13913

Обработка больших массивов числовых данных

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов Задачи урока: Образовательные: научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функци...

Русский

2013-05-19

1.62 MB

29 чел.

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных

Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов

Задачи урока:

Образовательные:

  •  научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций;
  •  использовать логические функции для обработки данных;
  •  закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию  таблиц.

Воспитательные:

  •  Продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;

Развивающие:

  •  Продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
  •  Продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, самостоятельно выполнять задания учителя;
  •  Развивать логическое мышление, способность к анализу.

Тип урока: Комбинированный урок

Материальная база, оборудование урока

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие. (1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

II. Постановка темы и целей урока.(1 мин) Слайд1 

III. Фронтальный опрос. (4 мин)

Слайд2

1. Укажите правильное расширение файлов, написанных в пакете “Excel”

  1.  *.doc
  2.  *.xls
  3.  *.exe

Слайд3

2. Какой формат числа используется для ввода даты

  1.  Общий
  2.  Время
  3.  Дата

Слайд4

3.Укажите правильный адрес ячейки:

А) А12С

Б) В1256

В) 123С

Г) В1А

Слайд5

4.В ЭТ нельзя удалить:

А) столбец

Б) строку

В) имя ячейки

Г) содержимое     ячейки

Слайд6

5.При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:

А) не изменяются;

Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

Слайд7

6. Активная ячейка – это ячейка:

А) для записи команд;

Б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;

В) формула в которой содержит ссылки на содержимое зависимой ячейки;

Г) в которой выполняется ввод данных.

IV. Объяснение нового материала. (13 мин)

Слайд8 С массивами данных приходится иметь дело достаточно часто. Это могут быть данные различных опросов населения, результаты общегородских контрольных, антропологические замеры учащихся в начале учебного года, данные метеорологических наблюдений. Ситуация, как правило, такова, что массив уже сформирован какими-то службами, но не систематизирован. Возникает задача упорядочить и обработать уже имеющиеся данные таким образом, чтобы получить их в более наглядном виде.

Этому и посвящен урок. В нем в качестве примера рассматривается решение задачи на исследование массива температур.

Задача «Исследование массива температур».

В течении многих лет ежедневно работники гидрометеорологической службы наблюдают за погодой и скрупулезно записывают данные: скорость и направление ветра, сведения об осадках, дневные и ночные колебания температуры воздуха и т.д.

- Ребята цель нашего моделирования: выяснить, какую информацию можно получить, обработав числовой массив.

Давайте подумаем, каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере?

После обсуждения этого вопроса, приходим к выводу, что удобнее всего будет использовать электронную таблицу для решения.

- Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?

Затем проводится  формализация задачи:

Слайд9 Чтобы понять суть задачи, ответим на ряд вопросов.

Вопрос

Ответ

Что моделируем

Массив данных

Какие данные используются

Дневные и ночные температуры, зафиксированные в течении месяца

Как задаются данные

В виде таблицы

По какому критерию оцениваются данные?

По среднестатистической температуре t˚Cст, которая наблюдалась в месяце в течении многих лет

Что надо определить?

Минимальную дневную и максимальную ночную температуру и даты, когда они наблюдались, среднюю температуру за месяц и т.д.

После обсуждения с учащимися разрабатывается  информационная модель:

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Слайд10

Объект

Параметры

Название

Значение

Массив температур в ноябре

Дневные температуры t˚Cдн

Ночные температуры t˚Cн

Среднестатистическая температура t˚Cст

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Слайд11

Исходные температуры

День месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Дневная t˚C 

8

14

11

6

3

0

0

-1

-2

-6

-10

-11

-7

-3

-2

Ночная t˚C

5

4

5

2

-1

-3

-2

-4

-5

-10

-14

-15

-10

-2

0

День месяца

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Дневная t˚C 

-3

-2

0

3

5

0

-5

-11

-12

-17

-20

-18

-17

-19

-17

Ночная t˚C

-5

-5

-2

0

2

-4

-7

-16

-16

-20

-25

-24

-20

-22

-20

Затем составляется компьютерная модель

Слайд12 Ввести в таблицу исходные данные по образцу:

Далее разрабатывается математическую модель таблицы. Для обработки используются стандартные логические и статистические функции, имеющиеся во многих средах.

Слайд13

Ввести в таблицу формулы для расчетов.

A6

=A5+1

Подсчет следующей даты

1

D5

=(B5+C5)/2

Подсчет среднесуточной температуры

2

B36

=МАКС(B5:C34)

Максимальная дневная температура

3

C36

=МИН(C5:C34)

Минимальная ночная температура

4

D36

=СРЕДНЕЕ(D5:D34)

Средняя температура за ноябрь

5

E5

=ЕСЛИ(D5>$C$2;1;0)

Отмечаются теплые дни, когда температура была выше среднестатистической

6

E36

=СУММА(E5:E34)

Количество теплых дней

7

F5

=ЕСЛИ(B5=$B$36;A5; “-“

Отмечается дата, когда была самая высокая дневная температура

8

G5

=ЕСЛИ(D5<8; “протапл.”; “-“

Отмечаются дни, кода нужно протапливать помещение

9

 V. Самостоятельная работа. (17 мин) Слайд14

Ребята постройте с помощью электронной таблицы компьютерную модель.

Заполняют учащиеся по образцу расчетную таблицу (карточки)

A

B

C

D

E

F

G

1

Исследование массива температур

2

Среднестатистическая температура

1,5

3

4

Дата

Дневная температура

Ночная температура

Среднесуточная

Теплые дни

Дата макс

Протапливание

5

01.11.2009

8

5

Формула 2

Формула 6

Формула 8

Формула 9

6

02.11.2009

14

4

7

03.11.2009

11

5

34

30.11.2009

-17

-20

Средняя

Кол-во теплых дней

35

Мах дневн.

Мин ночных

Формула 5

Формула 7

36

Формула 3

формула 4

Заполнив таблицу учащимся необходимо провести эксперимент.

Компьютерный эксперимент:

  1.  Определите даты, когда дневная температура была максимальной.
    1.  Определить теплые дни, когда дневная температура была выше среднестатистической, и количество таких дней в ноябре.

VI.Рефлексия (1 мин)

Давайте подведем итог урока. Итак, что открыли для себя нового на сегодняшнем уроке?

VII. Итог урока.  Всем спасибо за урок, до свидания! (1мин) Слайд16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10035. Элементарные шифры. Основные типы шифров: потоковые и блочные шифры 35.5 KB
  Элементарные шифры. Шифр замены шифр подстановки метод шифрования при котором каждый знак исходного текста взаимнооднозначно заменяется одним либо несколькими знаками некоторого алфавита. Шифр простой замены заменяет каждый знак входного алфавита на некоторый зн
10036. Алгоритм криптографического преобразования 35 KB
  Алгоритм криптографического преобразования ГОСТ 2814789 далее ГОСТ производит зашифрование открытого текста представленного в виде двоичной последовательности. Текст зашифровывается поблочно 64х битовыми блоками. Процесс шифрования блока сводится к шифру гаммирова
10037. Алгоритм решения сравнения. Китайская теорема об остатках 44.5 KB
  Сравнения вида могут иметь несколько решений иметь единственное решение или не иметь решений вовсе. Если то решение единственно: Теорема. Решения сравнения существуют тогда и только тогда когда делит . При этом количество решений сравнения равно d. Алгорит...
10038. Определение и свойства символа Лежандра 46.5 KB
  Двучленным квадратичным сравнением называется сравнение вида где неизвестный вычет. Целое число a называется квадратичным вычетом по модулю n если сравнение разрешимо. Если сравнение разрешимо то для составного модуля количество решений как правило больше дву...
10039. Свойства символа Якоби 43 KB
  Символ Якоби числа x по модулю n, при, определяется как произведение значений символов Лежандра . Он обладает практически всеми теми же свойствами, что и символ Лежандра
10040. Криптографическая система RSA 54.5 KB
  Криптографическая система RSA является асимметричной криптосистемой основанной на односторонней функции с лазейкой в качестве которой выбрана степенная функция в кольце вычетов целых чисел по составному двупростому модулю . Стойкость системы сводится к сложности з...
10041. Смешанные криптосистемы 35 KB
  Смешанные криптосистемы. В настоящее время в системах связи общего назначения широко распространены смешанные гибридные криптосистемы у которых конфиденциальность сообщений обеспечивается за счет шифрования с помощью симметричной криптосистемы рассылка ключей д
10042. Функция Эйлера. Доказательство теорем Эйлера и Ферма 54.5 KB
  Пусть m>1 – целое число и а – вычет по модулю m. Порядок является наименьшим положительным числом для которого выполняется сравнение. Порядок числа по модулю обозначается. Функция Эйлера. Порядки чисел по модулю различны. Существуют числа являюще
10043. Цифровая подпись Ель Гамаля 37 KB
  Цифровая подпись Ель Гамаля основывается на односторонней функции дискретного возведения в степень обратной к которой является дискретный логарифм. Механизм цифровой подписи Эль Гамаля широко используется на практике для организации аналогичных схем цифровой подписи...