13913

Обработка больших массивов числовых данных

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов Задачи урока: Образовательные: научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функци...

Русский

2013-05-19

1.62 MB

30 чел.

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных

Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов

Задачи урока:

Образовательные:

  •  научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций;
  •  использовать логические функции для обработки данных;
  •  закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию  таблиц.

Воспитательные:

  •  Продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;

Развивающие:

  •  Продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
  •  Продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, самостоятельно выполнять задания учителя;
  •  Развивать логическое мышление, способность к анализу.

Тип урока: Комбинированный урок

Материальная база, оборудование урока

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие. (1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

II. Постановка темы и целей урока.(1 мин) Слайд1 

III. Фронтальный опрос. (4 мин)

Слайд2

1. Укажите правильное расширение файлов, написанных в пакете “Excel”

  1.  *.doc
  2.  *.xls
  3.  *.exe

Слайд3

2. Какой формат числа используется для ввода даты

  1.  Общий
  2.  Время
  3.  Дата

Слайд4

3.Укажите правильный адрес ячейки:

А) А12С

Б) В1256

В) 123С

Г) В1А

Слайд5

4.В ЭТ нельзя удалить:

А) столбец

Б) строку

В) имя ячейки

Г) содержимое     ячейки

Слайд6

5.При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:

А) не изменяются;

Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

Слайд7

6. Активная ячейка – это ячейка:

А) для записи команд;

Б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;

В) формула в которой содержит ссылки на содержимое зависимой ячейки;

Г) в которой выполняется ввод данных.

IV. Объяснение нового материала. (13 мин)

Слайд8 С массивами данных приходится иметь дело достаточно часто. Это могут быть данные различных опросов населения, результаты общегородских контрольных, антропологические замеры учащихся в начале учебного года, данные метеорологических наблюдений. Ситуация, как правило, такова, что массив уже сформирован какими-то службами, но не систематизирован. Возникает задача упорядочить и обработать уже имеющиеся данные таким образом, чтобы получить их в более наглядном виде.

Этому и посвящен урок. В нем в качестве примера рассматривается решение задачи на исследование массива температур.

Задача «Исследование массива температур».

В течении многих лет ежедневно работники гидрометеорологической службы наблюдают за погодой и скрупулезно записывают данные: скорость и направление ветра, сведения об осадках, дневные и ночные колебания температуры воздуха и т.д.

- Ребята цель нашего моделирования: выяснить, какую информацию можно получить, обработав числовой массив.

Давайте подумаем, каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере?

После обсуждения этого вопроса, приходим к выводу, что удобнее всего будет использовать электронную таблицу для решения.

- Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?

Затем проводится  формализация задачи:

Слайд9 Чтобы понять суть задачи, ответим на ряд вопросов.

Вопрос

Ответ

Что моделируем

Массив данных

Какие данные используются

Дневные и ночные температуры, зафиксированные в течении месяца

Как задаются данные

В виде таблицы

По какому критерию оцениваются данные?

По среднестатистической температуре t˚Cст, которая наблюдалась в месяце в течении многих лет

Что надо определить?

Минимальную дневную и максимальную ночную температуру и даты, когда они наблюдались, среднюю температуру за месяц и т.д.

После обсуждения с учащимися разрабатывается  информационная модель:

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Слайд10

Объект

Параметры

Название

Значение

Массив температур в ноябре

Дневные температуры t˚Cдн

Ночные температуры t˚Cн

Среднестатистическая температура t˚Cст

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Слайд11

Исходные температуры

День месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Дневная t˚C 

8

14

11

6

3

0

0

-1

-2

-6

-10

-11

-7

-3

-2

Ночная t˚C

5

4

5

2

-1

-3

-2

-4

-5

-10

-14

-15

-10

-2

0

День месяца

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Дневная t˚C 

-3

-2

0

3

5

0

-5

-11

-12

-17

-20

-18

-17

-19

-17

Ночная t˚C

-5

-5

-2

0

2

-4

-7

-16

-16

-20

-25

-24

-20

-22

-20

Затем составляется компьютерная модель

Слайд12 Ввести в таблицу исходные данные по образцу:

Далее разрабатывается математическую модель таблицы. Для обработки используются стандартные логические и статистические функции, имеющиеся во многих средах.

Слайд13

Ввести в таблицу формулы для расчетов.

A6

=A5+1

Подсчет следующей даты

1

D5

=(B5+C5)/2

Подсчет среднесуточной температуры

2

B36

=МАКС(B5:C34)

Максимальная дневная температура

3

C36

=МИН(C5:C34)

Минимальная ночная температура

4

D36

=СРЕДНЕЕ(D5:D34)

Средняя температура за ноябрь

5

E5

=ЕСЛИ(D5>$C$2;1;0)

Отмечаются теплые дни, когда температура была выше среднестатистической

6

E36

=СУММА(E5:E34)

Количество теплых дней

7

F5

=ЕСЛИ(B5=$B$36;A5; “-“

Отмечается дата, когда была самая высокая дневная температура

8

G5

=ЕСЛИ(D5<8; “протапл.”; “-“

Отмечаются дни, кода нужно протапливать помещение

9

 V. Самостоятельная работа. (17 мин) Слайд14

Ребята постройте с помощью электронной таблицы компьютерную модель.

Заполняют учащиеся по образцу расчетную таблицу (карточки)

A

B

C

D

E

F

G

1

Исследование массива температур

2

Среднестатистическая температура

1,5

3

4

Дата

Дневная температура

Ночная температура

Среднесуточная

Теплые дни

Дата макс

Протапливание

5

01.11.2009

8

5

Формула 2

Формула 6

Формула 8

Формула 9

6

02.11.2009

14

4

7

03.11.2009

11

5

34

30.11.2009

-17

-20

Средняя

Кол-во теплых дней

35

Мах дневн.

Мин ночных

Формула 5

Формула 7

36

Формула 3

формула 4

Заполнив таблицу учащимся необходимо провести эксперимент.

Компьютерный эксперимент:

  1.  Определите даты, когда дневная температура была максимальной.
    1.  Определить теплые дни, когда дневная температура была выше среднестатистической, и количество таких дней в ноябре.

VI.Рефлексия (1 мин)

Давайте подведем итог урока. Итак, что открыли для себя нового на сегодняшнем уроке?

VII. Итог урока.  Всем спасибо за урок, до свидания! (1мин) Слайд16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50434. Изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха 67.5 KB
  Приборы и принадлежности: установка для измерения коэффициента теплопроводности воздуха. k На рисунке 1 изображена схема устройства установки для измерения коэффициента теплопроводности воздуха.Специализированная программа выдаёт нам следующие значения уравнения функции и коэффициента теплопроводности для каждой трубки: 1 .
50436. Сравнение вельш-корги-кардиган и вельш-корги-пемброк 1.36 MB
  Корги самая маленькая из группы пастушьих собак. Как и все остальные представители этой группы, корги в последнее время редко используются по назначению, однако их высокие рабочие качества постоянно подтверждаются учебными испытаниями и соревнованиями, где они успешно конкурируют с другими
50437. ЛОГІЧНІ ЕЛЕМЕНТИ І НАЙПРОСТІШІ КОМБІНАЦІЙНІ СХЕМИ 284 KB
  Проаналізувати задану комбінаційну схему див. Зібрати задану схему. На підставі отриманої ТС за допомогою ГС і ЛА протестирувати зібрану схему і зняти її часову діаграму. Спробувати спростити отриманий ЛВ і одержати нову схему.
50438. Описание терминального режима 190 KB
  В контексте пользователя доступны только простые команды некоторые базовые операции для мониторинга не влияющие на конфигурацию маршрутизатора. В контексте администратора доступны команды позволяющие получить полную информацию о конфигурации маршрутизатора и его состоянии команды перехода в режим конфигурирования команды сохранения и загрузки конфигурации. Глобальный контекст конфигурирования содержит как непосредственно команды конфигурирования маршрутизатора так и команды перехода в контексты конфигурирования подсистем маршрутизатора...
50439. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ 305 KB
  Если нет другого выхода то спор можно разрешить и дракой. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки это плохое кино. Когда я стою на мосту то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. Если в фильме нет ни одной приличной драки это плохое кино.
50440. Енергозбереження. Методичні вказівки 441 KB
  Лабораторні роботи дають змогу студентам що вивчають курс перевірити та дослідити теорію яку подано в навчальних посібниках та лекціях дають знання щодо шляхів раціонального використання всіх видів енергії від її виробництва до споживання. Після виконання кожної лабораторної роботи оформлюється звіт. Звіт про виконання лабораторної роботи повинен мітити: назву та мету лабораторної роботи; короткі теоретичні відомості які необхідні для захисту лабораторної роботи непотрібно друкувати всі теоретичні відомості з методички чи книжки;...
50441. Определить средние значения очередей пассажиров и машин и средние значения времени пребывания на стоянке пассажиров и машин 106.5 KB
  Система массового обслуживания представляет собой стоянку такси, на которую поступает поток пассажиров с интенсивностью и поток машин с интенсивностью заявок в час (все потоки простейшие). Пассажиры образуют очередь, которая уменьшается на 1, когда к стоянке подходит машина. В случае, когда на стоянке нет пассажиров, в очередь становятся машины. Число мест для машин на стоянке ограничено (n=10). Очередь пассажиров не ограничена, посадка производится мгновенно.