13864

Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Эссе

Литература и библиотековедение

Эссе по политической этике на тему Мораль в произведении Уильяма Голдинга Повелитель мух Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю что редко можно встретить его в одном ряду например с Хемингуэем Маркесом Ремарком Фицджеральдом

Русский

2013-05-19

28.98 KB

21 чел.

Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении 

Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю, что редко можно встретить его в одном ряду, например с Хемингуэем, Маркесом, Ремарком, Фицджеральдом, Моемом – выдающимися творцами литературы XX века.  

Голдинг имеет колоссальный вес, прежде всего у себя на родине - в Британии. Там его называют «патриархом послевоенной прозы». Его первый роман,  который будет рассмотрен в дальнейшем - «Повелитель мух», появился из-под руки мастера в 1954 году и сразу же возымел шумный успех у читательской аудитории, в особенности у студенческой.

Голдингу удалось стать живым классиком, что выходит довольно редко (из сразу приходящих в голову можно назвать Бродского, Солженицына, Брэдберри, из еще радующих нас -  Искандер, Акунин, Пелевин). В 1983 Голдинг получил Нобелевскую премию по литературе с пометкой: «за романы, которые  с ясностью реалистического искусства, сочетающегося с многообразием и универсальностью мифа, помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире»2. Последний из британцев XX века получивший Нобелевскую премию по литературе.

По словам Голдинга, взяться за перо его побудило потрясение, которое он испытал в годы Второй мировой войны: « прежде я верил в совершенствование человека как существа социального, и в то, что социальное зло можно искоренить с помощью реорганизации общества. Война заставила его взглянуть на человека, как на «самое опасное из всех животных» Изначально, Голдинг задумывал свой роман, как пародию, сочетающую в себе черты антиутопии, антиробинзониады.  

Со слов критика Чамеева, написавшего предисловие к отечественному изданию Голдинга: «…Повелитель мух, содержит два отчетливо  выраженных плана – чисто событийный, фабульный, и аллегорический: мрачная, исполненная драматизма, история  превращения группы благовоспитанных английских ребят в беснующееся, жаждущее крови, племя дикарей»3  

В основе своего сюжета книга рассказывает нам о небольшой группе  детей (дошкольного и среднего школьного возраста), которые потерпели авиакатастрофу, и попали на необитаемый остров. Они пытаются жить своей «доостровной» прежней жизнью, пытаются быть взрослыми, пытаются жить как взрослые. В течение всех этих попыток с ними и случается настоящая неприукрашенная, отвратительно правдивая жизнь.  Коралловый остров, на который попадают герои после авиакатастрофы сродни Эдему,  ничем  не угрожающему для героев; именно их усилиями островок начинает напоминать Ад.

Повелитель мух (или Вельзевул - дьявол4) – облепленная мухами свиная голова, которую мальчишки принесли в дар зверю, с намерением отделаться от его нападок.

Характеристика героев:

Ральф – эталон нормального, здорового, в меру умного, в меру смелого, в меру доброго подростка ( до конца противостоит одичанию, превращаясь в затравленного зверя).  «…Ральф рыдал над тем, как темна человеческая душа…». С его фигурой Голдинг связывает спасение человеческого рода.

Хрюша - рационалист и прагматик. Убежден: «зверя не существует, просто не надо друг друга пугать». Выступает в качестве антипода Саймона. Совесть острова.

Саймон  - визионер (видящий галлюцинации) и философ проникает в суть: «может зверь этот и есть… может…это мы сами…» Это любимый персонаж Голдинга, живущий не рассудком, а интуицией. Единственный из мальчишек, кому открывается тайна зверя: зверь живет в самом человеке, в каждом из нас. Саймон первым из ребят перестает бояться, и видит правду – зверя не существует – то лишь тень парашютиста. С этой новостью, он подобно новоявленному Иисусу Христу, является остальным ребятам с этой чудесной новостью. Но толпа не нуждается в истине. Его распинают со криками и плясками: «Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь! Зверя – прикончь!5»

Джек Меридью – использует психологию массы, управляя остальными мальчишками. Весьма умело берет на себя роль вождя. Опьянен вседозволенностью. Для Джека существует только охота. В первой главе, во время всеобщего сбора, Джек командует небольшой кучкой мальчиков в черных плащах и крестами на груди. Издали они похожи на «черное нечто» - плохое предзнаменование. Считает, что он в праве быть главным здесь («Главным могу быть я, – без обиняков сказал Джек, потому что я староста и я запеваю в церкви и до-диез могу взять»6).

Попав на остров, школьники стараются воссоздать бытующий порядок. «Детская демократия» или «демократия детей», построенная на разумных принципах (голосование, свобода слова, народовластие), оказывается непрочной – на острове разгорается борьба за власть (все начинают бояться «нечто» - зверя, место дикой свиньи на охоте занимает человек  и, наконец страх перед друг другом).

Ральфа выбирают прямым всеобщим открытым голосованием большинством голосов. Выборы главы были также альтернативными, в лице Джека Меридью.

Своеобразным символом власти в книге является ракушка – рог. У кого рог – тот и главный. Противостоит демократическому крылу Джек Меридью со своими охотниками в черных плащах и крестами на груди (здесь имеет место быть намек на фашистское общество).

Во главу угла Ральф, например, ставит общественное благо  (постоянно горящий сигнальный огонь, постройка шалашей, запасы питья в кокосах), хотя сам и мечтает о скорейшем возвращений домой. Джек заботится о всех, только когда дело касается вопросов пропитания, остальное его не беспокоит. Сильнее всего Джека волнует проблема его власти, точнее ее отсутствие. Он ни в какую не желает мириться с властью демократа Ральфа. И когда наступает точка кипения, мальчишки взрываются. Возникает раскол в островном обществе, где одни живут в свое удовольствие,  а другие пытаются выбраться с острова.

Огонь служит еще одним символом в книге. Символом спасения, символом жизни. Пока горит костер – в душе каждого теплится другой огонек – надежды.

В процессе повествования случались моменты, когда герой, заливались «лицевой краской». Джек, нашедший глину, смекнул, что маска из глины служит отличным прикрытием от стыда и неловкости. Она служит символом вседозволенности, обезличенности, символом толпы.

Среди всех ребят на острове, очками наделен лишь один – Хрюша. Герой положительный. Умный. Рациональный. Не будь у него недостатков в виде астмы-  «какассымы», и ожирения, на мой взгляд, герой Хрюши мог претендовать на роль лидера на острове. Очки здесь являются символом разумности. Символом  далекой цивилизации.

Джек со своей диктатурой одерживает верх над демократией Ральфа и Хрюши.  Погибает Саймон, погибает Хрюша, приговоренным оказывается и сам Ральф. Демократия, а вместе с ней и цивилизация оказываются на краю гибели.

События, происходящие в романе, соответствуют реальному течению мирового времени. Это ранняя послевоенная эпоха.  И действия героев, по мнению автора, являются  непосредственно калькой событий, происходивших в 30-40 ее годы в Европе. Мир – появление фашизма - война – торжество  мира, несмотря на жертвы. Книга задумана автором как напоминание о годах разгула фашистского варварства, и предупреждением о непрочности современной цивилизации.

Вывод

Голдинг целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чем существо человеческое.  Он знал, что в каждом из нас – тьма. И своими произведениями старался показать, что все зависит от человека. Можно поддаться тьме – и погибнуть. А можно раздуть огонек добра,  тлеющий в каждом из нас.

Работа Голдинга мне понравилась. Стиль его повествования, сюжетная линия, скрытые мотивы, философские воззрения – переплетаются воедино и создают вполне органичное художественное полотно. Я нахожу его антиробинзониаду  истинной. В коллективе всегда имеет место быть столкновение характеров, бытовые неурядицы, ссоры. Если взрослые подвергаются подобным испытаниям, то дети, еще не познавшие всю ответственность старшей жизни подвержены этим проблемам в несколько раз сильнее. Большинство детей на острове были беззаботны. Они привыкли, что взрослые в ответе за них, взрослые принимаю решения, а они – дети, лишь пожинают плоды. Неготовность принимать решения влечет за собой серьезные последствия. Но это как уже писалось выше не основной мотив Голдинга.

В 1963 году на встрече европейских писателей в Ленинграде Голдинг сравнивал труд писателя с трудом врача, ставящего диагноз больному. Видя болезнь в самой природе человека, Голдинг предупреждает читателя: “Будь внимательным! Не притаился ли в твоей душе зверь?”7

2  Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия; А-Л. Пер. с англ. М. 1992 . с 363-364.

3  У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 14.

4 Почему Вельзевул – «повелитель мух»?  Школа жизни. [Электронный ресурс] URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16199/ (дата обращения 02.11.2012).

5 У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 174.

6 Там же. С 25.

7 У. Голдинг «Повелитель мух», М., 1998. С 10.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67526. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 258.5 KB
  По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод загрязнение атмосферного воздуха загрязнение почв и т. Источниками антропогенного загрязнения наиболее опасного для популяций любых организмов являются промышленные предприятия химические металлургические целлюлозно-бумажные...
67527. Обобщенная электрическая машина, соответствующая синхронному двигателю 270.5 KB
  Электрические машины разных типов имеют разное математическое описание. Современные электромеханические системы содержат электрические машины разных типов. Анализ таких систем оказывается затруднительным. Теория обобщенных электрических машин упрощает анализ сложных электромеханических систем, так как...
67529. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ 98.5 KB
  Охрана атмосферного воздуха ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды. Человек может находиться без пищи пять недель без воды пять дней а без воздуха всего лишь пять минут. Оно происходит при вымывании аэрозолей из атмосферы осадками турбулентном перемешивании приземного слоя...
67530. Статическая устойчивость и торможение асинхронного электропривода. Уравнения, схема замещения и характеристики трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 161.5 KB
  Токи обмотки ротора взаимодействуют с магнитным полем и возникает электромагнитный момент определяемый формулой М = с Ф0 I2 cos φ2 9.6 Электромагнитный момент определяется приближенной формулой 9. Упрощенная формула для электромагнитного момента имеет вид...
67531. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГИДРОСФЕРУ 120.5 KB
  Человечество постоянно стремилось к увеличению водопотребления оказывая на гидросферу огромное многообразное давление. В полной мере это относится к осознанию такого страшного зла каким является в наше время загрязнение и истощение поверхностных и подземных вод.
67532. Управление трехфазным асинхронным двигателем: напряжением, реостатное и частотно-токовое. Управление напряжением 162 KB
  Механические характеристики асинхронного двигателя при управлении напряжением. Трехфазная обмотка ротора такого двигателя выполняется медным изолированным проводом и подключена к трем контактным кольцам установленным на валу. Механические характеристики асинхронного двигателя при реостатном управлении...
67533. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТОСФЕРУ 198 KB
  Почва один из важнейших компонентов окружающей природной среды. Все основные экологические функции почвы замыкаются на одном обобщающем показателе почвенном плодородии. человек размыкает частично или полностью биологический круговорот веществ нарушает способность почвы к саморегуляции и снижает ее плодородие.
67534. Обобщенная машина, соответствующая асинхронному двигателю. Понятие векторного управления 147 KB
  Соответствующая пространственная векторная диаграмма дана на рис. 11.2. На диаграмме видно, что вектор перпендикулярен вектору тока а вектор перпендикулярен вектору тока Далее, вектор находится впереди вектора что говорит о двигательном режиме и положительном моменте асинхронного двигателя.