13918

Работа с диапазонами. Относительная адресация

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация Тип урока: комбинированный Цели: Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона сортировке таблицы; Познакомить с функциями обработки диапазона принципами относительной адресации; Выработка

Русский

2013-05-19

33.88 KB

144 чел.

Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона, сортировке таблицы;
  2. Познакомить с функциями обработки диапазона, принципами относительной адресации;
  3. Выработка практических навыков работы в ЭТ;
  4. Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;
  5. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;
  6. Воспитание познавательного интереса школьников.

Оборудование:

  1. ПК;
  2. Интерактивная доска;
  3.  MS Excel

Ход урока:

I.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

Устный опрос по вопросам учебника

III. Теоретическая часть (10 мин.)

План:

  1.  Что такое диапазон (блок)
  2.  Функции обработки диапазонов
  3.  Операции манипулирования с диапазонами
  4.  Сортировка данных

  Что такое диапазон (блок)

Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.

Диапазон (блок, фрагмент) — любая прямоугольная часть таблицы.

Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Например, в табл. диапазон, состоящий из вычисляемых ячеек, обозначается следующим образом: Е2:F6 (в табл. он выделен темным фоном). Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.

   

 

Функции обработки диапазона

В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам. Это суммирование чисел (СУММ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения (СРЗНАЧ), нахождение максимального (МАКС) и минимального (МИН) значения и некоторые другие. Такие функции называются статистическими.

Предположим, что в конце рабочего дня необходимо подсчитать выручку, полученную за день от продажи молочных продуктов. Для этого в таблице 4.3 нужно просуммировать все числа из диапазона F2:F6. Пусть функция суммирования обозначается словом СУММ. Тогда нужная нам формула запишется так: СУММ(F2:F6). Она обозначает следующее:

СУММ(F2:F6)=F2+F3+F4+F5+F6.

Табличные процессоры позволяют манипулировать с диапазонами электронной таблицы. К операциям манипулирования относятся: удаление, вставка, копирование, перенос, сортировка диапазонов таблицы. Эти операции выполняются с помощью команд табличного процессора. Обычно эти команды пользователь выбирает из меню команд.

Принцип относительной адресации

Казалось бы, в результате таких манипуляций расчетные формулы могут стать неверными, поскольку изменятся адреса перемещенных на новое место ячеек. Чтобы такого не происходило, в электронной таблице реализован принцип относительной адресации.

Согласно принципу относительной адресации, адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.

Следствием этого принципа является следующее правило:

Всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.

Поясним сказанное на примере. Пусть при подготовке таблицы для расчета продажи товара на следующий день владелец павильона знает, что в этот день не будут подвозиться сметана и творог. Поэтому две соответствующие строки из табл.  можно удалить. Это делается с помощью команды

УДАЛИТЬ АЗ:F4

На место удаленных строк сдвигаются строки снизу. В результате таблица преобразуется к виду, показанному в табл.

Обратите внимание на две последние строки. В присутствующих в них формулах изменились адреса ячеек. Здесь был учтен сдвиг на две строки вверх; сработал принцип относительной адресации.

Сортировка таблицы

Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:

СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ

Применение этой команды к табл. в режиме отображения значений даст результат, показанный в табл.

Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки.

Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.

IV. Самостоятельная работа (25 мин.)

Практическая работа №18

Во время каникул ребята отправились путешествовать на разных видах транспорта.

Коля проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Вася проплыл на пароходе 100 км, проехал на поезде 20 км и пролетел на самолете 60 км. Толя пролетел на самолете 200 км, проехал поездом 10 км и проплыл на пароходе 25 км. Маша проехала на поезде 30 км, пролетела на самолете 100 км и проплыла на пароходе 60 км.

1. Построить на основе вышеперечисленных данных электронную таблицу.

2. Добавить к таблице столбец, в котором будет отображаться общее количество километров, которое проехал каждый из ребят.

3. Вычислить общее количество километров, которое ребята проехали на поезде, пролетели на самолете и проплыли на пароходе (на каждом виде транспорта по отдельности).

4. Вычислить суммарное количество километров, которое дети проехали в сумме.

5. Определить максимальное и минимальное количество километров, которое дети проехали на поезде.

6. Определить среднее количество километров, которое дети проплыли на пароходе.

7. Внести в таблицу следующие изменения: Коля проехал на поезде 150 км, а Вася пролетел на самолете 200 км и выделить другим цветом ячейки, в которых произошли изменения.

8. Отсортировать таблицу по убыванию количества километров.

9. Показать результат учителю.

V. Итог урока (2 мин.)

Объявление оценок за урок

VI. Домашнее задание (1 мин.)

§20, вопросы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46904. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Выготского для психологии 36 KB
  Теоретическое и практическое значение культурноисторической концепции Выготского для психологии. Это касается и роли Выготского в исследовании понятия деятельность.Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания В статье посвященной памяти своего учителя [Выготского Л.Давыдова относительно своего утверждения требуют с нашей точки зрения дополнительного обоснования поскольку даже на той же самой странице из Выготского на которую он ссылается можно найти и термин поведение а в других местах можно увидеть...
46908. Дмитрий Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост» 36 KB
  Ход урока.Сообщение темы и цели урока. А может ли имя героя Характер его подсказать И на судьбу повлиять Какова задача нашего урока Исследовать как имя героя может повлиять на его судьбу.Работа по теме урока.
46909. Издержки и прибыль фирмы 37.88 KB
  Предельные издержки изменение валовых издержек в связи с производством дополнительной единицы продукции. Методы статистического изучения взаимосвязи социальноэкономических явлений. Статистическое изучение связи между причиной и следствием состоит из нескольких этапов. На втором этапе строится модель связи.
46910. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности 36.33 KB
  На основе Киевской Руси к середине ХII в. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси т. Эти земли были богатейшей областью на Руси. Нигде боярство не было так сильно как в Червонной Руси.
46911. Рассказы и повести В.Г. Короленко. Идейные мотивы, образы, метод, стиль. Обновление метода реализма, романтические элементы 36.5 KB
  Короленко. Владимир Галактионович Короленко. Владимир Галактионович Короленко выдающийся русский писатель. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60 х годов сочинения Н.
46912. Документ і правила його складання. Регламентація оформлення документів державними стандартами 36.5 KB
  Кожний документ складається з окремих елементів які звуться реквізитами а сукупність розміщених у встановленій послідовності реквізитів складає формуляр документа його зразок. За стадіями створення: оригінали основний і єдиний його примірник з усіма підписами і засвідченням копії точне відтворення оригіналу з позначкою копія вгорі праворуч виписки якщо треба відтворити частину документа дублікати якщо документ загублено. Формулярзразок це єдина модель побудови комплексу документів яка встановлює сукупність реквізитів...