13862

Мультфильм «Персеполис»

Эссе

Литература и библиотековедение

абиров Д.Р. Задание по курсу Политическая этика Мультфильм Персеполис Персеполис французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии французской писательницы иранского происхождения. Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми л

Русский

2013-05-19

41 KB

1 чел.

абиров Д.Р.

Задание по курсу «Политическая этика»

Мультфильм «Персеполис»

Персеполис - французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии (французской писательницы иранского происхождения).

Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми лет от роду любит папу, маму, бабушку и Брюса Ли. Еще она любит шаха Ирана, про которого ей рассказывали в школе: Марьян живет в Тегеране, на дворе 1978 год. Ее либеральные родители, интеллигенты из аристократии, объясняют ей, почему шах плохой, и с нетерпением ждут революции. Революция придет, разрушит уютный мир семьи Сатрапи и заставит повзрослевшую Марьян покинуть родину. Спустя 20 лет она сидит на лавочке в парижском аэропорту и вспоминает прошлое и пытается найти в себе силы сесть в самолет до Тегерана.

Мультфильм можно разделить на две части. В первом отрывке содержится пересказ жизни Марьяны среди родителей. Вторая часть мультфильма состоит из пересказа жизни вне зоны досягаемости родителей, а то есть  правительственные  проблемы забыты, и привет жестокая личная жизнь.

Существуют множества определений «политической этики», из этого множества я буду работать  с определением К. С. Гаджиева, так как считаю его наиболее объективным. По мнению К. С. Гаджиева, «политическая этика – это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости и т.д.»1.

В данном мультфильме встречается две этики «исламская» и «западная», и  эти две этики пытаются ужиться в иранской девушке Маршан.

Начнем с Исламской этики, у мусульман синоним этики  в Хулук. «Хулук означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, волю и решимость. Поведение, однако, проявляется во внешних действиях человека. Мотивация, очевидно, лежит в основе поведения. Именно поэтому предметом заботы Ислама всегда было содействие развитию этой мотивации»2. Развитие начинается с привязки мотивации к доктрине, а также с постоянного возобновления мотивации через посредство ритуалов. Цель здесь состоит в том, чтобы «сформировать такую мусульманскую личность, чье намерение всегда заключено в обретении благословений Аллаха, чья цель - повиновение его наказам»3, и который всегда чувствует, что Аллах контролирует его движения, осведомлен о самых малейших его мыслях. То есть этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело «подчинено набожности, проистекающей из боязни пред Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он – Справедливый Судия, никому не причиняющий вреда. Нравственная сторона жизни имеет свою основу, на которой она зиждется, - Божественную Справедливость, которая карает за грехи соответственно своему величию и награждает за добрые дела в десятикратном размере»4.

На мой взгляд, западную этику хорошо характеризуют цитата американского философа Ральфа Эмерсона: «То, чего жаждет твоя душа, о человек, возьми и заплати положенную цену»5.

Сам Эмерсон, верил в силу разума и считал, что человеческая душа должна жаждать свободного развития и труда.

Очевидно, что исламская и западная этика — совершенно разные миры. Проблема состоит в том, что когда люди с разным мировоззрением начинают жить вместе в одном обществе, поневоле «происходит приобщение к другой культуре, то есть люди одной культуры начинают перенимать обычаи, привычки и идеи от другой культуры. Нет сомнения в том, что данный процесс происходит в нашем обществе»6.

В мультфильме «Персеполис», эти противоположные миры борются не в людях,  а в простой персидской девочкеи. Фильм просто шедеврально показывает жизнь многих мусульман, на примере Маршан, которые уже успели испытать на себе влияние западных ценностей, что идет в явное противоречие с понятиями ислама и традициями многих мусульманских стран. И дает такой же «шедевральный, хоть и понятный всему человечеству, но еще не усвоенный им, ответ: культура едина в своем многообразии; человечество едино в своем одиночестве»7.

В «Персеполисе» очень явно выступает тема свободы. «Не какой-то там метафизической, экзистенциально-религиозной, а о свободе «здесь и сейчас». Маршан не хочет обеспечивать себе свободу смерти, не хочет с помощью праведной жизни заслужить место в раю. Ее интересует свобода жизни, свобода выбора (как, впрочем, и многих других)»8. И внутри она не может смириться с тем, что ей необходимо соблюдать законы шариата, блюсти чистоту души и т. д.. Это человек с ориентирован на Ззападные этические  ценности.

Персеполис изначально был ориентирован на Ззападное понятие свободы; то, что будоражит умы и души людей по всему миру. И эти люди «стремятся туда, где, кажется, они обретут наконец-то идеал: свобода и достаток. Но, в чем горькая правда этого фильма, что и в мире этой свободы и достатка, теряется та невидимая, духовная нить, которая связывает два понятия свободы (религиозного, душевного и бытового, земного) и два понятия достатка (того же самого); что этот мир свободы и достатка совсем не хочет принимать посторонних, давать вот просто так им самое дорогое»9. А просят иммигранты зачастую самого дорогого, что есть (в данном случае) у Европы: свободу и достаток, счастья и защиту. Вот здесь-то и проявляется главный конфликт фильма и главная трагедия героини — Маршан. Чужая на родине и чужая вне ее, объект преследования дома и непонимание, граничащие с отчужденностью, в гостях.

Закончить работу хотелось бы, цитатой из «Персеполиса»: «У свободы всегда есть цена, которую стоит заплатить» и «Никогда не забывай, кто ты и кто твои корни»…

1 Гаджиев К. С. Этика и политика // МЭиМО, 1992, № 3. - С. 35.

2 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

3 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

4 Там же

5 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

6 Там  же

7 О человечестве на примере одного человека рецензия на фильм Персиполис. http://www.kievrus.com.ua/p-retsenzii/39234-retsenzii-i-otzyvy-na-film-persipolis.html

8 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

9 Там же


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40477. Генезис волшебной сказки 22 KB
  Источники: самые различные мифологические представления в которых главную роль играл обряд инициации. Обряд инициации дал сюжет сказкам. Обряд инициации обряд посвящение обозначающий переход ребёнка во взрослую жизнь. Обряд инициации Обряд посвящения во взрослую жизнь т.
40478. Декабристы и фольклор 22.5 KB
  Декабристы и фольклор. Исторические условия в которых формировались взгляды декабристов на фольклорное творчество: война 1812 года усилила проблему крепостного права. Причины обращения к фольклору оставались политическими. Но декабристы не находят в фольклоре подтверждения своей догадки = весь фольклор который они имели на тот момент ненастоящий фольклор.
40479. Загадки 45 KB
  Детский фольклор область народной культуры своеобразный инструмент социализации ребёнка. его сюжетнотематической основе роли и функциях в жизни ребёнка системе поэтических средств. посвоему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка развитию его личности установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Колыбельные песни произведения назначение которых успокоить и усыпить ребёнка.
40480. Заговор 20.5 KB
  Заговор. Заговоры примыкают к обрядовой поэзии. Заговор словесная формула пользующаяся репутацией неотразимого средства для достижения определенных результатов. Заговор проявление мифологического сознания.
40481. Историческая школа в русской фольклористике 20 KB
  Принципы В основе фольклора история. Теория аристократического происхождения фольклора деревенские танцы Недостатки Что же тогда лежит в основе волшебных сказок.
40482. Календарная обрядовая поэзия 22 KB
  Перемены происходят так медленно что за время жизни одного человека они практически незаметны. Святки месяц перед крещением 6 декабря 6 января время отдыха и праздника у крестьян. Веселое и страшное время: самое тёмное время разрядка после тяжелого года бога надо любить и бояться Бог на радостях что сын родился открыл двери ада и выпустил нечисть погулять Рождество Христово мистическое пришествие Христа в наш мир. Жанры: колядки песни которые пели во время колядования.
40483. Литература и фольклор 21 KB
  Литературы всех народов мира сложились на основе устного народного творчества которое возникло и развилось значительно ранее письменности. Использование фольклора с развитием литературы становилось все более глубоким творческим. В истории литературы и фольклора любого народа существовали периоды сближения и отдаления: в период классицизма литература и фольклор стояли довольно далеко друг от друга. в период романтизма связи литературы и фольклора значительно расширяются что определялось принципами национальной самобытности осуществление...
40484. Миф и фольклор 28.5 KB
  Зооморфные мифы человек отождествляется с тем или иным животным. Космогонические мифы мифы о сотворении мира. Древние мифы исчезают = отношение к ним исчезает. Пустые мифы первые фольклорные тексты.
40485. Мифологическая школа в русской фольклористике 21 KB
  В XIX веке существовали две теории что такое миф: солярная мифы обожествление небесных светил метеорологическая мифы обожествление природных явлений Недостатки Фольклор только память о мифе это преувеличенная точка зрения.