13989

Обзор музыкальной жизни Франции 19 века. Берлиоз. Франк

Лекция

Музыка

Лекция двенадцатая. Тема: Обзор музыкальной жизни Франции 19 века. Берлиоз. Франк. Начало 19 века. Первая половина. Главный жанр опера. В конце 17 века основан театр в Париже. В 30е годы складывается жанр большая опера. Джакомо Мейербер. Оперы: Робертдьявол Г

Русский

2013-05-20

45 KB

17 чел.

Лекция двенадцатая.

Тема: Обзор музыкальной жизни Франции 19 века. Берлиоз. Франк.

Начало 19 века. Первая половина.

Главный жанр - опера.

В конце 17 века основан театр в Париже.

В 30-е годы складывается жанр - большая опера.

Джакомо Мейербер. Оперы:

«Роберт-дьявол», «Гугеноты», «Пророк», «Африканка».

Что такое большая опера?

Спектакль занимал весь вечер.

Пять актов, как в классической трагедии и обязательно присутствовал большой балетный дивертисмент.

Предтеча – опера «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини.

Там впервые в качестве главного героя выступал народ; герой крестьянин; народ как полноправное действующее лицо.

Оперы с большими хорами.

Мейербер ввел бас-кларнет в «Роберте-дьяволе», в «Гугенотах» - виоль д’амур.

Борьба добра и зла, религиозный конфликт.

Выстроил два языка – основной и конфликтный.

В «Гугенотах» самих гугенотов характеризует протестантский хорал, хотя основная музыка романтическая.

Вывод.

  1.  Герой – крестьянин.
  2.  Большие хоры.
  3.  Сопоставление музыкальных языков.
  4.  Религиозный конфликт.
  5.  Балет.

Итальянский театр в Париже

Россини пригласил в Париж Беллини и Доницетти.

Комическая опера – полу музыкальный, полу драматический спектакль.

Обер Даниэль Франсуа Эспри, опера «Черное домино».

Разделение.

Оффенбах создал оперетту – легкая версия комической оперы

Французский балет.

До 1840 года большая часть балетов ставилась на сборную музыку.

Первый балет, поставленный на музыку одного композитора, был «Жизель» Адана.

Музыка инструментальная развивалось плохо.

Высится фигура Гектора Берлиоза.

Новаторство Берлиоза – программные симфонии:

  •  «Фантастическая»,
  •  «Гарольд в Италии»,
  •  «Ромео и Джульетта»,
  •  «Траурно-триумфальная».

Симфония – ода – название такого рода симфонии.

Переходные ораториальные произведения -

«Осуждение Фауста» - драматическая легенда, не театральное произведение, собственно ораторией назвать нельзя, так как оратория должна была быть написана на духовный сюжет.

Перешел к опере.

Опера «Бенедикт и Беатриче»

Дилогия «Троянцы».

(«Моисей» Рубинштейна – тоже дилогия)

Во второй пол. 19 века появляется эклектика.

Берлиоз способствовал утверждению этого стиля.

В молодости любил Глюка.

«Троянцы» - опера похожа по стилю на Глюка (декламация, текст, оркестр)

В 50-е годы Берлиоз видит, что Глюк не исполняют.

Поэтому сделал обработку Орфея (для Виардо, партию сделал для меццо сопрано, чтобы Орфея пела она).

Также сделал для Виардо обработку «Альцесты».

В 1871 году во французской музыке произошло обновление.

Появилась организация - Национальное общество, пропагандирующая современную музыку и развивающая жанры «серьезной» музыки.

Председателем был Сен-Санс.

Первое поколение:

Сен-Санс, Франк, Бизе, Массне (40), Делиб, Лало, Гиро, Видор

(писали симфонии для органа и для фп.)

Второе поколение:

ученик Сен-Санса Форе, ученик Гиро Поль Дюка («Ученик чародея»), ученик Франка Венсан д'Энди (занимался старинной музыкой, основал свою школу, желал вернуть церк. музыку к основам), ученики Франка Дюпарк и Шоссон.

Стиль романтизм перерождался, была эклектика.

Сезар Франк (1822, Льеж – 1890, Париж).

Французский композитор бельгийского происхождения.

Пианист вундеркинд, с детства вел концертную жизнь под руководством отца, исполняя блестящие салонные пьесы.

В 1846 году Франк прекратил жить под руководством отца и абсолютно поменял род своей деятельности.

С 1847 года работает в Церквах.

Быстро сделал карьеру органиста.

Кавайе-Колль – фирма по изготовлению органов, Франк был ее художественным представителем.

(В БЗК МГК орган именно этой фирмы).

В 19 века был разработан французский романтический орган, содержащий до пяти мануалов, до сотни регистров.

Симфонические поэмы:

  •  «Эолиды»
  •  «Про́клятый охотник»
  •  «Джинны»
  •  «Психея»
  •  Симфонические вариации для фортепиано с оркестром

Оперы:

  •  «Страделла»
  •  «Слуга напрокат»
  •  «Гульда»
  •  «Гизелла»

Оратории:

  •  «Руфь»
  •  «Искупление»
  •   «Заповеди блаженства»
  •  Торжественная месса

Сочинения для оркестра:

  •  Большая симфония G-dur
  •  Симфония d-moll

Сочинения для органа:

  •  Фантазия C-dur
  •  Большая симфоническая пьеса;
  •  Прелюдия, фуга и вариация;
  •  Пастораль;
  •  Молитва;
  •  Финал;
  •  Хорал E-dur
  •  Хорал h-moll
  •  Хорал a-moll
  •  Фантазия A-dur
  •  Кантабиле
  •  Героическая пьеса

Камерные сочинения:

  •  Соната для скрипки и фортепиано
  •  Струнный квартет D-dur
  •  Фортепианное трио
  •  Фортепианный квинтет

Сочинения для фортепиано:

  •  Эклога
  •  Большое каприччио
  •  Прелюдия, хорал и фуга
  •  Прелюдия, ария и финал
  •  Прелюдия, фуга и вариации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14206. Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер 25.3 KB
  Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв
14207. Фортепианное искусство Беларуси XX века 92.5 KB
  Фортепианное искусство Беларуси XX века Фортепианная музыка является неотъемлемой частью профессионального искусства Беларуси. Формирование белорусской национальной композиторской школы завершилось к концу XIX столетия и фортепианное искусство как композиторское...
14208. ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА 553.5 KB
  Е.С. Бондаренко ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА Учебно-методическое пособие Минск 2007 ВВЕДЕНИЕ Курс истории белорусской музыки – музыки нашей страны – занимает одно из важнейших мест в ряду музыкальнои...
14209. История белорусской музыки ХХ века 3.37 MB
  Л.А. Волкова История белорусской музыки ХХ века Симфония В пособии освещены актуальные проблемы исторической эволюции национального симфонизма и собственно симфонии – жанра занимающего центральное место в белорусской музыке ХХ века. Особое внимание уде...
14210. Музична память (англ. music memory) 155 KB
  Музична память. Музична память англ. music memory здатність впізнавати і відтворювати музичний матеріал. Музичне впізнавання необхідно для осмисленого сприйняття музики. Необхідна умова музичної памяті достатній розвиток музичного слуху. Важливе місце в музичній
14211. Музична педагогіка 281 KB
  Тема 1. Сутність музичної педагогіки та її основні категорії Музичне виховання як важлива складова естетичного виховання відіграє особливу роль у всебічному розвитку особистості дитини. Ця роль визначається специфікою музики як виду мистецтва з одного боку та специф...
14212. Музична педагогіка — галузь педагогічної науки 75 KB
  Музична педагогіка галузь педагогічної науки загальної педагогіки яка вивчає особливості освіти навчання та виховання особистості засобами музичного мистецтва. Музичну педагогіку слід відрізняти від окремих методик музичного навчанн...
14213. Історія музичної психології 57.5 KB
  Історія музичної психології ПЛАН: Предмет структура і методи музичної психології. Їх специфіка. Історія становлення музичної психології від найдавніших часів до сучасності. Етапи становлення музичної психології як науки. Напрямки музичної психолог...
14214. Музичне мистецтво 25.5 KB
  Музичне мистецтво Помітних успіхів досягла українська музична культура у X VIII ст. Осередком музичного життя стала Київська академія де вивчали нотну грамоту та були поширені хоровий спів гра на музичних інструментах. В академії існував симфонічний оркестр. Великий вне...