13918

Работа с диапазонами. Относительная адресация

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация Тип урока: комбинированный Цели: Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона сортировке таблицы; Познакомить с функциями обработки диапазона принципами относительной адресации; Выработка

Русский

2013-05-19

33.88 KB

147 чел.

Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона, сортировке таблицы;
  2. Познакомить с функциями обработки диапазона, принципами относительной адресации;
  3. Выработка практических навыков работы в ЭТ;
  4. Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;
  5. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;
  6. Воспитание познавательного интереса школьников.

Оборудование:

  1. ПК;
  2. Интерактивная доска;
  3.  MS Excel

Ход урока:

I.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

Устный опрос по вопросам учебника

III. Теоретическая часть (10 мин.)

План:

  1.  Что такое диапазон (блок)
  2.  Функции обработки диапазонов
  3.  Операции манипулирования с диапазонами
  4.  Сортировка данных

  Что такое диапазон (блок)

Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.

Диапазон (блок, фрагмент) — любая прямоугольная часть таблицы.

Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Например, в табл. диапазон, состоящий из вычисляемых ячеек, обозначается следующим образом: Е2:F6 (в табл. он выделен темным фоном). Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.

   

 

Функции обработки диапазона

В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам. Это суммирование чисел (СУММ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения (СРЗНАЧ), нахождение максимального (МАКС) и минимального (МИН) значения и некоторые другие. Такие функции называются статистическими.

Предположим, что в конце рабочего дня необходимо подсчитать выручку, полученную за день от продажи молочных продуктов. Для этого в таблице 4.3 нужно просуммировать все числа из диапазона F2:F6. Пусть функция суммирования обозначается словом СУММ. Тогда нужная нам формула запишется так: СУММ(F2:F6). Она обозначает следующее:

СУММ(F2:F6)=F2+F3+F4+F5+F6.

Табличные процессоры позволяют манипулировать с диапазонами электронной таблицы. К операциям манипулирования относятся: удаление, вставка, копирование, перенос, сортировка диапазонов таблицы. Эти операции выполняются с помощью команд табличного процессора. Обычно эти команды пользователь выбирает из меню команд.

Принцип относительной адресации

Казалось бы, в результате таких манипуляций расчетные формулы могут стать неверными, поскольку изменятся адреса перемещенных на новое место ячеек. Чтобы такого не происходило, в электронной таблице реализован принцип относительной адресации.

Согласно принципу относительной адресации, адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.

Следствием этого принципа является следующее правило:

Всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.

Поясним сказанное на примере. Пусть при подготовке таблицы для расчета продажи товара на следующий день владелец павильона знает, что в этот день не будут подвозиться сметана и творог. Поэтому две соответствующие строки из табл.  можно удалить. Это делается с помощью команды

УДАЛИТЬ АЗ:F4

На место удаленных строк сдвигаются строки снизу. В результате таблица преобразуется к виду, показанному в табл.

Обратите внимание на две последние строки. В присутствующих в них формулах изменились адреса ячеек. Здесь был учтен сдвиг на две строки вверх; сработал принцип относительной адресации.

Сортировка таблицы

Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:

СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ

Применение этой команды к табл. в режиме отображения значений даст результат, показанный в табл.

Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки.

Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.

IV. Самостоятельная работа (25 мин.)

Практическая работа №18

Во время каникул ребята отправились путешествовать на разных видах транспорта.

Коля проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Вася проплыл на пароходе 100 км, проехал на поезде 20 км и пролетел на самолете 60 км. Толя пролетел на самолете 200 км, проехал поездом 10 км и проплыл на пароходе 25 км. Маша проехала на поезде 30 км, пролетела на самолете 100 км и проплыла на пароходе 60 км.

1. Построить на основе вышеперечисленных данных электронную таблицу.

2. Добавить к таблице столбец, в котором будет отображаться общее количество километров, которое проехал каждый из ребят.

3. Вычислить общее количество километров, которое ребята проехали на поезде, пролетели на самолете и проплыли на пароходе (на каждом виде транспорта по отдельности).

4. Вычислить суммарное количество километров, которое дети проехали в сумме.

5. Определить максимальное и минимальное количество километров, которое дети проехали на поезде.

6. Определить среднее количество километров, которое дети проплыли на пароходе.

7. Внести в таблицу следующие изменения: Коля проехал на поезде 150 км, а Вася пролетел на самолете 200 км и выделить другим цветом ячейки, в которых произошли изменения.

8. Отсортировать таблицу по убыванию количества километров.

9. Показать результат учителю.

V. Итог урока (2 мин.)

Объявление оценок за урок

VI. Домашнее задание (1 мин.)

§20, вопросы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85986. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО БИОТИЧЕСКОМУ ИНДЕКСУ 446 KB
  Чем чище природный водоем тем больше видов беспозвоночных животных в ней обитает и тем выше биотический индекс. Одновременно уменьшается количество видов других беспозвоночных. При дальнейшем загрязнении исчезают личинки ручейников потом ракообразные бокоплавы и водяные ослики продолжает уменьшаться видовое...
85987. КАРТОФЕЛЕОЧИСТИТЕЛЬНАЯ МАШИНА МОК-250 272 KB
  Цель работы: Оценить технический уровень картофелеочистительной машины МОК250 и дать предложения по развитию её конструкции для повышения эффективности процесса очистки клубней картофеля от кожуры. Изучить устройство и принцип работы картофелеочистительной машины МОК250.
85988. Разработка, отладка и испытание простых циклических алгоритмов и программ с известным числом повторений обработки массивов 35.79 KB
  Краткие теоретические сведения Массив это структурированный тип данных который используется для описания упорядоченной совокупности фиксированного числа элементов одного типа имеющих общее имя. Для обозначения элементов массива используются имя переменной массива и индекс.
85989. Нелинейная регрессия 599.5 KB
  Записать уравнения прямых линий регрессии и построить их на корреляционном поле. Рассмотреть различные виды уравнений регрессии из набора предлагаемого пакетом MS Excel. Провести сравнение полученных уравнений регрессии и выбрать наиболее адекватное из них.
85990. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ ЭКВИВАЛЕНТА МЕТАЛЛА 67.27 KB
  Цель работы: рассчитать эквивалентную массу металла (Me), измерив, объем водорода, выделившегося при его взаимодействии с кислотой. База эксперимента: Теоретическая: понятия эквивалент, эквивалентное число, эквивалентное количество вещества, эквивалентная масса (объем) или молярная масса (объем) эквивалента вещества.
85991. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 93.64 KB
  События в мире показывают что закономерный характер развития международных отношений требует иного подхода и иных оценок которые не сразу адекватно воспринимаются исследователями дисциплины. Сознательная деятельность людей как проявление особенностей исторического детерминизма Естественно-историческое развитие международных отношений не отрицает а предполагает сознательную деятельность людей. Выше мы уже выяснили что основной функцией международных отношений является процесс взаимодействия субъектов.
85992. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 82.92 KB
  Например в России прошел II Всероссийский конгресс политологов а в Беларуси ряд международных конференций и семинаров. Распад СССР как геополитическая катастрофа Афганистан Косово и Средняя Азия как плацдармы контроля две войны России в Чечне с целью сохранения целостности страны и контроля за добычей нефти в Каспии. В данном случае он просто повторил опыт царской России. Замятин приводит в этой связи интересный пример: Так политическое и военное соперничество России и Великобритании в Средней Азии во второй половине XIX в.
85993. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ И СТРУКТУРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ 59.97 KB
  Теории и анализ принятия решений в области внешней политики обозначились еще в 1950е гг. Объектом теорий принятия решений во внешней политике являются не общие проблемы касающиеся например предмета и сущности международных отношений конфликта или другие а конкретные вопросы связанные с действиями государства. Некоторые исследователи справедливо отмечают что изучение детерминант внешней политики без учета процесса принятия решений может оказаться или напрасной потерей времени поскольку результаты не будут иметь практического значения...
85994. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 60.01 KB
  Ответы на этот вопрос призваны дать социологический и политический анализы внешней политики. Втретьих существует четкое осознание противоречия между с одной стороны требованиями максимально высокого профессионализма во внешней патетике а с другой императивами сохранения и укрепления и в этой сфере демократических начал. Оно ведет к поиску путей и средств оптимального преодоления названного противоречия какими оказываются многочисленные общественные организации по проблемам внешней политики как внутри социальной и политической элит так...