14007

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы

Русский

2013-05-20

67.5 KB

231 чел.

Лекция 1. 

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

 

План лекции

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

3. Содержание программы по музыке.

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере – чувств.

В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия,  выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.

1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;

2. Музыкальное искусство обладает  возможностью своеобразно оценивать действительность;

3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое художественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и танце, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в театре или со спортом;

4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;

5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жизни»;

6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать творческий потенциал человека;

7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразного средства общения.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Задачи учебного предмета «Музыка»

- воспитание любви к музыке;

- освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;

- приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

- развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования.

В музыкальной педагогике существует множество различных по структуре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.

В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.

Общедидактические методы

К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.

Комплексные методы

1.  Метод эмоциональной драматургии.

Данный метод  реализуется в следующих приемах:

  1.  Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, высветить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.
  2.  Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характера, по принципу сходства и контраста.
  3.  Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.
  4.  Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель намечает способы ее достижения).

2. Метод музыкального обобщения

Данный метод  реализуется в следующих приемах.

  1.  Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для усвоения и обобщения материала (темы).
  2.  Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым материалом
  3.  Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

Частные методы

1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.

Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".

Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, состоящих из трех связанных моментов:

- четко сформулированная учителем задача;

- постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;

- окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.

Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

  1.  Метод создания художественного контекста.

Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обеспечивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" интонирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.

  1.  Метод создания "композиций".

Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных произведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с четырехручьем, с сольным пением, с движением.

4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно сначала опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь затем – на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройденному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения новых черт и связей в творчестве композитора.

5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.

В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера.

Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отношения учащихся к музыке.

К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:

 1. Урок введения в тему.

Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:

- активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

- создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.

- закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

2. Уроки углубления и закрепления темы.

Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.

3. Урок обобщения темы.

Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной характеристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.

4. Урок-концерт.

Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.

Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие  многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, трехчастная форма урока.

3. Содержание программы по музыке.

«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.

Сверхзадача предмета «Музыка» –  выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.

Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами:  «Мир звуков», «Как рассказывает музыка», «Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи»,  «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.

1. Содержание, интонационный язык и формы музыки

  1.  Мир звуков. Возникновение музыки;
  2.  Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов;
  3.  Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
  4.  Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации;
  5.  Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр).  Аккомпанемент;
  6.  Развитие музыки. Способы музыкального развития  – повтор, контраст, варьирование;
  7.  Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
  8.  Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

2. Функционирование музыки в жизни человека

  1.  Музыка – язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
  2.  Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель;
  3.  Импровизация. Аранжировка.  Инструментовка;
  4.  Основные сферы  бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали  музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
  5.  Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая»;
  6.  Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт;
  7.  Запись и чтение нотного текста.

3. Отечественная и мировая музыкальная культура

  1.  Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса  в  белорусском фольклоре;
  2.  Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора.   Традиции исполнения произведений;
  3.  Народные истоки в творчестве композиторов;
  4.  Музыка народов,  проживающих в РБ;
  5.  Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки;
  6.  Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI-XX веков;
  7.  Сегодняшний день белорусской музыки;
  8.  Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы;
  9.  Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и  исполнители;
  10.  Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов;
  11.  Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
  12.  Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.

Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.

К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.

Литература

  1.  Концепция учебного предмета «Музыка» / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. 3. – С. 3-10.
  2.  Королёва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.
  3.  Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания  в  начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. - Минск, 1998. –  С. 81-94.
  4.  Музыка в начальных классах: метод. пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвящение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов)
  5.  Музыка. I-IV классы : учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. – Минск, 2009.  – 32 с.
  6.  Образовательный стандарт учебного предмета “Музыка (I-IV классы) / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. 3. – С. 10 -11.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85546. Уроку позакласного читання «Людина починається з добра» 88 KB
  Розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського; формувати оцінні судження щодо ознак добра і зла; збагачувати словник учнів; формувати читацький інтерес; розвивати вміння колективно обговорювати прочитане, уважно і зацікавлено слухати товариша і доповнювати його відповідь у ході бесіди...
85547. Цікаве у світі тварин. О.Копиленко «Кріт-неборака» 33.5 KB
  Ознайомитися з особистістю О. Копиленка; викликати інтерес до його творчості; вдосконалювати навички правильного, виразного та швидкого читання; розвивати вміння переказувати прочитане; знаходити в тексті описи й міркування, ознаки науково-популярного оповідання...
85548. Наталія Забіла. «Чотири пори року» 63.5 KB
  Учити правильно, виразно читати поетичні твори, інтонацією передавати настрій твору, учити бачити та відчувати красу й різноманітність природних явищ, передавати своє ставлення до змісту; розвивати читацькі навички учнів, збагачувати словниковий запас дітей...
85549. Урок позакласного читання «Осінні зустрічі» 58.5 KB
  Бо це вже осінь наступила Зажуру тиху розлила Все золотом осіннім вкрила Туманом землю сповила. Всі учні класу стають на сцені в три ряди і виконують пісню Осінь муз. Коваля Дні коротшають потроху Відцвіта безхмарна просинь В край наш з дальньої дороги Завітала мила Осінь.
85550. Пригоди з друзями-дослідниками. Олег Буцень «Наше відкриття» 122.5 KB
  Мета: Удосконалювати навички правильного і виразного читання та вміння аналізувати твір. Розвивати спостережливість, фантазію. Розширювати і поглиблювати уявлення дітей про цікаве та незвичайне у природі; виховувати любов до природи та бережне ставлення до природи.
85551. Байки Л. І. Глібова – чудова скарбниця мудрості 47 KB
  Мета: Розширити знання учнів про творчість байкаря, особливості байок; вчити знаходити аналогії між зображеним у байках і вчинками людей, удосконалювати вміння читати в особах, передаючи авторське і власне ставлення до героїв; збагачувати словник, розвивати образне мислення.
85552. Мандрівка у цікавий світ навколо нас 50 KB
  Мандрівка у цікавий світ навколо нас. Обладнання: Підручник Позакласне читання малюнки із зображенням пейзажів природи: лісу діброви гаю луків; квітів та тварин;кросворд картки із словниковими словами виставка книг на тему: Цікавий світ природи. ка світ ці вий у Манд ка рів Мандрівка у цікавий світ.
85553. Ознайомлення із життям і творчістю Тараса Шевченка. Т.Шевченко “Не цурайтесь того слова... “. О.Іваненко “Тарас у наймах.” 48 KB
  Мета: розширити знання учнів про життя і творчість Т.Шевченка; вчити передавати під час читання своє ставлення до прочитаного; вміння працювати над твором; продовжити роботу з вдосконалення навичок читання;розвивати мовлення учнів, пам’ять; виховувати співчуття до головного героя твору.
85554. Що таке байка і хто такий байкар? Л. Глібов «Лебідь, Щука і Рак», «Коник-стрибунець» 51 KB
  Ознайомити дітей із жанром байки; розширити знання про Л.Глібова; удосконалювати вміння читати діалоги розвивати способи і види читання байки образність мовлення уміння визначати повчальний висновок висловлювати оцінні судження; формувати комунікативну компетентність виховувати моральні якості.