14

Философия познания как процесс приобретения, осмысления и усвоения знания

Лекция

Логика и философия

Важным понятием гносеологии выступает понятие познание. Под познанием принято понимать процесс приобретения, осмысления и усвоения знания об окружающем мире. Процесс познания – сложный процесс , имеющий свою внутреннюю структуру

Русский

2012-11-18

21.42 KB

33 чел.

Тема: Философия познания

1. Понятие познания и его структура

2. Практика и её роль в познании

3. Понятие знания и информации

4. Чувственное познание и его формы

5. Рациональное познание и его формы

6. Понятие истины и его типы

 1. Важным понятием гносеологии выступает понятие «познание». Под познанием принято понимать процесс приобретения, осмысления и усвоения знания об окружающем мире. Процесс познания – сложный процесс , имеющий свою внутреннюю структуру. Принято в ней  выделять такие элементы как:

  1. Субъект познания
  2. Объект познания
  3. Предмет познания

 Под субъектом познания понимается главным образом человек – индивид, испытывающий познавательный интерес к миру в целом или его отдельных явлений. Давно идут споры о том, что  или кто кроме человека может выступать в роли субъекта познания. К таковому нередко призывают относить:

  1. высших животных,
  2. Различные технические устройства (и прежде всего – компьютер и компьютерные системы)

  Однако, исследования показывают, что ни те и ни другие не способны выступать в качестве самостоятельных субъектов познания, т.к.

  1. Животные имеют лишь предпосылки мышления. Их поведение и действия ограничены генетическими программами (инстинктами)
  2. Технические устройства (компьютер и др.) могут использоваться лишь в качестве средств познания у субъектов познания

  Субъект познания неразрывно связан с объектом познания – это тот или иной фрагмент, часть окружающего мира, на который направлен познавательный интерес субъекта познания. В структуре познания принято выделять предмет познания – конкретное содержание объекта познания, которое изучает субъект познания. Для того, чтобы процесс познания состоялся необходимо присутствие и субъекта и объекта познания.  Процесс познания – представляет собой безусловно духовный процесс, но вместе с тем он носит черты и материального процесса, т.к. для воспроизводства осмысления и усвоения знаний о мире требуется определенные физиологические и физические усилия.

 2. Важную роль в процессе познания играет практика. Под практикой понимается  определенная материальная деятельность, направленная на преобразование и изменение мира, либо его отдельных  фрагментов. Для практики характерны следующие свойства:

  1. Материальный характер
  2. Сознательный характер
  3. Целенаправленный характер

  Практика в процессе познания выполняет три основных функции:

  1. Практика – это основа познания, т.к. человек познает мир благодаря практике, практической деятельности
  2. Практика – это цель познания, т.к. человек познает мир с целью преобразования или внесения в него изменений
  3. Практика – это критерий истинности знаний, т.е. средство проверки (только практика способна определить истинность недостоверности знаний).

 3. Целью всякого познания (научного, обыденного и др.) является получение знаний о мире. Знание – это проверенный практикой и оформленный логикой результат процесса познания (оформленный логикой, т.е. оформленной в виде понятий, терминов, определений  и т.д.) Знание о мире разнородно, потому принято выделять различные типы знания:

  1. По истинности, достоверности (достоверные – истинные, недостоверные – неистинные)
  2. По уровню научности: научное и обыденное (обыденное знание  - это знание, возникающее в сознании людей в процессе их житейской, обыденной практики)
  3. По широте познания и его глубине: фундаментальные (знания основ и причин развития явлений в мире) и прикладные (эмпирическое знание)
  4. По сферам деятельности: политическое, правовое, религиозное, художественное
  5. По степени присутствия теории: теоретические и практические

 Важным вопросом проблемы знание выступает вопрос о соотношении знания и информации. Часто эти понятия и явления отождествляют, это не совсем верно. Под информацией принято понимать определенную совокупность сигналов (отражений) (зрительных, звуковых, осязательных и др.), идущих из окружающего мира к познающему субъекту. К человеку как субъекту познания непрерывно поступает масса информации, из которой он воспринимает лишь маленькую её часть. Отсюда, знание представляет собой лишь ту часть информации, которую человек сознательно воспринял и логически оформил. Отношение между знанием и информацией определяется следующей формулой: В основе всякого знания лежит информация, но не всякая информация становится знанием.

 4. Процесс познания очень сложный процесс. Формулу познания человеком мира дал В.И. Ленин : «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Отсюда, выделяются два основных уровня познания мира:

  1. Уровень чувственного познания
  2. Уровень рационального познания (абстрактного мышления)

 Чувственное познание – познание мира посредством органов восприятия, органов чувств. Оно включает в себя 3 основные формы:

  1. Ощущение
  2. Восприятие
  3. Представление

 Первичной основой наших знаний о мире выступают ощущения – это отдельный чувственный образ того или иного предмета, явления (либо зрительный, осязательный т.д.) На основе ощущений оформляется восприятие – целостный чувственный образ предмета явления. Восприятие  предмета или явление создается на основе синтеза показаний органов чувств.

 Человек все время развивается, поэтому развиваются его органы чувств. По Марксу: «Человеческие пять чувств есть результат всей истории человечества». Органы наших чувств постоянно усложняются, усложняя и наше восприятие предметов мира. благодаря восприятию оформляется представление – образ предмета, существа, который когда-то воспринимался нашими органами чувств и который в данный момент отсутствует перед нами. Представление в сознание человека поступает двумя путями:

  1. Прямо, непосредственно, т.е. в результате прямого контакта с воспринимаемым предметом
  2. Опосредованно

 Более 80% представлений о мире человек формирует как опосредованно (через СМИ, книги, фильмы)

  1.   5. Рациональное познание -  более высокий (чем чувственный) уровень познания – это познание мира посредством ума, разума, рассудка. Формы рационального познания (абстрактного мышления):
  2.  Понятие – форма мышления, в которой отображается наиболее общие, существовавшие повторяющиеся свойства и качества однородных предметов, явлений. На уровне языка  понятие выступает в виде отдельных слов , реже отдельных словосочетаний
  3.  Суждение – формируется на основе понятия, суждения – форма мышления, в которой что-либо утверждается, либо отрицается. На уровне языка суждение выступает в виде простых  предложений.
  4.  Умозаключение – благодаря суждению, умозаключение – форма мышления, в которой на основе двух или более суждений оформляется вывод, заключение. На уровне языка умозаключение выступает в виде сложных предложений.

 Для того, чтобы умозаключение было истинным , необходимо, чтобы и суждения были истинными. В процессе познания переход от одной формы к другой происходит мгновенно, либо этот процесс превращается в длительный.

 6. Цель познания человеком мира является достижение истины. Истина -  достоверное знание о мире или его отдельных явлениях. Принято выделять 3 типа истины:

  1. Относительная, в своей жизни человек как субъект познания имеет дело лишь с относительными истинами. Относительная истина – это в целом верное, правильное знание о том или ином явлении, но которое нуждается в определенной конкретизации, дополнении и уточнении.
  2. Абсолютная истина – полное, всестороннее знание о мире и его отдельных явлениях. Абсолютная истина равна определенной сумме относительных истин. Отсюда относительная истина – органическая часть абсолютной истины, а последняя – цель всякой относительной истины
  3. Объективная, объективная истина – полное достоверное знание о предмете явлений, в которой отсутствуют человеческие оценки  и отношение. Это знание о предмете, адекватное самому предмету.

 Вывод.

Объективной истиной может быть и относительная истина. Абсолютной истиной должна быть только объективная истина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8051. Разработка модуля банковской информационной системы на базе технологии клиент-сервер 874.5 KB
  Глава 1. Теоретические аспекты проектирования информационных систем 1.1. Понятие и классификация информационных систем Информационная система (ИС) - это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего -какой-либо...
8052. Модернизация телефонной сети в сёлах Унгенского района с внедрением услуг triple play на базе оборудования SI3000 Msan 2.37 MB
  Модернизация телефонной сети в селах Унгенского района с внедрением услуг tripleplay на базе оборудования SI3000 Msan В связи с развитием экономической активности Республики Молдова, значительной степени миграции населения, существен...
8053. История зарождения и развития представлений о дидактике как науке 32.83 KB
  История зарождения и развития представлений о дидактике как науке Дидактика есть часть педагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научной дисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые тесно ...
8054. Основы дидактики 29.08 KB
  Основы дидактики Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин дидактика греческого происхождения и в переводе означает поучающий. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение...
8055. Тенденции развития современного образования 24.92 KB
  Тенденции развития современного образования Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сфе...
8056. Национальная система образования РБ 23.12 KB
  Национальная система образования РБ В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов...
8057. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика 23.21 KB
  Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...
8058. Закономерности и функции процесса обучения 23.44 KB
  Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...
8059. Принципы обучения. Характеристика принципа обучения 25.22 KB
  Принципы обучения. Характеристика принципа обучения Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения. Дидактические ...