13857

«Белая гвардия» Булгаков. Эссе

Эссе

Литература и библиотековедение

Вадим Матвеев Белая гвардия Булгаков. Эссе. Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость провозгласив гетмана в связи с чем обострились националистические настроения и рядовые украинцы сразу ра

Русский

2013-05-19

43 KB

1 чел.

Вадим Матвеев

«Белая гвардия» Булгаков. Эссе.

Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев.

Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается абсолютно разные люди, убежавшие от большевиков, и вносит в него хаос. И в этом городе разворачивается драма. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.

Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая многими нитями связана с монархической Россией. Семья Турбиных - это семья военных, где старший брат Алексей - полковник, младший Николай - юнкер, сестра Елена - замужем за полковником Тальбергом. Турбины - люди чести. Они презирают ложь, корысть. Для них верно, что «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. Турбины и часть интеллигенции принимают на себя самые жестокие удары революции, именно им «придется мучиться и умирать».

Большое внимание в романе уделено этической составляющей всех поступков. Почему Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет «штабной сволочью». Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности удалились из города, в числе которых был и Тальберг. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, ҹеловек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ниҹего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал уҹастие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе ҹасто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на ҹто казалось ему проҹным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вҹера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах.

Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удаҹей и славой потерял самое ценное в жизни друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сбереҹь жизненные ценности, а главное ҹесть, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» - книга пути и выбора, книга прозрения. И весь роман это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом.

Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противореҹия движут сюжетом «Белой гвардии». Исторические события это фон, на котором раскрываются ҹеловеҹеские судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в наҹале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, за монархию. Все новое, ҹто входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политиҹески неразвитый, он хотел только одного покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата.

Грозная стихия революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее насилие и ожесточение людей.

Стоит сказать, что Булгаков рассматривал происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут люди, обесценивается человеческая жизнь. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.

Таким образом, можно смело очертить политические позиции героев романа. Политическая целесообразность поступков объясняется, прежде всего, их этическими идеалами. Турбины любят свой дом, монархию и царскую Россию. Они не могут представить, как жить без этого. Это  мотивирует их на поступки, которые могут хоть как-то повлиять на политическую ситуацию. Жизнь в череде постоянных политических переворотов заставляют семью и их друзей иначе смотреть на свои внутренние морально-этические ценности.

Показательный момент возникает, когда Алексей и Николка турбины спорят с Еленой о «долге». «Я должен» - постоянно звучит из уст мужчин. Но что должен? Кому должен? Это уже мало кто понимает. Елена пытается переубедить их, что в такие времена никто ничего не обязан. Разве что, самому себе. Именно долг самому себе движет «белой гвардией» в эти времена.  

В «Белой гвардии» описаны основные социокультурные особенности эпохи. Яркой линией прослеживаются темы романтизации белого движения, всеобщей злости и ненависти, мучающего состояния неопределенности и вопроса о неизвестном будущем. На политический процесс начинают влиять массы, которые ведет за собой идеология или популярная идея. Кто-то искреннее верит в светлое будущее, и решительно действует ради родной страны, кто-то успевает найти в этом хаосе свою личную выгоду. Политических акторов настолько много, что власть становится как игрушка, в которую хочет поиграть каждый. Здесь и немцы, и Петлюра, и белые, и красные. Каждый готов на самые ужасные меры, чтобы захватить или удержать власть. Вопросы морали в такой ситуации уходят на второй план. Но всё же семья Турбиных пытается сохранить свои духовные ценности, не понимаю при этом как стоит жить правильно. Ведь нормы морали меняются каждый день. Каждый день кто-то навязывает свои ценности, которые чужды другим. Навязывает насильственным путем. Именно в эпохи национальных потрясений встает самый главный и самый болезненный вопрос для обычного человека – предпочесть личное-нравственное или уступить общественному политическому?!

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13924. Семьи Японии 140.7 KB
  Семьи Японии. Япония страна загадочная. Хранение традиций воспитание собственного достоинства склонность к созерцанию непонятная европейцу манят и завораживают. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том как они строят семейные отношения. В жи...
13925. GLAD TO MEET YOU 472.5 KB
  GLAD TO MEET YOU Unit 1 1A Meeting people. Read the dialogues and guess who is speaking and where they are. Good afternoon Miss Bright Good afternoon Mr. Johnson Hows life No complaints. Thank you. How are things with you Nothing to boast of. I have loads of work again. Sorry to hear that Hi Mike Hey Jack Nice tracksuit Oh thank you. I jog in it every morning. H...
13926. Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних 37 KB
  Тема урока: Труд: право или обязанность Трудовые права несовершеннолетних. Учебное пособие: Е.Н. Салыгин Основы правоведения Издательский дом Новый учебник М. 2006. Материалы и оборудование: доска наглядное пособие нормативноправовые акты: Конституци
13927. Реализация и защита своих прав. Каждый имеет право 54.5 KB
  Цель: повышение социально правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав. Ожидаемый результат в субъекте: осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества; усвоен
13928. Семейное право 39 KB
  Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями семейного права; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия; развивать навыки решения практических задач практической работы с нормативными документами. Ход урока I. Организационна...
13929. Международное гуманитарное право 105.5 KB
  Цели урока: привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов; дать школьникам знания об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права способствующих пониманию учащихся необходимости регулирования поведения участнико...
13930. Трудовое право 41.5 KB
  Цель: Закрепить знания полученные по теме Трудовое право понятия нормативные документы и т.п.. Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях умение пользоваться документами. Формировать коммуникативные навыки общения при
13931. Повторення Я, моя сім’я і друзі 41.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 1 Topic Revision. I my Family and Friends Тема Повторення Я моя сім’я і друзі Підтема: Знов у школу. Мета: Ознайомити учнів з завданнями навчання в 11 класі структурою підручника спрямувати на систематичну творчу роботу протягом року. Практикува...
13932. Календарно-обрядові пісні весняного циклу. Веснянка «Весняночка-паняночка» 81 KB
  УРОК № 1 Тема.Календарнообрядові пісні весняного циклу. Веснянка Весняночкапаняночка. Мета:ознайомити учнів з українськими народними піснями та їх видами різновидами й видами календарнообрядових пісень; виховувати повагу до народних звичаїв і традицій естет