13861

Анализ фильма «Конформист»

Эссе

Литература и библиотековедение

Ромазанов Д.М. Политология 4 курс. Анализ фильма Конформист Фильм Конформист режиссера Бернардо Бертолуччи снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой – Марчелло Клеричи интеллектуал о чем можно судить из его диалого

Русский

2013-05-19

46 KB

7 чел.

         Ромазанов Д.М.

   Политология, 4 курс.    

Анализ фильма «Конформист»

Фильм «Конформист», режиссера Бернардо Бертолуччи, снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой – Марчелло Клеричи - интеллектуал (о чем можно судить из его диалогов с профессором Куадри, где тот называет его своим лучшим студентом), который, являясь приверженцем фашизма, получает приказ устранить своего бывшего учителя – профессора Куадри – ярого антифашиста, живущего в Париже, из-за прихода фашистов к власти в Италии.

Среди главных героев стоит выделить личностей, которые оказали наибольшее влияние на Марчелло по повествованию:

  •  Итало – слепой, который пропагандирует идеи фашизма по радио, привел Марчелло в фашизм;
  •  Лино – шофер, который пытался совратить Марчелло в детстве. Этот инцидент оказал на Марчелло огромное влияние, которые впоследствии выльется во многие поступки Марчелло;
  •  Родители Марчелло – мать, сидящая на морфине и отец-душевнобольной, судя по всему, бывший чернорубашечник, который не смог пережить злодеяний, которые он совершил и, вследствие этого, сошел с ума;
  •  Джулия – жена Марчелло, недалёкая представительница буржуазии, к которой он не испытывает каких-либо особенных чувств, скорее она ему просто более удобна, более «нормальна»;
  •  Профессор Куадри – учитель, преподававший Марчелло философию в университете, антифашист, сбежавший из Италии во Францию и поселившийся в Париже, из-за прихода к власти фашистов. Марчелло получает задание убить его, как человека, который ведет опасную подстрекательскую деятельность против фашистского режима Муссолини;
  •  Анна – молодая жена Куадри, в которую влюбляется Марчелло. Она страстная, мужественная, всем своим видом намекающая на бисексуальность, привлекает Марчелло гораздо больше Джулии (с которой он, кстати, довольно холоден, и не был по-настоящему близок).

Личность Марчелло является довольно сложным переплетением нескольких мотивов его поведения, которые, однако, сводятся к одной цели – стать «нормальным».  Во-первых, конформизм. Все действия Марчелло обусловлены конформизмом. Вступление в ряды итальянских фашистов, согласие на убийство Куадри, и наиболее здесь показательно – убийство Анны. В начале фильма можно ясно проследить желание Клеричи спасти Анну, в которую он влюблен, однако, когда она подбегает к его машине, где он сидит, Клеричи даже не опускает окно, а, только, молча, наблюдает за тем, как ее убивают. Пистолет, который лежит на сидении рядом с ним, которым он мог, при необходимости, воспользоваться для совершения своего задания, за все повествование так ни разу и не использовался. Более того, вероятнее всего по причине своей трусости, Марчелло даже пытался отдать его обратно, возможно испугавшись груза ответственности, который ляжет на него за совершение преступления.

Примечательна фраза в диалоге, который происходит, перед визитом Клеричи к министру: «Некоторые сотрудничают с нами из страха, некоторые — из-за денег, другие верят в фашистские идеалы. Вы не подпадаете ни под одну из категорий». Действительно, связь Марчелло с фашизмом нужно искать в его стремлении к «нормальности». Для того, чтобы стать «нормальным» Клеричи женится на недалёкой Джулии, вступает в ряды фашистов, здесь так же следует отметить его исповедь, в которой на вопрос священника от отвечает: «скорее я состою в группе, кто преследует инакомыслящих», что еще раз подчеркивает то, что фашистская идеология, в представлении Марчелло – спасение от своей «ненормальности».

Формирование «ненормальности» Клеричи нужно искать в его детстве. Здесь и  психически больной отец, и мать, которая зависима от морфина, и сексуальное домогательство водителя Лиона. Сексуальный мотив так же является одним из главнейших в фильме.

Инцидент с Лионом повлиял, как ни что другое, на ощущение «ненормальности» Марчелло. Важно учитывать, что идеология фашизма отрицательно относится к гомосексуализму, и тут так же можно проследить желание Марчелло вступить в ряды фашистов с целью приобретения «нормальности», к которой он так стремился. В этом ключе так же следует рассмотреть самого Бертолуччи и его увлеченность фрейдизмом в этот период своей жизни. Так, учитывая отсылки к Фрейду, Бертолуччи показывает у Марчелло Эдипов комплекс (как одну из первичных мотивирующих сил, скрывающихся за многими психическими нарушениями). При нормальном развитии ребенок-мальчик неосознаваемо испытывает влечение к матери и агрессию к отцу. 1 В данном фильме можно говорить, о замещении фигуры непосредственного отца, и замещения ее на несколько знаковых фигур, среди которых и Куадри, убить которого он должен.

На мой взгляд, вступление в ряды фашистов и убийство профессора-антифашиста Куадри, может считаться политически целесообразным со стороны фашистской организации, как выполнение задания, которое было важно для нее. Однако если рассматривать эту ситуацию с позиции Марчелло, то здесь сложно  говорить о целесообразности, он просто «плыл по течению», как и во всех своих жизненных ситуациях. Убийство не было его целью, как приверженца фашизма, он просто выполнял приказ, который поступил сверху, и, в силу своего конформизма, не был способен отрицательно на него отрефлексировать.

Важно учитывать время, в которое происходят действия фильма. Фашизм, как авторитарная система подминает под себя индивидуальности, фашизму не нужны интеллигенты, которые могут мыслить. Учитывая это, можно говорить о том, что конформисты – удобные люди, для итальянского фашизма тех лет. Равнодушие, податливость, апатия приводят к тому, что массы становятся конформистскими, что на руку тем, кто встает у руля данного режима.

Рассматривая жизнь Марчелло Клеричи можно говорить об этике убеждения. Марчелло стремится к своей «нормальности», несмотря на то, что ему необходимо для этого совершить действия, идущие в разрез с моралью и нравственностью. Пожалуй, только один раз можно говорить, о том, что Марчелло руководствовался этикой ответственности – выше упоминавшееся уже, убийство Анны. Однако дальше слов это не ушло, и он, поддавшись своему извечному конформизму, молча, наблюдал за происходящим. Совокупность мотивов, которые складываются в этику убеждения, в поступках Марчелло делают из него трусливого и лицемерного человека.

Показателен конец картины, когда рушится режим Муссолини и Марчелло обвиняет Итало в том, что он фашист. Очередной пример конформизма, однако если рассматривать его с точки зрения этики убеждения, то можно провести некоторые параллели – виноваты все, кроме Марчелло (по его мнению): Итало, который затащил его в ряды фашистов; Лион, который его домогался в детстве; Манганьело, который следил за тем, как Марчелло будет выполнять свое задание, и тем самым не давал ему сойти с этого пути. Не важно, что нужно сделать, чтобы стать «нормальным» и обрести, наконец, душевный покой, о котором так мечтает Марчелло. Его неординарность не дает ему спокойно жить, и он готов пойти на любые поступки (ему не так важна цена жертв, которые будут на пути к этой цели), чтобы, стать тем, кто не выделяется из серой толпы.

Подводя итог под анализом фильма «Конформист», следует сказать, что Бертолуччи отлично показал реалии фашистского режима, с точки зрения отдельно взятого индивида, который руководствуется своими личными выгодами, мыслями, чувствами. Положение отдельного человека в тоталитарном режиме, с точки зрения самого человека, а не политической машины.

1 Бернардо Бертолуччи от А до Я. [Электронный ресурс]. URL: http://www.italynews.ru/encyclopedia_32.html (дата обращения 30.10.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24399. Особенности туризма как объекта управления 26.5 KB
  Так как туристский продукт проявляется в виде услуги то его необходимыми признаком является невозможность хранения этой услуги. В отличие от материальных товаров услуги нельзя попробовать на вкус на ощупь их не увидишь и не услышишь до момента их непосредственного оказания. Неотделимость от источника и объекта услуги. Оказание услуги требует присутствия и того кто оказывает ее и того кому она оказывается.
24401. Управление через договор франчайзинга 69.5 KB
  Управление через договор франчайзинга. Термин франчайзинг имеет французские корни franchise привилегия льгота и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг. Франчайзинг как специфическая разновидность договора зародился в США. В 60е годы франчайзинг стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей.
24402. Профессиональная этика 33 KB
  Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики базирующиеся на общечеловеческих нормах морали предполагают: а профессиональную солидарность иногда перерождающуюся в корпоративность; б особое понимание долга и чести; в особую форму ответственности обусловленную предметом и родом деятельности. Профессиональные этики как правило касаются лишь тех видов профессиональной деятельности в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала т.
24403. Нормативная этика 29 KB
  Все моральные учения и этические теории выдвигавшиеся в истории в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик посвоему обосновывал моральные представления того обва и класса духовным выразителем интересов крого он выступал хотя субъективно стремился к созданию беспристрастной теории возвышающейся над различными моральными позициями. края содержит моральные оценки и предписания но не может быть научной и метаэтику края является якобы строго научной теорией очищенной от моральных...
24404. Деловое общение 42 KB
  Дейл Карнеги еще в 30е годы заметил что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или как их чаще называют на Западе заповеди personal public relation весьма приближенно можно перевести как деловой этикет. Только поведение...
24405. Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика 102 KB
  Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика. Этика – наука изучающая феномен морали. Слово этика от греч. В целом же слова этика мораль нравственность продолжают употребляться как взаимозаменяемые.
24406. Система этического знания 30 KB
  Этика обычай нрав характер это совокупность принципов и норм поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали содержащую две составляющих: теоретические исследования теоретическая этика и нормативные разработки нормативная этика. Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали ее роль и место в обществе функции механизм действия ее...
24407. Профессиональная этика. Этика управления. Взаимоотношения руководителя и подчиненных 32.5 KB
  Профессиональная этика. Этика управления. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Профессиональная этика вырабатывает нормы стандарты требования характерные для определенных видов деятельности.