13853

Эссе. Фильм «Ельцин. Три дня в августе»

Эссе

Литература и библиотековедение

Золотухиной Ирины политология. 4 курс Эссе. Фильм Ельцин. Три дня в августе Ельцин. Три дня в августе художественный фильм снятый журналистами телеканала НТВ о противостоянии членов Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР и политического ру

Русский

2013-05-19

32.16 KB

4 чел.

Золотухиной Ирины, политология. 4 курс

Эссе. Фильм «Ельцин. Три дня в августе»

«Ельцин. Три дня в августе» - художественный фильм, снятый журналистами телеканала НТВ, о противостоянии членов Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР и политического руководства РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным в августе 1991 года.

Сюжет фильма

Действие фильма начинается за несколько недель до путча, в июле 1991 года, когда в Ново-Огарево Горбачев собирает представителей всех республик СССР, чтобы обсудить подписание нового Союзного договора, который должен был превратить СССР в конфедерацию суверенных государств. Тогда же между М.Горбачевым, Б.Ельциным и Н.Назарбаевым на конфиденциальной встрече была достигнута договоренность о радикальной смене всего руководящего состава страны. Разговор был записан сотрудниками КГБ, и его содержание стало известно Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, состоящему из консервативно настроенных представителей власти. Утром 19 августа из теленовостей Б.Ельцин на даче в Архангельском узнает о том, что Горбачев находится в Форосе под домашним арестом, ГКЧП объявляет Г.И.Янаева, на тот момент вице-президента СССР, исполняющим обязанности президента СССР. Б.Ельцин едет в Москву, чтобы возглавить политическое сопротивление ГКЧП2.

Прежде чем перейти к выявлению политико-этических интенций главных героев, необходимо указать, что согласно режиссеру фильма А.Мохову: «Этот лишь одна из трактовок событий»3. Причем та, которая на сегодняшний день является официальной: предательство членов ГКЧП (государственный переворот, по словам Б.Ельцина), блокирование Горбачева на даче, попытки штурма Белого дома. Альтернативные версии, например сговор М.Горбачева с членами ГКЧП, журналистами НТВ не рассматривались, что дало повод ряду пользователей блогосферы обвинить создателей фильм в излишней «телевизионности» и даже ангажированности. Тем не менее, создателям киноленты надо отдать должное, ведь с момента путча ГКЧП прошло 20 лет, что по историческим меркам не так много, и не каждый решится снимать фильм и давать какую-то оценку событиям, многие непосредственные участники которых живы и воспоминания о тех днях еще не потускнели

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует еще раз подчеркнуть, что характеры главных героев, их цели, мотивы поведения и т.д. проанализированы через призму той версии событий, которой придерживаются создатели фильма.

Главные герои

Персонажи фильма закономерно делятся на две группы: сторонники демократических перемен и консерваторы, ратующие за сохранения существующего строя.

К первой группе относятся президент РСФСР Борис Ельцин и его команда Р.И.Хасбулатов, Г.Э.Бурбулис, С.М.Шахрай и др. (показаны в фильме эпизодически).

Б.Н.Ельцин, президент РСФСР. Режиссер фильма выстроил типичный образ «вождя-героя» без изъянов. Б.Н.Ельцин, несмотря на все надежды членов ГКЧП и В.А Крючкова в частности, не уехал за границу, когда была возможность, а более того, как неоднократно подчеркивается в течение всего фильма, был единственным человеком, не побоявшимся вступить в борьбу с «государственными преступниками» - путчистами. Данный момент оттеняется тем, что практически все окружающие Ельцина сподвижники считают ситуацию проигранной, никто не верит в успех, они даже уговаривают Бориса Николаевича капитулировать. Однако именно железная воля к победе, а также  решительность и готовность к жестким действиям («Если драки не избежать, бей первым4») сыграли в пользу Ельцина в данной экстремальной ситуации и сломали инертность поражения, повернув, казалось бы, безнадежную ситуацию на 180 градусов.

Представители второй группы - Г.И.Янаев, В.А.Крючков, Д.Т.Язов и другие члены ГКЧП. Журналисты НТВ буквально с первых кадров пытаются сформировать у зрителя негативное отношение к ним («Крючков – типичный чекист», «Янаев тряпка, а не мужик», «Язов – старик, не хочет ничего менять» и т.д.). Эти образы-ярлыки создатели фильма пытаются поддержать на протяжении дальнейшего действа.

Г.И.Янаев, вице-президент СССР. Ведет себя очень неуверенно (дрожащие руки, срывающийся голос). Ему тяжело дается решение сменить М.Горбачева и стать главой СССР. «Я кладу голову на плаху»5, - цитата из фильма, емко и точно описывающая положение Янаева. Он прекрасно понимает, что первое лицо государства в случае тех или иных обстоятельств может с легкостью стать первой мишенью в глазах общественности, и он боится  взять на себя ответственность и встать под обстрел.

В.А.Крючков, председатель КГБ СССР. Сухой, не эмоциональный, хладнокровный человек. Хотя официальным главой ГКЧП и страны и являлся Г.И.Янаев, после просмотра сцен кулуарных разговоров, становится ясно, что его роль номинальна. Фактически подлинная душа заговора, а, следовательно, и основной противник демократической оппозиции и Б.Н.Ельцина в частности - В.А.Крючков. Это серый  кардинал путча. Его авторитет среди других членов ГКЧП огромен. Именно под давлением Крючкова сомневающийся Янаев подписывает необходимые бумаги и вступает в должность президента СССР. Вместе с тем публично Крючков себя никак не проявляет (даже не присутствует на знаменитом обращении путчистов к народу). Такая позиция, безусловно, удобна тем, что хотя все основные решения принимаются В.Крючковым, груза официальной ответственности он не испытывает.

Еще один яркий представитель ГКЧП, на котором сосредоточено внимание создателей фильма – Д.Т.Язов, министр обороны СССР. Человек старой закалки, искренне переживающий за страну и, особенно, за унижение вверенных ему Вооруженных сил. Трагичность его положения в том, что он находится меж двух огней: с одной стороны, в сложившемся положении Д.Т.Язов винит М.Горбачева («Враг – собственный президент»)6, с другой – понимает бесперспективность своего союза с путчистами, но вынужден действовать инертно.

Политическая целесообразность

Как уже было обозначено выше, на момент событий августа 1991 года существовало два четко обозначившихся центра политической власти: союзное руководство и российские лидеры. Линией раскола были не только различные представления о путях экономического и политического развития страны, но и личные амбиции. Члены ГКЧП стремились не допустить развала СССР и подписания нового союзного договора, ведь в этом случае, как свидетельствовала аудиозапись тайной договоренности М.Горбачева. Б.Ельцина и Н.Назарбаева в новом конфедеративном государстве для представителей реакционной партийно- государственной номенклатуры не было места и практически все они лишились бы своих высших государственных должностей. Российские лидеры, хоть и заявляли о приверженности либеральным подходам в экономике, о необходимости изменения советской системы и т.д., также боролись, прежде всего, за власть и стремились устранить главных и единственных конкурентов – путчистов.

Политическая мотивация

Несмотря на четкий раскол персонажей фильма на противоборствующие группы, мотивы у каждого из героев свои.

Б.Н.Ельцин как личность героическая, по версии создателей фильма, в своих действиях руководствуется исключительно благом народа, несмотря даже на опасность, которая нависла не только над ним самим, но и над всей его семьей (угрозы В.А.Крючкова). Очень показательна в этом плане сказанная экранным Борисом Николаевичем фраза: «А как же они?» (имеется, конечно, в виду народ, защитники белого дома) в ответ на предложение И.С.Силаева, председателя Совета Министров РСФСР, забыть обо всем и скрыться от грозящей опасности.

Мотивы поведения В.А.Крючкова до конца не ясны. Личные его переживания остаются тайной для зрителя, поэтому на основании тех моментов, которые показаны в фильме мы можем сделать вывод, что в своих действиях В.А.Крючков руководствовался желанием помочь народу и изменить ситуацию к лучшему. Именно он является главным идейным вдохновителем путчистов, неоднократно подчеркивая, что члены комитета – единственные, кто могут взять в свои руки руководство страны.

Г.И. Янаев действует, опираясь не на личные интересы, не исходя из блага общества. Сменяя М.Горбачева на посту президента СССР, он фактически встал под огонь, однако сделал это не из карьерных амбиций и не из-за моральной ответственности перед народом, а под натиском авторитета В.А.Крючкова и агрессии Д.Т.Язова.

Д.Т.Язов представлен в киноленте как патриотический политик с обостренным чувством ответственности за судьбу страны, но без правового мышления.

Соответствие действий героев морально-этическими ценностями и социокультурными особенностями эпохи

К лету 1991 года высшее партийное руководство СССР во многом  дискредитировало себя в глазах народа (крайне непопулярная денежная реформа В.С.Павлова, события в Литве и т.д.). К августу протестные настроения достигли критической отметки, что отлично удалось показать режиссеру при помощи хронологических кадров с мест событий. Попыткой преодолеть  сложившуюся кризисную ситуацию и было образование ГКЧП, однако союзное руководство не только не смогло предпринять меры по успокоению населения, а более того пучисты отдали приказ о вводе войск в Москву, что вызвало паническую реакцию москвичей и еще больше обострило неприязнь к членам комитета.

Человеком, смогшим выгодно воспользоваться сложившейся ситуацией, был Б.Н.Ельцин. В своем обращении к народу он объявил гэкачепистов мятежниками и обвинил их в том, что они пытаются совершить антиконституционный и антидемократический переворот. Себя же и свою команду Борис Николаевич объявил «защитниками прав и свобод человека и интересов его личности», демократами и «борцами за справедливость»7. Ельцин вообще обладал тончайшим чувством политического времени и настроений и чаяний народа, что и сделало его кумиром масс на тот момент и обусловило победу.

В заключении необходимо еще раз отметить, что события августа 1991 года в фильме транслируются несколько одномерно. Однако, как известно историю пишут победители, и пока других более-менее известных художественных полотен на данную тематику не создано.

2 Фильм «Ельцин. Три дня в августе». [Электронный ресурс].URL: http://kinofilms.tv/film/elcin-tri-dnya-v-avguste-tv/40551/ (дата обращения 28.10.2012).

3 Сергеев В. И Ельцин – такой молодой! [Электронный ресурс].URL: http://www.kp.ru/daily/25754/2740347 (дата обращения 28.10.2012). 

4 Фильм «Ельцин. Три дня в августе». [Электронный ресурс].URL: http://kinofilms.tv/film/elcin-tri-dnya-v-avguste-tv/40551/ (дата обращения 28.10.2012).

5 Фильм «Ельцин. Три дня в августе». [Электронный ресурс].URL: http://kinofilms.tv/film/elcin-tri-dnya-v-avguste-tv/40551/ (дата обращения 28.10.2012).

6 Фильм «Ельцин. Три дня в августе». [Электронный ресурс].URL: http://kinofilms.tv/film/elcin-tri-dnya-v-avguste-tv/40551/ (дата обращения 28.10.2012).

7 Фильм «Ельцин. Три дня в августе». [Электронный ресурс].URL: http://kinofilms.tv/film/elcin-tri-dnya-v-avguste-tv/40551/ (дата обращения 28.10.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18465. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 87.49 KB
  ТЕМА 9. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 9.1. Понятие правонарушения 9.2. Состав правонарушения 9.3. Виды правонарушений 9.4. Понятие юридической ответственности Контрольные вопросы Темы рефератов 9.1. Понятие правонарушения Правонаруш...
18466. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 41.62 KB
  ТЕМА 10. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 10.1. Понятие законности и ее принципы 10.2. Правопорядок Контрольные вопросы Контрольные вопросы Темы рефератов Нормативные акты и правовая литература 10.1. Понятие законности и ее принципы Законность представля...
18467. ПРАВОТВОРЧЕСТВО. Законодательная техника 74.35 KB
  ТЕМА 11. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 11.1. Понятие правотворчества и его принципы 11.2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 11.3. Основные стадии правотворческого процесса 11.4. Законодательная техника Контрольные вопросы Темы рефератов Пост...
18468. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 62.92 KB
  ТЕМА 12. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 12.1. Понятие систематизации законодательства 12.2. Учет нормативных актов 12.3. Инкорпорация законодательства 12.4. Консолидация законодательства 12.5. Кодификация законодательства Контрольные вопросы Темы рефер...
18470. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА 142.5 KB
  ТЕМА 13. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА 13.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы 13.2. Применение права важнейшая форма реализации правовых норм 13.3. Стадии процесса применения права 13.4. Акты применения права 13.5 Пробелы в праве. Применение аналогии зако
18471. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, НАРОДОВЛАСТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 87.25 KB
  ТЕМА 15. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ НАРОДОВЛАСТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15.1. Понятие основ конституционного строя 15.2. Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России 15.3. Основные принципы конституционного строя Контрольные вопросы ...
18472. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 71.82 KB
  ТЕМА 16. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16.1. Понятие правового статуса человека и гражданина 16.2. Понятие гражданства Российской Федерации 16.3. Способы утраты гражданства Российской Федерации 16.4. Институт конституционны...