13868

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи

Эссе

Литература и библиотековедение

Анализ художественного фильма Мечтатели режиссера Б.Бертолуччи. Фильм Б.Бертолуччи неизменного классика интеллектуального европейского кино был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер находясь под впечатлением от событий 1968 года снимает сра

Русский

2013-05-19

47 KB

36 чел.

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи.

Фильм Б.Бертолуччи, неизменного классика интеллектуального европейского кино, был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер, находясь под впечатлением от событий 1968 года, снимает сразу несколько картин, среди которых «Мечтатели» и «Конформист»1. Одной из заметных особенностей лент, снятых под руководством Бертолуччи – их метафоричность, находящаяся на грани табуированных социальных тем. Словно любовь близнецов, граничащая с инцестом или подавляемая сексуальная ориентация, граничащая с безумием. Известен факт, что большинство сцен, затрагивающих сексуальные взаимоотношения главных героев – Мэттью и Тео, в фильм не попало. Создатели сочли их чересчур вызывающими. В этом существенное отличие картины Бертолуччи от романа Адэра. В этой связи некоторые актеры, рассматриваемые на роль Мэттью, отказывались из-за слишком откровенных сцен.

Тем не менее, фильмы Бертолуччи наделены особым шармом и не лишены французской эстетики, присущей фильмам начала 20-50-х гг. В этом фильме нет оригинальной музыки – все композиции взяты из других лент.

Именно эти особенности были замечены Европейской киноакадемией в 2004 год, которая наградила Еву Грин (в роли Изабеллы) призом зрительских симпатий за лучшую женскую роль, а самого Бертолуччи – призом за лучшую работу режиссера. Также, лента была номинирована на звание «Лучший европейский фильм – Франция, Италия, Великобритания». Несмотря на успех среди кинокритиков, после выхода фильма зрители неоднозначно его восприняли. В частности, в США картина получила самый жёсткий прокатный рейтинг — NC-17.

В центре сюжета – дружба, приехавшего во Францию американского студента Мэттью (Майкл Питт) и брата с сестрой –  Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин). С первых кадров фильма мы попадаем в Париж 1968 года. В год, ознаменовавшийся запуском четырех «Апполонов», «Пражской весной», убийством М.Л.Кинга и войной во Вьетнаме. Но для Франции 1968 год приобрел иное значение. В ночь с 10 на 11 мая в Париже прошли ожесточённые столкновения между студентами и полицией. Спустя 2 дня прошла 24-х часовая забастовка в поддержку студенческих выступлений. Среди сочувствующих студентам были многие именитые преподаватели Сорбонны, такие как Мишель Фуко. В стране начинается волна забастовок и к 20-му мая перерастает во всеобщую забастовку. Спустя неделю всеобщей забастовки – были начаты переговоры между правительством, предпринимателями и профсоюзами и 27 мая — во Франции подписан Гренельский протокол, предусматривавший повышение зарплат, сокращение рабочей недели и свободу профсоюзной деятельности на предприятиях. Эти события привели, в конечном счёте, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг — «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т. п. В том числе мы наблюдаем проявления этих идей в фильме. Стоит вспомнить бюсты Мао, стоящие на полочках и рассуждения одного из главных героев – Тео о революции, которую невозможно сделать при помощи «мягких» приемов: «Мао – великий режиссер с миллионами людей массовки и маленькими красными книгами в руках. Книги – не оружие, культура –  не насилие».  

В таком контексте происходит развитие сюжетной линии фильма, однако, едва ли соприкасающейся с ним. Стараясь осмыслить революционный контекст в сюжете фильма, всё глубже укореняется идея особой роли революции, помогающей раскрыть психологические мотивы поведения протагонистов. Революция – это четвертый персонаж, незримо присутствующий в доме, умах и разговорах героев. Лишь в финальных кадрах фильма этот персонаж появляется во всей своей разрушающей красоте под  известную песню Эдит Пиаф. Революция – ключевая тема. Она принимает много обличий, у неё много воплощений – политическая революция, социальная революция и сексуальная революция.

Интересно наблюдать, как эти воплощения соприкасаются и перетекают друг в друга. Сексуальная сцена на кухонном полу с участием Изабель и Мэттью под «музыкальное сопровождение» сирен, доносящихся с улиц Парижа, красноречиво и весьма метафорично ознаменовывает начало перемен. Перемешанный изобразительный ряд «Мечтателей» построен на противопоставлении переменчивого, опасного и хаотичного мира реальности, чистому и гармоничному миру старого кинематографа. Диагноз «синефилия» в запущенной форме присутствует у всех из персонажей не случайно. Кино для героев является особым видом преклонения, религии, наркотика. Кино для них – это способ сбежать от неприятной обыденности и насущных проблем. Кино для них – это проход в другой мир, где царит воображение и все желания исполняются.

Их одержимость кинематографом – особый прием, раскрывающий сущность Тео и Изабель. Тео и Иза подобны детям, которые задают вопросы, если их что-то интересует; берут, когда они чего-то хотят; плачут, когда им что-то не нравится. Чтобы в полной мере предаваться своей детскости они использовали «параллельный» мир кино, а затем, создали свой прямо у себя дома в момент отъезда родителей. Их мир был полностью придуман, инфантилен и безопасен. Они дети, которые постоянно ведут друг с другом сексуальные игры, не понимая их значение и не замечая границ с реальностью. Их отношения выходят за рамки родственных и снимают определенные табу. Тема сексуальной революции раскрывается во многих сценах, отсылающих нас к фрейдизму. Например, Мэттью испытал шок, когда увидел, что брат и сестра спят вместе полностью обнаженными и принимают вместе ванны. Еще большее удивление он испытал будучи свидетелем мастурбации Тео в качестве «штрафа» за не отгаданную сцену из фильма, которую показывала Изабель. И все сюжетные, стилистические и философские линии не смогли бы существовать без главного — бесконечно фрейдистской, шокирующей и, даже, пугающей самих персонажей, эротики. Суицидальные мотивы, комплексы, страхи, желания, запреты и виртуализация собственной жизни – всё это наполняет экранное действо сюрреалистическим восприятием их мира.

Тео и Изабель – две половинки одного человека, которые неустанно искушают и испытывают друг друга. Потрясающее сочетание детской наивности и непосредственности, граничащие с эротизмом и запретными желаниями. Мэттью замечает эту парадоксальную двойственность и обличает её, восхищаясь и негодуя одновременно. Он с ними говорит как отец с детьми в момент, когда не позволяет становиться игрушкой в руках этих детей. Словно логика взывает к воображению, словно левое полушарие ведет диалог с правым. В этом заключается их гармония, единство и взаимодополняемость.

Они из состоятельной семьи и их отец писатель, который не разделяет идеи своих детей. Весьма сложно понять, когда у жителей процветающей страны на полках стоят бюсты Мао и Ленина, а на стенах плакаты соответствующего содержания. И эти полубезумные запутанные коридоры, наполненные старыми полупризрачными книгами, ржавыми трубами и осыпающейся барочной лепниной, в которых прячется дух старой «деголевской» Франции, противопоставляющийся миру «снаружи». Где уже построены баррикады и мусора, гудят сирены и зажигаются горючие смеси. А молодые, образованные и весьма обеспеченные родителями, люди,  предпочитают своей жизни то, о чем ничего не знают, но что влечёт их своей «инакостью». Хуже, чем здесь и сейчас, быть не может – считали студенты и разукрашивали стены Парижа романтическими лозунгами той весны: La poésie est dans la rue2. В связи с этим – иллюзорными кажутся симпатии Тео в отношении революционных идей. Мэттью высказывает свои сомнения на этот счет в одном из разговоров с Тео: «Ты был бы там, на улице, вместе с демонстрантами. А не пил бы здесь дорогое вино и не рассуждал бесполезно о маоизме». В тот момент, когда булыжник разбивает их окно, покушаясь на их искусственно созданный мир, Изабель восклицает: «Улица пришла в комнату!». Это революция пришла в их жизнь. Этот кульминационный момент – момент истины: люди, которые всеми силами старались совершить побег от реальности, будучи на краю смерти, отправились на улицу к безумию реального мира. Почему так происходит? Внешний мир пугает их на столько, что для Изабель было легче совершить самоубийство, забрав «игрушки» с собой, нежели принять неизбежность происходящих изменений. До этого она четно пытается получить обещание от Тео о «вечности их отношений», понимая, что с приходом Мэттью их жизненное устройство пошатнулось. Она переживает, плачет и боится, подтверждая тем самым, что Мэттью совершает свою революцию в их умах. Иностранец давно разбил «булыжником» окно в их причудливых отношениях, которые, по его словам – «не могут так дальше продолжаться».

В финальных кадрах Тео и Изабель вопреки доводам Мэттью бросаются в пучину хаоса революции, демонстрируя свой протест и готовность меняться и менять всё вокруг. Тео пытается доказать, что он небесполезный «философ», размышляющий о маоизме, вкушая изысканное вино из отцовского погреба. Эти действия тоже мотивированы детским желанием доказать свою зрелость и готовность к действиям родителям. Тео действовал целесообразно своим внутренним протестным настроениям, а Изабель, как другая часть его –  вместе с ним.

1 «Конформист», Б.Бертолуччи, 1970 г.

2 «Поэзия на улицах!», фр., один из известных граффити мая 1968 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25446. Этапы развития социальной работы как научного знания и практики 35.06 KB
  Этапы развития социальной работы как научного знания и практики Термин социальная работа был впервые использован в Англии в связи с расширением в начале XX столетия направлений деятельности одной из религиозных общественных организаций COS занимающихся филантропией или как ее называли тогда любительской дилетантской работой. Эта новая деятельность и стала называться социальной работой. Уже в этот период возникает необходимость выделения адресной помощи нуждающимся что сегодня и представляет собой один из основных принципов...
25447. Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе 18.17 KB
  Такой теорией и является теория социальной работы что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите слабых общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социологоориентированных и психологоориентированных теорий которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР.
25448. Основные современные государственные концепции и модели социальной работы 30.46 KB
  основные современные государственные концепции и модели социальной работы. Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ но и ее эволюцию изменения в самом содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения связь со смежными науками о человеке и обществе естественными и социокультурными основами жизни а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы методы и формы содействия...
25449. Психолого-ориентированные модели 18.08 KB
  Получили распространение в связи с тем что ее современная стратегия ориентирует соц.работников на то чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации возникшей на личностном и соц. Основные понятия психодинамической модели опирающиеся на психоанализ вошли в ранг категорий соц. Выполняет функцию универсальной технологии применяемой ко всем сферам соц.
25450. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда 148.5 KB
  Контроль за состоянием охраны труда и его виды. Органы государственного надзора за охраной труда. Компетенция Госгорпромнадзора в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
25451. Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы 19.29 KB
  Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы Основные модели теоретического обоснования практики соц.работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных поколений но и ее эволюцию изменения в самом содержании и формах соц. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения связь со смежными науками о человеке и обществе естественными социокультурными основами жизни а так же предполагает вполне определенное содержание соц. соц.
25452. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 134 KB
  Обязанности работника и работодателя по охране труда. Финансирование охраны труда. Организация проведения медицинских осмотров. Служба охраны труда: основные задачи, компетенция. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия: порядок создания, обязанности и права комиссии.
25453. Комплексно-ориентированные модели 18.17 KB
   Ролевая теория основа психологическое знание компоненты социологического знания. Соц.роль это поведение которое от человека ожидают люди при выполнении им соц. Ролевую игру соц.
25454. Применение теории систем в практике социальной работы 11.83 KB
  применение теории систем в практике социальной работы Теория систем и системные идеи в социальной работе восходят к общей теории социальных систем Р. В первоначальном своем варианте эта теория как известно была разработана на биологическом материале и доказывала что все организмы являются системами составленными из подсистем а сами они в свою очередь есть часть сверхсистем. В соответствии с основными положениями теории систем социальная система представляет собой не нечто целое а определенный набор абстракций из конкретных форм...