14009

Методика использования музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 4. Методика использования музыкальноритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников Вопросы Характеристика музыкальноритмической деятельности Методика работы над музыкальноритмическими движе...

Русский

2013-05-20

54 KB

50 чел.

Лекция 4. Методика использования музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников

Вопросы

  1.  Характеристика музыкально-ритмической деятельности
  2.  Методика работы над музыкально-ритмическими  движениями.
  3.  Классификация детских музыкальных инструментов и приёмы игры на них.
  4.  Методика обучения учащихся навыкам игры на музыкальных инструментах

1. Характеристика музыкально-ритмической деятельности

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства формирования музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, профессору Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианисту и композитору Э.Ж. Далькрозу. По его мнению, ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью.

Музыкально-ритмические движения – это движения в характере музыки. Ритмика- это один из видов музыкальной деятельности школьников, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении.

В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения.

Музыкально-ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления. Первое – обекспечивает развитие ребёнка и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний. Второе даёт правильные двигательные навыки, а третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.

Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные – импровизационные, а также комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемы в образные движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения.

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания., это способ эмоционального отклика на воспринимаемую музыку с помощью моторно-пластических и мимических проявлений. Если музыкально-ритмические движения выполняются, как правило, после неоднократного прослушивания музыкального произведения, в ритме музыки и могут разучиваться, то пластическое интонирование важно при первоначальном восприятии музыки, когда ребёнок выражает в движениях свои чувства и эмоции  Жест, движение, пластика обладают особенным свойством настолько “заражать” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

2.Методика работы над музыкально-ритмическими движениями.

.Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движения должно явиться внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно явиться требование начинать и оканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенью могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных ими в движении. Недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент исполнения какого-либо упражнения.

Занятия ритмикой требует площади для свободного движения. Но если, вдруг,  большой площади для этого нет (урок проходит в классе, например), то рекомендуется выполнять задания, сидя или стоя около парт. Целесообразным методическим приемом можно считать «пластическое интонирование» как своеобразную модификацию «свободного дирижирования».

Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами. На уроках нужно пользоваться приемом исполнения музыки движением, жестом, “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития.

 Передача музыкального образа в выразительных пластических движениях помогает учащимся выразить свой непосредственный эмоциональный отклик на музыку, передать ее индивидуальное слышание. Музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока музыки лишь в том случае, когда давая выход двигательной активности детей, учитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия музыки, развития слушательской культуры учащихся, их стремления к творческому отклику, способности перевоплощаться и создавать пластические образы. В процессе музыкально-ритмических движений происходит усвоение жанровой и стилевой основы музыки, ее интонационной природы, музыкального языка.

3.Классификация детских музыкальных инструментов

Игра на детских музыкальных инструментах — один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов

В  работе с учащимися начальной школы могут быть использованы, естественно, лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие  определенной  высотой тона   (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так  и  звуковысотные   (колокольчики,   металлофоны,  ксилофоны).   Все   инструменты   должны   издавать   чистый   и приятный  звук,  привлекать детей своим  внешним  видом, т. е. быть изящно оформленными, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач. При игре на любом  инструменте  необходимо следить за свободным положением тела, шеи, головы.

Не мелодические инструменты: клавес (деревянные палочки), блоки (коробочки), бруски, тамбурин (бубен), барабан, маракасы, треугольники, напалечные парные тарелочки, подвесная тарелка, парные ручные тарелки, грибок.

Клавес (деревянные палочки) — две палочки из хорошо звучащего дерева (палисандр)..

Блоки — полая деревянная коробочка с щелью на одной из узких сторон. На блоке играют деревянными палочками, но не концами, а серединой

Бруски — два деревянных бруска, ими легко ударяют друг о друга перед собой на уровне шеи, при этом кисти рук не должны быть зажатыми.

Тамбурин (бубен) — деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены тонкие металлические тарелочки.

Барабан издает звуки высокого регистра неопределенной высоты. Он представляет собой металлический цилиндр, затянутый с обеих сторон кожей..

Маракасы — два пластмассовых шара, в которых перекатываются камешки. Пользоваться ими следует осторожно, так как их звук утомителен.

Треугольники во время игры подвешивают или держат за один угол левой рукой (за петлю), а правой ударяют по ним металлической палочкой. Играть можно, ударяя по горизонтальной или двум другим сторонам.

Напалечные тарелочки надевают на  большой и средний пальцы и стучат ими один о другой; их можно держать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при  сближении кистей  рук, движущихся ритмично в противоположных   направлениях   вертикально   от   подбородка   до груди   (одна  идет  вверх,  а  другая  вниз.

Грибок — маленькая металлическая шапка, закрепленная на деревянной ножке. Держится левой рукой чуть выше груди.

  Мелодические    инструменты:    металлофон   и ксилофон альтовые С1—С2, металлофон и ксилофон сопрановые С2-~С3  (ноты пишутся на октаву ниже). Колокольчики  альтовые  С2—С3   (ноты  пишутся  на  октаву  ниже).

4.Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах

При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала — его универсальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя и предназначен для формирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это — хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.

Результаты работы на уроке во многом зависят от инструментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требований   к  составу  оркестра,  качеству  звучания  отдельных инструментов, технике  звукоизвлечения.  Целесообразно с первых занятий одновременно использовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инструментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепенно усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, импровизировать голосом на ступенях, образующих конкретную ладовую ячейку,  но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструменты со съемными пластинками. Давая учащимся творческие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада.

Варианты игры на ограниченном количестве ступеней различны: исполнение несложных мелодий песен, например русской народной песни «Лиса»; музицирование в игровой форме, например в играх «Эхо», «Перекличка птиц». Игры, сказки, музыкальные истории гармонично вписываются в занятия инструментальной деятельностью. Их правила и содержание служат удобной ориентировкой для ученика в творческих действиях.

Разучивать партитуру следует, используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по ручным знакам-символам, заимствованным из системы относительной сольмизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя. Ускорить процесс запоминания партий ударных инструментов помогает устный анализ общих и различных моментов ритмического рисунка каждой партии. Например, важно разобраться, дублирует ли конкретная партия ритмическое движение мелодии или построена на самостоятельной (возможно — остинатной) ритмической фигуре, передает ли инструмент пульсацию всех долей или подчеркивает только сильную. Благодаря такому анализу ученики быстрее запоминают партитуру, а в процессе игры на инструментах и закрепляют важные музыкальные представления. Заметим, что, полученные вне инструментальной практики, такие представления осваиваются труднее.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использовании в соответствии с художественным образом конкретного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам.

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально-слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Литература

1. Ковалив, В.В. Ігра на дзіцячых музычных інсрументах у першым класе / В.В.Ковалив, И.М. Симановская. Минск,1994.

2. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г.П Сергеева. – 2-е изд.. испр. - М.: Академия, 2000. – 128


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21010. Исследование особенностей распространения радиоволн сантиметрового диапазона и экспериментальное снятие диаграммы направленности рупорной антенны 307.48 KB
  Краткие сведения по теме Диаграмма направленности антенны представляет собой графическую зависимость напряженности электромагнитного поля созданного антенной от углов наблюдения в пространстве. Чтобы построить диаграмму направленности ДН характеристики поля измеряют на одинаковом достаточно большом расстоянии от антенны. Основные значения параметров антенны в режиме приема и передачи остаются неизменными следовательно диаграмма направленности антенны не зависит от того применяется антенна в качестве передающей или приемной т.
21011. МНОГОВИБРАТОРНЫЕ АНТЕННЫ 73.5 KB
  Пример: Рассчитать и построить диаграммы направленности системы из полуволнового вибратора и рефлектора. Ток рефлектора составляет 70 от тока вибратора и опережает ток вибратора по фазе на 90. Диаграмма направленности вибратора с рефлектором. Рассчитать и построить диаграммы направленности системы из полуволнового вибратора и рефлектора.
21012. АНТЕННЫ РАДИОРЕЛЕЙНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ 79.5 KB
  1 Краткие сведения по теме Характеристики направленности поверхностных антенн определяются формой раскрыва и распределением поля в нем. Характеристики раскрыва в этом случае определяются следующими уравнениями: Уровень первого бокового лепестка 176 дБ =1. Амплитуды поля от центра к краям раскрыва рис. В приведенных формулах для круглого раскрыва ; J1u и J2u функции Бесселя первого рода соответственно первого и второго порядков.
21014. РАСЧЕТ Параметров антенн 51 KB
  ЗАДАНИЕ 1: Из трех параметров антенны известны два : сопротивление излучения R=4360 Ом КНД=310 Определить значение ненормированной характеристики направленности F . Решение D = 120 F2D;jmax RS Тогда Ответ :F=1061289 ЗАДАНИЕ 2: Определить эффективную площадь антенны по заданным частота f =8000 МГц КНД D = 4555 дБ Решение D = 4pSэфф l2 l = с f =00375 м Тогда Ответ:Sэфф =1961819 м2 ЗАДАНИЕ 3: Известны: эффективная площадь антенны Sэфф = 7200 м2 сопротивление излучения R = 4400 Ом Определить действующую длину антенны Lд...
21015. РАСЧЕТ Параметров антенн. Расчет характеристик и параметров антенн 99.5 KB
  Общие сведения Реальные антенны излучают в окружающее пространство в различных направлениях неодинаково. Зависимость напряженности поля излучаемого антенной измеренная на достаточно большом но одинаковом расстоянии от антенны от углов наблюдения D и j называется характеристикой направленности. Коэффициент направленного действия показывает во сколько раз необходимо увеличить мощность излучения при замене направленной антенны ненаправленной для сохранения прежней напряженности поля в точке приема. Эффективной или действующей площадью Sэфф...
21016. РАСЧЕТ Параметров СИММЕТРИЧНОГО И НЕСИММЕТРИЧНОГО ВИБРАТОРОВ 61 KB
  Донецк 2011 год Цель работы: расчет характеристик и параметров симметричного и несимметричного вибраторов Варианты индивидуальных заданий Задание 1.4 м диаметр симметричного вибратора 2r =6 мм Решение =140186м W=276lg  r68 Ом при l = 0. Определить волновое сопротивление если известны: частота F= 1000 кГц длина плеча l =150 м диаметр несимметричного вибратора 2r =2 мм Решение =300м W=138lg  r34 Ом при l = 0.
21017. РАЗРАБОТКА ОТЧЕТОВ В VISUAL FOXPRO 130 KB
  При разработке отчета выполняются следующие основные операции: создание отчета; настройка отчета; создание среды окружения отчета; сохранение отчета; модификация отчета; просмотр отчета; печать отчета. Кроме вышеуказанных операций при разработке отчета производится создание и настройка объектов размещаемых в отчете. Отдельно также рассмотрены просмотр и печать отчета выполняемые программным путем в ходе работы приложения. Разработка отчета Создание отчета В Visual FoxPro для создания отчетов можно использовать следующие...
21018. РАЗРАБОТКА ЭКРАННЫХ ФОРМ В VISUAL FOXPRO 297.5 KB
  Объектная организация пользовательского интерфейса Формы являются основой пользовательского интерфейса обеспечивая ввод просмотр и изменение информации выполнение служебных и вспомогательных функций. В зависимости от организации диалога формы могут запускаться автономно либо иерархически вызываться друг из друга. Использование среды окружения позволяет упростить связывание элементов формы с БД задать специфичные для формы свойства данных изменить связи между таблицами для работы в форме. Содержит объекты формы.