13856

Профессиональная учительская этика в романе Белл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Эссе

Литература и библиотековедение

Роман Белл Кауфман Вверх по лестнице ведущей вниз опубликованный в 1960х годах заслужил признание не только в США роман обрел известность стал популярным без преувеличения во всем мире. Действие романа происходит в школе им. Кальвина Куллинджа в НьюЙорке. Главный г

Русский

2013-05-19

52.5 KB

5 чел.

Роман Белл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», опубликованный в 1960х годах, заслужил признание не только в США, роман обрел известность, стал популярным, без преувеличения, во всем мире.

Действие романа происходит в школе им. Кальвина Куллинджа в Нью-Йорке. Главный герой романа – молодая учительница Сильвия Баррет. Попав в школу, Сильвия проходит очень сложный путь внутренней трансформации, внутреннего переосмысления. Из молодой наивной идеалистки постепенно вызревает настоящая «учительница», не «училка, … а учительница».

В книге несколько сюжетных линий. Наиболее важными из них представляются взаимоотношения Сильвии и Джо Ферроне (самого трудного подростка из класса), треугольник Сильвия - Пол Барринджер (молодой преподаватель, ухаживающий за Сильвией) - Алиса Блейк (ученица, влюбленная в Пола), Сильвия и Хосе Родригес (ученик-пуэрториканец), Сильвия и Вивиан Пейн (полная закомплексованная ученица).

Автор романа в предисловии замечает, что название книги «означает невозможность достижения цели, если выбраны неправильные средства». На наш взгляд, данную метафору можно с успехом заменить на другую: «двигаться против течения». Роман был задуман, чтобы показать,  что всегда есть люди, готовые подниматься  вверх, несмотря ни на что, несмотря на то, что вся система образования, подобно лестнице, «ведет вниз».

Произведение завоевало популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране (как в прошлой – СССР, так и настоящей – России). Объясняя популярность своего романа, Кауфман отмечает, что ей приходят «мешки писем, причем почти в каждом письме утверждение: «в нашей школе точно также»».

«В нашей школе точно также» - эта фраза говорит о том, что писательнице удалось воспроизвести наиболее типичные этические воззрения учителей и учеников. Причем этические воззрения не только профессиональные, но и социальные

Роман построен на конфликте двух этических воззрений: «бюрократических» и «идеалистических».

Идеалистическая этика

Носителем данной этики является протагонист книги – Сильвия Баррет. Выпустившись из колледжа, Сильвия  мечтает стать настоящим «другом и товарищем» для учеников, она мечтает вникать в их проблемы, учить их жизни, стать «последним прибежищем и путеводным маяком».

Однако ее мечты рушатся во время первого же урока. Не сумев провести банальную перекличку, Сильвия тонет в море бюрократических записок, рапортов, отчетов, исков, циркуляров.

Учительница, как молодая и не опытная, получает ОО – класс особо отстающих.

Сторонница индивидуального подхода к каждому ученику Сильвия открывает ящик для пожеланий, куда ученики могут положить записки с самыми личными переживаниями.

Молодая учительница пытается найти подход к каждому ученику. Основным «объектом» стал наиболее трудный подросток, обиженный на весь мир и не доверяющий никому, Джо Ферроне. Сильвия чувствует с ним родство, как она объясняет своей подруге, «он такой же бунтарь, как и я».

Подобный подход приводит к мини-катастрофе, доверившись Ферроне, Сильвия разрешает ученикам взять себе стулья во время обеда из учительской столовой. В результате, в ответ на замечания школьного администратора ученики начинают погром в столовой.

Однако Сильвия, будучи последовательной в своих взглядах и поступках, становится тем, кем хочет стать – настоящим учителем. Ученики доверяют ей, чувствуя своей, они обращаются к ней за советом и помощью, аплодируют ей, когда она входит.

Бюрократическая этика

Олицетворением данного типа этики является нач. адм. о. о. Дж. Макхаби (школьный администратор).

Макхаби и Седи Финч (школьный секретарь) создали в школе сложную протокольную систему, состоящую из УХ (ученическая хар-ка.), ПУП (персональный ученический профиль), УКУ, циркуляров всевозможных форм и содержаний.

Школьная администрация «с плеча» разделяет учеников на группы: ОО – особо отстающие, СС – способные старшеклассники и т.д.

Суть ученика заключена для администрации в его профиле, куда вносятся все его данные (оценки, кривая успеваемости, хар-ки за каждый семестр и пр.). На основе ПУПа ученики распределяются по группам: ОО, СС, ОС, СМ, ОМ.

Бюрократы не знают индивидуальности, не видят в учениках личности. Так смерть ученика для них означает вычеркивание из журнала. Успех – новая запись или повышение кривой успеваемости.

Согласно данной этике, главное – порядок и одинаковый подход для всех. Регламентация всех сторон образовательного процесса обеспечивает порядок и устраняет хаос, без чего невозможно образование.

Цель обучения емко сформулировал директор школы Максуэлл Кларк: «без просвещения нет демократии». По его словам ученикам на одной из конференций, «все мы: и учителя, и ученики, должны стать винтиком, важной частью этой великой машины – демократии. Все мы часть единого целого, в которое соединяемся благодаря образованию».

Отношение к образованию как своеобразному конвейеру, поставляющиему «демократов для демократии», присуще не только администрации американских школ. «Социалистов для социализма», «коммунистов для коммунизма» поставляло образования во многих странах.

Главная задача бюрократов внести в образование четкость и порядок. Так в одном из эпизодов переписки между учителями говорится о том, что до прихода Макхаби в школе царил полный хаос, а он старается, как может.

Особое место занимает хранитель школы, вечно обитающий в подвале, Грэйсон. В своем подвале «он открыл что-то вроде домашней кухни, кассы взаимопомощи, аптеки, ночлежки и агентства по найму. Там ученики получают то, в чем действительно нуждаются: еду, помощь в поиске работы, а иногда и крышу над головой - реальные дела».

Он не выполняет свои непосредственные обязанности «завхоза». Отвечая на каждую просьбу «меня здесь нет», полностью посвятил себя ученикам.

Так Грэйсона можно рассматривать как «Бестера наоборот»: носитель «бюрократической» этики изменил свои взгляды на воззрения «идеалистические». Бестер «учитель в прошлом очень хороший» в то же время «утонул в записках и циркулярах».

Таким образом в романе представлены следующие этики:

Бюрократическая этика

Идеалистическая этика

Носители

Администрация: Дж. Макхаби, М. Кларк, С. Финч

Учителя: С. Баррет, С. Бестер, Б. Шехтер

Цель образования

Производство «граждан своей страны»

Всестороннее развлитие личности ученика

Средства образования

Дисциплина, методичное привитие уроков

Индивидуальный подход, творческое ведение уроков

Отношение к личности ученика

Ученик=индивид, один из многих. Ученик является учеником, пока зарегистрирован. В школе ученик обязан только учиться, все его проблемы должен оставить вне школы

Ученик – это личность со своими проблемами и переживаниями, которые должен помочь решить учитель

Отношение к учителю

Учитель – механик, контролер «конвейера». Обязан преподносить информацию ученикам

Учитель – это третий родитель, который должен вести ученика в жизни

Ученик «на выходе»

Гражданин, знающий свои права. Патриот, готовый служить своей стране

Развитая и образованная личность. Личность свободная и критически мыслящая

Выражение на практике

Бюрократизированность и рутинизация всех сторон учебного процесса. Регламентация преподавания, систем оценивания

Творческие форматы уроков: спектакли, сценки, реконструкции. Механизмы, позволяющие ученикам доносить свои переживания до учителей («ящик пожеланий»)

Идеальная школа

Серое, невзрачное здание, живущее по всем правилам. Любые действия регламентированы, существует четкая иерархия

Яркая, светлая школа, в которой царит дружелюбная атмосфера. Все друг другу друзья.
Возможно, в качестве идеала выступает семья, где учитель – родитель, а дети – ученики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8605. Специфика социальных систем. Общество как система. Уровни системного анализа общества 35 KB
  Специфика социальных систем. Общество как система. Уровни системного анализа общества. Специфика социальных систем. Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которог...
8606. Методология формационного анализа социальной реальности 30.5 KB
  Методология формационного анализа социальной реальности. Социальная реальность - это реальность, в той или иной степени организованная, упорядоченная и структурированная. Относительно значимости этого признака социальной реальности у философов ...
8607. Сущность цивилизационного подхода к обществу 29.5 KB
  Сущность цивилизационного подхода к обществу. Развитие общества: цивилизационный подход. Методологии формационного подхода в современной науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Этот подход в объяснении процесса разви...
8608. Экономическое бытие общества 30.5 KB
  Экономическое бытие общества. Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной...
8609. Социальная сфера общества 31 KB
  Социальная сфера общества. Социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и д...
8610. Политическая система и ее элементы 31 KB
  Политическая система и ее элементы. Политическая система. Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Современная...
8611. Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания 35 KB
  Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания. Понятие общественного сознания. Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность. Общественное сознание обладае...
8612. Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира 29.5 KB
  Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира. Духовная жизнь общества. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через ду...
8613. Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни 33 KB
  Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни. Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в...