13862

Мультфильм «Персеполис»

Эссе

Литература и библиотековедение

абиров Д.Р. Задание по курсу Политическая этика Мультфильм Персеполис Персеполис французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии французской писательницы иранского происхождения. Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми л

Русский

2013-05-19

41 KB

1 чел.

абиров Д.Р.

Задание по курсу «Политическая этика»

Мультфильм «Персеполис»

Персеполис - французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии (французской писательницы иранского происхождения).

Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми лет от роду любит папу, маму, бабушку и Брюса Ли. Еще она любит шаха Ирана, про которого ей рассказывали в школе: Марьян живет в Тегеране, на дворе 1978 год. Ее либеральные родители, интеллигенты из аристократии, объясняют ей, почему шах плохой, и с нетерпением ждут революции. Революция придет, разрушит уютный мир семьи Сатрапи и заставит повзрослевшую Марьян покинуть родину. Спустя 20 лет она сидит на лавочке в парижском аэропорту и вспоминает прошлое и пытается найти в себе силы сесть в самолет до Тегерана.

Мультфильм можно разделить на две части. В первом отрывке содержится пересказ жизни Марьяны среди родителей. Вторая часть мультфильма состоит из пересказа жизни вне зоны досягаемости родителей, а то есть  правительственные  проблемы забыты, и привет жестокая личная жизнь.

Существуют множества определений «политической этики», из этого множества я буду работать  с определением К. С. Гаджиева, так как считаю его наиболее объективным. По мнению К. С. Гаджиева, «политическая этика – это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости и т.д.»1.

В данном мультфильме встречается две этики «исламская» и «западная», и  эти две этики пытаются ужиться в иранской девушке Маршан.

Начнем с Исламской этики, у мусульман синоним этики  в Хулук. «Хулук означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, волю и решимость. Поведение, однако, проявляется во внешних действиях человека. Мотивация, очевидно, лежит в основе поведения. Именно поэтому предметом заботы Ислама всегда было содействие развитию этой мотивации»2. Развитие начинается с привязки мотивации к доктрине, а также с постоянного возобновления мотивации через посредство ритуалов. Цель здесь состоит в том, чтобы «сформировать такую мусульманскую личность, чье намерение всегда заключено в обретении благословений Аллаха, чья цель - повиновение его наказам»3, и который всегда чувствует, что Аллах контролирует его движения, осведомлен о самых малейших его мыслях. То есть этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело «подчинено набожности, проистекающей из боязни пред Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он – Справедливый Судия, никому не причиняющий вреда. Нравственная сторона жизни имеет свою основу, на которой она зиждется, - Божественную Справедливость, которая карает за грехи соответственно своему величию и награждает за добрые дела в десятикратном размере»4.

На мой взгляд, западную этику хорошо характеризуют цитата американского философа Ральфа Эмерсона: «То, чего жаждет твоя душа, о человек, возьми и заплати положенную цену»5.

Сам Эмерсон, верил в силу разума и считал, что человеческая душа должна жаждать свободного развития и труда.

Очевидно, что исламская и западная этика — совершенно разные миры. Проблема состоит в том, что когда люди с разным мировоззрением начинают жить вместе в одном обществе, поневоле «происходит приобщение к другой культуре, то есть люди одной культуры начинают перенимать обычаи, привычки и идеи от другой культуры. Нет сомнения в том, что данный процесс происходит в нашем обществе»6.

В мультфильме «Персеполис», эти противоположные миры борются не в людях,  а в простой персидской девочкеи. Фильм просто шедеврально показывает жизнь многих мусульман, на примере Маршан, которые уже успели испытать на себе влияние западных ценностей, что идет в явное противоречие с понятиями ислама и традициями многих мусульманских стран. И дает такой же «шедевральный, хоть и понятный всему человечеству, но еще не усвоенный им, ответ: культура едина в своем многообразии; человечество едино в своем одиночестве»7.

В «Персеполисе» очень явно выступает тема свободы. «Не какой-то там метафизической, экзистенциально-религиозной, а о свободе «здесь и сейчас». Маршан не хочет обеспечивать себе свободу смерти, не хочет с помощью праведной жизни заслужить место в раю. Ее интересует свобода жизни, свобода выбора (как, впрочем, и многих других)»8. И внутри она не может смириться с тем, что ей необходимо соблюдать законы шариата, блюсти чистоту души и т. д.. Это человек с ориентирован на Ззападные этические  ценности.

Персеполис изначально был ориентирован на Ззападное понятие свободы; то, что будоражит умы и души людей по всему миру. И эти люди «стремятся туда, где, кажется, они обретут наконец-то идеал: свобода и достаток. Но, в чем горькая правда этого фильма, что и в мире этой свободы и достатка, теряется та невидимая, духовная нить, которая связывает два понятия свободы (религиозного, душевного и бытового, земного) и два понятия достатка (того же самого); что этот мир свободы и достатка совсем не хочет принимать посторонних, давать вот просто так им самое дорогое»9. А просят иммигранты зачастую самого дорогого, что есть (в данном случае) у Европы: свободу и достаток, счастья и защиту. Вот здесь-то и проявляется главный конфликт фильма и главная трагедия героини — Маршан. Чужая на родине и чужая вне ее, объект преследования дома и непонимание, граничащие с отчужденностью, в гостях.

Закончить работу хотелось бы, цитатой из «Персеполиса»: «У свободы всегда есть цена, которую стоит заплатить» и «Никогда не забывай, кто ты и кто твои корни»…

1 Гаджиев К. С. Этика и политика // МЭиМО, 1992, № 3. - С. 35.

2 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

3 Духовный центр мусульман в республики Ингушетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.islaming.ru/index.php/home/254-2010-05-01-15-03-30.html.

4 Там же

5 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

6 Там  же

7 О человечестве на примере одного человека рецензия на фильм Персиполис. http://www.kievrus.com.ua/p-retsenzii/39234-retsenzii-i-otzyvy-na-film-persipolis.html

8 ЗАПАДНЫЕ ЭТИКА, МОРАЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НРАВЫ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. [Электронный ресурс]. URL: http://m-a-r.ru/society/30--28-.html.

9 Там же


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56516. Справжня дружба 30 KB
  Тепер послухайте уважно! Чи знаєте ви, що діти молодшого шкільного віку дружать переважно через те, що живуть поряд і товаришують їхні батьки. А діти від 10 до 14 років майже завжди дружать...
56517. Тренінгове заняття «Світ батьків – світ дітей» 56.5 KB
  Ефективність заняття підвищиться якщо його проводити після батьківських зборів. Завдання: посилення ролі сім'ї в виховному процесі покращення стосунків між дітьми та батьками розвиток навичок взаєморозуміння підвищення психологічної компетентності батьків.
56518. Вивчення впливу комп’ютера на здоров’я людини 83.5 KB
  Мета: ознайомити учасників з позитивним і негативним впливом компютера на здоровя людини; надати можливість учасникам виявити рівень негативного впливу компютера на їхнє здоровя; сформувати в учасників практичні навички застосування вправ для розминки...
56519. Рішення. Безліч рішень 329.5 KB
  Мета: пояснити учням що люди протягом дня приймають багато рішень усі рішення мають наслідки що можна навчитись приймати правильні рішення; розповісти що необхідно звертатись за допомогою до старших для прийняття правильного рішення...
56520. Я + Я = КОМАНДА 31 KB
  Мета: активізувати учасників групи підвищити їх емоційний настрій. Вправа Очікування Мета: виявити що чекають від заняття мобілізувати пізнавальні процеси. Вправа Правила групи...
56521. Тренінг «Моделі самоврядування» 189.5 KB
  Мета: прийняти правила для продуктивної роботи групи під час тренінгу. Хід вправи: Учасникам тренінгу пропонується назвати правила які на їхню думку потрібні для ефективної роботи під час тренінгу.
56522. TRICKY JOBS 58.5 KB
  Well, now I am sure that you can easily guess the subject of our today’s lesson. Yes, you are right; we are going to talk about jobs. If to be precise we are going to focus on tricky jobs.
56523. Тригонометричні підстановки в показникових рівняннях 151 KB
  Як література розвиває емоції взаєморозуміння так математика розвиває спостережливість уяву і розум. Представники кожної із чотирьох груп заздалегідь заготували на дошці запис...
56524. Решение простейших тригонометрических уравнений 782 KB
  Решить уравнение Решение. Решить уравнение Решение. Решить уравнение Решение. Ответ: уравнение не имеет решений Учащиеся уровня А заполняют карточки с подсказками.