13850

Философия и трагичность человеческого бытия

Эссе

Логика и философия

Философия и трагичность человеческого бытия не хорошо и не плохо нет ни дорог ни подвоха. безосновательна наверняка метафизическая тоска метафизическая тоска Музыкальный коллектив Atlantida projet Я забыл о своем хомяке на балконе и три дня не кормил его. Ко...

Русский

2013-05-19

18.64 KB

0 чел.

Философия и трагичность человеческого бытия

не хорошо и не плохо,

нет ни дорог ни подвоха.

безосновательна наверняка

метафизическая тоска

метафизическая тоска

Музыкальный коллектив «Atlantida projet»

Я забыл о своем хомяке на балконе и три дня не кормил его. Когда я, чтобы покурить, вышел к окну, то случайно наткнулся на него. Джунгарик казался живее обычного, хоть и не подходил к своему любимому колесу, а просто бегал по клетке, стараясь выбросить как можно больше опилок и туалетной бумаги, за пределы своего воображаемого жилья. Пока я наблюдал за ним, мне позвонила К., поэтому, забыв о нем я ушел разговаривать с ней на кухню.

***

Достаточно трудно рассуждать об таких понятиях, как трагедия и философия, если ты все же, даже спустя семестр обучения на философском факультете, довольно смутно представляешь себе дефиницию оных.

И действительно, наша современная трагедия, совсем уже не та τραγῳδία-драма, наполненная пафоса, который составляет антитезу комедии. Скорее даже, в трагичности нашего существования последнего в достатке. Но вот сама основа трагедии тянется со времен античности и остается неизменной – это все  столкновения личности с роком, миром, обществом, в конце концов, смертью и выражением в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей.

И не зря ведь Ницше выбрал покровителем сегодняшней европейской культуры Диониса, того самого бога, в покровительстве к которому в Древней Греции и возникла сама трагедия. Ведь посмотрите вокруг: люди - невероятно трагические существа. Воплощённая трагедия, трагедия бытия. Разум, подчинённый необратимости. Разум, живущий в однонаправленном потоке времени.

Поэтому, обращая внимание на современный мир хотелось бы акцентировать внимание на одних из самых влиятельных философов трагичности бытия – экзистенциалистов и абсурдистов. Философов, которых в первую очередь интересовала не объективная природа вещей, а сам субъект – человек.

Ведь, нельзя отказаться от здравой концепции того, что каждый человек, как считал Сартр, является автором и воплотителем «проекта» своей личности. Безусловно, каждая минута, которую человек сосуществует с окружающей его действительностью оказывает огромное на него влияние. Но, собственно, сам вышеназванный «проект» хоть и зависит от этого, но все же формируется по принципу свободы воли – величайшей наградой человека. Хотелось бы заметить, что выбор, воля, как по мне, являются огромным подарком на человеку, самым замечательным духовным прибором в его внутренней квартире. Но, увы в коробку, от сего чудо-прибора забыли положить инструкцию, что превращают его в машину для бесконечного производства меланхолии, разочарования, а иногда и хуже. Ярким примером написанного мною может быть образ персонажа Люсьена из новеллы «Детство хозяина». Маленький мальчик, постепенно взрослея, совершая определенный выбор, приходит к чрезвычайному чувству тревоги на пороге своей юности. Кажущийся правильным ему отказ от себя прошлого, детского и слабого: приход к фашизму и ничем неоправданному антисемитизму, разрушается при взгляде на собственное отражение. Люсьен понимает, что не вырос, а просто сдался. Таким и становится его последний выбор – сдаться, и жить дальше шаблонно, как и все.

Именно на эту шаблонность и обращает внимание еще один известный представитель течения экзистенциализма Альбер Камю.

Именно его Мерсо-Посторонний говорит то, что можно увидеть во всем творческом наследии автора: «Всё - всё равно, всё не имеет значения, и я прекрасно знаю почему... На протяжении всей моей нелепой жизни, через ещё не наступившие годы, из глубины будущего неслось мне навстречу сумрачное дуновение и равняло всё на своём пути, и от этого всё, что мне сулили и навязывали, становилось столь же призрачным, как те годы, что я прожил на самом деле». Разочарование в существовании Камю так же тесно связывает с чувством абсурда. Ведь многим известна его аллегория человеческого существования, как Сизифа, подымающего камень без конца – то есть, бессмысленного: «Чувство абсурда может поразить в лицо любого человека на повороте любой улицы... Утреннее вставание, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, еда, трамвай, четыре часа работы, еда, сон, и так всё, в том же ритме, в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу». Но все же, в этом случае автора спасает безграничная вера в человека. В его прекрасное. А возможно, так и есть, не решаюсь сказать.

p.s. Отчаянье, абсурд, а с ними и трагедия настигают нас в каждый последующий момент существования. Существования среди которого ежесекундно теряется наша собственная сущность. Существования прозябшего в устаревших, прогнивших социальных институтах и ограниченных околосоциальных элементах. Мы будто бы идем все вместе, но наощупь, но в тумане, который ограничивает нас. Мы, кажется, живем. Только кажется?

Вся боль существования обрушивается на человека, подобно многотонному блоку высотного дома, каждый раз, когда он, проклиная себя, встает на ненавистную работу, а после нее – заходит в отделение захолустного банка, дабы оформить кредит-ипотеку. Потому что так надо.

Стоит ли здесь описывать десятигодовый эпизод ежепятничного ритуала в баре. Крохотный лживый островок, который будет спасать нашего лирического героя, а на самом деле, затягивающего в тину существования еще больше.

Ну, и подождав четверть жизни с бутылкой дешевого пива, он все же решается пойти в другое отделение банка, с лучшей отделкой и кассиршей-гомофобкой, чтобы взять другой кредит, для дешевого ниссана, к примеру. Ибо надо так.

Вот на этот самом месте повествования, мне вспоминается эпизод из лучшего, по-моему, сатиричного мультфильма «monkey dust», в котором человек зрелого возраста из серии в серию, все три сезона попадает на встречу одноклассников и все его общение сводится к кратким бинарным репликам либо «я успешнее тебя», либо «ты успешнее меня». Поэтому, не хотел бы расписывать дальше историю ЛГ, думаю, рано или поздно он просто превратится в персонажа жестокой сатиричной анимации.

Рано или поздно, она станет человеком-бинарностью.

Поэтому, мне кажется, что очень важно сохранить это чувство бунта, отчаянья, признания трагедии над нам. И возможно именно это постоянное чувство страха и предобреченности спасет нас от того самого момента, когда внезапно окажется, что все вокруг: твое жилье, женщина, работа, интересы и желания, все это запредельно неправильно и чуждо. Может, именно эти самые чувства спасут нас от того самого утра, когда мы проснемся и увидим окружающий мир в обессмысленном, механическом виде, и больше никогда не сможем сесть в свой поддержанный ниссан из-за стыда и осознания собственной ничтожности. Может, именно этот бесконечный внутренний бунт и признание трагичности человеческого бытия, всегда оставляет нам возможность не быть застигнутыми врасплох посреди жизненного пути с одним важным признанием. Признанием собственного экзистенциального поражения.

***

Маленький хомячок с именем Homo вдруг прекратил крутить свое крохотное металлическое колесико. Цифры на простеньком жидкокристаллическом дисплее начинают медленно-медленно меркнуть. Как и все вокруг. Невидимые руки уже пару тысяч лет не трогают жилище зверька. Единственно верным в этой ситуации для крохотного разума казалось лишь одно: утром, после бесконечного ночного кошмара, проснуться и пойти на свой ежедневный «тренажер», после усердной работы получить свою порцию нескончаемого рациона, а после уснуть в собственноручно сделанной норке (из старых газет и ошмёток туалетной бумаги).

Внезапно, Homo осознает, что жилище его совершенно скупо и тесно, да к тому же и дурно пахнущее, от осточертевшего корма у него давно вырос неприлично большой для милого хомяка живот. И самое главное, ему начинает казаться, что длинные худые пальцы с запахом табака, вряд ли уже когда-либо дотронуться до него через прутья жилища.

Homo внезапно останавливает ход игрушечного бесконечного колеса.

И в впервые за всю свою сознательную хомячью жизнь, чувствует, что давно мог протиснуться сквозь проемы клетки.

Fin.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1166. Аланское государство и история Северного кавказа 81.5 KB
  Гибель Хазарского каганата и образование Аланского государства. Появление новых кочевых народов на Северном Кавказе. Завоевание монголо-татарами Северного Кавказа. Начало формирования современных народов населяющих Северный Кавказ их социально-экономические отношения.
1167. Преобразование приложений в оконные приложения 113.5 KB
  Включить контейнерный объект в основной класс, вставив вызовы его функций в функции, осуществляющие ввод-вывод в файл и очистку. Реализовать функции для вывода информации.
1168. Создание фильма Чарнобыль. Фантомы на студии БВЦ (Беларусь) 78 KB
  Предпосылки создания проекта. Построение драматургии звукового сопровождения. Звуковая экспликация. Выразительные средства и фактуры звукового сопровождения. Технические средства и стадии реализации проекта.
1169. Анализ безопасности жизнедеятельности 77 KB
  Метеорологические условия и освещенность на рабочих местах. Характеристика воздушной среды по запыленности и загазованности. Наличие потенциально опасных мест для работающих. Характеристика вибрации и шумовых установок. Возможность поражения рабочих электрическим током.
1170. Построение эпюр напряжения на элементах RC-цепи 71.5 KB
  Построить эпюры напряжения на элементах RC-цепи во время переходного процесса с применением системы моделирования EWB.Затем с помощью системы MATHCAD получить те же эпюры с помощью математических формул.
1171. Система ДАУ фирмы Камева 59.5 KB
  Электронная система ДАУ фирмы Камева (Швеция). Связанное управление частотой вращения ГД и разворотом лопастей ВРШ из РР. Раздельное управление частотой вращения ГД. Распределение нагрузки между параллельно работающими ГД корректировкой сигнала задания на регуляторы частоты вращения.
1172. Організаційно–економічне обгрунтування захисних заходів в АОЗТ Агро-союз Дніпропетровської області в 2011 році 52.5 KB
  Економічна ефективність галузі рослинництва. Економічна ефективність захисту рослин від шкідливих організмів. Експлуатаційні витрати. Витрати на амортизацію агрегату. Витрати на поточні ремонти та технічний догляд агрегату.
1173. Роль и значение полиграфии в системе рыночной экономии 29.5 KB
  Промышленность является фундаментом для общественного производства продукции и основой для развития экономических субъектов рыночной экономики. Промышленность характеризуется отраслевой структурой, на которую оказывают влияние следующие факторы: развитие научно-технического прогресса.
1174. Предприятие – основное звено экономики 27.5 KB
  Коммерческие и некоммерческие предприятия. Полная совместная субсидиарная имущественная ответственность всех участников предприятия.