13866

Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Эссе

Литература и библиотековедение

Халаим Дина Книга Гарриет БичерСтоу Хижина дяди Тома попытка показать институт рабовладения в США жизнь невольников и других людей отношение к этой ситуации совершенно с иной стороны и донести до общества того времени идею что невольники – это такие ж

Русский

2013-05-19

22.17 KB

0 чел.

Халаим Дина

Книга  Гарриет  Бичер-Стоу  «Хижина дяди Тома»  -  попытка  показать   институт рабовладения в США, жизнь невольников и других людей, отношение к  этой ситуации совершенно с иной стороны, и донести до общества того времени идею, что невольники – это такие же люди, как и их  владельцы, которые их эксплуатируют, а так же показать различия в отношении к данному вопросу в разных  концах страны. И, стоит отметить, что эта  идея оказалась удачно реализована.

Главный герой произведения – дядюшка Том. Преданный и честный, он пользовался в семье Шелби бесспорным  доверием. Он смог понять мистера Шелби и принял решение продать  его. В любых ситуация  Том оставался верен себе: не искал личной выгоды, и не пытался облегчить свою учесть, терпел унижения Гейли, выносил побои Легри, но при этом не потерял веры в людей, и уважения к рабовладельцам,  какими бы они не были, и пытался помогать всем окружающим всем, что было в  его силах: хлопком на плантации больным и слабым, или даже простой молитвой.   Во многом такое  поведение объясняется моральными ценностями и качествами Тома: набожность,  честность, трудолюбие, сострадание, ответственность.  И никогда,  даже под угрозой  смерти, он не отступался от них.

Мистер и Миссис Шелби и их сын Джордж  – первые и последние хозяева Тома. К рабам они относятся как к таким же людям,  и то, что они были вынуждены продать Гарри и Тома, безусловно, далось всей семье очень тяжело, так как продажа Тома была воспринята скорее как расставание с другом семьи, нежели работником.

Семья  Сен-Клер. Вторые владельцы Тома,  южане, но при этом совершенно по-разному относятся к рабам. Огюстен, глава семьи, наследник плантатора из Луизианы, относился к этому больше как к необходимости,  его двоюродная сестра Офелия – брезгливо. Мари Сен-Клер – ярая сторонница рабовладения, пыталась всячески его оправдать и доказать остальным, что это нормально, и поэтому поведение дочери Евы, которая благодаря своей доброте и воспитанию отца относилась к рабам очень хорошо, пыталась всячески помочь своей няне  и другим, вызывало у неё негативные эмоции.

Саймон Легри – плантатор, рабовладелец, купивший Тома после смерти Евы и Огюстена Сен-Клер. Кажется, что автор попыталась приписать ему как можно больше отрицательных качеств: жестокость, алчность, пьянство, трусость. Жизнь раба для него лишь деньги, а сам он – трудящееся животное. Поэтому отказ Тома подчиниться и бить таких же невольников, как он, и его слова о том, что Легри владеет им, но не его душой, стоил Тому жизни.

Элиза – негритянка из дома Шелби, несмотря на свое положение - воспитана и грамотна, вышла замуж за невольника, но чтобы спасти о продажи своего сына бежала с ним в Канаду. При этом она нисколько не винила хозяев, и по-прежнему отзывалась о них положительно, что говорит о том, что она понимает Шелби в данной ситуации.

Кроме того, что две основные сюжетные линии – судьба дядюшки Тома и Элизы и Джорджа – начались в доме Шелби, и многие из других описанных выше персонажей, как выяснилось в развязке сюжета, оказались тесно связаны, их связывает множество характерных черт, которые так или иначе проявляются в ходе действия.

Так, например, анализируя поведение этих персонажей в различных ситуациях, можно разделить их на две группы: в первой находятся те персонажи, кто действуют в основном согласно ситуации, опираясь при этом на собственные убеждения, представления, взгляды на жизнь и опыт; а во второй - те, кто имеет далекую, но конкретную цель, и движется к ней, всеми силами преодолевая различные препятствия на своем пути.

К первой группе можно отнести – Мари и Еву Сен-Клер, работорговца Гейли, плантатора Легри, а так же его рабов и других невольников, упоминавшихся в ходе действий. Эти персонажи, можно сказать, живут сегодняшним днем, и не оценивают свои действия с точки зрения долгосрочной перспективы. Мари, придумывая себе каждый раз новую болезнь и капризничая, добивается внимания семьи; Ева, зная, что жить ей осталось совсем недолго, пытается получать радость от каждого мгновения, но при этом заботится об окружающих. Гейли и Легри заботятся в основном о сиюминутной материальной выгоде, их не волнует судьба других. Хотя, казалось бы, именно они должны думать о перспективах, но единственный вопрос о будущем – сколько можно будет заработать.  Рабы в целом были отнесены сюда, так как во многом они не имеют цели в принципе, потому что это для них невозможно. Невозможно нормально жить, невозможно создать семью, невозможно хоть как-то избежать того, что с ними происходит. Они, в большинстве своем, существуют, и поэтому были отнесены к первой группе.

Ко второй – мисс Офелию, Джорджа Шелби, Элизу и её мужа Джорджа.  Для них цель – это главное в жизни, то ради чего можно сделать многое или даже все. Мисс Офелия имеет довольно размытую цель жизни – это, как мне кажется приведение все в порядок. Неважно, что это – домашние дела, образ жизни, или даже мысли маленькой Топси. Она тверда в своих намерениях и делает все, для того, чтобы во всем был идеальный порядок. Джордж Шелби. Его цель – вернуть дядюшку Тома, к которому он был привязан. И, когда появились возможности для этого – время, деньги и другие, он отправился на его поиски, которые увенчались печальным, но всё же успехом. Цель Джорджа и  Элизы предельно ясна – сбежать для того, чтобы жить нормальной свободной семьей. И усилия, которые они приложили для этого, поистине огромны, ведь рискуя подчас собственными здоровьем и жизнью они, несмотря на все трудности, смогли добиться своего.

Главного героя – дядюшку Тома можно вынести за рамки, которыми обозначены  эти группы, так как, с одной стороны, у него есть цель, но он не идет наперекор сложившимся обстоятельствам для того, чтобы их добиться, и даже, можно сказать, бездействует. Главной его целью можно назвать возвращение к семье. Но мы можем видеть, что он практическим ничего не делает для того, чтобы добиться своей цели. Единственное, что он сделал для этого – сказал мисс Офелии после смерти Огюстена Сен-Клер, что хозяин обещал дать ему вольную, и попросил её поговорить её об этом с нынешней хозяйкой – Мари. Но и до, и после этого он принимал то, что с ним происходило, как данность, оправдывая это, как правило, тем,  что «так угодно Богу», и не пытался как-либо повлиять на ситуацию: предложения попытки побега он отвергал, обосновывая свой отказ «нужностью хозяевам», предложение Касси убить Гейли так же было проигнорировано, а унижения и побои он терпел как должное.

Так же можно выделить такую линию в поведении героев, как  отношение к перспективам в условиях  сложившейся рабовладельческой системы. Здесь существенные отличия не только между разными регионами, но и в других плоскостях.

Разграничения отношения к этому невольников проходят в зависимости от воспитания: Касси, Элиза, Джордж, будучи воспитанными в более благоприятных условиях, чем другие невольники, не желают мириться со своим нынешним положением, верят, что это можно исправить, и предпринимают для этого все возможные действия. Те же, кто всю жизнь только работал и испытывал унижения, относятся к рабству как неизбежности, которую нужно просто терперть, и от которой только одно спасение – смерть. Среди рабовладельцев так же отношение  различно. При этом неважно их отношение к факту рабства. Тут можно выделить тех, кто верит, что их действия смогут помочь в преодолении такой несправедливости как рабство, например, Джордж Шелби, отпустивший своих рабов; и тех, кто либо убежден в пользе рабства, либо даже если не поддерживает это, но ничего не предпринимает, как, например, мисс Офелия и Огюстен Сен-Клер.

Поэтому, можно сделать вывод, что несмотря на столь большие различия в изначальных характерах описанных персонажей, то, что их поведение продиктованы сходными ситуациями, так или иначе, задает в чем-то схожие вектора последующего развития их судеб.

Если говорить о соответствии поведения, ситуаций, характеров героев с морально-этическими ценностями и социокультурными особенностями той эпохи и общества, то можно сказать, что было множество противников этого романа, в основном среди современников автора, которые обвиняли её в преувеличении в описании многих  явлений. Но в целом произведение, его героев и их поведение  оценивают как соответствующее реалиям того времени, и даже есть мнение, что этот роман мог послужить поводом для войны между Севером и Югом в 1861 году.

Сам факт существования института рабовладения был представлен как крайне негативный аспект жизни Америки того времени, который, при этом воспринимался совершено по-разному. Один из основных акцентов в произведении сделан на том, как различно отношение к рабам и рабовладению: плантаторский Юг, где невольник - не человек, а вещь, товар, жизнь которого имеет только рыночную цену. При этом он не имеет даже права на чувства и эмоции, наличие которых плантаторы не признавали  в принципе, а моральные качества раба оценивались как  априори отрицательные.   

На Севере же, напротив, в большинстве своем рабство воспринимают как неприятную необходимость, которая заставляет людей страдать,  и даже, по возможности, помогают им обрести свободу. Сенатор Берд, жители  деревни квакеров, которые  помогли (?) Элизе с семьей бежать в Канаду, несмотря на опасность для себя – яркие примеры того отношения к рабам и рабовладению в целом.

Невольники описаны как люди, которые, несмотря на отсутствие воспитания, материальных благ, нормальных семей и человеческих отношений и, зачастую, даже возможности их иметь. Им приходится отдавать своих детей, терпеть унижение и побои, проводить свою жизнь в непосильном труде, но приводятся примеры того, как характер и убеждения помогают им не сломаться в данной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30618. Суть художественного тв-ва В. Кандинского (по книге «Духовное в искусстве») 76 KB
  Действие цвета. Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: осуществляется чиста физическое воздействие цвета когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. При низкой душевной восприимчивости цвет может вызвать лишь поверхностное действие которое исчезает вскоре после того как прекратилось раздражение. Глаз становитсябеспокойным не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя всинем или зеленом.
30619. Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше «О музыке и слове» 30 KB
  Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше О музыке и слове ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и соответственно слово в категорию физической символики. В разных языках слово и предмет не совпадают вполне = слово есть символ. Слово символизирует представления. Так происходит потому что слово символ не может соответствовать той внутренней сущности отражением которой являемся мы сами вместе с миром.
30620. Структура худ.творчества 43 KB
  ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ обозрение очерк фельетон памфлет Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературнохудожественными изобразительными средствами сплав понятия и образа. В основе художественнопублицистических жанров лежат документальные факты но определяющим становится авторское впечатление от факта авторская мысль. Типизация используется в художественнопублицистических жанрах с целью выявления типических черт характеристик и свойств...
30621. Мыслительная и творческая деятельность журналиста 28.5 KB
  Мыслительная и творческая деятельность журналиста Проблемная ситуация воспроизводится человеком как некая задача требующая решения. Всякую умственную деятельность можно назвать творческой. Творческая деятельность – та которая дает новый общественно значимый материал. С этой точки зрения журналистика может быть творческой мыслительной деятельностью.
30622. Народная сказка и мир в детском чтении 64 KB
  Современные исследователи, как правило, говорят о разрыве фольклорной сказки с мифом, аргументируя этот вывод свободой интерпретации в авторских текстах мифологических элементов и традиций. С кризисом мифологического мировоззрения связывали становление...
30623. Психология творчества 14.47 KB
  Современная психология делит людей творческого склада на два типа:Дивергент от латинского дивергере обнаруживать расхождение: способны к широкому спектру творческой деятельности легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; ориентированы на деятельность требующую богатого воображения оригинального подхода к проблеме своеобразного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений ставших штампом; отличаются...
30624. План анализа поэтического текста 15.82 KB
  Жанр стихотворения: элегия ода стансы лирическое стихотворение фрагмент послание сонет и другие. Построение стихотворения связано с логикой развития поэтической мысли от начала к финалу делением на строфы или отсутствием такового взаимоотношением и связью смысловых частей произведения если они выделяются в тексте. Важно не столько найти троп или фигуру в тексте сколько определить их роль в создании того или иного образа воплощении темы или идеи стихотворения.
30625. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина в романе «История одного города» 14.99 KB
  СалтыковаЩедрина в романе История одного города М. СалтыковаЩедрина по праву считается История одного города которую он начал писать в 1868 году а закончил в 1870 году.Цензура и некоторые критики поняли Историю одного города как сатиру относящуюся исключительно к прошлому России и главным образом к 18му веку.Главный герой Истории одного города народ обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире.
30626. Герои и сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» 20.15 KB
  Жуковского Светлана В. Светлана самое знаменитое произведение Жуковского это переводпереложение баллады немецкого поэта Бюргера Леонора. Однако Светлана произведение радостное несмотря на присутствие в нем загробной жизни. Светлана молится о том чтобы вернулся ее возлюбленный в полночь во время гадания жених неожиданно появляется и зовет Светлану венчаться.