13868

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи

Эссе

Литература и библиотековедение

Анализ художественного фильма Мечтатели режиссера Б.Бертолуччи. Фильм Б.Бертолуччи неизменного классика интеллектуального европейского кино был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер находясь под впечатлением от событий 1968 года снимает сра

Русский

2013-05-19

47 KB

39 чел.

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи.

Фильм Б.Бертолуччи, неизменного классика интеллектуального европейского кино, был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер, находясь под впечатлением от событий 1968 года, снимает сразу несколько картин, среди которых «Мечтатели» и «Конформист»1. Одной из заметных особенностей лент, снятых под руководством Бертолуччи – их метафоричность, находящаяся на грани табуированных социальных тем. Словно любовь близнецов, граничащая с инцестом или подавляемая сексуальная ориентация, граничащая с безумием. Известен факт, что большинство сцен, затрагивающих сексуальные взаимоотношения главных героев – Мэттью и Тео, в фильм не попало. Создатели сочли их чересчур вызывающими. В этом существенное отличие картины Бертолуччи от романа Адэра. В этой связи некоторые актеры, рассматриваемые на роль Мэттью, отказывались из-за слишком откровенных сцен.

Тем не менее, фильмы Бертолуччи наделены особым шармом и не лишены французской эстетики, присущей фильмам начала 20-50-х гг. В этом фильме нет оригинальной музыки – все композиции взяты из других лент.

Именно эти особенности были замечены Европейской киноакадемией в 2004 год, которая наградила Еву Грин (в роли Изабеллы) призом зрительских симпатий за лучшую женскую роль, а самого Бертолуччи – призом за лучшую работу режиссера. Также, лента была номинирована на звание «Лучший европейский фильм – Франция, Италия, Великобритания». Несмотря на успех среди кинокритиков, после выхода фильма зрители неоднозначно его восприняли. В частности, в США картина получила самый жёсткий прокатный рейтинг — NC-17.

В центре сюжета – дружба, приехавшего во Францию американского студента Мэттью (Майкл Питт) и брата с сестрой –  Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин). С первых кадров фильма мы попадаем в Париж 1968 года. В год, ознаменовавшийся запуском четырех «Апполонов», «Пражской весной», убийством М.Л.Кинга и войной во Вьетнаме. Но для Франции 1968 год приобрел иное значение. В ночь с 10 на 11 мая в Париже прошли ожесточённые столкновения между студентами и полицией. Спустя 2 дня прошла 24-х часовая забастовка в поддержку студенческих выступлений. Среди сочувствующих студентам были многие именитые преподаватели Сорбонны, такие как Мишель Фуко. В стране начинается волна забастовок и к 20-му мая перерастает во всеобщую забастовку. Спустя неделю всеобщей забастовки – были начаты переговоры между правительством, предпринимателями и профсоюзами и 27 мая — во Франции подписан Гренельский протокол, предусматривавший повышение зарплат, сокращение рабочей недели и свободу профсоюзной деятельности на предприятиях. Эти события привели, в конечном счёте, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг — «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т. п. В том числе мы наблюдаем проявления этих идей в фильме. Стоит вспомнить бюсты Мао, стоящие на полочках и рассуждения одного из главных героев – Тео о революции, которую невозможно сделать при помощи «мягких» приемов: «Мао – великий режиссер с миллионами людей массовки и маленькими красными книгами в руках. Книги – не оружие, культура –  не насилие».  

В таком контексте происходит развитие сюжетной линии фильма, однако, едва ли соприкасающейся с ним. Стараясь осмыслить революционный контекст в сюжете фильма, всё глубже укореняется идея особой роли революции, помогающей раскрыть психологические мотивы поведения протагонистов. Революция – это четвертый персонаж, незримо присутствующий в доме, умах и разговорах героев. Лишь в финальных кадрах фильма этот персонаж появляется во всей своей разрушающей красоте под  известную песню Эдит Пиаф. Революция – ключевая тема. Она принимает много обличий, у неё много воплощений – политическая революция, социальная революция и сексуальная революция.

Интересно наблюдать, как эти воплощения соприкасаются и перетекают друг в друга. Сексуальная сцена на кухонном полу с участием Изабель и Мэттью под «музыкальное сопровождение» сирен, доносящихся с улиц Парижа, красноречиво и весьма метафорично ознаменовывает начало перемен. Перемешанный изобразительный ряд «Мечтателей» построен на противопоставлении переменчивого, опасного и хаотичного мира реальности, чистому и гармоничному миру старого кинематографа. Диагноз «синефилия» в запущенной форме присутствует у всех из персонажей не случайно. Кино для героев является особым видом преклонения, религии, наркотика. Кино для них – это способ сбежать от неприятной обыденности и насущных проблем. Кино для них – это проход в другой мир, где царит воображение и все желания исполняются.

Их одержимость кинематографом – особый прием, раскрывающий сущность Тео и Изабель. Тео и Иза подобны детям, которые задают вопросы, если их что-то интересует; берут, когда они чего-то хотят; плачут, когда им что-то не нравится. Чтобы в полной мере предаваться своей детскости они использовали «параллельный» мир кино, а затем, создали свой прямо у себя дома в момент отъезда родителей. Их мир был полностью придуман, инфантилен и безопасен. Они дети, которые постоянно ведут друг с другом сексуальные игры, не понимая их значение и не замечая границ с реальностью. Их отношения выходят за рамки родственных и снимают определенные табу. Тема сексуальной революции раскрывается во многих сценах, отсылающих нас к фрейдизму. Например, Мэттью испытал шок, когда увидел, что брат и сестра спят вместе полностью обнаженными и принимают вместе ванны. Еще большее удивление он испытал будучи свидетелем мастурбации Тео в качестве «штрафа» за не отгаданную сцену из фильма, которую показывала Изабель. И все сюжетные, стилистические и философские линии не смогли бы существовать без главного — бесконечно фрейдистской, шокирующей и, даже, пугающей самих персонажей, эротики. Суицидальные мотивы, комплексы, страхи, желания, запреты и виртуализация собственной жизни – всё это наполняет экранное действо сюрреалистическим восприятием их мира.

Тео и Изабель – две половинки одного человека, которые неустанно искушают и испытывают друг друга. Потрясающее сочетание детской наивности и непосредственности, граничащие с эротизмом и запретными желаниями. Мэттью замечает эту парадоксальную двойственность и обличает её, восхищаясь и негодуя одновременно. Он с ними говорит как отец с детьми в момент, когда не позволяет становиться игрушкой в руках этих детей. Словно логика взывает к воображению, словно левое полушарие ведет диалог с правым. В этом заключается их гармония, единство и взаимодополняемость.

Они из состоятельной семьи и их отец писатель, который не разделяет идеи своих детей. Весьма сложно понять, когда у жителей процветающей страны на полках стоят бюсты Мао и Ленина, а на стенах плакаты соответствующего содержания. И эти полубезумные запутанные коридоры, наполненные старыми полупризрачными книгами, ржавыми трубами и осыпающейся барочной лепниной, в которых прячется дух старой «деголевской» Франции, противопоставляющийся миру «снаружи». Где уже построены баррикады и мусора, гудят сирены и зажигаются горючие смеси. А молодые, образованные и весьма обеспеченные родителями, люди,  предпочитают своей жизни то, о чем ничего не знают, но что влечёт их своей «инакостью». Хуже, чем здесь и сейчас, быть не может – считали студенты и разукрашивали стены Парижа романтическими лозунгами той весны: La poésie est dans la rue2. В связи с этим – иллюзорными кажутся симпатии Тео в отношении революционных идей. Мэттью высказывает свои сомнения на этот счет в одном из разговоров с Тео: «Ты был бы там, на улице, вместе с демонстрантами. А не пил бы здесь дорогое вино и не рассуждал бесполезно о маоизме». В тот момент, когда булыжник разбивает их окно, покушаясь на их искусственно созданный мир, Изабель восклицает: «Улица пришла в комнату!». Это революция пришла в их жизнь. Этот кульминационный момент – момент истины: люди, которые всеми силами старались совершить побег от реальности, будучи на краю смерти, отправились на улицу к безумию реального мира. Почему так происходит? Внешний мир пугает их на столько, что для Изабель было легче совершить самоубийство, забрав «игрушки» с собой, нежели принять неизбежность происходящих изменений. До этого она четно пытается получить обещание от Тео о «вечности их отношений», понимая, что с приходом Мэттью их жизненное устройство пошатнулось. Она переживает, плачет и боится, подтверждая тем самым, что Мэттью совершает свою революцию в их умах. Иностранец давно разбил «булыжником» окно в их причудливых отношениях, которые, по его словам – «не могут так дальше продолжаться».

В финальных кадрах Тео и Изабель вопреки доводам Мэттью бросаются в пучину хаоса революции, демонстрируя свой протест и готовность меняться и менять всё вокруг. Тео пытается доказать, что он небесполезный «философ», размышляющий о маоизме, вкушая изысканное вино из отцовского погреба. Эти действия тоже мотивированы детским желанием доказать свою зрелость и готовность к действиям родителям. Тео действовал целесообразно своим внутренним протестным настроениям, а Изабель, как другая часть его –  вместе с ним.

1 «Конформист», Б.Бертолуччи, 1970 г.

2 «Поэзия на улицах!», фр., один из известных граффити мая 1968 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22469. Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ 20.65 KB
  Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
22470. Категории стандартов. Общая характеристика стандартов разных категорий. Их объекты, разработка, обозначение и утверждение. Изменения в ГСС в свете закона «О техническом регулировании 19.24 KB
  Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства
22471. Глобальная экология 327.41 KB
  Беспрецедентный рост возможностей человека вооруженного достижениями НТР подняло на качественно новую ступень возможности его по преобразованию окружающей природной среды и расширило сферы его воздействия на нее, выходящие за рамки БИОСФЕРЫ.
22473. ИНТЕРФЕЙСЫ, ТЕРМИНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СТРУКТУРА TDMA КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ В СТАНДАРТЕ GSM 381.44 KB
  Цель работы Изучить интерфейсы структуру служб терминальное оборудование структуру TDMA кадров и формирование сигналов в стандарте GSM. Ознакомиться с внутренними интерфейсами используемыми для соединения между различным оборудованием сетей GSM. Ознакомиться со структурой служб и передачей данных в стандарте GSM.
22474. ОБОРУДОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ И БАЗОВЫХ СТАНЦИЙ, ЦЕНТРА КОММУТАЦИИ 124.5 KB
  Цель работы Изучить блоксхемы подвижной станции абонентского радиотелефонного аппарата базовой станции и центра коммутации. Задание Изучить блоксхему подвижной станции ПС. Изучить блоксхему базовой станции БС. Краткая теория вопроса Рассмотрение элементов системы сотовой связи начнем с подвижной станции наиболее простого по функциональному назначению устройства и к тому же единственного элемента системы который не только реально доступен пользователю но и находится у него в руках в буквальном смысле этого слово.
22475. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ТИПЫ ТРАНКИНГОВЫХ СИСТЕМ 1.62 MB
  Изучить основные типы транкинговых систем: Система ВОЛЕМОТ; Система АЛТАЙ; Системы стандарта SMARTRUNK; Системы стандарта МРТ 1327; Система IDEN; Система стандарта TETRA. Однако продолжают успешно развиваться сравнительно простые системы радиосвязи имеющие специальное ограниченное применение. Профессиональные системы подвижной радиосвязи создавались и развертывались в России в интересах обеспечения служебной деятельности различных государственных структур министерства обороны правоохранительных органов промышленных групп и...
22476. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО РАДИОВЫЗОВА, ПЕЙДЖЕРЫ, РЕПИТЕРЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОТОКОЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. 1.21 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО РАДИОВЫЗОВА ПЕЙДЖЕРЫ РЕПИТЕРЫ ОСНОВНЫЕ ПРОТОКОЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Цель работы Изучить классификацию систем персонального радиовызова пейджеры репитеры основные протоколы передачи информации. Ознакомиться с основными протоколами передачи информации в СПРВ. При этом для передачи вызова абоненту использовалось последовательное тональное кодирование адреса обеспечивающее возможность обслуживания до нескольких десятков тысяч пользователей.
22477. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ КОДИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ В СТАНДАРТЕ ТЕТRА ТРАНКИНГОВЫХ СЕТЕЙ 961.5 KB
  Задание Ознакомиться с общим описанием алгоритма кодирования речевого сигнала. Изучить особенности канального кодирования для различных логических каналов. Oбщее описание алгоритма кодирования речевого сигнала СЕLР Для кодирования информационного уплотнения речевых сигналов в стандарте ТЕТRА используется кодер с линейным предсказанием и многоимпульсным возбуждением от кода СЕLР Соdе Ехсited Linear Ргеdiction.