13902

Аномия: определение, причины, характеристики

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

КУРСОВАЯ РАБОТА Аномия: определение причины характеристики Оглавление: Введение Понятие аномии ее характеристики и сущность теории аномии Основные теории аномии: Теория аномии Э. Дюркгейма Теория аномии Р. Мертона Аномия в современно...

Русский

2013-05-19

118.5 KB

161 чел.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Аномия: определение, причины, характеристики»

Оглавление:

  •  Введение
  •  Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии»
  •  Основные теории аномии:

- Теория аномии Э. Дюркгейма

- Теория аномии Р. Мертона

  •  Аномия в современном российском обществе.
  •  Заключение
  •  Список используемой литературы


Введение.

Многим людям не знакомо понятие «аномия», но если объяснить, что оно собой выражает, многие подтвердят то, что они сталкивались с этим явлением в жизни и понимают что это. Так что же такое «аномия»? В своей курсовой работе, я постараюсь разобрать все аспекты выбранной мной темы.

«Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, а вместо соответствующих традициям средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные)». Явления аномии, затрагивает практически все население, в те периоды, когда происходят различные социальные перемены и потрясения, особенно сильно процессы аномии действуют на молодежь. Существует множество трактовок понятия аномия, но наиболее значительный вклад в изучение данного вопроса внесли известные социологи Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон.

Проблема аномии в современном обществе стоит достаточно остро. Поэтому цель моей работы – определить причины, характеристики и сущность понятия социальная аномия. Задачи моей работы: изучить основные подходы к содержанию понятия «аномия», описать виды, формы аномии. Объект исследования: аномия как социологическое понятие, его сущность. Предмет исследования: понимание аномии в различных научных теориях. В своей работе я рассмотрю основные существующие теории разработанные известными учеными Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном, а так же рассмотрю исследование по проблеме аномии в современном российском обществе.

Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии».

Термин «anomos», стал известен еще в Древней Греции, он означал «безнормный», «беззаконный». Аномия у Еврипида  была символом жестокости бытия. Проявление анархии и неумеренности видел в аномии Платон. В Ветхом Завете аномия связывалась с грехом и порочностью, в Новом Завете – с беззаконием.

Знаменитый социолог и один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) также обращал свое внимание на то, что нравственные и правовые нормы не совершенны и то, что они оказывают влияние, деформируют жизнь человека. Он довольно критично относился к законодателям и государству, обвиняя их в том, что они не уважают нормы и законы, а это порождает социальную аномию.

Э. Дюркгейм (1858—1917) и Р. Мертон (1910—2000). Именно эти люди привнесли значительный вклад в то, чтобы закрепить в социологической науке понятие «аномия». В современной социологической литературе имеют место быть два по-разному пишущихся и неодинаково произносящихся термина «аномия» — anomie и anomia. Э. Дюркгейм и Р. Мертон использовали термин «anomie» для описания «состояния социальной (общественной) безнормности в применении к большим и малым общностям»1. «Современный американский социальный психолог и социолог Лео Сроул предложил понятие «anomia»,  которое восходит к его греческому произношению и обозначает состояние индивидуальной депривации (в отличие от аномии социальных систем в целом)»2. Это принципиально важное различие, ибо оно позволяет анализировать аномичные состояния с двух сторон – со стороны общностей и различных социальных групп и стороны личности. Более подробно теории Роберта Мертона и Эмиля Дюркгейма я рассмотрю в следующих главах.

В социологии имеется множество подходов к трактовке аномии. Так например известный психолог и социолог Э. Фромм рассматривая «больное общество» отмечает опасность аномии. Основная его идея заключается в том, что «главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности».

Также можно отметить и разработку Р. Маккайвера. Согласно Маккайверу, «социальная аномия — это состояние сознания, при котором чувство социальной сплоченности — движущая сила морали индивида — ослабевает или полностью разрушается»; аномия есть «разрушение чувства причастности индивида к обществу»3. Маккайвер связывает это явление с тем, что у демократического общества есть три проблемные характеристики — конфликт культур, капиталистическая конкуренция и быстрый темп социальных перемен. Основываясь на трех этих характеристиках Маккайвер обозначил три типа аномии как сознания индивиов. Он считал, что индивиды аномичны, когда в их жизни нет цели, потому что отсутствуют ценности, что приводит к столкновениям разных культур и систем ценностей. «Теряя указывающий путь в будущее — компас, они утрачивают будущее»4. Так же индивиды аномичны, когда они используют возможности и собственные силы исключительно для себя. Человек теряет моральную ориентацию в конкурентном обществе. И последний случай, когда индивиды изолированы от значимых человеческих взаимоотношений и связей, когда они утратили прежние нормы и ценностные ориентации.

В современной социологической науке «аномия трактуется как состояние, которое характеризуется отсутствием цели, самоидентичности или этических, ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация общественного сознания и поведения»5. Можно привести в пример ситуации, которые указывают на то, что в данном обществе существует явление аномми. Так, например, состояние социального беспорядка в обществе; состояние, при котором личность не осознает цель жизни («главное для нас — выжить»), потеря уверенности в завтрашнем дне, которое связано с процессами протекающими в данном обществе («мы живем только сегодняшним днем»), и многие другие. Аномия раскрывается в этом смысле как однозначно отклоняющееся состояние социальной структуры.

Следовательно, аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения.

Понятие «аномия» тесно связано с такими понятиями как «одиночество» и «ценностный вакуум». Аномия создает благоприятную почву для возникновения одиночества. Одиночество далеко не всегда совпадает с аномией, но, в некоторой степени, соединяется с ней и обнаруживает многие смысловые переходы и пограничные зоны. Ученые Т. Джонсон и У. Садлер сравнивали характеристики явлений одиночества и аномии. В результате они пришли к выводу, что одиночество – есть некий предшественник аномии, если оно не временное и эпизодическое. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что аномия является более глубоким явлением нежели одиночество.

В учебнике «Социология» В.А. Бачинина можно найти классификацию масштабов аномии в обществе. По его мнению, в зависимости от площади пространств, которые охвачены разрушительными процессами, аномия может быть двух видов: очаговая или тотальная.  Очаговая аномия, в отличие от тотальной, является неотъемлемой принадлежностью любого общества на протяжении истории существования этого общества. Очаговая аномия — это форма защиты некоторых «сфер свободы» даже в самых «закрытых» системах. В зависимости от того насколько жестким и тотальным является социальный контроль в обществе,  процессы внутри этих «сфер» протекают более интенсивно и стремительно.

Особо важную роль в защите и сохранении таких очагов выполняет гражданское общество. Одной из его наиглавнейших задач состоит в том, чтобы поддерживать их существование, защищать от уничтожения их государством. Естественно это не относится к тем сферам, где базируются криминальные и опасные для жизни и здоровья  граждан формы аномии.

Такие очаги беспорядка все-таки нужны для поддержания  жизнеспособности общества. Это можно объяснить тем, что полная однородность и абсолютная упорядоченность делает систему неустойчивой, практически неспособной бороться с внешними разрушительными воздействиями. Наличие же очагов аномии с характерными для них множествами разнообразных девиаций образует широкое пространство социальной свободы для активных действий и энергичного самоутверждения социальных субъектов. В таких сферах возникают нестандартные жизненные модели, различные свежие находки и социальные новации.


Теория аномии Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897).

Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества. Противоречие между целями и возможностями их удовлетворения – основное условие возникновения аномии. Индивид ощущает свое неопределенное положение в обществе и теряет связь с социальной группой, а затем и с обществом. Это приводит к росту возможности возникновения отклоняющегося, саморазрушительного поведения.

Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае «общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее»6.

Значительную роль в изучении аномии сыграла одна из самых известных работ Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд». Это произведение посвящено исследованию процесса суицида.

В этом исследовании Дюркгейм вскрыл социально-психологические причины самоубийств. Суицид совершенно уникальное и особое явление. Совершить его способны только люди. Дюркгейм описывает факторы внесоциального характера, которые способны оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: «психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания»7.

Анализируя статистические данные Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д. Из этого можно сделать вывод, что основным фактором самоубийств является, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности своей жизни и принятию решения совершить суицид. Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство. Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.

Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность»8. К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме - самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно»9. Такую ситуацию довольно часто можно наблюдать в переходные периоды, в различные эпохи реформ и социальных катаклизмов. Старым нормы, к которым привыкло общество, научилось им следовать, перестают существовать, а новые нормы еще как следует не закрепились. В подобной ситуации появляется ощущение, что ты находишься в неком «нормативном вакууме» и теряешь социальную ориентацию.

Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной.

Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.


Теория аномии Р. Мертона.

По стопам Эмиля Дюркгейма пошел и известный социолог Роберт Мертон, который так же посвятил некоторые свои работы изучению и дополнению, уже существующей, теории «аномии». Мертоном была разработана своя аномическая концепция девиации. Он считал, что основной причиной возникновения девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью средств для достижения этих целей10. Мертон выделяет два особо важных элемента социальной структуры. Первый элемент – это намерения и интересы, которые определяются культурой данного общества. Они являются «законными» целями - приемлемыми для данного общества и одобряемыми ими. Второй элемент регулирует  средства достижения этих целей11. «Моя главная гипотеза, — утверждает он, — как раз в том и заключается, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремления  и социально структурированными средствами их реализации»12.

Основываясь на своей гипотезе Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям.

Конформность. 

Конформность, в некотором роде, — единственный тип поведения, который не является отклоняющимся. От того, как сильно конформный тип поведения распространен в обществе зависит социальный порядок - устойчивость и стабильность социального развития.  Когда большая группа людей ориентирована на принятые всеми культурные ценности, это означает, что эта группа есть единое общество.

Инновация. 

Этот тип поведение возникает в том случае, когда  индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, но он считает что те средства достижения этих целей, которые существуют и доступны для него, неэффективны. Они не позволяют ему достичь желаемого в той мере, в какой ему этого хочется. Человек способен пойти на риск, обойти социальные нормы и применить для достижения цели некоторые запрещенные методы.

Стоит также отметить, что речь идет только об откровенно криминальных, переступающих закон, проявлениях поведения. Например, случаи, когда в своем стремлении к богатству и обогащению, человек не гнушается таких криминальных способов, как убийство, насилие. Примеры инновационного типа поведения в особенности можно наблюдать в сфере предпринимательства. Здесь границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты13. «Вынужденно частное, а нередко и публичное восхищение "хитрыми, умными и успешными" людьми является продуктом культуры, в которой "священная" цель фактически объявляет священными и средства»14. В своей работе Роберт Мертон проводит интересный анализ противоречий такого типа в различных соц. слоях населения. Например, он считает, что многие  законопослушные, пользующиеся уважением, граждане иногда обходят закон, если они уверены в том, что об этом никому никогда не будет известно или хотя бы трудно будет доказать факт того, что это нарушение было. «Изучение 1700 представителей среднего класса показало, что в число совершивших зарегистрированные преступления вошли и "вполне уважаемые" члены общества. 99% опрошенных подтвердили, что совершили как минимум одно из сорока девяти нарушений уголовного законодательства штата Нью-Йорк, каждое из которых было достаточно серьезно для того, чтобы получить срок заключения не менее одного года»15 .

Так же существует множество примеров ситуаций, когда чьи-то действия следует рассматривать как девиантные, но они направлены на достижение общего блага. Но, иногда те кто совершают такие действия, применяют недопустимые, недозволенные средства.

Ритуализм.

Этот тип, по мнению Роберта Мертона, «предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены»16. Другими словами, человек может отказаться от своих целей и возможностей, если они приходят в противоречие для него. В данной ситуации, он предпочтет не отклонятся от соблюдения институциональных норм в пользу своих целей. В некотором смысле, ритуализм – это позиция очень осторожного человека. Характеризуется она тем, что человек боится подвергнутся социальным негативным санкциями и стремится во что бы то ни стало их избежать. Во-вторых, человек старается избежать различных неудач, опасностей, а в-третьих, он сильно привязан к уже устоявшимся институциональным нормам.

Из всего этого можно сделать некоторый вывод о том, что ритуализм в чем-то противоположен инновации.  Если же инновация склонностью к рискованности, человек может решиться на то, чтобы нарушить существующие нормы, когда они являются препятствием на пути к их цели.

Ретритизм. 

Этому типу девиации характерно стремление к уходу от действительности, к отчуждению. Для людей с такой ориентацией не приемлемы те социальные цели, которые доминируют в сознании людей, и социально одобряемые средства их достижения.
Таких людей называют «не от мира сего». Это отшельники, мечтатели, поэты. По статистике количество таких индивидов не может быть велико в обществе.

В традиционных обществах, в эпоху когда преимущественно господствовали религиозные верования, бывали случаи когда мужчины и женщины добровольно уходили от мира в монастыри. Они принимали постриг, накладывали на себя обет безбрачия, отказывались от множества земных благ. Такое благородное самопожертвование вызывало уважение, но все - таки  примером для массового подражания стать не могло, потому что в таком случае прекратилось бы существование самого общества. Ситуация когда люди уходили в монастырь и в ту эпоху был девиантным, то есть отклоняющимся.

Примеры проявления массового ретритизма можно найти и в современной истории, так например во второй половине ХХ века в Америке и в Европе зародилось движение «хиппи». В деятельности этого движения достаточно ярко были выражены черты ретритизма.

Мятеж. 

В обществах, которые находятся в состоянии глубокого кризиса и на грани переломов такой тип девиации как мятеж распространен наиболее широко. Мятеж представляет собой активный отказ от приспособления к нормам жизни, которые действуют в данный период времени. По определению Роберта Мертона, «мятеж представляет собой переходную реакцию, выражающуюся стремлением институционализировать во всем обществе, включая тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые ели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться ним»17.

Мятеж, как кажется, встречается не очень часто, в тех обществах, которые находятся в достаточно стабильном положении. А вот в периоды различных социальных реформ и перемен этот тип поведения становится более массовым, но длиться не долго. В случае успешного установления новых реформ, различных норм и прочих новых соц. институтов, их сторонники, чьи взгляды в корне расходились с господствующими, уже не являются девиантными, потому что теперь их действия являются «нормальными». Если же эти социальные перемены потерпели неудачу и не прижились в обществе, то те члены общества, которые примкнули вначале к сторонникам этих новых реформ, возвращаются к старым социальным нормам.


Аномия в современном российском обществе.

Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения населения является одной из наиболее опасных социальных явлений в современном российском обществе.

Автором статьи, И.В. Староверовой, проведено эмпирическое исследование по данной проблематике.

Характерные девиации сознания и поведения молодежи показывает и официальная статистика.

Статистика указывает на то, что все большие масштабы приобретает массовое отклоняющееся поведение молодого поколения. Не смотря на то, что доля совершенных молодыми людьми преступлений уменьшилась в 5-10 раз в общем зачете совершенных по стране преступлений, рост подростковой преступности все равно увеличивался.

«Уровень наркомании вырос в 15 - 17 раз, число венерических заболеваний среди подростков 14 - 15 лет увеличилось в 45 - 50 раз, увеличивается проституция среди несовершеннолетних. Социальные психологи предоставили статистические данные о том, что, государственные органы, при всем их нежелании заводить дела, готовят сейчас в 6 - 7 раз больше материалов о лишении родительских прав, чем это было в начале либеральных реформ»18. Сейчас более миллиона несовершеннолетних доставляют в правоохранительные органы, из этого числа приблизительно половина доставляется с формулировкой "за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка", что указывает, на присутствие девиантного поведения среди молодежи. Возрастает число беспризорных и безнадзорных детей, что приводит к  таким последствиям как, увеличивающийся, с каждым днем, уровень тяжких и особо тяжких преступлений, которые совершают подростки. Изменилась и  структура сроков заключения осужденных  несовершеннолетних: вопреки тому, что наказания за преступления совершенные несовершеннолетними должны быть смягчены,  наблюдается факт ужесточения наказаний применяемых к несовершеннолетним преступникам. Это отражает то, насколько все-таки тяжки деяния совершенные ими.

Все это говорит о том, что проблемы отклоняющегося поведения молодежи не могут быть решены только юридическими и правоохранительными мерами. Это напоминает нам о тяжких последствиях для воспитания российской молодежи, о том, что до сих пор не изжиты ошибки радикально-либерального развала страны.

Традиционная мораль и нравственность – вот те базовые элементы на которых основывалась отечественная система формирования сознания и поведения молодежи. Обучение и воспитание были едины. Ребенка обучали основам фундаментальных наук, их сочетали с опытом, применения их на практике. Реализации помогал опыт прошлого и настоящего с ориентацией на будущее.

В связи с этим, следует так же отметить то, насколько деструктивным оказался шквал осквернения отечественной истории в период конца 80-х годов, который обрушился на российскую среднюю и высшую школу. Он до сих пор продолжает извращать подлинную картину развития страны, а так же оказывать непосредственное влияние на само мировоззрение молодого поколения. Современные учебники и книги теперь же преподносят образы советской эпохи, которое основывалось на патриотизме и цивилизационно-социальных и правовых ценностей, в негативной манере, очерняя отечественную историю. В связи с этим и образуется дезориентированное молодое поколение. Деструктивное воздействие этой практики сочеталось с другими либеральными инициативами, которые действовали совместно. «Так, в начале 1990-х годов в учебные заведения нахлынула волна социологических и социопсихологических анкет сексуальной направленности»19. Данные анкеты были ориентированы на то чтобы вызвать  у учащейся молодежи нездоровый интерес. «Клубничные» газеты и журналы, выпускающиеся многочисленным тиражом, телевизионные передачи, которые далеко отходили от традиционных моральных норм, порнофильмы, которые находились в свободном доступе – все это, безусловно, послужило причиной расцвета педофилии в России, проституции среди несовершеннолетних, развития аморальности среди молодежи. К этому надо добавить дурное влияние на молодежное сознание иррациональных концепций, которые были внедрены в нашей стране. О том разрушительном влиянии, которое оказывают все эти явления на процессы социализации подрастающего поколения уже давно известно и это давно доказано зарубежными социологами, но по непонятным причинам проигнорировано российскими властям.

Все это повлияло на разрушение ценностных ориентиров российской молодежи, которые основывались ранее на патриотизме, культурных интересах, нормах морали и нравственности.

В процессе социализации молодого поколения в доперестроичные времена одну из центральных ролей выполняли комсомольская и пионерская организации, многочисленные объединения по интересам. Не смотря на то, что они были ограничены идеологическими рамками, они формировали здоровые досуг молодого человека, и обеспечивали его кадрами и средствами. С фактическим уничтожением этих форм самодеятельности уже на первом этапе либерализации общества значительная часть детей и молодежи перешла, в так называемые, "субкультурные ниши", не всегда носящие позитивную окраску. Еще в начале 90-ых годов 20 века появились тревожные публикации о том, что повседневная российская реальность неуклонно подтверждает, что в стране уже третье десятилетие рождаются "потерянные поколения" молодых граждан. Первое из них, повзрослев, так и не выбралось из состояния "потерянности", оно превратилось в поколение 35 - 45-летнихю. Представители этого поколения на ином возрастном уровне воспроизвели свою

Жизненные позиции российских студентов (в % к числу опрошенных)*

Ответы, выражающие "согласие"  

1997

1999

2007

В  нашей  стране  столько  неясного,  что такому  человеку,  как  я,  трудно  в  ней разобраться.

73,4

81,9

83,2

Сегодня  кажется,  что  все  в  жизни обесценивается.

73,5

73,7

80,8

Все  живут  сегодняшним  днем  и  не заботятся о будущем

51,4

64,8

79,7

Ни в ком нельзя быть уверенным  

57

57,8

60,5

Сейчас,  когда  будущее  неясно,  вряд  ли  стоит рожать детей.

40

43,4

55,4

*Источник: В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс. Молодежь в обществе риска. М., 2001. С. 192. За 2007 г. - данные авторского опроса московских студентов.

социально-политическую незрелость, общественную неорганизованность и неприкаянность. Второе поколение, а именно группа нынешних 25 - 34 летних россиян, почти полностью повторило эти же черты социального инфантилизма. Некоторые из них усвоили нравственные  нормы рыночного, направленного на достижение экономического благополучия общества. Большая же часть пытается сегодня восполнить свою невостребованность неумеренным пьянством, неорганизованностью, хулиганством. Между тем нарождающееся третье "потерянное" поколение молодежи в сегодняшней России находится в состоянии хаоса (не считая небольших групп людей, которые знают, чего они хотят для себя. Но их карьерные устремления направлены не на благо России). Это третье «постперестроечное» поколение российской молодежи значительно отличается от двух первых выраженным ростом в нем революционных настроений, с одной стороны, экстремистских и даже фашистских – с другой.

Это подтверждается данными социологических исследований.

(Ответы на вопрос "Согласны ли Вы с тем, что... " - варианты жизненных позиций см. таблицу )

В данный момент необходимо обратить внимание на то, что отличительной чертой третьего поколения молодежи под воздействием либерализации общества является высокий уровень девиантного и деликвентного поведения. «Частными случаями девиантного поведения являются, с одной стороны, алкоголизм и наркомания, сексуальная разнузданность и сектантство, с другой, - экстремизм, фашизм, черносотенность, ксенофобия и др.»20 Все чаще в современной России девиантное поведение принимает черты антисоциального. «В России в организованную преступность вовлечено не менее 6 млн. человек, из них 1/5 действует активно, более 4/5 таких "активистов" - из "потерянных поколений", 1/3 - молодежь; еще больше молодых в неорганизованной, спонтанной преступности. Примерно такова же структура 20 млн. российских алкоголиков, а из 4 млн. наркоманов - большинство молодежь»21.

Правосознание и правоповедение нынешней российской молодежи имеет неуклонную тенденцию к дальнейшему ухудшению. Основная причина этого - несбывшиеся надежды на коренное улучшение уровня, качества и образа жизни в стране в целом и молодежи в том числе.  Одной из главных причин этого является и то, что в современной социальной политике в целом, в частности в молодежном ее разделе, преобладают не нацеленные на будущее установки и популизм, отсутствует системность, которая бы исходила из подтвержденных наукой потребностей формирования правовой культуры населения страны, молодежи, в первую очередь.  

 


Заключение.

В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторый итог. «Аномия – это состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей в значительной степени выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества». Общие нравственные предписания ослабевают или утрачиваются вовсе, а некоторое количество людей в этом обществе отказывается следовать существующим нормам.

Явление аномии – это важнейший социальный феномен, который требует серьезного внимания и изучения. Необходимо пристально следить за этим состоянием общества. Социальный хаос, состояние смятения и неясности, апатичности и безразличности ко всему происходящему – есть деструктивные явления. Это болезненное состояние общества, которое несовместимо с его поступательным движением. Оно способно незаметно, но действительно развалить любую программу преобразований.

Именно поэтому изучение данной проблемы крайне необходимо сейчас, в период, когда некоторая стабильность в обществе нарушена и человеческое сознание все больше и чаще сталкивается с процессами аномии.


Список используемой литературы:

  1.  Дюркгейм Э. О разделение общественного труда. - М., 1996 г., 360 с.
  2.  Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М., 1994 г.
  3.  Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003 г. 430 с.
  4.  Мертон Р. Социальная структура и социальная аномия // Социологические исследования. 1992. №2
  5.  Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории. М., 1966 г., 309 с.
  6.  Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. - М.: Университетская книга, Логос, 2008, с. 63-75, 189-192.
  7.  Староверова И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11. С. 107-117.
  8.  Тезаурус социологии [под ред. Тощенко Ж.Т.] - М.: Юнити, 2009 г. С. 161-166.
  9.  Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек // Социальная аномия. М.:  "Гардарики", 2001

1 Тезаурус социологии [под ред. Ж.Т. Тощенко]. М., 2009. С. 161.

2 Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / М., Логос, 2008, С. 189-192.

3 Тезаурус социологии [под ред. Ж.Т. Тощенко]. М., 2009. С. 163.

4 Там же.

5 Тезаурус социологии [под ред. Ж.Т. Тощенко]. М., 2009. С.164.

6 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. С. 238.

7 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

8 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

9 http://www.gramotey.com/?open_file=1269052822#TOC_id1389971

10 Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. СПб., 2003. С. 270.

11 Мертон Р. Социальная структура и социальная аномия // Социологические исследования. 1992. №2 С. 118-119.

12 Там же. С. 120.

13 Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. СПб., 2003. С. 272.

14 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. С. 105.

15 Там же. С. 107.

16 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. С. 110.

17 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. С. 112.

18 И. В. Староверова Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11

19 И. В. Староверова Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11

20 И. В. Староверова Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11

21 Там же.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39679. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМАХ 113.5 KB
  Структура знаний намного сложнее структуры информации. Потоки информации циркулирующие в обществе обслуживают различные социальные образования социальные институты организации группы и др. Или иначе массовая информация является видом социальной информации которым пользуется большая по величине масса людей как на этапе ее производства как и на этапах распространения и потребления. Массовая коммуникация как вид социальной коммуникации представляет собой процесс распространения массовой информации.
39680. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ 39 KB
  ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ Для эффективной организации этой работы необходимо: ü осуществление всех мероприятий мониторинга в комплексе; ü сочетание мониторинга с другими методами сбора данных; ü учет правовых аспектов свободы средств массовой информации; ü учет точек критического состояния массовой аудитории при проведении мониторинга определение пороговых величин значений социальных индикаторов; ü учет обратных связей возникающих в процессе мониторинга. На первом этапе ставятся задачи связанные...
39681. КОММУНИКАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 57.5 KB
  Различие состоит в том что основной функцией PR является управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации. На отдельных предприятиях для внутренней коммуникации имеются замкнутые системы радиовещания и телевидения. Результативность коммуникации складывается из многих компонентов. Она зависит и от выбора слов и речевых образцов принятых в деловой сфере коммуникации и от правильная ориентация на тип коммуникации межличностной внутригрупповой или массовой.
39682. Коммуникаторы и коммуниканты как субъекты коммуникации 63.5 KB
  Исходным понятием для изучения коммуникативной личности понятие личность. Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы обоснования социально значимых признаков личности. Социологическая концепция личности сформировалась в конке 19 в начале 20 века. В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса формирования личности различаются подходов в исследовании личности.
39683. АУДИТОРИЯ И КОММУНИКАЦИЯ 28 KB
  Информация пронизывает весь процесс управления все его стадии. В такой системе обратная связь проявляется как реакция на управленческое действие которое осуществляет субъект управления в виде системы информации о состоянии управляемого объекта и его изменении в соответствии с заданной программой. Наличие такой обратной связи позволяет корректировать управленческие действия в процессе управления социальным развитием. Таким способом через обратную связь объект управления воздействует на субъект управления и оперативно оценивается...
39684. Основные этапы развития отечественной отоларингологии 347.5 KB
  Конец эпохи средневековья и период Возрождения характеризуются заметным прогрессом в медицине и прежде всего в развитии анатомии человека в том числе и анатомии уха носа и горла. К первым отечественным руководствам по болезням уха носа и горла следует отнести соответствующий раздел капитального труда по хирургии выдержавшего с 1807 по 1823 г. описана операция на лобных пазухах носа. Основой объединения болезней уха носа и горла в специальную дисциплину явилось анатомотопографическое единство этих органов их тесная физиологическая и...
39685. Проектирование технологических процессов 1.21 MB
  Задачами технологического проектирования являются определение условий изготовления изделий определение типа производства видов исходных заготовок проектирование технологического маршрута обработки выявление необходимых средств производства и порядка их применения определение себестоимости и трудоемкости изготовления изделий определение исходных данных для календарного планирования для организации технического контроля определение состава рабочей силы. Руководящая информация включает: стандарты устанавливающие требования к...
39686. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ 70 KB
  Общие принципы технической подготовки производства Рациональная организация производственного процесса невозможна без проведения тщательной технической подготовки производства. Техническая подготовка производства включает в себя следующее. 1 Конструкторскую подготовку производства.
39687. Расчетный метод определения точности 465 KB
  Блоксхема факторов влияющих на качество обрабатываемой заготовки на настроенном станке в общем виде представлена на рис. К числу первичных погрешностей обработки относятся: погрешность установки заготовки; погрешность от упругих деформаций технологической системы; погрешность настройки станка; погрешность от износа режущего инструмента; погрешность изза геометрической неточности станка и изготовления режущего инструмента; погрешность изза температурных деформаций системы; погрешность изза остаточных напряжений в заготовке....