13904

Психологический роман русского классика Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Эссе

Обществознание

За основу своего эссе я взял психологический роман русского классика Ф.М. Достоевского Преступление и наказание а именно анализ поведения и характера главного героя Родиона Раскольникова. В романе описывается история бывшего студента СанктПетербурга ко

Русский

2013-05-19

40 KB

5 чел.

За основу своего эссе я взял психологический роман русского классика Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", а именно, анализ поведения и характера главного героя - Родиона Раскольникова.

         В романе описывается история бывшего студента Санкт-Петербурга, который под давлением внешних обстоятельств решился пойти на убийство. Здесь важно заметить, что роман не заканчивается на совершении преступления, напротив, именно после него, мы можем более четко увидеть характер главного героя, поэтому, отвечая на главные вопросы своего эссе, я буду опираться не столько на первую часть романа, сколько на остальные. Вопросы же следующие: Что заставило Раскольникова пойти на преступление? Какие черты характера определили его выбор? Изменился ли главный герой к концу произведения? Возможен ли иной выход?

 

         Безусловно, в романе такой тематики нас должна интересовать мотивация героя. Прежде всего, обратимся к формированию личности Раскольникова. Согласно теории А.Н. Леонтьева личность "рождается" дважды. Рассмотрим это на примере Раскольникова. Первое рождение мы можем увидеть через его сон, где он, будучи еще маленьким ребенком, стал свидетелем убийства лошади пьяным хозяином. Конфликт мотивов: мальчик всей душой хотел помочь лошади, но у него не было никакой возможности, более того отец не разрешал и не хотел помочь ему. Этот социальный мотив также очень важен: он видел, как общество не только не препятствовало убийству, но и поощряло его. Общество обесценило жизнь в угоду своих интересов, что находит свое развитие в дальнейших рассуждениях уже взрослого Раскольникова на тему: "Стоит ли одна жизнь счастья общества в целом?". Второе же рождение произошло во время развития событий в романе. Раскольников пытался осознать свои мотивы, оправдать их, доказать самому себе, что цель (а цель в его интерпретации преобразилась в помощь всему человечеству) стоит того преступления, на которое он решился. Также нельзя переоценить влияние такого механизма, как сдвиг мотива на цель. В детстве нормой поведения Раскольникова стала его "особенность" (здесь также применим механизм принятия и освоения социальных ролей), родственники всячески его поддерживали и восхищались им, жертвовали им ради себя, что оказало огромное влияние на последующие выводы Раскольникова о возможности совершения преступления, как о праве, данном ему, как особенному человеку. Не менее важным при упоминании этого механизма является его правило: "Та цель (идея), которая длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив". Раскольников превратил свою цель (получение денег) в мотив (благая цель для пользы всего общества). Так главный герой нашел в низком и алчном поступке, тот свет, который был необходим Раскольникову для совершения преступления. Более того, очень важно учитывать механизм идентификации: кумиры героя - Наполеон, Магомет - великие, значимые в истории люди, которые использовали насилие, как один из приемов достижения своих целей. При этом Раскольников делал упор на значимость и величие результата, перед которым, по его мнению, жертвы, принесенные для достижения цели, ничтожны. И Раскольников искренне верил, что может достичь таких же высот, все, что ему нужно - лишь начальный капитал, а уж результаты его деятельности будут куда более значительны, чем жизнь старухи. Все это определило в Раскольникове эпилептоидную психопатию (согласно классификации П. Б. Ганнушкина), а именно такие свойства характера, как: крайняя раздражительность (частые приступы гнева при разговорах с другими людьми: Лужиным, Разумихиным, Порфирием Петровичем), периодические расстройства настроения (бесцельные прогулки по городу, частая апатия), эгоизм и пренебрежение к окружающим (нежелания признавать желания и интересы родственников в угоду своим рассуждениям), образование сверхценных идей.

            Очень важным моментом является самоактуализация Раскольникова (гуманистическая психология). Каким предстает перед нами главный герой? Молодым человеком с огромными амбициями и целями, непомерно гордым и самоуверенным, но при этом влачившим жалкое существование. Для него не было ничего больнее, чем осознавать условия, в которых он живет: маленькая каморка, полное отсутствие денег и работы, отчисление из университета. Все мысли Раскольникова направлены на выход из этой ситуации, но, по его мнению, он особенный, и методы, которые использует Разумихин (перевод текстов), его абсолютно не прельщают - в них он не видит реализации своего потенциала, а лишь поддержание того уровня жизни, который он имеет. Главный герой видит своим призванием в жизни принесение блага всему обществу, поэтому он не может принять обычную жизнь простого студента. Здесь, как нельзя лучше подходит цитата одного из лидеров гуманистической психологии Карла Роджерса: «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные». А собственные проблемы его, действительно, мало интересовали - он даже не потратил те деньги, ради которых пошел на преступление, несмотря на то, что очень в этом нуждался, напротив, даже те скудные деньги, что он имел от родителей и друзей он отдавал, как он считал, более нуждающимся. При этом, несмотря на то, что потребность в самоактуализации является верхним уровнем в пирамиде А. Маслоу, а более низкие потребности были удовлетворены порой частичны, мы, опять же, не можем не учитывать гордость и амбиции, взращенные восхищением и поклонением родственников, что ставило эту потребность на первое место (А. Маслоу допускал такую возможность). Раскольников пренебрежительно относился к другим потребностям - редко питался (физиологические), гулял во время болезни до потери сознания, просыпаясь на улице (безопасность), не интересовался противоположным полом и общественным мнением (любовь, принадлежность, уважение, эстетические потребности). А стремление к самоактуализации вкупе с крайне высокой самооценкой привело к одержимости идеей и помешательству.

         Изменился ли герой к концу романа? К сожалению, почти нет. Невозможность достижения цели явилась причиной фрустрации Раскольникова. С. Розенцвейг выделял три типа ситуации возникновения фрустрации, у Раскольникова мы можем наблюдать два из них, а именно: внутренний конфликт (герой не смог смириться с осознанием того, что совершил убийство) и внешний конфликт (нарастающая паранойя, недовольство решениями в семье), что привело к агрессии, разочарованию и отчаянию (на протяжении всего романа у Раскольникова есть мысль признаться, про саму цель герой забывает уже после убийства). Он не раскаялся в убийстве, возненавидел окружающих, и лишь Соня была ему небезразлична. Именно любовь к ней стала неописанной возможностью к перерождению героя и восстановлению, о чем нам призрачно намекает автор в конце романа.

         Но иного пути быть не могло. Мы видим, что формирование личности Раскольникова происходило с самого детства, поэтому герой пришел к этому убийству не спонтанно - оно явилось результатом многих факторов, которые влияли на него на протяжении всей жизни. Гордость, щедрость, доброта, желание сделать мир и общество лучше, но и эгоизм, ненависть, чувство своей особенности, пренебрежение к человеческой жизни - все эти качества сформировывало в нем общество в виде восторженных родственников и равнодушной толпы. Да, у Раскольникова была мысль отказаться от преступления, но это был лишь вопрос времени - при появлении возможности он, уже не раздумывая, совершил преступление. К тому же, как уже упоминалось выше, герой так и не раскаялся в преступлении, что только подтверждает силу и влияние эпилептоидной психопатии, сформировавшейся у героя.

         В заключении, я хотел бы еще раз сказать о формировании характера. Раскольников вырос с осознанием своей особенности и несовершенства мира, его кумирами были великие люди, на которых он пытался стать похож. Но пренебрежение к человеческой жизни привело его к идее убийства, более того, позже он поставил ее, как основу и начало своей "новой жизни", жизни, в которой он сможет сделать мир лучше. Моя основная мысль заключается в том, что с раннего детства на человека влияет множество факторов, и именно они создают основы человеческого поведения в будущем, которые с возрастом все сложнее и сложнее изменить, о чем нам красноречиво доказывают многочисленные идеи психоанализа. К тому же, воспитание дало ему огромное стремление к самоактуализации с практически невозможными условиями, поэтому герой так и не смог найти другого выхода, кроме как пойти на убийство.


Эссе по психологии:

Психологический анализ в произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40044. Влияние газовой промышлености на окружающую среду 111 KB
  Геологический метод является начальным методом разведки. Этот метод заключается в том, что геологи выезжают участок, который нужно исследовать и проводят там все необходимые работы, которые включают в себя...
40045. Знакомство с приложением PowerPoint. Создание слайдов. Вставка в слайды различных объектов 136 KB
  Установить для заголовка размер шрифта 60 пт цвет красный. Установить для заголовка тень желтую с помощью кнопки Тень на панели инструментов Рисование. Установить для подзаголовка размер шрифта 40 пт цвет синий тень голубую. Установить фон слайда белый мрамор с помощью команды Формат Фон вкладка Текстура.
40046. Приложение MICROSOFT INTERNET EXPLORER 107 KB
  Сохраните открытую страничку в своей папке: выполните команду Файл Сохранить как; в окне Сохранение вебстраницы откройте или создайте папку ФамилияГруппа; в поле Имя файла введите его название например Студенческая_жизнь; в поле Тип файла выберите Вебстраница полностью и нажмите кнопку Сохранить. Откройте в программе Проводник свою папку и проанализируйте размер трех созданных в ней файлов. Сохраните найденную информацию в файле Об образовании поместив его в собственную папку...
40047. Расчёт и исследование технологической системы разгрузки космического зеркала менисковой формы с переменной толщиной мениска вдоль радиального направления 14.64 MB
  Исследование особенностей технологической системы разгрузки космического астрономического зеркала с целью обеспечения разгруженного состояния зеркала в процессе его контроля и обеспечению технологических условий с условиями эксплуатации зеркала в космическом пространстве...
40048. Комплекс технических мероприятий по эксплуатации и наладке устройства ЭСПУ электроавтоматики и электропривода согласно исходным данным 1.82 MB
  Целью дипломного проекта является приобретение навыков при эксплуатации электронных систем программного управления и выполнения наладочных операций на каждом этапе наладки электронных узлов, а также обеспечение надёжности работы электронных систем программного управления (ЭСПУ)...
40049. Робота з функціями в мові С 290.5 KB
  Программа прошла тестирование: в результате выполнения тестов программа выдала ожидаемые результаты. Программа – работоспособна.
40050. Робота з багатомірними масивами в мові С 512.5 KB
  Получить новую матрицу путем вычитания всех элементов данной матрицы из ее наибольшего по модулю элемента.
40051. Особенности развития зрительской культуры в рамках деятельности театра 345 KB
  Изучить сущность и содержание понятия «зрительская культура». Определить особенности деятельности театров в рамках развития зрительской культуры. Рассмотреть основные направления деятельности Мензелинского государственного татарского драматического театра по развитию зрительской культуры. Проанализировать результаты исследования зрительской культуры.
40052. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Е.В.Сидиряков 343.5 KB
  Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей на основе производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.