13923

Клод Дебюсси «В лодке»

Конспект урока

Культурология и искусствоведение

Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент – металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли

Русский

2013-05-19

3 MB

9 чел.

Урок 1.

Клод Дебюсси «В лодке»

Реквизит:

  1.  Все музыкальные файлы урока.
  2.  Все распечатанные материалы урока.
  3.  Детский музыкальный инструмент – металлофон.
  4.  Таз для воды и бумажные кораблики.
  5.  Краски, кисточка для раскрашивания.
  6.  Клей, ножницы для аппликаций.

Музыкальные файлы:

  1.  Клод Дебюсси «В лодке»
  2.  Железновы «Кораблик»  CD 23 №35
  3.  Железновы «В лодке»  CD 28 №47
  4.  Железновы CD 23  №55 «Крокодильчики»  
  5.  Викторина (14 муз.отрывков)

Материалы для распечатывания:

  1.  Иллюстрации к музыке.
  2.  Соединялки.
  3.  Дай флейту флейтисту. До2х лет/ 2-4 года.
  4.  Подбери букву. 2-4 года.
  5.  Прочти-соедини. 4-6 лет.
  6.  Прочти-соедини. 6 лет.
  7.  Фото композитора Клода Дебюсси.
  8.  Фото скрипки, флейты, скрипачей и флейтистов.
  9.  Раскраски.
  10.  Аппликации.

План занятия.

1. Слушание, формирование музыкальных представлений.

      Рассказ - объяснение, советы по инсценировке, движениям под   музыку.

2.   Стихи по теме для развития общей моторики и чувства ритма.

3.  Песенки-инсценировки,  песенки - пальчиковые игры по теме.

4.           Подготовка к пению.

5.  Знакомство с инструментами оркестра.

6. Игра на детских музыкальных инструментах.

7. Прикладное творчество под музыку.

Содержание занятия.

  1.  Слушание, формирование музыкальных представлений.

      Рассказ - объяснение, советы по инсценировке, движениям под   музыку.

Разложите перед малышом иллюстрации. Создайте добрую, уютную обстановку. Настройте ребенка на сказку, чудо. Скажите, что сейчас к вам придет великая волшебница – Музыка. Она невидима, мы можем только услышать её. Но она может делать удивительные чудеса! Музыке вполне под силу усадить нас на лошадь и мы поскачем далеко-далеко.  Или эта Волшебница даст нам в руки куклу и заставит укачать её. Или перенесет нас прямо в самое море и мы начнем качаться на волнах в маленькой лодочке!

Ты можешь слушать и смотреть на картинки, а можешь просто слушать, закрыв глаза, и представляя место, куда унесла тебя Великая Волшебница звуков.

А потом давай расскажем друг другу, где мы побывали, что увидели, что делали.

(Если фантазия ребенка или речь пока ещё недостаточно богаты, в силу возраста, помогайте ему наводящими вопросами.  Например:

«Слышишь эти звуки? Что они тебе напоминают?» Покачайте руками в такт музыке, подражая волнам. Покажите на картинку плещущей воды. Если ребенок так и не ответил, спросите так:

«Ты слышишь, как плещут волны?» «Представляешь качающуюся на волнах лодку?» Предложите «сесть» вместе в эту лодочку и покачаться, взявшись за руки.

С более взрослым ребенком, чья фантазия «зашла немножко не в ту сторону», поступайте так: похвалите его за интересный рассказ и расскажите, что представилось Вам (содержание, близкое названию произведения).

  1.  Стихи по теме для развития общей моторики и чувства ритма.

«Сели в лодку и  вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

Взявшись за руки, качаемся вправо- влево, вперед- назад.

Вёсла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

Изображаем, как гребут веслами.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

Сначала приседаем, потом прыгаем вперед.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки».

Скачем на двух ножках.

  1.  Песенки-инсценировки,  песенки - пальчиковые игры по теме.

Железновы «Кораблик»  CD 23 №35.

Превратите сегодняшнее знакомство с музыкой, песенкой «Кораблик», в увлекательную игру. Подготовьте бумагу, желательно цветную и не очень тонкую. Заранее (если ребенок маленький) или вместе с малышом сконструируйте пару корабликов. Поставьте на стол таз с водой и торжественно спустите на воду свои кораблики. Включите песенку. Дуйте  на свои кораблики. Обратите внимание малыша на образующиеся  «волны». Прекращайте игру как только прекращается музыка и возобновляйте с её началом.

Как сделать бумажный кораблик.

  1.  Лодка.

  1.  Парусник

  1.  Вторая разновидность лодки из бумаги

  1.  Подготовка к пению.

Железновы «В лодке»  CD 28 №47

Включите песенку малышу. Спросите, о чем поется в ней. Помогите ответить совсем маленькому. Спросите, а хотел бы и он поплавать в лодке?

Сделайте импровизированную лодку из подручного материала. Для моих сыновей таковым являются диванные подушки. Устройтесь в вашей лодке поудобнее друг напротив друга, возьмитесь за руки, и слегка покачиваясь влево - вправо в такт музыке, изображайте, как плывете.

Активно подпевайте сами. Со временем включится и малыш.

Советы по обучению пению.

1-2 года: «В лодке»  CD 28 Железновых. Петь мелодию песенки на веселые слоги, какие могли бы вызвать интерес, живой отклик ребенка и желание повторить. Например «буль-буль».

2-4 года: Подпевать отдельные запомнившиеся слова, а детишкам близким к четырехлетнему возрасту стараться запомнить все слова. Пойте для этого больше сами, даже если считаете, что не обладаете идеальным музыкальным слухом. Главное, что малыш будет всегда видеть Вашу заинтересованность.

Для более маленьких, речь которых пока не позволяет исполнить всю песенку, советую петь мелодию на слог «ля-ля» или «буль-буль», по Вашему усмотрению.

4-6 лет: петь вместе с мамой нежно, протяжно, в характере песенки, попутно инсценируя её.

  1.  Знакомство с инструментами оркестра (от 3-4х лет).

Для детишек до 3х лет предлагаю заменить этот раздел на музыкально  - спортивную  игру «Крокодильчики» (Железновы CD 23  №55)    

Флейта и скрипка.

  1.  Флейта. Знакомство.

Вы уже 5й день слушаете замечательное произведение Дебюсси «В лодке». Малышу оно уже довольно знакомо и близко. Пришла пора обратить его внимание и на музыкальные инструменты, исполняющие эту музыку.

Спросите ребенка, как он думает, на чем играют музыканты начало пьесы? Дуют или водят по струнам (имитируйте игру на флейте и скрипке). Не ждите от ребенка правильного ответа, его и не должно пока быть. А наводящие вопросы нужны, чтобы заставить его задуматься.

Затем вместе с ним «догадайтесь»: «Конечно, это же дудочка! Слышишь, как в неё дуют?»

Продолжайте: «А называется она – ФЛЕЙТА! Хочешь её увидеть?» Тут самое время показать маленькому Музыканту несколько изображений флейты и флейтистов.

Предложите приложить к губам карандаш и «поиграть» будто на флейте. Скажите: «Чтобы появился звук, в флейту дуют. Поэтому она называется ДУХОВЫМ инструментом. Смотри, карандаш деревянный. И флейта сделана из дерева, потому называется ДЕРЕВЯННЫМ инструментом».

Итак, мы познакомились с флейтой – деревянным духовым инструментом.

Послушайте вместе, как ещё может звучать флейта.

Файлы флейта_соло и флейта_с_камерным_оркестром.

  1.  Запоминаем внешний вид флейты.

Распечатайте и разложите перед ребенком следующие картинки музыкальных инструментов: скрипка, рояль, барабан, кларнет, балалайка, флейта.

Предложите малышу найти среди них флейту. Если малыш ошибается, приложите к губам карандаш и напомните, как играют на флейте. Радуйтесь и поощряйте похвалой каждый успех ребенка! Вводите в вашу игру любимую игрушку ребенка. Пусть Мишка/ Кукла/ Паровозик «ищут» флейту, а малыш им «помогает».

  1.  Узнаем звук флейты.

Предложите малышу поиграть в прятки с… флейтой.  Включайте музыкальные отрывки из папки «Угадайка. Скрипка-флейта»

Если ребенок услышит флейту, пусть, к примеру, говорит: «Флейта, я нашел тебя!»

Если в отрывке не звучит флейта, скажет: «Нет, здесь флейты нет!»

2-4 года.

Если ребенок пока ещё мал и ему трудно выговорить такие фразы, пусть просто скажет (или попытается сказать): «Флейта!», когда её услышит и «Нет!», там, где она не звучит.

Детки до 2х лет могут вместо слов демонстрировать игру на флейте, когда она звучит и разводить руки в стороны, качая головой «Нет», когда флейты не слышно.

  1.  Читалочки- соединялочки.

Своим детям всегда делаю Соединялочки. Они стимулируют чтение, развивают логическое мышление, помогают закрепить название инструмента, исполнителя, оркестровую группу, к которой он относится.

До 2х лет

«Дай флейтисту флейту»

Помогите малышу назвать инструменты и музыкантов, играющих на них. Сделайте это доступными словами. Например: «Этот дядя играет на рояле. Вот так: …(изображаете). Эта тетя играет на скрипке. Вот так: … А вот дядя играет на гобое» (не страшно, если скажете «на дудочке» - нам сейчас важно запомнить только флейту).

Затем попросите: «Покажи, кто играет на флейте? Кто флейтист?»

Не ответит сразу, ничего страшного, ответьте за него и похвалите за старание. Повторяйте игру ежедневно. Со временем малыш запомнит.

2-4 года.

«Подбери верную букву»

Игра подойдет детишкам, которые уже знают некоторые буквы.

Попросите назвать, на какую букву начинается название нарисованного духового инструмента. Выясните вместе, что на букву «Ф». Затем попросите найти её среди других букв, называя все.

Буквы в распечатке вы можете заменить более знакомыми вашему ребенку, главное сохранить букву «Ф».

4-6 лет.

«Прочти – соедини»

Ребенок читает названия инструмента, находит слово «флейта» и соединяет его линией с изображением.

Скрипка.

А ещё в прослушанной пьесе нежные всплески воды изображают скрипки. Посмотри, какой инструмент  держит барсук, и как он на ней играет (прочитайте стихотворение С.Волкова)

СКРИПКА - это струнный смычковый музыкальный инструмент.

Она маленькая, красивой изогнутой формы. На ней натянуты 4 струны (потому-то она и называется СТРУННЫМ инструментом), а играют на ней смычком. Им водят по струнам, вот так (показываете сами). Посмотри, вот музыкант играет на скрипке:

Она - СКРИПАЧКА.

Послушай, как звучит скрипка соло (то есть одна, без сопровождения других инструментов). Файл VILNSOLO

А здесь - звучание скрипки в сопровождении симфонического оркестра.

Файл скрипка_с_симф._оркестром.

Скрипка в сопровождении камерного оркестра.

  1.   Запоминаем внешний вид скрипки.

Предложите малышу найти скрипку среди других музыкальных инструментов на картинках (как делали с флейтой)

Сделайте поделку скрипка. Распечатайте изображение скрипки, вырежьте и обведите на новом листе. Дайте силуэт ребенку. Пусть он раскрасит её по образцу (или по-своему, как захочет). А затем вместе дорисуйте черный гриф, струнодержатель и эфы, а потом и струны (сосчитайте, их должно быть ровно 4).

Наклейте рисунок на картон и вырежьте. У Вашего малыша появится своя личная скрипочка. Вместо смычка можно найти на прогулке палочку. И – играйте на здоровье!

Имитируя движения настоящего скрипача, малыш лучше усвоит этот инструмент.

  1.  Узнаем звук флейты.

Предложите малышу поиграть в «Угадайку».  Включайте музыкальные отрывки из папки «Викторина Флейта – скрипка», а малыш пусть слушает и называет имя звучащего инструмента. Проводите игру «Угадайка» ежедневно, варьируйте: то малыш называет звучащий инструмент, то показывает его на картинке, то изображает, как на нем играют. Эта игра очень стимулирует развитие слуха, быстроту реакции, зрительно-слуховые связи и моторику.

  1.  Читалочки- соединялочки.

До 2х лет

«Дай скрипку скрипачу»

2-4 года.

«Подбери верную букву»

4-6 лет.

«Прочти – соедини»

6 лет.

«Прочти – соедини»

  1.  Игра на детских музыкальных инструментах.  Развитие тембрового слуха.

Металлофон. Скольжение палочкой по пластинам вверх- вниз, нежно, в такт музыке, подражая плеску волн.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13674. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой. И. Шерр 16.69 KB
  Неравенство – такой же хороший закон природы как и всякий другой И. Шерр. Как следует понимать слова известного немецкого публициста и общественного деятеля 18 в. Иоганна Шерра Шерр говорит что неравенство является таким же хорошим законом природы как и всякий дру
13675. Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму 13.67 KB
  Никакая нация не может достичь процветания пока не осознает что пахать поле – такое же достойное занятие как писать поэму В. Букер Социология Я полностью разделяю мнение автора так как в нашем веке информационных технологий большое внимание уделяется умственному
13676. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого 14.8 KB
  Общество – свод камней который обрушился бы если бы один не поддержал другого СенекаФраза Сенеки для меня является ключом к ответу на вопрос что же такое общество. Существует много определений понятия общества. Рассмотрим одно из них. Общество – это динамическая сист...
13677. Примеры эссе по курсу обществознания. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого 18.33 KB
  Общество свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого Сенека. Эссе № 1Я не согласна с данной точкой зрения. Вопервых общество понятие многозначное. Общества бывают разные. Я сама столкнулась в жизни с одной ситуацией. В городе есть два обще
13678. Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад 14.46 KB
  Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим оно обращено вперед а не назад.Н. БердяевПод национальным самосознанием понимается отражение сознаниянации в индивидуальном сознании ее членов выражающих усвоениепоследними представлений о месте и р
13679. Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество 16.55 KB
  Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество. Прежде всего дадим определение понятия маргинальность на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного я...
13680. Семья - один из шедевров природы 14.29 KB
  Семья один из шедевров природы. Дж. Сантаяна Попытаемся ответить на вопрос почему Дж. Сантаяна считает семью одним из шедевров природы. Для начала укажем определение семьи это объединение людей основанное на браке кровном родстве или усыновлении и связанное меж...
13681. Семья является первичным лоном человеческой культуры 14.87 KB
  Семья является первичным лоном человеческой культурыИ. Ильин.Данное высказывание посвящено весьма актуальной социологической проблеме. Автор поднимает проблему семьи как самой ценной ячейке общества.Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как в
13682. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Т. Белинский 16.16 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество. В.Т. Белинский Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле субъект общественноисторической деятельности и культуры но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущн