13862

Мультфильм «Персеполис»

Эссе

Литература и библиотековедение

абиров Д.Р. Задание по курсу Политическая этика Мультфильм Персеполис Персеполис французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии французской писательницы иранского происхождения. Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми л

Русский

2013-05-19

41 KB

1 чел.

абиров Д.Р.

Задание по курсу «Политическая этика»

Мультфильм «Персеполис»

Персеполис - французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии (французской писательницы иранского происхождения).

Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми лет от роду любит папу, маму, бабушку и Брюса Ли. Еще она любит шаха Ирана, про которого ей рассказывали в школе: Марьян живет в Тегеране, на дворе 1978 год. Ее либеральные родители, интеллигенты из аристократии, объясняют ей, почему шах плохой, и с нетерпением ждут революции. Революция придет, разрушит уютный мир семьи Сатрапи и заставит повзрослевшую Марьян покинуть родину. Спустя 20 лет она сидит на лавочке в парижском аэропорту и вспоминает прошлое и пытается найти в себе силы сесть в самолет до Тегерана.

Мультфильм можно разделить на две части. В первом отрывке содержится пересказ жизни Марьяны среди родителей. Вторая часть мультфильма состоит из пересказа жизни вне зоны досягаемости родителей, а то есть  правительственные  проблемы забыты, и привет жестокая личная жизнь.

Существуют множества определений «политической этики», из этого множества я буду работать  с определением К. С. Гаджиева, так как считаю его наиболее объективным. По мнению К. С. Гаджиева, «политическая этика – это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости и т.д.»1.

В данном мультфильме встречается две этики «исламская» и «западная», и  эти две этики пытаются ужиться в иранской девушке Маршан.

Начнем с Исламской этики, у мусульман синоним этики  в Хулук. «Хулук означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, волю и решимость. Поведение, однако, проявляется во внешних действиях человека. Мотивация, очевидно, лежит в основе поведения. Именно поэтому предметом заботы Ислама всегда было содействие развитию этой мотивации»2. Развитие начинается с привязки мотивации к доктрине, а также с постоянного возобновления мотивации через посредство ритуалов. Цель здесь состоит в том, чтобы «сформировать такую мусульманскую личность, чье намерение всегда заключено в обретении благословений Аллаха, чья цель - повиновение его наказам»3, и который всегда чувствует, что Аллах контролирует его движения, осведомлен о самых малейших его мыслях. То есть этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело «подчинено набожности, проистекающей из боязни пред Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он – Справедливый Судия, никому не причиняющий вреда. Нравственная сторона жизни имеет свою основу, на которой она зиждется, - Божественную Справедливость, которая карает за грехи соответственно своему величию и награждает за добрые дела в десятикратном размере»4.

На мой взгляд, западную этику хорошо характеризуют цитата американского философа Ральфа Эмерсона: «То, чего жаждет твоя душа, о человек, возьми и заплати положенную цену»5.

Сам Эмерсон, верил в силу разума и считал, что человеческая душа должна жаждать свободного развития и труда.

Очевидно, что исламская и западная этика — совершенно разные миры. Проблема состоит в том, что когда люди с разным мировоззрением начинают жить вместе в одном обществе, поневоле «происходит приобщение к другой культуре, то есть люди одной культуры начинают перенимать обычаи, привычки и идеи от другой культуры. Нет сомнения в том, что данный процесс происходит в нашем обществе»6.

В мультфильме «Персеполис», эти противоположные миры борются не в людях,  а в простой персидской девочкеи. Фильм просто шедеврально показывает жизнь многих мусульман, на примере Маршан, которые уже успели испытать на себе влияние западных ценностей, что идет в явное противоречие с понятиями ислама и традициями многих мусульманских стран. И дает такой же «шедевральный, хоть и понятный всему человечеству, но еще не усвоенный им, ответ: культура едина в своем многообразии; человечество едино в своем одиночестве»7.

В «Персеполисе» очень явно выступает тема свободы. «Не какой-то там метафизической, экзистенциально-религиозной, а о свободе «здесь и сейчас». Маршан не хочет обеспечивать себе свободу смерти, не хочет с помощью праведной жизни заслужить место в раю. Ее интересует свобода жизни, свобода выбора (как, впрочем, и многих других)»8. И внутри она не может смириться с тем, что ей необходимо соблюдать законы шариата, блюсти чистоту души и т. д.. Это человек с ориентирован на Ззападные этические  ценности.

Персеполис изначально был ориентирован на Ззападное понятие свободы; то, что будоражит умы и души людей по всему миру. И эти люди «стремятся туда, где, кажется, они обретут наконец-то идеал: свобода и достаток. Но, в чем горькая правда этого фильма, что и в мире этой свободы и достатка, теряется та невидимая, духовная нить, которая связывает два понятия свободы (религиозного, душевного и бытового, земного) и два понятия достатка (того же самого); что этот мир свободы и достатка совсем не хочет принимать посторонних, давать вот просто так им самое дорогое»9. А просят иммигранты зачастую самого дорогого, что есть (в данном случае) у Европы: свободу и достаток, счастья и защиту. Вот здесь-то и проявляется главный конфликт фильма и главная трагедия героини — Маршан. Чужая на родине и чужая вне ее, объект преследования дома и непонимание, граничащие с отчужденностью, в гостях.

Закончить работу хотелось бы, цитатой из «Персеполиса»: «У свободы всегда есть цена, которую стоит заплатить» и «Никогда не забывай, кто ты и кто твои корни»…

1 Гаджиев К. С. Этика и политика // МЭиМО, 1992, № 3. - С. 35.

2 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

3 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

4 Там же

5 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

6 Там  же

7 О человечестве на примере одного человека рецензия на фильм Персиполис. http://www.kievrus.com.ua/p-retsenzii/39234-retsenzii-i-otzyvy-na-film-persipolis.html

8 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

9 Там же


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10717. Намагатись бути самим собою - єдиний засіб досягти успіху 29 KB
  Тема: Намагатись бути самим собою єдиний засіб досягти успіху. Стендаль Світ для тих хто вміє хотіти... Подивіться навкруги... Ви неодмінно побачите навколо себе безліч копій. Озирніться ще разІ помітите що усі люди наче злилис...
10718. Моя будущая профессия - психолог 29 KB
  Сочинение на тему: Кем я буду когда вырасту Моя будущая профессия психолог Как и все дети ответ на вопрос взрослых Кем ты хочешь быть когда вырастешь я изменяла едва ли не каждый день: когда я была маленькая я хотела быть
10719. Образец сочинения на тему Что такое красота - дар или проклятие? 31 KB
  Образец сочинения на тему Что такое красота дар или проклятие ТЕКСТ Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. 2Жизнь таких известных красавиц как Елены царицы Спарты и Клеопатры Мэрилин Монро и принцессы Диа
10720. Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого) 76.51 KB
  Проблема исторической памяти ответственность за горькие и страшные последствия прошлого Проблема ответственности национальной и человеческой была одной из центральных в литературе в середине 20ого века. Например А.Т.Твард
10721. Прозові тексти (оповідання) для аналітичної рецепції в курсі Теорія літератури 652.5 KB
  Прозові тексти оповідання для аналітичної рецепції в курсі Теорія літератури Укладач Б.І.Ніколаєв ЗМІСТ 1.Джойс Керол Оутс ЗДІЙСНЕННЯ БАЖАНЬ 2. Джон Чівер АНГЕЛ НА МОСТУ 3. Трумен Капоте ДІТИ В ДЕНЬ НАРОДЖЕННЯ 4. БОРИС ВІАН СТАТИСТ 5. ВОЛОДИМИР ДАНИЛЕНК...
10722. Избранные педагогические сочинения А.С. Макаренко Педагогическая логика 597.69 KB
  Избранные педагогические сочинения А.С. Макаренко Педагогическая логика Не может быть вопроса более для нас важного чем вопрос о логике педагогического средства. Интересно бросить взгляд на историю этого вопроса тем более что история эта очень коротка. Нам нечег...
10723. Прогрессивные технологические процессы (ТП) на основе современных достижений науки и техники 462.12 KB
  Введение Уровень сельскохозяйственного машиностроения является определяющим фактором всего хозяйственного комплекса страны. Важнейшими условиями ускорения развития хозяйственного комплекса являются рост производительности труда повышение эффективности произв...
10724. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 21.38 KB
  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Электрические сети в сельской местности. Электрическими сетями называют часть электрической системы состоящей из трансформаторных подстанций и линий различных напряжений. В сельской местности по эле...
10725. Проектирование системы автоматического регулирования, которая впоследствии была смоделирована в системе MatLab 938.36 KB
  ВВЕДЕНИЕ Важнейшей отраслью промышленности Украины является черная металлургия. От объема производства и качества металла зависит развитие народного хозяйства. Продукция предприятий черной металлургии составляет весомую долю в экспортной политике государства.