13860

Креативный анализ фильма « Последний урок»

Эссе

Литература и библиотековедение

Петрова Регина Креативный анализ фильма Последний урок Политическая целесообразность В основе сюжета фильма лежит история учительницы которая работает во французской школе для трудных подростков. Основная часть учеников – это иммигранты из арабских стран...

Русский

2013-05-19

24.46 KB

9 чел.

Петрова Регина

Креативный анализ фильма « Последний урок»

Политическая целесообразность

В основе сюжета фильма лежит история учительницы, которая работает во французской  школе для трудных подростков. Основная часть учеников – это иммигранты из арабских стран, которые позиционируют себя как ортодоксальные мусульмане и подчеркивают свою исламскую идентичность, при каждом случае  упоминают «Коран», при этом насилуют своих одноклассниц, занимаются распространением оружия и наркотиков. Ученики   вступают в жесткий конфликт со своей учительницей по литературе, как они думают этнической француженкой.   Доведенная до крайности, учительница вырывает выпавший из сумки одного из ученика пистолет, запирает дверь класса и продолжает вести урок, но уже под дулом пистолета, а на прицеле оказываются все её ученики.  Разъяренная и в тоже время доведенная до отчаяния, она пытается объяснить своим ученикам, что с уважением относится к их вере, но когда они приходят в государственное учреждение, они должны принимать правила той страны, в которой живут и учатся. Ведь их родители, переехав во Францию, желали им лучшей жизни и достойного будущего, которого не может дать им их родная страна. И только после развязки всей этой ситуации подростки понимают такую неравнодушную позицию своего учителя, ведь она сама когда-то переехала с родителя из арабской страны и является мусульманкой, тем не менее, сумела интегрироваться в европейскую культуру, хотя и встретила непонимание со стороны своих родителей и по поводу выбора мужа европейца.

Оценивая данный фильм с позиции политико-этических интенций, скорее можно опираться на социальную составляющую политических взаимоотношений.  А «политику» понимать как форму взаимоотношений между социальными группами, классами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти, которая предполагает управление различными процессами общественной жизни с помощью властных структур.  Относительно сюжета фильма, наблюдается явная борьба за власть. А если обратиться к французскому политологу П. Моррису то, «власть над сознанием и поведением людей»2. Таким образом, понятие политической власти может относиться к любым организациям и группам со стабильными отношениями субординации и управления. В данном случае это отношения между учительницей и учениками. Предполагается, что учитель итак должен обладать некой властью над своими учениками в форме общепринятых правил морали и норм субординации. Но как оказалось не в этом случае. Ведь по сюжету фильма учительнице приходится  завоевывать власть над классом посредством насилия. Согласно М. Веберу, монополизация власти в руках одного человека превращается в господство, а любое господство априори означает насилие, за исключением добровольного подчинения3. Таким образом, учительница посредством, одного из политических инструментов,  насилия получила господство над классом.

Политическая мотивация

На мой взгляд, применяя насилие над учениками, учительница руководствовалась исключительно принципами общественного блага, которое распределяется на всех членов общества в независимости от вложений в него каждого члена общества. В данном случае педагог хотела объяснить своим ученикам, что став гражданами Францами они вправе пользоваться общественными благами этой страны, а именно бесплатным средним образованием, но для этого им нужно  прилежно и с уважением относится как к преподавателям, так и к европейским законам, которые отделяют религиозные отношения от государственных. Учитель подчеркивает, что родители пошли на большие жертвы, чтобы у их детей появилась возможность жить и учится в Европе. И дети, в свою очередь, должны  понимать и разделять, где можно руководствоваться религиозными чувствами, а где нет, ведь теперь они живут в светском государстве. Причины такого неравнодушного отношения педагога становятся ясными лишь в конце фильма, когда в школу, приглашенные спецслужбами  приходят  её родители для переговоров с ней. На удивление зрителям они оказываются мусульманами и, несмотря на свою иммиграцию, сохраняют не только свою веру, но и следуют религиозным правилам и во внешнем виде. Разговаривая со своей дочерью, перед зрителями встает ясная картина всех трудностей и лишений этой семьи в период интеграции в новую страну и новую культуру. И хотя изначально родители не принимали столь быстрой перемены дочери в сторону светскости и были против её европейского мужа, сейчас в разговоре было видно, что они гордятся ей и уважают её выбор.

Отдельного внимания заслуживает действия директора, а скорее его бездействия. Весь педагогический состав не раз жаловался на  отбившихся от рук подростков, которые унижали не только своих одноклассников, но и преподавателей. Директор же оставлял их жалобы без внимания, аргументируя  свою позицию тем, что если проблемы школы становятся достоянием общественности, то и директор и школа в целом получают плохой отзыв об их работе,  и, как правило, в такие учреждения родители отправляют своих детей реже, чем в школы с позитивными отзывами. Такое  действие основано, скорее, на личном интересе, нежели направлено на общественное благо.  В какой-то  мере  такая безучастность и запущенность всей ситуации   привела к  таким последствиям.

Корреляция действий героев с  морально-этическими ценностями и социокультурными особенностями эпохи, конкретного общества.

Фильм был снят в 2008 году и отражает одну из наболевших проблем всей Европы, в данном случае Франции, - это  сложный процесс интеграции арабских иммигрантов в европейскую культуру.  Насколько известно, четвертая волна французской  иммиграция началась с середины 80-х  и отличалась национальным составом иммигрантов, их целями и условиями жизни. В составе этой волны были уже не африканцы, а именно арабы и афро-американцы. А меняют они свое гражданство больше не для того, чтобы работать, сколько просто жить.  В основном приезжают они к уже осевшим арабам третьей волны иммиграции, которые, как правило, образовали компактные поселения в пригородах, где основную массу составляют уже арабы, родившиеся непосредственно во Франции4.   На данный момент арабо-мусульманская диаспора во Франции является  самой многочисленной в Европе и по разным оценкам составляет свыше 5 млн. человек5.

В фильме достаточно ярко показаны проблемы арабских иммигрантов.  Во-первых, это  полное отрицание правил и норм светского государства. Они отвергают все европейские ценности, и подчеркивают, что они им  чужды. По наблюдениям французского историка Фернана Бродель, «дети иммигрантов-мусульман оказались в положении отверженных и сами отвергают ассимиляцию, которая часто удавалась их отцам»6. Во-вторых, видно как молодое поколение гипертрофировано и извращенно понимают ислам.  Используют его не в качестве веры, священной религии, а как культуру и образ жизни, а зачастую вообще перевирают некоторые факты из Корана. В-третьих, взаимоотношения внутри класса. Постоянное унижение девушек как моральное, так и физическое.

На мой взгляд, фильм получился достаточно удачным с той позиции, что он очень точно передаёт одну из основных проблем Европы -  ассимиляция арабских мигрантов.  И именно социальную сторону этой проблемы. Ведь школа как один из агентов социализации дает шанс на интеграцию в новую систему, но как видно из фильма этим шансом не всегда хотят воспользоваться. Учительница на своем примере показала, что такая интеграция возможна, к сожалению, такой пример стоил ей жизни.

2 Ледяев В.Г. Власть : концептуальный анализ [Электронный ресурс]: http://grachev62.narod.ru/led/chapt14.htm#s5

3 Артемов  Г.П. Политическая социология [Электронный ресурс]:  http://society.polbu.ru/artemov_politsociology/ch10_i.html

4 Волны французской иммиграции [Электронный ресурс]: http://expert.ru/expert/2005/43/43ex-tema-p_38610/

5 Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия [Электронный ресурс]: http://www.etnograf.ru/node/247

6 Волны французской иммиграции. [Электронный ресурс]:  http://expert.ru/expert/2005/43/43ex-tema-p_38610/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78937. Постпозитивизм. Тезисы Поппера 23.5 KB
  Постпозитивизм Постпозитивизммножество концепций на смену позитивизму; внимание уделяется рациональным методам познания. Постпозитивизм – историческая школа течение: критический рационализм наиболее авторитетная часть постпозитивизма.
78938. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки 25 KB
  Основные функции современного соц. сциентизма: социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.
78939. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития 25.5 KB
  Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.
78940. Соотношение науки, философии, искусства, обыденного познения 36 KB
  Соотношение науки философии искусства обыденного познения. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – это проблема демаркации т. 5 Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов примет наставлений ритуалов и пр.
78941. Стратегии порождения научных знаний 29 KB
  Иными словами элементы предпосылки ростки будущей науки формировались в недрах другой духовной системы но они еще не выделялись из них как автономное самостоятельное целое. Действительно предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия механика физика химия и другие...
78942. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 31.5 KB
  Так в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы в зависимости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозномистической форме и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Особенности греческого мышления которое было рациональным теоретическим что в данном случае равносильно созерцательному наложили отпечаток на формирование...
78943. Развитие форм научного мышления в средние века 41 KB
  Но в это время существуют уже области знаний которые подготавливали возможность рождения науки. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки Эпоху Средневековья относят к началу II в. Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры науки и религии. К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев тенденцию к систематизации и классификации знаний.
78944. Формирование эмпирического метода исследования 26.5 KB
  Некоторый фрагмент действительности объективные события результаты относящиеся либо к объективной реальности факты действительности либо к сфере сознания и познания факты сознания. В научном познании факты играют двоякую роль: вопервых совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; вовторых факты имеют решающее значение в подтверждении теорий если они соответствуют совокупности фактов или их опровержении если тут нет соответствия. При этом недопустимо выхватывать отдельные...
78945. Формирование рационал. метода исследования 30.5 KB
  Мышление осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций понятий категорий и др. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе которая может быть естественной или искусственной язык математики формальной логики химические формулы и т. Что такое мышление и каковы его основные...