной норке (из старых газет и ошмёток туалетной бумаги).

Внезапно, Homo осознает, что жилище его совершенно скупо и тесно, да к тому же и дурно пахнущее, от осточертевшего корма у него давно вырос неприлично большой для милого хомяка живот. И самое главное, ему начинает казаться, что длинные худые пальцы с запахом табака, вряд ли уже когда-либо дотронуться до него через прутья жилища.

Homo внезапно останавливает ход игрушечного бесконечного колеса.

И в впервые за всю свою сознательную хомячью жизнь, чувствует, что давно мог протиснуться сквозь проемы клетки.

Fin.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29172. Установление дистанции выстрела 56 KB
  Принято выделять 3 основных дистанции выстрела: 1 выстрел в упор Выстрел в упор происходит тогда когда дульный срез оружия касается преграды при производстве выстрела. В этом случае: может наблюдаться отпечаток дульного среза оружия штанцмарка на преграде теле человека дополнительные следы выстрела находятся внутри раневого канала. 2 выстрел с близкого расстояния В этом случае дополнительные факторы следы выстрела находятся вокруг входного отверстия.
29173. Криминалистическая регистрация 58.5 KB
  Виды учетов соответствующие им формы информационных карт а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России. Криминалистическая регистрация насчитывает множество различных видов учетов. Оперативносправочные учеты чаще всего характерно наличие причинноследственной связи между объектом учета и событием преступлением. К оперативносправочным учетам относят учет: лиц подвергшихся аресту; лиц осужденных за совершение преступлений; лиц находящихся в розыске; лиц совершивших...
29174. Криминалистическое исследование документов 58.5 KB
  Исследование письма. Объектами криминалистического исследования письма являются письменная речь и почерк: 1 почерковедческое исследование; 2 автороведческое исследование. Техникокриминалистическое исследование.
29175. Автороведческое исследование документов 58.5 KB
  В письменной речи выделяют общие и частные языковые навыки. К общим языковым навыкам относят: стилистические навыки; синтаксические навыки; лексикофразеологические навыки; орфографические навыки; пунктуационные навыки. К частным признакам письменной речи относят устойчивые нарушения речи индивидуальные лексические грамматические навыки свойственные конкретному исполнителю.
29176. Криминалистическая габитоскопия 60 KB
  Криминалистически значимыми свойствами внешности человека являются ее неповторимость и относительная устойчивость так контуры лба лица форма головы и другие признаки лица обусловлены строением черепа. Все признаки внешности можно разделить на две группы: 1 собственные признаки; 2 сопутствующие признаки. форма отдельных частей тела головы лица шеи плеч груди спины рук ног; антропологические признаки раса национальность; функциональные динамические признаки осанка походка голос жестикуляция мимика и т. К...
29177. Криминалистика 26.5 KB
  4х звенная система: общие положения криминалистики теория идентификации трасология цели и задачи криминалистическая техника: общие и специальные положения криминалистическая фотография видеосъемка и звукозапись криминалистическая трасология криминалистическое исследование оружия криминалистическая габитоскописия криминалистическое исследование документов и учет криминалистическая тактика: общие и специальные положения версии и планирование расследование преступления тактика осмотра и освидетельствования тактика задержания...
29178. Криминалистическая идентификация 28.5 KB
  Научными основами идентификации являются: индивидуальная определенность объекта устойчивость признаков способность оставлять отображения в теории и практике различают 2 формы отображения: 1. идеальная только в памяти человека Трудности в установлении свойств объектов по их признакам проистекают из ограниченного объема информации отразившейся в средах неблагоприятных условий отражения свойств при следообразовании использования приемов маскировки и фальсификации признаков изменение свойств объекта со временем. Фрагментированные части...
29179. Виды криминалистической идентификации 26.5 KB
  установление целого по частям. Фрагментированные части объекта детали осколки совмещают друг с другом и изучают их взаимное совпадение признаков внешнего строения на разделенных поверхностях установление групповой принадлежности объекта к определенному классу роду виду то есть некоторому множеству.