13856

Профессиональная учительская этика в романе Белл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Эссе

Литература и библиотековедение

Роман Белл Кауфман Вверх по лестнице ведущей вниз опубликованный в 1960х годах заслужил признание не только в США роман обрел известность стал популярным без преувеличения во всем мире. Действие романа происходит в школе им. Кальвина Куллинджа в НьюЙорке. Главный г

Русский

2013-05-19

52.5 KB

6 чел.

Роман Белл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», опубликованный в 1960х годах, заслужил признание не только в США, роман обрел известность, стал популярным, без преувеличения, во всем мире.

Действие романа происходит в школе им. Кальвина Куллинджа в Нью-Йорке. Главный герой романа – молодая учительница Сильвия Баррет. Попав в школу, Сильвия проходит очень сложный путь внутренней трансформации, внутреннего переосмысления. Из молодой наивной идеалистки постепенно вызревает настоящая «учительница», не «училка, … а учительница».

В книге несколько сюжетных линий. Наиболее важными из них представляются взаимоотношения Сильвии и Джо Ферроне (самого трудного подростка из класса), треугольник Сильвия - Пол Барринджер (молодой преподаватель, ухаживающий за Сильвией) - Алиса Блейк (ученица, влюбленная в Пола), Сильвия и Хосе Родригес (ученик-пуэрториканец), Сильвия и Вивиан Пейн (полная закомплексованная ученица).

Автор романа в предисловии замечает, что название книги «означает невозможность достижения цели, если выбраны неправильные средства». На наш взгляд, данную метафору можно с успехом заменить на другую: «двигаться против течения». Роман был задуман, чтобы показать,  что всегда есть люди, готовые подниматься  вверх, несмотря ни на что, несмотря на то, что вся система образования, подобно лестнице, «ведет вниз».

Произведение завоевало популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране (как в прошлой – СССР, так и настоящей – России). Объясняя популярность своего романа, Кауфман отмечает, что ей приходят «мешки писем, причем почти в каждом письме утверждение: «в нашей школе точно также»».

«В нашей школе точно также» - эта фраза говорит о том, что писательнице удалось воспроизвести наиболее типичные этические воззрения учителей и учеников. Причем этические воззрения не только профессиональные, но и социальные

Роман построен на конфликте двух этических воззрений: «бюрократических» и «идеалистических».

Идеалистическая этика

Носителем данной этики является протагонист книги – Сильвия Баррет. Выпустившись из колледжа, Сильвия  мечтает стать настоящим «другом и товарищем» для учеников, она мечтает вникать в их проблемы, учить их жизни, стать «последним прибежищем и путеводным маяком».

Однако ее мечты рушатся во время первого же урока. Не сумев провести банальную перекличку, Сильвия тонет в море бюрократических записок, рапортов, отчетов, исков, циркуляров.

Учительница, как молодая и не опытная, получает ОО – класс особо отстающих.

Сторонница индивидуального подхода к каждому ученику Сильвия открывает ящик для пожеланий, куда ученики могут положить записки с самыми личными переживаниями.

Молодая учительница пытается найти подход к каждому ученику. Основным «объектом» стал наиболее трудный подросток, обиженный на весь мир и не доверяющий никому, Джо Ферроне. Сильвия чувствует с ним родство, как она объясняет своей подруге, «он такой же бунтарь, как и я».

Подобный подход приводит к мини-катастрофе, доверившись Ферроне, Сильвия разрешает ученикам взять себе стулья во время обеда из учительской столовой. В результате, в ответ на замечания школьного администратора ученики начинают погром в столовой.

Однако Сильвия, будучи последовательной в своих взглядах и поступках, становится тем, кем хочет стать – настоящим учителем. Ученики доверяют ей, чувствуя своей, они обращаются к ней за советом и помощью, аплодируют ей, когда она входит.

Бюрократическая этика

Олицетворением данного типа этики является нач. адм. о. о. Дж. Макхаби (школьный администратор).

Макхаби и Седи Финч (школьный секретарь) создали в школе сложную протокольную систему, состоящую из УХ (ученическая хар-ка.), ПУП (персональный ученический профиль), УКУ, циркуляров всевозможных форм и содержаний.

Школьная администрация «с плеча» разделяет учеников на группы: ОО – особо отстающие, СС – способные старшеклассники и т.д.

Суть ученика заключена для администрации в его профиле, куда вносятся все его данные (оценки, кривая успеваемости, хар-ки за каждый семестр и пр.). На основе ПУПа ученики распределяются по группам: ОО, СС, ОС, СМ, ОМ.

Бюрократы не знают индивидуальности, не видят в учениках личности. Так смерть ученика для них означает вычеркивание из журнала. Успех – новая запись или повышение кривой успеваемости.

Согласно данной этике, главное – порядок и одинаковый подход для всех. Регламентация всех сторон образовательного процесса обеспечивает порядок и устраняет хаос, без чего невозможно образование.

Цель обучения емко сформулировал директор школы Максуэлл Кларк: «без просвещения нет демократии». По его словам ученикам на одной из конференций, «все мы: и учителя, и ученики, должны стать винтиком, важной частью этой великой машины – демократии. Все мы часть единого целого, в которое соединяемся благодаря образованию».

Отношение к образованию как своеобразному конвейеру, поставляющиему «демократов для демократии», присуще не только администрации американских школ. «Социалистов для социализма», «коммунистов для коммунизма» поставляло образования во многих странах.

Главная задача бюрократов внести в образование четкость и порядок. Так в одном из эпизодов переписки между учителями говорится о том, что до прихода Макхаби в школе царил полный хаос, а он старается, как может.

Особое место занимает хранитель школы, вечно обитающий в подвале, Грэйсон. В своем подвале «он открыл что-то вроде домашней кухни, кассы взаимопомощи, аптеки, ночлежки и агентства по найму. Там ученики получают то, в чем действительно нуждаются: еду, помощь в поиске работы, а иногда и крышу над головой - реальные дела».

Он не выполняет свои непосредственные обязанности «завхоза». Отвечая на каждую просьбу «меня здесь нет», полностью посвятил себя ученикам.

Так Грэйсона можно рассматривать как «Бестера наоборот»: носитель «бюрократической» этики изменил свои взгляды на воззрения «идеалистические». Бестер «учитель в прошлом очень хороший» в то же время «утонул в записках и циркулярах».

Таким образом в романе представлены следующие этики:

Бюрократическая этика

Идеалистическая этика

Носители

Администрация: Дж. Макхаби, М. Кларк, С. Финч

Учителя: С. Баррет, С. Бестер, Б. Шехтер

Цель образования

Производство «граждан своей страны»

Всестороннее развлитие личности ученика

Средства образования

Дисциплина, методичное привитие уроков

Индивидуальный подход, творческое ведение уроков

Отношение к личности ученика

Ученик=индивид, один из многих. Ученик является учеником, пока зарегистрирован. В школе ученик обязан только учиться, все его проблемы должен оставить вне школы

Ученик – это личность со своими проблемами и переживаниями, которые должен помочь решить учитель

Отношение к учителю

Учитель – механик, контролер «конвейера». Обязан преподносить информацию ученикам

Учитель – это третий родитель, который должен вести ученика в жизни

Ученик «на выходе»

Гражданин, знающий свои права. Патриот, готовый служить своей стране

Развитая и образованная личность. Личность свободная и критически мыслящая

Выражение на практике

Бюрократизированность и рутинизация всех сторон учебного процесса. Регламентация преподавания, систем оценивания

Творческие форматы уроков: спектакли, сценки, реконструкции. Механизмы, позволяющие ученикам доносить свои переживания до учителей («ящик пожеланий»)

Идеальная школа

Серое, невзрачное здание, живущее по всем правилам. Любые действия регламентированы, существует четкая иерархия

Яркая, светлая школа, в которой царит дружелюбная атмосфера. Все друг другу друзья.
Возможно, в качестве идеала выступает семья, где учитель – родитель, а дети – ученики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13702. Совесть есть закон законов 14.25 KB
  Совесть есть закон законов Ламартин Французский поэт и историк Ламартин ставит совесть выше закона. В данном эссе я решила проанализировать эту точку зрения и выяснить так ли это на самом деле. Стоит отметить что я придерживаюсь той же позиции что и Ламартин и что мо
13703. Обществознание Я считаю обязательным для каждого бесприкословно и неуклонно повиноваться законам 14.21 KB
  Я считаю обязательным для каждого бесприкословно и неуклонно повиноваться законам Сократ Эссе:В своем высказывании Сократ говорил о верховенстве права в обществе. Предположим если в обществе граждане отказываются повиноваться законам это приведет к росту преступн
13704. Демократия – это право делать неправильный выбор 14.61 KB
  Демократия это право делать неправильный выбор Дж. Патрик Американский журналист и политический деятель Дж. Патрик автор книги Смерть Запада характеризует демократию как право свободного выбора пусть даже иногда ошибочного. Я пожалуй соглашусь с позицией ...
13705. Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика - это выбор между гибельным и неприятным 14.14 KB
  Неверно будто политика есть искусство возможного. Политика это выбор между гибельным и неприятным. Джон Гэлбрейт Говоря это Д. Гэлбрейт наверное вспоминал историю происхождения понятия политика. Политика в древности означала искусство управлять. Поэтому чем ...
13706. Партия есть организованное общественное мнение 14.16 KB
  Партия есть организованное общественное мнение. Б. Дизраэли Нельзя не согласиться с мнением английского политика XIX века Б. Дизраэли. Партии представляют в политике общественное мнение во всем его многообразии. По закону РФ О политических партиях партия определ...
13707. В нынешние времена – все политика 14.28 KB
  Политология. В нынешние времена все политика С. КъеркегорС. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране но и в мире. Что же такое политика Политика это искусство управлять обществом. Управлять при помощи ч
13708. Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие 15.83 KB
  Тема Власть лишенная авторитета хуже чем явное безвластие. В обществе где правит власть лишенная авторитета у народа правовое и демократическое государство существует только на бумаге. Как писал Оноре де Бальзак: Власть над которой глумятся близка к гибели. И в де...
13709. Демократия - это система,при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства 14.18 KB
  Демократия это системапри которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинстваКруглов.Демократия это форма правления которая существует с древнейших времен и означает власть народа то есть власть большинства.Поэтому поли
13710. Когда народ много знает, им трудно управлять 13.82 KB
  Когда народ много знает им трудно управлять Лао Цзы Высшая ценность в обществе постмодернизма быть свободным от политической системы быть индивидуальностью: свободно творить выражать свои мысли иметь отличное от всех мнение.Политическое сознание в годы советской в