13850

Философия и трагичность человеческого бытия

Эссе

Логика и философия

Философия и трагичность человеческого бытия не хорошо и не плохо нет ни дорог ни подвоха. безосновательна наверняка метафизическая тоска метафизическая тоска Музыкальный коллектив Atlantida projet Я забыл о своем хомяке на балконе и три дня не кормил его. Ко...

Русский

2013-05-19

18.64 KB

0 чел.

Философия и трагичность человеческого бытия

не хорошо и не плохо,

нет ни дорог ни подвоха.

безосновательна наверняка

метафизическая тоска

метафизическая тоска

Музыкальный коллектив «Atlantida projet»

Я забыл о своем хомяке на балконе и три дня не кормил его. Когда я, чтобы покурить, вышел к окну, то случайно наткнулся на него. Джунгарик казался живее обычного, хоть и не подходил к своему любимому колесу, а просто бегал по клетке, стараясь выбросить как можно больше опилок и туалетной бумаги, за пределы своего воображаемого жилья. Пока я наблюдал за ним, мне позвонила К., поэтому, забыв о нем я ушел разговаривать с ней на кухню.

***

Достаточно трудно рассуждать об таких понятиях, как трагедия и философия, если ты все же, даже спустя семестр обучения на философском факультете, довольно смутно представляешь себе дефиницию оных.

И действительно, наша современная трагедия, совсем уже не та τραγῳδία-драма, наполненная пафоса, который составляет антитезу комедии. Скорее даже, в трагичности нашего существования последнего в достатке. Но вот сама основа трагедии тянется со времен античности и остается неизменной – это все  столкновения личности с роком, миром, обществом, в конце концов, смертью и выражением в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей.

И не зря ведь Ницше выбрал покровителем сегодняшней европейской культуры Диониса, того самого бога, в покровительстве к которому в Древней Греции и возникла сама трагедия. Ведь посмотрите вокруг: люди - невероятно трагические существа. Воплощённая трагедия, трагедия бытия. Разум, подчинённый необратимости. Разум, живущий в однонаправленном потоке времени.

Поэтому, обращая внимание на современный мир хотелось бы акцентировать внимание на одних из самых влиятельных философов трагичности бытия – экзистенциалистов и абсурдистов. Философов, которых в первую очередь интересовала не объективная природа вещей, а сам субъект – человек.

Ведь, нельзя отказаться от здравой концепции того, что каждый человек, как считал Сартр, является автором и воплотителем «проекта» своей личности. Безусловно, каждая минута, которую человек сосуществует с окружающей его действительностью оказывает огромное на него влияние. Но, собственно, сам вышеназванный «проект» хоть и зависит от этого, но все же формируется по принципу свободы воли – величайшей наградой человека. Хотелось бы заметить, что выбор, воля, как по мне, являются огромным подарком на человеку, самым замечательным духовным прибором в его внутренней квартире. Но, увы в коробку, от сего чудо-прибора забыли положить инструкцию, что превращают его в машину для бесконечного производства меланхолии, разочарования, а иногда и хуже. Ярким примером написанного мною может быть образ персонажа Люсьена из новеллы «Детство хозяина». Маленький мальчик, постепенно взрослея, совершая определенный выбор, приходит к чрезвычайному чувству тревоги на пороге своей юности. Кажущийся правильным ему отказ от себя прошлого, детского и слабого: приход к фашизму и ничем неоправданному антисемитизму, разрушается при взгляде на собственное отражение. Люсьен понимает, что не вырос, а просто сдался. Таким и становится его последний выбор – сдаться, и жить дальше шаблонно, как и все.

Именно на эту шаблонность и обращает внимание еще один известный представитель течения экзистенциализма Альбер Камю.

Именно его Мерсо-Посторонний говорит то, что можно увидеть во всем творческом наследии автора: «Всё - всё равно, всё не имеет значения, и я прекрасно знаю почему... На протяжении всей моей нелепой жизни, через ещё не наступившие годы, из глубины будущего неслось мне навстречу сумрачное дуновение и равняло всё на своём пути, и от этого всё, что мне сулили и навязывали, становилось столь же призрачным, как те годы, что я прожил на самом деле». Разочарование в существовании Камю так же тесно связывает с чувством абсурда. Ведь многим известна его аллегория человеческого существования, как Сизифа, подымающего камень без конца – то есть, бессмысленного: «Чувство абсурда может поразить в лицо любого человека на повороте любой улицы... Утреннее вставание, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, еда, трамвай, четыре часа работы, еда, сон, и так всё, в том же ритме, в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу». Но все же, в этом случае автора спасает безграничная вера в человека. В его прекрасное. А возможно, так и есть, не решаюсь сказать.

p.s. Отчаянье, абсурд, а с ними и трагедия настигают нас в каждый последующий момент существования. Существования среди которого ежесекундно теряется наша собственная сущность. Существования прозябшего в устаревших, прогнивших социальных институтах и ограниченных околосоциальных элементах. Мы будто бы идем все вместе, но наощупь, но в тумане, который ограничивает нас. Мы, кажется, живем. Только кажется?

Вся боль существования обрушивается на человека, подобно многотонному блоку высотного дома, каждый раз, когда он, проклиная себя, встает на ненавистную работу, а после нее – заходит в отделение захолустного банка, дабы оформить кредит-ипотеку. Потому что так надо.

Стоит ли здесь описывать десятигодовый эпизод ежепятничного ритуала в баре. Крохотный лживый островок, который будет спасать нашего лирического героя, а на самом деле, затягивающего в тину существования еще больше.

Ну, и подождав четверть жизни с бутылкой дешевого пива, он все же решается пойти в другое отделение банка, с лучшей отделкой и кассиршей-гомофобкой, чтобы взять другой кредит, для дешевого ниссана, к примеру. Ибо надо так.

Вот на этот самом месте повествования, мне вспоминается эпизод из лучшего, по-моему, сатиричного мультфильма «monkey dust», в котором человек зрелого возраста из серии в серию, все три сезона попадает на встречу одноклассников и все его общение сводится к кратким бинарным репликам либо «я успешнее тебя», либо «ты успешнее меня». Поэтому, не хотел бы расписывать дальше историю ЛГ, думаю, рано или поздно он просто превратится в персонажа жестокой сатиричной анимации.

Рано или поздно, она станет человеком-бинарностью.

Поэтому, мне кажется, что очень важно сохранить это чувство бунта, отчаянья, признания трагедии над нам. И возможно именно это постоянное чувство страха и предобреченности спасет нас от того самого момента, когда внезапно окажется, что все вокруг: твое жилье, женщина, работа, интересы и желания, все это запредельно неправильно и чуждо. Может, именно эти самые чувства спасут нас от того самого утра, когда мы проснемся и увидим окружающий мир в обессмысленном, механическом виде, и больше никогда не сможем сесть в свой поддержанный ниссан из-за стыда и осознания собственной ничтожности. Может, именно этот бесконечный внутренний бунт и признание трагичности человеческого бытия, всегда оставляет нам возможность не быть застигнутыми врасплох посреди жизненного пути с одним важным признанием. Признанием собственного экзистенциального поражения.

***

Маленький хомячок с именем Homo вдруг прекратил крутить свое крохотное металлическое колесико. Цифры на простеньком жидкокристаллическом дисплее начинают медленно-медленно меркнуть. Как и все вокруг. Невидимые руки уже пару тысяч лет не трогают жилище зверька. Единственно верным в этой ситуации для крохотного разума казалось лишь одно: утром, после бесконечного ночного кошмара, проснуться и пойти на свой ежедневный «тренажер», после усердной работы получить свою порцию нескончаемого рациона, а после уснуть в собственноручно сделанной норке (из старых газет и ошмёток туалетной бумаги).

Внезапно, Homo осознает, что жилище его совершенно скупо и тесно, да к тому же и дурно пахнущее, от осточертевшего корма у него давно вырос неприлично большой для милого хомяка живот. И самое главное, ему начинает казаться, что длинные худые пальцы с запахом табака, вряд ли уже когда-либо дотронуться до него через прутья жилища.

Homo внезапно останавливает ход игрушечного бесконечного колеса.

И в впервые за всю свою сознательную хомячью жизнь, чувствует, что давно мог протиснуться сквозь проемы клетки.

Fin.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5047. Исследование комбинационных логических схем 185 KB
  Исследование комбинационных логических схем. ЧАСТЬ 1. Исследование базового логического элемента ТТЛ. Построить передаточную характеристику. Реализовать с помощью ЛЭ 2И-НЕ схемы И, ИЛИ, НЕ...
5048. Исследование структуры и устройства триггеров 116.5 KB
  Исследование структуры и устройства триггеров. Исследование асинхронного RS- триггера. Исследование двухступенчатого RS – триггера...
5049. Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов 92 KB
  Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов Цель работы Изучить принцип действия, характеристики и параметры полевых транзисторов (ПТ). Отчет о работе Снять передаточную характеристику IC=F(U3И) (график...
5050. Виготовлення разової ливарної форми за рознімною моделлю 117.5 KB
  Виготовлення разової ливарної форми за рознімною моделлю. Мета роботи: ознайомитися з процесом виготовлення вручну разової ливарної форми зі стержнем для нескладного виливка у двох опоках за рознімною моделлю. Обладнання, прилади, матеріали. Модельн...
5051. Исследование работы регистров и счетчиков 95 KB
  Исследование работы регистров и счетчиков. Регистры – устройства, предназначенные для хранения и преобразования двоичной информации. Они представляют собой набор определенным образом связанных триггеров...
5052. Исследования комбинационных логических схем 100 KB
  Исследования комбинационных логических схем. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ознакомление с логикой работы, изучение принципа действия, исследование и определение основных характеристик и параметров базового логического элемента ТТЛ, изучение структуры и работы основн...
5053. Переходные процессы в цепях с одним реактивным элементом 740 KB
  Переходные процессы в цепях с одним реактивным элементом Цель работы Изучение и компьютерное моделирование переходных процессов, возникающих при коммутациях в цепях первого порядка, содержащих сопротивление и емкость либо сопротивление и индуктив...
5054. Расчет привода механизма подъема-спуска нормального мостового крана 436.5 KB
  Техническое совершенство производственного механизма и осуществляемого им технологического процесса в значительной мере определяется совершенством соответствующего электропривода и степенью его автоматизации. Автоматизированный представляет...
5055. Маркетинг как вид экономической деятельности 212.5 KB
  Французский экономист Д. Сэй еще в эпоху промышленной революции так сформулировал основное правило в управлении производством: Нужно снижать издержки производства, с тем чтобы увеличить прибыль. Совет этот действительно является мудрым в ...