13861

Анализ фильма «Конформист»

Эссе

Литература и библиотековедение

Ромазанов Д.М. Политология 4 курс. Анализ фильма Конформист Фильм Конформист режиссера Бернардо Бертолуччи снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой Марчелло Клеричи интеллектуал о чем можно судить из его диалого

Русский

2013-05-19

46 KB

7 чел.

         Ромазанов Д.М.

   Политология, 4 курс.    

Анализ фильма «Конформист»

Фильм «Конформист», режиссера Бернардо Бертолуччи, снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой – Марчелло Клеричи - интеллектуал (о чем можно судить из его диалогов с профессором Куадри, где тот называет его своим лучшим студентом), который, являясь приверженцем фашизма, получает приказ устранить своего бывшего учителя – профессора Куадри – ярого антифашиста, живущего в Париже, из-за прихода фашистов к власти в Италии.

Среди главных героев стоит выделить личностей, которые оказали наибольшее влияние на Марчелло по повествованию:

  •  Итало – слепой, который пропагандирует идеи фашизма по радио, привел Марчелло в фашизм;
  •  Лино – шофер, который пытался совратить Марчелло в детстве. Этот инцидент оказал на Марчелло огромное влияние, которые впоследствии выльется во многие поступки Марчелло;
  •  Родители Марчелло – мать, сидящая на морфине и отец-душевнобольной, судя по всему, бывший чернорубашечник, который не смог пережить злодеяний, которые он совершил и, вследствие этого, сошел с ума;
  •  Джулия – жена Марчелло, недалёкая представительница буржуазии, к которой он не испытывает каких-либо особенных чувств, скорее она ему просто более удобна, более «нормальна»;
  •  Профессор Куадри – учитель, преподававший Марчелло философию в университете, антифашист, сбежавший из Италии во Францию и поселившийся в Париже, из-за прихода к власти фашистов. Марчелло получает задание убить его, как человека, который ведет опасную подстрекательскую деятельность против фашистского режима Муссолини;
  •  Анна – молодая жена Куадри, в которую влюбляется Марчелло. Она страстная, мужественная, всем своим видом намекающая на бисексуальность, привлекает Марчелло гораздо больше Джулии (с которой он, кстати, довольно холоден, и не был по-настоящему близок).

Личность Марчелло является довольно сложным переплетением нескольких мотивов его поведения, которые, однако, сводятся к одной цели – стать «нормальным».  Во-первых, конформизм. Все действия Марчелло обусловлены конформизмом. Вступление в ряды итальянских фашистов, согласие на убийство Куадри, и наиболее здесь показательно – убийство Анны. В начале фильма можно ясно проследить желание Клеричи спасти Анну, в которую он влюблен, однако, когда она подбегает к его машине, где он сидит, Клеричи даже не опускает окно, а, только, молча, наблюдает за тем, как ее убивают. Пистолет, который лежит на сидении рядом с ним, которым он мог, при необходимости, воспользоваться для совершения своего задания, за все повествование так ни разу и не использовался. Более того, вероятнее всего по причине своей трусости, Марчелло даже пытался отдать его обратно, возможно испугавшись груза ответственности, который ляжет на него за совершение преступления.

Примечательна фраза в диалоге, который происходит, перед визитом Клеричи к министру: «Некоторые сотрудничают с нами из страха, некоторые — из-за денег, другие верят в фашистские идеалы. Вы не подпадаете ни под одну из категорий». Действительно, связь Марчелло с фашизмом нужно искать в его стремлении к «нормальности». Для того, чтобы стать «нормальным» Клеричи женится на недалёкой Джулии, вступает в ряды фашистов, здесь так же следует отметить его исповедь, в которой на вопрос священника от отвечает: «скорее я состою в группе, кто преследует инакомыслящих», что еще раз подчеркивает то, что фашистская идеология, в представлении Марчелло – спасение от своей «ненормальности».

Формирование «ненормальности» Клеричи нужно искать в его детстве. Здесь и  психически больной отец, и мать, которая зависима от морфина, и сексуальное домогательство водителя Лиона. Сексуальный мотив так же является одним из главнейших в фильме.

Инцидент с Лионом повлиял, как ни что другое, на ощущение «ненормальности» Марчелло. Важно учитывать, что идеология фашизма отрицательно относится к гомосексуализму, и тут так же можно проследить желание Марчелло вступить в ряды фашистов с целью приобретения «нормальности», к которой он так стремился. В этом ключе так же следует рассмотреть самого Бертолуччи и его увлеченность фрейдизмом в этот период своей жизни. Так, учитывая отсылки к Фрейду, Бертолуччи показывает у Марчелло Эдипов комплекс (как одну из первичных мотивирующих сил, скрывающихся за многими психическими нарушениями). При нормальном развитии ребенок-мальчик неосознаваемо испытывает влечение к матери и агрессию к отцу. 1 В данном фильме можно говорить, о замещении фигуры непосредственного отца, и замещения ее на несколько знаковых фигур, среди которых и Куадри, убить которого он должен.

На мой взгляд, вступление в ряды фашистов и убийство профессора-антифашиста Куадри, может считаться политически целесообразным со стороны фашистской организации, как выполнение задания, которое было важно для нее. Однако если рассматривать эту ситуацию с позиции Марчелло, то здесь сложно  говорить о целесообразности, он просто «плыл по течению», как и во всех своих жизненных ситуациях. Убийство не было его целью, как приверженца фашизма, он просто выполнял приказ, который поступил сверху, и, в силу своего конформизма, не был способен отрицательно на него отрефлексировать.

Важно учитывать время, в которое происходят действия фильма. Фашизм, как авторитарная система подминает под себя индивидуальности, фашизму не нужны интеллигенты, которые могут мыслить. Учитывая это, можно говорить о том, что конформисты – удобные люди, для итальянского фашизма тех лет. Равнодушие, податливость, апатия приводят к тому, что массы становятся конформистскими, что на руку тем, кто встает у руля данного режима.

Рассматривая жизнь Марчелло Клеричи можно говорить об этике убеждения. Марчелло стремится к своей «нормальности», несмотря на то, что ему необходимо для этого совершить действия, идущие в разрез с моралью и нравственностью. Пожалуй, только один раз можно говорить, о том, что Марчелло руководствовался этикой ответственности – выше упоминавшееся уже, убийство Анны. Однако дальше слов это не ушло, и он, поддавшись своему извечному конформизму, молча, наблюдал за происходящим. Совокупность мотивов, которые складываются в этику убеждения, в поступках Марчелло делают из него трусливого и лицемерного человека.

Показателен конец картины, когда рушится режим Муссолини и Марчелло обвиняет Итало в том, что он фашист. Очередной пример конформизма, однако если рассматривать его с точки зрения этики убеждения, то можно провести некоторые параллели – виноваты все, кроме Марчелло (по его мнению): Итало, который затащил его в ряды фашистов; Лион, который его домогался в детстве; Манганьело, который следил за тем, как Марчелло будет выполнять свое задание, и тем самым не давал ему сойти с этого пути. Не важно, что нужно сделать, чтобы стать «нормальным» и обрести, наконец, душевный покой, о котором так мечтает Марчелло. Его неординарность не дает ему спокойно жить, и он готов пойти на любые поступки (ему не так важна цена жертв, которые будут на пути к этой цели), чтобы, стать тем, кто не выделяется из серой толпы.

Подводя итог под анализом фильма «Конформист», следует сказать, что Бертолуччи отлично показал реалии фашистского режима, с точки зрения отдельно взятого индивида, который руководствуется своими личными выгодами, мыслями, чувствами. Положение отдельного человека в тоталитарном режиме, с точки зрения самого человека, а не политической машины.

1 Бернардо Бертолуччи от А до Я. [Электронный ресурс]. URL: http://www.italynews.ru/encyclopedia_32.html (дата обращения 30.10.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19411. Генезис науки. Основные этапы развития науки 32 KB
  Генезис науки. Основные этапы развития науки. Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения: 1Наука была всегда начиная с момента зарождения человеческого общества так как научная любознательность органично присуща человеку; 2Наука возникла в Дре...
19412. Техника. Этапы развития 28 KB
  Техника общее название различных преспособлениймеханизмов и устройствне существуемых в природе и созданных человеком. Техника это судьба человечества сопровождающая его с момента пробуждения сознания. Первоначально в эпоху каменного века техника была орудием уб...
19413. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций 31 KB
  Технические достижения древних земледельческих цивилизаций Техника это совокупность действий знающего человека направленных на господство над природой. Цель их придать жизни человека такой облик который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужну
19414. Наука и техника в античном мире 29 KB
  Наука и техника в античном мире. До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей у египтян искусство скульптуры и начала математических знаний. Греция была
19415. Наука и техника эпохи Возрождения 35.5 KB
  Наука и техника эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения ─ особый период в европейской истории. С одной стороны это расцвет искусства возрождение античности гуманизм. Но с другой стороны рушились прежние ценности установки. Формировалась новая концепция человека ─ реш...
19416. Научная революция в Европе XVII столетия 31 KB
  Научная революция в Европе XVII столетия. XVII столетие важнейший этап в развитие научного познания. С этого века начинается процесс утверждения науки в качестве доминирующей формы постижения бытия. В умах людей утверждается представление о познаваемости мир...
19417. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период НЭПа и форсированной индустриализации) 46.5 KB
  Достижения научного и технического прогресса в советском государстве период НЭПа и форсированной индустриализации. Восстановление страны после гражданской войны преодоление социальноэкономического кризиса в целом к середине 20х гг. завершилось. Но перед советск
19418. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне 28 KB
  Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне Важный вклад в победу над фашизмом внесли советские ученые: физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разработ
19419. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации 88 KB
  Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение передача и обработка информации. Общепринятого определения инфо