13859

Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло «Опасные связи»

Эссе

Литература и библиотековедение

Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло Опасные связи. Опасные связи единственный роман генерала Шодерло де Лакло основанный по утверждению автора на реальных событиях. Роман эпистолярного жанра что должно убедить читателя в подлинности излагаемого повествовани...

Русский

2013-05-19

55.5 KB

45 чел.

Эссе

Анализ романа Шодерло де Лакло «Опасные связи».

«Опасные связи» - единственный роман генерала Шодерло де Лакло, основанный, по утверждению автора, на реальных событиях. Роман эпистолярного жанра, что должно убедить читателя в подлинности излагаемого повествования, но, принимая в расчет несколько факторов, мы можем понять, что это все же талантливый литературный вымысел.

Шодерло де Лакло родился в семье чиновника-дворянина, то есть «аристократа мантии», а не «аристократа крови». Своей стезей де Лакло избрал военное дело, офицером он участвовал в Великой Французской революции, стал главным советником герцога Орлеанского (фигуры, популярной в оппозиционных кругах, претендента на возможный пост главы конституционного правительства). Затем, по мере углубления революции, автор "Опасных связей" выдвинулся в число ведущих деятелей Якобинского клуба и вел напряженную журналистскую деятельность как один из редакторов газеты "Журналь дез ами де ла Конститюсьон"1. Исходя из этого небольшого биографического очерка, можно заключить, что герои и ситуации, описанные в «Опасных связях» являются литературным отражением мнения Шодерло де Лакло о социальной среде, в которой он вращался до Революции.

Обрисуем кратко начало романа: маркиза де Мертей, узнав, что бросивший ее любовник граф де Жеркур женится на богатой пансионерке Сесили де Воланж, предлагает своему другу и прошлому возлюбленному виконту де Вальмону, известному распутнику и повесе, соблазнить юную Сессиль, а затем выставить ее позор на общественное обозрение, расстроив, таким образом, свадьбу Жеркура. Между тем виконт уже избрал своим объектом соблазнения госпожу (президентшу) де Турвель, жену председателя провинциального парламента (то есть не принадлежащую к аристократии по крови), известную своей добродетельностью и благочестивостью.

Описывая далее процесс соблазнения  президентши и Сессиль, Шодерло де Лакло показывает развращенность и расчетливость аристократических кругов XVIII в. «Цветами зла» в романе представляются виконт де Вальмон и маркиза де Мертей.

Виконт – привлекательный юноша, в совершенстве овладевший главным искусством скучающей аристократии: соблазнением. Все действия его рассчитаны на несколько шагов вперед, чувства подчиняются разуму и он прекрасно  понимает, как сначала заставить женщину «рыдать у него в ногах», а потом навлечь на нее всю тяжесть общественного порицания. Он чувствует себя вершителем женских судеб: в его власти возвести их на вершину блаженства или лишить их чести и доброго имени.  Для Вальмона соблазнение женщин скорее профессия, чем развлечение и он подходит к делу со всей ответственностью профессионала. Соблазнение – это шахматная партия: ход пешкой, ход конем, шах и мат. Эта партия требует особой изворотливости ума, ловкости и, безусловно, беспринципности: «Предоставим жалкому браконьеру возможность убить из засады оленя, которого он подстерег; настоящий охотник должен загнать дичь»2.

Но если мы заглянем глубже, то увидим, что на самом деле Вальмон слабохарактерен, он не знает в жизни ничего, кроме обольщения и мести, и способен «делать только то, чему вы научились, не имея возможности проявить изобретательность», как говорит ему маркиза де Мертей. Вальмон ограничен и нищ духовно, хотя может разыграть любую трагедию чувств. Постоянная сдержанность реальных чувств, которые он заменяет рассудочным расчетом, лишает его возможности чувствовать глубоко и полно, но виконт и не хочет этих чувств, он страшится их. Не зря он с преданностью и упорством добивается госпожи де Турвель, а как  только цель его осуществлена, и Вальмон начинает чувствовать к этой женщине больше, чем влечение плоти, он сразу бросает ее. Жироду назвал виконта де Вальмона «самым обольстительным распутником в литературе и в то же время самый красивым и ловким мужчиной»3, но присмотримся повнимательнее и заметим, что виконт – одномерный человек XVIII в., оказавшийся в результате сам жертвой интриг маркизы и принявший смерть на дуэли.

Другое дело маркиза де Мертей – очаровательная вдова с прекрасной репутацией в обществе, разумная и добродетельная. Но в реальности ее добродетель оказывается сродни добродетели мольеровского Тартюфа, а ее очарование и репутация – плодом изощренных логических действий. Настоящая маркиза существует только в письмах к Вальмону, в «свете» же она – полный социальный конструкт, если можно так выразиться. Она фальшива и продумана, ее образ как дьявольская головоломка, где продумана каждая мельчайшая деталь, каждый поворот головы, каждое сказанное слово: «Я умела заранее, предвидя разрыв, заглушить насмешкой или клеветой доверие к этим опасным для меня мужчинам, которое они могли приобрести»4. Госпожа де Мертей словно зодчий, одержимый темным духом, материалом для скульптуры избравший собственную личность.  Ее действия были продуманы с того самого времени, как она впервые вышла в свет. Именно маркиза придумывает идею мщения Жеркуру, она берется за «воспитание» Сессиль де Воланж, именно она управляет действиями Вальмона в случае обоих его приключений, она диктует ему самые важные письма, она играет на его самолюбии и с помощью «кнута и пряника» всецело завладевает его душой. Воистину она выглядит адским созданием, посланным на землю за грехи человеческие.

После выхода книги Лакло обвиняли в том, что настолько чудовищных женщин как маркиза де Мертей просто не существует, на что он закономерно отвечал: «Если никто из женщин не предается разврату, притворяясь, будто уступает только любви; если ни одна не подстраивает, нимало о том не задумываясь, совращение своей «подруги»; если она не хочет погубить слишком рано изменившего ей любовника... если ничего этого нет, то я напрасно об этом писал. Но кто осмелится отрицать сию истину наших дней? Только еретик и отступник!5».

Беспринципность, развязность и развращенность, следование лишь личным интересам, невероятная рациональность, лишенность настоящих, полных силы чувств, отсутствие понятий стыд и совесть – такими рисует Лакло аристократические круги в своем романе, такими как он видел их вокруг себя. Изображая людей, которые видят смысл своего существования в том, чтобы, возбуждая в окружающих примитивные инстинкты, унижать их и растаптывать их честь и репутацию, подвергая общественному призрению, писатель вскрывает умонастроения, характерные для любой вырождающейся среды, стоящей на пороге гибели.

Остановимся еще на одном герое, чей характер кажется нам важным для понимания идеи романа – госпоже де Турвель. Мы уже упоминали, что она единственная, кто не относится от рождения к аристократическому кругу. Она представительница зародившегося во Франции класса буржуазии, поэтому ее жизненная философия принципиально отличается от других героев. Крайняя религиозность, суровость нравов, четкие понятия о долге, преданность своему мужу – такой показывает нам президентшу автор. Де Турвель честна и страстна в чувствах, но в то же время рассудительна, но не жесткой рациональностью, а той разумностью, которую диктует твердость духа и принципов. Именно поэтому она долго и упорно борется с искушением, в которое ее ввергает Вальмон, для нее страшна мысль изменить себе, своим принципам, но все же, будучи человеком эмоциональным, она сдается под напором своего чувства к виконту, не в силах больше держать себя в руках. Поступаясь принципами супружеской верности и долга, она находит новую опору в бесконечной любви к Вальмону, в самопожертвовании этой любви. Вся натура госпожи де Турвель заключена в служении чему-либо: Богу, добропорядочности или любви. Когда эти опоры разрушаются, когда оказывается, что любовь была просто иллюзией, президентша лишается смысла жизни: сначала удаляется в монастырь, а потом заболевает от душевных переживаний и, в конце концов, умирает.

На примере госпожи де Турвель Лакло показывает нам иной мир, основанный на добропорядочности, верности принципам, ответственности и служении чему-то большему, чем личный интерес. Президентша строга к своим чувствам, но это не делает их менее искренними, страстными и полными. Если виконт и маркиза – это разложение и смерть, то госпожа де Турвель – жизнь, но погубленная разложением, как железо, которое разъела ржавчина.

Автор во многом противопоставляет маркизу де Мертей и госпожу де Турвель: они одинаково интеллектуальны, но президентша глубоко чувствующая натура, согревающая своей добродетельностью окружающих «я понял, что подлинный источник любовных чар - душевные качества, что лишь они могут порождать и оправдывать безумие любви6» - эти слова Вальмона будучи не вполне искренними, все же правдивы. Напротив, маркиза - светская дама, с высушенной душой, полной коварства и вероломства. В антагонизме этих героинь еще один ключ к пониманию романа.

Рисуя аристократические и буржуазные круги в лице своих героев, де Лакло показывает не просто моральное вырождение одного и подъем другого, он демонстрирует раскол, существующий между ними, он предвещает конец одной эпохи и начало новой.  Столкновение двух этик: аристократической и буржуазной – предвещает закат одной и восхождение другой. Писатель словно предполагает, что и почему породило Великую Французскую революцию, в которой впоследствии он будет участвовать сам.

Таким образом, «Опасные связи» не просто исторический роман о XVIII веке, не эротический роман о похождения французской аристократии и даже не совсем моралистский роман, показывающий, каков порок и добродетель. «Опасные связи» роман во многом о социальных изменениях, о грядущих переменах, о смене эпох.  Книга Шодерло де Лакло вошла в историю литературы из-за глубинного понимания не только человеческой психологии, но и системных процессов, происходящих во французском обществе  XVIII века. При этом роман не исчерпывает себя на XVIII веке, его можно понимать более глобально, как картину преддверия перемен: развращенность нравов правящего класса в сфере удовольствий, управления или власти всегда вызывает сначала зависть, потом презрение, а потом гнев подчиненных. А гнев, в конечном счете, несет реконструкцию социального порядка.


Список источников и литературы.

Источники:

  1.  Лакло Ш., де Опасные связи [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/INOOLD/DELAKLO/opasnye_swyazi.txt

Литература:

  1.  Виппер Ю. Б.  Два шедевра французской прозы XVIII века[Электронный ресурс] URL: http://www.philology.ru/literature3/vipper-90h.htm
  2.  Моруа А. Шодерло де Лакло «Опасные связи» [Электронный ресурс] URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/morua-franciya/shoderlo-de-laklo.htm

1 Виппер Ю. Б.  Два шедевра французской прозы XVIII века[Электронный ресурс] URL: http://www.philology.ru/literature3/vipper-90h.htm

2 Лакло Ш., де. Опасные связи [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/INOOLD/DELAKLO/opasnye_swyazi.txt

3 Моруа А. Шодерло де Лакло «Опасные связи» [Электронный ресурс] URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/morua-franciya/shoderlo-de-laklo.htm

4 Лакло Ш., де. Опасные связи [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/INOOLD/DELAKLO/opasnye_swyazi.txt

5 Моруа А. Шодерло де Лакло «Опасные связи» [Электронный ресурс] URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/morua-franciya/shoderlo-de-laklo.htm

6 Лакло Ш., де. Опасные связи [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/INOOLD/DELAKLO/opasnye_swyazi.txt


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22908. Транспонування визначника 33 KB
  В перший стовпчик визначника Δ1 запишемо елементи першого рядка визначника Δ не змінюючи їх порядок. Далі в другий стовпчик визначника Δ1 запишемо елементи другого рядка визначника Δ не змінюючи їх порядок і так далі. В nй стовпчик визначника Δ1 запишемо елементи nго рядка визначника Δ.
22909. Властивості визначників 96.5 KB
  Будемо формулювати і доводити властивості лише для рядків визначника але за попереднім зауваженням вони мають місце і для стовпчиків визначника. Нульовим рядком називається рядок визначника всі елементи якого дорівнюють 0. Нехай й рядок визначника Δ нульовий. Якщо в визначнику переставляються місцями два рядки то змінюється лише знак визначника.
22910. Теорема про розклад визначника за елементами рядка або стовпчика 67 KB
  Доповнюючим мінором елемента aij називається визначник Mij який одержуються викресленням з визначника Δ i го рядка та j го стовпчика. Ця теорема дозволяє звести обчислення визначника n го порядку до обчислення визначників порядку n1. Фіксуємо iй рядок визначника Δ та доведемо що всі добутки що складають доданок aijAij входять у визначник Δ причому з таким самим знаком як і у доданку aijAij.
22911. Визначник Вандермонда 32.5 KB
  Визначником Вандермонда n го порядку називається визначник. Доведення проведемо індукцією за порядком n визначника При n=2 Припустимо що твердження виконується для визначника Вандкрмонда Δn1 порядку n1 і знайдемо визначник Δn. Як відомо визначник не змінюється якщо від деякого рядка відняти інший рядок домножений на число. Тому у визначника Δn спочатку від останнього рядка віднімаємо рядок з номером n1 домножений на a1.
22912. Системи лінійних рівнянь 22 KB
  Система лінійних рівнянь називається сумісною якщо вона має принаймні один розвязок. Система лінійних рівнянь називається несумісною якщо вона не має розвязків. Сумісна система лінійних рівнянь називається визначеною якщо вона має єдиний розвязок.
22913. ТЕОРЕМА КРАМЕРА 43.5 KB
  Αn1x1αn2x2αnnxn=βn Складемо визначник з коефіцієнтів при змінних α11 α12 α1n Δ= α21 α22 α2n αn1 αn2 αnn Визначник Δ називається головним визначником системи лінійних рівнянь 1. Якщо головний визначник Δ квадратної системи лінійних рівнянь 1 не дорівнює нулю то система має єдиний розвязок який знаходиться за правилом: 2 Формули 2називаються формулами Крамера. Домножимо перше рівняння системи 1 на A11 друге рівняння на А21 і продовжуючи так далі nе рівняння системи домножимо на Аn1. Отримаємо рівняння яке...
22914. Обчислення рангу матриці 20.5 KB
  Основними методами обчислення рангу матриці є методи оточення мінорів теоретичний і метод елементарних перетворень практичний. Методи оточення мінорів полягає в тому що в ненульовій матриці шукається базисний мінор. Тоді ранг матриці дорівнює порядку базисного мінору.
22915. Теорія систем лінійних рівнянь 24 KB
  Основною матрицею системи 1 називаються матриці порядку m x n. Ранг основної матриці системи A називається рангом самої системи рівнянь 1. Розміреною матрицею системи рівнянь 1 називається матриця порядку mxn1.
22916. Теорема Кронекера – Капелі (критерій сумісної системи лінійних рівнянь) 46 KB
  Припустимо що система сумісна і числа λ1λ2λn утворюють розвязок системи. Вертикальний ранг основної матриці системи дорівнює рангу системи векторів a1a2an вертикальний ранг розширеної матриці співпадає з рангом системи векторів a1a2anb. Оскільки вектор b лінійно виражається через a1a2an за теоремою 2 про ранг ранги системи векторів a1a2an і a1a2anb співпадають.