13913

Обработка больших массивов числовых данных

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов Задачи урока: Образовательные: научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функци...

Русский

2013-05-19

1.62 MB

30 чел.

Тема урока: Обработка больших массивов числовых данных

Цель урока: Научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов

Задачи урока:

Образовательные:

  •  научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций;
  •  использовать логические функции для обработки данных;
  •  закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию  таблиц.

Воспитательные:

  •  Продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;

Развивающие:

  •  Продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
  •  Продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, самостоятельно выполнять задания учителя;
  •  Развивать логическое мышление, способность к анализу.

Тип урока: Комбинированный урок

Материальная база, оборудование урока

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие. (1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

II. Постановка темы и целей урока.(1 мин) Слайд1 

III. Фронтальный опрос. (4 мин)

Слайд2

1. Укажите правильное расширение файлов, написанных в пакете “Excel”

  1.  *.doc
  2.  *.xls
  3.  *.exe

Слайд3

2. Какой формат числа используется для ввода даты

  1.  Общий
  2.  Время
  3.  Дата

Слайд4

3.Укажите правильный адрес ячейки:

А) А12С

Б) В1256

В) 123С

Г) В1А

Слайд5

4.В ЭТ нельзя удалить:

А) столбец

Б) строку

В) имя ячейки

Г) содержимое     ячейки

Слайд6

5.При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:

А) не изменяются;

Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

Слайд7

6. Активная ячейка – это ячейка:

А) для записи команд;

Б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;

В) формула в которой содержит ссылки на содержимое зависимой ячейки;

Г) в которой выполняется ввод данных.

IV. Объяснение нового материала. (13 мин)

Слайд8 С массивами данных приходится иметь дело достаточно часто. Это могут быть данные различных опросов населения, результаты общегородских контрольных, антропологические замеры учащихся в начале учебного года, данные метеорологических наблюдений. Ситуация, как правило, такова, что массив уже сформирован какими-то службами, но не систематизирован. Возникает задача упорядочить и обработать уже имеющиеся данные таким образом, чтобы получить их в более наглядном виде.

Этому и посвящен урок. В нем в качестве примера рассматривается решение задачи на исследование массива температур.

Задача «Исследование массива температур».

В течении многих лет ежедневно работники гидрометеорологической службы наблюдают за погодой и скрупулезно записывают данные: скорость и направление ветра, сведения об осадках, дневные и ночные колебания температуры воздуха и т.д.

- Ребята цель нашего моделирования: выяснить, какую информацию можно получить, обработав числовой массив.

Давайте подумаем, каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере?

После обсуждения этого вопроса, приходим к выводу, что удобнее всего будет использовать электронную таблицу для решения.

- Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?

Затем проводится  формализация задачи:

Слайд9 Чтобы понять суть задачи, ответим на ряд вопросов.

Вопрос

Ответ

Что моделируем

Массив данных

Какие данные используются

Дневные и ночные температуры, зафиксированные в течении месяца

Как задаются данные

В виде таблицы

По какому критерию оцениваются данные?

По среднестатистической температуре t˚Cст, которая наблюдалась в месяце в течении многих лет

Что надо определить?

Минимальную дневную и максимальную ночную температуру и даты, когда они наблюдались, среднюю температуру за месяц и т.д.

После обсуждения с учащимися разрабатывается  информационная модель:

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Слайд10

Объект

Параметры

Название

Значение

Массив температур в ноябре

Дневные температуры t˚Cдн

Ночные температуры t˚Cн

Среднестатистическая температура t˚Cст

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Слайд11

Исходные температуры

День месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Дневная t˚C 

8

14

11

6

3

0

0

-1

-2

-6

-10

-11

-7

-3

-2

Ночная t˚C

5

4

5

2

-1

-3

-2

-4

-5

-10

-14

-15

-10

-2

0

День месяца

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Дневная t˚C 

-3

-2

0

3

5

0

-5

-11

-12

-17

-20

-18

-17

-19

-17

Ночная t˚C

-5

-5

-2

0

2

-4

-7

-16

-16

-20

-25

-24

-20

-22

-20

Затем составляется компьютерная модель

Слайд12 Ввести в таблицу исходные данные по образцу:

Далее разрабатывается математическую модель таблицы. Для обработки используются стандартные логические и статистические функции, имеющиеся во многих средах.

Слайд13

Ввести в таблицу формулы для расчетов.

A6

=A5+1

Подсчет следующей даты

1

D5

=(B5+C5)/2

Подсчет среднесуточной температуры

2

B36

=МАКС(B5:C34)

Максимальная дневная температура

3

C36

=МИН(C5:C34)

Минимальная ночная температура

4

D36

=СРЕДНЕЕ(D5:D34)

Средняя температура за ноябрь

5

E5

=ЕСЛИ(D5>$C$2;1;0)

Отмечаются теплые дни, когда температура была выше среднестатистической

6

E36

=СУММА(E5:E34)

Количество теплых дней

7

F5

=ЕСЛИ(B5=$B$36;A5; “-“

Отмечается дата, когда была самая высокая дневная температура

8

G5

=ЕСЛИ(D5<8; “протапл.”; “-“

Отмечаются дни, кода нужно протапливать помещение

9

 V. Самостоятельная работа. (17 мин) Слайд14

Ребята постройте с помощью электронной таблицы компьютерную модель.

Заполняют учащиеся по образцу расчетную таблицу (карточки)

A

B

C

D

E

F

G

1

Исследование массива температур

2

Среднестатистическая температура

1,5

3

4

Дата

Дневная температура

Ночная температура

Среднесуточная

Теплые дни

Дата макс

Протапливание

5

01.11.2009

8

5

Формула 2

Формула 6

Формула 8

Формула 9

6

02.11.2009

14

4

7

03.11.2009

11

5

34

30.11.2009

-17

-20

Средняя

Кол-во теплых дней

35

Мах дневн.

Мин ночных

Формула 5

Формула 7

36

Формула 3

формула 4

Заполнив таблицу учащимся необходимо провести эксперимент.

Компьютерный эксперимент:

  1.  Определите даты, когда дневная температура была максимальной.
    1.  Определить теплые дни, когда дневная температура была выше среднестатистической, и количество таких дней в ноябре.

VI.Рефлексия (1 мин)

Давайте подведем итог урока. Итак, что открыли для себя нового на сегодняшнем уроке?

VII. Итог урока.  Всем спасибо за урок, до свидания! (1мин) Слайд16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21455. Системы линейных дифференциальных уравнений 293 KB
  Системы линейных дифференциальных уравнений. Напомним что достаточными условиями существования и единственности решения системы обыкновенных дифференциальных уравнений 1 удовлетворяющего начальным условиям 2 являются: непрерывность всех функций в окрестности начальных значений; выполнение условия Липшица для всех...
21456. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами 282 KB
  Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Итак общее решение однородной системы 1 имеет вид 6 причем векторы 7 частные решения системы 1 которые могут быть получены следующим образом. Итак решения линейно...
21457. Матричная экспонента 394 KB
  а матрица j й столбец которой есть решение системы 1а с начальными условиями т. матрица имеет вид и удовлетворяет уравнению Тогда вектор t решение системы 1а с начальным условием может быть записан в виде т. Запишем теперь jе решение уравнения 1а удовлетворяющее начальному условию где диагональная матрица вектор столбец коэффициентов и положим где матрица коэффициентов . Теперь окончательно имеем...
21458. Спектральные приборы 519 KB
  различаются методами спектрометрии приёмниками излучения исследуемым рабочим диапазоном длин волн и др. Форма отверстия в равномерно освещенном экране 1 соответствует функции f описывающей исследуемый спектр распределение энергии излучения по длинам волн . группа 2 информация об исследуемом спектре получается путём одновременной регистрации без сканирования по  несколлькими приёмниками потоков излучения разных длин волн    .
21459. Управление света светом 870.5 KB
  ставит очень амбициозную задачу создание устройств выполняющих функции управления характеристиками оптического излучения с помощью другого оптического излучения. Предлагается воспользоваться свойствами поляризованного электромагнитного оптического излучения а именно использовать эффект оптического гашения который описан например в [3]. 1 Если четвертьволновую пластинку P1 установить так чтобы её быстрая ось была ориентирована под углом к оси OX то для излучения прошедшего через пластинку P1 получим = 1 = . 2 Согласно [4]...
21460. Применение лазерного излучения для управления движением атомами и ионами 789.5 KB
  Этот эффект называется охлаждением атомов давлением лазерного излучения. Методы позволяющие с помощью лазерного излучения охлаждать атомы основаны на эффекте вязкой жидкости оптическая патока в которой атомы медленно перемещаются. При охлаждении вещества его энергия и энтропия понижаются поэтому процесс охлаждения возможен если энергия и энтропия излучения после взаимодействия с веществом повышаются.
21461. Лазерный пинцет 957 KB
  Сила с которой свет действует на окружающие объекты невелика но ее оказывается достаточно чтобы ловить и контролируемо перемещать частицы размером от 10 нм до 10 мкм. В дальнейшем Эшкин и его коллеги продемонстрировали возможности оптической ловушки на основе инфракрасного лазера захватывать удерживать и перемещать в пространстве различные биологические объекты такие как вирусные частицы одиночные бактериальные и дрожжевые клетки и органеллы в живых клетках водорослей. Как будет вести себя частица в поле после Пишейпера В случаях...
21462. Прецизионные волоконно-оптические датчики 333 KB
  100 Мрад Последовательного и параллельного типа Распределение температуры и деформации Обратное рассеяние Релея Интенсивность обратного рассеяния Релея Многомодовое Разрешающая способность 1 м Условия реализации волоконных датчиков связаны с наличием оптической комплектации: оптическое волокно в различных спектральных диапазонах. Соединительные и разделительные фильтры Многослойники дифракционные решетки; модуляторы интенсивности на основе электрооптического эффекта ниобат лития обладающий электрооптическими свойствами которые...
21463. Импульсный оптический рефлектометр 479 KB
  Введение Импульсные оптические рефлектометры OTDR Opticl Time Domin Reflectometer различных типов широко используются практически на всех этапах создания волоконнооптических систем связи: от производства волокна и оптического кабеля до строительства волоконнооптических линий связи ВОЛС и их эксплуатации. Измерять средние потери оптического волокна на катушках равномерность распределения потерь в волокне и выявлять наличие локальных дефектов при производстве волокна. Обнаруживать постепенное или внезапное ухудшение качества волокна...