13866

Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Эссе

Литература и библиотековедение

Халаим Дина Книга Гарриет БичерСтоу Хижина дяди Тома попытка показать институт рабовладения в США жизнь невольников и других людей отношение к этой ситуации совершенно с иной стороны и донести до общества того времени идею что невольники это такие ж

Русский

2013-05-19

22.17 KB

0 чел.

Халаим Дина

Книга  Гарриет  Бичер-Стоу  «Хижина дяди Тома»  -  попытка  показать   институт рабовладения в США, жизнь невольников и других людей, отношение к  этой ситуации совершенно с иной стороны, и донести до общества того времени идею, что невольники – это такие же люди, как и их  владельцы, которые их эксплуатируют, а так же показать различия в отношении к данному вопросу в разных  концах страны. И, стоит отметить, что эта  идея оказалась удачно реализована.

Главный герой произведения – дядюшка Том. Преданный и честный, он пользовался в семье Шелби бесспорным  доверием. Он смог понять мистера Шелби и принял решение продать  его. В любых ситуация  Том оставался верен себе: не искал личной выгоды, и не пытался облегчить свою учесть, терпел унижения Гейли, выносил побои Легри, но при этом не потерял веры в людей, и уважения к рабовладельцам,  какими бы они не были, и пытался помогать всем окружающим всем, что было в  его силах: хлопком на плантации больным и слабым, или даже простой молитвой.   Во многом такое  поведение объясняется моральными ценностями и качествами Тома: набожность,  честность, трудолюбие, сострадание, ответственность.  И никогда,  даже под угрозой  смерти, он не отступался от них.

Мистер и Миссис Шелби и их сын Джордж  – первые и последние хозяева Тома. К рабам они относятся как к таким же людям,  и то, что они были вынуждены продать Гарри и Тома, безусловно, далось всей семье очень тяжело, так как продажа Тома была воспринята скорее как расставание с другом семьи, нежели работником.

Семья  Сен-Клер. Вторые владельцы Тома,  южане, но при этом совершенно по-разному относятся к рабам. Огюстен, глава семьи, наследник плантатора из Луизианы, относился к этому больше как к необходимости,  его двоюродная сестра Офелия – брезгливо. Мари Сен-Клер – ярая сторонница рабовладения, пыталась всячески его оправдать и доказать остальным, что это нормально, и поэтому поведение дочери Евы, которая благодаря своей доброте и воспитанию отца относилась к рабам очень хорошо, пыталась всячески помочь своей няне  и другим, вызывало у неё негативные эмоции.

Саймон Легри – плантатор, рабовладелец, купивший Тома после смерти Евы и Огюстена Сен-Клер. Кажется, что автор попыталась приписать ему как можно больше отрицательных качеств: жестокость, алчность, пьянство, трусость. Жизнь раба для него лишь деньги, а сам он – трудящееся животное. Поэтому отказ Тома подчиниться и бить таких же невольников, как он, и его слова о том, что Легри владеет им, но не его душой, стоил Тому жизни.

Элиза – негритянка из дома Шелби, несмотря на свое положение - воспитана и грамотна, вышла замуж за невольника, но чтобы спасти о продажи своего сына бежала с ним в Канаду. При этом она нисколько не винила хозяев, и по-прежнему отзывалась о них положительно, что говорит о том, что она понимает Шелби в данной ситуации.

Кроме того, что две основные сюжетные линии – судьба дядюшки Тома и Элизы и Джорджа – начались в доме Шелби, и многие из других описанных выше персонажей, как выяснилось в развязке сюжета, оказались тесно связаны, их связывает множество характерных черт, которые так или иначе проявляются в ходе действия.

Так, например, анализируя поведение этих персонажей в различных ситуациях, можно разделить их на две группы: в первой находятся те персонажи, кто действуют в основном согласно ситуации, опираясь при этом на собственные убеждения, представления, взгляды на жизнь и опыт; а во второй - те, кто имеет далекую, но конкретную цель, и движется к ней, всеми силами преодолевая различные препятствия на своем пути.

К первой группе можно отнести – Мари и Еву Сен-Клер, работорговца Гейли, плантатора Легри, а так же его рабов и других невольников, упоминавшихся в ходе действий. Эти персонажи, можно сказать, живут сегодняшним днем, и не оценивают свои действия с точки зрения долгосрочной перспективы. Мари, придумывая себе каждый раз новую болезнь и капризничая, добивается внимания семьи; Ева, зная, что жить ей осталось совсем недолго, пытается получать радость от каждого мгновения, но при этом заботится об окружающих. Гейли и Легри заботятся в основном о сиюминутной материальной выгоде, их не волнует судьба других. Хотя, казалось бы, именно они должны думать о перспективах, но единственный вопрос о будущем – сколько можно будет заработать.  Рабы в целом были отнесены сюда, так как во многом они не имеют цели в принципе, потому что это для них невозможно. Невозможно нормально жить, невозможно создать семью, невозможно хоть как-то избежать того, что с ними происходит. Они, в большинстве своем, существуют, и поэтому были отнесены к первой группе.

Ко второй – мисс Офелию, Джорджа Шелби, Элизу и её мужа Джорджа.  Для них цель – это главное в жизни, то ради чего можно сделать многое или даже все. Мисс Офелия имеет довольно размытую цель жизни – это, как мне кажется приведение все в порядок. Неважно, что это – домашние дела, образ жизни, или даже мысли маленькой Топси. Она тверда в своих намерениях и делает все, для того, чтобы во всем был идеальный порядок. Джордж Шелби. Его цель – вернуть дядюшку Тома, к которому он был привязан. И, когда появились возможности для этого – время, деньги и другие, он отправился на его поиски, которые увенчались печальным, но всё же успехом. Цель Джорджа и  Элизы предельно ясна – сбежать для того, чтобы жить нормальной свободной семьей. И усилия, которые они приложили для этого, поистине огромны, ведь рискуя подчас собственными здоровьем и жизнью они, несмотря на все трудности, смогли добиться своего.

Главного героя – дядюшку Тома можно вынести за рамки, которыми обозначены  эти группы, так как, с одной стороны, у него есть цель, но он не идет наперекор сложившимся обстоятельствам для того, чтобы их добиться, и даже, можно сказать, бездействует. Главной его целью можно назвать возвращение к семье. Но мы можем видеть, что он практическим ничего не делает для того, чтобы добиться своей цели. Единственное, что он сделал для этого – сказал мисс Офелии после смерти Огюстена Сен-Клер, что хозяин обещал дать ему вольную, и попросил её поговорить её об этом с нынешней хозяйкой – Мари. Но и до, и после этого он принимал то, что с ним происходило, как данность, оправдывая это, как правило, тем,  что «так угодно Богу», и не пытался как-либо повлиять на ситуацию: предложения попытки побега он отвергал, обосновывая свой отказ «нужностью хозяевам», предложение Касси убить Гейли так же было проигнорировано, а унижения и побои он терпел как должное.

Так же можно выделить такую линию в поведении героев, как  отношение к перспективам в условиях  сложившейся рабовладельческой системы. Здесь существенные отличия не только между разными регионами, но и в других плоскостях.

Разграничения отношения к этому невольников проходят в зависимости от воспитания: Касси, Элиза, Джордж, будучи воспитанными в более благоприятных условиях, чем другие невольники, не желают мириться со своим нынешним положением, верят, что это можно исправить, и предпринимают для этого все возможные действия. Те же, кто всю жизнь только работал и испытывал унижения, относятся к рабству как неизбежности, которую нужно просто терперть, и от которой только одно спасение – смерть. Среди рабовладельцев так же отношение  различно. При этом неважно их отношение к факту рабства. Тут можно выделить тех, кто верит, что их действия смогут помочь в преодолении такой несправедливости как рабство, например, Джордж Шелби, отпустивший своих рабов; и тех, кто либо убежден в пользе рабства, либо даже если не поддерживает это, но ничего не предпринимает, как, например, мисс Офелия и Огюстен Сен-Клер.

Поэтому, можно сделать вывод, что несмотря на столь большие различия в изначальных характерах описанных персонажей, то, что их поведение продиктованы сходными ситуациями, так или иначе, задает в чем-то схожие вектора последующего развития их судеб.

Если говорить о соответствии поведения, ситуаций, характеров героев с морально-этическими ценностями и социокультурными особенностями той эпохи и общества, то можно сказать, что было множество противников этого романа, в основном среди современников автора, которые обвиняли её в преувеличении в описании многих  явлений. Но в целом произведение, его героев и их поведение  оценивают как соответствующее реалиям того времени, и даже есть мнение, что этот роман мог послужить поводом для войны между Севером и Югом в 1861 году.

Сам факт существования института рабовладения был представлен как крайне негативный аспект жизни Америки того времени, который, при этом воспринимался совершено по-разному. Один из основных акцентов в произведении сделан на том, как различно отношение к рабам и рабовладению: плантаторский Юг, где невольник - не человек, а вещь, товар, жизнь которого имеет только рыночную цену. При этом он не имеет даже права на чувства и эмоции, наличие которых плантаторы не признавали  в принципе, а моральные качества раба оценивались как  априори отрицательные.   

На Севере же, напротив, в большинстве своем рабство воспринимают как неприятную необходимость, которая заставляет людей страдать,  и даже, по возможности, помогают им обрести свободу. Сенатор Берд, жители  деревни квакеров, которые  помогли (?) Элизе с семьей бежать в Канаду, несмотря на опасность для себя – яркие примеры того отношения к рабам и рабовладению в целом.

Невольники описаны как люди, которые, несмотря на отсутствие воспитания, материальных благ, нормальных семей и человеческих отношений и, зачастую, даже возможности их иметь. Им приходится отдавать своих детей, терпеть унижение и побои, проводить свою жизнь в непосильном труде, но приводятся примеры того, как характер и убеждения помогают им не сломаться в данной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34721. Меры веса и объема Древнерусского государства 15.12 KB
  Меры веса были очень разнообразны т. Равнялся 10 пудам1638 кг Пуд был наиболее ходовой мерой и равнялся 1638 кг Гривна употреблялась и как мера веса и как денежная единицаслиток серебра весом 400г Гривна весоваяпримерно 40 г серебра Меры объёма: основная мера объёма жидкостей была ведро= 1 40 бочки=10 кружек. Бочка как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры.
34722. Измерение длины, расстояния и площади Древнерусского государства 15.32 KB
  существовало 3 вида сажени: Простаярасстояние по прямой между большими пальцами вытянутых в стороны рук=152см Маховаярасстояние по прямой между средними пальцами вытянутых в стороны рук=176см Косаярасстояние от ступни до конца пальцев противоположной руки вытянутой по диагонали. Следующей мерой длины был локотьрасстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца4751см или одна треть сажени.это расстояние между концами вытянутых пальцев по прямой 1 8 сажени. Пядь малая 1819смрасстояние между большим пальцем и...
34723. Денежная система Древнерусского государства 15.01 KB
  происходит дальнейшее усложнение денежной системы. общерусская денежновесовая система как бы разделилась на две местные системы северную и южную. В основу северной системы была положена норма веса принятая в торговле с Западной Европой. Гривна этой системы равнялась 5119 г серебра и являлась древнейшим элементом возникше.
34724. Мера веса и объема в удельных княжествах 12.94 KB
  Основными мерами веса являлись большая96 золотников и малая48 золотников гривенка. В новгородских летописях появляется новая единица весапочка служившая при взвешивании благородных металлов и драгоценных камней. Продолжают употребляться крупные единицы весаберковец равный 10 пудам; пуд; а так же новая мера капь=4 пудам= 65.
34725. Изменение единиц площади, длины и расстояния в удельных княжествах 15.91 KB
  Сохраняется старое деление крупных единиц на мелкие: локоть или стопа = 2 пядям или ногам; сажень = 4 локтям = 8 пядям.и сажень в 174 см. Малой пяди в 19 см соответствовал локоть в 38 см й сажень в 152 см. Помимо указанных размеров саженей локтей и пядей в употреблении была и сажень в 216 см образовавшаяся на основании пяди с кувырком в 27 см1.
34726. Дифференциация денежной системы Руси периода феодальной раздробленности 18.37 KB
  Таким образом гривна из счетной денежной единицы гривны кун превратилась в гривну серебра. По источникам можно проследить что стоимость гривны серебра была в четыре раза больше стоимости гривны кун. Вес этой гривны 195 2045 г. Основные единицы гривны сеЬёрорусской и южнорусской денежных систем существовали в виде слитков.
34727. Метрологическая деятельность Московского государства по унификации системы измерений 16.43 KB
  Если в период феодальной раздробленности можо было наблюдать различие в местных мерах то в Русском централизованном государстве правительство стремится создать единые общегосударственные меры обязательные к употреблению по всей стране. Это мероприятие диктовалось централизаторской политикой правительства. Необходимость введения единых мер и веса диктовалась и экономическими соображениями.
34728. Меры длины и расстояния централизованного государства 15.5 KB
  начинает употребляться новая единица длины аршин. Аршин мера восточного происхождения но точного прототипа аршина среди восточных мер нет. Распространение аршина проходит от центра к окраинам. господствовал аршин.
34729. Меры поверхности в централизованном государстве. Сошное письмо 19.08 KB
  Официальный размер казенной десятины определился и 2400 кнадратпых сажен 80 сажеп длины и 30 сажан ширины. Наряду с казенной десятиной на частновладельческих землях встречалась десятина и большей площади 80 сажен длины и 40 ширины т. 3200 квадратных сажен. Попадалась десятина и в 2500 квадратных сажен по 50 сажен в длину и ширину.