14009

Методика использования музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 4. Методика использования музыкальноритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников Вопросы Характеристика музыкальноритмической деятельности Методика работы над музыкальноритмическими движе...

Русский

2013-05-20

54 KB

49 чел.

Лекция 4. Методика использования музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников

Вопросы

  1.  Характеристика музыкально-ритмической деятельности
  2.  Методика работы над музыкально-ритмическими  движениями.
  3.  Классификация детских музыкальных инструментов и приёмы игры на них.
  4.  Методика обучения учащихся навыкам игры на музыкальных инструментах

1. Характеристика музыкально-ритмической деятельности

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства формирования музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, профессору Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианисту и композитору Э.Ж. Далькрозу. По его мнению, ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью.

Музыкально-ритмические движения – это движения в характере музыки. Ритмика- это один из видов музыкальной деятельности школьников, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении.

В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения.

Музыкально-ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления. Первое – обекспечивает развитие ребёнка и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний. Второе даёт правильные двигательные навыки, а третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.

Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные – импровизационные, а также комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемы в образные движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения.

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания., это способ эмоционального отклика на воспринимаемую музыку с помощью моторно-пластических и мимических проявлений. Если музыкально-ритмические движения выполняются, как правило, после неоднократного прослушивания музыкального произведения, в ритме музыки и могут разучиваться, то пластическое интонирование важно при первоначальном восприятии музыки, когда ребёнок выражает в движениях свои чувства и эмоции  Жест, движение, пластика обладают особенным свойством настолько “заражать” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

2.Методика работы над музыкально-ритмическими движениями.

.Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движения должно явиться внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно явиться требование начинать и оканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенью могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных ими в движении. Недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент исполнения какого-либо упражнения.

Занятия ритмикой требует площади для свободного движения. Но если, вдруг,  большой площади для этого нет (урок проходит в классе, например), то рекомендуется выполнять задания, сидя или стоя около парт. Целесообразным методическим приемом можно считать «пластическое интонирование» как своеобразную модификацию «свободного дирижирования».

Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами. На уроках нужно пользоваться приемом исполнения музыки движением, жестом, “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития.

 Передача музыкального образа в выразительных пластических движениях помогает учащимся выразить свой непосредственный эмоциональный отклик на музыку, передать ее индивидуальное слышание. Музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока музыки лишь в том случае, когда давая выход двигательной активности детей, учитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия музыки, развития слушательской культуры учащихся, их стремления к творческому отклику, способности перевоплощаться и создавать пластические образы. В процессе музыкально-ритмических движений происходит усвоение жанровой и стилевой основы музыки, ее интонационной природы, музыкального языка.

3.Классификация детских музыкальных инструментов

Игра на детских музыкальных инструментах — один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов

В  работе с учащимися начальной школы могут быть использованы, естественно, лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие  определенной  высотой тона   (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так  и  звуковысотные   (колокольчики,   металлофоны,  ксилофоны).   Все   инструменты   должны   издавать   чистый   и приятный  звук,  привлекать детей своим  внешним  видом, т. е. быть изящно оформленными, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач. При игре на любом  инструменте  необходимо следить за свободным положением тела, шеи, головы.

Не мелодические инструменты: клавес (деревянные палочки), блоки (коробочки), бруски, тамбурин (бубен), барабан, маракасы, треугольники, напалечные парные тарелочки, подвесная тарелка, парные ручные тарелки, грибок.

Клавес (деревянные палочки) — две палочки из хорошо звучащего дерева (палисандр)..

Блоки — полая деревянная коробочка с щелью на одной из узких сторон. На блоке играют деревянными палочками, но не концами, а серединой

Бруски — два деревянных бруска, ими легко ударяют друг о друга перед собой на уровне шеи, при этом кисти рук не должны быть зажатыми.

Тамбурин (бубен) — деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены тонкие металлические тарелочки.

Барабан издает звуки высокого регистра неопределенной высоты. Он представляет собой металлический цилиндр, затянутый с обеих сторон кожей..

Маракасы — два пластмассовых шара, в которых перекатываются камешки. Пользоваться ими следует осторожно, так как их звук утомителен.

Треугольники во время игры подвешивают или держат за один угол левой рукой (за петлю), а правой ударяют по ним металлической палочкой. Играть можно, ударяя по горизонтальной или двум другим сторонам.

Напалечные тарелочки надевают на  большой и средний пальцы и стучат ими один о другой; их можно держать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при  сближении кистей  рук, движущихся ритмично в противоположных   направлениях   вертикально   от   подбородка   до груди   (одна  идет  вверх,  а  другая  вниз.

Грибок — маленькая металлическая шапка, закрепленная на деревянной ножке. Держится левой рукой чуть выше груди.

  Мелодические    инструменты:    металлофон   и ксилофон альтовые С1—С2, металлофон и ксилофон сопрановые С2-~С3  (ноты пишутся на октаву ниже). Колокольчики  альтовые  С2—С3   (ноты  пишутся  на  октаву  ниже).

4.Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах

При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала — его универсальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя и предназначен для формирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это — хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.

Результаты работы на уроке во многом зависят от инструментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требований   к  составу  оркестра,  качеству  звучания  отдельных инструментов, технике  звукоизвлечения.  Целесообразно с первых занятий одновременно использовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инструментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепенно усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, импровизировать голосом на ступенях, образующих конкретную ладовую ячейку,  но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструменты со съемными пластинками. Давая учащимся творческие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада.

Варианты игры на ограниченном количестве ступеней различны: исполнение несложных мелодий песен, например русской народной песни «Лиса»; музицирование в игровой форме, например в играх «Эхо», «Перекличка птиц». Игры, сказки, музыкальные истории гармонично вписываются в занятия инструментальной деятельностью. Их правила и содержание служат удобной ориентировкой для ученика в творческих действиях.

Разучивать партитуру следует, используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по ручным знакам-символам, заимствованным из системы относительной сольмизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя. Ускорить процесс запоминания партий ударных инструментов помогает устный анализ общих и различных моментов ритмического рисунка каждой партии. Например, важно разобраться, дублирует ли конкретная партия ритмическое движение мелодии или построена на самостоятельной (возможно — остинатной) ритмической фигуре, передает ли инструмент пульсацию всех долей или подчеркивает только сильную. Благодаря такому анализу ученики быстрее запоминают партитуру, а в процессе игры на инструментах и закрепляют важные музыкальные представления. Заметим, что, полученные вне инструментальной практики, такие представления осваиваются труднее.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использовании в соответствии с художественным образом конкретного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам.

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально-слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Литература

1. Ковалив, В.В. Ігра на дзіцячых музычных інсрументах у першым класе / В.В.Ковалив, И.М. Симановская. Минск,1994.

2. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г.П Сергеева. – 2-е изд.. испр. - М.: Академия, 2000. – 128


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78225. Метаболизм простых белков и аминокислот 232 KB
  В настоящее время установлено что 8 аминокислот являются незаменимыми. Суточная потребность в каждой незаменимой аминокислоте. а всего организму необходимо 69 граммов незаменимых аминокислот в сутки.
78226. МЕТАБОЛИЗМ УГЛЕВОДОВ И ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ 314.5 KB
  В печени основное количество глюкозы откладывается запасается в виде гликогена а остальная глюкоза идёт в общий кровоток для питания других клеток. В состоянии натощак вне приёма пищи гликоген в печени постепенно распадается до глюкозы и глюкоза из печени уходит в общий кровоток к другим тканям. Эти механизмы поддерживают концентрацию глюкозы в крови на постоянном уровне. Это реакция фосфорилирования глюкозы за счёт АТФ.
78227. Синтез пуриновых нуклеотидов 145.5 KB
  Пурины выводятся в разном виде – у беспозвоночных в виде аммиака у рыб и моллюсков – мочевины реже аллантоиновой кислоты у человека приматов ящериц и зме в виде мочевой кислоты. Человек выводит в сутки около 15 граммов мочевой кислоты в день причем не более 60 эндогенных пуринов остальное пурины пищи. При гиперурикемии и нарушениях почечной экскреции уратов усиленное кишечное выведение и бактериальное превращение мочевой кислоты и мочевины имеют отношение к возникновению язвенных поражений ЖКТ при уремии. Продукция мочевой кислоты в...
78228. Начало монашества в Церкви. Святой Иоанн Златоуст и блжаженный Августин 47.5 KB
  Монашество в Церкви. Причины появления (Обмирщение в церковной жизни). Формы монашества. Родина монашества – Египет. Отшельничество. Св. Антоний Великий (251–356 гг.) Общежительство.Св. Пахомий Великий (286–346 гг.) Скитская жизнь.Св. Макарий Великий (300–391 гг.) Значение монашества.
78229. ПАРАМЕТАБОЛИЗМ 130 KB
  Ферментативное взаимодействие белков с углеводами наблюдается в норме в результате чего образуются сложные белки – гликопротеины. Интенсивно гликируются как правило альбумины и глобулины – эти белки плазмы крови содержат много фруктозоамина а также белки находящиеся в инсулиннезависимых тканях. Это коллаген кристаллины белки хрусталика глаза некоторые другие белки. Долгоживущие белки также подвергаются карбомоилированию с последствиями характерными для сахарного диабета например катаракта.
78230. ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ 71.5 KB
  В соединительной ткани различают: МЕЖКЛЕТОЧНОЕ (ОСНОВНОЕ) ВЕЩЕСТВО, КЛЕТОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ВОЛОКНИСТЫЕ СТРУКТУРЫ (коллагеновые волокна). Особенность: межклеточного вещества гораздо больше, чем клеточных элементов.