14007

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы

Русский

2013-05-20

67.5 KB

202 чел.

Лекция 1. 

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

 

План лекции

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

3. Содержание программы по музыке.

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере – чувств.

В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия,  выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.

1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;

2. Музыкальное искусство обладает  возможностью своеобразно оценивать действительность;

3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое художественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и танце, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в театре или со спортом;

4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;

5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жизни»;

6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать творческий потенциал человека;

7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразного средства общения.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Задачи учебного предмета «Музыка»

- воспитание любви к музыке;

- освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;

- приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

- развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования.

В музыкальной педагогике существует множество различных по структуре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.

В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.

Общедидактические методы

К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.

Комплексные методы

1.  Метод эмоциональной драматургии.

Данный метод  реализуется в следующих приемах:

  1.  Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, высветить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.
  2.  Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характера, по принципу сходства и контраста.
  3.  Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.
  4.  Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель намечает способы ее достижения).

2. Метод музыкального обобщения

Данный метод  реализуется в следующих приемах.

  1.  Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для усвоения и обобщения материала (темы).
  2.  Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым материалом
  3.  Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

Частные методы

1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.

Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".

Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, состоящих из трех связанных моментов:

- четко сформулированная учителем задача;

- постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;

- окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.

Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

  1.  Метод создания художественного контекста.

Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обеспечивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" интонирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.

  1.  Метод создания "композиций".

Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных произведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с четырехручьем, с сольным пением, с движением.

4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно сначала опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь затем – на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройденному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения новых черт и связей в творчестве композитора.

5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.

В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера.

Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отношения учащихся к музыке.

К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:

 1. Урок введения в тему.

Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:

- активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

- создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.

- закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

2. Уроки углубления и закрепления темы.

Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.

3. Урок обобщения темы.

Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной характеристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.

4. Урок-концерт.

Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.

Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие  многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, трехчастная форма урока.

3. Содержание программы по музыке.

«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.

Сверхзадача предмета «Музыка» –  выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.

Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами:  «Мир звуков», «Как рассказывает музыка», «Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи»,  «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.

1. Содержание, интонационный язык и формы музыки

  1.  Мир звуков. Возникновение музыки;
  2.  Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов;
  3.  Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
  4.  Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации;
  5.  Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр).  Аккомпанемент;
  6.  Развитие музыки. Способы музыкального развития  – повтор, контраст, варьирование;
  7.  Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
  8.  Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

2. Функционирование музыки в жизни человека

  1.  Музыка – язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
  2.  Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель;
  3.  Импровизация. Аранжировка.  Инструментовка;
  4.  Основные сферы  бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали  музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
  5.  Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая»;
  6.  Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт;
  7.  Запись и чтение нотного текста.

3. Отечественная и мировая музыкальная культура

  1.  Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса  в  белорусском фольклоре;
  2.  Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора.   Традиции исполнения произведений;
  3.  Народные истоки в творчестве композиторов;
  4.  Музыка народов,  проживающих в РБ;
  5.  Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки;
  6.  Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI-XX веков;
  7.  Сегодняшний день белорусской музыки;
  8.  Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы;
  9.  Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и  исполнители;
  10.  Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов;
  11.  Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
  12.  Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.

Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.

К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.

Литература

  1.  Концепция учебного предмета «Музыка» / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. 3. – С. 3-10.
  2.  Королёва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.
  3.  Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания  в  начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. - Минск, 1998. –  С. 81-94.
  4.  Музыка в начальных классах: метод. пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвящение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов)
  5.  Музыка. I-IV классы : учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. – Минск, 2009.  – 32 с.
  6.  Образовательный стандарт учебного предмета “Музыка (I-IV классы) / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. 3. – С. 10 -11.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24898. Условия гражданско-правовой ответственности 48 KB
  Условия гражданскоправовой ответственности Основания гражданскоправовой ответственности обстоятельства при которых наступает гражданскоправовая ответственность. В гражданском праве ответственность в некоторых случаях может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица на которое она возлагается в частности за действия третьих лиц ответственность поручителя – в качестве оснований ответственности не только правонарушения но и иные обстоятельства прямо предусмотренные законом или договором. Состав гражданского...
24899. Вина как условие гражданско-правовой ответственности 45 KB
  Вина как условие гражданскоправовой ответственности Вина является субъективным условием юридической ответственности выражающим отношение правонарушителя к собственному неправомерному поведению и его последствиям. Однако в гражданском праве вина как условие ответственности имеет весьма значительную специфику. Она вызвана особенностями регулируемых гражданским правом отношений в большинстве случаев имеющих товарноденежный характер и обусловленным этим главенством компенсаторновосстановительной функции гражданскоправовой ответственности....
24900. Ответственность при совместном причинении вреда. Учет вины потерпевшего 39.5 KB
  Ответственность при совместном причинении вреда. 1081 ГК а именно: причинитель вреда возместивший совместно причиненный вред вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере соответствующем степени вины этого причинителя вреда. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины...
24901. Имущественная ответственность за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов 62 KB
  Имущественная ответственность за вред причиненный незаконными действиями государственных органов органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Указанные должностные лица действуют от имени РФ поэтому имущественную ответственность также несет казна причем в лице именно финансовых органов. Не противоречащей новому российскому законодательству Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания предварительного следствия прокуратуры и суда...
24902. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности 35 KB
  Три позиции по поводу толкования ИПО: Под ИПО понимается деятельность которая не поддается непрерывному и всеобъемлющему контролю человека. Под ИПО понимаются свойства людей или силы природы которые не поддаются полностью контролю человека и не подчиняясь полностью контролю создают высокую степень вероятности причинения вреда жизни здоровью ценностям. Под ИПО понимаются вещи оборудование находящееся в процессе эксплуатации и создающее при этом повышенную опасность для окружающих. Субъекты ответственности – титульные владельцы ИПО.
24903. Сроки защиты гражданских прав: понятие, значение, виды, поря. Сроки осуществления гражданских прав и сроки исполнения обязанностей и их назначение 73 KB
  Сроки осуществления гражданских прав и сроки исполнения обязанностей и их назначение Вопрос № 34. Сроки защиты гражданских прав: понятие значение виды порядок исчисления Общие положения о сроках в гражданском праве. Сроки являются особым видом юридических фактов. Суханова сроки следует выделять в отдельный вид юридических фактов наряду с событиями и действиями с ним не согласен В.
24904. Собственность и право собственности (общие положения) 33.5 KB
  В одних случаях его используют как синоним понятие имущество в других случаях считают что речь идет о сугубо экономическом отношении присвоения а иногда отождествляют с чисто юридической конструкциейправом собственности. Таким образом экономические отношения собственности представляют собой отношения присвоения конкретными лицами определенных благ влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства соединенную с необходимостью несения бремени его содержания. Собственность как экономическая...
24905. Понятие права собственности как субъективного права. Правомочия собственника 42.5 KB
  Конституция РФ не даёт понятия права собственности устанавливая лишь право иметь имущество в собственности владеть пользоваться и распоряжаться им. Толстого не только на раскрытии содержания права собственности но и на практике применения законодательства. В юридической науке стали подниматься вопросы о том исчерпывается ли перечисленной триадой правомочий право собственности.
24906. Приобретение и прекращение права собственности 68.5 KB
  Приобретение и прекращение права собственности. Приобретение права собственности. Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты обстоятельства реальной жизни которые влекут возникновение права собственности. Эти основания называются титулами собственности.