13993

Музыка. Что за прелесть эти сказки. Урок музыки в 4 классе

Конспект урока

Музыка

1. Урок музыки. 4 класс Раздел: День полный событий. Тема: Что за прелесть эти сказки Три чуда. Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о свя...

Русский

2013-06-06

136.35 KB

406 чел.

1. Урок музыки. 4 класс

Раздел: "День, полный событий". Тема: "Что за прелесть эти сказки!" Три чуда. Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова. Задачи:

- Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

- Познакомить учащихся с музыкой русского композиторасказочника Н.А.Римского-Корсакова ("Сказка о царе Салтане");

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран (для презентации к уроку);

- раздаточный материал (2 варианта текста из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", задание для слушания музыкального фрагмента "Три чуда", тест "Проверь себя") для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы.

Примерный ход урока:

  1.  Организационный момент.
  •  Вход в класс под музыку. Песня "В гостях у сказки"
  •  Музыкальное приветствие.

  1.  Актуализация знаний

- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу…со сказками. 

- А точнее, мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.

- "Что за прелесть эти сказки!" - так называется наша встреча. 

- Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине?

- Какое время года очень любил поэт?

- Что называл поэт приютом спокойствия и вдохновенья?

- Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения. 

- Послушайте музыку, узнаете ли вы ее?

  •  П.И.Чайковский "Осенняя песнь" - слушание.

- Назовите это произведение. Кто его композитор?

- Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему? (Можно, слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно, тихо, напевно)

- Какие строки из стихотворения А.С.Пушкина созвучны произведению Чайковского?

- Прочитаем эти строки выразительно. (Музыка "Осенняя песнь")

- Стихотворение А.С.Пушкина можно назвать лирическим? Почему?

Итак: Как вы поняли, что значит лирика в поэзии и музыке? (Слайд)

- Как звучат лирические произведения?

  1.  Основная часть

- Все мы знаем о том, что у Пушкина была няня, Арина Родионовна. 

- Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизникогда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское.

- Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки "В некотором царстве, в некотором государстве"

- Пушкин писал брату: "Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказкиЧто за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма". 

- Сказки А.С.Пушкина знают все. Откроем страничку книги "Сказки Пушкина" 

- Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить?

- Правильно, так начинается сказка "Руслан и Людмила" 

- Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера –сказка "Руслан и Людмила". Прислушайтесь к музыке и вспомните композитора. - М.И.Глинка

- А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имяН.А.РимскийКорсаков. 

- Сам композитор о себе сказал: "Мой родэто сказка, былинаи непременно русские". О чем это говорит? Почему, как вы думаете, Н.А.РимскийКорсаковэто музыкальный сказочник? (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин). 

- А на сюжет одной сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу. Прислушаемся, о какой сказке идет речь? (Звук из файла).

- Итак, это "Сказка о царе Салтане" приглашает нас в гости. 

- В опере РимскийКорсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, "видишь" что происходит. РимскийКорсаков как бы "нарисовал" сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

- Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.

- Перед вами 2 варианта текста из "Сказки о царе Салтане". Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает это музыкальный фрагмент.

  •  Н.А.РимскийКорсаков. Вступление ко 2 действию оперы "Сказка о царе Салтане" - слушание (работа в парах)

- Итак, прочитайте ваши строки к услышанному музыкальному фрагменту.

("В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)

- Какую музыкальную картину написал Н.А.РимскийКорсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка?

- При помощи чего композитору удалось так точно изобразить эту картину?

(при помощи голосов, или тембров музыкальных инструментов)

- Какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов? 

(- рокот волн, плывущая по волнам бочкаструнные,

- мерцание и блеск звездчелеста

- мрачная тучалитавры, фаготы

- стон и плач царицыструнные, флейта).

- В каждой сказке есть чудо. А в "Сказке о царе Салтане" их три. 

- Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?

(1 чудо"Белочка", 2 чудо"Богатыри", 3 чудо"ЦаревнаЛебедь")

- Поиграем в композиторов.

- Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема "Белочки"? На слайде исключите лишнее. 

- Какой бы вы сочинили тему "Богатырей"?

- А тему "ЦаревныЛебедь" вы написали бы.?

- Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского- Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают?

- Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии (песенный, танцевальный или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы.

  •  Вступление к 4 действию "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.А.РимскийКорсаков - слушание

- Итак: "Белочка" - танцевальный характер, звучала флейта.

- А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что "белка песенки поет да орешки все грызет"?

(исполним русскую народную хороводную "Во саду ли в огороде") - исполнение

- "Богатыри" - маршевый характер, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.

- " ЦаревнаЛебедь" - песенный характер, скрипка, арфа, гобой. 

Итак: Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев! Можно сделать вывод, что Н.А.РимскийКорсаков не только композитор, но и "музыкальный художник". Согласны?

- Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.

- Дома вы попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.Римский- Корсаков музыкой. Нарисуйте рисунок к наиболее вам понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев "Три чуда". И в презентации вместо иллюстраций знаменитых художников могут оказаться ваши работы.

  1.  Закрепление изученного

- А теперь "Проверь себя" 

1. Какого композитора называют музыкальным сказочником?

. Узнай музыкальный фрагмент.

Самопроверка.

- Какую песню, известную вам и созвучную нашей теме, вы могли бы вспомнить?

- Как ее нужно исполнять?

  •  "Сказки гуляют по свету" - исполнение.
  1.  Итог урока:

- Подводя итог нашей встречи, мне очень хотелось бы знать, что нового вы узнали?

- Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях.

- Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, попробовали себя в роли композиторов. Дома вы попробуете себя и в роли художников (нарисуете иллюстрации к музыке). Я приготовила для вас музыкальный подарок. 

  •  "Сказки гуляют по свету" - (видеофильм)

- Понравился ли вам подарок? - Итак, что о сказках хочется сказать?

- Хочется воскликнуть: "Что за прелесть эти сказки!"

- А теперь, оцените свою работу на уроке и поставьте оценку уроку в целом.

  1.  Орг. момент:

- Музыкальное прощание

- Выход под музыку

2. Самоанализ урока музыки. 4 класс

Тема урока: "Что за прелесть эти сказки!"

Урок дан по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 4 классе. В разделе "День, полный событий" это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвязи с музыкой русских композиторов, созвучной лирическим стихотворениям и сказкам А.Пушкина.

По типу уроккомбинированный. При этом учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся способности воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, представления о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства, знания выразительных средств музыки и понимания изобразительности в музыке.

На уроке решались следующие задачи:

- Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

- Познакомить учащихся с музыкой русского композиторасказочника Н.А. Римского-Корсакова ("Сказка о царе Салтане");

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А. Римского-Корсакова;

- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

- подобран музыкальный, поэтический и изобразительный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

- приготовлен раздаточный материал для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы;

- подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выполнением творческого задания (композитор"). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестовых заданий. А также, на уроке было отведено время для исполнения учащимися песни и для подведения итогов работы и самооценки учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся во время слушания музыки служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, "живое" исполнение учащимися и учителемвсе это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительно-эмоциональный настрой располагал к "живому" общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25267. Містицизм в рел іст людства. Особливості міст сприйняття. Заг хар христ містики 24 KB
  як правило супроводжує періоди сусп криз: занепад Рим імперії неоплатонізмтворцем світу є надчуттєве абстрактне єдине що може бути сприйняте людиною лише в екмтазі гностицизмматерія гріховне і зле начало що протистоїть духовному непізнаваному первоначалу; кін сер віків суфізмпізнання Бога шляхом особливих танців або постійного повторення молитв кабалавтручання в божественні процеси за допомогою спец ритуалів молитв ісихазмчерез містичне споглядання у чернецтві можна досяг вищий ступінь пізнання запереч пізн Бога за...
25268. Проблеми християнської антропології 33.5 KB
  Видима частина тіло плоть; невидима душа дух психічне те що існує у формі почуттів уявлень думок. 2 частини у Л: душа і тіло. Дух душа тіло. Ідея про тіло як необхідний орган знаряддя душі.
25269. Особливості розвитку православної філософії і богослов'я в ХІХ-ХХ століттях 34.5 KB
  Щербацький велику увагу приділяли проблемам пізнання істини суті пізнання. Концепція пізнання себе: âПізнай себеâ. Пізнання це наближення до Бога шляхом пізнання себе. Теорія пізнання Сковороди безпосередньо пов'язана з його вченням про три світи і дві натури вона є двоїстою: з одного боку Г.
25270. Християнський неноплатонізм. Корпус ареопагітиків 28 KB
  Корпус ареопагітиків включає 4 трактати: Про небесну ієрархію Про церковну ієрархію і Про божественні імена Таємниче богословя і 10 послань в них розкривається доктрина вища точка християнського неоплатонізму. Автор повязав онтологію неоплатонізму з соціальною проблематикою; доктрина про церковну ієрархію безпосередньо підстроюється до доктрини небесних ієрархій. При цьому на відміну від мітичного історизму Августину Церква як град Божий образ церкви як ідеальна людська спільнота що знаходиться у згоді з...
25271. Римська («зовнішня» людина) і грецька («внутрішня» людина) гілки окцидентальної філософії Середньовіччя 29 KB
  Західноєвроп суспільства формуються як суспільства ієрархизованімайстер підмайстер иежу перейти дуже важко; васал мого васала не мій васал король не може впливати на васала свого васала. Світська і духовна ієрархія кардинал і король король не може впливати на васала папи.
25272. Містична діалектика середньовічної Європи (Екхарт, Бьоме) 28.5 KB
  Божество основа внутрішнє джерело бога джерело його творчості. Душа голвне творіння бога. Центральне місце в його філософії займає вчення про бога. Бог це прірва яка народжує основу світу велику містерію тілесності бога.
25273. Західноєвропейський „кордоцентризм” (Б.Паскаль, німецькі романтики) 34.5 KB
  Певна достовірність властива усім гносеологічним властивостям людини: відчуттям розуму серцю органу внутрішнього відчуття або чуттєвій інтуїції на відміну від інтелектуальної інтуїції Декарта. Особлива тема в його гносеології критика розуму позбавлення його абсолютної величі і визнання його відносної мізерності тобто по суті визначення сфери і меж його достовірного використання. Паскаль прихильник просвітленого абсолютизму він протиставляє імперії влади імперію розуму. Друга магістральні ідея антропології Паска...
25274. Моністична філософська парадигма Нового часу (матеріалізм-ідеалізм) 33.5 KB
  Ідеалізм Нового часу Лейбніц Берклі. Берклі визнає існування якісно різнорідних сфер буття: абсолютного духу або творця природи кінцевих духів що створені абсолютним духом і чуттєвих даних ідей що вкладені абсолютним духом в кінцеві духи або души і комбінації яких складають фізичні обєкти зовнішнього світу. Берклі дотримується позицій субєктивного ідеалізму. Ідеї за Берклі пасивні вони засвоюються душею яка активна і володіє здатностями сприймати ідеї розум і викликати їх до впливу на них воля.
25275. Криза новочасного матеріалізму (критика Дж.Берклі та Д.Юма) 31.5 KB
  Берклі дотримується позиції субєктивноідеалістичного сенсуалізму. Свою критику емпіризму Берклі починає з розгляду локківського вчення. Використавши ці положення Локка як відправні точки Берклі фактично відступає від локківської позиції. А Берклі дає на них відповідь просто витлумачує Локка в дусі категоричного заперечення обєктивності первинних якостей.