13997

Конспекты по музыкальной литературе

Конспект

Музыка

Конспекты по музыкальной литературе для 241 группы Чайковский. Творческий путь Евгений Онегин Пиковая дама Романсы Ч. Симфоническое творчество Ч. 4 симфония 6 симфония Патетическая Ромео и Джульетта Танеев. Творческий путь Иоанн Дамаскин Муз. кул...

Русский

2013-05-20

959.5 KB

119 чел.

Конспекты по музыкальной литературе для 241 группы

Чайковский. Творческий путь

«Евгений Онегин»

«Пиковая дама»

Романсы Ч.

Симфоническое творчество Ч.

4 симфония

6 симфония «Патетическая»

«Ромео и Джульетта

Танеев. Творческий путь

«Иоанн Дамаскин»

Муз. культура России 80-х – 90-х гг.

Лядов. Творческий путь.

«Кикимора»

Глазунов. Творческий путь

5 симфония

П.И. Чайковский (1840-1893).

Великий русский композитор, дирижёр, педагог. По-своему развил достижения Глинки, имел большее влияние европейской музыки, чем композиторы Балакиревского кружка. Ч. – лирик и психолог, стремился к реализму, заметные черты романтизма. Истоки стиля – городской романс и западноевропейская классика (Моцарт, Мендельсон, Мейербер, Шуман).

Родился в Воткинске на Урале. Отец –горный инженер. С 6 лет – в Алапаевске. Первые впечатления – народные песни, романсы, итальянская и немецкая музыка (мать была музыкальна). В 10 лет Петербург, Училище правоведения, брал уроки фортепиано, играл в 4 руки, пел в хоре.

В 1859 г. Закончил Училище и стал чиновником-юристом. В 1861 г. посещал музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. В 1862 г. поступил в (открытую тогда) Петербургскую консерваторию (Ф-но – А. Рубинштейн, теор. – Заремба), играл на органе, на флейте в ученическом оркестре. В 1865 г. закончил Консерваторию с серебряной медалью (дипл. раб. – кантата по оде Шиллера «К радости»). Сочинил увертюру «Гроза» по Островскому.

1866-1876. - профессор Московской консерватории (теория, гармония, инструментовка, сочинение)-приглашён  Н. Рубинштейном. Первый и любимый ученик – С.И. Танеев. Написал (в 1871г.)1-й  в России учебник гармонии. Дружил с Островским, участниками Артистического кружка Малого театра, знаком с Л. Толстым, тесные отношения с Балакиревым, Стасовым, Римским – Корсаковым. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. Писал критические статьи и Отчёты о музыкальной жизни Москвы в Современных летописях и Русских ведомостях. Сочинения: Ув-ры «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини»; записи народных песен, оперы: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула»; балет «Лебединое озеро», 1,2,3 симфонии, 3 струнных квартета, 1 ф-п концерт, «Вариации на тему рококо» (для виолончели с оркестром), ф-п цикл «Времена года», музыка к пьесе Островского «Снегурочка», начал 4 симфонию и оперу «Евгений Онегин. В музыке восторженное отношение к жизни.

В 1876 г. неудачная женитьба, болезнь. В 1877 отъезд на лечение в Италию. Ч. стал оркестровым дирижёром. Закончил 4 симф. и оперу Е.О. В 1879 г. опера «Орлеанская дева», в 1883 «Мазепа», в 1887 г. «Чародейка», в 1890 – «Пиковая дама». В 80-е гг. путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Чехии, жил у сестры в Каменке, в Петербурге. В 1885 г. Ч. – директор Московского отделения Камерного музыкального общества. В 1886 – почётный член Русского музыкального общества. В 1888 г. триумфальные гастроли в Праге. Сочинения: программная симфония «Манфред», 5 симфония, увертюра «1812 год», ув-ра «Гамлет», Итальянское каприччио, Трио памяти Н. Рубинштейна, множество романсов, балет «Спящая красавица», секстет «Воспоминание о Флоренции».

В 90-е гг. – концерты а «Карнеги-холл» (США). В 1893 –Ч. – Почётный доктор Кембриджского университета (Англии). Сочинения: опера «Иоланта», балет «Щелкунчик», 6 симфония. С 1885 г. Жил в окрестностях г. Клина (деревня Майданово), с 1891 г. в г. Клин. Умер от холеры в Петербурге, похоронен в Александро-Невской лавре.

Вопросы по творческому пути Чайковского.

  1.  Краткая характеристика творчества Ч.?
  2.  Где родился, учился Ч., первые сочинения?
  3.  Московские годы жизни и творчества Ч.?
  4.  Жизнь и творчество конца 70-х и 80 гг.?
  5.  90-е гг?

Опера «Евгений Онегин».

Оперу Чайковский определяет как «самый демократичный жанр», как прежде всего – музыкальный спектакль. Требование простоты, жизненности сюжета, сжатости. Ведущий элемент – вокальная мелодия. Критиковал Вагнера, считая его не столько оперным композитором, сколько симфонистом. Оперы: Воевода, Ундина (уничтожена), Опричник, Кузнец Вакула, Черевички, Евгений Онегин, Мазепа, Орлеанская дева, Чародейка, Пиковая дама, Иоланта.

Е.О. имеет  подзаголовок «лирические сцены». Либретто Шиловского. Использована часть романа Пушкина. Жанр – лирико-психологическая драма. Начал в Москве, закончил в 1877 г. в Италии.

3 действия, 7 картин (3+2+2). Вместо увертюры вступление, основанное на лейтмотиве мечтаний Татьяны.

1 д.,1 к. (Сад перед домом Лариных). Дуэт Татьяны (сопрано) и Ольги (контральто) в характере лирического бытового романса начала 19 века. Использовано стихотворение Пушкина «Певец»: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…». Дуэт переходит в квартет (добавляются Ларина (меццо-сопрано) и Няня – у них речитатив). В конце номера вновь дуэт (Ларина и Няня): «Привычка свыше нам дана» - музыка становится более активной, плясовой.

2 хора крестьян (они приходят поздравить барыню с окончанием полевых работ).   1 хор «Болят мои скоры ноженьки со походушки». Запевает тенор, подхватывает хор. Звучание тихое (как бы издали), постепенно нарастает. Темп медленный, звучание хора плотными аккордами. 2-й хор «Уж как по мосту, мосточку» быстрый, с пляской (использована народная песня «Вейся, вейся капустка»). Ария Ольги «Я не способна к грусти томной». Форма арии 3-хчастная. В крайних разделах Ольга передразнивает мечтательную Татьяну. Средний раздел более подвижный, характеризует Ольгу.

Приезд гостей: Онегина (баритон) и Ленского (лирический тенор).

Сцена и ариозо Ленского. (Ленский и Ольга, Онегин и Татьяна гуляют по саду парами). Сцена трёхчастна. 1 раздел начинается речитативом Ленского («Как счастлив я»), показанного как пылкий влюблённый. Ольга  кокетлива. Во 2-м, среднем разделе Онегин обращается к Татьяне: «Скажите мне, я думаю, бывает скучно». Онегин холодный и учтивый, Татьяна смущена. 3 раздел сцены – пылкое любовное признание Ленского – ариозо «Я люблю вас, Ольга» - динамическая реприза музыки 1 раздела Сцены.

Закл. сцена – продолжение характеристики Онегина, как скучающего и холодного: «Мой дядя самых честных правил».

2 к. (3-частная форма) В начале и конце – сцена Татьяны и Няни. Средний раздел – Сцена письма. Это большой монолог Татьяны, имеющий сквозное строение (т.е. несколько разделов разного характера).

В начале Сцены письма звучит страстная взволнованная тема любви Татьяны.

1 раздел «Пускай погибну я» музыка восторженно-решительная. 2 раздел «Я к вам пишу» - повествовательная музыка. Основная, песенная тема в оркестре. В вокальной партии речитатив. 3 раздел «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я» - звучание вновь взволнованное. 4 раздел «Кто ты, мой ангел ли хранитель…?» молитвенного характера, «тихая кульминация» сцены. В конце – вновь нарастание взволнованной решимости.

3 к. (3-частная форма). В начале и конце картины Хор девушек «Девицы, красавицы, душеньки-подруженьки». Мягкое лирическое звучание с лёгким кокетством. В среднем разделе картины  Сцена Онегина и Татьяны, основу которого составляет Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел». Он вновь показан холодным, учтивым.

2 д. 4 к. «Сельский» бал в доме Лариных, именины Татьяны. В орк. вступлении тема из Сцены письма. В начале картины Вальс, хор гостей «Вот так сюрприз. Никак не ожидали военной музыки». Звучание выражает беззаботное веселье домашнего праздника.

Куплеты Трике (француз, гувернёр Татьяны, тенор.) «Какой прекрасный этот день» - в характере французских бытовых романсов начала 19 века. Комичная путаница русских и французских слов.  2 куплета, с одобрительными возгласами  хора гостей в конце. Мазурка – на фоне танца ссора Онегина и Ленского.

Финал - Квинтет (главных героев) с хором. Начинается репликой Ленского «В вашем доме как сны золотые мои детские годы текли». Это массовая оперная сцена возбуждённого, драматического характера.

5 к. – Сцена дуэли. В начале Ария Ленского. Начинается речитативом «Куда, куда вы удалились». Основная тема Арии имеет элегический, глубоко печальный характер: «Что день грядущий мне готовит». Ария построена в З-х частной форме с динамической репризой и кодой.

В начале поединка Дуэт-канон Онегина и Ленского  «Враги. Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела». Канон подчёркивает одинаковость мыслей героев, их скорбь, растерянность, досаду. Момент поединка показан оркестровой музыкой. В конце траурно звучит тема из арии Л. «Что день грядущий….».

3 д. 6 к. Пышный великосветский бал в богатом петербургском доме. Его характеризует торжественный Полонез. Затем звучит монолог Онегина «И здесь мне скучно».

Экосез (быстрый, изящный танец шотландского происхождения). При появлении Татьяны звучит вальсовая тема, напоминающая вальс из 2 д.

Ария Гремина (бас) звучит неторопливо, с достоинством и благородством: «Любви все возрасты покорны». 3-х частная форма. В среднем, более подвижном разделе - косвенная лестная характеристика Татьяны в сравнении с другими дамами: «Среди лукавых, малодушных, шальных, балованных детей».

Сц. и ариозо Онегина «Увы, сомнений нет, влюблён я» - звучит на теме Татьяны из Сцены письма («Пуская погибну я»)- намёк на то, что Онегин и Татьяна поменялись ролями. Завершается картина повторением Экосеза.

7 к. – Заключительная сцена. Её основу составляет чередование реплик Татьяны и Онегина. 1) Татьяна: «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была»- почти спокойный, печальный упрёк. 2) Онегин: «Уже ль в мольбе моей смиренной увидит ваш холодный взор затеи хитрости презренной» - звучание более взволнованное. 3)Татьяна: «Счастье было так возможно»- проникновенное и скорбное звучание. Онегин повторяет эту фразу, превращая реплику в дуэт. 4)Татьяна: «Онегин, в вашем сердце есть и гордость и прямая часть» - чередование коротких реплик О. и Т.: музыка взволнованная, напряжённая. 5) Кульминационный раздел - реплика  Онегина: «О, не гони, меня ты любишь» звучит крайне взволнованно, темп ускоряется. После возгласа Татьяны «Прощай на век», происходит резкое торможение оркестрового движения.

Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама»

Сочинена во Флоренции за 44 дня. Либретто Модеста Ильича Чайковского по повести Пушкина. Многое изменено: Лиза не бедная воспитанница, а богатая внучка Графини (для подчёркивания её социального неравенства с Германом), трагическая развязка, действие по требованию цензуры перенесено из времени Александра I во время Екатерины II. В опере 3 действия, 7 картин (2+2+3).

Сюжет. 1 к. Летний сад в Петербурге. Тёплый весенний день. Прогуливаются няньки и гувернантки с детьми. Мальчик - командир играет с ребятами в солдат. Офицеры Сурин и Чекалинский разговаривают о вчерашней карточной игре, о своём приятеле Германе. Появляется Герман. Он признаётся, что влюблён, а имени избранницы не знает. Подходит князь Елецкий. Его поздравляют с помолвкой, спрашивают, кто его невеста, и он указывает на девушку, гуляющую со старой Графиней. Герман узнаёт свою незнакомку, он в отчаянии. Подходит граф Томский. Он рассказывает офицерам историю старой графини (и тайну трёх карт). Начинается гроза. Все убегают. Герман один. Он клянётся узнать тайну трёх карт (чтобы разбогатеть) и добиться руки Лизы.

2 к.  Комната Лизы. Собрались подруги Лизы, чтобы отпраздновать её помолвку. Лиза и Полина поют дуэт, Полина поёт чувствительный романс, подруги затевают шумную игру. Когда они уходят, Лиза признаётся себе, что не любит жениха, её душу поразил незнакомый молодой офицер. Через балкон в комнату проникает Герман, признаётся в любви к Лизе, и она не находит сил его прогнать. Появляется старая Графиня. Делает выговор Лизе за шум. Спрятавшийся Герман при виде Графини вспоминает о тайне трёх карт.

2 д., 3 к. Бал-маскарад во дворце знатного екатерининского вельможи. Князь Елецкий говорит Лизе о своей любви к ней, и, видя  её внутреннее страдание, предлагает свою помощь. Сурин и Чекалинский в шутку нашёптывают Герману о тайне трёх карт, приводят его в крайнее волнение. Начинается любительский спектакль – Пастораль «Искренность пастушки». Лиза по требованию Германа передаёт ему ключ от своей спальни. Узнав, что надо идти через спальню Графини, Герман забывает обо всём, кроме необходимости узнать тайну трёх карт. В конце картины на балу появляется императрица Екатерина II.

4 к.  Спальня Графини. Входит и прячется Герман. Графиня возвращается с бала. Приживалки заискивающе окружают её. Графиня прогонят их, вспоминает балы своей молодости, засыпает в кресле. Герман умоляет Графиню открыть ему тайну карт, угрожает пистолетом. Графиня умирает. Вбегает Лиза, видит Германа с пистолетом у мёртвой Графини, в ужасном подозрении выгоняет полубезумного Германа.

3 д., 5 к. Герман в своей комнате в казарме читает письмо Лизы. Появляется призрак Графини, требует спасти Лизу, и называет три карты.

6 к. У Зимней канавки Лиза ждёт Германа на свиданье. Она верит, что «он не злодей, а жертва случая». Появляется Герман. Оба счастливы, но вдруг Германом овладевает безумие: он отталкивает Лизу и бежит  в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.

7 к. В игорном доме веселятся игроки. Появляется Герман, и требует раздать карты. Дважды выигрывает и в лихорадочном восторге заявляет, что вся жизнь – это игра. Третий раз против Германа играет князь Елецкий. Герман проиграл: в его руке вместо туза оказывается дама пик. Ему кажется, что это сама Графиня. Герман закалывается. Перед смертью ему грезится Лиза, и он, умирая, молит у неё прощения.

1 действие начинается с Интродукции. Вместо увертюры оркестровое вступление, основанное на трёх темах: тема баллады Томского («Однажды в Версале…»), тема Графини (она же тема трёх карт) с пунктирным ритмом и нисходящей целотонной гаммой в басу и тема любви Германа, широкая лирическая мелодия, основанная на секвенциях.

Ариозо Германа (тенор) «Я имени её не знаю» взволнованное, лирико-романтическое (трёхчастное, с развивающей серединой и динамической репризой). До и после Ариозо Германа звучат хоры гуляющих.

Квинтет (Лиза, Графиня, Герман, Елецкий, Томский) «Мне страшно, он опять передо мной»). Общее смущение, предчувствие трагических событий.

Баллада Томского (баритон). После речитатива  звучит основная тема: «Однажды в Версале». Форма куплетно-вариационная. Музыка иллюстрирует рассказ. В ней появляется лейтмотив Графини (трёх карт).

В заключительной сцене грозы повторяются темы из баллады Томского («От третьего, кто пылко страстно любя…») и ариозо Германа («Я имени её не знаю»).

2 к. В начале – дуэт Лизы (сопрано) и Полины (контральто)  «Уж вечер. Облаков померкнули края» (стихи В. Жуковского). В сопровождении фортепиано и две флейты создают тёплый задушевный колорит бытового романса конца 18 века.

Романс Полины «Подруги милые». Вначале – «прелюдирование» на фортепиано. Музыка романса романтически тревожная, с глубоким трагическим чувством.

В Заключительной сцене 2 арии Лизы. 1-я – «Откуда эти слёзы…?» взволнованно-печальная музыка. 2-я – «О, слушай ночь!» - восторженное любовное признание.

Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» - смиренная искренняя мольба.

В конце картины, после появления Графини, тема Ариозо торжествующе звучит в мажоре.

2 д., 3 к. В начале и в конце картины звучат хоры. В начале хор гостей «Радостно, весело в день сей» создаёт общее настроение бала.

Ария Елецкого (баритон) «Я вас люблю, люблю безмерно». Музыка благородно-сдержанная, лирически насыщенная.

Интермедия – Пастораль «Искренность Пастушки» - стилизация любительских, назидательных представлений, разыгрывавшихся аристократами в 18 веке. В начале (и конце) - хоры пастухов и пастушек, сарабанда, дуэт Прилепы (сопрано) и Миловзора (Полина) «Мой миленький дружок, любезный пастушок», дуэт Прилепы и Златогора (Томский).

В конце картины (прибытие императрицы на бал) показано всеобщее восторженное возбуждение, и звучит торжественный хор певчих «Славься сим, Екатерина».

4 к. В спальне Графини. Хор приживалок «Благодетельница наша. Как изволили гулять?». Музыка, как и слова, заискивающая, кланяющаяся.

Сцена Графини. После старчески-брюзгливого речитатива «Ну, времена!», Графиня, вспоминая молодость,  поёт на французском языке песенку из оперы композитора Гретри «Ричард-Львиное сердце», и засыпает.

В Финале картины звучит взволнованное, Ариозо Германа «Если когда-нибудь знали вы чувство любви» - он умоляет раскрыть тайну трёх карт, затем угрожает пистолетом. Графиня молчит. Оркестровое звучание передаёт её дрожь, ужас, и, наконец, смерть. При появлении Лизы, полубезумный Герман повторяет: «Мертва, а тайны не узнал я!».

3 д., 5 к. Сцена в казарме. Издали слышна дробь военного барабана и сигналы трубы. Герман обычным голосом читает письмо Лизы.  В завывании ветра Герману грезится хор, отпевающий Графиню. Германом овладевает безумный страх. Появляется Призрак Графини, и поёт на одной ноте о тайне трёх карт. В оркестре звучит нисходящая целотонная гамма. После исчезновения призрака, Герман в бреду повторяет «Тройка, семёрка, туз!».

6 к. Сцена у Зимней канавки. Мрачная оркестровая музыка вступления. В начале картины монолог Лизы «Уж полночь близится, а Германа всё нет!». Затем звучит искренняя, горестная Ария Лизы  «Ах, истомилась я горем». Доносятся удары часового колокола. Звучит яростно-трагическое ариозо Лизы «Так это правда. Со злодеем свою судьбу связала я?»

Появление Германа. Дуэт Лизы и Германа  «О, да! Миновали страданья. Я снова с тобою, мой друг!» - краткий миг счастья. Далее – перелом настроения: Герман вдруг предлагает бежать в игорный дом, и Лиза понимает, что он безумен. Повторяется трагическое Ариозо Лизы «Так это правда…»

7 к. В игорном доме весёлый хор игроков «Так в ненастные дни занимались они делом» (стихотворение Пушкина). Затем звучит легкомысленная песенка Томского «Если б милые девицы все могли летать как птицы» (стихи Державина).

Появляется Герман, дважды выигрывает, и в лихорадочном возбуждении поёт циничную и бравурную песню «Что наша жизнь? – Игра!».

При появлении Призрака Графини звучит тема трёх карт и целотонная гамма. В конце картины умирающий Герман молит прощения у призрака Лизы. Звучит тема «Прости, небесное созданье». Он повторяет свои возгласы (из 2 картины): «Красавица! Богиня! Ангел!», и умирает.

Романсы Чайковского

Чайковский – великий лирик, прирождённый драматург, тонкий психолог, величайший мелодист. У Чайковского более ста романсов. Это замечательные образцы русской вокальной лирики. Его предшественники– это Алябьев, Варламов, Гурилёв, Глинка. Романсы создавались Чайковским на протяжении всей жизни. Они искренни, задушевны. Среди них есть светлые, драматичные, восторженные, трагичные. В  них Чайковский передаёт целый мир чувств, превращая миниатюру в вокально-симфоническую поэму для голоса и фортепиано.

Создавая романсы, Чайковский обращался к стихам и выдающихся поэтов, таких как Алексей Толстой, Ал. Ник. Апухтин, Ал. Ник. Плещеев, Аф. Фет, Л. Мей, Ап. Майков, Вл. Ив. Полонский  (2 ром на Пушкина) и гораздо менее известных, таких как Д.М. Ратгауз.

Чайковский в своём вокальном творчестве не признавал простого приспособления  музыки к тексту, воспроизведению речевых интонаций, как это было у композиторов балакиревского кружка. Главным Чайковский считал выражение общего идейно-эмоционального содержания. Музыка Ч. раскрывает, и обогащает образы поэзии, расцвечивая их новыми красками. В этом Чайковскому помогала его склонность к широкому симфоническому мышлению и оперному, театрально-выразительному стилю. «Домашний» жанр романса у Чайковского становится жанром концертным, во многом родственным опере.

Вопросы по «Евгению Онегину»  и «Пиковой  даме».

  1.  Год создания Е.О?
  2.  Год создания П.Д?
  3.  Авторы либретто Е.О?
  4.  Авторы либретто П.Д?
  5.  Каким голосом поёт Татьяна?
  6.  Каким голосом поёт Онегин?
  7.  Каким голосом поёт Гремин?
  8.  Каким голосом поёт Ольга?
  9.  Число действий и картин в П.Д?
  10.  Тема и форма вступления к Е.О?
  11.  Темы и форма вступления к П.Д?
  12.  Число действий и картин в Е.О.?
  13.  Как охарактеризован Онегин в начале и конце оперы?
  14.  Жанр оперы П.Д.?
  15.  Жанр оперы Е.О. (по определению автора)?
  16.  Где и как охарактеризована Лиза?
  17.  Каким голосом поёт Герман?
  18.  Каким голосом поёт Лиза?
  19.  Каким голосом поёт Елецкий?
  20.  Каким голосом поёт Томский?
  21.  Слова и характер музыки дуэта Татьяны и Ольги?
  22.  Слова и характер музыки баллады Томского?
  23.  Слова и характер музыки крестьянских хоров?
  24.  Слова и характер музыки ариозо Германа из 1 к.?
  25.  Различия либретто и литературного источника оперы П.Д,?
  26.  Где и когда написана опера П.Д.?
  27.  Различия либретто и литературного источника в опере Е.О.?
  28.  Где и когда была написана опера Е.О.?
  29.  Каким голосом поёт Полина?
  30.  Каким голосом поёт Прилепа?
  1.  Каким голосом поёт Графиня?
  2.  Каким голосом поёт Миловзор?
  3.  Слова и характер двух ариозо Лизы из 2 к.?
  4.  Слова и характер арии Ольги?
  5.  Слова и характер Романса Полины?
  6.  Слова и характер музыки хора девушек?
  7.  Что такое Пастораль? Где она и зачем ?
  8.  Где происходит и как построено действие в 7 к. оперы П.Д.?
  9.  Где происходит и как построено действие в 4 к. оперы Е.О.?
  10.  Лейтмотивы  в операх Е.О. и П.Д.?
  11.  Слова и характер арии Онегина из 3 к.?
  12.  Слова и характер музыки дуэта Прилепы и Миловзора?
  13.  Слова и характер «предсмертной» арии Ленского?
  14.  Слова и характер ариозо Германа из 2 к.?
  15.  Место и время действия в 6 к. П.Д.?
  16.  Где и как охарактеризован  Елецкий?
  17.  Как развивается образ Германа?
  18.  Какие танцы в опере Е.О.?
  19.  Слова и характер арии Елецкого?
  20.  Слова и характер дуэта Онегина и Ленского из 5 к.?
  21.  Слова и характер арии Германа из 4 к.?
  22.  Слова и характер арии Гремина?
  23.  Где и как охарактеризована Графиня?
  24.  Как построено действие во 2 к. оперы Е.О.?
  25.  Где происходит действие в 4 к. Е.О.?
  26.  Где и как показан гр. Томский?
  27.  Слова и характер арии Германа из 7 к.?
  28.  Слова и характер ариозо Лизы из начала 6 к.?
  29.  Характер тем «сцены письма»?
  30.  Слова и характер музыки дуэта Лизы и Германа из 6 к.?

Симфоническое творчество П.И. Чайковского

6 симфоний, симфония «Манфред» (написана перед пятой), одночастные увертюры («Буря»- по Шекспиру, «Франческа да Римини»- по Данте, «Гамлет»- по Шекспиру, «Фатум» и др.), «Итальянское каприччио», 3 оркестровые сюиты, «Моцартиана».

Симфония по словам Чайковского – «самая лирическая из всех музыкальных форм».

1-я симфония соль минор «Зимние грёзы» - лирическая, пейзажная, светлая. Отражение впечатлений от северной русской природы, полученных во время переезда из Петербурга в Москву, а также путешествия по северу России.

2 и 3 симфонии созданы под влиянием М.А. Балакирева. 2-я симфония основанная на темах русских песен, с праздничным звучанием вариаций на тему песни «Журавель» в финале. 3-я симфония 5-частна, с светлой, радостной 1-й частью, с вальсом и скерцо во 2 части, элегической 3-й, дополнительным скерцо в 4-й и торжественным апофеозом в конце финала.

4-я симфония фа минор,

1877 г. – первая по-настоящему зрелая. Лирико-психологическая драма: борьба человека против роковой силы (судьбы). Программа симфонии объяснена автором в письме к другу композитора меценатке Надежде Филаретовне фон Мекк.

Вступление к 1 части – изложение лейтмотива – темы Фатума (резкие, повелительные звучания медных духовых инструментов). 1 часть в сонатной форме. Главная партия протестующая, горестная, развивается секвентно, построена в динамической 3-хчастной форме (т.е. с усиленным звучанием в репризе). В побочной партии 2 темы. 1-я –  (ля бемоль минор)  вкрадчивая, вальсовая. Это – грёзы. 2-я п.п.(си мажор) начинается как колыбельная (с характерным покачиванием), но быстро нарастает к кульминации. Заключительная партия – одушевлённая, праздничная. Перед разработкой врывается грозная и трагическая тема вступления. Развитие в разработке происходит волнами. После репризы, в коде тема главной партии, звучащая быстро и напряжённо, «вступает в спор» с темой вступления. Победы какого-либо образа нет.

2 часть в сложной 3-хчастной форме. В основе 1 раздела 2 темы: задумчивая тема гобоя (словно запев; изложена одинаковыми восьмушками) и 2-я тема как хоровой припев. В среднем разделе танцевально-плясовая тема, развиваясь превращается в жизнеутверждающий гимн. В коде звучание тает. «И грустно и сладко погружение в прошлое»- так композитор объясняет замысел.

3 часть Скерцо, 3-хчастная форма. В крайних разделах стремительная музыка у струнных пиццикато (т.е. играющих не смычком, а щипком). В среднем разделе 2 темы: 1-я плясовая уличная песенка у деревянных духовых (с резким звучанием флейты пикколо в высоком регистре) – образ подгулявшего мужичка. 2-я тема – аккорды медных духовых, звучащих словно марш военного оркестра, чуть слышный издали. Потом обе темы звучат одновременно. Это шутливая картинка народного быта.

4 часть Allegro con fuoco (быстро, с огнём). «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей…ступай в народ…»

Свободное рондо с вариациями в эпизодах. В начале части 1 тема – стремительная, праздничная,  2 тема (в эпизодах) -  хороводная песня «Во поле берёза стояла» активно развивается, приобретая то печальное, то грозное звучание. В конце части в коде внезапно врывается тема Фатума, звучит особенно резко и злобно, но быстро ослабевает. Её вытесняет 1-я, праздничная тема, звучащая в самом конце особенно торжествующе, оптимистично. «Жить всё-таки можно».

6 симфония «Патетическая», си минор, написана в 1893 г.  в Клину. При первом исполнении была не понята публикой, при повторном исполнении (после внезапной смерти композитора) была принята с восторгом.

Музыка вступления 1 ч. – пролог ко всему циклу. Соло фагота + низкие струнные. Характер мрачно-философский, с многократными тяжёлыми «вздохами» - интонациями нисходящей секунды.

1 часть – сонатное allegro. Гл. п. (h-moll) вырастает из интонаций вступления. 2 раздела. В 1 разделе выражаются смятение, трепет, бессильный порыв. Во 2 разделе появляется новый ритмо-мотив (пауза 8-я, 2 16-е и 2 8-е), звучание развивается от внутренне сосредоточенного до мощного,  грозного в кульминации. Затем звучность спадает.

Без связующей партии (после короткой связки) появляется Поб. п. (D-dur, динамическая 3-хчастная форма). В 1 разделе - широкая волнообразная песенно-лирическая мелодия, ниспадающая с верхней ноты. В ней мягко, но настойчиво звучат «интонации вздоха». В среднем разделе более активная музыка  с восходящим  движением в началах фраз и патетически звучащим пунктиром  - в их окончании. 3 раздел П.п. – динамическая реприза. Тема  П.п. звучит как жизнеутверждающий гимн.

В конце экспозиции  (закл. п. нет) музыка опускается в низкий регистр, затихает до ppp, создавая ощущение полного покоя и безмятежности.

Разработка начинается с внезапного удара всего оркестра (диссонирующий аккорд на ff). В разработке 3 волны развития (3 раздела) со своими кульминациями. В 1 разделе секвентно развивается мотив Гл. п. Ощущение суетливой и напряжённой борьбы. Перед 2 разделом в низком регистре звучит хорал у медных духовых: православный заупокойный гимн «Со святыми упокой» (автором напева считается византийский поэт 7 в. от Р.Х. Иоанн Дамаскин). В самом разделе чередуется жестокий, злой  наступающий марш и трагически-горестные вздохи. 3 раздел самый большой, ведёт к главной кульминации части. На фоне пульсирующего органного пункта у валторн вновь звучат секвенции на теме Гл. п., звучность нарастает до fff,  тема превращается  в ожесточённо злобную (в кульминации резко звучат сходящиеся  из высокого и низкого регистра гаммы «тон-полутон»). Создаётся ощущение гигантской катастрофы. В конце разработки чередуются нисходящие трагические  «интонации вздоха» у струнных  в высоком регистре и патетические скорбно-вопросительные возгласы у тромбонов в низком регистре.

ГЛАВНОЙ ПАРТИИ В РЕПРИЗЕ НЕТ. Начинается реприза с короткого изложения П.п. в H-dur, звучащей здесь безжизненно, как горестное оплакивание.

В конце части кода, построенная как пассакалия, т.е. вариации в верхних голосах на многократно повторяющуюся в басах нисходящую гамму (H-dur, пиццикато низких струнных). Звучание напоминает траурное шествие.

2 часть – вальс на 5\4, D-dur. Сложная 3-хчастная форма. В крайних разделах звучит лирическая, грациозная вальсовая тема, которой необычный размер придаёт кокетливость и мягкость. В среднем разделе (си минор) на терцовом органном пункте  появляется тема «горестных вздохов», основанная на нисходящем движении, или подчёркивании нисходящей секунды – образ глубокой печали. В конце части, в коде контрастные образы сливаются, успокаиваясь.

3 часть – скерцо-марш, сонатная форма без разработки. Гл. п. (G-dur) быстрая, колючая, суетливая. В ней мелькают маршевые интонации будущей П.п. Сама П.п.(E-dur) – энергичный, воинственный марш. В репризе части П.п. (марш) звучит особенно жёстко, торжествующе.

4 часть  (h-moll)- Adagio lamento (т.е. медленно и печально). Сонатная форма без разработки, с кодой. Гл. п. родственна П.п. из 1 части и теме середины из 2 части – скорбное нисходящее движение с оттенком вопроса. П.п. (D-dur) – светлая лирически-песенная, более близка П.п. 1 части. Развивается секвенционно к мощной светлой, почти жизнеутверждающей кульминации, но трагически срывается вниз, и завершается горестным вздохом. Реприза сокращена. Кода построена как нисходящие секвенции «интонации вздоха». Звучание постепенно опускается из среднего в низкий регистр, затихает от f  до ppp. Это образ умирания, погружения в небытие.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по трагедии У. Шекспира. 3 редакции: 1869, 1870, 1880 гг. Обобщённо-литературная программность. Показаны 3 силы: 1 т. вступления – мрачное средневековье, церковь; 2 т. – Г.п. – тема вражды; 3 т. – П.п. – образы любви. Форма сонатная со вступлением (которое  само – в сонатной форме без разработки) и  с кодой. Идею и тональный план автору подсказал Балакирев.

Во вступлении 2 темы. Гл. п.  (fis-moll)– мрачный хорал. П.П. – «тема вздохов».

Основной раздел (сонатная форма) начинается с Гл. п. в h-moll – темы вражды, грозной и злой. В ней, по выражению Стасова, «слышен звон мечей».

В П.п. (Des-dur-3хчастная форма с динамической репризой) 2 темы. 1 - лирическая, песенная. Особенную теплоту и насыщенность придаёт соединённый тембр виолончелей и английского рожка (альтовый гобой). Необычное сочетание тональностей Гл. и П. п. (h-moll и Des-dur) придаёт музыке подчёркнутую красочность. 2 тема П.п. (H-dur) вначале звучит как колыбельная, а в репризе, вместе с 1 темой – страстно, как лирический гимн.

Разработка основана на теме вражды (Гл.п.) и теме средневековья (1 т. вступления) – нарастание образов злобы.

Реприза повторяет музыку экспозиции.

В коде 3 темы. а) траурное шествие, основанное на болезненно изменённой 1 теме П.п.

                         б) подражание звучанию церковного органа, образ отпевания.

                         в) светлое, но несколько отрешённое звучание 1 т. П.п. в высоком регистре,  будто образ неземной любви.

Вопросы по симфоническому творчеству Ч.

  1.  Симф. произведения Ч.? Отношение к жанру?
  2.  1 симф.?
  3.  2 и 3 симф.?
  4.  Программа и строение 4 симф.?
  5.  1 ч. 4 симф.?
  6.  2 и 3 ч. 4 симф.?
  7.  4 ч. 4 симф.?
  8.  1 ч. 6 симф.?
  9.  2 и 3 ч. 6 симф.?
  10.  4 ч. 6 симф.?
  11.  Программа и характер тем  Р. и Дж.?
  12.  Строение ув-ры Р. и Дж.?

ТАНЕЕВ (1856-1915)

Любимый ученик П.И. Чайковского и Н.Г. Рубинштейна, замечательный композитор, педагог, пианист, общественный деятель, музыкальный учёный – исследователь старинной полифонии, эрудит, «музыкальная совесть Москвы».

Сочинения: оперная трилогия «Орестея» (по трагедии Эсхила - 1895 г.); кантаты – «Иоанн Дамаскин» (использован отрывок из поэмы А.К. Толстого - 1884), «По прочтении псалма» (на текст А.С. Хомякова - 1915); 4 симфонии; увертюры; Концерт для ф-но с оркестром; струнные трио, квартеты, струнный и ф-п квинтеты; хоровые циклы, хоры a capella, камерно-вокальные ансамбли, 55 романсов и др. Музыкально-теоретические труды: «Подвижной контрапункт строгого письма», «Учение о каноне», статьи, переводы учебников и книг по полифонии и музыкальной форме.

Родился 13 ноября во Владимире в культурной, музыкально семье. С 6 лет учился игре на ф-но. В 10 лет поступил в Московскую консерваторию, одновременно учился в гимназии. В консерватории сочинены 1-я симфония, 2 увертюры, романсы, ф-п пьесы.

В 19 лет закончил консерваторию по двум специальностям (как пианист и композитор) с золотой медалью. Совершил концертную поездку вместе со скрипачом Л.С. Ауэром по городам России. Ездил в Париж, где познакомился с русскими писателями И.С. Тургеневым, Салтыковым-Щедриным, певицей П. Виардо, композиторами К. Сен-Сансом, Ц Франком, Г.Форе, В. д’Энди, А. Дюпарком, дирижёром Э. Колонном, писателем Г. Флобером. Много занимался самообразованием, расширял свой кругозор, посещая Лувр, театры и др.

В 1878 г., с уходом из Московской консерватории П.И. Чайковского стал вести его классы гармонии и инструментовки, позже – другие теоретические дисциплины. После смерти в 1881 г. Н.Г. Рубинштейна –в течение 7 лет руководил его ф-п классом. В 80-е гг. Т. входил в состав комитета по управлению консерваторией, был её директором. Исповедуя идею «догоняющего развития русской культуры по отношению к европейской», он много сил отдал изучению старинной полифонии (О. Лассо, П. Палестрины, Баха и др.), делал полифонические обработки русских народных песен и церковных мелодий, добивался в сочинениях простоты и естественности. В 1884 г. закончил кантату «Иоанн Дамаскин», посвященную памяти его учителя Н.Г. Рубинштейна и представляющую собой своего рода православный русский реквием. В эти годы он создал  2-ю симфонию ре минор, квартет ре минор, ряд хоров, вокальных ансамблей, романсов.

В конце 80-х гг. (с 87 по 94 гг.) Т. сочинял  оперную трилогию «Орестея» по трилогии древнегреческого драматурга Эсхила. Орест, сын Агамемнона, предводителя греческих войск в Троянской войне, мстя за отца, убивает свою мать Клитемнестру за то, что она вместе с любовником Эгистом  убила своего мужа. Ореста преследуют чудовищные фурии – Эвмениды. Страдания Ореста прекращает вмешательство богов Аполлона и Афины, которые прощают Ореста и отменяют закон кровной мести. Параллельно опере на её материале создана увертюра, воплощающая основную идею оперы – торжество светлого и разумного над жестокостью и злобой. Стиль оперы предвосхитил неоклассицизм середины ХХ века («Царь Эдип» Стравинского)

В конце 90-х, начале 900-х гг. созданы симфония №4 до минор, струнные квартеты, хоры романсы. В 1905 г. Танеев поддержал революционно настроенных студентов консерватории и, в результате конфликта с руководством, ушёл из консерватории, продолжая заниматься со своими студентами бесплатно. Принял активное участие в создании и работе Народной консерватории, открытой его учеником Б.Л. Яворским. Завершил создававшийся 17 лет  фундаментальный теоретический труд «Подвижной контрапункт строгого письма», в котором подробно исследовал приёмы соединения и перестановки мелодических голосов в полифонической музыке эпохи Возрождения (прозванные строгим стилем или строгим письмом за многочисленные строгие правила). В конце жизни создан труд «Учение о каноне».

В последние годы Т.  продолжал научные исследования, участвовал в Московской этнографической комиссии, связанной с Московским университетом, был одним из учредителей научного общества «Музыкально-теоретическая библиотека», участвовал в деятельности Кружка любителей музыки супругов Керзиных, «Музыкальных выставок», организованных певицей М.А. Дейшей-Сионицкой. Последнее сочинение, исполненное в начале 1915 г. – кантата «По прочтении псалма» на текст поэта Хомякова.

Простудившись на похоронах любимого ученика А.Н. Скрябина в марте 1915 г., в июне умер в деревне Дюдьково под Москвой.

С.И. Танеев.  Кантата «Иоанн Дамаскин» ор. 1

Для хора и оркестра. Тональность фа диез минор, 1883-4 гг., посвящена учителю Танеева Н.Г. Рубинштейну, в 3-х частях, на текст отрывка (тропаря – похоронного отпевания) из одноименной поэмы Алексея Константиновича Толстого. Иоанн Дамаскин – византийский поэт, музыкант, богослов и философ 7 века от Р.Х.

Текст:

«Иду в неведомый мне путь. Иду меж страха и надежды.

Мой взор угас, остыла грудь. Не внемлет слух, сомкнуты вежды.

Лежу безгласен, недвижим. Не слышу братского рыданья.

И от кадила синий дым мне не струит благоуханья.

Но вечным сном пока я сплю, моя любовь не умирает,

И ею, братья, вас молю. Да, каждый к Господу взывает:

«Господь! В тот день, когда труба вострубит мира преставленье,

Прими усопшего раба в твои блаженные селенья!»

Жанр кантаты – «русский православный реквием». 3 части исполняются без перерыва, олицетворяя Величие, Скорбь и Надежду.

В 1 части, в начале – оркестровое вступление, основанное на теме православной молитвы «Со святыми упокой», автором которой считается Иоанн Дамаскин. Характер скорбный, суровый. Форма основного раздела 1 части – сочетание сонатной формы и фуги, исполняемой смешанным хором в сопровождении оркестра. Тема фуги (Гл. п.) «Иду в неведомый мне путь» -  величественная, возвышенная, скорбная.

2 часть (Ре бемоль мажор) – небольшое интермеццо аккордового склада. В конце части патетические возгласы хора «Господь!»

3 часть – фуга на хорал с удержанным противосложением, с разработкой сонатного типа - одна из самых больших и величественных хоровых фуг («В тот день, когда труба…»). В конце части в коде кульминация, где тема «Со святыми упокой» и главная партия 1 части («Иду в неведомый мне путь») звучат мощно, истово. Излагаются  одновременно в оркестре и хоре, поющем в унисон. В самом конце произведения оркестр умолкает, и после общей паузы тихо и скорбно звучит хор a capella, как церковное отпевание.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 80-Х - 90-Х ГГ.

Бурное Развитие капитализма. Поворот общественного сознания к ценностям национальной культуры.

В литературе Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, М. Горький, Салтыков-Щедрин, Г. Успенский.

В живописи - «передвижники»: И.Е.Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, И.Н. Крамской, В.М.Васнецов, М.В. Нестеров, В.А. Серов, К.Коровин, М.А.Врубель, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, Н.А. Ярошенко и др.

Меценаты: П.М.Третьяков, С.И. Мамонтов, МЛ. Беляев и др.

На смену балакиревскому кружку пришёл беляевский кружок. По словам Римского-Корсакова балакиревский кружок был революционный, а беляевский - прогрессивный (т.е. после гигантских усилий композиторов балакиревского кружка произошёл качественный сдвиг в общественном сознании: музыкантам беляевского кружка надо было всего лишь развивать уже сложившееся в музыкальной культуре направление).

Митрофан Петрович Беляев — миллионер, лесопромышленник, направивший свои усилия, старания, капиталы, организационные способности на развитие русской музыки и помощь русским музыкантам. Как альтист-любитель, он играл в домашних квартетных вечерах, приглашал в гости любителей музыки и профессионалов-музыкантов. Так сложился кружок, где почти не было постоянных участников. Постоянными участниками стали Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов, Стасов, которых Беляев считал подлинными знатоками искусства. В 1882 г. на концерте Русского Музыкального Общества (РМО) Беляев услышал 1-ю симфонию Глазунова (тогда ещё гимназиста), и решил направить все свои силы на помощь русской музыке. Он организовал заграничную поездку Глазунову для обогащения впечатлениями, знакомствами с зарубежными музыкантами (например, с Листом в г. Веймаре) и их музыкой. В 1884 г. Беляев анонимно учредил Ежегодные премии имени М.И. Глинки за лучшее русское музыкальное произведение. Добился, чтобы премии присуждали Римский-Корсаков, Лядов и Глазунов, в чью порядочность и музыкальную эрудицию он безоговорочно верил. Глинкинские премии выплачивались до 1918 г.за счёт процентов с капитала, оставленного Беляевым. Затем он организовал в Лейпциге на лучшей в Европе нотопечатне издательство для издания произведений лучших русских композиторов, издавал роскошно, а продавал предельно дёшево, и сразу полным комплектом (партитура, оркестровые голоса, 2-х, 4-хручные переложения для фортепиано - для максимально быстрого ознакомления любителей музыки с новыми произведениями). В 1885 г. он организовал «Русские симфонические концерты», в 1891 - «Русские квартетные вечера». В последние годы жизни принял активное участие в жизни А.Н. Скрябина, для которого, несмотря на большую разницу в возрасте, стал другом, помощником в бытовых делах, ценителем его творчества.

Музыкальные организации этого времени: Частная опера Мамонтова (осн. В 1885 г.). Мамонтов также известен как организатор артистического кружка в его имении в Абрамцево. 

Мамонтов Савва Иванович [3(15).10.1841, Ялуторовск, ныне Тюменской области, — 6.4.1918, Москва], крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Разбогател на железнодорожном строительстве, был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. В 1870—1890 его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). При поддержке М. были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел. В 1885 основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно-театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля (действенный хор, оформление).

Выдающиеся певцы - Ф.И. Стравинский, П.А. Хохлов, Ф.И. Шаляпин, Н.И. Забела-Врубель, Н. Н. Фигнер, Е.А.Лавровская, М.А. Славина.

Дирижёры: Э.Ф. Направник, В.И. Сафонов.

Виолончелисты: А.В. Вержбилович, А.А. Брандуков.

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914)

Композитор-миниатюрист, знаток и собиратель русской народных песен, педагог, дирижёр, «младший» участник балакиревского кружка, активный участник беляевского кружка.

Родился 29 апреля 1855 г. в Петербурге, в семье музыкантов. Отец – оперный дирижёр, мать рано умерла. Всё отрочество провёл за кулисами оперного театра, знал наизусть весь оперный репертуар. После домашнего обучения игре на ф-но, в 15 лет определён в Петербургскую консерваторию, где обучался игре на ф-но, композиции и теоретическим дисциплинам (у Г.Г. Кросса, Ю.Н. Иогансона, Н.А. Р-Корсакова).  Общался с Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, Стасовым. За прогулы исключён из консерватории, однако сохранил близкие отношения с Р-Корсаковым, помогал ему в работе над корректурой произведений Глинки, позже – Бородина, Мусоргского. В 1876 г. вышли из печати его романсы и ф-п цикл «Бирюльки».

В 1878 г. Л. восстановился в консерватории и блестяще закончил её (дипломная работа – кантата «Мессинская невеста» по Шиллеру). В том же 1878 г Л. становится профессором Петербургской консерватории. Среди его учеников были Николай Яковлевич Мясковский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Борис Владимирович Асафьев, Самуил Моисеевич Майкапар, Александр Вячеславович Оссовский и др.

80 – 90-е гг. – творческая зрелость. Создаются ф-п миниатюры (прелюдии, этюды, мазурки, скерцо), программные пьесы («Багатель», «Музыкальная табакерка», «Про старину, «Баркарола» и др.), «Детские песни», обработки народных песен. Л. входит в беляевский кружок, и вместе с Р-К и Глазуновым участвует в работе нотного издательства, основанного Беляевым, в работе жюри по присуждению ежегодных Глинкинских премий, учреждённых Беляевым. Преподаёт в консерватории, Придворной певческой капелле, собирает народные песни.

В 900-е гг. создаются программные симфонические миниатюры «Баба-Яга» (1904), «Волшебное озеро» (1906), «Кикимора» (1909), симфонический цикл «8 русских народных песен для оркестра». Сотрудничает с С.П. Дягилевым, А. Головиным, И. Билибиным, сочувствуя участникам художественного объединения  «Мир искусства». Хотел писать балет «Жар-птица», но оставил по здоровью (балет по заказу Дягилева написал Стравинский).

В 1905 г. Л. в знак солидарности с уволенным Р-Корсаковым, вместе с Глазуновым ушёл из консерватории. Осенью 1905 г., после избрания Глазунова директором и возвращения Р-К, вернулся в консерваторию.

В последние годы Л. жил уединённо, строил планы создания балетов и симфонических картин по А. Ремизову, О. Уайльду, М. Метерлинку, А. Бёклину.

В 1914 г. после долгой тяжёлой болезни умер на даче в Полыновке под Петербургом.

Сочинения:

Кантаты – «Мессинская невеста», Памяти М. Антокольского; для оркестра – «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец амазонки», «Из апокалипсиса», «Скорбная песнь»; для ф-но – «Бирюльки», «Арабеска», Про старину», «Музыкальная табакерка», Вариации на тему Глинки, 4 пьесы, прелюдии, мазурки; для хора и оркестра – музыка к пьесе «Сестра Беатриса»; для хора a capella –«10 русских песен», «15 русских песен», «10 переложений из Обихода»; для голоса с ф-но – 18 детских песен на народные слова, сборники русских народных песен, романсы, камерные ансамбли.

«Кикимора».

Симфоническое скерцо по мотивам русских народных сказок.

Произведению предпослана следующая программа:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной» (Сахаров И. П. Сказания русского народа).

Пьеса начинается медленным вступлением (Аdagio). Сумрачная начальная фраза струнных басов и «ползучее» хроматическое движение зловеще звучащих тембров низких кларнетов, бас-кларнета и фаготов воссоздают сказочную обстановку действия — «у кудесника в каменных горах» (пример 14а). На мягко колышущемся фоне засурдиненных струнных английский рожок поет тему колыбельной (пример 146)1. Дважды раздаются резкие «взвизгивания» и «вздрагивания» (малая флейта и гобой, трубы с сурдинами--пример 14в).

Завершает вступление соло челесты, холодное, звенящее звучание которой связывается с представлением о «хрустальчатой колыбельке».

dagiо)

Вступление непосредственно переходит в Рrestо, представляющее собой характеристику одного основного образа — Кикиморы. Здесь происходит развитие интонационных элементов, содержавшихся во вступлении. С первых же тактов Рrеstо излагается основная тема Кикиморы. Зерно этой темы чрезвычайно лаконично, но ярко образно: подобно слабому писку причудливого маленького, но злобного существа, звучит форшлаг флейт, за которым следует выдержанный в вязком тембре двух гобоев и английского рожка аккорд — ми-минорное трезвучие, тоже с форшлагом. Возникающая за этим беспокойная «возня» прерывается несколькими резкими скачками (опять-таки с форшлагом), как будто рисующими прыжки Кикиморы.

Острые акценты, staccato, вязкие или холодные, «колючие» оркестровые тембры, зловещая гармония увеличенного трезвучия—таковы основные выразительные средства музыкальной характеристики этого образа. В дальнейшем появляются еще новые краски: хроматизмы и альтерированные гармонии, исследования минорных трезвучий по малым терциям (см. партитуру, цифра 23), своеобразное сочетание «долбящих» трубных октав со щелкающей звучностью ксилофона (цифра 36).

Звукописную и одновременно выразительно-характеристическую роль играют на протяжении всего произведения отмеченные форшлаги деревянных духовых (особенно флейт — больших и пикколо) и короткая хроматическая тема, впервые появившаяся еще во вступлении (см. пример 14в). Последняя занимает виднейшее место в развитии музыки наряду с темой «хрустальчатой колыбельки» (соло челесты во вступлении); она то звучит в высоком регистре, то образует «топочущее» движение в басу. Обе темы сближаются благодаря наличию в каждой из них интервала малой терции или его обращения — большой сексты.

Различные превращения основных тематических элементов вместе с непрерывно подхлестывающей движение ритмической пульсацией составляют ту основу, которая объединяет всю быструю часть единым дыханием. Темп Рrestо переходит в заключительном разделе в Ргеstissimо; кульминация выражена яростно топочущим терцовым мотивом в басу (на тоническом трезвучии ми минора). Произведение завершается чисто лядовским юмористическим штрихом: сухому pizzicato на низких струнах контрабасов в последний раз откликается вверху одинокий жалобный писк малой флейты.

Александр Константинович Глазунов (1865-1936)

Ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор грани 19 – 20 века, педагог, организатор, участник беляевского кружка.

Родился в семье книгоиздателя, любителя музыки. В доме постоянно музицировали на скрипке, играли на ф-но в 4 руки. Обнаружив феноменальную музыкальную память и слух, он с 9 лет начал заниматься на ф-но с Н.Г. Холодковской, приносил ей свои сочинения, затем учился ф-ной игре у пианиста Н.Н. Еленковского, играл по клавирам оперы Глинки. В 14 лет Г. был показан М.А. Балакиреву, который посоветовал также консультироваться с Р-Корсаковым (в ту пору – уже профессором консерватории). За 2 года занятий с Р-К.,  Г.  прошёл полный курс теории музыки, учась одновременно в Реальном училище (в отличие от Классических гимназий с их гуманитарным уклоном, в Реальных училищах больше учили естественным наукам). В 1882 г. в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева была исполнена 1-я симфония Г. (автору -16 лет!). Присутствовавший на концерте М.П. Беляев решил взять Глазунова под покровительство. В 1884 г. они вместе осуществили заграничную поездку (чтобы юный композитор получил впечатления, необходимые  для творчества). Побывали у Листа в Веймаре, посетили Испанию, Марокко, Байрейт. После окончания Реального училища Г. поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Во время учёбы он  много играет в университетском оркестре под управлением Дютша. Осваивает игру на всех оркестровых инструментах. Сближается со Стасовым (который называет его «юным Самсоном»), А.К. Лядовым, А.П. Бородиным, принимает участие в музыкальных вечерах у Балакирева, знакомится (в 1884 г.) с Чайковским (творчеством которого восхищается).

В 1889 г. при содействии Беляева Г. выступает как дирижёр в концертах на Всемирной промышленной выставке в Париже. В это время создаётся 1-й струнный квартет, Симфоническая элегия «Памяти героя», 2-я симфония, симфоническая поэма «Стенька Разин». Складывается стиль композитора (под влиянием эпики Бородина, красочности Р-Корсакова, лиризма и стройной музыкальной логики Чайковского). Г. помогает Р-Корсакову   воссоздать незавершенные фрагменты оперы «Князь Игорь и 3-й симфонии Бородина, участвует вместе с Р-К и Лядовым в составлении программ Русских симфонических концертов, основанных Беляевым, принимает участие в работе нотного издательства, открытого Беляевым в Лейпциге, а также входит в жюри Глинкинских премий  (ежегодных премий за лучшее сочинение русских композиторов, учреждённых Беляевым).

90 – 900-е гг. – расцвет творчества. Создаются с 3 по 8 симфонии, со 2 по 5-й квартет, 3 балета («Раймонда», Барышня-служанка, или Испытание Дамиса», Времена года»), скрипичный концерт, симфоническая сюита «Из средних веков», 2 ф-п сонаты, Прелюдия и фуга ре минор и мн. др. В конце 90-х гг. сближается с С.И. Танеевым, посвящает ему свою 6-ю симфонию.

С 1889 г. Г. – профессор Петербургской консерватории. В 1905 г. в знак солидарности с уволенным Р-К., он вместе с А.К. Лядовым ушёл из консерватории. В конце года, после предоставления консерватории автономии, был избран её директором.

После 1908 г. творческая активность Г. снизилась. С 1907 по 1917 гг. созданы 2-й ф-п концерт и 9-я (не оконченная) симфония. После смерти Р-К в 1908 г., Лядова в 1914, Скрябина и Танеева в 1915 г. ушла целая музыкальная эпоха, частью которой был и  Глазунов. К русскому художественному модерну, новым веяниям в музыкальном искусстве  он относился отрицательно.

После Революции 1917 г. Г. вновь избран директором консерватории, прилагал все силы для налаживания её работы. В 1928 г. он был командирован в Вену на Международный конкурс композиторов памяти Шуберта. Посетил Прагу, Дрезден, Лейпциг, Веймар. Приехав для лечения в Париж, он вынужден был там остаться. За границей написан 7-й струнный квартет, квартет для саксофонов, концерт для саксофона с оркестром, статьи о музыке. В 1936 г. умер в Париже. В 1972 г. был перезахоронен в Ленинграде, в Александро-Невской лавре.

Сочинения (кроме упомянутых выше): «Гадание и пляска», «Пляска Саломеи», Балетная сюита;

2 концертных вальса, Торжественная кантата к 100-летию А.С. Пушкина, «Эй, ухнем!», «Избранникам русского народа»;

7 оркестровых сюит, 5 увертюр, «Финская фантазия»;

2 ф-п концерта, концерт-баллада для виолончели с оркестром;

пьесы для ф-п, органа, хоры a capella, романсы и песни, музыка к драматическим спектаклям.

Глазунов А.К. 5 симфония, Си бемоль мажор ор. 55, 1895 г.

Жанр симфонии – эпико-лирическая. Ясность, оптимизм, монументальность. Традиции А.П. Бородина. 4-хчастный цикл

1 часть – сонатное аллегро с медленным вступлением. Вступление медленное, мрачное. Главная партия (си бемоль мажор) основана на теме вступления. Она подвижная, активная, оптимистичная. Побочная партия в доминантовой тональности Фа мажор, созерцательная, лирическая, вальсообразная. Фактура полифоничная, насыщенная подголосками. Звучание насыщенное, полнозвучное.

2 часть – скерцо. Форма сложная трёхчастная. Сказочный колорит, напоминает сказочные образы Р-Корсакова, или музыку Наины Глинки. Средний раздел части – трио. Колорит сказочно-игрушечный.

3 часть – созерцательная возвышенная лирика с влиянием гармонии Вагнера. Музыка благородно-сдержанная, певучая. В среднем разделе части – драматический речитатив.

4 часть – картина «богатырского праздника», как в финале 2 симфонии Бородина. Музыка красочная, пестрота тем (плясовая, былина, коляда, протяжная). Форма – рондо-соната. Инструментовка тяжеловесная, насыщенная. В коде – тема эпизода в увеличении.

1 Эта   чудесная,  глубоко  народная   по  интонационному  складу   мелодия первоначально была создана Лядовым для «Зорюшки».

PAGE   \* MERGEFORMAT12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75522. Трехуровневая модель СУБД предложенная организацией ANSI 114.5 KB
  Трехуровневая модель СУБД предложенная организацией NSI Система управления базами данных СУБД совокупность языковых и программных средств предназначенных для создания ведения и совместного использования БД многими пользователями. Трехуровневая модель системы управления базой данных предложенная АN5I Уровень внешних моделей самый верхний уровень где каждая модель имеет свое видение данных. Концептуальный уровень центральное управляющее звено здесь база данных представлена в наиболее общем виде который объединяет данные...
75523. ИС Project Expert, назначение и основные принципы работы 27 KB
  ИС Project Expert назначение и основные принципы работы В своей деятельности руководитель предприятия постоянно сталкивается с необходимостью определения текущего и будущего положения предприятия на рынке подготовки плана развития оценки возможных альтернатив анализа эффективности принимаемых решений. Процесс планирования развития предприятия в условиях рынка требует применения современных методик и инструментов снижающих временные затраты. В зарубежной литературе имитационные модели описывающие деятельность предприятия в условиях рынка...
75524. Концептуальная модель ИС 1С: Предприятие 23 KB
  Концептуальная модель ИС 1С: Предприятие В основе ИС оперативного анализа данных лежит многомерное концептуальное представление суть которого в выделении из общего объёма информации собственно анализируемых данных фактов и вспомогательных данных измерений. Сюда относятся способы построения структур данных типы связей между данными принципы манипулирования ими формы описания бизнеслогики способы связи данных с интерфейсными объектами разделение функциональности по уровням системы и многое другое. Вся разработка ведется в рамках одной...
75525. Процесс взаимодействия пользователя, СУБД и ОС при обработке запроса на получение данных 32 KB
  Процесс взаимодействия пользователя СУБД и ОС при обработке запроса на получение данных Следующий рисунок иллюстрирует взаимодействие пользователя СУБД и ОС при работке запроса на получение данных. Схема прохождения запроса к БД Пользователь посылает СУБД запрос на получение данных из БД. В случае запрета на доступ к данным СУБД сообщает пользователю об этом стрелка 12 и прекращает дальнейший процесс обработки данных в противном случае СУБД определяет часть концептуальной модели которая затрагивается запросом пользователя стрелка...
75526. Классификация и краткая характеристика моделей данных 172 KB
  Классификация и краткая характеристика моделей данных Одними из основополагающих в концепции баз данных являются обобщенные категории данные и модель данных. Понятие данные в концепции баз данных это набор конкретных значений параметров характеризующих объект условие ситуацию или любые другие факторы. Примеры данных: Петров Николай Степанович 30 и т. Поэтому центральным понятием в области баз данных является понятие модели.
75527. Последовательность действий при разработке проекта в ИС Project Expert 25 KB
  Последовательность действий при разработке проекта в ИС Project Expert Раздел Проект состоит из шести модулей. В этом диалоге отображается информация введенная присоздании проекта в диалоге Новый проект . Информация введенная в диалоге Список продуктов будет использована программой в модулях раздела Операционный план при планировании стратегии производства и сбыта сформированного перечня продуктов услуг проекта а также в модуле Стартовый баланс раздела Компания при описании активов и пассивов действующего предприятия. Текстовое...
75528. Основные требования к организации и формированию БД 26 KB
  Основные требования к организации и формированию БД База данных БД именованная совокупность данных отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. К таким требованиям можно отнести...
75529. Хозяйственные операции и их регистрация в системе 1С 21 KB
  Ведение финансово-хозяйственных операций неразрывно связан с регистрацией первичных документов и формированию на их основ бухгалтерских проводок. Документы одного вида группируются в журнал. Кроме обычных журналов объединяющих все документы определенного вида видов существует общий журнал в который попадет все документы. Документ может находиться в двух состояниях не проведен и проведен.
75530. Характеристика и принципы построения сетевых (распределенных) БД 35.5 KB
  Характеристика и принципы построения сетевых распределенных БД Под распределенными базами данных РБД понимаются БД применяемые в вычислительной компьютерной сети. По типологии РБД делятся на: РБД централизованного хранения РБД распределенного хранения. При централизованном хранении вся РБД хранится на одном компьютере сервере а программы с остальных компьютеров клиентов обращаются к нему. Проектирование структуры такой РБД ничем не отличается от проектирования структуры обычных БД.