13989

Обзор музыкальной жизни Франции 19 века. Берлиоз. Франк

Лекция

Музыка

Лекция двенадцатая. Тема: Обзор музыкальной жизни Франции 19 века. Берлиоз. Франк. Начало 19 века. Первая половина. Главный жанр опера. В конце 17 века основан театр в Париже. В 30е годы складывается жанр большая опера. Джакомо Мейербер. Оперы: Робертдьявол Г

Русский

2013-05-20

45 KB

17 чел.

Лекция двенадцатая.

Тема: Обзор музыкальной жизни Франции 19 века. Берлиоз. Франк.

Начало 19 века. Первая половина.

Главный жанр - опера.

В конце 17 века основан театр в Париже.

В 30-е годы складывается жанр - большая опера.

Джакомо Мейербер. Оперы:

«Роберт-дьявол», «Гугеноты», «Пророк», «Африканка».

Что такое большая опера?

Спектакль занимал весь вечер.

Пять актов, как в классической трагедии и обязательно присутствовал большой балетный дивертисмент.

Предтеча – опера «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини.

Там впервые в качестве главного героя выступал народ; герой крестьянин; народ как полноправное действующее лицо.

Оперы с большими хорами.

Мейербер ввел бас-кларнет в «Роберте-дьяволе», в «Гугенотах» - виоль д’амур.

Борьба добра и зла, религиозный конфликт.

Выстроил два языка – основной и конфликтный.

В «Гугенотах» самих гугенотов характеризует протестантский хорал, хотя основная музыка романтическая.

Вывод.

  1.  Герой – крестьянин.
  2.  Большие хоры.
  3.  Сопоставление музыкальных языков.
  4.  Религиозный конфликт.
  5.  Балет.

Итальянский театр в Париже

Россини пригласил в Париж Беллини и Доницетти.

Комическая опера – полу музыкальный, полу драматический спектакль.

Обер Даниэль Франсуа Эспри, опера «Черное домино».

Разделение.

Оффенбах создал оперетту – легкая версия комической оперы

Французский балет.

До 1840 года большая часть балетов ставилась на сборную музыку.

Первый балет, поставленный на музыку одного композитора, был «Жизель» Адана.

Музыка инструментальная развивалось плохо.

Высится фигура Гектора Берлиоза.

Новаторство Берлиоза – программные симфонии:

  •  «Фантастическая»,
  •  «Гарольд в Италии»,
  •  «Ромео и Джульетта»,
  •  «Траурно-триумфальная».

Симфония – ода – название такого рода симфонии.

Переходные ораториальные произведения -

«Осуждение Фауста» - драматическая легенда, не театральное произведение, собственно ораторией назвать нельзя, так как оратория должна была быть написана на духовный сюжет.

Перешел к опере.

Опера «Бенедикт и Беатриче»

Дилогия «Троянцы».

(«Моисей» Рубинштейна – тоже дилогия)

Во второй пол. 19 века появляется эклектика.

Берлиоз способствовал утверждению этого стиля.

В молодости любил Глюка.

«Троянцы» - опера похожа по стилю на Глюка (декламация, текст, оркестр)

В 50-е годы Берлиоз видит, что Глюк не исполняют.

Поэтому сделал обработку Орфея (для Виардо, партию сделал для меццо сопрано, чтобы Орфея пела она).

Также сделал для Виардо обработку «Альцесты».

В 1871 году во французской музыке произошло обновление.

Появилась организация - Национальное общество, пропагандирующая современную музыку и развивающая жанры «серьезной» музыки.

Председателем был Сен-Санс.

Первое поколение:

Сен-Санс, Франк, Бизе, Массне (40), Делиб, Лало, Гиро, Видор

(писали симфонии для органа и для фп.)

Второе поколение:

ученик Сен-Санса Форе, ученик Гиро Поль Дюка («Ученик чародея»), ученик Франка Венсан д'Энди (занимался старинной музыкой, основал свою школу, желал вернуть церк. музыку к основам), ученики Франка Дюпарк и Шоссон.

Стиль романтизм перерождался, была эклектика.

Сезар Франк (1822, Льеж – 1890, Париж).

Французский композитор бельгийского происхождения.

Пианист вундеркинд, с детства вел концертную жизнь под руководством отца, исполняя блестящие салонные пьесы.

В 1846 году Франк прекратил жить под руководством отца и абсолютно поменял род своей деятельности.

С 1847 года работает в Церквах.

Быстро сделал карьеру органиста.

Кавайе-Колль – фирма по изготовлению органов, Франк был ее художественным представителем.

(В БЗК МГК орган именно этой фирмы).

В 19 века был разработан французский романтический орган, содержащий до пяти мануалов, до сотни регистров.

Симфонические поэмы:

  •  «Эолиды»
  •  «Про́клятый охотник»
  •  «Джинны»
  •  «Психея»
  •  Симфонические вариации для фортепиано с оркестром

Оперы:

  •  «Страделла»
  •  «Слуга напрокат»
  •  «Гульда»
  •  «Гизелла»

Оратории:

  •  «Руфь»
  •  «Искупление»
  •   «Заповеди блаженства»
  •  Торжественная месса

Сочинения для оркестра:

  •  Большая симфония G-dur
  •  Симфония d-moll

Сочинения для органа:

  •  Фантазия C-dur
  •  Большая симфоническая пьеса;
  •  Прелюдия, фуга и вариация;
  •  Пастораль;
  •  Молитва;
  •  Финал;
  •  Хорал E-dur
  •  Хорал h-moll
  •  Хорал a-moll
  •  Фантазия A-dur
  •  Кантабиле
  •  Героическая пьеса

Камерные сочинения:

  •  Соната для скрипки и фортепиано
  •  Струнный квартет D-dur
  •  Фортепианное трио
  •  Фортепианный квинтет

Сочинения для фортепиано:

  •  Эклога
  •  Большое каприччио
  •  Прелюдия, хорал и фуга
  •  Прелюдия, ария и финал
  •  Прелюдия, фуга и вариации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20732. Группа аффинных преобразований и ее подгруппы. Приложения аффинных преобразований к решению задач 105 KB
  Зададим на плоскости два аффинных репера аф.репером R на плоскости наз. Упорядоченная тройка точек ОA1A2 этой плоскости не лежащих на одной прямой. Пишут:R={ОA1A2} R={O1 2 } R’={O’ ’1 2} и рассмотрим отображение f плоскости в себя по закону: координаты точки M’=fM в репере R’ равны соответствующим координатам х у точки М в репере R.
20733. Группа преобразований подобия и ее подгруппы. Приложение преобразований к решению задач 95.5 KB
  Группа преобразований подобия и ее подгруппы. Гомотетия с коэффициентом также является частным случаем подобия . Как и для движения можно доказать теорему которая делает определение подобия конструктивным: Как и для движений можно показать что и Из этих формул следует что всякое подобие можно представить в виде произведения гомотетии и движения . Теорема: множество преобразований подобия на плоскости образуют группу.
20734. Проективная плоскость и ее модели. Группа проективных преобразований. Приложение к решению задач 29 KB
  Дополним прямую точкой бесконечно удаленной которую будем считать точкой соответствующей прямой х параллельной прямой а. Прямая дополненная бесконечно удаленной точкой называется проективной прямой. Плоскость дополненная бесконечно удаленной прямой называется проективной плоскостью. Пространство дополненное бесконечно удаленной плоскостью называется проективным пространством.
20735. Группа движений. Классификация 115.5 KB
  Классификация Движение такое преобразование плоскости которое сохраняет расстояние между любыми двумя точками. Это определение отличается от определений поворота симметрии и переноса тем что не является конструктивным нельзя определить как выполнять движение. Теорема: каковы бы ни были два прямоугольных декартовых репера и существует движение переводящее так что ориентация сохраняется. Если оба репера ориентированы одинаково то движение не изменяет ориентацию фигур иначе меняет на противоположную.
20736. Трехмерное евклидово пространство. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов. Приложение к решению задач 55.5 KB
  Скалярное векторное и смешанное произведение векторов. Основные отношения сумма векторов скалярное произведение умножение вектора на число. Аксиомы: аксиомы линейных векторов аксиома размерности аксиомы скалярного произведения. Линейное векторное пространство называется евклидовым если каждым двум векторам a и b этого пространства поставлено в соответствие число α называемое скалярным произведением этих векторов.
20737. Система аксиом Вейля трехмерного евклидова пространства и ее непротиворечивость 101 KB
  Геометрия Вопрос №11 Система аксиом Вейля трехмерного евклидова пространства и ее непротиворечивость Пусть трехмерное векторное пространство на полем вещественных чисел а непустое множество элементы которого называются точками. Предполагается также что дано множество отображений каждое из которых является отображением вида . Множество называется трехмерным вещественным евклидовым пространством если выполнены следующие аксиомы. Множество является множеством положительноопределенных билинейных форм таких что если то где .
20738. Линейные отображения (операторы). Матрица линейного оператора. Собственные векторы и собственные значения. Характеристическое уравнение 147 KB
  Матрица линейного оператора. Ядром линейного оператора называется Образом линейного оператора называется Ядро Образ Теорема. Каждый вектор разложим по базису B: Столбцы матрицы линейного оператора представляют собой координатные столбцы образов базисных векторов относительно данного базиса.АBfматрица линейного оператора.
20739. Ранг матрицы 107.5 KB
  Вопрос №11 Ранг матрицы. Столбцевым рангом матрицы называют ранг системы столбцов. Строчечным рангом матрицы называют равный столбцевому для произвольной матрицы. Согласно теореме можно говорить просто о ранге матрицы не уточняя о ранге системы строк или столбцов идет речь.