13868

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи

Эссе

Литература и библиотековедение

Анализ художественного фильма Мечтатели режиссера Б.Бертолуччи. Фильм Б.Бертолуччи неизменного классика интеллектуального европейского кино был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер находясь под впечатлением от событий 1968 года снимает сра

Русский

2013-05-19

47 KB

67 чел.

Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи.

Фильм Б.Бертолуччи, неизменного классика интеллектуального европейского кино, был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер, находясь под впечатлением от событий 1968 года, снимает сразу несколько картин, среди которых «Мечтатели» и «Конформист»1. Одной из заметных особенностей лент, снятых под руководством Бертолуччи – их метафоричность, находящаяся на грани табуированных социальных тем. Словно любовь близнецов, граничащая с инцестом или подавляемая сексуальная ориентация, граничащая с безумием. Известен факт, что большинство сцен, затрагивающих сексуальные взаимоотношения главных героев – Мэттью и Тео, в фильм не попало. Создатели сочли их чересчур вызывающими. В этом существенное отличие картины Бертолуччи от романа Адэра. В этой связи некоторые актеры, рассматриваемые на роль Мэттью, отказывались из-за слишком откровенных сцен.

Тем не менее, фильмы Бертолуччи наделены особым шармом и не лишены французской эстетики, присущей фильмам начала 20-50-х гг. В этом фильме нет оригинальной музыки – все композиции взяты из других лент.

Именно эти особенности были замечены Европейской киноакадемией в 2004 год, которая наградила Еву Грин (в роли Изабеллы) призом зрительских симпатий за лучшую женскую роль, а самого Бертолуччи – призом за лучшую работу режиссера. Также, лента была номинирована на звание «Лучший европейский фильм – Франция, Италия, Великобритания». Несмотря на успех среди кинокритиков, после выхода фильма зрители неоднозначно его восприняли. В частности, в США картина получила самый жёсткий прокатный рейтинг — NC-17.

В центре сюжета – дружба, приехавшего во Францию американского студента Мэттью (Майкл Питт) и брата с сестрой –  Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин). С первых кадров фильма мы попадаем в Париж 1968 года. В год, ознаменовавшийся запуском четырех «Апполонов», «Пражской весной», убийством М.Л.Кинга и войной во Вьетнаме. Но для Франции 1968 год приобрел иное значение. В ночь с 10 на 11 мая в Париже прошли ожесточённые столкновения между студентами и полицией. Спустя 2 дня прошла 24-х часовая забастовка в поддержку студенческих выступлений. Среди сочувствующих студентам были многие именитые преподаватели Сорбонны, такие как Мишель Фуко. В стране начинается волна забастовок и к 20-му мая перерастает во всеобщую забастовку. Спустя неделю всеобщей забастовки – были начаты переговоры между правительством, предпринимателями и профсоюзами и 27 мая — во Франции подписан Гренельский протокол, предусматривавший повышение зарплат, сокращение рабочей недели и свободу профсоюзной деятельности на предприятиях. Эти события привели, в конечном счёте, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг — «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т. п. В том числе мы наблюдаем проявления этих идей в фильме. Стоит вспомнить бюсты Мао, стоящие на полочках и рассуждения одного из главных героев – Тео о революции, которую невозможно сделать при помощи «мягких» приемов: «Мао – великий режиссер с миллионами людей массовки и маленькими красными книгами в руках. Книги – не оружие, культура –  не насилие».  

В таком контексте происходит развитие сюжетной линии фильма, однако, едва ли соприкасающейся с ним. Стараясь осмыслить революционный контекст в сюжете фильма, всё глубже укореняется идея особой роли революции, помогающей раскрыть психологические мотивы поведения протагонистов. Революция – это четвертый персонаж, незримо присутствующий в доме, умах и разговорах героев. Лишь в финальных кадрах фильма этот персонаж появляется во всей своей разрушающей красоте под  известную песню Эдит Пиаф. Революция – ключевая тема. Она принимает много обличий, у неё много воплощений – политическая революция, социальная революция и сексуальная революция.

Интересно наблюдать, как эти воплощения соприкасаются и перетекают друг в друга. Сексуальная сцена на кухонном полу с участием Изабель и Мэттью под «музыкальное сопровождение» сирен, доносящихся с улиц Парижа, красноречиво и весьма метафорично ознаменовывает начало перемен. Перемешанный изобразительный ряд «Мечтателей» построен на противопоставлении переменчивого, опасного и хаотичного мира реальности, чистому и гармоничному миру старого кинематографа. Диагноз «синефилия» в запущенной форме присутствует у всех из персонажей не случайно. Кино для героев является особым видом преклонения, религии, наркотика. Кино для них – это способ сбежать от неприятной обыденности и насущных проблем. Кино для них – это проход в другой мир, где царит воображение и все желания исполняются.

Их одержимость кинематографом – особый прием, раскрывающий сущность Тео и Изабель. Тео и Иза подобны детям, которые задают вопросы, если их что-то интересует; берут, когда они чего-то хотят; плачут, когда им что-то не нравится. Чтобы в полной мере предаваться своей детскости они использовали «параллельный» мир кино, а затем, создали свой прямо у себя дома в момент отъезда родителей. Их мир был полностью придуман, инфантилен и безопасен. Они дети, которые постоянно ведут друг с другом сексуальные игры, не понимая их значение и не замечая границ с реальностью. Их отношения выходят за рамки родственных и снимают определенные табу. Тема сексуальной революции раскрывается во многих сценах, отсылающих нас к фрейдизму. Например, Мэттью испытал шок, когда увидел, что брат и сестра спят вместе полностью обнаженными и принимают вместе ванны. Еще большее удивление он испытал будучи свидетелем мастурбации Тео в качестве «штрафа» за не отгаданную сцену из фильма, которую показывала Изабель. И все сюжетные, стилистические и философские линии не смогли бы существовать без главного — бесконечно фрейдистской, шокирующей и, даже, пугающей самих персонажей, эротики. Суицидальные мотивы, комплексы, страхи, желания, запреты и виртуализация собственной жизни – всё это наполняет экранное действо сюрреалистическим восприятием их мира.

Тео и Изабель – две половинки одного человека, которые неустанно искушают и испытывают друг друга. Потрясающее сочетание детской наивности и непосредственности, граничащие с эротизмом и запретными желаниями. Мэттью замечает эту парадоксальную двойственность и обличает её, восхищаясь и негодуя одновременно. Он с ними говорит как отец с детьми в момент, когда не позволяет становиться игрушкой в руках этих детей. Словно логика взывает к воображению, словно левое полушарие ведет диалог с правым. В этом заключается их гармония, единство и взаимодополняемость.

Они из состоятельной семьи и их отец писатель, который не разделяет идеи своих детей. Весьма сложно понять, когда у жителей процветающей страны на полках стоят бюсты Мао и Ленина, а на стенах плакаты соответствующего содержания. И эти полубезумные запутанные коридоры, наполненные старыми полупризрачными книгами, ржавыми трубами и осыпающейся барочной лепниной, в которых прячется дух старой «деголевской» Франции, противопоставляющийся миру «снаружи». Где уже построены баррикады и мусора, гудят сирены и зажигаются горючие смеси. А молодые, образованные и весьма обеспеченные родителями, люди,  предпочитают своей жизни то, о чем ничего не знают, но что влечёт их своей «инакостью». Хуже, чем здесь и сейчас, быть не может – считали студенты и разукрашивали стены Парижа романтическими лозунгами той весны: La poésie est dans la rue2. В связи с этим – иллюзорными кажутся симпатии Тео в отношении революционных идей. Мэттью высказывает свои сомнения на этот счет в одном из разговоров с Тео: «Ты был бы там, на улице, вместе с демонстрантами. А не пил бы здесь дорогое вино и не рассуждал бесполезно о маоизме». В тот момент, когда булыжник разбивает их окно, покушаясь на их искусственно созданный мир, Изабель восклицает: «Улица пришла в комнату!». Это революция пришла в их жизнь. Этот кульминационный момент – момент истины: люди, которые всеми силами старались совершить побег от реальности, будучи на краю смерти, отправились на улицу к безумию реального мира. Почему так происходит? Внешний мир пугает их на столько, что для Изабель было легче совершить самоубийство, забрав «игрушки» с собой, нежели принять неизбежность происходящих изменений. До этого она четно пытается получить обещание от Тео о «вечности их отношений», понимая, что с приходом Мэттью их жизненное устройство пошатнулось. Она переживает, плачет и боится, подтверждая тем самым, что Мэттью совершает свою революцию в их умах. Иностранец давно разбил «булыжником» окно в их причудливых отношениях, которые, по его словам – «не могут так дальше продолжаться».

В финальных кадрах Тео и Изабель вопреки доводам Мэттью бросаются в пучину хаоса революции, демонстрируя свой протест и готовность меняться и менять всё вокруг. Тео пытается доказать, что он небесполезный «философ», размышляющий о маоизме, вкушая изысканное вино из отцовского погреба. Эти действия тоже мотивированы детским желанием доказать свою зрелость и готовность к действиям родителям. Тео действовал целесообразно своим внутренним протестным настроениям, а Изабель, как другая часть его –  вместе с ним.

1 «Конформист», Б.Бертолуччи, 1970 г.

2 «Поэзия на улицах!», фр., один из известных граффити мая 1968 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42337. Чисельні методи - обєктно-орієнтований підхід 107.5 KB
  Курс Чисельні методи, як і будь-який інший, побудовано за принципом від простого до складного, тому методи, що їх розглядають у перших розділах програми, виявляються складовими частинами алгоритмів, що розглядаються на подальших етапах. Це дозволяє побудувати роботу над програмним забезпеченням так, щоби не робити дурної роботи двічі, а то і тричі. Хоча, в принципі, формально немає заборони кожен програмний проект розробляти з самого початку, аби все було правильно.
42339. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ ДИФРАКЦИИ СВЕТА НА УЗКОЙ ЩЕЛИ 150 KB
  Цель работы исследование явления дифракции света на узкой щели и определение ширины щели по ширине центрального дифракционного максимума. Описание метода измерений и экспериментальной установки Рассмотрим дифракцию плоской монохроматической волны от щели. Обозначим ширину щели а рис.
42340. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 183 KB
  Электронная теория дисперсии света дает следующую зависимость показателя преломления среды от частоты световых волн: 1 где N число молекул в единице объема среды круговая частота собственных колебаний электронов круговая частота световой волны e и m заряд и масса электрона. Дисперсией электромагнитных волн света называется зависимость показателя преломления среды n от их частоты . В данной лабораторной...
42341. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЛИНЗЫ С ПОМОЩЬЮ КОЛЕЦ НЬЮТОНА 218.5 KB
  При этом образуются интерференционные полосы имеющие форму концентрических светлых и темных колец. Условие минимума: Условие максимума: Условие возникновения темных колец выражено уравнением 2d = λk. Тогда условие образования темных колец примет вид Подставляя значение d в уравнение для получаем .
42342. Изучение явления интерференции света от двух когерентных источников в опыте Юнга 106 KB
  Параллельный световой пучок освещает тестобъект 2 который представляет собой тонкий стеклянный диск с непрозрачным покрытием на котором по кругу нанесены пары щелей с разными расстояниями между ними. Пары щелей равной ширины объединены в группы по четыре. Свет лазера проходя через пару щелей падает на экран 3 на котором и проводятся измерения ширины интерференционной полосы х. Провести пять измерений ширины интерференционных полос для каждой из пар щелей.
42344. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ ПРИ ПОМОЩИ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ 148 KB
  Приборы и оборудование: оптическая скамья осветитель дифракционная решетка держатель для дифракционной решетки экран шкала. Решетки применяемые в учебных лабораториях представляют собой обычно отпечатки таких гравированных решеток и называются репликами. Основными параметрами дифракционной решетки являются постоянная период решетки d расстояние между серединами соседних щелей и число штрихов N.
42345. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА 75 KB
  Цель работы ознакомление с методом получения и анализа плоскополяризованного света. Приборы и оборудование: источник света два поляроида фотоэлемент миллиамперметр. из естественного света можно получить плоскополяризованный свет. В данной работе для получения и исследования линейнополяризованного света применяются поляроиды.