13864

Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Эссе

Литература и библиотековедение

Эссе по политической этике на тему Мораль в произведении Уильяма Голдинга Повелитель мух Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю что редко можно встретить его в одном ряду например с Хемингуэем Маркесом Ремарком Фицджеральдом

Русский

2013-05-19

28.98 KB

19 чел.

Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении 

Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю, что редко можно встретить его в одном ряду, например с Хемингуэем, Маркесом, Ремарком, Фицджеральдом, Моемом – выдающимися творцами литературы XX века.  

Голдинг имеет колоссальный вес, прежде всего у себя на родине - в Британии. Там его называют «патриархом послевоенной прозы». Его первый роман,  который будет рассмотрен в дальнейшем - «Повелитель мух», появился из-под руки мастера в 1954 году и сразу же возымел шумный успех у читательской аудитории, в особенности у студенческой.

Голдингу удалось стать живым классиком, что выходит довольно редко (из сразу приходящих в голову можно назвать Бродского, Солженицына, Брэдберри, из еще радующих нас -  Искандер, Акунин, Пелевин). В 1983 Голдинг получил Нобелевскую премию по литературе с пометкой: «за романы, которые  с ясностью реалистического искусства, сочетающегося с многообразием и универсальностью мифа, помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире»2. Последний из британцев XX века получивший Нобелевскую премию по литературе.

По словам Голдинга, взяться за перо его побудило потрясение, которое он испытал в годы Второй мировой войны: « прежде я верил в совершенствование человека как существа социального, и в то, что социальное зло можно искоренить с помощью реорганизации общества. Война заставила его взглянуть на человека, как на «самое опасное из всех животных» Изначально, Голдинг задумывал свой роман, как пародию, сочетающую в себе черты антиутопии, антиробинзониады.  

Со слов критика Чамеева, написавшего предисловие к отечественному изданию Голдинга: «…Повелитель мух, содержит два отчетливо  выраженных плана – чисто событийный, фабульный, и аллегорический: мрачная, исполненная драматизма, история  превращения группы благовоспитанных английских ребят в беснующееся, жаждущее крови, племя дикарей»3  

В основе своего сюжета книга рассказывает нам о небольшой группе  детей (дошкольного и среднего школьного возраста), которые потерпели авиакатастрофу, и попали на необитаемый остров. Они пытаются жить своей «доостровной» прежней жизнью, пытаются быть взрослыми, пытаются жить как взрослые. В течение всех этих попыток с ними и случается настоящая неприукрашенная, отвратительно правдивая жизнь.  Коралловый остров, на который попадают герои после авиакатастрофы сродни Эдему,  ничем  не угрожающему для героев; именно их усилиями островок начинает напоминать Ад.

Повелитель мух (или Вельзевул - дьявол4) – облепленная мухами свиная голова, которую мальчишки принесли в дар зверю, с намерением отделаться от его нападок.

Характеристика героев:

Ральф – эталон нормального, здорового, в меру умного, в меру смелого, в меру доброго подростка ( до конца противостоит одичанию, превращаясь в затравленного зверя).  «…Ральф рыдал над тем, как темна человеческая душа…». С его фигурой Голдинг связывает спасение человеческого рода.

Хрюша - рационалист и прагматик. Убежден: «зверя не существует, просто не надо друг друга пугать». Выступает в качестве антипода Саймона. Совесть острова.

Саймон  - визионер (видящий галлюцинации) и философ проникает в суть: «может зверь этот и есть… может…это мы сами…» Это любимый персонаж Голдинга, живущий не рассудком, а интуицией. Единственный из мальчишек, кому открывается тайна зверя: зверь живет в самом человеке, в каждом из нас. Саймон первым из ребят перестает бояться, и видит правду – зверя не существует – то лишь тень парашютиста. С этой новостью, он подобно новоявленному Иисусу Христу, является остальным ребятам с этой чудесной новостью. Но толпа не нуждается в истине. Его распинают со криками и плясками: «Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь! Зверя – прикончь!5»

Джек Меридью – использует психологию массы, управляя остальными мальчишками. Весьма умело берет на себя роль вождя. Опьянен вседозволенностью. Для Джека существует только охота. В первой главе, во время всеобщего сбора, Джек командует небольшой кучкой мальчиков в черных плащах и крестами на груди. Издали они похожи на «черное нечто» - плохое предзнаменование. Считает, что он в праве быть главным здесь («Главным могу быть я, – без обиняков сказал Джек, потому что я староста и я запеваю в церкви и до-диез могу взять»6).

Попав на остров, школьники стараются воссоздать бытующий порядок. «Детская демократия» или «демократия детей», построенная на разумных принципах (голосование, свобода слова, народовластие), оказывается непрочной – на острове разгорается борьба за власть (все начинают бояться «нечто» - зверя, место дикой свиньи на охоте занимает человек  и, наконец страх перед друг другом).

Ральфа выбирают прямым всеобщим открытым голосованием большинством голосов. Выборы главы были также альтернативными, в лице Джека Меридью.

Своеобразным символом власти в книге является ракушка – рог. У кого рог – тот и главный. Противостоит демократическому крылу Джек Меридью со своими охотниками в черных плащах и крестами на груди (здесь имеет место быть намек на фашистское общество).

Во главу угла Ральф, например, ставит общественное благо  (постоянно горящий сигнальный огонь, постройка шалашей, запасы питья в кокосах), хотя сам и мечтает о скорейшем возвращений домой. Джек заботится о всех, только когда дело касается вопросов пропитания, остальное его не беспокоит. Сильнее всего Джека волнует проблема его власти, точнее ее отсутствие. Он ни в какую не желает мириться с властью демократа Ральфа. И когда наступает точка кипения, мальчишки взрываются. Возникает раскол в островном обществе, где одни живут в свое удовольствие,  а другие пытаются выбраться с острова.

Огонь служит еще одним символом в книге. Символом спасения, символом жизни. Пока горит костер – в душе каждого теплится другой огонек – надежды.

В процессе повествования случались моменты, когда герой, заливались «лицевой краской». Джек, нашедший глину, смекнул, что маска из глины служит отличным прикрытием от стыда и неловкости. Она служит символом вседозволенности, обезличенности, символом толпы.

Среди всех ребят на острове, очками наделен лишь один – Хрюша. Герой положительный. Умный. Рациональный. Не будь у него недостатков в виде астмы-  «какассымы», и ожирения, на мой взгляд, герой Хрюши мог претендовать на роль лидера на острове. Очки здесь являются символом разумности. Символом  далекой цивилизации.

Джек со своей диктатурой одерживает верх над демократией Ральфа и Хрюши.  Погибает Саймон, погибает Хрюша, приговоренным оказывается и сам Ральф. Демократия, а вместе с ней и цивилизация оказываются на краю гибели.

События, происходящие в романе, соответствуют реальному течению мирового времени. Это ранняя послевоенная эпоха.  И действия героев, по мнению автора, являются  непосредственно калькой событий, происходивших в 30-40 ее годы в Европе. Мир – появление фашизма - война – торжество  мира, несмотря на жертвы. Книга задумана автором как напоминание о годах разгула фашистского варварства, и предупреждением о непрочности современной цивилизации.

Вывод

Голдинг целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чем существо человеческое.  Он знал, что в каждом из нас – тьма. И своими произведениями старался показать, что все зависит от человека. Можно поддаться тьме – и погибнуть. А можно раздуть огонек добра,  тлеющий в каждом из нас.

Работа Голдинга мне понравилась. Стиль его повествования, сюжетная линия, скрытые мотивы, философские воззрения – переплетаются воедино и создают вполне органичное художественное полотно. Я нахожу его антиробинзониаду  истинной. В коллективе всегда имеет место быть столкновение характеров, бытовые неурядицы, ссоры. Если взрослые подвергаются подобным испытаниям, то дети, еще не познавшие всю ответственность старшей жизни подвержены этим проблемам в несколько раз сильнее. Большинство детей на острове были беззаботны. Они привыкли, что взрослые в ответе за них, взрослые принимаю решения, а они – дети, лишь пожинают плоды. Неготовность принимать решения влечет за собой серьезные последствия. Но это как уже писалось выше не основной мотив Голдинга.

В 1963 году на встрече европейских писателей в Ленинграде Голдинг сравнивал труд писателя с трудом врача, ставящего диагноз больному. Видя болезнь в самой природе человека, Голдинг предупреждает читателя: “Будь внимательным! Не притаился ли в твоей душе зверь?”7

2  Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия; А-Л. Пер. с англ. М. 1992 . с 363-364.

3  У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 14.

4 Почему Вельзевул – «повелитель мух»?  Школа жизни. [Электронный ресурс] URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16199/ (дата обращения 02.11.2012).

5 У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 174.

6 Там же. С 25.

7 У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 10.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12396. Общие параметры и оформление Рабочего стола Windows 7 657 KB
  Практическая работа Общие параметры и оформление Рабочего стола Windows 7. Цель работы: изучить элементы интерфейса Рабочего стола научиться применять различные настройки оформления . Теоретическая часть Windows 7 представляет собой весьма мощную и гибкую систему: бла...
12397. КОНФИГУРИРОВАНИЕ И КАЛИБРОВКА МИКРОПРОЦЕССОРНОГО ИНДИКАТОРА ИТМ-11 ДЛЯ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1.55 MB
  Лабораторная работа № 6 КОНФИГУРИРОВАНИЕ И КАЛИБРОВКА МИКРОПРОЦЕССОРНОГО ИНДИКАТОРА ИТМ11 ДЛЯ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1. Постановка задачи по лабораторной работе. Индикатор технологический микропроцессорный ИТМ11 необходимо настроить как однок...
12398. Зібрати і дослідити схеми системи ТУ з комбінаційним методом обирання 1.15 MB
  РОБОТА № 7 Дешифратори Мета роботи: Зібрати і дослідити схеми системи ТУ з комбінаційним методом обирання. Теоретичні положення Телекерування є управління на відстані при якому по одних і тих же лініях звязку передаються різні сигнали наказів. Управління о
12399. ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕКТРОМАШИННОГО ПІДСИЛЮВАЧА З ПОПЕРЕЧНИМ ПОЛЕМ 755.5 KB
  РОБОТА № 8 ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕКТРОМАШИННОГО ПІДСИЛЮВАЧА З ПОПЕРЕЧНИМ ПОЛЕМ Мета роботи. Ознайомитися із принципом дії й визначити статичні характеристики электромашинного підсилювача з поперечним полем. Короткі теоретичні відомості. У сучасному автоматизованому е...
12400. Керування напруги генератора вугільним регулятором 446.5 KB
  Лабораторна работа № 9 Керування напруги генератора вугільним регулятором Мета работи. Дослідження статичних та динамичних характеристик генератора керованного вугільним регулятором. Скорочені конструктивні та теоретичні відомості. Лабораторна у
12401. ГРАФІЧНІ АНИМАЦІЇ КОМПОНЕНТОЮ Animate 147 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА ГРАФІЧНІ АНИМАЦІЇ КОМПОНЕНТОЮ Animate Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки прикладних програм С з відеороликами та мультіпликаціями на основі компоне
12402. РОДОСЛІДЖЕННЯ АЛГОРИТМУ ДИНАМІЧНОЇ ГРАФІКИ 75 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 7 РОДОСЛІДЖЕННЯ АЛГОРИТМУ ДИНАМІЧНОЇ ГРАФІКИ Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки функцій прикладної програми С до блоксхем алгоритмів з динамічної...
12403. Моделювання роботи мікропроцесорного прибору ІТМ-11 в середовищі С++Builder 203 KB
  Лабораторна робота № 8 Моделювання роботи мікропроцесорного прибору ІТМ11 в середовищі СBuilder Мета: навчитися створювати комп’ютерну імітаційну модель роботи мікропроцесорного приладу ІТМ11 використовуючи стандартні компоненти С Builder. 1. Відомості по приладу ...
12404. РОБОТА С ФРАГМЕНТАМИ IMAGE 77.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 9 РОБОТА С ФРАГМЕНТАМИ IMAGE Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки прикладних програм С по роботі на формі вікна з фрагментами зображення з файлу .bmp на осн