13930

Трудовое право

Конспект урока

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель: Закрепить знания полученные по теме Трудовое право понятия нормативные документы и т.п.. Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях умение пользоваться документами. Формировать коммуникативные навыки общения при

Русский

2013-05-19

41.5 KB

2 чел.

Цель:

Закрепить знания, полученные по теме Трудовое право (понятия, нормативные документы и т.п.).

Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами.

Формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.

Оборудование:

Трудовой Кодекс Российской Федерации, Конституция РФ, задачи (предполагаемые вопросы “клиента”).

Ход занятия

1. Организация работы в группах.

Класс предварительно разделен на три группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика. Учитель выступает в роли клиента юридической консультации.

2. Работа в группе.

Каждой группе учителем предлагаются задачи. Учащимся необходимо, пользуясь документами, ответить на вопросы “клиента”, при этом каждый ученик решает только одну задачу.

После этого в группе проходит обсуждение выполненных задач, уточнение решений, делаются дополнения. По итогам работы группа составляет мини-справочник по своей теме, например, “Трудовое право несовершеннолетних”, “Что должна знать женщина о праве на труд”. Время работы 15-20 минут.

3. Представление результатов работы группы.

Каждая группа представляет подготовленный мини-справочник, составленный из ответов на решенные задачи. Остальные группы слушают ответы, задают уточняющие вопросы.

4. Оценивание результатов работы.

В ходе обсуждения в классе выставляется общая оценка группе за работу. Оценивается полнота подготовленного мини-справочника, правильность решения задач. Группа может снизить или повысить оценку тому или иному ученику, с учетом его вклада в общий результат.

Задания:

I группа – отвечает на вопросы несовершеннолетнего подростка;

II группа – отвечает на вопросы матери с двумя детьми;

III группа – отвечает на вопросы матери с ребенком – инвалидом.

Вопросы предполагаемых клиентов

I группа

Клиент 1. Несовершеннолетний ребенок.

1.С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет - не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.

2.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет?

Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.

3.16-летний и 20-ти летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации?

Ответ: Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда.

4.17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?

Ответ: Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.

5.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству?

Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.

6.Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые?

Ответ: Паспорт, справка с места жительства, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения. Обязателен медицинский осмотр (за счёт средств работодателя).

7.Какие нормы выработки должны быть, если гражданину 17 лет?

Ответ: Нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм, пропорционально существующей для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.

8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних?

Ответ: При повременной оплате труда - с учетом сокращенной продолжительности работы; при сдельной – оплачивается по установленным сдельным расценкам; тем, кто обучается и работает в свободное от учебы время – производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

II группа

Клиент 2. Мама с двумя детьми.

1.Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 14 лет, второму сыну 18 – лет. Он не работает, не учится. Могу ли я воздействовать на него в судебном порядке и заставить его работать?

Ответ: Да, вы можете воздействовать на него через суд с целью принудительного трудоустройства.

2.Детям 13 и 15 –лет. Могу ли я рассчитывать на неполный рабочий день?

Ответ: Да. Этой льготой могут воспользоваться женщины, имеющие детей до 14-ти лет.

3.Могу ли я работать на дому?

Ответ: Да. Вы имеете право на заключение такого трудового договора.

4.Могу ли я попасть под сокращение на моем предприятии, если я мать одиночка?

Ответ: Нет. Не допускаются увольнения матерей, имеющих детей моложе 3-х лет; одиноких матерей, имеющих детей моложе 14-ти лет.

5.Чем отличается статус занятого работника от безработного?

Ответ: Занятость – деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих закону, и приносящая, как правило, заработок.

Для получения статуса безработного: требуется наличие следующих условий:

трудоспособность лица

отсутствие оплачиваемой работы

регистрация в службе занятости для поиска подходящей работы

готовность приступить к работе

Не могут быть признанными безработными лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы.

6.Какими гарантиями я буду обладать, как безработная?

Ответ:

Содействие государства в трудоустройстве.

Выплата пособия по безработице.

Досрочное оформление пенсии по старости.

Материальная помощь.

Право на бесплатное обучение.

7.Могут ли меня уволить без предоставления другой работы?

Ответ: Нет. При увольнении работника работодатель обязан предложить другую работу на том же предприятии или в той же организации, и обязан предупредить об этом за два месяца. Обязательное трудоустройство беременных женщин, женщин имеющих детей до 3-х лет, одиноких матерей с детьми до 14-лет, или детьми-инвалидами до 16-ти лет.

8.Я педагогический работник. Администрация мне не разрешает совместительство. Кто прав?

Ответ: Вы правы: педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности. Продолжительность рабочего времени по совместительству не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

III группа

Клиент 3. Мать с ребенком – инвалидом.

1.Могу ли я отказаться от командировки?

Ответ: Да. Запрещается направление в служебную командировку и привлечение к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни матерей с детьми – инвалидами.

2.Я не использовала дополнительный отпуск в этом году, могу ли я присоединить его к очередному отпуску?

Ответ: Нет. Перенесение дополнительного отпуска (14 дней) на следующий год не допускается.

3.Могу ли я взять неделю оплачиваемого отпуска?

Ответ: Нет. Вы можете использовать только четыре дня в месяц (дополнительные, оплачиваемые, по своему усмотрению).

4.Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав?

Ответ: Администрация неправомочна. Действительно, срочный договор, который заключен на определенный срок, раннее расторгнут быть не может, но у вас уважительная причина. Расчет и выдача трудовой книжки должны производиться сразу в день расторжения договора.

5.Положена ли мне сокращенная рабочая неделя, если я работаю в г. Братске, приравненному к местности Крайнего Севера?

Ответ: Да. Коллективным или трудовым договором устанавливается 36-ти часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них Федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

6.Я могу рассчитывать на работу в шахте?

Ответ: Нет. Эта работа, на которой ограничивается применение женского труда.

7.Может воспользоваться мой муж отпуском по уходу за ребенком?

Ответ: Да. Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

8.Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?

Ответ: Да, за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Дополнительная литература для работы на уроке:

Федеральные законы по вопросам труда.

Указы Президента Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации.

Нормативно – правовые акты (в том числе местного значения).

Рекомендации

Предварительно можно предложить учащимся дополнительное задание опережающего характера.

Задание: Проведите собеседование с родителями и выясните, какие вопросы возникают у них относительного пенсионного обеспечения.

Собранные вопросы могут быть использованы на уроке. Для работы с ними можно создать еще одну группу, предполагаемый клиент – пенсионер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83732. Какие бывают растения? 150.63 KB
  Древесные и травянистые жизненные формы растений и их отличительные признаки; лекарственные растения края; осенние изменения в жизни растений различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам; распознавать растения края...
83733. Глобус – модель Земли 44.52 KB
  Цель: познакомить с глобусом – моделью Земли; формировать понятия: глобус модель экватор полюса земная ось материки океаны. Планируемые результаты предметные: научатся: определять форму планеты Земля находить на глобусе полюса экватор земную ось материки океаны; иметь представление о накоплении...
83734. What do we name the Motherland? Что мы называем Родиной? 87 KB
  Teacher: Ok, you are right. The title of our lesson is our motherland and its power. Are you ready to find out more interesting information concerned this topic? If yes, let’s get the ball rolling. После ответов учащихся, учитель подводит итог ответам и объявляет тему и цель урока.
83735. Россия в эпоху Великих реформ 941.15 KB
  Здесь вы найдете статистические данные исторические документы воспоминания современников задания по карте. Кроме того вам надо на плакате графически изобразить с помощью линий и надписей Положительные и отрицательные последствия для сельского хозяйства страны...
83736. Свободное падение. Урок – решение задач 28.25 KB
  Цель урока: рассмотреть частный случай свободного падения – движение тела брошенного горизонтально с начальной скоростью. Задачи урока: систематизировать и обобщить знания по теме Свободное падение; дать представление о движении тела брошенного горизонтально с начальной скоростью...
83737. Индустриализация СССР 30-х гг. ХХ века 73.93 KB
  Цели урока: Личностный результат - осознавать необходимость индустриализации СССР в 30-е годы ХХ века осмысливать сложность и историческую значимость модернизации страны воспитывать объективный подход к историческим событиям чувство гордости за достижения нашей страны...
83738. СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ 46.77 KB
  Обучающий аспект: знакомство с группами сочинительных союзов и их ролью в речи с группами подчинительных союзов и их значением формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
83739. Конституция Российской Федерации – основной закон страны 64.78 KB
  Образовательная - закрепление и расширение знаний по теме «Конституция Российской Федерации. Конституционное право», характеризовать конституцию как основной закон государства, знать её содержание, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
83740. Возрасты нашей жизни 84.5 KB
  Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...