13861

Анализ фильма «Конформист»

Эссе

Литература и библиотековедение

Ромазанов Д.М. Политология 4 курс. Анализ фильма Конформист Фильм Конформист режиссера Бернардо Бертолуччи снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой – Марчелло Клеричи интеллектуал о чем можно судить из его диалого

Русский

2013-05-19

46 KB

7 чел.

         Ромазанов Д.М.

   Политология, 4 курс.    

Анализ фильма «Конформист»

Фильм «Конформист», режиссера Бернардо Бертолуччи, снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой – Марчелло Клеричи - интеллектуал (о чем можно судить из его диалогов с профессором Куадри, где тот называет его своим лучшим студентом), который, являясь приверженцем фашизма, получает приказ устранить своего бывшего учителя – профессора Куадри – ярого антифашиста, живущего в Париже, из-за прихода фашистов к власти в Италии.

Среди главных героев стоит выделить личностей, которые оказали наибольшее влияние на Марчелло по повествованию:

  •  Итало – слепой, который пропагандирует идеи фашизма по радио, привел Марчелло в фашизм;
  •  Лино – шофер, который пытался совратить Марчелло в детстве. Этот инцидент оказал на Марчелло огромное влияние, которые впоследствии выльется во многие поступки Марчелло;
  •  Родители Марчелло – мать, сидящая на морфине и отец-душевнобольной, судя по всему, бывший чернорубашечник, который не смог пережить злодеяний, которые он совершил и, вследствие этого, сошел с ума;
  •  Джулия – жена Марчелло, недалёкая представительница буржуазии, к которой он не испытывает каких-либо особенных чувств, скорее она ему просто более удобна, более «нормальна»;
  •  Профессор Куадри – учитель, преподававший Марчелло философию в университете, антифашист, сбежавший из Италии во Францию и поселившийся в Париже, из-за прихода к власти фашистов. Марчелло получает задание убить его, как человека, который ведет опасную подстрекательскую деятельность против фашистского режима Муссолини;
  •  Анна – молодая жена Куадри, в которую влюбляется Марчелло. Она страстная, мужественная, всем своим видом намекающая на бисексуальность, привлекает Марчелло гораздо больше Джулии (с которой он, кстати, довольно холоден, и не был по-настоящему близок).

Личность Марчелло является довольно сложным переплетением нескольких мотивов его поведения, которые, однако, сводятся к одной цели – стать «нормальным».  Во-первых, конформизм. Все действия Марчелло обусловлены конформизмом. Вступление в ряды итальянских фашистов, согласие на убийство Куадри, и наиболее здесь показательно – убийство Анны. В начале фильма можно ясно проследить желание Клеричи спасти Анну, в которую он влюблен, однако, когда она подбегает к его машине, где он сидит, Клеричи даже не опускает окно, а, только, молча, наблюдает за тем, как ее убивают. Пистолет, который лежит на сидении рядом с ним, которым он мог, при необходимости, воспользоваться для совершения своего задания, за все повествование так ни разу и не использовался. Более того, вероятнее всего по причине своей трусости, Марчелло даже пытался отдать его обратно, возможно испугавшись груза ответственности, который ляжет на него за совершение преступления.

Примечательна фраза в диалоге, который происходит, перед визитом Клеричи к министру: «Некоторые сотрудничают с нами из страха, некоторые — из-за денег, другие верят в фашистские идеалы. Вы не подпадаете ни под одну из категорий». Действительно, связь Марчелло с фашизмом нужно искать в его стремлении к «нормальности». Для того, чтобы стать «нормальным» Клеричи женится на недалёкой Джулии, вступает в ряды фашистов, здесь так же следует отметить его исповедь, в которой на вопрос священника от отвечает: «скорее я состою в группе, кто преследует инакомыслящих», что еще раз подчеркивает то, что фашистская идеология, в представлении Марчелло – спасение от своей «ненормальности».

Формирование «ненормальности» Клеричи нужно искать в его детстве. Здесь и  психически больной отец, и мать, которая зависима от морфина, и сексуальное домогательство водителя Лиона. Сексуальный мотив так же является одним из главнейших в фильме.

Инцидент с Лионом повлиял, как ни что другое, на ощущение «ненормальности» Марчелло. Важно учитывать, что идеология фашизма отрицательно относится к гомосексуализму, и тут так же можно проследить желание Марчелло вступить в ряды фашистов с целью приобретения «нормальности», к которой он так стремился. В этом ключе так же следует рассмотреть самого Бертолуччи и его увлеченность фрейдизмом в этот период своей жизни. Так, учитывая отсылки к Фрейду, Бертолуччи показывает у Марчелло Эдипов комплекс (как одну из первичных мотивирующих сил, скрывающихся за многими психическими нарушениями). При нормальном развитии ребенок-мальчик неосознаваемо испытывает влечение к матери и агрессию к отцу. 1 В данном фильме можно говорить, о замещении фигуры непосредственного отца, и замещения ее на несколько знаковых фигур, среди которых и Куадри, убить которого он должен.

На мой взгляд, вступление в ряды фашистов и убийство профессора-антифашиста Куадри, может считаться политически целесообразным со стороны фашистской организации, как выполнение задания, которое было важно для нее. Однако если рассматривать эту ситуацию с позиции Марчелло, то здесь сложно  говорить о целесообразности, он просто «плыл по течению», как и во всех своих жизненных ситуациях. Убийство не было его целью, как приверженца фашизма, он просто выполнял приказ, который поступил сверху, и, в силу своего конформизма, не был способен отрицательно на него отрефлексировать.

Важно учитывать время, в которое происходят действия фильма. Фашизм, как авторитарная система подминает под себя индивидуальности, фашизму не нужны интеллигенты, которые могут мыслить. Учитывая это, можно говорить о том, что конформисты – удобные люди, для итальянского фашизма тех лет. Равнодушие, податливость, апатия приводят к тому, что массы становятся конформистскими, что на руку тем, кто встает у руля данного режима.

Рассматривая жизнь Марчелло Клеричи можно говорить об этике убеждения. Марчелло стремится к своей «нормальности», несмотря на то, что ему необходимо для этого совершить действия, идущие в разрез с моралью и нравственностью. Пожалуй, только один раз можно говорить, о том, что Марчелло руководствовался этикой ответственности – выше упоминавшееся уже, убийство Анны. Однако дальше слов это не ушло, и он, поддавшись своему извечному конформизму, молча, наблюдал за происходящим. Совокупность мотивов, которые складываются в этику убеждения, в поступках Марчелло делают из него трусливого и лицемерного человека.

Показателен конец картины, когда рушится режим Муссолини и Марчелло обвиняет Итало в том, что он фашист. Очередной пример конформизма, однако если рассматривать его с точки зрения этики убеждения, то можно провести некоторые параллели – виноваты все, кроме Марчелло (по его мнению): Итало, который затащил его в ряды фашистов; Лион, который его домогался в детстве; Манганьело, который следил за тем, как Марчелло будет выполнять свое задание, и тем самым не давал ему сойти с этого пути. Не важно, что нужно сделать, чтобы стать «нормальным» и обрести, наконец, душевный покой, о котором так мечтает Марчелло. Его неординарность не дает ему спокойно жить, и он готов пойти на любые поступки (ему не так важна цена жертв, которые будут на пути к этой цели), чтобы, стать тем, кто не выделяется из серой толпы.

Подводя итог под анализом фильма «Конформист», следует сказать, что Бертолуччи отлично показал реалии фашистского режима, с точки зрения отдельно взятого индивида, который руководствуется своими личными выгодами, мыслями, чувствами. Положение отдельного человека в тоталитарном режиме, с точки зрения самого человека, а не политической машины.

1 Бернардо Бертолуччи от А до Я. [Электронный ресурс]. URL: http://www.italynews.ru/encyclopedia_32.html (дата обращения 30.10.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51303. Описание деятельности по менеджменту качества и схема взаимодействия процессов СМК 60 KB
  Описание деятельности по менеджменту качества и схема взаимодействия процессов СМК В 2001 г. Для внедрения разработанной СМК перед ее сертификацией в течение двух месяцев были проведены внутренние проверки всех подразделений. Каждая проверка при проведении заключительного совещания превращалась в подведение итогов работы подразделения в действующей СМК. Последовательность и взаимодействие процессов СМК определено в бизнес модели компании а также дополнены соответствующими разделами в положениях подразделений и документации СМК.
51304. Компараторы 57.5 KB
  Требуется спроектировать двухразрядный компаратор на языке VHDL составить таблицу истинности спроектированного устройства показать логическую и техническую схемы и привести временную диаграмму с полученными результатами. Спроектировать двухразрядный компаратор имеющий два входа для чисел и один выход для результата сравнения. Цифровые компараторы выполняют сравнение двух чисел заданных в двоичном коде.
51305. Научиться составлять программы шифрования текста, основываясь на принципе взбивания 418 KB
  Ход работы Ознакомиться с теоретической частью данной работы. Составить алгоритм программы шифрования по принципу взбивания. Составить программу шифрования по соответствующему заданию.
51307. Шифраторы 82 KB
  Цель работы: изучение принципов построения дешифратора и шифратора путем осуществления следующих действий: составление таблицы истинности работы логического устройства; составление логического выражения в соответствии с составленной таблицей истинности и его минимизация; составление схемы электрической функциональной синтезируемого устройства в соответствии с составленным логическим выражением с помощью эмулятора; проверка работоспособности схемы по таблице истинности с помощью эмулятора; Шифратором называется устройство...
51308. Построить граф состояний P-схемы 206 KB
  Для СМО из задания 1 построить имитационную модель и исследовать ее (разработать алгоритм и написать имитирующую программу, предусматривающую сбор и статистическую обработку данных для получения оценок заданных характеристик СМО). Распределение интервалов времени между заявками во входном потоке и интервалов времени обслуживания
51310. Имитационное моделирование. Разработка модели системы массового обслуживания в Arene 127.5 KB
  Системы массового обслуживания представляют собой класс схем разработанных в теории массового обслуживания. В качестве процессов обслуживания могут быть представлены различные по своей физической природе процессы функционирования экономических...
51311. Построение аналитической и имитационной моделей системы массового обслуживания 120 KB
  Если в свободную систему поступает заявка, то ее обслуживают совместно все каналы. Если во время обслуживания заявки поступает еще одна, то часть каналов переключается на её обслуживание и так далее, пока все каналы не окажутся занятыми. Интенсивность совместного обслуживания заявки n каналами n. Каналы распределяются равномерно между заявками.