14

Философия познания как процесс приобретения, осмысления и усвоения знания

Лекция

Логика и философия

Важным понятием гносеологии выступает понятие познание. Под познанием принято понимать процесс приобретения, осмысления и усвоения знания об окружающем мире. Процесс познания – сложный процесс , имеющий свою внутреннюю структуру

Русский

2012-11-18

21.42 KB

34 чел.

Тема: Философия познания

1. Понятие познания и его структура

2. Практика и её роль в познании

3. Понятие знания и информации

4. Чувственное познание и его формы

5. Рациональное познание и его формы

6. Понятие истины и его типы

 1. Важным понятием гносеологии выступает понятие «познание». Под познанием принято понимать процесс приобретения, осмысления и усвоения знания об окружающем мире. Процесс познания – сложный процесс , имеющий свою внутреннюю структуру. Принято в ней  выделять такие элементы как:

  1. Субъект познания
  2. Объект познания
  3. Предмет познания

 Под субъектом познания понимается главным образом человек – индивид, испытывающий познавательный интерес к миру в целом или его отдельных явлений. Давно идут споры о том, что  или кто кроме человека может выступать в роли субъекта познания. К таковому нередко призывают относить:

  1. высших животных,
  2. Различные технические устройства (и прежде всего – компьютер и компьютерные системы)

  Однако, исследования показывают, что ни те и ни другие не способны выступать в качестве самостоятельных субъектов познания, т.к.

  1. Животные имеют лишь предпосылки мышления. Их поведение и действия ограничены генетическими программами (инстинктами)
  2. Технические устройства (компьютер и др.) могут использоваться лишь в качестве средств познания у субъектов познания

  Субъект познания неразрывно связан с объектом познания – это тот или иной фрагмент, часть окружающего мира, на который направлен познавательный интерес субъекта познания. В структуре познания принято выделять предмет познания – конкретное содержание объекта познания, которое изучает субъект познания. Для того, чтобы процесс познания состоялся необходимо присутствие и субъекта и объекта познания.  Процесс познания – представляет собой безусловно духовный процесс, но вместе с тем он носит черты и материального процесса, т.к. для воспроизводства осмысления и усвоения знаний о мире требуется определенные физиологические и физические усилия.

 2. Важную роль в процессе познания играет практика. Под практикой понимается  определенная материальная деятельность, направленная на преобразование и изменение мира, либо его отдельных  фрагментов. Для практики характерны следующие свойства:

  1. Материальный характер
  2. Сознательный характер
  3. Целенаправленный характер

  Практика в процессе познания выполняет три основных функции:

  1. Практика – это основа познания, т.к. человек познает мир благодаря практике, практической деятельности
  2. Практика – это цель познания, т.к. человек познает мир с целью преобразования или внесения в него изменений
  3. Практика – это критерий истинности знаний, т.е. средство проверки (только практика способна определить истинность недостоверности знаний).

 3. Целью всякого познания (научного, обыденного и др.) является получение знаний о мире. Знание – это проверенный практикой и оформленный логикой результат процесса познания (оформленный логикой, т.е. оформленной в виде понятий, терминов, определений  и т.д.) Знание о мире разнородно, потому принято выделять различные типы знания:

  1. По истинности, достоверности (достоверные – истинные, недостоверные – неистинные)
  2. По уровню научности: научное и обыденное (обыденное знание  - это знание, возникающее в сознании людей в процессе их житейской, обыденной практики)
  3. По широте познания и его глубине: фундаментальные (знания основ и причин развития явлений в мире) и прикладные (эмпирическое знание)
  4. По сферам деятельности: политическое, правовое, религиозное, художественное
  5. По степени присутствия теории: теоретические и практические

 Важным вопросом проблемы знание выступает вопрос о соотношении знания и информации. Часто эти понятия и явления отождествляют, это не совсем верно. Под информацией принято понимать определенную совокупность сигналов (отражений) (зрительных, звуковых, осязательных и др.), идущих из окружающего мира к познающему субъекту. К человеку как субъекту познания непрерывно поступает масса информации, из которой он воспринимает лишь маленькую её часть. Отсюда, знание представляет собой лишь ту часть информации, которую человек сознательно воспринял и логически оформил. Отношение между знанием и информацией определяется следующей формулой: В основе всякого знания лежит информация, но не всякая информация становится знанием.

 4. Процесс познания очень сложный процесс. Формулу познания человеком мира дал В.И. Ленин : «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Отсюда, выделяются два основных уровня познания мира:

  1. Уровень чувственного познания
  2. Уровень рационального познания (абстрактного мышления)

 Чувственное познание – познание мира посредством органов восприятия, органов чувств. Оно включает в себя 3 основные формы:

  1. Ощущение
  2. Восприятие
  3. Представление

 Первичной основой наших знаний о мире выступают ощущения – это отдельный чувственный образ того или иного предмета, явления (либо зрительный, осязательный т.д.) На основе ощущений оформляется восприятие – целостный чувственный образ предмета явления. Восприятие  предмета или явление создается на основе синтеза показаний органов чувств.

 Человек все время развивается, поэтому развиваются его органы чувств. По Марксу: «Человеческие пять чувств есть результат всей истории человечества». Органы наших чувств постоянно усложняются, усложняя и наше восприятие предметов мира. благодаря восприятию оформляется представление – образ предмета, существа, который когда-то воспринимался нашими органами чувств и который в данный момент отсутствует перед нами. Представление в сознание человека поступает двумя путями:

  1. Прямо, непосредственно, т.е. в результате прямого контакта с воспринимаемым предметом
  2. Опосредованно

 Более 80% представлений о мире человек формирует как опосредованно (через СМИ, книги, фильмы)

  1.   5. Рациональное познание -  более высокий (чем чувственный) уровень познания – это познание мира посредством ума, разума, рассудка. Формы рационального познания (абстрактного мышления):
  2.  Понятие – форма мышления, в которой отображается наиболее общие, существовавшие повторяющиеся свойства и качества однородных предметов, явлений. На уровне языка  понятие выступает в виде отдельных слов , реже отдельных словосочетаний
  3.  Суждение – формируется на основе понятия, суждения – форма мышления, в которой что-либо утверждается, либо отрицается. На уровне языка суждение выступает в виде простых  предложений.
  4.  Умозаключение – благодаря суждению, умозаключение – форма мышления, в которой на основе двух или более суждений оформляется вывод, заключение. На уровне языка умозаключение выступает в виде сложных предложений.

 Для того, чтобы умозаключение было истинным , необходимо, чтобы и суждения были истинными. В процессе познания переход от одной формы к другой происходит мгновенно, либо этот процесс превращается в длительный.

 6. Цель познания человеком мира является достижение истины. Истина -  достоверное знание о мире или его отдельных явлениях. Принято выделять 3 типа истины:

  1. Относительная, в своей жизни человек как субъект познания имеет дело лишь с относительными истинами. Относительная истина – это в целом верное, правильное знание о том или ином явлении, но которое нуждается в определенной конкретизации, дополнении и уточнении.
  2. Абсолютная истина – полное, всестороннее знание о мире и его отдельных явлениях. Абсолютная истина равна определенной сумме относительных истин. Отсюда относительная истина – органическая часть абсолютной истины, а последняя – цель всякой относительной истины
  3. Объективная, объективная истина – полное достоверное знание о предмете явлений, в которой отсутствуют человеческие оценки  и отношение. Это знание о предмете, адекватное самому предмету.

 Вывод.

Объективной истиной может быть и относительная истина. Абсолютной истиной должна быть только объективная истина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61097. Київська Русь за часів князя Володимира Великого 98 KB
  Київська Русь за часів князя Володимира Великого. Проаналізувати основні напрямки політики князя Володимира визначити роль його діяльності для зміцнення держави на Русі.
61098. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-ОПИС МІСЦЕВОСТІ (ВУЛИЦІ, СЕЛА, МІСТА) НА ОСНОВІ ОСОБИСТИХ СПОСТЕРЕЖЕНЬ І ВРАЖЕНЬ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 44.5 KB
  З якою метою їх можна використовувати Яку структуру має текстопис місцевості У яких стилях мовлення використовується опис місцевості Навести приклади. Зясувати які з них належать текстамописам місцевості.
61099. Київська Русь за часів правління князя Ярослава Мудрого 115 KB
  Київська Русь за часів правління князя Ярослава Мудрого. У цікавій формі уявної подорожі ознайомити учнів з життям та діяльністю великого князя Ярослава Мудрого визначити його роль і місце в історії України.
61100. РЕЧЕННЯ ДВОСКЛАДНІ Й ОДНОСКЛАДНІ, ПРОСТІ І СКЛАДНІ 1.82 MB
  Правопис: розділові знаки в кінці речення повторення. Використовуючи подане висловлювання і власні знання розгорнути зміст останнього речення. Усно схарактеризувати речення в тексті за наявністю головних і другорядних членів.
61101. Політичний, соціальний устрій та господарське життя Київської Русі 17.65 MB
  Мета: формувати в учнів знання про політичний та соціальний устрій, господарське життя Київської, Русі; удосконалювати навички роботи з історичними джерелами та на їх основі аналізувати історичні факти...
61102. Культурне життя Київської Русі доби розквіту 66.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з основними досягненнями культури періоду Київської Русі; дати уявлення про досягнення в літературі, літописанні, іконописі, архітектурі; вчити учнів працювати з текстом підручників, ілюстраціями, розвивати в учнів уяву...
61103. ПОРЯДОК СЛІВ У РЕЧЕННІ. ЛОГІЧНИЙ НАГОЛОС 27.66 KB
  Мета: дати восьмикласникам поняття про прямий і зворотний порядок слів у реченні, навчати дотримуватися логічного наголосу при інтонуванні речень; розвивати організаційно-контрольні вміння виконувати спеціальні спостереження над мовним матеріалом; формувати загально-пізнавальні вміння правильно інтонувати різні за метою висловлювання речення...
61104. Утворення Єгипетської держави 59 KB
  Мета: на конкретному історичному матеріалі показати процес утворення Давньоєгипетської держави; розкрити суть понять: ном номарх держава фараон. Основні поняття: Єгипет Африка Ніл дельта Середземне море...
61105. КОНТРОЛЬНЕ АУДІЮВАННЯ ХУДОЖНЬОГО ТЕКСТУ 52 KB
  Мета: оцінити рівень орфографічної та пунктуаційної грамотності восьмикласників: правильно писати слова на вивчені орфографічні правила та слова визначені для запамятовування; ставити розділові знаки відповідно до опрацьованих правил пунктуації...