13974

Башкирские музыкальные инструменты

Реферат

Музыка

Башкирские музыкальные инструменты. Башкирская инструментальная культура – наследие уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно первому подробному исследованию немногим более 100 лет а регулярный поиск и систематизация ин...

Русский

2013-05-20

73.5 KB

47 чел.

Башкирские музыкальные инструменты.

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но  первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним "башкорт" и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.  Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до  своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона.  Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом.  Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения. 

Оркестр состоит из нескольких групп музыкальных инструментов: 

1. Группа кураев – это основная мелодическая группа инструментов, представленная традиционным башкирским инструментом кураем 

2. Группа струнно-щипковых инструментов – русская домра (малая) и башкирская думбыра (альт), балалайка-контрабас 

3. Группа струнно-смычковых инструментов – скрипка, альт, виолончель, кыл-кубыз, контрабас 

4. Группа баянов 

5. Группа ударных инструментов

 6. Флейта 

7. Иногда в звучании оркестра используется кубыз (варган), узляу (горловое пение), хайран, гоор.

     Кура́й (башк. ҡурай) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты).Относится к классу аэрофонов На каждом инструменте можно играть произведения в четырех тональностях: основной мажорной, параллельной минорной, тональности мажорной субдоминанты и параллельной ей минорной тональности. При этом следует помнить, что в звуковом ряду каждого инструмента отсутствует седьмая ступень основной тональности. Диапазон курая – 2,5 октавы. Курай может звучать в диапазоне от a до fis 3 (ля малой октавы – фа-диез третей октавы). Самого красивого и колоритного звучания курай достигает при игре в среднем регистре. Курай может выполнять как мелодическую, так и гармоническую функции в оркестре. Курай является символом башкирской инструментальной музыки и придает самобытность звучанию оркестра. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника. Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Разновидности:

  •  Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  •  Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  •  Сыбызгы (һыбыҙғы).
  •  Медный, серебряный курай.
  •  Для профессиональной игры на курае мастер-исполнитель И.Ильбаков сконструировал в 1987 году экспериментальный хроматический курай («Ишкурай»).

Изготовление: Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Инструмент имеет пять отверстий, длина — около метра. Изготавливается он следующим образом: поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех — пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два-два с половиной пальца. Одно отверстие вырезается на обратной стороне трубки, несколько ниже верхнего.

Звукоряд: Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Строй курая натуральный. Диапазон - около трех октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. В среднем регистре путем передувания воздуха в трубке формируется мажорный лад с повышенной IV и низкой VII ступенями. В верхнем регистре, используя тот же прием передувания воздуха, исполнитель получает мажорный лад, но с VI низкой ступенью. Возможности инструмента достаточно широки. Извлекаются мажорные (ионийский, лидийский, миксолидийский) и минорные (эолийский, фригийский, дорийский, гармонический) лады.

Узляу: Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. "Узляу" чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение  тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

Под названием "Узляу" в Башкортостане отмечаются два вида двухголосия:  

1.     Сольное горловое двухголосное, в особой вокально-инструментальной манере. 2.     Горловое бурдонирующее  сопровождение игры на курае.

Горловое двухголосное "Узляу" довольно редкий вид национального искусства. Описаний башкирского "Узляу" пока не было, нет и  какой-то классификации, но известно, что под названием "Узляу" на территории современного Башкортостана отмечено три разновидности горлового пения:

1.     Кара-узляу или Тюбен-узляу – темное или низкое горловое пение.

2.     Югары-узляу – высокое горловое пение.

3.     Бала-узляу или Катын-узляу – детское или женское горловое пение.

Курайное узляу не представляет собой статичный бурдон и отличается от него большей подвижностью и более широкой сферой применения. Гортанный бурдонирующий звук подключается к основной мелодии только в эпизодах, определенных исполнительской традицией.
Репертуар курая включает в себя практически все музыкальные жанры, связанные с традициями национального исполнительства:

  1.  - Узун-кюй (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе, в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками, с прихотливой орнаментикой.
  2.  - Халмак-кюй (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе.
  3.  - Кыска-кюй (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы.

Подобные инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана. Ведь недаром символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики, а его семь лепестков напоминают о семи древних башкирских родах, заключивших в 1557 г. договор о вхождение в состав России.

Курай обладает своеобразным тембром и своим репертуаром, которых невозможно спутать с любым другим инструментом.
Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения длинной около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах Республики. Спрос на тростниковый курай огромный, но искусственное выращивание музыкального тростника пока не отлажено. Это не огорчает кураистов. Башкирские музыканты используют для изготовления инструмента любой трубчатый предмет. Известны случаи, когда во время Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. башкиры использовали для изготовления курая металлические трубки с двигателей сбитых фашистских самолетов.

В настоящее время наибольшим успехом пользуется заменитель тростникового инструмента из скрученного деревянного шпона, который в 80-е годы ХХ века стал изготавливать башкирский мастер В.Шугаюпов. На шпоновом курае играют самодеятельные музыканты и известные профессионалы. Налажено обучение на курае от школы до вуза. Выпущено несколько методических и хрестоматийных пособий.


Звукоизвлечение на курае сложно. Кроме традиционных сольных мелодий, исполняемых одним музыкантом, существует и ансамблевая игра в гетерофонной манере однолинейного многоголосия. Современные кураисты собираются в большие ансамбли (до 30 исполнителей). Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. "Узляу" чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.


Из фольклорных источников известны еще
три аэрофона:

Хорнай (Сорнай) –  труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда;

Борго – предположительно та же группа инструментов, но изготовленная из дерева;

Зурна –  вид шалмеев (гобоев).

Курай-бала - национальная разновидность флейты Пана.

       Кыл-кубыз - (kыл kумыз) – старинный тюркский струнный смычковый инструмент, в древности бытовавший среди башкирского народа. С распространением на территории Башкирии скрипки, традиция игры на кыл-кубызе была утрачена. Его возрождение на территории республики началось лишь в конце ХХ века, во многом благодаря Национальному оркестру народных инструментов РБ, который способствовал его ренессансу, совершенствованию и популяризации. Современный кыл-кубыз представляет собой струнный музыкальный инструмент длиной около 600 мм с вытянутым деревянным корпусом, изогнутым дугообразным грифом, над которым натянуты струны, количество которых может быть от двух до четырех. Используется квартовый или квинтовый строй. При игре на кыл-кубызе инструмент упирается в пол длинным штырем, выходящим из корпуса, или придерживается коленями исполнителя. На некоторых видах кыл-кубыза струны не прижимаются пальцами к грифу, а лишь слегка задеваются первой фалангой согнутых пальцев исполнителя, создавая впечатление, что звук рождается из воздуха. Звучание кыл-кубыза можно сравнить со звучанием альта или виолончели, но при этом, инструмент сохраняет свой неповторимый тембр. 

       Думбыра – башкирский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный русской домре, казахской домбре, узбекскому инструменту думбрак и др. Строй инструмента квинто-квартовый е1, а1, е. Диапазон от е до fis 4. Думбыра, подобно альтовой домре, инструмент, транспонирующий на октаву вниз. Партии думбыры пишутся в скрипичном ключе, однако звучать инструмент будет октавой ниже. Если проводить аналогию с оркестром русских народных инструментов, то можно сказать, что группа думбыры в Национальном оркестре народных инструментов сочетает в себе функции группы альтовых домр и балалаечной группы. На думбыре используются приемы игры и способы звукоизвлечения аналогично русской домре. Существенным отличием является то, что партии думбыры часто бывают изложены в аккордовой фактуре.

Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три).Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVIIXVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов. Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.

Традиционный башкирский кубыз.

Кубыз, разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Строение Кубыза:

1. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Внешние щечки корпуса
4. Внутренние щечки корпуса
5. Язычек
6. Колено язычка
7. Кончик язычка
8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический
кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов - <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон - бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Мандолина и скрипка. Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме, квинтовом строе и названии. По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным шейковым лютням, а скрипка – к коробчато-шейковым лютням. Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и  скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с  кураем, кубызом, баяном, ударными.С 1985 года ведется  реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).  Удалось восстановить и их  репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау,  Хар-харнау и др.). Наиболее удачные варианты  инструментов  связаны  с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.  По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда - «Гюслэ») и «Ятаган», на которых играли щипком или ударом специальных палочек.

Гармонь  и баян.  

В системе Хорбостеля-Закса гармонь и баян располагаются в классе аэрофонов с набором проскакивающих язычков. В  этноинструментарии многих народов они представляют собой конкретные разновидности инструментов, объединенных под общим названием "Гармоника". Вышеуказанные инструменты в башкирском этномузицировании – явление сравнительно новое. Первые упоминания о
гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное: "русская" или "гармонь русского строя", тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка), "батская" ("Вятская") гармонь, "Бараксин" (гармони династии казанских  мастеров Вараксиных), бирская тальянка (инструменты бирских мастеров) и так далее. В фольклорных экспедициях были выявлены два типа диатонических гармоней, имеющих наибольшее распространение: "Русская" – типа саратовской, и тальянка (тальян-гармун) – инструмент вятского типа (кировские гармони). Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этноинструментарии, так и в этнорепертуаре. Наигрыши, исполняемые на диатонических гармонях, своеобразны, но не охватывают все структуры башкирских наигрышей. Из-за ряда конструктивных особенностей на них практически не исполним "Узун-кюй" – наиболее яркий национальный вид музицирования. На гармонях в основном исполнимы простые квадратные построения типа халмак-кюй и кыска-кюй. Кроме общеинструментальных наигрышей данного типа есть и свой специфический вид музицирования – "Ауыл-кюй" и "Урам-кюй" (башк. – деревенский и уличный наигрыш), исполняемый в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек.

Баян – самая совершенная гармоника с хроматическим звукорядом в правой клавиатуре и хроматическим басо-аккордовым сопровождением в левой. По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием. Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь – все национальные исполнители предпочитают играть на "кнопочных аккордеонах" – инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах. Низкая басовая октава современных отечественных концертных баянов, чем гордятся мастера и баянисты – лауреаты академической традиции исполнительства, не устраивает народных музыкантов. Они предпочитают "высокий" бас.Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.

Ударные инструменты.

Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам. В одном из башкирских районов Челябинской области экспедицией под руководством фольклориста  Ф.Камаева зафиксирована женская игра на "
Донгоре" – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название "Донгора" - "Кабак". Из устных сведений известен и другой "Донгор" (в некоторых районах «Награ»), мембранофон из специально выделанной кожи, туго натянутой на каркас и предположительно использовавшийся для камлания. Легенды донесли до нас название башкирского "Дыбыла", рамного ударного мембранофона воинов и охотников. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах - «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» - бочку с конским хвостом. Каких-то других специфичных национальных  ударных инструментов в Башкирии не отмечено. Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах, как это культивируется у многих тюркских народов. 

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68172. УЯВЛЕННЯ ПРО БАГАТОВИМІРНЕ МИСЛЕННЯ, ЙОГО ПРИЙОМИ ТА ПРОЦЕДУРИ 327 KB
  Це мислення формується в рамках нової народжуваної холістичної раціональності усвідомлення якої багато в чому сполучене з переосмисленням уявлень про еволюцію у якій слід розрізняти еволюцію екстенсивну та інтенсивну. Інтенсивна еволюція у першу чергу вимагає глибокого переосмислення фундаментального...
68174. ГАРАНТІЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРАВА ЛЮДИНИ НА ПОВАГУ ДО ЧЕСТІ І ГІДНОСТІ У КРИМІНАЛЬНОМУ СУДОЧИНСТВІ УКРАЇНИ 197.5 KB
  Разом із цим проголосивши ратифіковані міжнародні договори складовою частиною своєї правової системи Україна визнала й загальні принципи міжнародного права які також містять вимогу поваги до честі і гідності особи у тому числі й у сфері кримінального процесу.
68175. ПЛАНУВАННЯ СТРУКТУРИ КАПІТАЛУ ПРОМИСЛОВО-ФІНАНСОВИХ ГРУП 495 KB
  В Україні інтегровані об’єднання що діють за принципом промислово-фінансових груп ПФГ формують вагому базу національної економіки і є одними з лідерів в обраних галузях. Оптимізація структури капіталу ПФГ є одним із важливих чинників їхнього функціонування в умовах що склалися на ринках капіталу та інвестицій.
68176. ДИРЕКТИВИ В УСНОМУ МОВЛЕННІ ДІТЕЙ МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ 239.5 KB
  Рульова своїми дослідженнями проведеними на матеріалі англійської французької російської а також частково української мови підготували ґрунт для комплексного вивчення мовлення дітей. Об’єктом переважної більшості онтолінгвістичних розвідок є мовлення дітей...
68177. ПСИХОДРАМА ЯК СЮЖЕТОТВОРЧИЙ КОМПОЗИЦІЙНИЙ ПРИНЦИП В РОМАНАХ МАРО ДУКА 186.5 KB
  Творчість Маро Дука яскраво репрезентує жіночу постмодерністську літературу сучасної Греції. Маро Дука нар. Після 1981 року Маро Дука присвятила себе письменницькій діяльності її твори відомі у Греції та в інших країнах свідченням чого є численні критичні статті присвячені її творчості...
68178. ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ РОЗВИТКУ МАЛОГО ТА СЕРЕДНЬОГО ПІДПРИЄМНИЦТВА В УМОВАХ ІНФОРМАЦІЙНОГО СУСПІЛЬСТВА 185 KB
  В умовах інформаційного суспільства радикальних змін у відносинах власності проблема становлення й розвитку малого та середнього підприємництва в Україні набуває важливого значення. Актуальність теми дослідження зумовлена недостатньою теоретичною розробкою підходів до обґрунтування...