13852

Эссе по книге Энтони Берджесса «Заводной Апельсин» (1962)

Эссе

Литература и библиотековедение

Зиганьшин М. А. Задание по курсу Политическая этика Эссе по книге Энтони Берджесса Заводной Апельсин 1962 Выше огненных созвездийБрат верши жестокий пирВсех убей кто слаб и сирВсем по morder вот возмездиеВ зад пинай voniutshi мир Роман Энтони Берджесса З...

Русский

2013-05-19

34.87 KB

40 чел.

Зиганьшин М. А.

Задание по курсу «Политическая этика»

Эссе по книге Энтони Берджесса «Заводной Апельсин» (1962)

«Выше огненных созвездий,
Брат, верши жестокий пир,
Всех убей, кто слаб и сир,
Всем по morder — вот возмездие!
В зад пинай voniutshi мир!»

Роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork orange), представляет антиутопию, пронизанную сатирой, включая даже язык, вымышленное арго, на котором ведется повествование. Книга была экранизирована в одноименном фильма Стэнли Кубрика.

Что же из себя представляет антиутопия, в которой довелось жить героям произведения, о которых пойдет речь в дальнейшем?

Это Англия недалекого будущего. Уличная преступность приобрела невероятный размах, причем распространение получила именно молодежная преступность. Несмотря на ужесточающиеся карательные меры, борьба с криминалом ведется неэффективно. После захода солнца, законопослушные граждане предпочитают не появляться на улицах, так как велика была вероятность нарваться на одну из тех мелких молодежных шаек, что орудовали по ночам.

Государство не тоталитарно, однако некоторые элементы уже присутствуют, и наблюдается стремление к подобным тенденциям.

В кинематографе монополия Госфильма, поставлявшего патриотические фильмы в декорациях вестерна, существовали так называемые госмаги (государственные магазины) и прочие заведения с приставкой «гос».

Действовал закон, по которому каждый взрослый дееспособный человек, был обязан трудиться на общее благо.

Не один гражданин не оставляет лестных отзывов о существующем режиме, даже пьяница-ветеран войны, без конца причитает: «Что  это  за мир такой, я вас спрашиваю! Человек на Луне, человек  вокруг Земли крутится, как эти жуки всякие вокруг лампы, и при этом никакого уважения нет ни  к закону, ни  к власти»

Тем не менее, население продолжает покорно сидеть перед отупляющей синевой зомбоящика. Да и вообще оно крайне инертно. Всем стало на все наплевать, никто толком не читает газеты. В публичные библиотеки «нормальные люди редко захаживали».

 

В этом прекрасном svolotshnom и vonutshem мире,  практически не существует положительных героев. Автор одаряет практически всех персонажей гиперболизированными карикатурными свойствами, подчас имеющих животный образ. Разжиревшие жандармы, размалеванные девочки в париках едких цветов, бабушки пропивающие остатки государственного довольствия, алкаши у которых «в прогнивших вонючих кишках целый поганый оркестр»

Для придания большего отвращения, автор использует ароматический эффект: практически все жители этого отвратительного мира, источают запахи достойные места обитания. Пожилые – воняют старостью, мелисенты (полицейские) – потом, колбасой и луком, асоциальные элементы гнилью, пафосные девушки – тошнотворным сладковатым запахом духов и тп.

Разве что Ф. Александр - писатель одноименной книги («Заводной апельсин») и его многострадальная молодая жена не сопровождаются какими-либо отвратными характеристиками. Этот писатель – есть проекция, при помощи которой, Э. Берджесс вводит самого себя и свою жену в мир романа. Это подтверждается и сказанным им в интервью Village Voice: «Эта чертова книга — труд, насквозь пропитанный болью… Я пытался избавиться от воспоминаний о своей первой жене, которую во время Второй мировой зверски избили четверо дезертиров американской армии. Она была беременна и ребёнка после этого потеряла. После всего, что произошло, она впала в дикую депрессию и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Позже она тихонько спилась и умерла»2

Тем не менее, этот сюжет и эти герои не являются главными, скорее это похоже на старинный прием - затерявшийся автопортрет художника среди множества изображенных людей.

По-сути, главный герой в романе лишь один – молодой эстетствующий гопник Алекс, от лица которого, на искусственном языке, ведется повествование. Остальные персонажи, хотя некоторые из них, появляются в книге неоднократно и оказывают существенное влияние на главного героя, все же, на наш взгляд не могут быть причислены к разряду главных героев. Однако, о них следует вкратце упомянуть:

Значительное влияние оказывали на Алекса его окружения, шайка, которых он считал своими друзьями (Тем, Джорджик, Пит). Тем является полным антиподом Алекса – туповатый, необразованный, бескультурный. Все эти товарищи действовали исходя из соображений личной выгоды, как и сам Алекс. По-видимому, об общественном благе они даже никогда и не задумывались. Да и вряд  ли эта мысль могла возникнуть, учитывая, что их идентичность не была связана с тем государством, в котором они проживали. Другого мира, чем тот, в котором они живут на данный момент, молодое поколение не видит. В разговоре на тему есть ли жизнь на Луне, Алекс отвечает:

«Скорей всего там такая же zhiznn, как здесь: одни режут, а другие подставляют брюхо под nozh»

Они были замкнуты в своей группе, политикой не интересовались, а единственная власть, которая их волновала – это была власть в их шайке, из-за чего, в дальнейшем и произошел конфликт, так как помимо Алекса, лидерские качества стремился продемонстрировать и Джорджик. Что касается, Пита, то лишь с его помощью Алекс, в конце  концов осознал, что повзрослел и единственное чего ему хочется – остепениться и жить спокойно.

Несмотря на то, что сам протагонист, в определенный момент начинает считать, что его окружают сплошь антагонисты, враги, всеми средствами противостоящие ему, тем не менее, достаточно трудно согласиться с этим. Да, имеют место столкновения интересов, определенные действия вызывают противодействие, однако целенаправленного противостояния ему не оказывалось, по той лишь причине, что он, практически никому не был интересен, до его участия в государственном эксперименте, да и в связи с этим, лишь как некий инструмент.

Этика Алекса имеет селективный характер. Он многое позволяет себе действий, находящихся зачастую за пределами этики. Для него вполне нормально, ограбить, избить, изнасиловать, даже убить. Тем не менее, он считает неэтичным наблевать на пол, Он считает, что всегда нужно одеваться и выглядеть подобающе, даже после драки, его коробит при виде рыгающего и напевающего песни пьяницы, он не может терпеть, когда кто-то перебивает добротное пение певицы. Главный герой находит особенно otpadnim совершать ограбления в маске Дизраэли, Элвиса Пресли, Генриха VIII, или поэта П.  Б., Шелли. Прежде чем напасть предпочитает завести диалог в джентльменском стиле (например «Пардон, мадам»).

И естественно, следует упомянуть об его страсти к классической музыке. Каким-то образом, эта музыка гармонично сочеталась с его стремлением к насилию, придавала своеобразную эстетику всем этим чудовищным поступкам. В эстетизации насилия, он напоминает одного знаменитого английского заключенного, прославившегося более чем через десятилетие после написания «Заводного апельсина» по прозвищу Чарли Бронсон, который постоянно устраивал драки с охраной тюрем, будучи убежденным, что, таким образом, он реализует свою свободу.

По-видимому, для Алекса, это было своеобразной реакцией на стремительное наступление государственной машины, стремящейся все регламентировать и контролировать. Насилие и классическая музыка позволяли Алексу почувствовать себя свободным, неким ницшеанским ubermensch, со свободой воли, противопоставляемым «добрым» людям3, поступающим так, а не иначе, потому, что ему так нравится:

«больше всего  веселило меня, бллин, то  усердие,  с  которым они, грызя  ногти  на пальцах ног,  пытаются докопаться  до причины того, почему я такой плохой. Почему люди хорошие, они дознаться не пытаются,  а тут такое  рвение! Хорошие  люди  те, которым  это нравится, причем  я никоим  образом не лишаю их  этого удовольствия, и точно так же насчет плохих. У  тех своя компания, у этих своя. Более  того,  когда человек плохой, это просто свойство его натуры, его личности -- моей, твоей, его, каждого в своем  odinotshestve, --- а натуру эту сотворил Бог, или Gog, или  кто  угодно в великом  акте  радостного  творения. Неличность  не может смириться с тем, что у кого-то эта самая личность плохая,  в том смысле, что правительство, судьи и школы не могут позволить нам быть плохими, потому что они не могут позволить нам  быть личностями. Да и не вся ли наша современная история,  бллин,  это  история  борьбы  маленьких храбрых  личностей  против огромной  машины? Я это серьезно, бллин, совершенно серьезно. Но  то, что  я делаю, я делаю потому, что мне нравится это делать»

Однако, накладываясь на юношеский максимализм, жажда индивидуализма пошла совсем не в то русло.

Нам кажется не случайным, что рассказывая о том, как Алекс с дружками распивали молоко с размешанными в нем выдуманными Берджессом наркотическими веществами, он акцентирует внимание на том, что государственная машина еще не успела издать закон, запрещающим им это делать. Наркотическое молоко, своего рода было глотком свободы.

Укреплял его в этой мысли и тюремный священник Свищ, который хотя и являлся карикатурным изображением священнослужителя, этаким пьяницей, заведовавшим абсурдным тюремным приходом, тем не менее, всерьез был озабочен вопросом об этичности государственного принуждения, трактуя это через религию:

«Может быть, и вовсе не  так  уж приятно быть хорошим, малыш 6655321.

Может быть, просто ужасно быть хорошим. И, говоря это тебе, я понимаю, каким это  звучит  противоречием. Я знаю, у  меня от этого будет  много  бессонных ночей. Что нужно Господу?  Нужно ли ему  добро или выбор  добра? Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то  лучше человека  доброго, но  доброго не по своему выбору?»

Проблема, на наш взгляд, не столько в том, что разрушена личность преступника, если отбросить на секунду ценность индивидуализма, он получил то, что заслуживал. Наверное, т. н. метод Людовика, гораздо более гуманная альтернатива, для неисправимых преступников, чем смертная казнь. Однако, благими намерениями, как известно, выстилается дорога в ад, в данном случае в ад тоталитаризма. Ведь все эти асоциальные элементы, коими «отвратительнейшим образом переполнены тюрьмы», лишь объект апробирования, первая ступень в построении государства-паноптикума, где тотальное подчинение осуществляется не за счет хитросплетения пенитенциарной инфраструктуры и огромного числа обслуживающего персонала, а за счет контроля над психологией, разрушения личности, индивидуальности. Это, несомненно, мечта любого тоталитарного государства. К тому же, сам министр внутренних дел, не скрывает, что тюрьмы необходимо освободить для большого числа политических заключенных. Однако, если бы даже он этого не говорил, угроза того, что под знаменем законности от пенитенциарной системы пострадают невиновные люди, очевидна.

Еще одним указанием на это, является эпизод, где квартиранта родителей Алекса- Джо, избили милисенты, повинного лишь в том, что тот оказался в ненужное время, в ненужном месте.

Подтверждение тому, что Энтони Берджесса больше заботит угроза тоталитаризма, нежели потеря индивидуальности, разрушение личности, да и вообще судьба отдельных преступников, вроде Алекса. То, что правительство сделало с ним, это не более чем инструментарий в борьбе с идеалами свободы. Один из персонажей книги, по совместительству автор «Заводного апельсина», который является главным носителем и ретранслятором берджессовских идей, демонстрирует именно это отношение к проблеме:  

«Он бросил на меня  такой взгляд, бллин, будто совершенно  об этом не думал,  будто моя zhiznn  вообще ерунда, если  сравнивать с ней Свободу и всякий прочий kal;  в его взгляде  сквозило какое-то  даже удивление, что я  сказал то,  что  сказал, словно  я  проявил недопустимый эгоизм, требуя чего-то для себя»

Да и единомышленники этого писателя, открытым текстом называют Алекса «весьма действенным орудием» и «мучеником на алтаре Свободы» и говорят, что лучше бы он был подобен зомби, дабы демонстрировать жертву на митингах и тп.

И позднее, эта группа единомышленников провоцирует Алекса на неудачную попытку самоубийства, дабы продемонстрировать всю антигуманную чудовищность власти, применившей метод Людовика.

Объяснение того, что происходило с Алексом, с точки зрения политической этики, мы найдем в книге Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» (1975).

Им сформулирована мысль, что чем больше власть становится анонимной и функциональной, тем больше наблюдается стремление к индивидуализации, больше у детей, нежели у взрослых, у больных, больше чем у здоровых, у преступников, нежели у законопослушных4.

Таким образом, то обстоятельство, что Алекс был и ребенком и преступником и не вполне здоровым, привело к бурному росту индивидуализма. Однако к 18 годам, индивидуализм пошел на спад, он осознал, что постарел и покорно слился с остальной массой сограждан, погруженных в ежедневную рутину.

2 Сердюкова О. И. Специфика жанра антиутопии в романе Э. Берджесса «Механический апельсин» [Электронный ресурс] url: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Vsntu/2010/filolog/102-SevNTU/102-19.pdf

3 Ницше Ф. Ecce Homo, как становятся самим собой [Электронный ресурс] url: http://lib.ru/NICSHE/ecce_homo.txt_with-big-pictures.html

4 Грицанов А. Предисловие к книге Мишеля Фуко. Надзирать и наказывать [Электронный ресурс] url: http://lib.rus.ec/b/139317/read


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10417. Национальная политика в России 34.5 KB
  Национальная политика в России. Задача современной национальной политики достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того что Россия это единое многонацио...
10418. Понятие Политическая культура 31 KB
  Понятие Политическая культура. Политическая культура неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества его классов социальных групп трудовых коллективов индивидуумов уровень их
10419. Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры 32 KB
  Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры. Тема политическая культура занимает особое место в курсе политологии. Она посвящена проблемам взаимоотношений власти и личности политического поведения субъектов политики. Политическая ку...
10420. Политическое управление и политические процессы в обществе 37 KB
  Политическое управление и политические процессы в обществе. Существует множество интерпретаций понятия политический процесс Но по существу все они признают что политический процесс раскрывает движение динамику эволюцию политической системы Он представляет собо
10421. Политические решения. Общие понятия и отличия от других решений 33.5 KB
  Политические решения. Общие понятия и отличия от других решений. Понятие решение определяет выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей. Альтернатива же в свою очередь является одним из вариантов действия исключающим возможность реали
10422. Современные формы национально-государственного устройства 39.5 KB
  Современные формы национально-государственного устройства. Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности воплощения в государственном устройстве р...
10423. Проблемы формирования политической культуры общества 30 KB
  Проблемы формирования политической культуры общества. Весьма актуальной для любой политической системы является проблема формирования политической культуры общества. Особенно важным является охват всех структур общества и его политической элиты всех уровней призв...
10424. Существующие варианты управления конфликтами, их формы 26.5 KB
  Существующие варианты управления конфликтами их формы. Существенным аспектом теории конфликта является вопрос об управлении и регулировании политических конфликтов. Этими проблемами занимается самостоятельная отрасль знаний конфликтология. Один из важнейших ее р...
10425. Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности 38 KB
  Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности. Ведущим жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быт...