13903

Республика Шкид. Глупость под лупой

Эссе

Обществознание

Эссе Республика Шкид. Глупость под лупой Один день содержит 24 часа или 1440 минут. Сколько необходимо человеку для того чтобы совершить глупость И главное почему человек ее делает как так получается А что происходит после ее совершения Под ненаучным термином г

Русский

2013-05-19

30.5 KB

3 чел.

Эссе «Республика Шкид.

Глупость под лупой»

Один день содержит 24 часа, или 1440 минут. Сколько необходимо человеку для того, чтобы совершить глупость? И главное - почему человек ее делает, как так получается? А что происходит после ее совершения? Под ненаучным термином «глупость» примем необдуманный, спонтанный поступок, который приведет к серьезным негативным последствиям. Пожалуй,  минуты для подобного будет вполне достаточно.  Таким образом, каждый день предоставляет тысячу возможностей каждому человеку творить разного рода разрушения для себя и общества.

Два героя повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид» в один прекрасный весенний день совершили разрушение в прямом смысле этого слова – разбили все стекла в прачечной, кидая кирпичный щебень с соседней крыши.

Наше внимание должен привлечь «background» ситуации. Здесь в самом деле есть о чем поговорить.

Для начала опишем обстановку, в которой ребята находятся. «Солнечные зайчики бегали по стенам. В открытое окно врывался и будоражил молодые сердца шум весенней улицы. Сидеть в четырех стенах было просто невозможно. … На дворе было хорошо, но сламщикам хотелось уйти от шума,  где-нибудь полежать и поговорить … Товарищи легли на скате… Минут пять лежали молча, не шевелясь. Умильно улыбались и, как котята, жмурились на солнце.» Обстановка «ничегонеделания», «ниочемнедумывания» - как раз такая, при которой в условии наличия какого-нибудь «знаменательного» предмета у индивида легко формируется «полевое поведение», описанное в работах К.Левина и Б.В.Зейгарник.

В ситуации «полевого поведения» субъект дает ряд импульсивных ответов на стимулы окружающей среды (в отличие от деятельности, здесь ориентир не цель, а объект).

Любопытным примером доказывающим необходимость отсутствия цели у субъекта для формирования «полевого поведения» может послужить видеоролик, распространенный в сети, где две команды – в белом и черном -играют в волейбол. Зрителю дается задача – посчитать количество пасов, сделанных командой в белом. В результате,  увлеченный подсчетом перебросов мяча испытуемый не замечает появление на площадке человека в черном костюме медведя. Очевидный вывод: занятый какой-либо деятельностью, ориентированный на какую-либо цель человек скорее всего не обратит внимание не только на неприметный предмет, способный вызвать «полевое поведение», но даже на необычную, выдающуюся деталь происходящего.

Итак, первым проявлением спонтанных действий, после фразы: «-Ну нет … я бы не согласился лежать все время. В такой день побузить хочется – руки размять» - является драка между Сашкой и Ленькой.

Эта «буза ради бузы», «драка ради драки» вряд ли вызовет у какого-либо читателя удивление или непонимание. «Это же мальчики!» - воскликнет, пожалуй, каждый, кого спросят об «адекватности» ситуации.  Но в самом деле, почему реакция будет именно такой?

С одной стороны, большую роль здесь играет биологический фактор. Действительно, мужской половой гормон (тестостерон) и, соответственно,  женский(эстроген) присутствуют в организме зародыша в большом количестве уже начиная с 6 месяцев (Durkin, 1995), и, очевидно, имеют большое значение в биохимических процессах, протекающих в организме на протяжении всей жизни и регулирующих самочувствие и потребности.

С другой стороны, нельзя забывать и о социальной составляющей. Рассмотрим, к примеру, теорию гендерных схем, выдвинутую Мартином и Халверсоном (1987) . Согласно этой концепции, приблизительно к 8 годам ребенка полностью оформляется система убеждений относительно каждого пола. Велика вероятность, что идея о необходимости проявления силы не только как средства защиты/нападения, но и элемента игры прочно «засела» в этих гендерных схемах. Отметим также, что возраст героев уже достаточно большой – 12-14 лет. Следовательно, говоря словами Колберга, они уже очень давно вошли в период, характеризующийся гендерным постоянством (с 6-7 лет). Они понимают, что пол не изменяется сам по себе ни во времени, ни в зависимости от ситуации. Они уже давно идентифицирует себя как личностей, относящихся к мужской половине человечества и рассуждают следующим образом: «Я мальчик; поэтому я хочу делать то, что делают мальчики; поэтому возможность вести себя по-мальчишески… сама по себе вознаграждение»

К тому же необходимо сказать пару слов о социальном окружении героев.  «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» - приют для беспризорных детей, мальчишек. С точки зрения теории социального научения (Bandura, 1977, 1986), это обстоятельство чрезвычайно важно. Во-первых, «научение через наблюдение» будет проходить более интенсивно, так как мальчики постоянно живут в мужском обществе, видят его изнутри.  Во-вторых, «прямое научение» будет принимать более серьезные формы. Сильнее будет проявляться и положительное подкрепление соответствующего гендерному стереотипу поведения, и отрицательное – несоответствующего. Причем гендерный стереотип поведения может меняться во времени. Вспомним главу «Шкида влюбляется», где рассказывается о переживаниях Янкеля, его непонимании ситуации: когда он был младше его засмеяли за дружбу с девочкой, дали понять, что прогнать ее – геройство, а теперь уже дружба считалась геройством и наличие девушки – показателем мужественности. В итоге Янкель не выдерживает давления со стороны сверстников и в этот раз, начинает встречаться с девочкой, не особенно ему нравившейся.

Вернемся к сюжету. «Лежать уже не хотелось… Меланхоличность Сашки сошла на нет и он уже отплясывал гопака по дряблой крыше флигеля. Под ногу ему подвернулся камень» - описание «полевого поведения» в чистом виде. «Сашка схватил его и, размахнувшись, пустил в небо…»

Дальнейшие действия кажутся мне достойными пера Э.Берна.
« Острый камень со свистом проделал параболу, скрылся из глаз и упал где-то далеко, на чужом дворе.
- Смачно! – воскликнул Ленька и принялся искать камень, чтобы не ударить лицом в грязь. Камня на крыше не оказалось, и Ленька полез через слуховое окно на чердак. Через минуту он вернулся с полным подолом красного кирпичного щебня.
- А ну-ка?! – Черная точка взлетела к небу и погасла. За ней другая…»

Затем, решив, что» так кидаться не интересно» и «надо цель найти», воспитанники выбивают стекла в соседнем здании.

Зачем? Неужели «полевое поведение» во всем виновно? Слабо вериться, что  ребята еще не включили головы. Скорее остановиться помешал страх предстать в невыгодном свете перед товарищем («упасть лицом в грязь») – оказаться «трусом», «сопляком», да и просто не подтвердить свою меткость. Это было некого рода состязание, игра «кто кого?»

«-Ну как? – глупо спросил Ленька.
-Дурак! – буркнул Сашка, заглядывая вниз.»

Окончательно опомнились они только когда в окнах прачечной не осталось ни одного стекла. Свойственно же человеческой натуре доделывать все до конца – существует «эффект незавершенного действия». Если его прерывают, или он сам прерывается, как правило, он помнит о незаконченном – это подтверждают опыты, проводимые М.Овсянкиной.

Психолог  в чем-то очень похож на адвоката. Практически при любом раскладе он сможет найти оправдание тому, с кем имеет дело.  Более сложная задача стоит перед педагогом и родителем .  Им, в отличие от психолога, необходимо не просто трактовать поведение ребенка, но еще и «правильно» на него реагировать.

Хотя «Республика Шкид» - приют, и говорить здесь о влиянии родителей на жизнь подростков неправомерно, мы можем спроецировать стили воспитания, которые применяют родители (Hoffman 1970), на данную ситуацию. Хоффман выделяет три стиля: индукция (объяснение того, почему данное действие неправильно, со специальным подчеркиванием его эффекта для других людей) применение власти (шлепки, лишение привилегий, грубые слова), отказ в любви (лишение внимания).

Роль родителя в этом заведении принадлежит Виниксору – директору, представленному автором человеком внимательным и справедливым. Нетрудно догадаться, что чаще всего этот педагог использует методы, относящиеся к индукции. Примеры этому : прощение воспитанников при массовой краже табака, а также помощь в организации кружка по политграмоте, когда ребята организовывали подпольный.

Что движет Ленькой и Санькой, когда они решают признаться этому человеку в проступке? Конечно, важно то, какие в прошлом поступки в отношении шкидцев были совершены Виниксором. Его доброта, его открытость и при этом соблюдение необходимой для педагога дистанции позволили добиться большого авторитета среди подростков. Стиль воспитания заставлял детей почувствовать «взрослую» ответственность за свои поступки. Поэтому в данном случае мальчикам стыдно перед самим директором. Он к ним – как к взрослым. Они к нему – как дети. Дисбаланс. Некрасиво.

Справедливость этой точки зрения подтверждают анализы работ, изучавших влияние стиля воспитания на моральное развитие детей (Brody&Shaffer, 1982). Действительно, индукция показала ошеломляющую эффективность. Приблизительно в 86% случаев происходило улучшение моральных качеств ребенка.

Второй момент – тяжесть вины, ощущение ее «незакрытости», возможно -  страх перед неизвестностью наказания ( но это скорее побочно). Преступник сам желает искупить вину или, по крайней мере, как можно скорее узнать способ искупления. С этим вопросом лучше всего обратиться к русскому классику, писателю Ф.М.Достоевскому. который рассмотрел этот вопрос во всей его сложности на примере Раскольникова в романе, чье название носит анализируемая нами глава повести.

Реакция Виниксора, методы воспитания, которые он применил в этом случае, не будут предметом нашего разговора. Самое важное уже вынесено: ребята, совершившие поступок асоциальный, раскаялись и, к сожалению или к счастью, получили сполна.

Выводы, которые можно сделать из этой истории просты и поучительны, особенно для самих виновников этого разговора: не давайте волю полевому поведению, не впадайте в «слепое» следование своей социальной роли и не убирайте далеко аналитическое мышление.


А вот в этой работе хороший пример, когда автор сфокусировался практически на одном эпизоде, зато дал действительно убедительный и полный анализ, показывающий, что в теории поля он действительно хорошо разобрался, и другие аргументы тоже по основной проблеме


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43505. Состояние психологической готовности ребенка к школе 355.5 KB
  Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического социального и психического развития ребенка.
43506. Теория телетрафика 276.5 KB
  Как видно из расчетов, величина расчетной нагрузки возрастает с увеличением математического ожидания, но зависимость эта не линейна. С увеличением значения нагрузки, относительное отклонение расчетной нагрузки от ее математического ожидания уменьшается.
43507. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ 66 KB
  Последовательность выполнения работы Разработку курсового задания рекомендуется проводить в следующей последовательности: математическая формулировка задачи; выбор численного метода ее решения; построение схемы алгоритма решения задачи; разработка программы; проведение испытаний отладка программы; анализ результатов счета; оформление расчетнопояснительной записки. Указания к оформлению расчетнопояснительной записки Отчет по работе оформляется в виде расчетнопояснительной записки которая должна содержать следующие черты: титульный лист;...
43509. СОЗДАНИЕ МАРКШЕЙДЕРСКОГО–ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ В МАСШТАБЕ 1:2000 ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ 39.5 KB
  Высоты пунктов съемочного обоснования определить методом технического или спутникового нивелирования. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Топографическая карта растр масштаба 1:100 000 с нанесенными на ней: территория горнодобывающего предприятия; пункты исходного геодезического обоснования ГГС: полигонометрия или триангуляция 4 класса точности с отметками определенными из нивелирования III класса все доступные на исходной топографической карте. Проект опорного планововысотного обоснования.
43510. Финансирование энергосберегающих проектов предприятий электроэнергетики за счёт собственных средств 313 KB
  Ухта мощностью 150 Гкал ч объект: Ухтинские тепловые сети; 2 Реконструкция теплоснабжения поселка Бельгоп г.Ухта объект: Ухтинские тепловые сети; 3 Оснащение дутьевых вентиляторов котлоагрегатов частотными приводами объект: Сосногорская ТЭЦ; 4 Внедрение системы непрерывной очистки трубокконденсаторов шарикоочистка с эластичными шариками объект: Сосногорская ТЭЦ; 5 Оснащение насосного оборудования центральных тепловых пунктов частотными приводами объект: Сосногорская ТЭЦ; 6 Подача тепла на теплофикационную установку...
43511. Внутренний аудит процесса «Управление записями в отделе сервисного обслуживания» на ЗАО «Компания Новгородский Завод ГАРО» 882 KB
  Основным процессом поставщиком для данного процесса является «Оформление и предоставление актов работ», в ходе которого инженеры, совместно с потребителями продукции ГАРО, составляют акты о проведенных работах, а секретарь ОС ведет реестр актов работ и является ответственным за хранение записей и предоставление их для дальнейшего использования.
43512. Анализ технико-экономического показателей работы промышленного предприятия 755.5 KB
  Одним из важнейших разделов анализа работы предприятия является анализ трудовых ресурсов. Его цель - в выявлении резервов роста производительности труда, улучшении нормирования, организации и условий труда, снижении себестоимости продукции, то есть важнейших технико-экономических показателей.
43513. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН И АНТЕННО-ФИДЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА 264.5 KB
  Технические требования на проектируемую антенну номер канала дБ коэффициент усиления бортовой передающей антенны дБВт уровень мощности на входе малошумящего приемного устройства м протяженность радиолинии ИСЗ Земля модуль характеризующий потери в атмосфере Земли. С тех пор двойные зеркальные телескопы носят название телескопов Кассегрена и это название было распространено на антенны с аналогичным принципом конструкции зеркал. Антенны Кассегрена в настоящее время являются широко...