13913

Обработка больших массивов числовых данных

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов Задачи урока: Образовательные: научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функци...

Русский

2013-05-19

1.62 MB

30 чел.

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных

Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов

Задачи урока:

Образовательные:

  •  научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций;
  •  использовать логические функции для обработки данных;
  •  закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию  таблиц.

Воспитательные:

  •  Продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;

Развивающие:

  •  Продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
  •  Продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, самостоятельно выполнять задания учителя;
  •  Развивать логическое мышление, способность к анализу.

Тип урока: Комбинированный урок

Материальная база, оборудование урока

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие. (1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

II. Постановка темы и целей урока.(1 мин) Слайд1 

III. Фронтальный опрос. (4 мин)

Слайд2

1. Укажите правильное расширение файлов, написанных в пакете “Excel”

  1.  *.doc
  2.  *.xls
  3.  *.exe

Слайд3

2. Какой формат числа используется для ввода даты

  1.  Общий
  2.  Время
  3.  Дата

Слайд4

3.Укажите правильный адрес ячейки:

А) А12С

Б) В1256

В) 123С

Г) В1А

Слайд5

4.В ЭТ нельзя удалить:

А) столбец

Б) строку

В) имя ячейки

Г) содержимое     ячейки

Слайд6

5.При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:

А) не изменяются;

Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

Слайд7

6. Активная ячейка – это ячейка:

А) для записи команд;

Б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;

В) формула в которой содержит ссылки на содержимое зависимой ячейки;

Г) в которой выполняется ввод данных.

IV. Объяснение нового материала. (13 мин)

Слайд8 С массивами данных приходится иметь дело достаточно часто. Это могут быть данные различных опросов населения, результаты общегородских контрольных, антропологические замеры учащихся в начале учебного года, данные метеорологических наблюдений. Ситуация, как правило, такова, что массив уже сформирован какими-то службами, но не систематизирован. Возникает задача упорядочить и обработать уже имеющиеся данные таким образом, чтобы получить их в более наглядном виде.

Этому и посвящен урок. В нем в качестве примера рассматривается решение задачи на исследование массива температур.

Задача «Исследование массива температур».

В течении многих лет ежедневно работники гидрометеорологической службы наблюдают за погодой и скрупулезно записывают данные: скорость и направление ветра, сведения об осадках, дневные и ночные колебания температуры воздуха и т.д.

- Ребята цель нашего моделирования: выяснить, какую информацию можно получить, обработав числовой массив.

Давайте подумаем, каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере?

После обсуждения этого вопроса, приходим к выводу, что удобнее всего будет использовать электронную таблицу для решения.

- Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?

Затем проводится  формализация задачи:

Слайд9 Чтобы понять суть задачи, ответим на ряд вопросов.

Вопрос

Ответ

Что моделируем

Массив данных

Какие данные используются

Дневные и ночные температуры, зафиксированные в течении месяца

Как задаются данные

В виде таблицы

По какому критерию оцениваются данные?

По среднестатистической температуре t˚Cст, которая наблюдалась в месяце в течении многих лет

Что надо определить?

Минимальную дневную и максимальную ночную температуру и даты, когда они наблюдались, среднюю температуру за месяц и т.д.

После обсуждения с учащимися разрабатывается  информационная модель:

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Слайд10

Объект

Параметры

Название

Значение

Массив температур в ноябре

Дневные температуры t˚Cдн

Ночные температуры t˚Cн

Среднестатистическая температура t˚Cст

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Слайд11

Исходные температуры

День месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Дневная t˚C 

8

14

11

6

3

0

0

-1

-2

-6

-10

-11

-7

-3

-2

Ночная t˚C

5

4

5

2

-1

-3

-2

-4

-5

-10

-14

-15

-10

-2

0

День месяца

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Дневная t˚C 

-3

-2

0

3

5

0

-5

-11

-12

-17

-20

-18

-17

-19

-17

Ночная t˚C

-5

-5

-2

0

2

-4

-7

-16

-16

-20

-25

-24

-20

-22

-20

Затем составляется компьютерная модель

Слайд12 Ввести в таблицу исходные данные по образцу:

Далее разрабатывается математическую модель таблицы. Для обработки используются стандартные логические и статистические функции, имеющиеся во многих средах.

Слайд13

Ввести в таблицу формулы для расчетов.

A6

=A5+1

Подсчет следующей даты

1

D5

=(B5+C5)/2

Подсчет среднесуточной температуры

2

B36

=МАКС(B5:C34)

Максимальная дневная температура

3

C36

=МИН(C5:C34)

Минимальная ночная температура

4

D36

=СРЕДНЕЕ(D5:D34)

Средняя температура за ноябрь

5

E5

=ЕСЛИ(D5>$C$2;1;0)

Отмечаются теплые дни, когда температура была выше среднестатистической

6

E36

=СУММА(E5:E34)

Количество теплых дней

7

F5

=ЕСЛИ(B5=$B$36;A5; “-“

Отмечается дата, когда была самая высокая дневная температура

8

G5

=ЕСЛИ(D5<8; “протапл.”; “-“

Отмечаются дни, кода нужно протапливать помещение

9

 V. Самостоятельная работа. (17 мин) Слайд14

Ребята постройте с помощью электронной таблицы компьютерную модель.

Заполняют учащиеся по образцу расчетную таблицу (карточки)

A

B

C

D

E

F

G

1

Исследование массива температур

2

Среднестатистическая температура

1,5

3

4

Дата

Дневная температура

Ночная температура

Среднесуточная

Теплые дни

Дата макс

Протапливание

5

01.11.2009

8

5

Формула 2

Формула 6

Формула 8

Формула 9

6

02.11.2009

14

4

7

03.11.2009

11

5

34

30.11.2009

-17

-20

Средняя

Кол-во теплых дней

35

Мах дневн.

Мин ночных

Формула 5

Формула 7

36

Формула 3

формула 4

Заполнив таблицу учащимся необходимо провести эксперимент.

Компьютерный эксперимент:

  1.  Определите даты, когда дневная температура была максимальной.
    1.  Определить теплые дни, когда дневная температура была выше среднестатистической, и количество таких дней в ноябре.

VI.Рефлексия (1 мин)

Давайте подведем итог урока. Итак, что открыли для себя нового на сегодняшнем уроке?

VII. Итог урока.  Всем спасибо за урок, до свидания! (1мин) Слайд16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80249. Особенности предпринимательства в агропромышленном комплексе 65.5 KB
  Аграрные отношения это составная часть экономических отношений которые складываются в сельском хозяйстве в связи с владением и использованием земли как главного средства производства в сельскохозяйственной отросли. Это обусловлено использованием в производстве земли как специфического искусственно невоспроизводимого средства производства различающегося по плодородию места расположению. Эти свойства наоборот даже могут улучшаться что приведет к росту ценности земли. Тесная зависимость земли от природноклиматических условий сезонный...
80250. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 78 KB
  Особенности рынка денег. Особенности рынка денег. Сущность денег состоит в том что они: обладают всеобщей обмениваемостью; представляют собой кристаллизацию меновой стоимости; являются воплощением всеобщего рабочего времени. С развитием общества изменялись функции и виды денег.
80251. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ 73.5 KB
  Постсоциалистические страны переходят от плановораспределительной к рыночной экономике. В соответствии с этими критериями в мировой системе хозяйства выделяется промышленноразвитые и новые индустриальные страны; высокодоходные государства экспортирующие сырье и энергоносители; наименее развитые и бедные страны мира. Кроме того различают страны с развитой развивающейся рыночной экономикой и страны с нерыночной экономикой. Используя абсолютные преимущества в специализации производства страны обмениваются избыточной продукцией и...
80252. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА 71.5 KB
  Международные валютные отношения это совокупность экономических отношений между странами юридическими и частными лицами международными экономическими и финансовокредитными организациями по поводу образования и движения валюты. в этот период имели место стабильные золотые валюты и другие международные ликвидные ресурсы в большинстве развитых стран был четкий механизм определения взаимных валютных паритетов курсов международный валютный рынок согласованный порядок взаимных международных платежей на основе вексельного обращения оно...
80253. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 73.5 KB
  Причины возникновения и сущность глобальных проблем Основные пути демилитаризации экономики Пути решения глобальных проблем Причины возникновения и сущность глобальных проблем Понятие глобальные проблемы происходит от франц. К таким проблемам относятся предотвращение мировой ядерной войны и обеспечение стабильного мира необходимость эффективной и комплексной охраны окружающей среды ликвидация отсталости развивающихся стран преодоление болезней рациональное использование глубин Мирового...
80254. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 85 KB
  Источником расширенного воспроизводства является часть созданного чистого продукта. Закон накопления указывает на причинно следственные связи между процессами накопления и потребления а именно: часть чистого продукта в составе годового продукта используется для расширения производства т. Последний разработал теорию накопления экономического роста экономических кризисов совокупного общественного продукта и его реализации экономической пропорциональности. Марксом проблемы совокупного общественного продукта его структуры и измерения.
80255. ПОТРЕБЛЕНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ (НАКОПЛЕНИЕ) И СБЕРЕЖЕНИЯ В МАКРОЭКОНОМИКЕ 64.5 KB
  Инвестиции норма накопления и ее факторы. Рост потребления осуществляется на основе накопления инвестиций. Соотношение потребления и накопления выражает проблему структуры и динамики чистого продукта или его денежного выражения национального дохода. Национальный доход используемый определяется как сумма фондов потребления и накопления.
80256. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ 152 KB
  Проблема экономического роста занимает центральное место в экономических дискуссиях где речь идет об основах социальноэкономической жизни народов. Обеспечение стабильного роста без кризисов при условии полной занятости актуальная задача экономической науки экономической политики и хозяйственной практики. Количество экономического роста выражается в его темпах. Темпы экономического роста прирост за определенный промежуток времени произведенной в народном хозяйстве продукции по отношению к ее базисному уровню.
80257. Экономическая теория: предмет, метод, функции. Экономическая политика 68.5 KB
  Обмениваясь результатами своего труда субъекты хозяйственной деятельности индивиды и коллективы вступают в определённые экономические отношения которые являются объектом изучения экономических наук и в частности экономической теории. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория как система научных взглядов на хозяйственную деятельность людей. Она изучает причинно-следственные связи с закономерностями развития экономических процессов экономические отношения возникающие между субъектами в процессе их...