13858

Джордж Оруэлл «1984»

Эссе

Литература и библиотековедение

Мосогутова Евгения Политология 4 курс Джордж Оруэлл 1984 Роман антиутопия Оруэлла1984 отражает настроения царившие в ХХ веке. Автор берет за основу реалии современного ему мира и возводит их в гроте

Русский

2013-05-19

32.58 KB

3 чел.

Мосогутова Евгения

Политология  4 курс

                                                 Джордж Оруэлл «1984»

       Роман антиутопия Оруэлла"1984" отражает настроения, царившие в ХХ веке. Автор берет за основу реалии современного ему мира и возводит их в гротеск, доводит до абсурда.
       Из воспоминаний, мыслей, размышлений главного героя романа, Уинстона Смита, мы узнаем об устройстве и правилах жизни в Океании, где царит крайне тоталитарный режим. "1984" наполнен символами. Мир, в котором живет Уинстон, холодный, полон страха и ненависти. Этот мир построен на полном физическом и моральном подавлении личности. Понятия любви, свободы, вольнодумия не просто запрещены, они практически уничтожены и забыты. Жизнь людей в Океании полностью контролируется, предполагается, что все должны следовать интересам партии и восхвалять Большого Брата, главу партии.
     С первых страниц появляется плакат Большого Брата, который неоднократно встретится главному герою. "БОЛЬШОЙ БРАТ ВИДИТ ТЕБЯ" - гласит надпись на нем. Автор создает ощущение того, что Большой Брат везде и спрятаться негде. Лицо вождя, расклеенное по всему городу, важный символ Океании, поддерживающий в людях чувство того, что Большой Брат рядом и всегда следит за тобой, хотя вживую Большой Брат так и не появился на страницах книги. А существует ли он на самом деле? Один из абсурдных моментов, которыми полон роман.
     Главным инструментом контроля за людьми является телеэкран, находящийся в каждом доме. С одной стороны, он позволяет полиции мысли следить за отсутствием инакомыслия, а, с другой, он непрерывно передает новости об успехах Океании в войне и о постоянном улучшении жизни страны. Несмотря на то, что лучше живут только те, кто занимает высшие должности в партии, экран сообщает о том, что еды становится больше, одежды и прочее. Этим самым автор показывает полное отсутствие даже возможности поступать не в интересах партии. А так же то, что вся их жизнь построена на лжи. Ложь была во всем – в истории, книгах, газетах, новостях. Это что-то вроде одного уравнения с двумя неизвестными. Очень может быть, что буквально каждое слово в исторических книжках - даже те, которые принимаешь как самоочевидные, - чистый вымысел
2. Каждый день телеэкран обрабатывал сознание людей, внушая им партийные идеалы. Но реальная жизнь отличается от идеала партии. " Это нечто исполинское, грозное, сверкающее: мир стали и бетона, чудовищных машин и жуткого оружия, страна воинов и фанатиков, которые шагают в едином строю, думают одну мысль, кричат один лозунг, неустанно трудятся, сражаются, торжествуют, карают – триста миллионов человек - и все на одно лицо. В жизни же - города-трущобы, где снуют несытые люди в худых башмаках, ветхие дома девятнадцатого века, где всегда пахнет капустой и нужником", - размышляет главный герой3.

     В романе Оруэлла главный герой противопоставлен тому тоталитарному обществу, в котором он живет. Ему противен установленный режим. Это противостояние является ключевым в романе.

      С точки зрения политической мотивации это противостояние между идеями общественного блага, в лице Уинстона Смита, и личной выгоды, в лице партии. Уинстон не хочет верить в то, что кроме интересов и воли партии ничего нет, в то, что триста миллионов безликих людей должны быть безликими. Уинстон не хочет верить в то, что любви нет, ведь он сам влюблен. Любовь между Уинстоном и Джулией, в мире, где любовь отрицается – большой риск для обоих, но одновременно и вызов. Всё, вплоть до того, что Уинстон предпочитает стоять спиной к телеэкрану, чтобы не было видно его лица – вызов для партии и для Большого Брата. В рамках этого общества он мертв, ведь преступление мысли и есть смерть. Он ненавидит этот режим, но при этом  понимает, что бежать некуда. У вас ничего не оставалось своего, разве что несколько кубических сантиметров внутри черепной коробки4. Стремление партии к получению личной выгоды поражает все сферы жизни общества. Власть – не средство; она – цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий – репрессии. Цель пытки – пытка. Цель власти – власть5. Ради того чтобы удержать власть партия готова вести бесконечные войны, потому что туда уходят все ресурсы, которые могут послужить развитию общества. Если общество не процветает, то народ не становится разумнее. Все, что говорится народу – ложь, но если все принимают ложь как истину, то она становится правдой. Многие постулаты партии абсурдны и заключают в самих себе противоречия. « ВОЙНА – ЭТО МИР. СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО. НЕЗНАНИЕ – ЭТО СИЛА»6. Для обозначения этого феномена Оруэлл вводит понятие двоемыслия. Так же, одним из главных инструментов партии является новояз. Новояз – это официальный язык Океании, придуманный в соответствии с идеологией партии. Его цель – сделать невозможными иные способы мышления. Особенность этого языка в том, что с каждым годом он сокращался.  Каждое сокращение было успехом, ибо, чем меньше выбор слов, тем меньше искушение задуматься7.  Это изощренное средство контроля должно было максимально универсализировать мышление людей, искоренив инакомыслие. Ставилась задача, чтобы с окончательным принятием его и забвением старояза еретическое мышление оказалось в буквальном смысле немыслимым, во всяком случае в той мере, в какой мышление зависит от слововыражения8.  Партией была полностью разрушена ценность института семьи. Безмерная любовь к партии и к Большому Брату делала детей жестокими, неуправляемыми дикарями. Их жестокость направлялась на врагов государства, изменников, саботажников и преступников мысли. Родители боялись собственных детей. «Свободаэто право сказать, что два плюс два — четыре», - говорит главный герой.  А если партия говорит, что не четыре, а пять?

       Противопоставление героя партии находит выражение, так же, в противостоянии этики убеждения и этики ответственности. Этика ответственности хорошо прослеживается в поведении Уинстона. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что его деятельность не безопасна, в первую очередь, для него самого. Но то, что он находит противников партии и своих единомышленников дает ему силы для риска. Вместе с Джулией он решает бороться против тоталитарного режима. Но выясняется, что никакого движения против партии нет. Это уловка, придуманная правительством, помогающая вычислять врагов государства. Это ломает Уинстона морально и в итоге приводит к смирению. «Но теперь все хорошо, все хорошо – борьба окончена. Он победил себя. Он любит Большого Брата» -  последние строки романа. Политике партии характерна этика убеждения. Примеры политики партии в целях удержания власти хороший тому пример. Она не несет ответственности за судьбы людей, смерть людей не есть смерть партии. Партия бессмертна. Власть партии вечна. Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека – вечно. И помните, что это – навечно. Лицо для растаптывания всегда найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того чтобы его снова и снова побеждали и унижали9.

        Говорить о морали в, описанном Оруэллом, обществе не имеет смысла, ибо оно полностью аморально. «1984» - классика жанра антиутопии. Как было сказано выше, роман отражает настроения общества ХХ века. Мотивы «1984» были навеяны тоталитарными режимами в Советском союзе и Германии середины ХХ века. Множественные корреляции между реальными событиями и событиями в романе, между реальными политическими акторами и героями романа очевидны. Вспомним, например, плакат Большого Брата. «Лицо с черными усами было везде», - так описывается лицо, изображенное на портрете, что напоминает нам образ Сталина.

       Но главный вопрос, поднимаемый критиками и поклонниками романа, в другом. Был ли роман предупреждением о грозящей миру опасности или же просто сатирой на социокультурные особенности этой эпохи? В романе прекрасно показаны все последствия тоталитарного режима и то, как этот режим ломает личность, уничтожает индивидуальность. Несмотря на то, что главный герой романа в итоге вынужден смириться со своей участью и с непоколебимостью господства партии, у читателя нет сомнений в том, что будущее этой страны довольно мрачное. Возможно, роман и был лишь преувеличенным описанием реального мира, современного автору, но во многих моментах он явно стал пророческим. Возможно, Уинстон Смит был единственным лучиком инакомыслия в темном царстве тоталитаризма Океании. Но, если ты в меньшинстве – и даже в единственном числе, – это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен10. И именно поэтому в конце романа мы не принимаем сторону партии и Большого Брата, а убеждаемся в абсурдности и противоречивости ее идеологии, в том, что такое общество построено на нищете, лжи и аморальности.

      

        

2 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

3 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

4 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

5 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

6 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

7 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

8 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

9 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576

10 Оруэлл Дж. 1984 [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/bd/?b=576


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15621. Das Prinzip verum factum: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues 41.5 KB
  Das Prinzip €œverumfactum€: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues Das Tatsachlichkeit der Wahrheit heutzutage ist etwas dass versteht sich von selbst. Dass die Wahrheit gewissermassen erzeugt ist davon man sagt seitdem am Morgen der Philosophie war klargestellt dass obgleich die Wahrheit von sich selbst existiert denn seine Stellung in die Sprache in dem Urteil von Wahrheit ist. Das bei uns aus Latein angekommende €œFaktum€ hat vor langer Zeit derUntersch...
15622. Николай Кузанский и философия эпохи культуры 58 KB
  Николай Кузанский и философия эпохи культуры слишком обширная тема если считать что эпоха культуры это всё Новое время. Я попытаюсь эскизно очертить только один сюжет из этой большой темы правда он один из главных. Речь пойдёт об истоках новоевропейского г
15623. Бог был для мира не сим одним 109.5 KB
  Бог был для мира не сим одним Бог был для мира не сим одним не причиною только бытия но сотворил как благий полезное как премудрый прекраснейшее как могущественный величайшее Василий Великий. Беседы на Шестоднев.1 Всё дальнейшее будет попыткой комментария...
15624. Время событий и событие времени 43.5 KB
  Время событий и событие времени На последней странице Онтологии времени значится учебное издание. Я бы даже сказал учебное пособие. Для меня это учебное пособие по истории философии настоящее и одно из лучших и немногих при наличии кучи учебников плохих и хор...
15625. Принцип verum/factum: его богословские предпосылки У Николая Кузанского 99.5 KB
  Принцип verum/factum: его богословские предпосылки У Николая Кузанского Фактичность истины сегодня нечто само собой разумеющееся. О сделанности истины о том что она какимто образом производится речь идёт с тех пор как на заре философии было выяснено что хотя ист
15626. Cogito как практика себя 85 KB
  Cogito как практика себя Более или менее общим местом историкофилософского дискурса является интерпретация учения Декарта как некой поворотной точки punctum cartesianum в истории западной метафизики с которой начинается новый собственно новоевропейский её период период...
15627. Техники себя и Просвещение 29 KB
  Техники себя и Просвещение Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением потому что мне кажется что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того и что такое техники себя описываемые и разбираемые в Герменевтике субъекта и что такое
15628. Искусство себя в эпоху Просвещения, или Духовные практики и трансцендентальный аргумент 61.5 KB
  Искусство себя в эпоху Просвещения или Духовные практики и трансцендентальный аргумент Выступление моё скептическое в том смысле что я не столько буду пытаться решать вопросы сколько попробую их поставить. Правильно корректно фундаментально поставленный воп...
15629. Das Prinzip verum factum: seine theologische Prämissen bei Nikolaus von Kues 75.5 KB
  Das Prinzip €œverum/factum€: seine theologische Prämissen bei Nikolaus von Kues Die Tatsaechlichkeit der Wahrheit ist heutzutage etwas das von sich selbst verständlich ist. Dass die Wahrheit gewissermaßen erzeugt wird sagt man seitdem als am Morgen der Philosophie klargestellt war dass obgleich die Wahrheit von sich selbst existiert ihre Stellung doch in der Sprache in dem Urteil von der Wahrheit ist. Das bei uns vom Latein ankommende €œFaktum€ hat vor langer Zeit der ...