13861

Анализ фильма «Конформист»

Эссе

Литература и библиотековедение

Ромазанов Д.М. Политология 4 курс. Анализ фильма Конформист Фильм Конформист режиссера Бернардо Бертолуччи снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой Марчелло Клеричи интеллектуал о чем можно судить из его диалого

Русский

2013-05-19

46 KB

7 чел.

         Ромазанов Д.М.

   Политология, 4 курс.    

Анализ фильма «Конформист»

Фильм «Конформист», режиссера Бернардо Бертолуччи, снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой – Марчелло Клеричи - интеллектуал (о чем можно судить из его диалогов с профессором Куадри, где тот называет его своим лучшим студентом), который, являясь приверженцем фашизма, получает приказ устранить своего бывшего учителя – профессора Куадри – ярого антифашиста, живущего в Париже, из-за прихода фашистов к власти в Италии.

Среди главных героев стоит выделить личностей, которые оказали наибольшее влияние на Марчелло по повествованию:

  •  Итало – слепой, который пропагандирует идеи фашизма по радио, привел Марчелло в фашизм;
  •  Лино – шофер, который пытался совратить Марчелло в детстве. Этот инцидент оказал на Марчелло огромное влияние, которые впоследствии выльется во многие поступки Марчелло;
  •  Родители Марчелло – мать, сидящая на морфине и отец-душевнобольной, судя по всему, бывший чернорубашечник, который не смог пережить злодеяний, которые он совершил и, вследствие этого, сошел с ума;
  •  Джулия – жена Марчелло, недалёкая представительница буржуазии, к которой он не испытывает каких-либо особенных чувств, скорее она ему просто более удобна, более «нормальна»;
  •  Профессор Куадри – учитель, преподававший Марчелло философию в университете, антифашист, сбежавший из Италии во Францию и поселившийся в Париже, из-за прихода к власти фашистов. Марчелло получает задание убить его, как человека, который ведет опасную подстрекательскую деятельность против фашистского режима Муссолини;
  •  Анна – молодая жена Куадри, в которую влюбляется Марчелло. Она страстная, мужественная, всем своим видом намекающая на бисексуальность, привлекает Марчелло гораздо больше Джулии (с которой он, кстати, довольно холоден, и не был по-настоящему близок).

Личность Марчелло является довольно сложным переплетением нескольких мотивов его поведения, которые, однако, сводятся к одной цели – стать «нормальным».  Во-первых, конформизм. Все действия Марчелло обусловлены конформизмом. Вступление в ряды итальянских фашистов, согласие на убийство Куадри, и наиболее здесь показательно – убийство Анны. В начале фильма можно ясно проследить желание Клеричи спасти Анну, в которую он влюблен, однако, когда она подбегает к его машине, где он сидит, Клеричи даже не опускает окно, а, только, молча, наблюдает за тем, как ее убивают. Пистолет, который лежит на сидении рядом с ним, которым он мог, при необходимости, воспользоваться для совершения своего задания, за все повествование так ни разу и не использовался. Более того, вероятнее всего по причине своей трусости, Марчелло даже пытался отдать его обратно, возможно испугавшись груза ответственности, который ляжет на него за совершение преступления.

Примечательна фраза в диалоге, который происходит, перед визитом Клеричи к министру: «Некоторые сотрудничают с нами из страха, некоторые — из-за денег, другие верят в фашистские идеалы. Вы не подпадаете ни под одну из категорий». Действительно, связь Марчелло с фашизмом нужно искать в его стремлении к «нормальности». Для того, чтобы стать «нормальным» Клеричи женится на недалёкой Джулии, вступает в ряды фашистов, здесь так же следует отметить его исповедь, в которой на вопрос священника от отвечает: «скорее я состою в группе, кто преследует инакомыслящих», что еще раз подчеркивает то, что фашистская идеология, в представлении Марчелло – спасение от своей «ненормальности».

Формирование «ненормальности» Клеричи нужно искать в его детстве. Здесь и  психически больной отец, и мать, которая зависима от морфина, и сексуальное домогательство водителя Лиона. Сексуальный мотив так же является одним из главнейших в фильме.

Инцидент с Лионом повлиял, как ни что другое, на ощущение «ненормальности» Марчелло. Важно учитывать, что идеология фашизма отрицательно относится к гомосексуализму, и тут так же можно проследить желание Марчелло вступить в ряды фашистов с целью приобретения «нормальности», к которой он так стремился. В этом ключе так же следует рассмотреть самого Бертолуччи и его увлеченность фрейдизмом в этот период своей жизни. Так, учитывая отсылки к Фрейду, Бертолуччи показывает у Марчелло Эдипов комплекс (как одну из первичных мотивирующих сил, скрывающихся за многими психическими нарушениями). При нормальном развитии ребенок-мальчик неосознаваемо испытывает влечение к матери и агрессию к отцу. 1 В данном фильме можно говорить, о замещении фигуры непосредственного отца, и замещения ее на несколько знаковых фигур, среди которых и Куадри, убить которого он должен.

На мой взгляд, вступление в ряды фашистов и убийство профессора-антифашиста Куадри, может считаться политически целесообразным со стороны фашистской организации, как выполнение задания, которое было важно для нее. Однако если рассматривать эту ситуацию с позиции Марчелло, то здесь сложно  говорить о целесообразности, он просто «плыл по течению», как и во всех своих жизненных ситуациях. Убийство не было его целью, как приверженца фашизма, он просто выполнял приказ, который поступил сверху, и, в силу своего конформизма, не был способен отрицательно на него отрефлексировать.

Важно учитывать время, в которое происходят действия фильма. Фашизм, как авторитарная система подминает под себя индивидуальности, фашизму не нужны интеллигенты, которые могут мыслить. Учитывая это, можно говорить о том, что конформисты – удобные люди, для итальянского фашизма тех лет. Равнодушие, податливость, апатия приводят к тому, что массы становятся конформистскими, что на руку тем, кто встает у руля данного режима.

Рассматривая жизнь Марчелло Клеричи можно говорить об этике убеждения. Марчелло стремится к своей «нормальности», несмотря на то, что ему необходимо для этого совершить действия, идущие в разрез с моралью и нравственностью. Пожалуй, только один раз можно говорить, о том, что Марчелло руководствовался этикой ответственности – выше упоминавшееся уже, убийство Анны. Однако дальше слов это не ушло, и он, поддавшись своему извечному конформизму, молча, наблюдал за происходящим. Совокупность мотивов, которые складываются в этику убеждения, в поступках Марчелло делают из него трусливого и лицемерного человека.

Показателен конец картины, когда рушится режим Муссолини и Марчелло обвиняет Итало в том, что он фашист. Очередной пример конформизма, однако если рассматривать его с точки зрения этики убеждения, то можно провести некоторые параллели – виноваты все, кроме Марчелло (по его мнению): Итало, который затащил его в ряды фашистов; Лион, который его домогался в детстве; Манганьело, который следил за тем, как Марчелло будет выполнять свое задание, и тем самым не давал ему сойти с этого пути. Не важно, что нужно сделать, чтобы стать «нормальным» и обрести, наконец, душевный покой, о котором так мечтает Марчелло. Его неординарность не дает ему спокойно жить, и он готов пойти на любые поступки (ему не так важна цена жертв, которые будут на пути к этой цели), чтобы, стать тем, кто не выделяется из серой толпы.

Подводя итог под анализом фильма «Конформист», следует сказать, что Бертолуччи отлично показал реалии фашистского режима, с точки зрения отдельно взятого индивида, который руководствуется своими личными выгодами, мыслями, чувствами. Положение отдельного человека в тоталитарном режиме, с точки зрения самого человека, а не политической машины.

1 Бернардо Бертолуччи от А до Я. [Электронный ресурс]. URL: http://www.italynews.ru/encyclopedia_32.html (дата обращения 30.10.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45365. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике 36.5 KB
  Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...
45366. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике 37.5 KB
  Познавательный интерес. Активизация познавательного интереса при обучении информатике. Понятие познавательного интереса Формирование познавательных интересов в обучении.
45367. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике 62 KB
  Методы обучения. Методы по логике передачи и восприятия учебной информации индуктивные дедуктивные 3. Методы стимулирования интереса 3. Методы стимулирования и активации долга и ответственности 3.
45368. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации 24 KB
  Модели дифференциации: Модель потоков. Продвинутые средние низкие потоки Модель гибкого состава класса. Некоторые пары вместе Модель разнородных классов. Всё время разные дети на один предмет Интерактивная модель.
45369. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем 60.5 KB
  Многообразие воспитательных систем План Сущность воспитательной системы. Структура воспитательной системы. Этап становления Отработка содержания деятельности и структуры системы Завершающий Обновление и совершенствование системы Разнообразие воспитательных систем 4. Сущность воспитательной системы Воспитательная система это упорядоченная совокупность компонентов взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у школы способностей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.
45370. Системы развивающего обучения 47.5 KB
  Системы развивающего обучения План Понятие и сущность развивающего обучения ЗАР ЗБР принципы структура Дидактическая система Л. Зонкова цель принципы методы формы результат Теория содержательного обучения и дидактическая система Эльконина и Давыдова цели требования к процессу обучения. Формы уроков методы результат Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина Талызиной цели 6 этапов Понятие и сущность развивающего обучения С 30г. В России начинается разработка дидактических систем развивающего...
45371. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы 53.5 KB
  Сущность процесса обучения: его противоречия функции этапы. План Сущность обучения Особенности процесса обучения Закономерности процесса обучения Принципы процесса обучения общие спеуифические Противоречия процесса обучения перечисление противоречий задачи для их преодоления Функции обучения Образовательная Воспитательная Развивающая Этапы процесса обучения Живое созерцание Абстрактное мышление Практика Двусторонний характер обучения Процесс преподавания Процесс учения 1. Сущность обучения то что...
45372. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку 52.5 KB
  Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.
45373. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского 38.5 KB
  Нравственное воспитание 6. Воспитание потребностей культура желаний 7. Трудовое воспитание 8. Другие идеи воспитание без наказаний зубрежка основа на эмоциональночувственной сфере 3 составные части воспитательного процесса.