14003

Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников

Курсовая

Педагогика и дидактика

Музыкальноигровое творчество как вид деятельности дошкольников Курсовая работа Оглавление: Введение Глава 1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка Игровая д...

Русский

2013-05-20

133 KB

75 чел.

«Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников»

Курсовая работа


Оглавление:

Введение

Глава 1

  1.  Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
    1.  Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка
      1.  Игровая деятельность дошкольников
      2.  Детское творчество

Глава 2

2.1.Описание практических занятий с детьми в д/с

Диагностика

Заключение

Литература


Введение

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Задача дошкольного воспитания должна состоять не в максимальном ускорении развитии ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в правильном и целостном развитии ребенка.

     Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

   Современные научные исследования свидетельствуют о  том,  что  развитие музыкальных способностей, формирование основ  музыкальной  культуры, т.е.музыкальное воспитание, нужно  начинать  в  дошкольном  возрасте.  Отсутствиеполноценных  музыкальных  впечатлений  в   детстве   с   трудом   восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью  интонационную  природу.  Подобно процессу овладения  речью,  для  которой  необходима  речевая  среда,  чтобы полюбить  музыку,  ребенок  должен   иметь   опыт   восприятия   музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям,  сопереживать настроения.  Известный  фольклорист  Г.М.Науменко  писал:

«…   у   ребенка,попадающего  в  социальную   изоляцию,   происходит   задержка   умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает,  общается  с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем  детстве,  та  и будет основным опорным  поэтическим  и  музыкальным  языком  в  его  будущем сознательном  речевом  и  музыкальном  интонировании.  Становится  понятным, почему  те  дети,  которых  укачивали  под   колыбельные,   воспитывали   на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с  которыми  играли,  исполняя потешки,  по  многочисленным  наблюдениям,  наиболее  творческие   дети, сразвитым музыкальным мышлением …» (13; с. 17).

   Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.  «Только  развивая эмоции,  интересы,  вкусы  ребенка,  можно  приобщить  его   к   музыкальной культуре, заложить ее  основы.  Дошкольный  возраст чрезвычайно  важен  для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Если  в  процессе  музыкальной  деятельности будет сформировано  музыкально-эстетическое  сознание,  это  не пройдет бесследно для последующего развития человека, его  общего духовного становления(14;стр.18).

 Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Большое значение имеет музыкально-игровое творчество дошкольников. Оно оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л. Генералова). Даже если ребёнок молчит, но движениями он передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т. Боровик).

Актуальность данной работы состоит втом, что в практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развить творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки.

Объект - деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – специфика музыкального воспитания дошкольников

Цель исследования - приобщение детей к творческой деятельности, и в частности к музыкально-игровой; способствовать их всестороннему развитию.                                                                                                                             В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  •  Приобщение детей в области искусства
  •  Воспитание любви к музыке
  •  Воспитание стремления проявить себя в музыкальной деятельности
  •  Умственное развитие ребенка
  •  Развитие чувство ритма
  •  Целостное (всестороннее) развитие ребенка
  •  Развить у детей двигательно-образные навыки: умение координировать свои движения, согласовать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве

Глава 1

1.1.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека. Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение.

«Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский).

«Ребенка можно плодотворно учить, только согласуя обучение с природой ребенка» (И.Г.Песталоцци).

«Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д.Ушинский).

Добиться успехов в воспитании и обучении дошкольников возможно при знании этапов возрастного развития детей, при видении их внутреннего мира, понимании их отношений, взглядов, переживаний, чувств. Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояний организма. В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.(3)

Детям старшего дошкольного возраста(5-6лет) присущи следующие особенности.

Восприятие детей уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

Мышление ребенка является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, наглядно-образное мышление преобразуется.  Навыки анализа у детей элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки(«бабочка-птица, потому что летает, а курица-не птица, потому что лететь не может»).                                                                                       

Речь ребенка складывается под  решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. К  7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

Внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Для детей 6-7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд.  Детям свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В этом возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Для детей характерно репродуктивное воображение, т.е. увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах. Дети не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо. (12,разделы 28,29).

В этом возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития: ребенок-взрослый(обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый-это носитель общественных функций, т. е. водитель, воспитатель, мама вообще. Складывается классическая психологическая ситуация- феномен «Я Сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя как «взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно. Противоречие разрешается в особом типе деятельности- в игре (18, стр. 201)

К возрастным особенностям музыкального развития относятся следующие характеристики:

5 год- «Время почемучек»: ребенок наблюдателен и способен определить музыку веселую, радостную,спокойную. Различает части произведения по характеру звучания. Узнает звуки рояля, баяна, скрипки. Голос приобретает звонкость, подвижность, но еще требует поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Осваивает основные виды движения: бег, ходьба, прыжки(при этом кто-то пытается проявить индивидуальность, самовыражение). Но в последнее время в связи с ранним развитием детей это можно наблюдать раньше(3-4г).

6-7 год – «Период подготовки к школе»: в этом возрасте дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразие оттенков и общее настроение в музыке. Ребенок целостно воспринимает произведение, даже если перед ним ставится задача вслушиваться в конкретные особенности музыкального языка. У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность и звонкость. В музыкально-ритмической деятельности более самостоятельны, выразительны, творчески относятся к процессу движений.(14)

Таким образом, психологические особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют широко  использовать музыкально-творческую деятельность как одну из ведущих в процессе их музыкального воспитания.

1.2. Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что процесс деятельности является основанием для развития ребенка.Именно в деятельности происходит развитие дошкольника. (6, стр. 4)

         Деятельность- это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.(14)

         Деятельность– преобразование окружающего мира. Осуществление деятельности способствует формированию и самореализации личности, а ее итогом является развитие общества.(10,стр.451)

        Деятельность-это ряд законченных действий, подчиненных общей цели. Поэтому самостоятельную деятельность следует рассматривать с этой точки зрения как комплекс действий: возникновение замысла, реализация замысла, развертывание деятельности и ее заключение.(5,стр.170)

        Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремиться к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.(9, стр.9)

На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые виды деятельности приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.

Виды деятельности детей представляют собой иерархию(от значимых к менее значимым) и образуют ядро личности. Существует трудовая, учебная, игровая, музыкальная деятельность ребенка. К музыкальной деятельности относятся следующие ее виды: восприятие, исполнительство (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения), творчество, музыкально-образовательная деятельность.(14)

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние психические действия, которые составляют основу содержания психического развития(восприятие, мышление, воображение, память). Для детей старшего дошкольного возраста характерна игровая и музыкально-игровая деятельность.(14)

1.2.1. Игровая деятельность- основная в дошкольном возрасте.

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела.(1)

По мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

       Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».(21)

Классификация игр

  •  Творческие (сюжетно-ролевые, театральные, режиссерские, игры-драматизации, игры - имитации, игры экспериментирование)
  •  Дидактические (развивающие, речевые, народные)
  •  Подвижные (элементы спортивных игр, спортивные упражнения)
  •  Музыкальные (под инструментальную музыку: сюжетные, несюжетные;  игры под пение: хороводы и инсценировки)

Творческие  игры. Отражение в сюжетно-ролевых играх различных сюжетов: бытовых, трудовых, общественных, фантастических, содержания любимых литературных произведений, спектаклей, кинофильмов. Самостоятельное создание на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Использование разнообразных построек из строительных материалов (вокзал, корабль, самолет, дворец).

Разыгрывание в театральных, режиссерские играх и играх-драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения, фантастические герои), выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использование мимики, пантомимики, интонации.

Игры-экспериментирование с разными материалами : с водой, льдом, снегом, магнитом, со светом.(6, стр.171)

Дидактические игры. Развивающие: игры на сравнение предметов по нескольким признакам, группировка объектов на основе существенных признаков («Живое – неживое»; «Домашние – дикие животные»). Игры на узнавание предметов по описанию, по вопросам («Угадай, что задумали»; «Вопрос-ответ»).

Составление целого из частей (10-12 частей).

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условными знаками, сигналами (« Найти путь к домику»; «Найти клад по схеме»).

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий («Найди ошибку»; «Контролер»; «Найди отличия»).

Игры, связанные с развитием интеллекта (головоломки, лабиринты, смекалки).

Народные игры: «Садовник»; «Краски»; «Фанты».(6, стр.174-175)

Подвижные игры.Элементы спортивных игр: игры с бегом, с прыжками, с метанием и ловлей; игры-эстафеты; дорожка препятствий. (6, стр. 165-167)

Спортивные упражнения: катание на санках; скольжение; ходьба на лыжах; катание на коньках; катание на велосипеде; плавание.

Музыкальные игры. Игры под инструментальную музыку:

а) сюжетные: передача образов различных персонажей и их действий в соответствии с музыкой; б) несюжетные: движения в соответствии с характером и формой музыкального произведения, отсутствие сюжета (14).

Игры под пение: хороводы - древнейший вид народного танцевального искусства;массовый танец, сопровождаемый песнями и драматичеким действием. Игры – инсценировки: наличие образов, ролей, подражание(15).

Музыкально-игровая деятельность как разновидность игровой.Основной принцип музыкально-игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Значение игровой деятельности

1)Обеспечивает развитие  двигательных, умственных, речевых навыков

2)Способствует всестороннему развитию ребенка

3)Расширяет сферу их интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

4)Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий                                                                                                                                    5)Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков

Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.

Велики возможности игры в формировании и развитии творческой деятельности детей. В игре изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становиться более связным; жизнь отражается в игре все полнее и реальнее; мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими; фантазия делается богаче; средства изображения разнообразнее; развивается согласованность действий, обдуманность. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий. В игре начинает формироваться творческая деятельность детей. Творчество – результат воспитания, а не врожденный дар, свойственный дошкольному возрасту, как утверждают идеалистические теории игры. Воспитание творчества в игре мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умения придумать игру, осуществить задуманное. Творчество нельзя противопоставлять подражанию. Ведь сущность игры - отражение действительности, подражание взрослым. Если мы обогащаем ребенка впечатлениями от окружающей жизни, то его воображение развивается; он лучше, полнее, правильнее подражает деятельности взрослых.(8,стр.16)

1.2.2. Детское творчество.

Творчество – деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.(16)

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и т.д.-там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.(17)

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.(2)

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.(11)

Творческий человек

Давно известно, что творческие возможности человека могут быть безграничны. Именно способность человека творчески мыслить, демонстрирует его превосходство над другими живыми существами, живущими на нашей планете.

Любая творческая личность должна обладать рядом способностей или талантом. Именно от способностей зависит глубина знаний, умений, навыков.

Говоря о творческой личности, нужно отметить, что ей присущи такие качества, как нестандартность мышления, готовность к риску, любознательность, чувство юмора, остроумие, целеустремленность, упорство, работоспособность, сила воли, глубина и активность мышления, умение удивляться, восхищаться всем, что окружает. В любом случае основным условием проявления творчества считается владение определенными навыками, только так у человека появляется возможность сосредоточиться на главных моментах, от которых напрямую зависит успех его деятельности. Согласитесь, что чем лучше владеет человек определенными навыками, тем больше творчества он может внести в свою деятельность. Например, для того чтобы писатель создал талантливый роман, ему необходимо владеть навыками письменной речи, ведь в противном случае всё его внимание будет направлено на то, чтобы избежать ошибок в тексте.(22)

Формирование творческого начала - важнейшая задача процесса воспитания личности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Творческое начало воспитывает человека, формирует личность. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых нет смысла и рифмы; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа… Но за всей этой наивностью, нескладностью, корявостью кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, проявление его еще несформировавшихся  мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но возможно он станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И именно тогда самым благотворным образом даст о себе знать его творческое начало – те самые детские  увлечения. Поэтому сформировать  это начало - важнейшая задача.

Текущая версия (не проверялась)Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других (20).

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Виды детского творчества:

  •  Художественное (изобразительное, литературное)
  •  Техническое
  •  Музыкальное
  •  
  •  

Литературное детское творчество

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов творчества: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.(20)

Музыкальное детское творчество

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное творчество имеет большое значение в восприятии ребёнком окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное творчество -  это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.(14).

Чем же характеризуется детское музыкальное творчество?

В пении это импровизация простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно. Эти проявления возникают очень рано и позволяют ребенку выполнять творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер    (марш, вальс);передать грустное или веселое настроение.

В музыкальной игре это собственная трактовка различных персонажей, характер которых подсказан программной пьесой, инсценированием песен по литературной основе. Здесь возможны проявления стереотипных движений. Творческими их можно назвать в том случае, если ребенок придумал оригинальное движение, характерные повадки, интересно выразил поведение персонажа в соответствии с музыкой и литературным текстом.

Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, сочинить простой танец типа польки. Если в сочинительстве участвует несколько детей, то варианты коллективно обсуждаются и лучший из них разучивается, а иногда исполняется на праздничном утреннике.

Музыкальное творчество активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов. Старшие дошкольники могут, например, самостоятельно составить небольшую партитуру для оркестра: прослушав пьесу, предлагают отдельные фрагменты исполнять на тех или иных инструментах, проявляя свою индивидуальность достаточно ярко.(4,стр.28-29)

Источниками возникновения детского музыкального творчества являются:

  1.  накопление впечатлений от произведения искусства,
  2.  накопление личного опыта в искусстве.

Эти 2 момента являются основой формирования тяги ребенка к проявлению творческой способности. В процессе музыкальной деятельности, у детей развиваются музыкальные способности; нарабатываются необходимые знания, умения и навыки, чтобы выразить свои музыкальные впечатления.

Успешность творческих проявлений зависит от уровня развития основных музыкальных способностей: ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Также можно добавить воображение, фантазию и умение проявить свой опыт в новых условиях.  Важное значение имеет развитие певческих навыков.

Выводы по теоретической части

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Во многом это вызвано решением обновить возможности педагогической практики – с упором на повышение внимания к ребенку. И вот почему.  Именно в годы дошкольного детства у ребенка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно поэтому период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен.(7,стр.21)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Д. Шостакович сказал: « Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый  мир великих чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыки вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Музыка приблизит вас к идеалу совершенного человека».(19,стр.3)

 Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста характерна игровая и музыкально-игровая деятельность. В игровой деятельности дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.Музыкально-игровая деятельность оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Игровая деятельность дает большие возможности в формировании и развитии творческой деятельности детей.Текущая версия (не проверялась) Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

Литература

1.Большая книга афоризмов/ Сост. К.В. Душенко Изд. 7-е, исправленное-М.: Издат-во  « Эксмо» 2002-с.1056

2.Большой Энциклопедический Словарь (БЭС) Изд. 2-е, переработанное и дополненное-М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия»1997. 

3.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.,1997.

4.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение,1981.-240с.,нот.-(Б-ка воспитателя дет.сада).

5.Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду:Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкол.педагогика и психология».-М.:Просвещение,1983.-255с.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/      В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич: Изд. 3-е, переработанное.-244с. - СПб.: «Детство-Пресс»,2006.

7.Дошкольное воспитание № 3/2009

8.Дошкольное воспитание. 2008.№6.1-128

9.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-160с.:ил. (Библиотека программы «Детство»).

10.Краткий справочник школьника:5-11-й кл./К 78 Авт.-сост.: И.В.Текучева, Д.Г.Чижов, Л.И.Слонимский и др.-М.:ООО «Издательство АСТ»:)ООО «Издательство Астрель», 2004.-1006,(2)с.

11.Краткий психологический словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

12.Лощенкова З.Б. Возрастная психология. - М.,2009.

13.Науменко Г.П. Фольклорная азбука. – М.: Изд. цетр «Академи»,1996

14.Радынова О.П., Катинене А.Н., Палавандишвили М. Л.Музыкальное воспитание дошкольников. Учебник. – М., 1998. 

15.Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Е.Ефремовой,2000.

16.Философия: Энциклопедический словарь.-М.:Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина.2004.

17.Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия. Гл.редакция:Л.Ф.Ильичев,П.Н.Федосеев,С.М.Ковалев,В.Г.Панов.1983.

18.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.:Гардарики,2005-349с.

19.Шабашов Л.В. Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе (детей 6-8 лет) Издательство «Просвещение» Москва,1966.

20.Википедия-свободная энциклопедия

21.Letopisi.ru

22.Школа жизни.ru

Ольга Борисовна, по Основам научно-исследовательской деятельности мы проходили  тему «Количественные и качественные различия курсовой и дипломной работы».  Нелли Владимировна говорила, что в курсовой работе должно быть  20 источников, а дипломной работе более 20 (в среднем 30). Исходя из этого, я думаю 22 источника достаточно. Тем более, когда я буду писать 2 главу, я буду брать какую-то часть материала из дополнительной литературы, соответственно источники добавятся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13256. ІНФОРМАЦІЙНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧАСНИКІВ ДОРОЖНЬОГО РУХУ 5.86 MB
  ІНФОРМАЦІЙНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧАСНИКІВ ДОРОЖНЬОГО РУХУ МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання лабораторних робіт для студентів базового напряму 6.070101 Транспортні технології спеціальностей 78.07010104 Організація і регулювання дорожнього руху та 78.07010102 Організація перев...
13257. Архітектура персонального компютера 54.97 KB
  Архітектура персонального компютера Вузловою компонентою ПК є центральний процесор ЦП. Він виконує обчислювальну роботу керує обміном даними між оперативною памяттю та пристроями вводувиводу. Продуктивність ЦП залежить від частоти яку задає йому тактовий генера
13258. Изучение погрешностей измерений 261.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Изучение погрешностей измерений Цель работы: Изучить погрешности измерений. Оценить погрешности измерения физических величин. Ход работы. 1. Теоретическая часть. 1.1. Физические измерения. Измерением в физике называется сравнени
13259. Погрешности измерений. Цели математической обработки результатов эксперимента 107 KB
  Погрешности измерений Основой всего естествознания является наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это систематическое целенаправленное восприятие того или иного объекта или явления без воздействия на изучаемый объект или явление. Наблюдение позволяет получит...
13260. Исследование цепи постоянного тока 905 KB
  Лабораторная работа №1 по курсу электротехники ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА Лабораторная работа №1 Исследование цепи постоянного тока. Цель работы: Изучение методик измерения постоянного напряжения ток и сопротивления с помощью авометра и электронног
13261. Ознакомление с устройством и работой электронного осциллографа 2.54 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА Цель работы: ознакомление с устройством и работой электронного осциллографа. Приборы и принадлежности: универсальный стенд электронный осциллограф звуковой генератор. Введение Осциллограф предна
13262. Исследование цепей переменного тока 426.5 KB
  Лабораторная работа №3. Исследование цепей переменного тока Цель работы: изучение простейших цепей переменного тока и методик измерения их основных параметров. Приборы и принадлежности: Универсальный стенд. Вольтметр. Осциллограф. Амперметр. ...
13263. Исследование неразветвленной цепи переменного тока 2.98 MB
  Лабораторная работа № 4. Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Цель работы: Исследование зависимостей параметров неразветвленной цепи переменного тока от частоты. Изучение резонанса напряжений. Приборы: 1. универсальный стенд. 2. ге...
13264. Исследование разветвлённой цепи переменного тока 1.04 MB
  Лабораторная работа № 5 Исследование разветвлённой цепи переменного тока. Цель работы: Исследование зависимостей параметров разветвлённой цепи переменного тока от частоты. Исследование резонанса токов.