13860

Креативный анализ фильма « Последний урок»

Эссе

Литература и библиотековедение

Петрова Регина Креативный анализ фильма Последний урок Политическая целесообразность В основе сюжета фильма лежит история учительницы которая работает во французской школе для трудных подростков. Основная часть учеников это иммигранты из арабских стран...

Русский

2013-05-19

24.46 KB

9 чел.

Петрова Регина

Креативный анализ фильма « Последний урок»

Политическая целесообразность

В основе сюжета фильма лежит история учительницы, которая работает во французской  школе для трудных подростков. Основная часть учеников – это иммигранты из арабских стран, которые позиционируют себя как ортодоксальные мусульмане и подчеркивают свою исламскую идентичность, при каждом случае  упоминают «Коран», при этом насилуют своих одноклассниц, занимаются распространением оружия и наркотиков. Ученики   вступают в жесткий конфликт со своей учительницей по литературе, как они думают этнической француженкой.   Доведенная до крайности, учительница вырывает выпавший из сумки одного из ученика пистолет, запирает дверь класса и продолжает вести урок, но уже под дулом пистолета, а на прицеле оказываются все её ученики.  Разъяренная и в тоже время доведенная до отчаяния, она пытается объяснить своим ученикам, что с уважением относится к их вере, но когда они приходят в государственное учреждение, они должны принимать правила той страны, в которой живут и учатся. Ведь их родители, переехав во Францию, желали им лучшей жизни и достойного будущего, которого не может дать им их родная страна. И только после развязки всей этой ситуации подростки понимают такую неравнодушную позицию своего учителя, ведь она сама когда-то переехала с родителя из арабской страны и является мусульманкой, тем не менее, сумела интегрироваться в европейскую культуру, хотя и встретила непонимание со стороны своих родителей и по поводу выбора мужа европейца.

Оценивая данный фильм с позиции политико-этических интенций, скорее можно опираться на социальную составляющую политических взаимоотношений.  А «политику» понимать как форму взаимоотношений между социальными группами, классами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявлениями власти, которая предполагает управление различными процессами общественной жизни с помощью властных структур.  Относительно сюжета фильма, наблюдается явная борьба за власть. А если обратиться к французскому политологу П. Моррису то, «власть над сознанием и поведением людей»2. Таким образом, понятие политической власти может относиться к любым организациям и группам со стабильными отношениями субординации и управления. В данном случае это отношения между учительницей и учениками. Предполагается, что учитель итак должен обладать некой властью над своими учениками в форме общепринятых правил морали и норм субординации. Но как оказалось не в этом случае. Ведь по сюжету фильма учительнице приходится  завоевывать власть над классом посредством насилия. Согласно М. Веберу, монополизация власти в руках одного человека превращается в господство, а любое господство априори означает насилие, за исключением добровольного подчинения3. Таким образом, учительница посредством, одного из политических инструментов,  насилия получила господство над классом.

Политическая мотивация

На мой взгляд, применяя насилие над учениками, учительница руководствовалась исключительно принципами общественного блага, которое распределяется на всех членов общества в независимости от вложений в него каждого члена общества. В данном случае педагог хотела объяснить своим ученикам, что став гражданами Францами они вправе пользоваться общественными благами этой страны, а именно бесплатным средним образованием, но для этого им нужно  прилежно и с уважением относится как к преподавателям, так и к европейским законам, которые отделяют религиозные отношения от государственных. Учитель подчеркивает, что родители пошли на большие жертвы, чтобы у их детей появилась возможность жить и учится в Европе. И дети, в свою очередь, должны  понимать и разделять, где можно руководствоваться религиозными чувствами, а где нет, ведь теперь они живут в светском государстве. Причины такого неравнодушного отношения педагога становятся ясными лишь в конце фильма, когда в школу, приглашенные спецслужбами  приходят  её родители для переговоров с ней. На удивление зрителям они оказываются мусульманами и, несмотря на свою иммиграцию, сохраняют не только свою веру, но и следуют религиозным правилам и во внешнем виде. Разговаривая со своей дочерью, перед зрителями встает ясная картина всех трудностей и лишений этой семьи в период интеграции в новую страну и новую культуру. И хотя изначально родители не принимали столь быстрой перемены дочери в сторону светскости и были против её европейского мужа, сейчас в разговоре было видно, что они гордятся ей и уважают её выбор.

Отдельного внимания заслуживает действия директора, а скорее его бездействия. Весь педагогический состав не раз жаловался на  отбившихся от рук подростков, которые унижали не только своих одноклассников, но и преподавателей. Директор же оставлял их жалобы без внимания, аргументируя  свою позицию тем, что если проблемы школы становятся достоянием общественности, то и директор и школа в целом получают плохой отзыв об их работе,  и, как правило, в такие учреждения родители отправляют своих детей реже, чем в школы с позитивными отзывами. Такое  действие основано, скорее, на личном интересе, нежели направлено на общественное благо.  В какой-то  мере  такая безучастность и запущенность всей ситуации   привела к  таким последствиям.

Корреляция действий героев с  морально-этическими ценностями и социокультурными особенностями эпохи, конкретного общества.

Фильм был снят в 2008 году и отражает одну из наболевших проблем всей Европы, в данном случае Франции, - это  сложный процесс интеграции арабских иммигрантов в европейскую культуру.  Насколько известно, четвертая волна французской  иммиграция началась с середины 80-х  и отличалась национальным составом иммигрантов, их целями и условиями жизни. В составе этой волны были уже не африканцы, а именно арабы и афро-американцы. А меняют они свое гражданство больше не для того, чтобы работать, сколько просто жить.  В основном приезжают они к уже осевшим арабам третьей волны иммиграции, которые, как правило, образовали компактные поселения в пригородах, где основную массу составляют уже арабы, родившиеся непосредственно во Франции4.   На данный момент арабо-мусульманская диаспора во Франции является  самой многочисленной в Европе и по разным оценкам составляет свыше 5 млн. человек5.

В фильме достаточно ярко показаны проблемы арабских иммигрантов.  Во-первых, это  полное отрицание правил и норм светского государства. Они отвергают все европейские ценности, и подчеркивают, что они им  чужды. По наблюдениям французского историка Фернана Бродель, «дети иммигрантов-мусульман оказались в положении отверженных и сами отвергают ассимиляцию, которая часто удавалась их отцам»6. Во-вторых, видно как молодое поколение гипертрофировано и извращенно понимают ислам.  Используют его не в качестве веры, священной религии, а как культуру и образ жизни, а зачастую вообще перевирают некоторые факты из Корана. В-третьих, взаимоотношения внутри класса. Постоянное унижение девушек как моральное, так и физическое.

На мой взгляд, фильм получился достаточно удачным с той позиции, что он очень точно передаёт одну из основных проблем Европы -  ассимиляция арабских мигрантов.  И именно социальную сторону этой проблемы. Ведь школа как один из агентов социализации дает шанс на интеграцию в новую систему, но как видно из фильма этим шансом не всегда хотят воспользоваться. Учительница на своем примере показала, что такая интеграция возможна, к сожалению, такой пример стоил ей жизни.

2 Ледяев В.Г. Власть : концептуальный анализ [Электронный ресурс]: http://grachev62.narod.ru/led/chapt14.htm#s5

3 Артемов  Г.П. Политическая социология [Электронный ресурс]:  http://society.polbu.ru/artemov_politsociology/ch10_i.html

4 Волны французской иммиграции [Электронный ресурс]: http://expert.ru/expert/2005/43/43ex-tema-p_38610/

5 Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия [Электронный ресурс]: http://www.etnograf.ru/node/247

6 Волны французской иммиграции. [Электронный ресурс]:  http://expert.ru/expert/2005/43/43ex-tema-p_38610/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9671. ЭТАПЫ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОПТОВЫМ ЗАКУПКАМ 33 KB
  Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Как отмечалось, гла...
9672. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков 68.5 KB
  Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров оптовые базы должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и постав...
9673. Значение и виды оптовых ярмарок 88.5 KB
  Значение и виды оптовых ярмарок Прогрессивной формой оптовых закупок является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках. Продажа-закупка товаров на оптовых ярмарках - одна из старейших форм оптовой торговли. Оптовые ярмарки п...
9674. Претензионная работа 46 KB
  Претензионная работа В ходе реализации договоров поставки нередко стороны по каким-то объективным или субъективным причинам не выполняют принятых на себя обязательств, нанося торговому партнеру материальный и моральный ущерб. В этих условиях потерпе...
9675. Модулированные сигналы 284 KB
  Модулированные сигналы Содержание Введение. Амплитудная модуляция. Однотональная модуляция. Энергия однотонального АМ-сигнала. Многотональный модулирующий сигнал. Демодуляция АМ-сигналов. Балансная амплитудная модуляция. Однополосная амплитудная ...
9676. Що являє собою технологія DSL 50.5 KB
  Що являє собою технологія DSL хDSL являє собою родину технологій, що дозволяють значно розширити пропускну здатність абонентської лінії місцевої телефонної мережі шляхом використання ефективних лінійних кодів та адаптивних методів корекції перекручу...
9677. Геохимические исследования остатков бронзолитейного производства с Суботовского городища XII-IX вв. до н.э. 125.5 KB
  Геохимические исследования остатков бронзолитейного производства с Суботовского городища XII-IX вв. до н.э. Л.В. Демченко, В.И. Клочко, В.И. Маничев НИИПОИМКИ Украины Введение Геолого-геохимическое изучение археологического объекта включает в себя ...
9678. Гончарные печи XIV-XV вв. на ремесленном посаде Сугдеи 49.5 KB
  Гончарные печи XIV-XV вв. на ремесленном посаде Сугдеи А.В. Джанов Крымский филиал Института археологии НАН Украины Поливная керамика позднего средневековья является наиболее ярким признаком для характеристики материальной культуры того или и...
9679. Информация и управление. Системы управления. Прямая и обратная связь. Замкнутая и разомкнутая система 37.5 KB
  Информация и управление. Системы управления. Прямая и обратная связь. Замкнутая и разомкнутая система. Преобразование, целенаправленная обработка информации - важнейший из информационных процессов. Преобразование информации о состоянии окружающ...