13864

Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Эссе

Литература и библиотековедение

Эссе по политической этике на тему Мораль в произведении Уильяма Голдинга Повелитель мух Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю что редко можно встретить его в одном ряду например с Хемингуэем Маркесом Ремарком Фицджеральдом

Русский

2013-05-19

28.98 KB

21 чел.

Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении 

Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю, что редко можно встретить его в одном ряду, например с Хемингуэем, Маркесом, Ремарком, Фицджеральдом, Моемом – выдающимися творцами литературы XX века.  

Голдинг имеет колоссальный вес, прежде всего у себя на родине - в Британии. Там его называют «патриархом послевоенной прозы». Его первый роман,  который будет рассмотрен в дальнейшем - «Повелитель мух», появился из-под руки мастера в 1954 году и сразу же возымел шумный успех у читательской аудитории, в особенности у студенческой.

Голдингу удалось стать живым классиком, что выходит довольно редко (из сразу приходящих в голову можно назвать Бродского, Солженицына, Брэдберри, из еще радующих нас -  Искандер, Акунин, Пелевин). В 1983 Голдинг получил Нобелевскую премию по литературе с пометкой: «за романы, которые  с ясностью реалистического искусства, сочетающегося с многообразием и универсальностью мифа, помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире»2. Последний из британцев XX века получивший Нобелевскую премию по литературе.

По словам Голдинга, взяться за перо его побудило потрясение, которое он испытал в годы Второй мировой войны: « прежде я верил в совершенствование человека как существа социального, и в то, что социальное зло можно искоренить с помощью реорганизации общества. Война заставила его взглянуть на человека, как на «самое опасное из всех животных» Изначально, Голдинг задумывал свой роман, как пародию, сочетающую в себе черты антиутопии, антиробинзониады.  

Со слов критика Чамеева, написавшего предисловие к отечественному изданию Голдинга: «…Повелитель мух, содержит два отчетливо  выраженных плана – чисто событийный, фабульный, и аллегорический: мрачная, исполненная драматизма, история  превращения группы благовоспитанных английских ребят в беснующееся, жаждущее крови, племя дикарей»3  

В основе своего сюжета книга рассказывает нам о небольшой группе  детей (дошкольного и среднего школьного возраста), которые потерпели авиакатастрофу, и попали на необитаемый остров. Они пытаются жить своей «доостровной» прежней жизнью, пытаются быть взрослыми, пытаются жить как взрослые. В течение всех этих попыток с ними и случается настоящая неприукрашенная, отвратительно правдивая жизнь.  Коралловый остров, на который попадают герои после авиакатастрофы сродни Эдему,  ничем  не угрожающему для героев; именно их усилиями островок начинает напоминать Ад.

Повелитель мух (или Вельзевул - дьявол4) – облепленная мухами свиная голова, которую мальчишки принесли в дар зверю, с намерением отделаться от его нападок.

Характеристика героев:

Ральф – эталон нормального, здорового, в меру умного, в меру смелого, в меру доброго подростка ( до конца противостоит одичанию, превращаясь в затравленного зверя).  «…Ральф рыдал над тем, как темна человеческая душа…». С его фигурой Голдинг связывает спасение человеческого рода.

Хрюша - рационалист и прагматик. Убежден: «зверя не существует, просто не надо друг друга пугать». Выступает в качестве антипода Саймона. Совесть острова.

Саймон  - визионер (видящий галлюцинации) и философ проникает в суть: «может зверь этот и есть… может…это мы сами…» Это любимый персонаж Голдинга, живущий не рассудком, а интуицией. Единственный из мальчишек, кому открывается тайна зверя: зверь живет в самом человеке, в каждом из нас. Саймон первым из ребят перестает бояться, и видит правду – зверя не существует – то лишь тень парашютиста. С этой новостью, он подобно новоявленному Иисусу Христу, является остальным ребятам с этой чудесной новостью. Но толпа не нуждается в истине. Его распинают со криками и плясками: «Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь! Зверя – прикончь!5»

Джек Меридью – использует психологию массы, управляя остальными мальчишками. Весьма умело берет на себя роль вождя. Опьянен вседозволенностью. Для Джека существует только охота. В первой главе, во время всеобщего сбора, Джек командует небольшой кучкой мальчиков в черных плащах и крестами на груди. Издали они похожи на «черное нечто» - плохое предзнаменование. Считает, что он в праве быть главным здесь («Главным могу быть я, – без обиняков сказал Джек, потому что я староста и я запеваю в церкви и до-диез могу взять»6).

Попав на остров, школьники стараются воссоздать бытующий порядок. «Детская демократия» или «демократия детей», построенная на разумных принципах (голосование, свобода слова, народовластие), оказывается непрочной – на острове разгорается борьба за власть (все начинают бояться «нечто» - зверя, место дикой свиньи на охоте занимает человек  и, наконец страх перед друг другом).

Ральфа выбирают прямым всеобщим открытым голосованием большинством голосов. Выборы главы были также альтернативными, в лице Джека Меридью.

Своеобразным символом власти в книге является ракушка – рог. У кого рог – тот и главный. Противостоит демократическому крылу Джек Меридью со своими охотниками в черных плащах и крестами на груди (здесь имеет место быть намек на фашистское общество).

Во главу угла Ральф, например, ставит общественное благо  (постоянно горящий сигнальный огонь, постройка шалашей, запасы питья в кокосах), хотя сам и мечтает о скорейшем возвращений домой. Джек заботится о всех, только когда дело касается вопросов пропитания, остальное его не беспокоит. Сильнее всего Джека волнует проблема его власти, точнее ее отсутствие. Он ни в какую не желает мириться с властью демократа Ральфа. И когда наступает точка кипения, мальчишки взрываются. Возникает раскол в островном обществе, где одни живут в свое удовольствие,  а другие пытаются выбраться с острова.

Огонь служит еще одним символом в книге. Символом спасения, символом жизни. Пока горит костер – в душе каждого теплится другой огонек – надежды.

В процессе повествования случались моменты, когда герой, заливались «лицевой краской». Джек, нашедший глину, смекнул, что маска из глины служит отличным прикрытием от стыда и неловкости. Она служит символом вседозволенности, обезличенности, символом толпы.

Среди всех ребят на острове, очками наделен лишь один – Хрюша. Герой положительный. Умный. Рациональный. Не будь у него недостатков в виде астмы-  «какассымы», и ожирения, на мой взгляд, герой Хрюши мог претендовать на роль лидера на острове. Очки здесь являются символом разумности. Символом  далекой цивилизации.

Джек со своей диктатурой одерживает верх над демократией Ральфа и Хрюши.  Погибает Саймон, погибает Хрюша, приговоренным оказывается и сам Ральф. Демократия, а вместе с ней и цивилизация оказываются на краю гибели.

События, происходящие в романе, соответствуют реальному течению мирового времени. Это ранняя послевоенная эпоха.  И действия героев, по мнению автора, являются  непосредственно калькой событий, происходивших в 30-40 ее годы в Европе. Мир – появление фашизма - война – торжество  мира, несмотря на жертвы. Книга задумана автором как напоминание о годах разгула фашистского варварства, и предупреждением о непрочности современной цивилизации.

Вывод

Голдинг целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чем существо человеческое.  Он знал, что в каждом из нас – тьма. И своими произведениями старался показать, что все зависит от человека. Можно поддаться тьме – и погибнуть. А можно раздуть огонек добра,  тлеющий в каждом из нас.

Работа Голдинга мне понравилась. Стиль его повествования, сюжетная линия, скрытые мотивы, философские воззрения – переплетаются воедино и создают вполне органичное художественное полотно. Я нахожу его антиробинзониаду  истинной. В коллективе всегда имеет место быть столкновение характеров, бытовые неурядицы, ссоры. Если взрослые подвергаются подобным испытаниям, то дети, еще не познавшие всю ответственность старшей жизни подвержены этим проблемам в несколько раз сильнее. Большинство детей на острове были беззаботны. Они привыкли, что взрослые в ответе за них, взрослые принимаю решения, а они – дети, лишь пожинают плоды. Неготовность принимать решения влечет за собой серьезные последствия. Но это как уже писалось выше не основной мотив Голдинга.

В 1963 году на встрече европейских писателей в Ленинграде Голдинг сравнивал труд писателя с трудом врача, ставящего диагноз больному. Видя болезнь в самой природе человека, Голдинг предупреждает читателя: “Будь внимательным! Не притаился ли в твоей душе зверь?”7

2  Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия; А-Л. Пер. с англ. М. 1992 . с 363-364.

3  У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 14.

4 Почему Вельзевул – «повелитель мух»?  Школа жизни. [Электронный ресурс] URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16199/ (дата обращения 02.11.2012).

5 У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 174.

6 Там же. С 25.

7 У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 10.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85270. Пассивные звуковые извещатели для блокировки остекленных конструкций. Принцип действия и технические характеристики 350.5 KB
  Пассивные звуковые извещатели для блокировки остекленных конструкций появились сравнительно недавно и явились следствием исследований звуковых колебаний возникающих при разбитии стекла. Анализ звуковых спектров промышленных шумов акустических сигналов возникающих при разбитии стекла ударах...
85271. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели. Принцип действия и технические характеристики 184 KB
  Таким образом в такой системе каждая линза формирует две элементарные чувствительные зоны свою для каждого чувствительного элемента. Необходимо применять извещатели защищенные от проникновения внутрь насекомых а также по требованию заказчика и подразделений охраны обеспечивать герметизацию мест...
85273. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ (ПОЛЕВЫЕ) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИИ. ЧИСЛЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛЕВОЙ МОДЕЛИ 208 KB
  Наиболее детальный уровень моделирования могут обеспечить, в принципе, полевые модели пожара. Эти модели называют дифференциальными. Полевые модели базируются на использовании дифференциальных уравнений в частных производных, описывающих пространственно-временное распределение температур...
85275. С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава 46.5 KB
  Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи...
85276. Падежные окончания имен существительных 1 склонения 44 KB
  Цель: закрепить и обобщить знания учащихся об именах существительных 1 склонения; формировать навык проверки безударных окончаний имен существительных 1 склонения; повторить и закрепить правописание существительных женского рода на –ия (акация, армия), правописание окончаний в родительном, дательном...
85277. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных 48.5 KB
  Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу; углубить знания детей об имени существительном как части речи. Чему будем учиться на уроке...
85278. Предложение. Виды предложений по цели высказывания 36.5 KB
  Цель: повторить и обобщить знания учащихся об основных признаках предложения, видах предложений, правилах оформления его на письме; обогащать словарный запас детей; развивать умения правильно интонировать предложение; воспитывать любовь к природе.