13903

Республика Шкид. Глупость под лупой

Эссе

Обществознание

Эссе Республика Шкид. Глупость под лупой Один день содержит 24 часа или 1440 минут. Сколько необходимо человеку для того чтобы совершить глупость И главное почему человек ее делает как так получается А что происходит после ее совершения Под ненаучным термином г

Русский

2013-05-19

30.5 KB

3 чел.

Эссе «Республика Шкид.

Глупость под лупой»

Один день содержит 24 часа, или 1440 минут. Сколько необходимо человеку для того, чтобы совершить глупость? И главное - почему человек ее делает, как так получается? А что происходит после ее совершения? Под ненаучным термином «глупость» примем необдуманный, спонтанный поступок, который приведет к серьезным негативным последствиям. Пожалуй,  минуты для подобного будет вполне достаточно.  Таким образом, каждый день предоставляет тысячу возможностей каждому человеку творить разного рода разрушения для себя и общества.

Два героя повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид» в один прекрасный весенний день совершили разрушение в прямом смысле этого слова – разбили все стекла в прачечной, кидая кирпичный щебень с соседней крыши.

Наше внимание должен привлечь «background» ситуации. Здесь в самом деле есть о чем поговорить.

Для начала опишем обстановку, в которой ребята находятся. «Солнечные зайчики бегали по стенам. В открытое окно врывался и будоражил молодые сердца шум весенней улицы. Сидеть в четырех стенах было просто невозможно. … На дворе было хорошо, но сламщикам хотелось уйти от шума,  где-нибудь полежать и поговорить … Товарищи легли на скате… Минут пять лежали молча, не шевелясь. Умильно улыбались и, как котята, жмурились на солнце.» Обстановка «ничегонеделания», «ниочемнедумывания» - как раз такая, при которой в условии наличия какого-нибудь «знаменательного» предмета у индивида легко формируется «полевое поведение», описанное в работах К.Левина и Б.В.Зейгарник.

В ситуации «полевого поведения» субъект дает ряд импульсивных ответов на стимулы окружающей среды (в отличие от деятельности, здесь ориентир не цель, а объект).

Любопытным примером доказывающим необходимость отсутствия цели у субъекта для формирования «полевого поведения» может послужить видеоролик, распространенный в сети, где две команды – в белом и черном -играют в волейбол. Зрителю дается задача – посчитать количество пасов, сделанных командой в белом. В результате,  увлеченный подсчетом перебросов мяча испытуемый не замечает появление на площадке человека в черном костюме медведя. Очевидный вывод: занятый какой-либо деятельностью, ориентированный на какую-либо цель человек скорее всего не обратит внимание не только на неприметный предмет, способный вызвать «полевое поведение», но даже на необычную, выдающуюся деталь происходящего.

Итак, первым проявлением спонтанных действий, после фразы: «-Ну нет … я бы не согласился лежать все время. В такой день побузить хочется – руки размять» - является драка между Сашкой и Ленькой.

Эта «буза ради бузы», «драка ради драки» вряд ли вызовет у какого-либо читателя удивление или непонимание. «Это же мальчики!» - воскликнет, пожалуй, каждый, кого спросят об «адекватности» ситуации.  Но в самом деле, почему реакция будет именно такой?

С одной стороны, большую роль здесь играет биологический фактор. Действительно, мужской половой гормон (тестостерон) и, соответственно,  женский(эстроген) присутствуют в организме зародыша в большом количестве уже начиная с 6 месяцев (Durkin, 1995), и, очевидно, имеют большое значение в биохимических процессах, протекающих в организме на протяжении всей жизни и регулирующих самочувствие и потребности.

С другой стороны, нельзя забывать и о социальной составляющей. Рассмотрим, к примеру, теорию гендерных схем, выдвинутую Мартином и Халверсоном (1987) . Согласно этой концепции, приблизительно к 8 годам ребенка полностью оформляется система убеждений относительно каждого пола. Велика вероятность, что идея о необходимости проявления силы не только как средства защиты/нападения, но и элемента игры прочно «засела» в этих гендерных схемах. Отметим также, что возраст героев уже достаточно большой – 12-14 лет. Следовательно, говоря словами Колберга, они уже очень давно вошли в период, характеризующийся гендерным постоянством (с 6-7 лет). Они понимают, что пол не изменяется сам по себе ни во времени, ни в зависимости от ситуации. Они уже давно идентифицирует себя как личностей, относящихся к мужской половине человечества и рассуждают следующим образом: «Я мальчик; поэтому я хочу делать то, что делают мальчики; поэтому возможность вести себя по-мальчишески… сама по себе вознаграждение»

К тому же необходимо сказать пару слов о социальном окружении героев.  «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» - приют для беспризорных детей, мальчишек. С точки зрения теории социального научения (Bandura, 1977, 1986), это обстоятельство чрезвычайно важно. Во-первых, «научение через наблюдение» будет проходить более интенсивно, так как мальчики постоянно живут в мужском обществе, видят его изнутри.  Во-вторых, «прямое научение» будет принимать более серьезные формы. Сильнее будет проявляться и положительное подкрепление соответствующего гендерному стереотипу поведения, и отрицательное – несоответствующего. Причем гендерный стереотип поведения может меняться во времени. Вспомним главу «Шкида влюбляется», где рассказывается о переживаниях Янкеля, его непонимании ситуации: когда он был младше его засмеяли за дружбу с девочкой, дали понять, что прогнать ее – геройство, а теперь уже дружба считалась геройством и наличие девушки – показателем мужественности. В итоге Янкель не выдерживает давления со стороны сверстников и в этот раз, начинает встречаться с девочкой, не особенно ему нравившейся.

Вернемся к сюжету. «Лежать уже не хотелось… Меланхоличность Сашки сошла на нет и он уже отплясывал гопака по дряблой крыше флигеля. Под ногу ему подвернулся камень» - описание «полевого поведения» в чистом виде. «Сашка схватил его и, размахнувшись, пустил в небо…»

Дальнейшие действия кажутся мне достойными пера Э.Берна.
« Острый камень со свистом проделал параболу, скрылся из глаз и упал где-то далеко, на чужом дворе.
- Смачно! – воскликнул Ленька и принялся искать камень, чтобы не ударить лицом в грязь. Камня на крыше не оказалось, и Ленька полез через слуховое окно на чердак. Через минуту он вернулся с полным подолом красного кирпичного щебня.
- А ну-ка?! – Черная точка взлетела к небу и погасла. За ней другая…»

Затем, решив, что» так кидаться не интересно» и «надо цель найти», воспитанники выбивают стекла в соседнем здании.

Зачем? Неужели «полевое поведение» во всем виновно? Слабо вериться, что  ребята еще не включили головы. Скорее остановиться помешал страх предстать в невыгодном свете перед товарищем («упасть лицом в грязь») – оказаться «трусом», «сопляком», да и просто не подтвердить свою меткость. Это было некого рода состязание, игра «кто кого?»

«-Ну как? – глупо спросил Ленька.
-Дурак! – буркнул Сашка, заглядывая вниз.»

Окончательно опомнились они только когда в окнах прачечной не осталось ни одного стекла. Свойственно же человеческой натуре доделывать все до конца – существует «эффект незавершенного действия». Если его прерывают, или он сам прерывается, как правило, он помнит о незаконченном – это подтверждают опыты, проводимые М.Овсянкиной.

Психолог  в чем-то очень похож на адвоката. Практически при любом раскладе он сможет найти оправдание тому, с кем имеет дело.  Более сложная задача стоит перед педагогом и родителем .  Им, в отличие от психолога, необходимо не просто трактовать поведение ребенка, но еще и «правильно» на него реагировать.

Хотя «Республика Шкид» - приют, и говорить здесь о влиянии родителей на жизнь подростков неправомерно, мы можем спроецировать стили воспитания, которые применяют родители (Hoffman 1970), на данную ситуацию. Хоффман выделяет три стиля: индукция (объяснение того, почему данное действие неправильно, со специальным подчеркиванием его эффекта для других людей) применение власти (шлепки, лишение привилегий, грубые слова), отказ в любви (лишение внимания).

Роль родителя в этом заведении принадлежит Виниксору – директору, представленному автором человеком внимательным и справедливым. Нетрудно догадаться, что чаще всего этот педагог использует методы, относящиеся к индукции. Примеры этому : прощение воспитанников при массовой краже табака, а также помощь в организации кружка по политграмоте, когда ребята организовывали подпольный.

Что движет Ленькой и Санькой, когда они решают признаться этому человеку в проступке? Конечно, важно то, какие в прошлом поступки в отношении шкидцев были совершены Виниксором. Его доброта, его открытость и при этом соблюдение необходимой для педагога дистанции позволили добиться большого авторитета среди подростков. Стиль воспитания заставлял детей почувствовать «взрослую» ответственность за свои поступки. Поэтому в данном случае мальчикам стыдно перед самим директором. Он к ним – как к взрослым. Они к нему – как дети. Дисбаланс. Некрасиво.

Справедливость этой точки зрения подтверждают анализы работ, изучавших влияние стиля воспитания на моральное развитие детей (Brody&Shaffer, 1982). Действительно, индукция показала ошеломляющую эффективность. Приблизительно в 86% случаев происходило улучшение моральных качеств ребенка.

Второй момент – тяжесть вины, ощущение ее «незакрытости», возможно -  страх перед неизвестностью наказания ( но это скорее побочно). Преступник сам желает искупить вину или, по крайней мере, как можно скорее узнать способ искупления. С этим вопросом лучше всего обратиться к русскому классику, писателю Ф.М.Достоевскому. который рассмотрел этот вопрос во всей его сложности на примере Раскольникова в романе, чье название носит анализируемая нами глава повести.

Реакция Виниксора, методы воспитания, которые он применил в этом случае, не будут предметом нашего разговора. Самое важное уже вынесено: ребята, совершившие поступок асоциальный, раскаялись и, к сожалению или к счастью, получили сполна.

Выводы, которые можно сделать из этой истории просты и поучительны, особенно для самих виновников этого разговора: не давайте волю полевому поведению, не впадайте в «слепое» следование своей социальной роли и не убирайте далеко аналитическое мышление.


А вот в этой работе хороший пример, когда автор сфокусировался практически на одном эпизоде, зато дал действительно убедительный и полный анализ, показывающий, что в теории поля он действительно хорошо разобрался, и другие аргументы тоже по основной проблеме


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63414. Мультиплексирование по времени 162.82 KB
  Принцип временного объединения каналов удобно пояснить с помощью коммутаторов в виде синхронно вращающихся распределителей на передающей и приемной стороне рисунок...
63417. Рынок. Основные проблемы и цели рыночной организации. Функции рынка. Виды рынка 95 KB
  Первоначально рынок рассматривался как базар место рыночной торговли рыночная площадь. Это объясняется тем что появился рынок в период разложения первобытно-общинного общества когда устанавливается более или менее регулярный обмен между общинами.
63419. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CASE–ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД 630 KB
  Помимо этого представляется весьма важным для любой компании иметь возможность повторного использования уже существующих элементов архитектуры и дизайна а также ранее созданных и скомпонованных программных и системных наработок включая элементы модели и ранее полученный код.
63420. Механизм саморегулирования рынка. Рыночный механизм и его элементы. Спрос. Факторы изменения спроса 151.5 KB
  Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению...
63421. Беларусь у пачатку найноўшага часу. Аднаўленне беларускай дзяржаўнасці. Культурнае жыццё беларускага народа у 20-30 гг. 20 стагоддзя 103.5 KB
  Сацыяльна-эканамічнае развіццё Беларусі ў міжваенны перыяд 1919-1939гг. Неузабаве звесткі аб перамозе рэвалюцыі дайшлі да Беларусі тут таксама пачалі стварацца саветы рабочых салдацкіх дэпутатаў а паралельна з імі дзейнічалі органы улады што падпарадкоўваліся Часоваму.