13866

Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Эссе

Литература и библиотековедение

Халаим Дина Книга Гарриет БичерСтоу Хижина дяди Тома попытка показать институт рабовладения в США жизнь невольников и других людей отношение к этой ситуации совершенно с иной стороны и донести до общества того времени идею что невольники это такие ж

Русский

2013-05-19

22.17 KB

0 чел.

Халаим Дина

Книга  Гарриет  Бичер-Стоу  «Хижина дяди Тома»  -  попытка  показать   институт рабовладения в США, жизнь невольников и других людей, отношение к  этой ситуации совершенно с иной стороны, и донести до общества того времени идею, что невольники – это такие же люди, как и их  владельцы, которые их эксплуатируют, а так же показать различия в отношении к данному вопросу в разных  концах страны. И, стоит отметить, что эта  идея оказалась удачно реализована.

Главный герой произведения – дядюшка Том. Преданный и честный, он пользовался в семье Шелби бесспорным  доверием. Он смог понять мистера Шелби и принял решение продать  его. В любых ситуация  Том оставался верен себе: не искал личной выгоды, и не пытался облегчить свою учесть, терпел унижения Гейли, выносил побои Легри, но при этом не потерял веры в людей, и уважения к рабовладельцам,  какими бы они не были, и пытался помогать всем окружающим всем, что было в  его силах: хлопком на плантации больным и слабым, или даже простой молитвой.   Во многом такое  поведение объясняется моральными ценностями и качествами Тома: набожность,  честность, трудолюбие, сострадание, ответственность.  И никогда,  даже под угрозой  смерти, он не отступался от них.

Мистер и Миссис Шелби и их сын Джордж  – первые и последние хозяева Тома. К рабам они относятся как к таким же людям,  и то, что они были вынуждены продать Гарри и Тома, безусловно, далось всей семье очень тяжело, так как продажа Тома была воспринята скорее как расставание с другом семьи, нежели работником.

Семья  Сен-Клер. Вторые владельцы Тома,  южане, но при этом совершенно по-разному относятся к рабам. Огюстен, глава семьи, наследник плантатора из Луизианы, относился к этому больше как к необходимости,  его двоюродная сестра Офелия – брезгливо. Мари Сен-Клер – ярая сторонница рабовладения, пыталась всячески его оправдать и доказать остальным, что это нормально, и поэтому поведение дочери Евы, которая благодаря своей доброте и воспитанию отца относилась к рабам очень хорошо, пыталась всячески помочь своей няне  и другим, вызывало у неё негативные эмоции.

Саймон Легри – плантатор, рабовладелец, купивший Тома после смерти Евы и Огюстена Сен-Клер. Кажется, что автор попыталась приписать ему как можно больше отрицательных качеств: жестокость, алчность, пьянство, трусость. Жизнь раба для него лишь деньги, а сам он – трудящееся животное. Поэтому отказ Тома подчиниться и бить таких же невольников, как он, и его слова о том, что Легри владеет им, но не его душой, стоил Тому жизни.

Элиза – негритянка из дома Шелби, несмотря на свое положение - воспитана и грамотна, вышла замуж за невольника, но чтобы спасти о продажи своего сына бежала с ним в Канаду. При этом она нисколько не винила хозяев, и по-прежнему отзывалась о них положительно, что говорит о том, что она понимает Шелби в данной ситуации.

Кроме того, что две основные сюжетные линии – судьба дядюшки Тома и Элизы и Джорджа – начались в доме Шелби, и многие из других описанных выше персонажей, как выяснилось в развязке сюжета, оказались тесно связаны, их связывает множество характерных черт, которые так или иначе проявляются в ходе действия.

Так, например, анализируя поведение этих персонажей в различных ситуациях, можно разделить их на две группы: в первой находятся те персонажи, кто действуют в основном согласно ситуации, опираясь при этом на собственные убеждения, представления, взгляды на жизнь и опыт; а во второй - те, кто имеет далекую, но конкретную цель, и движется к ней, всеми силами преодолевая различные препятствия на своем пути.

К первой группе можно отнести – Мари и Еву Сен-Клер, работорговца Гейли, плантатора Легри, а так же его рабов и других невольников, упоминавшихся в ходе действий. Эти персонажи, можно сказать, живут сегодняшним днем, и не оценивают свои действия с точки зрения долгосрочной перспективы. Мари, придумывая себе каждый раз новую болезнь и капризничая, добивается внимания семьи; Ева, зная, что жить ей осталось совсем недолго, пытается получать радость от каждого мгновения, но при этом заботится об окружающих. Гейли и Легри заботятся в основном о сиюминутной материальной выгоде, их не волнует судьба других. Хотя, казалось бы, именно они должны думать о перспективах, но единственный вопрос о будущем – сколько можно будет заработать.  Рабы в целом были отнесены сюда, так как во многом они не имеют цели в принципе, потому что это для них невозможно. Невозможно нормально жить, невозможно создать семью, невозможно хоть как-то избежать того, что с ними происходит. Они, в большинстве своем, существуют, и поэтому были отнесены к первой группе.

Ко второй – мисс Офелию, Джорджа Шелби, Элизу и её мужа Джорджа.  Для них цель – это главное в жизни, то ради чего можно сделать многое или даже все. Мисс Офелия имеет довольно размытую цель жизни – это, как мне кажется приведение все в порядок. Неважно, что это – домашние дела, образ жизни, или даже мысли маленькой Топси. Она тверда в своих намерениях и делает все, для того, чтобы во всем был идеальный порядок. Джордж Шелби. Его цель – вернуть дядюшку Тома, к которому он был привязан. И, когда появились возможности для этого – время, деньги и другие, он отправился на его поиски, которые увенчались печальным, но всё же успехом. Цель Джорджа и  Элизы предельно ясна – сбежать для того, чтобы жить нормальной свободной семьей. И усилия, которые они приложили для этого, поистине огромны, ведь рискуя подчас собственными здоровьем и жизнью они, несмотря на все трудности, смогли добиться своего.

Главного героя – дядюшку Тома можно вынести за рамки, которыми обозначены  эти группы, так как, с одной стороны, у него есть цель, но он не идет наперекор сложившимся обстоятельствам для того, чтобы их добиться, и даже, можно сказать, бездействует. Главной его целью можно назвать возвращение к семье. Но мы можем видеть, что он практическим ничего не делает для того, чтобы добиться своей цели. Единственное, что он сделал для этого – сказал мисс Офелии после смерти Огюстена Сен-Клер, что хозяин обещал дать ему вольную, и попросил её поговорить её об этом с нынешней хозяйкой – Мари. Но и до, и после этого он принимал то, что с ним происходило, как данность, оправдывая это, как правило, тем,  что «так угодно Богу», и не пытался как-либо повлиять на ситуацию: предложения попытки побега он отвергал, обосновывая свой отказ «нужностью хозяевам», предложение Касси убить Гейли так же было проигнорировано, а унижения и побои он терпел как должное.

Так же можно выделить такую линию в поведении героев, как  отношение к перспективам в условиях  сложившейся рабовладельческой системы. Здесь существенные отличия не только между разными регионами, но и в других плоскостях.

Разграничения отношения к этому невольников проходят в зависимости от воспитания: Касси, Элиза, Джордж, будучи воспитанными в более благоприятных условиях, чем другие невольники, не желают мириться со своим нынешним положением, верят, что это можно исправить, и предпринимают для этого все возможные действия. Те же, кто всю жизнь только работал и испытывал унижения, относятся к рабству как неизбежности, которую нужно просто терперть, и от которой только одно спасение – смерть. Среди рабовладельцев так же отношение  различно. При этом неважно их отношение к факту рабства. Тут можно выделить тех, кто верит, что их действия смогут помочь в преодолении такой несправедливости как рабство, например, Джордж Шелби, отпустивший своих рабов; и тех, кто либо убежден в пользе рабства, либо даже если не поддерживает это, но ничего не предпринимает, как, например, мисс Офелия и Огюстен Сен-Клер.

Поэтому, можно сделать вывод, что несмотря на столь большие различия в изначальных характерах описанных персонажей, то, что их поведение продиктованы сходными ситуациями, так или иначе, задает в чем-то схожие вектора последующего развития их судеб.

Если говорить о соответствии поведения, ситуаций, характеров героев с морально-этическими ценностями и социокультурными особенностями той эпохи и общества, то можно сказать, что было множество противников этого романа, в основном среди современников автора, которые обвиняли её в преувеличении в описании многих  явлений. Но в целом произведение, его героев и их поведение  оценивают как соответствующее реалиям того времени, и даже есть мнение, что этот роман мог послужить поводом для войны между Севером и Югом в 1861 году.

Сам факт существования института рабовладения был представлен как крайне негативный аспект жизни Америки того времени, который, при этом воспринимался совершено по-разному. Один из основных акцентов в произведении сделан на том, как различно отношение к рабам и рабовладению: плантаторский Юг, где невольник - не человек, а вещь, товар, жизнь которого имеет только рыночную цену. При этом он не имеет даже права на чувства и эмоции, наличие которых плантаторы не признавали  в принципе, а моральные качества раба оценивались как  априори отрицательные.   

На Севере же, напротив, в большинстве своем рабство воспринимают как неприятную необходимость, которая заставляет людей страдать,  и даже, по возможности, помогают им обрести свободу. Сенатор Берд, жители  деревни квакеров, которые  помогли (?) Элизе с семьей бежать в Канаду, несмотря на опасность для себя – яркие примеры того отношения к рабам и рабовладению в целом.

Невольники описаны как люди, которые, несмотря на отсутствие воспитания, материальных благ, нормальных семей и человеческих отношений и, зачастую, даже возможности их иметь. Им приходится отдавать своих детей, терпеть унижение и побои, проводить свою жизнь в непосильном труде, но приводятся примеры того, как характер и убеждения помогают им не сломаться в данной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85457. Леся Українка «Біда навчить» 167 KB
  Серед лиха співати пісні Без надії таки сподіватись Буду жити Геть думи сумні Як це повязано з нашою казкою яку ми розпочали вивчати Горобчику також довелось посумувати перш ніж він став мудрим. Пригадайте нашого горобчика перегляд фрагменту мультфільму Некмітливий горобець.
85458. ВИДИ КАЗОК. СКЛАДАННЯ КАЗОК ЗА ОПОРНОЮ СХЕМОЮ 39.5 KB
  Оголошення теми уроку. Добрий день. Сьогодні у нас цікава і незвичайна тема уроку. Ми будемо грати у казку, ознайомимося з видами казок і створимо свою власну казку за опорною схемою. Розповідь вчителя з елементами бесіди (презентація проекту).
85459. «Путешествие в Книгоград» (экскурсия в библиотеку) 55 KB
  Умными словами недаром сказано: Всем лучшим книге мы обязаны Книги читают стар и млад Книжке хорошей каждый рад. Книги читаю значит мыслю Мыслю значит живу а не кисну. Что же в них хранили Книги В Египте написанные на папирусе в Междуречье выцарапанные на глиняных табличках в Индии составленные...
85460. Чарівна осінь 64 KB
  Мета: Удосконалювати навички виразного читання збагачувати лексичний запас учнів; учити порівнювати художні твори; формувати естетичні смаки; розвивати уяву спостережливість; виховувати бережливе ставлення до природи. Мотивація навчальної діяльності: а Виразне читання вірша вчителем...
85461. М.Коцюбинський. Харитя 52 KB
  Мета. Удосконалювати навички виразного читання; розвивати вміння орієнтуватися у структурі оповідання, придумувати заголовки, розвивати навички елементарного аналізу художнього твору, давати характеристику дійовим особам твору, збагачувати словниковий запас, розвивати мовлення...
85462. Життєвий і творчий шлях І.Я.Франка. І.Я.Франко «Дивувалася зима» 43.5 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про життя і творчість Івана Яковича Франка; вчити виразно читати вірші, формувати вміння аналізувати віршовані твори, виховувати через образне слово почуття любові до свого народу, до України, рідної мови.
85463. «Два брехуни одної правди не кажуть», або «Рука руку миє, нога ногу підпирає». Порівняльний опис байки Л.І. Глібова «Зозуля й півень» та байки І.А. Крилова «Зозуля й півень» 188 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про жанр байки, вчити виразно, інтонаційно читати, порівнювати твори різних авторів; словниковий запас учнів; розвивати вміння визначати головну думку байки; виховувати почуття справедливості.
85464. Великий Кобзар. Т. Г. Шевченко «Вітер з гаєм розмовляє...»; «Садок вишневий коло хати...» 2.28 MB
  Розробка уроку читання у 4 класі на заявлену тему мета якого збагатити й узагальнити знання дітей про Тараса Шевченка великого поета і художника; зосередити увагу на образних засобах створення поетичних картин української природи; розвивати вміння виразно читати образне мислення і мовлення...
85465. Василь Сухомлинський «Усмішка» 309 KB
  Мета: активізувати і розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського, розвивати навички швидкого виразного читання, вміння швидко орієнтуватися в тексті, знаходити описи, висловлювати оцінні судження; виховувати в учнів доброзичливе ставлення до оточуючих.