13862

Мультфильм «Персеполис»

Эссе

Литература и библиотековедение

абиров Д.Р. Задание по курсу Политическая этика Мультфильм Персеполис Персеполис французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии французской писательницы иранского происхождения. Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми л

Русский

2013-05-19

41 KB

1 чел.

абиров Д.Р.

Задание по курсу «Политическая этика»

Мультфильм «Персеполис»

Персеполис - французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии (французской писательницы иранского происхождения).

Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми лет от роду любит папу, маму, бабушку и Брюса Ли. Еще она любит шаха Ирана, про которого ей рассказывали в школе: Марьян живет в Тегеране, на дворе 1978 год. Ее либеральные родители, интеллигенты из аристократии, объясняют ей, почему шах плохой, и с нетерпением ждут революции. Революция придет, разрушит уютный мир семьи Сатрапи и заставит повзрослевшую Марьян покинуть родину. Спустя 20 лет она сидит на лавочке в парижском аэропорту и вспоминает прошлое и пытается найти в себе силы сесть в самолет до Тегерана.

Мультфильм можно разделить на две части. В первом отрывке содержится пересказ жизни Марьяны среди родителей. Вторая часть мультфильма состоит из пересказа жизни вне зоны досягаемости родителей, а то есть  правительственные  проблемы забыты, и привет жестокая личная жизнь.

Существуют множества определений «политической этики», из этого множества я буду работать  с определением К. С. Гаджиева, так как считаю его наиболее объективным. По мнению К. С. Гаджиева, «политическая этика – это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости и т.д.»1.

В данном мультфильме встречается две этики «исламская» и «западная», и  эти две этики пытаются ужиться в иранской девушке Маршан.

Начнем с Исламской этики, у мусульман синоним этики  в Хулук. «Хулук означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, волю и решимость. Поведение, однако, проявляется во внешних действиях человека. Мотивация, очевидно, лежит в основе поведения. Именно поэтому предметом заботы Ислама всегда было содействие развитию этой мотивации»2. Развитие начинается с привязки мотивации к доктрине, а также с постоянного возобновления мотивации через посредство ритуалов. Цель здесь состоит в том, чтобы «сформировать такую мусульманскую личность, чье намерение всегда заключено в обретении благословений Аллаха, чья цель - повиновение его наказам»3, и который всегда чувствует, что Аллах контролирует его движения, осведомлен о самых малейших его мыслях. То есть этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело «подчинено набожности, проистекающей из боязни пред Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он – Справедливый Судия, никому не причиняющий вреда. Нравственная сторона жизни имеет свою основу, на которой она зиждется, - Божественную Справедливость, которая карает за грехи соответственно своему величию и награждает за добрые дела в десятикратном размере»4.

На мой взгляд, западную этику хорошо характеризуют цитата американского философа Ральфа Эмерсона: «То, чего жаждет твоя душа, о человек, возьми и заплати положенную цену»5.

Сам Эмерсон, верил в силу разума и считал, что человеческая душа должна жаждать свободного развития и труда.

Очевидно, что исламская и западная этика — совершенно разные миры. Проблема состоит в том, что когда люди с разным мировоззрением начинают жить вместе в одном обществе, поневоле «происходит приобщение к другой культуре, то есть люди одной культуры начинают перенимать обычаи, привычки и идеи от другой культуры. Нет сомнения в том, что данный процесс происходит в нашем обществе»6.

В мультфильме «Персеполис», эти противоположные миры борются не в людях,  а в простой персидской девочкеи. Фильм просто шедеврально показывает жизнь многих мусульман, на примере Маршан, которые уже успели испытать на себе влияние западных ценностей, что идет в явное противоречие с понятиями ислама и традициями многих мусульманских стран. И дает такой же «шедевральный, хоть и понятный всему человечеству, но еще не усвоенный им, ответ: культура едина в своем многообразии; человечество едино в своем одиночестве»7.

В «Персеполисе» очень явно выступает тема свободы. «Не какой-то там метафизической, экзистенциально-религиозной, а о свободе «здесь и сейчас». Маршан не хочет обеспечивать себе свободу смерти, не хочет с помощью праведной жизни заслужить место в раю. Ее интересует свобода жизни, свобода выбора (как, впрочем, и многих других)»8. И внутри она не может смириться с тем, что ей необходимо соблюдать законы шариата, блюсти чистоту души и т. д.. Это человек с ориентирован на Ззападные этические  ценности.

Персеполис изначально был ориентирован на Ззападное понятие свободы; то, что будоражит умы и души людей по всему миру. И эти люди «стремятся туда, где, кажется, они обретут наконец-то идеал: свобода и достаток. Но, в чем горькая правда этого фильма, что и в мире этой свободы и достатка, теряется та невидимая, духовная нить, которая связывает два понятия свободы (религиозного, душевного и бытового, земного) и два понятия достатка (того же самого); что этот мир свободы и достатка совсем не хочет принимать посторонних, давать вот просто так им самое дорогое»9. А просят иммигранты зачастую самого дорогого, что есть (в данном случае) у Европы: свободу и достаток, счастья и защиту. Вот здесь-то и проявляется главный конфликт фильма и главная трагедия героини — Маршан. Чужая на родине и чужая вне ее, объект преследования дома и непонимание, граничащие с отчужденностью, в гостях.

Закончить работу хотелось бы, цитатой из «Персеполиса»: «У свободы всегда есть цена, которую стоит заплатить» и «Никогда не забывай, кто ты и кто твои корни»…

1 Гаджиев К. С. Этика и политика // МЭиМО, 1992, № 3. - С. 35.

2 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

3 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

4 Там же

5 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

6 Там  же

7 О человечестве на примере одного человека рецензия на фильм Персиполис. http://www.kievrus.com.ua/p-retsenzii/39234-retsenzii-i-otzyvy-na-film-persipolis.html

8 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

9 Там же


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38749. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ МЕНЕДЖМЕНТ 465 KB
  Шубин МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200 МЕНЕДЖМЕНТ Рекомендовано к изданию Редакционноиздательским советом института ОБНИНСК 2011 УДК 336 Методические указания по выполнению магистерской диссертации по направлению 080200 Менеджмент Сост. Методические рекомендации предназначены для студентов очной очнозаочной и заочной форм обучения по магистерским образовательным программам направления 080200 Менеджмент для оказания помощи при подготовке выпускной квалификационной работы ...
38750. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Менеджмент 320 KB
  БОРЗЕНЕЦ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по подготовке и защите магистерской диссертации Направление менеджмент 080200. Методические указания по подготовке и защите магистерской диссертации: направление менеджмент 080200.36 Методические указания предназначены для оказания помощи студентам первого и второго года обучения в магистратуре по организации научных исследований и написанию магистерской диссертации на соискание степени магистра по направлению менеджмент 080200. Контроль за написанием магистерской диссертации [2] Организация работы по выполнению...
38752. СИЛА МОМЕНТА РУКОВОДСТВО ПО ДУХОВНОМУ ПРОСВЕТЛЕНИЮ 986.5 KB
  ДИКАРЛО ВВЕДЕНИЕ ПЕРВОПРИЧИНА ЭТОЙ КНИГИ ИСТИНА КОТОРАЯ ВНУТРИ ТЕБЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ: ТЫ ЭТО НЕ ТВОЙ УМ САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ ОСВОБОЖДЕНИЕ СЕБЯ ОТ УМА ПРОСВЕТЛЕНИЕ: ВОСХОЖДЕНИЕ НАД МЫШЛЕНИЕМ ЭМОЦИЯ: РЕАКЦИЯ ТЕЛА НА СОСТОЯНИЕ УМА ГЛАВА ВТОРАЯ: СОЗНАНИЕ: ПУТЬ ПРОЧЬ ОТ БОЛИ ПЕРЕСТАНЬ СОЗДАВАТЬ БОЛЬ В НАСТОЯЩЕМ БОЛЬ ИЗ ПРОШЛОГО: РАСТВОРЕНИЕ ТЕЛА БОЛИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЭГО С ТЕЛОМ БОЛИ ПЕРВОПРИЧИНА СТРАХА КАК ЭГО ИЩЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГЛАВА ТРЕТЬЯ: УГЛУБЛЯЯСЬ В МОМЕНТ СЕЙЧАС НЕ ИЩИ СЕБЯ В УМЕ ПОКОНЧИ С ИЛЛЮЗИЕЙ ВРЕМЕНИ НИЧТО НЕ...
38756. Осторожно! Вредные продукты 2.96 MB
  Когда начинаешь говорить о последствиях наступивших в результате употребления некоторых продуктов питания которых и продуктамито назвать затруднительно люди часто отмахиваются: Да ведь живем же. Вообще история развития диетологии напоминает политический детектив: различные виды продуктов то подвергались гонениям то возводились на пьедестал. Но ныне диетология остепенилась и окончательно стала тем чем собственно она всегда и была мощным средством одурачивания в руках недобросовестных производителей продуктов питания. Но На...
38757. Отношение человека к собственному телу 155.5 KB
  Что происходило в Ваших отношениях с другими вследствие этой травмы Как изменились Ваши отношения с коллегами друзьями родителями любимыми в ситуации травмы Какой у Вас появился опыт преодоления травмы Изменилось ли Ваше обращение с собственным телом Какой способ обхождения с травмами и болью Вы получили Изменились ли Ваши цели планы надежды в связи с травмой Обратитесь к своему телу или части тела которая была повреждена и причиняла страдания. Что бы Вы могли сказать этой части тела Мысленно осмотрите свое тело и...