13863

Анализ фильма «Молитвы за Бобби» с точки зрения этики и морали

Эссе

Литература и библиотековедение

Анализ фильма Молитвы за Бобби с точки зрения этики и морали. Место действия. Действия фильма разворачивается в небольшом городе Walnut Creek в Соединенных Штатах Америки штат Калифорния 60 тысяч населения. Город представляет собой американскую мечту с красивыми уло...

Русский

2013-05-19

27.34 KB

2 чел.

Анализ фильма «Молитвы за Бобби» с точки зрения этики и морали.

Место действия.

Действия фильма разворачивается в небольшом городе Walnut Creek в Соединенных Штатах Америки, штат Калифорния, 60 тысяч населения. Город представляет собой «американскую мечту» с красивыми улочками, с домами с зеленым газоном, где все друг друга знают и постоянно видятся в пресвитерианской церкви. Это ответвление протестантизма характеризуется исключительной верой в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественном предопределении, непогрешимости Святого Писания.  

Второе место действия это город Портленд, штат Орегон. Этот город противопоставляется Walnut Creek в фильме. Если Walnut Creek провинциальный городишко, то Портленд город с полумиллионным населением. Как и во всех больших городах в Портленде активно развита городская, уличная культура. Всех тех, кого презирают и не понимают в городках типа Walnut Creek, хорошо и свободно чувствуют себя в городах типа Портленд.

Главные герои до самоубийства Бобби.

Главными героями является все семейство Гриффитов, а в частности Бобби Гриффит и его мать Мэри Гриффин, именно на их взаимоотношениях строиться вся история.

Бобби Гриффит – подросток, который находится в поиске себя и понимает, что он гей, что, по его мнению, а главное, по мнению его семьи, является одним из самых страшных грехов, в самом начале фильма показывается семейный ужин, где мама с бабушкой крайне радикально отзываются о  гомосексуалах, говоря что «их всех нужно поубивать».

Мэри Гриффит – христианка, которая полностью почитает законы Библии и всеми силами старается, что бы вся ее семья попала в рай, не набравшись грехов по жизни.

После признания Бобби подвергается жесткому террору со стороны Мэри, который проявляется в требованиях молиться, ходить в церковный кружок для непослушных подростков, походы к психотерапевту, правильное питание, пробежки, чтение цитат из Библии, которые были развешаны Мэри по всему дому. Все это не только не помогает Бобби, но и усугубляет положение. Он понимает, что Мэри хочет помочь ему и себе тоже. Бобби помочь в «излечении» и «изгнании дьявола», а себе в отказе от необходимости краснеть перед друзьями и знакомыми за сексуальную ориентацию Бобби. В конечном счете, это давление надоедает Бобби, он понимает, что все попытки не помогают, и он в принципе не считает, что он болен, а в душе у него живет сатана. Он начинает действовать назло Мэри. Это проявляется в том, что он бросил школу, потом стал приглашать других гомосексуалов к себе домой, и, в конечном счете, переезжает к своей двоюродной сестре в Портленд, где знакомиться парнем Дэвидом. Там он получает посылки от Мэри, в которых он обнаруживает открытки и брошюрки типа «СПИД - болезнь гомосексуалистов» и «СПИД - кара божья». Во время своего краткого визита в свой родной город, он во время ужина рассказывает о Дэвиде и то, что он навсегда уезжает в Портленд. В ответ он слышит от Мэри «Мне не нужен сын – гей» и что он всегда будет персоной нон грата в доме Мэри. Это и толкает его к самоубийству.

Другими героями фильма, которые оказывают влияние на Бобби, являются:

  1.  Отец, несколько отстраненный человек, после признания Бобби старается вести себя, как обычно, создается мнение, что ему не очень важно кто его сын, для него важнее вернуть ту атмосферу, которая была до признания.
  2.  Братья и сестры Бобби, относятся к нему, так же как и до признания, не понимают излишнее давление матери, говорят что «все равно любят его»
  3.   Двоюродная сестра Бобби из Портленда, полностью поддерживает Бобби, пытается объяснить Мэри, что он такой же каким был раньше, добрый и отзывчивый. Считает, что Мери никогда не изменит своего решения относительно гомосексуалов.
  4.  Дэвид, парень Бобби из Портленда. Семья Дэвида полная противоположность семье Бобби, они примерились с ориентацией сына и продолжают жить обычной жизнью, с веселыми семейными посиделками. Отчетливо видно, что Бобби очень завидует теплоте отношений в семье Дэвида.
  5.  Преподобный Вайтселл, пастор церкви, которая помогает геям и лесбиянкам. Некоторое время в нее ходил Бобби втайне от Мэри, потому что данная церковь отличается от церкви, в которую ходит Мэри своеобразной, свободной трактовкой Библии, где геи такие же люди, которых так же как всех любит бог, гомосексуализм это не грех и тем более не заболевание.

Главные герои после самоубийства Бобби.

Смерть Бобби все восприняли как ужасную трагедию, включая Мэри, хотя она и отказалась от сына. Сразу после смерти сына Мэри не изменила своих взглядов на гомосексуальность. После рукопожатия с Дэвидом она долго мыла руку с мылом и выкинула тарелку и вилку, из которой он ел.

Мэри начинает читать дневник Бобби, в процессе прочтения она понимает, что Бобби хотел измениться, но не смог, ее волнует вопрос в раю ли Бобби, а так же не нужна ли помощь другим геям, думающим о самоубийстве. Мэри приходит к преподобному Вайтселлу, который говорит, что Библию можно толковать по разному,  и то значение, которое вкладывали туда авторы часто бывает лишь отражением тех времен. Вайтселл знакомит Мэри с женщиной из организации PFLAG - Parents, Families, and Friends of Lesbians and Gays (Родители, семьи и друзья лесбиянок и геев), та приглашает ее на их собрание. После собрания Мэри приходит и говорит преподобному Вайтселлу, «Бог не мог исцелить Бобби, потому что нечего было исцелять, это я убила своего сына». Вайтселл сказал, что она не виновата, бог ее давно простил, ей нужно простить себя, что она и сделала. Вступив в PFLAG, Мэри произносит пламенную речь на городском собрании Walnut Creek, по вопросу проведения «дня гордости геев». Проиграв, они всей семьей едут в Сан-Франциско на гей парад, что бы пройтись в колонне PFLAG. Мэри Гриффит стала одной из известнейших активисток, ведущих борьбу за права молодых геев и лесбиянок.

Во всем развитии сюжета прослеживается чередование этики ответственности и этики убеждения. У Бобби этика ответственности наглядно показана в плане его взаимоотношений и с семьей и в особенности с Мэри. Он чувствует на себе вину за проблемы в семье, за то, что семья перестала походить на образцово-показательную, за то, что Мэри приходиться стыдиться его перед знакомыми и друзьями. Мэри наоборот испытывает этику убеждения, она всеми силами пытается доказать Бобби что хоть он и гей, но это можно исправить множеством способов, возражения она не принимает, а только все больше давит на Бобби, что и приводит его к распространенному типу фаталистического самоубийства. «Данный вид самоубийства возникает в результате усиленного контроля со стороны группы, избытка регламентации, имеющей тенденцию быть сильной и постоянной, поэтому становящейся невыносимой».2

Сложно говорить о политической целесообразности истории семьи Гриффит, ведь что бы Мэри смогла стать одной из выдающихся активисток, борющихся за права геев и лесбиянок, она должна была пройти через все стадии взаимодействия с сыном геем, и пережить его смерть. Но у Мэри не было желанная становиться активисткой, когда она узнала о сексуальной ориентации своего сына. Скорее всего, целесообразно было использовать пример своих взаимоотношений с Бобби, закончившихся так трагично, для того чтобы помочь другим родителям, оказавшимся в сходных ситуациях.

После смерти сына Мэри решила помогать родителям, это решение было политически мотивированным. Во время своего первого похода в церковь, где священником был преподобный Вайтселл, Мэри увидела большое количество молодых людей, таких как Бобби. Она подумала, возможно, некоторые из них тоже находятся под давлением родителей и даже думают о самоубийстве. Решение помогать, заниматься работой на благо социума несет общественное благо. Личная выгода у Мэри также была, работа с родителями и их детьми давала ей понять, что, возможно, смерть Бобби была не напрасной, что своей смертью он дал понять, что если родители не понимают своего ребенка это не повод от него отказываться.  Так же подобная работа, по ее мнению, давала шанс искупить вину за самоубийство сына, ведь при разговоре с преподобным Вайтселлом, она сказала «Я молила Бога исцелить Бобби, но он этого не сделал, потому что нечего было исцелять. Это я убила своего сына!»

Став общественной активисткой Мэри понимает, в каком обществе она живет, и в каком обществе пришлось находиться Бобби. Горожане Walnut Creek все поголовно являются ханжами, даже не думающие принимать точку зрения других людей, любые отклонения от нормы, христианской аскезы, воспринимаются болезненно и агрессивно. В фильме показывается сцена, когда Мэри в окружении соратников из PFLAG идет в зал заседания совета города, на котором решался вопрос о проведении дня гордости геев. В толпе оказались ее подруги с работы, с которыми она находилась в приятельских отношениях, когда Мэри проходила мимо них, они кричали и плевали ей в спину, за то, что она пытается нарушить их привычный образ жизни.  

Подобное общество практически невозможно изменить, оно остается в таком состоянии уже несколько сотен лет, любые люди, на которых они вешают ярлык «не такой как они» будет подвергнут, по меньшей мере, порицанию. В одном интервью у настоящей Мери Гриффит спросили «Как вы думаете, жизнь Бобби сложилась бы по-другому, если бы он признался в наши дни?» она ответила «К сожалению, нет. У меня было свое понимание Библии, и я не хотела слышать ничего другого. Ничего не изменилось бы, если бы это случилось вчера или несколько лет назад. Я не хотела слышать ничего другого»3.

2 Энциклопедический словарь «Фаталистическое самоубийство» [Электронный ресурс]. URL: http://slovochel.ru/sam-fatalistich.htm (дата обращения 22.10.2012).

3  Сайт «Мой сын – гей» «Интервью с Мэри Гриффит» [Электронный ресурс]. URL: http://www.my-gay-son.org/istorii-roditelei/55-mary-griffith.html (дата обращения 22.10.2012).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32357. Общее понятие о темпераменте. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении 16.91 KB
  Темперамент врожденные индивидуальные особенности человека обусловливающие динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности особенности приспособления к окружающей среде. Они определяют динамику различной деятельности человека игровой учебной трудовой рекреационной: Реактивность степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Пластичность легкость гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним...
32358. Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе 18.56 KB
  Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...
32359. Общие понятия о характере. Структура характера. Типология характера 13.96 KB
  Структура характера. Типология характера. В структуре личности характера занимает центральное место объединяя все другие свойства и особенности поведения: Влияет на познавательные процессы На эмоциональную жизнь На мотивацию и волю Определяет индивидуальность и своеобразие личности Характер человека сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами. Структура характера: Черты выражающие направленность личности устойчивые потребности установки интересы склонности идеалы цели...
32360. Групповая и совместная деятельность. Факторы эффективности групповой и совместной деятельности 15.38 KB
  Факторы эффективности групповой и совместной деятельности. Совместимость способность членов группы к совместной деятельности. Виды совместимости: Психофизиологическая определенное сходство характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций синхронизация темпа совместной деятельности. Критерии оценки: Результаты деятельности.
32361. Психологическая готовность ребенка к школе. Методы диагностики психологической готовности к обучению в школе 13.85 KB
  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Структура компоненты: Психоматорная готовность сбалансированность процессов возбуждения и торможения которая позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов; развитие мелких мышц руки и зрительно моторных координаций что создает...
32362. Метод тестов 19.05 KB
  Тесты отличаются от других методов исследования тем что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных а также своеобразную их последующему интерпретацию. Стал широко использоваться в психологии после публикации в 1980 работы Кетелла Умственные тесты и измерения которая была посвящена результатам тестирования студентов США. Виды тестов: По особенностям тестовых значений: вербальные невербальные По форме проведения: групповые индивидуальные В зависимости о наличия или отсутствия временных ограничений: скорости...
32363. Развитие супружеских отношений. Психологические аспекты отношений в браке. Динамика сексуальных отношений в браке 16.21 KB
  Модели семьи: Родительская модель индивид обучается супружескому поведению на основе идентификации родителей своего пола на основании поведения родителей противоположного пола строиться представление о том как должен вести себя партнер. В супружестве каждый из партнеров пытается приспособить свои реальные отношения с эталонными. Гармоничные отношения становятся возможными только в том случае если партнер своей внутренней программой напоминает родителей противоположного пола. В этом случае происходит перенос связей существовавших в...
32364. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом специфики различных категорий детей 13.68 KB
  Психология воспитания научает внутренние механизмы становления и развития личности в целом а также отдельные ее свойства. Воспитание социальное целенаправленное создание условий материальных духовных организованных для развития человека это целенаправленная деятельность призванная формировать у детей систему качеств личности взглядов и убеждений. Цели воспитания: Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство. Воспитание социально компетентной...
32365. Методы исследования в психологии 14.05 KB
  Метод это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...