13985

Теодор Адорно как теоретик социологии музыки

Эссе

Музыка

Эссе на тему:Теодор Адорно как теоретик социологии музыки Сущность общества становится сущностью музыки Теодор Адорно Человек и музыка Неразрывные понятия ведь без человека нет музыки а без музыки нет человека. И я не преувеличиваю. Подумайте: с древне...

Русский

2013-05-20

40 KB

40 чел.

Эссе на тему:
«Теодор Адорно как теоретик социологии музыки»

«Сущность общества становится сущностью музыки»

Теодор Адорно

  Человек и музыка… Неразрывные понятия, ведь без человека нет музыки, а без музыки нет человека. И я не преувеличиваю. Подумайте: с древнейших времен человек и музыка идут рука об руку. Доисторический представитель нашего рода еще не открыл способ добычи огня, а уже «музицировал». Дело в том, что речевой аппарат позволял нашим далеким предкам не только издавать какие-либо звуки, несущие определенную информацию, но и создавать музыку – гармоничное искусство звука. С помощью этого искусства люди каменного века исполняли различные обряды и ритуалы, убаюкивали младенцев и, наконец, музыка помогала им занять свободное время.

  И сейчас, в современном мире музыка имеет колоссальное влияние на человека как личность. То есть мы можем сказать что музыка – необходимый аспект социализации личности. Что же такое социология музыки? Это наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её общественного бытования на музыкальное творчество, исполнительство и публику; один из разделов социологии искусства. 

Одним из основных современных теоретиков социологии музыки является Теодор Адорно.

  Как это ни странно, но Теодор Адорно не был озабочен поиском определения музыки. В работе «Социология музыки» (1962 г.) он довольствуется пониманием музыки как искусства, выражающего дух времени. Это достаточно распространенная формулировка, восходящая к академичной немецкой философской традиции, и для Адорно это определение было достаточным для того, чтобы вести свой разговор о музыке. Конечно, в его работе «Социология музыки» можно встретить и другие более точные и строгие определения: музыка — это язык, но не язык понятийный; музыка — это субститут реальных процессов; наконец, музыка как шифр социального, ибо «в музыке нет ничего такого, что сохраняло бы свое значение, не будучи истинным в социальном смысле», но вместе с тем, оговаривал он, «никакое социальное содержание музыки не имеет значения, пока оно не объективируется эстетическим».

  Если попытаться упростить, не исказив при этом, исходную позицию Адорно в понимании музыки, то ее можно сформулировать так: музыка — это феномен мировой культуры, цивилизации. И задача социолога — научить людей понимать музыку, а через нее и само общество, ибо «вся общественная проблематика и вся ее сложность выражаются, в частности, в противоречиях между производством музыки и ее рецепцией обществом и даже в структуре слушания музыки как такового». Поэтому и социолог должен изучать этот опыт рецепции, т. е. восприятия музыки современным развитым обществом.

  Тедор Адорно довольствовался толкованием музыки как шифра социального, но акцентировал внимание на функции музыки, а не на самом феномене музыки. Он озабочен тем, для чего нужна музыка, но не задается вопросом: «Может ли музыка как сугубо эстетическая категория быть значимой для социологических полевых исследований сама по себе?». Он не задавался вопросом о самой возможности существования такой отрасли, как «социология музыки».

  Основная идея, отстаиваемая автором книги, состоит в доказательстве, что социальный характер музыки  определяется не социальным происхождением композитора, не социальным характером аудитории его творчества, а только особенностями отображения социальной структуры общества в структуре самого музыкального произведения. Поскольку же суть социальных отношений Адорно видит в конфликте между личностью и подавляющей ее тотальностью социума, то отображение этого конфликта выступает для него критерием истинности музыки. А всякое смягчение, игнорирование социальных антагонизмов – признаком ложного, идеологического сознания. «Расхождение общих и частных интересов само признает свое существование, выражаясь в музыкальной форме, тогда как официальная идеология учит, что то и другое находится в гармонии. Подлинная музыка, вероятно, как  и все подлинное искусство, - это криптограмма непримиримых противоречий между судьбой отдельного человека и его назначением как человека, изображение того, как проблематично всякое увязывание антагонистических интересов в единое целое…  Чем в более чистой и бескомпромиссной форме музыка постигает антагонистические противоречия, чем более глубокое структурное оформление они получают, тем меньше музыка оказывается идеологией и тем более – верным объективным сознанием»

    Соответственно структуре музыкального произведения, точнее, тому или иному уровню ее постижении, Адорно производит и типологию слушателей. Крайними типами, по его мнению, являются слушатели «эксперты» и «развлекающиеся».  Для первых характерно вполне адекватное, «структурное» восприятие музыки, то есть способность охватить музыкальную форму как единое целое. «Этот тип,- считает Адорно,- сегодня, вероятно, ограничен кругом профессиональных музыкантов, хотя не все из них удовлетворят таким критериям ». Наиболее же распространенный тип – развлекающийся слушатель, на которого рассчитана индустрия культуры. Музыка для него – элемент комфорта, необходимый, чтобы расслабиться.

  Представляется, что Теодор Адорно писал о музыке как о сугубо эстетическом феномене, ибо не был озабочен вопросом, а является ли то, что он пишет, социологией. Музыка интересовала его не как социолога, а как человека большой музыкальной культуры. Поэтому, возможно, его лекции по социологии музыки интересны для социологии с исторической точки зрения, но лишены актуальности для современного социолога-исследователя.

  Большинство рассуждений  Адорно об идеологичности искусства оперируют музыкальным материалом, а найденные им закономерности распространяются на другие виды искусства и даже другие области культуры (науку, философию). По Т. Адорно, все реальные подлинные произведения искусства всегда отрицали непродуктивную противоречивость действительности, тем самым вынося ей свой приговор.

  Ознакомившись с работой Теодора Адорно я приняла следующую точку зрения, касаемо музыки как социального явления: музыка (подобно любому другому художественному явлению), являясь феноменом не только эстетическим, но и в полной мере социальным, взаимозависимым с другими подсистемами общественной структуры, не может быть в полной мере понята, объяснена, интерпретирована вне ее рассмотрения в существенно более широком, чем собственно художественное, пространстве - пространстве социальности. И, лично моё мнение таково: Теодору Адорно удалось рассмотреть музыку как культурный феномен через призму социума. Он внес огромный вклад не только в социологию музыки как отдельную пограничную дисциплину, но и в такие науки, как философию, психологию, культурологию, историю, и, конечно, музыкознание и социологию.

Список использованной литературы:

  1.  Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

    2) С.В. Дамберг, В.Е. Семенков «Социология музыки Т. Адорно и  современная музыкальная культура» (http://ecsocman.hse.ru/)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74313. Режимы нейтралей высоковольтных ЭС 77 KB
  В установках с глухозаземленной нейтралью всякое замыкание на землю является коротким замыканием и сопровождается большим током к. В установках с изолированной нейтралью замыкание одной из фаз на землю не является коротким. Кроме того при замыканиях на землю возникают значительные нескомпенсированные магнитные потоки нулевой последовательности которые необходимо учитывать вследствие их влияния на установки связи.Трехфазная сеть с глухозаземленной нейтралью В установках с изолированной нейтралью при замыкании на землю одной из фаз треугольник...
74314. Физико-технические свойства проводниковых материалов 30 KB
  Из-за низкого удельного сопротивления, медь широко применяется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов или других проводников, например, при печатном монтаже
74315. Воздушные линии электропередач (ЛЭП). Назначения, требования, предъявляемые к конструкции ВЛ. Конструктивное выполнение ВЛ 41 KB
  Воздушные линии электропередач ЛЭП. Воздушными называются линии предназначенные для передачи и распределения ЭЭ по проводам расположенным на открытом воздухе и поддерживаемым с помощью опор и изоляторов. Из анализа условий ВЛ следует что материалы и конструкции линий должны удовлетворять ряду требований: экономически приемлемая стоимость хорошая электропроводность и достаточная механическая прочность материалов проводов и тросов стойкость их к коррозии химическим воздействиям; линии должны быть электрически и экологически...
74316. Опоры ВЛ. Типы и конструкции опор. Расположение проводов и защитных тросов на опорах. Расстояние между фазами 38 KB
  Отличаются опоры материалом исполнением и способом крепления подвязки проводов. Промежуточные опоры наиболее простые служат для поддерживания проводов на прямых участках линии.
74317. Этапы становления и развития электроэнергетики в СССР и РФ 50 KB
  Потребление электроэнергии составляло всего 128 кВт чаc в год на душу населения А благами электроэнергии пользовалось лишь 20 жителей страны. Он наметил строительство в течение 1015 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны 20 тепловых и 10 ГЭС создание на этой базе крупной машинной промышленности электрификацию железных дорог.Реализация Плана ГОЭЛРО потребовала титанических усилий напряжения всех сил и ресурсов страны. является определение путей и формирование условий безопасного эффективного и устойчивого...
74318. Электроэнергетическая система (ЭЭС). Электрическая сеть (ЭС), основные понятия и определения. Классификация ЭС 38.5 KB
  Электроэнергетическая система — это находящееся в данный момент в работе электрооборудование энергосистемы и приемников электрической энергии, объединенное общим режимом и рассматриваемое как единое целое в отношении протекающих в нем физических процессов.
74319. Характерные свойства и технологические особенности ЭЭС 36 KB
  Характерные свойства и технологические особенности ЭЭС Характерные свойства и технологические особенности ЭЭС Важными характерными свойствами электроэнергетических систем ЭЭС являются: одновременность процессов производства распределения и потребления электрической энергии выработка электрической энергии жестко определяется ее потреблением и наоборот. Преобразование и передача энергии происходит с потерями энергии во всех элементах ЭЭС. Необходимо своевременно развивать ЭЭС ее рост должен опережать рост потребления энергии. В...