13868

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи

Эссе

Литература и библиотековедение

Анализ художественного фильма Мечтатели режиссера Б.Бертолуччи. Фильм Б.Бертолуччи неизменного классика интеллектуального европейского кино был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер находясь под впечатлением от событий 1968 года снимает сра

Русский

2013-05-19

47 KB

63 чел.

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи.

Фильм Б.Бертолуччи, неизменного классика интеллектуального европейского кино, был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер, находясь под впечатлением от событий 1968 года, снимает сразу несколько картин, среди которых «Мечтатели» и «Конформист»1. Одной из заметных особенностей лент, снятых под руководством Бертолуччи – их метафоричность, находящаяся на грани табуированных социальных тем. Словно любовь близнецов, граничащая с инцестом или подавляемая сексуальная ориентация, граничащая с безумием. Известен факт, что большинство сцен, затрагивающих сексуальные взаимоотношения главных героев – Мэттью и Тео, в фильм не попало. Создатели сочли их чересчур вызывающими. В этом существенное отличие картины Бертолуччи от романа Адэра. В этой связи некоторые актеры, рассматриваемые на роль Мэттью, отказывались из-за слишком откровенных сцен.

Тем не менее, фильмы Бертолуччи наделены особым шармом и не лишены французской эстетики, присущей фильмам начала 20-50-х гг. В этом фильме нет оригинальной музыки – все композиции взяты из других лент.

Именно эти особенности были замечены Европейской киноакадемией в 2004 год, которая наградила Еву Грин (в роли Изабеллы) призом зрительских симпатий за лучшую женскую роль, а самого Бертолуччи – призом за лучшую работу режиссера. Также, лента была номинирована на звание «Лучший европейский фильм – Франция, Италия, Великобритания». Несмотря на успех среди кинокритиков, после выхода фильма зрители неоднозначно его восприняли. В частности, в США картина получила самый жёсткий прокатный рейтинг — NC-17.

В центре сюжета – дружба, приехавшего во Францию американского студента Мэттью (Майкл Питт) и брата с сестрой –  Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин). С первых кадров фильма мы попадаем в Париж 1968 года. В год, ознаменовавшийся запуском четырех «Апполонов», «Пражской весной», убийством М.Л.Кинга и войной во Вьетнаме. Но для Франции 1968 год приобрел иное значение. В ночь с 10 на 11 мая в Париже прошли ожесточённые столкновения между студентами и полицией. Спустя 2 дня прошла 24-х часовая забастовка в поддержку студенческих выступлений. Среди сочувствующих студентам были многие именитые преподаватели Сорбонны, такие как Мишель Фуко. В стране начинается волна забастовок и к 20-му мая перерастает во всеобщую забастовку. Спустя неделю всеобщей забастовки – были начаты переговоры между правительством, предпринимателями и профсоюзами и 27 мая — во Франции подписан Гренельский протокол, предусматривавший повышение зарплат, сокращение рабочей недели и свободу профсоюзной деятельности на предприятиях. Эти события привели, в конечном счёте, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг — «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т. п. В том числе мы наблюдаем проявления этих идей в фильме. Стоит вспомнить бюсты Мао, стоящие на полочках и рассуждения одного из главных героев – Тео о революции, которую невозможно сделать при помощи «мягких» приемов: «Мао – великий режиссер с миллионами людей массовки и маленькими красными книгами в руках. Книги – не оружие, культура –  не насилие».  

В таком контексте происходит развитие сюжетной линии фильма, однако, едва ли соприкасающейся с ним. Стараясь осмыслить революционный контекст в сюжете фильма, всё глубже укореняется идея особой роли революции, помогающей раскрыть психологические мотивы поведения протагонистов. Революция – это четвертый персонаж, незримо присутствующий в доме, умах и разговорах героев. Лишь в финальных кадрах фильма этот персонаж появляется во всей своей разрушающей красоте под  известную песню Эдит Пиаф. Революция – ключевая тема. Она принимает много обличий, у неё много воплощений – политическая революция, социальная революция и сексуальная революция.

Интересно наблюдать, как эти воплощения соприкасаются и перетекают друг в друга. Сексуальная сцена на кухонном полу с участием Изабель и Мэттью под «музыкальное сопровождение» сирен, доносящихся с улиц Парижа, красноречиво и весьма метафорично ознаменовывает начало перемен. Перемешанный изобразительный ряд «Мечтателей» построен на противопоставлении переменчивого, опасного и хаотичного мира реальности, чистому и гармоничному миру старого кинематографа. Диагноз «синефилия» в запущенной форме присутствует у всех из персонажей не случайно. Кино для героев является особым видом преклонения, религии, наркотика. Кино для них – это способ сбежать от неприятной обыденности и насущных проблем. Кино для них – это проход в другой мир, где царит воображение и все желания исполняются.

Их одержимость кинематографом – особый прием, раскрывающий сущность Тео и Изабель. Тео и Иза подобны детям, которые задают вопросы, если их что-то интересует; берут, когда они чего-то хотят; плачут, когда им что-то не нравится. Чтобы в полной мере предаваться своей детскости они использовали «параллельный» мир кино, а затем, создали свой прямо у себя дома в момент отъезда родителей. Их мир был полностью придуман, инфантилен и безопасен. Они дети, которые постоянно ведут друг с другом сексуальные игры, не понимая их значение и не замечая границ с реальностью. Их отношения выходят за рамки родственных и снимают определенные табу. Тема сексуальной революции раскрывается во многих сценах, отсылающих нас к фрейдизму. Например, Мэттью испытал шок, когда увидел, что брат и сестра спят вместе полностью обнаженными и принимают вместе ванны. Еще большее удивление он испытал будучи свидетелем мастурбации Тео в качестве «штрафа» за не отгаданную сцену из фильма, которую показывала Изабель. И все сюжетные, стилистические и философские линии не смогли бы существовать без главного — бесконечно фрейдистской, шокирующей и, даже, пугающей самих персонажей, эротики. Суицидальные мотивы, комплексы, страхи, желания, запреты и виртуализация собственной жизни – всё это наполняет экранное действо сюрреалистическим восприятием их мира.

Тео и Изабель – две половинки одного человека, которые неустанно искушают и испытывают друг друга. Потрясающее сочетание детской наивности и непосредственности, граничащие с эротизмом и запретными желаниями. Мэттью замечает эту парадоксальную двойственность и обличает её, восхищаясь и негодуя одновременно. Он с ними говорит как отец с детьми в момент, когда не позволяет становиться игрушкой в руках этих детей. Словно логика взывает к воображению, словно левое полушарие ведет диалог с правым. В этом заключается их гармония, единство и взаимодополняемость.

Они из состоятельной семьи и их отец писатель, который не разделяет идеи своих детей. Весьма сложно понять, когда у жителей процветающей страны на полках стоят бюсты Мао и Ленина, а на стенах плакаты соответствующего содержания. И эти полубезумные запутанные коридоры, наполненные старыми полупризрачными книгами, ржавыми трубами и осыпающейся барочной лепниной, в которых прячется дух старой «деголевской» Франции, противопоставляющийся миру «снаружи». Где уже построены баррикады и мусора, гудят сирены и зажигаются горючие смеси. А молодые, образованные и весьма обеспеченные родителями, люди,  предпочитают своей жизни то, о чем ничего не знают, но что влечёт их своей «инакостью». Хуже, чем здесь и сейчас, быть не может – считали студенты и разукрашивали стены Парижа романтическими лозунгами той весны: La poésie est dans la rue2. В связи с этим – иллюзорными кажутся симпатии Тео в отношении революционных идей. Мэттью высказывает свои сомнения на этот счет в одном из разговоров с Тео: «Ты был бы там, на улице, вместе с демонстрантами. А не пил бы здесь дорогое вино и не рассуждал бесполезно о маоизме». В тот момент, когда булыжник разбивает их окно, покушаясь на их искусственно созданный мир, Изабель восклицает: «Улица пришла в комнату!». Это революция пришла в их жизнь. Этот кульминационный момент – момент истины: люди, которые всеми силами старались совершить побег от реальности, будучи на краю смерти, отправились на улицу к безумию реального мира. Почему так происходит? Внешний мир пугает их на столько, что для Изабель было легче совершить самоубийство, забрав «игрушки» с собой, нежели принять неизбежность происходящих изменений. До этого она четно пытается получить обещание от Тео о «вечности их отношений», понимая, что с приходом Мэттью их жизненное устройство пошатнулось. Она переживает, плачет и боится, подтверждая тем самым, что Мэттью совершает свою революцию в их умах. Иностранец давно разбил «булыжником» окно в их причудливых отношениях, которые, по его словам – «не могут так дальше продолжаться».

В финальных кадрах Тео и Изабель вопреки доводам Мэттью бросаются в пучину хаоса революции, демонстрируя свой протест и готовность меняться и менять всё вокруг. Тео пытается доказать, что он небесполезный «философ», размышляющий о маоизме, вкушая изысканное вино из отцовского погреба. Эти действия тоже мотивированы детским желанием доказать свою зрелость и готовность к действиям родителям. Тео действовал целесообразно своим внутренним протестным настроениям, а Изабель, как другая часть его –  вместе с ним.

1 «Конформист», Б.Бертолуччи, 1970 г.

2 «Поэзия на улицах!», фр., один из известных граффити мая 1968 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16444. Терроризм. Монография 507 KB
  Овчинникова Г. В. Терроризм: Серия Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе / Науч. редактор проф. Б. В. Волженкин. СПб. 1998. 36 с. Работа посвящена проблемам терроризма как уголовноправовой категории. Автор ко...
16445. Административное право. Учебник 1.79 MB
  Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3е перераб. и доп. М.: Юристъ 2002. 468 с. Вопросы курса административного права освещаются в пособии с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 1 марта 2000 г. Излагаются исходные положения и понятия одно...
16446. Криминалистика. Учебник 9.28 MB
  КРИМИНАЛИСТИКА Под редакцией доктора юридических наук профессора В.А. Образцова С современных научных позиций с учетом передового опыта работы правоохранительных органов ведущих борьбу с преступностью рассматриваются характеристики криминалистики как облас...
16447. История государственного управления России IX-XX века. Учебник 1.62 MB
  Носова Н. П. История государственного управления России IXXX вв. Содержание [1] Раздел I. Государственные учреждения и особенности государственного управления дореволюционной России [1.1] Тема 1. Государство и государственное управление...
16448. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Учебник 703 KB
  Программа спецкурса «Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией» рекомендуется для студентов юридических факультетов, институтов, а также для работников правоохранительных органов. Может быть использована при подготовке курсовых и дипломных работ, рефератов и практических занятий по курсу «Криминология». Ко всем темам спецкурса помещена основная рекомендуемая литература. В приложении к программе содержится более полный список источников
16449. Транснациональная организованная преступность, дефиниции и реальность 1.41 MB
  Дальневосточный государственный университет Юридический институт Владивостокский Центр по изучению организованной преступности ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ Дефиниции и реальность Монография ...
16450. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Учебное пособие 496 KB
  В. П. Емельянов ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ Под редакцией профессора И. С. Ноя Предисловие Научное управление всеми сферами жизнедеятельности людей с каждым годом становится все более необходимым и возможным все более дей...
16451. Учение об объекте преступления. Учебное пособие 963 KB
  Монография посвящена проблеме направленности преступных посягательств. На основе критического анализа бытующих в уголовно-правовой науке воззрений обосновывается необходимость переосмысления ее понятийного аппарата, изменения традиционных представлений о преступлении и его объекте
16452. Римское частное право. Учебное пособие 2.34 MB
  РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Учебник Под редакцией профессора И.Б. Новицкого и профессора И.С. Перетерского ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие и основные черты римского частного права 1. Историческое значение римского права. Настоящий учебник посвящен римскому частному пр