13855

Dangerous minds

Эссе

Литература и библиотековедение

Копысова Е.А. Dangerous minds Приступая к анализу политикоэтических интенции в вышеобозначенном фильме стоит определить как мы будем интерпретировать политическое в данном контексте. Учитывая специфику выбранной картины целесообразно понимать политическое как ...

Русский

2013-05-19

40 KB

0 чел.

Копысова Е.А.

Dangerous minds

Приступая к анализу политико-этических интенции в вышеобозначенном фильме, стоит определить, как мы будем интерпретировать «политическое» в данном контексте. Учитывая специфику выбранной картины, целесообразно понимать «политическое» как связанное с управлением, с соподчинением и привилегиями на определенные действия. Моменты, где прослеживаются властные мотивы и претензии на превосходство, будут упомянуты отдельно, чтобы затмить изначальное понимание концепта и не вызвать путаницы.

Итак, действие фильма происходит в образовательном учреждении среднего звена, в классе для трудных подростков, которых преподносят новому учителю «как творческих и особенных». Мисс Джонсон, молодая и образованная женщина, решает, что хочет попробовать себя в преподавании и ставит целью справиться с первой поставленной задачей – вызвать интерес у новых подопечных. Привлечь внимание трудных подростков, видевших за свою жизнь достаточно, чтобы желать ухода от реальности, крайне сложно. Началом диалога мисс Джонсон и учащихся становится нетрадиционный метод – «преподавание» каратэ. Выделившись из массы учителей «однодневок», Луанна  прибегает к более традиционным методам коммуникации с учениками – поощрениям. Здесь этот метод выглядит креативнее, чем в  среде обычных школ, дети специального класса никогда не имели «пятерок» и не верят, что могут их получать. Заявив, что «отныне  у каждого из Вас пятерка», преподаватель, помимо чувства недоверия, вызывает у аудитории и долю надежды. Ситуация пронизана взаимным интересом сторон, детям хочется узнать как дальше будет вести себя учитель, которому, в свою очередь, необходимо выяснить «расстановку сил» в классе и составить стратегию дальнейшего поведения. Уже подняв в классе запретные темы путем упоминания и демонстрации каратэ, мисс Джонсон прибегает к этому снова, составляя предложения с неэтичными по отношению к ученикам понятиями – смерть, выбор смерти. Строя предложения от первого лица, она заставляет школьников повторять вариации фразы «я выбираю смерть». Затрагивая этические нормы, выражающиеся в школьных правилах, учитель вступает в конфликт с руководством учебного заведения, чем ставит себя на сторону «специального» класса, снова нарушая традиционный расклад, перекраивая иерархию. Появляется политический конфликт, мотив неподчинения, но не с традиционной стороны школьников, а со стороны учителя. Таким образом, некоторое время мисс Джонсон  находится в маргинальном состоянии, не имея связей в вертикали школьной власти. Для закрепления в ней ей необходимы сторонники, и она выбирает учеников как потенциальных союзников, которые пока не спешат встать на ее сторону.

Помимо поощрений оценками, которые не имеют достаточной силы для учеников «особого» класса, мисс Джонсон использует прямые материальные стимулы – шоколад, поход в парк развлечений, ужин в элитном ресторане. Расположение учеников она подкупает и путем бесед с их родителями, уверяя последних, что их дети весьма одаренные и способны получать образование в дальнейшем. В первую очередь все усилия преподавателя направлены на привлечение внимания к своей особе и урокам, на прививание интереса к процессу обучения всеми возможными способами. Естественно, помимо этого Лиана, в лице Мишель Пфайффер, жаждет помочь обездоленным детям. Прежде всего, она ориентируется на самых одаренных, тех, кто проявляет наибольшую заинтересованность литературой и поиском в ней скрытых смыслов. Доверие учеников появляется как результат систематического выполнения обещаний учителем – хорошие оценки, поощрения, теплое отношение, которого никогда не высказывали другие учителя. Одним из ярких примеров установления этого доверия является факт одалживания мисс Джонсон денежной суммы Раулю. Молодой человек искренне удивляется и не верит, что кто-то способен помочь ему за «честное слово». На мой взгляд, это не просто широкий жест со стороны преподавателя, это метод завоевания симпатии по принципу «доверие за доверие». Конечно, я не отрицаю добрых намерений, сочувствия и жажды помощи детям со стороны Луанны, но не могу не заметить ее систематических действий политического характера, направленных на формирование устойчивого круга союзников. Если представить мисс Джонсон политическим лидером, то она завоевывает поддержку электората путем обещаний («теперь у вас пятерка», которую на самом деле ставят лишь в конце курса), безвозмездных поощрений, а так же актами авансового доверия (случай с деньгами).  

Важным моментом является и выяснение лидера в «специальном» классе. С помощью одной из учениц Луанна подтверждает свои мысли насчет Эмилио и  пытается наладить с ним отношения. Таким образом, мы видим, что учитель старается сделать группу полностью подконтрольную себе, хоть делает это с благородной целью – донести до них знания и убедить учиться дальше. Когда Анжела обращается к мисс Джонсон за помощью в критический момент, та бросается на помощь и всеми силами старается разрешить ситуацию, как поступил бы друг или родитель, но точно не школьный преподаватель. Вокруг нее создается круг последователей, они воспринимают ее как общего лидера, что остается неизменным до «хэппи энда». О полном сплочении коллектива можно говорить и благодаря общей потере, смерти Эмилио.

Описав основные моменты фильма, остановимся на главных вопросах эссе. Были ли действия Луанны Джонсон политически целесообразны? Да, конечно. Учитель поэтапно реализовывала тактику завоевания доверия и формирования своего лидерского статуса, который, кстати, носит авторитетный, харизматичный характер. Цель была достигнута с помощью легальных, в большей степени этически легитимных средств. Потери у коллектива были, в лице двух братьев, которым родственники запретили посещать школу, а так же в лице Эмилио, который был убит. Отчасти в обоих случаях есть вина мисс Джонсон, но это лишь доказывает, что любая стратегия, любой выбранный тип поведения имеют определенные изъяны, и не приносят результатов как удачная игра с нулевой суммой. Задумка преподавателя реализована, дети, которые уже настроились жить в маргинальном состоянии, получили возможность, а главное ее  осознание, доучиться до чего-то более высокого.

Политическая мотивация лидера заключается в общественном благе. Это видно из самого факта, что женщина с приличным образованием, а так же опытом службы в морской пехоте, идет преподавать в школу. Конечно, возможна и та ситуация, что после неудачного опыта в военизированных структурах, Джонсон жаждет реализовать ситуацию подчинения над кем-то слабым, однако, это не наш случай. Луанна идет преподавать с энтузиазмом, с восторгом от того, что ей сразу дали полную ставку, с желанием пообщаться с детьми. Естественно, что восторг после «знакомства» с классом поубавился, однако, она не сдалась, пыталась любыми способами достичь расположения детей и вступить с ними в диалог. Возможно, доля личной выгоды заключалась во внимании детей к персоне учителя, у которого не так давно разрушился брак. Тем не менее, итогом стало «оздоровление» детей от общества, в котором пребывали их семьи.

Что касается корреляции сюжетной линии с морально-этическими ценностями и социокультурными особенностями эпохи – она более чем присутствует. Фильм полностью пронизан духом американских 90. Эпоха передается не только в социальном контексте: обилии афроамериканцев в бедных районах и школах, уровне образованности и межличностных отношениях, но и в моде, популярной литературе, а так же музыке. Фильм, являясь отражением властных отношений в обществе, тем не менее не затрагивает государственную политику. Лишь один раз упоминается департамент образования – мисс Джонсон говорит, что это он заботится о школьниках и оплатит им развлечения после занятий, на что дети отвечают «департаменту плевать на нас». Даже без упоминаний масштабная политика, а точнее ее бездействие, видна во всем – ночном труде несовершеннолетних, ежедневных убийствах в бедных кварталах, безграмотной системе образования, а так же в безнадежности ситуации для подростков. У детей нет ценностных установок, они едва различают нормативность своих деяний, они не верят, что нужны семье, государству и друг другу. Единственными аксиомами, которые они знают являются правила выживания в бедных кварталах. В дорогом ресторане сидят  только коренные американцы, ни у кого из школьников нет личного транспорта (что меняется в 2000е), не мелькает идея «американской мечты» (что так же со временем претерпевает изменения в кинематографе).

Любые политические мотивы, властные интенции и целесообразные действия меркнут перед конотатом социально-значимых посылов фильма. Он, показывающий обреченность ситуации в учебном заведении среднего звена, с наличием конфликтных сцен и с отсутствием нравственных ориентиров, тем не менее, весьма приятен к просмотру, и, методом «от противного», формирует у зрителя положительно окрашенную ценностную картину мира.


Оценка:

20 из 20


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28211. Екологія. Основи екології 1.36 MB
  Вирішення екологічних проблем людства залишається основним завданням сучасного розвитку. Екологізація економіки передбачає формування нового екологічно орієнтованого мислення. Екологічна освіта стає базовим знанням
28212. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву) 39.5 KB
  Так тактильные вибрационные мышечные вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел в том числе и тела человека. Интерорецепция вкусовые болевые температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности биологической формой движения материи. Биологические формы движения интероцептивные болевые вкусовые температурные ощущения В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей определяемых общностью...
28213. Психологичсское значение дистантных ощущений. Отражение пространства при парной работе дистантных анализаторов 42 KB
  1 базальные ощущения тактилънокинестетическое осязание 2 ведущие зрение слух от них идет максимальная информация 3 сквозные ощущения кинестетические движение. Дистанционные ощущения в процессе эволюции развились позже контактных: вибро и хеморецепция обоняние слух зрение как повышение адаптивных возможностей организма ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА функция парных анализаторов напр. Бинокулярное зрение. При раздражении несоответствующих диспарантных точек бинокулярное зрение или диссоциируется раздваевается или...
28214. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций 45.5 KB
  Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления =стадии развития: 1Нагляднодейственное элементарная форма практического мышления направленного на разрешение элементарных практических задач. Виды мышления: А. Типологические классификации мышления: При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.
28215. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления 43.5 KB
  Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка речи. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.Допонятийное мышление нагляднодейственное через практическое действие с объектом нагляднообразное с помощью образных представлений 2.Понятийное мышление словеснологическое с помощью логических понятий и знаков Допонятийное мышление – мышление при...
28216. Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже 36.5 KB
  Пиаже показал что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими какими их дает непосредственное восприятие то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает например что луна следует за ним во время его прогулок останавливается когда он останавливается бежит за ним когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем что ребенок говорит не пытаясь воздействовать на собеседника и не осознает...
28217. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления 42 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление – ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.
28218. Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи 37 KB
  Отношение мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь – производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме.
28219. Язык и речь: виды речи и ее функции 38.5 KB
  Язык и речь: виды речи и ее функции. Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков проявляющийся в различных процессах речи. Речь форма общения опосредствованная языком. Речь процесс использования языка.