13927

Реализация и защита своих прав. Каждый имеет право

Конспект урока

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель: повышение социально правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав. Ожидаемый результат в субъекте: осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества; усвоен

Русский

2013-05-19

54.5 KB

1 чел.

Цель:

повышение социально - правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав.

Ожидаемый результат в субъекте:

осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества;

усвоение совокупности конкретных правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан;

приобретение практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка.

Классный час проводится в несколько этапов

Предварительная работа.

Исследовательская работа с Законами РФ и подготовка пакета документов – выдержек из Федеральных Законов и нормативных актов:

Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ “О занятости населения”;

Жилищный Кодекс;

Кодекс об Административных правонарушениях;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;

Семейный Кодекс;

Уголовный Кодекс РФ;

Ф. Закон “Об образовании”;

Закон РФ “О защите прав потребителей”;

Федеральный Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;

Закон РФ “Об общественных объединениях”, Правила дорожного движения;

Правила поведения в общественных местах.

Разработка хода деловой игры (I).

Проведение деловой игры (классный час)

В ходе игры:

определение социальных ролей подростков;

определение круга взаимодействия в рамках этих социальных ролей;

определение законов и нормативных документов, регламентирующих эти взаимоотношения;

знакомство с выдержками из законов и нормативных документов;

разработка и проигрывание ситуаций согласно правилам “Этики делового общения”.

Взаимодействие с правозащитными организациями города.

Управление образования, начальник.

Управление образования, инспектор по охране детства .

Управление внутренних дел ГИБДД.

Военкомат.

Комитет по защите прав потребителей.

Молодежная биржа труда.

Управление по делам молодежи и спорта.

Цель взаимодействия:

определение прав и обязанностей в конкретной социальной роли;

выявление механизмов защиты прав подростков;

выявление и составление статистики реализации прав и нарушения прав в отношении подростков и самими подростками в городе

Оформление полученной информации:

механизм защиты прав: куда и к кому непосредственно обращаться в случае нарушения прав подростка, адрес организации и телефоны должностных лиц, образцы заявлений;

оформление в таблицах и графиках статистики нарушения прав и обязанностей подростками и в отношении подростков.

Возможный сценарий проведения деловой игры (этап II).

1. (Звучит запись первого крика ребенка. Ведущие – старшеклассники.)

- Человек родился?

- Человек родился .

- Человек!

- Получит свой первый документ – свидетельство о рождении. Станет полноправным гражданином своей страны.

- Человек растет. Общается с окружающим его обществом (социумом).

- А общество живет по правилам.

- А для чего люди придумывают правила?

- Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

- Затем эти правила превратились в Законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами.

- Но как же узнать, в каком случае, какой закон защищает ваши права?

Учитель. Каждый человек в своей жизни выполняет множество различных социальных ролей. Например: сейчас мы с вами в школе, где моя социальная роль – учитель, ваша – учащиеся. После школы мы идем домой. Наши социальные роли меняются. Ваша социальная роль – сын (или дочь), внук (внучка). Я в свой семье - мама и жена.

Сейчас я вам предлагаю вспомнить и назвать все социальные роли, которые вы выполняли в своей жизни или те, которые вам предстоит выполнять.

(Все предложенные варианты записываются на доске, объединяются по направлениям. На доске чертится таблица )

Вариант записи на доске.Социальные роли С кем взаимодействует в данной социальной роли Правила Законы Кто охраняет?

Сын, дочь – член семьи С другими членами семьи Правила поведения в обществе, правила этикета Семейный кодекс Инспектор по охране детства

И т.д.        

2. Класс делится на микрогруппы по 3-5 человек. Каждой группе предлагаются выдержки из правовых документов для изучения. Дается время на изучение документов. Затем представитель каждой группы озвучивает на весь класс информацию из документа (кратко).

3. Каждой группе предлагаются ролевые ситуации взаимодействия с чиновниками (написаны на перевернутых листах). Команде необходимо инсценировать ситуацию и проиграть правильное поведение.

Варианты анкет по итогам проведения всех этапов классного часа.№ вопрос Варианты ответов

1 Полезна ли встреча и общение с представителями правозащитных служб? 1.Да

2.Нет

3.не знаю

2 Узнали ли Вы что-то новое о своих правах и обязанностях? 1.Да

2.Нет

3.Затрудняюсь ответить

3 Помогут ли Вам знания механизма защиты прав подростка в решении проблемных жизненных ситуаций? 1.Да

2.Нет

3.Затрудняюсь ответить

4 Сможете ли Вы самостоятельно составить текст заявления, доверенности и т.п.? 1.Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

5 Надо ли продолжать работу по повышению правовой компетентности подростков?

Ваши предложения: 1.Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

6 Интересна ли тебе тема защиты прав подростков? 1. Да

2. Нет

3. Не задумывался

7 Приходилось ли тебе сталкиваться с проблемой нарушения прав? 1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

8 Сможешь ли ты воспользоваться ею? 1. Думаю, что смогу

2. Наверное, нет

3. Затрудняюсь ответить

9 Если в твоем присутствии нарушили права подростка, твои действия: 1. Пройду мимо, меня это не касается

2. Посоветую как защитить права

3. Я не знаю, как помочь.

Итоговый выход.

Приложение № 1

В случае дорожно-транспортного происшествия необходимо:

запомнить марку машины, её цвет и номер;

запомнить, если можно, приметы водителя;

позвонить в УВД по 02, сделать устное заявление;

написать Ф.И.О. и телефоны не менее двух свидетелей ДТП.

В случае, если подросток сам не в состоянии всего этого сделать по причине травм, необходимо обратиться за помощью к взрослым людям , оказавшимся рядом. Сотрудники УВД составят протокол, запишут сообщение подростка о происшествии и показания свидетелей. В дальнейшем розыском водителя, скрывшегося с места происшествия, будет заниматься инспектор ГИБДД по розыску.

Все дальнейшие действия должны осуществляться родителями подростка. Если подросток моложе 14 лет, беседовать с ним можно только в присутствии родителей. С более взрослыми подростками можно беседовать также в присутствии социального педагога.

Подростки чаще всего попадают в аварию по собственной вине, нарушая Правила дорожного движения. Чаще всего в нашем городе это случается ___________________________________________________________

Одним из нарушений ПДД является то, что подростки катаются, прицепившись к заднему бамперу автобуса. Чаще это случается на ул_____________________________________________________________________

Новым видом нарушений со стороны подростка стала покупка старых машин и катание на них без прав, что ведет к ДТП.

Приложение № 2

Информация, полученная………..

От службы в армии могут освобождаться или иметь отсрочку лица, имеющие медицинские противопоказания, перечень которых есть в “Положении о военно-врачебной экспертизе”. Это положение утверждено постановлением правительства Российской Федерации 20 апреля 1995 г. за № 390.

Также имеют отсрочку лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, но, если дважды переходить из одного ВУЗа в другой, этой льготы лишаешься.

Если призывник женат и имеет ребенка до 3 лет, то он тоже имеет отсрочку. Если же его призвали и у него родился ребенок, то от службы он освобождается и уже не призывается более, даже если он прослужил всего 2-3 месяца.

Комитет солдатских матерей заботится не только о призывающихся в армию, но и о тех, кто уже служит. К ним обращаются родственники в случае угрозы физическому или психическому здоровью солдат.

Подростку призывного возраста.

В случае несогласия с решением призывной комиссии необходимо взять выписку из протокола призывной комиссии, написать заявление на имя председателя призывной комиссии, а в случае неудовлетворения, написать заявление в областную комиссию. Далее можно подавать заявление в суд: до решения суда в армию не призывают.

Образец заявления

Председателю призывной комиссии г…..

заместителю главы администрации ………

Призывника (ФИО)

Заявление

Я (ФИО) не согласен с решением медицинской (призывной) комиссии (указать причину).

Прошу провести повторное обследование в клинике ……………………..

число, подпись

Приложение № 3

Информация, полученная в Управлении внутренних дел, начальник ……….

Статистика нарушений прав в отношении подростков и самими подростками за 200… год.

За…. месяцев 200…. года зарегистрировано:

… случая нарушения общественного порядка подростками.

….. человек привлечены к административной ответственности;

….. преступлений совершено подростками до 14 лет;

На сегодняшний день ….. подростка состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Наиболее неблагополучные районы: …………..

Как поступить, если с тобой случилась беда!

1 вариант

ул.…….. дежурная часть (дежурному объяснить ситуацию). Он направит в следственный отдел к любому сотруднику. По факту нарушения прав подростка составляется рапорт и проводится проверка.

2 вариант

Подразделение по делам несовершеннолетних, …….., начальник – тел. ……..

Если отмечен факт кражи имущества подростка, то все объяснения должны проводиться в присутствии родителей и педагога.

Как написать заявление

В подразделении по делам несовершеннолетних имеются бланки установленного образца. Если подростку исполнилось 16 лет, то пишется заявление в произвольной форме на имя начальника УВД г. ……...

Приложение № 4

Информация, полученная в Центре занятости населения ул………

Подростку, желающему трудоустроиться.

При приеме на работу необходимо иметь следующие документы: паспорт, заявление с подписью о согласии родителей, номер ИНН, справка о состоянии здоровья.

При нарушении ваших прав со стороны работодателя, можно обратиться в организации:

молодежная биржа труда, ул…….. тел…….. руководитель;

центр занятости населения, ул. ………, тел. ……… юрист;

комиссия по трудовым спорам на предприятии;

суд. Подать исковое заявление, ул……. канцелярия.

Продолжительность рабочей недели:Возраст В учебном году В каникулы

14-16 лет не более 18 часов в неделю 24 часа

16-18 лет   36 часов

На молодежной бирже труда Вам расскажут о наличии свободных мест и предоставят полную информацию об условиях и оплате труда. Если вас устраивает предлагаемая работа, то вам дадут рекомендательное письмо, с которым Вы отправитесь в ту организацию, предприятие, учреждение, где вам предстоит работать. Но при этом вы должны знать, что согласно Закону РФ “О занятости населения” от 1991 г. правительство выделило те категории детей, которым в первую очередь должна оказываться помощь в трудоустройстве, а именно:

дети-сироты,

дети, находящиеся под опекой,

дети из многодетных семей,

дети-инвалиды,

дети безработных граждан,

а также других категорий, нуждающихся в особой заботе государства.

При наличии свободных мест отказ работодателя может быть обжалован в суде.

Если Вы не относитесь ни к одной из этих категорий, то Ваше дальнейшее трудоустройство зависит не только от работодателя, но и от Вас самих. Вы можете работать в любое свободное от учебы время, но Вам нужно знать, что:

вы считаетесь допущенными к работе с момента заключения трудового договора;

вам не может устраиваться испытание при приеме на работу;

вам выписывается трудовая книжка, если Вы принимаетесь на работу на срок свыше 5 дней;

А также вы должны знать:

подросткам предоставляется такая работа, которая не оказывала бы негативного воздействия на их здоровье, нравственное и умственное развитие;

время простоя по вине работодателя оплачивается;

время работы в выходные дни оплачивается в двойном размере;

несовершеннолетний не несет материальной ответственности (но если он совершил преступление, то полностью несет ответственность за содеянное);

если подросток причинил вред оборудованию при выполнении своих трудовых обязанностей, то вред возмещает работодатель;

без согласия подростка, работодатель не может перевести его на другую работу;

Можно ли уволить подростка?

Увольнение подростка по инициативе работодателя возможно только по согласию с комиссией по делам несовершеннолетних;

Если подростка увольняют, его должны обязательно трудоустроить на другую работу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38136. Концептуальні засади соціального і гуманітарного забезпечення та виховної роботи в Збройних Силах України 188 KB
  Актуальність вивчення даної теми полягає в тому, що знання командиром (начальником) концептуальних засад гуманітарного та соціального забезпечення, змісту і основних напрямків соціальної і гуманітарної політики, основ морально-психологічного забезпечення, на сучасному етапі розвитку ЗС України виступає важливою передумовою ефективного навчання та виховання особового складу в підрозділі (частині).
38137. Організація морально-психологічного забезпечення окремих видів бойової підготовки підрозділів 157 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність, функції та структура спілкування,
38138. Організація заходів морально-психологічного забезпечення виконання миротворчих завдань 149 KB
  Географія міжнародних миротворчих операцій є практично необмеженою, оскільки жоден населений регіон світу не можна вважати абсолютно стабільним. Тому військові підрозділи, що призначаються для здійснення миротворчих операцій, мають бути готовими до дій у будь-яких географічних і кліматичних умовах. Водночас не викликає сумніву потреба диференційованої підготовки миротворчих підрозділів до дій в особливих умовах (наприклад, гірських або тропічних).
38139. Організація психологічної підготовки в збройних силах країн – членів НАТО 107.5 KB
  Організація моральнопсихологічного забезпечення Заняття №16: Організація психологічної підготовки в збройних силах країн – членів НАТО Час: 2 години Мета заняття: 1. У бундесвері концепцію виховного впливу формує цілий Апарат ідеологічної роботи збройних сил безпосередньо підпорядкований міністру оборони країни. На вищому рівні цим...
38140. Морально-психологічне забезпечення основних видів бою Сухопутних військ ЗС України 133.5 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність, функції та структура спілкування...
38141. Завдання органів з виховної роботи на сучасному етапі розвитку Збройних Сил України 159.5 KB
  Морально-психологічне забезпечення діяльності військ – це система заходів, спрямованих на формування і підтримання високого морального духу армії, МПС і дисципліни особового складу, правопорядку військового, на згуртування військових колективів і протидію інформаційно-психологічному впливу противника.
38142. Плануюча і звітна документація з питань морально-психологічного забезпечення виконання миротворчих завдань 104 KB
  Закріпити знання одержані курсантами студентами в процесі самостійної роботи над навчальною методичною і науковою літературою; 2. Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану окремих військовослужбовців. ОСНОВНА ЧАСТИНА: виховної роботи це визначення напрямів шляхів змісту засобів методів і форм щодо реалізації цілей виховної роботи прийняття конкретних адресних обґрунтованих рішень що стосуються реалізації заходів виховної роботи їх...
38143. Відпрацювання плануючої та звітної документації з питань морально-психологічного забезпечення основних видів бою 102 KB
  Закріпити знання одержані курсантами студентами в процесі самостійної роботи над навчальною методичною і науковою літературою; 2. Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану окремих військовослужбовців. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Планування виховної роботи це визначення напрямів шляхів змісту засобів методів і форм щодо реалізації цілей виховної роботи прийняття конкретних адресних обґрунтованих рішень що стосуються реалізації заходів виховної роботи...
38144. Методика прогнозування і розрахунку психологічних втрат серед особового склад 162.5 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№5: Моральнопсихологічне забезпечення підготовки миротворчих підрозділів Сухопутних військ ЗС України Заняття №11: Методика прогнозування і розрахунку психологічних втрат серед особового склад Час: 2 години Мета заняття: 1. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Сутність психологічної підготовки полягає у формуванні в особового складу таких моральнопсихологічних і бойових...