13904

Психологический роман русского классика Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Эссе

Обществознание

За основу своего эссе я взял психологический роман русского классика Ф.М. Достоевского Преступление и наказание а именно анализ поведения и характера главного героя Родиона Раскольникова. В романе описывается история бывшего студента СанктПетербурга ко

Русский

2013-05-19

40 KB

5 чел.

За основу своего эссе я взял психологический роман русского классика Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", а именно, анализ поведения и характера главного героя - Родиона Раскольникова.

         В романе описывается история бывшего студента Санкт-Петербурга, который под давлением внешних обстоятельств решился пойти на убийство. Здесь важно заметить, что роман не заканчивается на совершении преступления, напротив, именно после него, мы можем более четко увидеть характер главного героя, поэтому, отвечая на главные вопросы своего эссе, я буду опираться не столько на первую часть романа, сколько на остальные. Вопросы же следующие: Что заставило Раскольникова пойти на преступление? Какие черты характера определили его выбор? Изменился ли главный герой к концу произведения? Возможен ли иной выход?

 

         Безусловно, в романе такой тематики нас должна интересовать мотивация героя. Прежде всего, обратимся к формированию личности Раскольникова. Согласно теории А.Н. Леонтьева личность "рождается" дважды. Рассмотрим это на примере Раскольникова. Первое рождение мы можем увидеть через его сон, где он, будучи еще маленьким ребенком, стал свидетелем убийства лошади пьяным хозяином. Конфликт мотивов: мальчик всей душой хотел помочь лошади, но у него не было никакой возможности, более того отец не разрешал и не хотел помочь ему. Этот социальный мотив также очень важен: он видел, как общество не только не препятствовало убийству, но и поощряло его. Общество обесценило жизнь в угоду своих интересов, что находит свое развитие в дальнейших рассуждениях уже взрослого Раскольникова на тему: "Стоит ли одна жизнь счастья общества в целом?". Второе же рождение произошло во время развития событий в романе. Раскольников пытался осознать свои мотивы, оправдать их, доказать самому себе, что цель (а цель в его интерпретации преобразилась в помощь всему человечеству) стоит того преступления, на которое он решился. Также нельзя переоценить влияние такого механизма, как сдвиг мотива на цель. В детстве нормой поведения Раскольникова стала его "особенность" (здесь также применим механизм принятия и освоения социальных ролей), родственники всячески его поддерживали и восхищались им, жертвовали им ради себя, что оказало огромное влияние на последующие выводы Раскольникова о возможности совершения преступления, как о праве, данном ему, как особенному человеку. Не менее важным при упоминании этого механизма является его правило: "Та цель (идея), которая длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив". Раскольников превратил свою цель (получение денег) в мотив (благая цель для пользы всего общества). Так главный герой нашел в низком и алчном поступке, тот свет, который был необходим Раскольникову для совершения преступления. Более того, очень важно учитывать механизм идентификации: кумиры героя - Наполеон, Магомет - великие, значимые в истории люди, которые использовали насилие, как один из приемов достижения своих целей. При этом Раскольников делал упор на значимость и величие результата, перед которым, по его мнению, жертвы, принесенные для достижения цели, ничтожны. И Раскольников искренне верил, что может достичь таких же высот, все, что ему нужно - лишь начальный капитал, а уж результаты его деятельности будут куда более значительны, чем жизнь старухи. Все это определило в Раскольникове эпилептоидную психопатию (согласно классификации П. Б. Ганнушкина), а именно такие свойства характера, как: крайняя раздражительность (частые приступы гнева при разговорах с другими людьми: Лужиным, Разумихиным, Порфирием Петровичем), периодические расстройства настроения (бесцельные прогулки по городу, частая апатия), эгоизм и пренебрежение к окружающим (нежелания признавать желания и интересы родственников в угоду своим рассуждениям), образование сверхценных идей.

            Очень важным моментом является самоактуализация Раскольникова (гуманистическая психология). Каким предстает перед нами главный герой? Молодым человеком с огромными амбициями и целями, непомерно гордым и самоуверенным, но при этом влачившим жалкое существование. Для него не было ничего больнее, чем осознавать условия, в которых он живет: маленькая каморка, полное отсутствие денег и работы, отчисление из университета. Все мысли Раскольникова направлены на выход из этой ситуации, но, по его мнению, он особенный, и методы, которые использует Разумихин (перевод текстов), его абсолютно не прельщают - в них он не видит реализации своего потенциала, а лишь поддержание того уровня жизни, который он имеет. Главный герой видит своим призванием в жизни принесение блага всему обществу, поэтому он не может принять обычную жизнь простого студента. Здесь, как нельзя лучше подходит цитата одного из лидеров гуманистической психологии Карла Роджерса: «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные». А собственные проблемы его, действительно, мало интересовали - он даже не потратил те деньги, ради которых пошел на преступление, несмотря на то, что очень в этом нуждался, напротив, даже те скудные деньги, что он имел от родителей и друзей он отдавал, как он считал, более нуждающимся. При этом, несмотря на то, что потребность в самоактуализации является верхним уровнем в пирамиде А. Маслоу, а более низкие потребности были удовлетворены порой частичны, мы, опять же, не можем не учитывать гордость и амбиции, взращенные восхищением и поклонением родственников, что ставило эту потребность на первое место (А. Маслоу допускал такую возможность). Раскольников пренебрежительно относился к другим потребностям - редко питался (физиологические), гулял во время болезни до потери сознания, просыпаясь на улице (безопасность), не интересовался противоположным полом и общественным мнением (любовь, принадлежность, уважение, эстетические потребности). А стремление к самоактуализации вкупе с крайне высокой самооценкой привело к одержимости идеей и помешательству.

         Изменился ли герой к концу романа? К сожалению, почти нет. Невозможность достижения цели явилась причиной фрустрации Раскольникова. С. Розенцвейг выделял три типа ситуации возникновения фрустрации, у Раскольникова мы можем наблюдать два из них, а именно: внутренний конфликт (герой не смог смириться с осознанием того, что совершил убийство) и внешний конфликт (нарастающая паранойя, недовольство решениями в семье), что привело к агрессии, разочарованию и отчаянию (на протяжении всего романа у Раскольникова есть мысль признаться, про саму цель герой забывает уже после убийства). Он не раскаялся в убийстве, возненавидел окружающих, и лишь Соня была ему небезразлична. Именно любовь к ней стала неописанной возможностью к перерождению героя и восстановлению, о чем нам призрачно намекает автор в конце романа.

         Но иного пути быть не могло. Мы видим, что формирование личности Раскольникова происходило с самого детства, поэтому герой пришел к этому убийству не спонтанно - оно явилось результатом многих факторов, которые влияли на него на протяжении всей жизни. Гордость, щедрость, доброта, желание сделать мир и общество лучше, но и эгоизм, ненависть, чувство своей особенности, пренебрежение к человеческой жизни - все эти качества сформировывало в нем общество в виде восторженных родственников и равнодушной толпы. Да, у Раскольникова была мысль отказаться от преступления, но это был лишь вопрос времени - при появлении возможности он, уже не раздумывая, совершил преступление. К тому же, как уже упоминалось выше, герой так и не раскаялся в преступлении, что только подтверждает силу и влияние эпилептоидной психопатии, сформировавшейся у героя.

         В заключении, я хотел бы еще раз сказать о формировании характера. Раскольников вырос с осознанием своей особенности и несовершенства мира, его кумирами были великие люди, на которых он пытался стать похож. Но пренебрежение к человеческой жизни привело его к идее убийства, более того, позже он поставил ее, как основу и начало своей "новой жизни", жизни, в которой он сможет сделать мир лучше. Моя основная мысль заключается в том, что с раннего детства на человека влияет множество факторов, и именно они создают основы человеческого поведения в будущем, которые с возрастом все сложнее и сложнее изменить, о чем нам красноречиво доказывают многочисленные идеи психоанализа. К тому же, воспитание дало ему огромное стремление к самоактуализации с практически невозможными условиями, поэтому герой так и не смог найти другого выхода, кроме как пойти на убийство.


Эссе по психологии:

Психологический анализ в произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59281. Сценарій випускного вечора. Прощальний вальс 111.5 KB
  Подаємо лише пісенна-поетичний матеріал для урочистої частини вечора. Виступи директора школи, учителів, батьків, вручення свідоцтв, нагород, танцювально-розважальна програма балу передбачаються творчо в кожному учнівсько-педагогічному колективі.
59282. СВІТЛИЦЯ ШЕВЧЕНКОВОГО ЗАПОВІТУ 58 KB
  До хати заходять мати і хлопчик в українських строях. Стомилися матусю Мати. Вечеря готова Мати.
59283. ВЕРНІСАЖ ВЕСНЯНИХ КВІТІВ 30 KB
  А зараз відгадайте загадки Заспіва весна в ріжок Квітка робить перший крок Прошиває ковдру снігу І веде до нас відлигу Як зовуть цю ранню квітку Чи зустрінем ї влітку Підсніжник...
59284. ОЙ ВЕСНО, ВЕСНЯНОЧКО 41.5 KB
  Весна Так правильно. Що за три брати навесні землю прикрашають То коли приходить березень А коли гостює квітень А де шукати травень Весна гарна пора року. Красуня весна принесла із собою багато загадок: Коли це буває і як воно зветься Хмариночка плаче а поле сміється Весною...
59285. Поле чудес, Сценарій виховного заняття 30 KB
  Напевно ви теж хотіли б пограти у цю гру, що ми зараз і зробимо. А зараз нам потрібно вибрати трьох учасників гри. Для цього я для кожного ряду загадаю загадку. А хто найшвидше відгадає, той буде одним з учасників.
59286. У світі цікавого 28 KB
  Мета: закріпити знання з вивчених казок. Обладнання: Уривки казок малюнки до казок ребуси. Тепер перейдем до третього конкурсу відгадування казок. Ми читаємо уривки з казок а ви відгадуєте з якої це казки.
59287. Козацькі забави 37 KB
  У кінці змагань курінь-переможець нагороджується символами гетьманської влади та призами. Переможе той курінь чий захисник найдовше протримається захищаючи свою фортецю€. Перемагає курінь члени якого здолали найбільше суперників.
59288. Слабка ланка 68 KB
  Назвіть 101ий елемент періодичної системи Мендєлєєва. Назвіть дану кислоту. Назвіть хімічний елемент який розташований у першому періоді і пешій групі головної підгрупи. Назвіть метал який пасивує нітратна кислота.
59289. Дружні стосунки між школярами. Які вони повинні бути 74 KB
  Мета. Виховувати дружні стосунки між школярами, розкрити перевагу добра над злом. Виховувати бажання жити в мирі й злагоді з рідними, близькими.