14013

Содержание музыкального образования

Лекция

Педагогика и дидактика

Тема: Содержание музыкального образования План. 1.Основные элементы содержания музыкального образования. 2.Содержание программ дополнительного образования в области музыкальной деятельности Содержание музыкального образования выступает как педагогическая ин

Русский

2013-05-20

151.5 KB

149 чел.

Тема: Содержание музыкального образования

План.

1.Основные элементы содержания музыкального образования.

2.Содержание программ дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Содержание музыкального образования выступает как педагогическая интерпретация его цели, задач, принципов.

В содержании музыкального образования выделяются следующие его составляющие (элементы):

-опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству;

- знание музыки и знания о музыке;

-музыкальные умения и навыки;

-опыт учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся.

Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству

Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству проявляется в их предпочтениях, интересах, вкусах, как в сфере самой музыки, так и в тех или иных видах музыкальной деятельности.

    Особое значение при этом приобретает личностный характер накопления данного опыта (отношение человека к миру музыки, к себе через слушание музыки, ее исполнение, сочинение). Этот процесс проходит тем успешнее, чем более развиты у ребенка музыкальность и эмпатийность(душевность, сердечность, способность к сопереживанию, к сочувствию, к установлению духовного контакта с людбми). Накопление опыта эмоционально-ценностного отношения играет ведущую роль в содержании музыкального образования

В таблице представлены основные факторы, влияющие на успешность накопления опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству.

Личностный характер восприятия музыкального произведения обусловливает появление в процессе его эстетического переживания.

Согласно позиции ученого К.А.Абульхановой-Славской которая дала методологическое обоснование сущности эстетического переживания, в эстетическом переживании каждый раз заново происходит уникальная встреча чувственности, эмоциональности, присущей индивиду, с музыкальным произведением. Эта встреча дает жизнь и произведению искусства, и самому переживанию субъекта, превращая последнее в духовное событие его жизни.

 

Совокупность таких переживаний не только удовлетворяет собственно эстетические и общие духовные потребности человека, но питает саму его психику, чувственность, воспроизводит, восстанавливает своеобразные психоэнергетические силы.

  •  Музыкальное переживание - «В отличии от других переживаний оно континуально(непрерывно и неделимо) и в этом его насыщающая особенность, питающая не только духовность, но и душевность (душевные силы) человека»                                                 К.А. Абульханова-Славская

Каждый человек имеет свою неповторимую темпоритмику психических процессов, свои особенности переживания времени. Именно по этому мы можем говорить об индивидуальном «стиле» музыкального восприятия человека и одновременно музыкальной потребности.

Характеристика эмоционально-ценностного отношения личности учащегося к музыке, согласно интонационной теории Б.В.Асафьева, во многом обусловлена имеющимся у него интонационным фондом, накопленным в процессе общения с музыкой.

Характер общения каждого человека с тем или иным жанром, направлением музыкального искусства, музыкальным явлением, зависит от того, насколько оно близко ему в интонационном плане. Чем больше ребенок находит в музыке знакомых интонаций, тем более близкой ему становится эта музыка. Ибо приобретает для него определенный смысл.

Важное значение, определяющее содержание эмоционально-ценностного отношения учащегося к музыке в сегодняшней музыкально-педагогической среде приобретает вопрос становления и развития музыкального вкуса.

В связи с явным доминированием поп музыки в музыкальной жизни общества- в первую очередь среди молодежи- очевидной становится необходимость включение в содержание занятий наряду с классической и народной музыкой различные жанры поп-музыки в её лучших образцах.

При формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке необходимо учитывать и уникальные возможности этого вида искусства оказывать психологическое, арттерапевтическое воздействие на личность. Такое воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер.

Опыт обращения к методам арттерапевтического воздействия по отношению к детям, в том числе с «запоздалым развитием, практикуется в США и целом ряде западноевропейских стран, в частности во Франции по системе швейцарского ученого Э Виллейма, предусматривающей звукотерапии, ритмотерапии, мелотерапии.

Музыкальные знания

Знания, приобретаемые учащимися в процессе музыкального образования, могут быть подразделены на две группы: знания самой музыки, знания о музыке

Первостепенное значение для музыкального образования ребенка имеет знание им самой музыки.

Поэтому так важно, чтобы в интонационно-слуховой запас школьников входила музыка народная, академическая (как классическая, так и современная), духовная, а также современная популярная легкая музыка.

При этом следует иметь в виду, что в традициях русского отечественного музыкального образования (В.Ф.Одоевский, М.А.Балакирев, С.В.Смоленский и др.) приоритетное значение для его содержания имели шедевры русской и зарубежной музыкальной культуры. Впоследствии их стали называть золотым фондом музыкально-педагогического репертуара, служащим основой как для слушательской, так и для исполнительской деятельности учащихся.

Л.В.Школяр рекомендует слушать классическую музыку.  Так, на основании проведенного исследования Л. В. Школяр приходит к выводу, что самый высокий показатель восприятия классической музыки был отмечен у четырехлетних детей которых  сравнивали с ребятами школьного возраста. Для прослушивания были предложены финал сонаты Л. ван Бетховена № 14, финал его же «Аппассионаты», «Экспромт-фантазия» Ф. Шопена и др. Ребятам предлагалось определить, какие из этих произведений более созвучны, родственны друг другу. «В шестых классах, — отмечает исследователь, - только 20 % учеников справились с заданием. В третьих классах — показатель чуть выше — 30%, но уже в первых классах (шестилетние школьники) — с заданием справились более половины детей. А из 60 воспитанников детского сада — пяти- и четырехлетние дети  правильно выполнили задание 75 %! Причем самый высокий показатель был получен у четырехлеток»1. При этом исследователь делает вывод, что «малыши интуитивно схватывают сходство и различие фрагментов по обобщенной интонации! В этом проявляется главнейшее свойство человеческой психики — способность целостно воспринимать явление в интегративном единстве эмоциональной и интеллектуальной оценок».

Принципиально иной позиции придерживается Т.Э.Тютюнникова: «Существующая в нашем сознании абсолютная презумпция педагогической ценности высокой музыки для детей всех возрастов трудно объяснима.Проблема нам видится не в сомнении в высоких достоинствах самой музыки, а в ограниченных возможностях детей (и многих взрослых тоже!) ее воспринять.  Встретившись на звуковой тропинке с «Порывом» Шумана, восьмилетний ребенок в лучшем случае подумает, что "хотя было и громко, но зато недолго", а в худшем вообще будет думать о своем...

Нам кажется весьма проблематичным поиск поля для диалога: первоклассника и титана Бетховена, если это не обработанный им «Сурок» или «Немецкие танцы». Даже если допустить, что музыка, минуя разум, обращается сразу к эмоциям, то трудно себе представить, чтобы эмоционально-духовные тексты Бетховена были сопоставимы с аналогичными текстами младшего школьника».

Столь крайние позиции  по этому важному вопросу приводят к выводу о необходимости дальнейших исследований, направленных на изучение данной проблемы.

Неразработанной на сегодняшний день остается и проблема изучения учащимися различных направлений и стилей молодежной музыкальной субкультуры.

Тем самым одна из главных установок музыкального образования на раскрытие многообразия музыки, ее связи с жизнью, взаимосвязей легких и серьезных жанров остается в значительной мере нереализованной. В этом смысле особое значение приобретает знание учащимися лучших образцов современной популярной музыки.

Традиционно в содержании занятий представлена вокальная, инструментальная и вокально- инструментальная музыка. И очень важно соблюдение пропорции представленное в нем музыки программной и не программной. Если первая из них способна раскрыть богатство возможностей сочетания музыки и слова, музыки и живописи, то вторая в центр внимания учащихся ставит закономерности самой музыки.

В целом на музыкальных уроках приоритетное значение имеет слушание музыки как в оригинальных исполнительских трактовках выдающихся музыкантов, так и в исполнении самого учителя, включая переложения для фортепиано (баяна, -аккордеона) оркестровых и хоровых произведений. При этом следует иметь в виду особую силу воздействия живой музыки в исполнении учителя. В этом случае между музыкой и детьми устанавливается непосредственный контакт, соответствующим образом влияющий и воздействующий на детей.

Особенностью последнего времени является привлечение к процессу музыкальных занятий электроинструментов, в частности синтезаторов, и огромный интерес к этому со стороны учащихся. С помощью этих инструментов можно создать новый, современный звуковой облик произведений академической музыки, а также исполнять на них музыкальные сочинения, предназначенные именно для той или другой группы электроинструментов.

При подборе музыкального материала, как отмечает Д. Б. Кабалевский, важнейшее значение приобретают критерии:

• увлекательности;

• художественности;

• педагогической целесообразности;

• воспитательной значимости.

Знания о музыке.

Знания о музыке необходимы для вхождения ребенка в мир музыки и служат инструментом ее познания. В ряду знаний о музыке особое, приоритетное  значение приобретают музыкально-теоретические знания об интонационной, жанровой, стилевой основах музыкального искусства и др.

Знание об интонационной природе музыкального искусства является основой всей системы знаний, приобретаемых учащимися в процессе музыкального образования. В основе представлений об интонации лежит понимание того, что:

-интонация в музыке является носителем ее смысла, она способна выразить характер музыкального высказывания.

-музыкальная интонация может быть выразительной, изобразительной; иметь общее и различное с интонацией речевой; в ней находит отражение эмоционально-образный строй произведения. В ядре-интонации (по терминологии Б.В.Асафьева и Д.Б.Кабалевского) заложена основа музыкального развития;

-знания об основных принципах интонационного развития (тождество и контраст в их многообразных сочетаниях) помогают прослеживать развитие музыкальной мысли.

Знания о музыкальных жанрах способствуют формированию у учащихся представлений о социальном предназначении музыки и формах ее бытования в обществе. В сферу изучения включаются практически все основные жанры музыкального искусства: песня, танец и марш; опера, балет, симфония, концерт, соната; романс, прелюдия, ноктюрн, баллада, сюита и т.д.

Знания о музыкальных стилях как о системах средств выразительности, направленных на воплощение того или иного идейно-образного содержания, учащиеся получают в процессе усвоения представлений об эпохальном (исторический стиль), национальном, авторском, исполнительском и других стилях.

В системе профессионального музыкального образования ознакомление со стилями в курсах музыкальной литературы или истории музыки опирается на хронологический подход (от зарождения музыки до наших дней).

В системе общего музыкального образования в нашей стране утвердился иной подход. Этот подход предусматривает при знакомстве учащихся с различными стилями постепенный переход от наиболее знакомых им в интонационном отношении стилей классической, академической музыки к установлению их связей как с музыкой предшествующих веков, так и с современной музыкой академической традиции. При этом ознакомление с каждым стилем предполагает следующие этапы:

• первоначальное накопление необходимого интонационно-слухового опыта общения с ним;

• приобретение навыков стилевого анализа, осуществляющегося на основе знаний об образной сфере и особенностях того или иного стиля;

• рассмотрение данного стиля в историко-стилевом контексте.

В круг знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах', о способах овладения различными видами музыкальной деятельности и многие другие.

Необходимым является и знание нотной грамоты, которое может помочь учащимся в освоении различных видов музыкальной деятельности, а также станет одним из средств подготовки школьников к самостоятельному общению с искусством.

Помимо теоретических сведений о музыке, следует выделить группу музыкально-исторических знаний, объем и содержание которых определяются конкретной учебной программой учебного учреждения, уровнем подготовленности учащихся, музыкальными пристрастиями педагога.

К числу музыкальных могут быть отнесены и знания об арттерапевтических возможностях музыки, о ее влиянии на учащихся, в том числе и на самого себя.

Следует особо подчеркнуть, что знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

В настоящее время в педагогике музыкального образования все более утверждается позиция, согласно которой между умениями и навыками имеется принципиальное различие.

Умения обусловлены временной природой музыкального искусства и направлены на процесс «наблюдения» (термин Б.В.Асафьева) за интонационным развитием в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации (сочинения) музыки, а также при установлении взаимосвязей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. Такого рода умения не подлежат автоматизации, ибо связаны с творческим, никогда точно не повторяющимся процессом постижения музыкального искусства.

Музыкальные умения опираются на знания о музыке и формируются в процессе ее живого восприятия. При этом в процессе музыкальных занятий формируются две группы умений.

К первой из них могут быть отнесены умения, присущие конкретному виду музыкальной деятельности и отвечающие ее природе:

а) в слушательской деятельности это прежде всего умения:

• воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

• охарактеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

• дать вербальную или невербальную (врисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

• выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

б)в исполнительской музыкальной деятельности все вышеперечисленные умения сохраняют свою значимость и вместе с тем появляется ряд принципиально новых умений, связанных с необходимостью воплощения данного произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании).

В пении, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании на первый план выступают умения в форме музыкально-слуховых представлений о том, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

В этой связи необходимо выделить еще одну разновидность Умений, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений. К ним относятся умения:

• интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;

• предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

• сравнивать различные интерпретации и выбирать из них лучший вариант;

Оценивать качество исполнения избранной интерпретации в своем исполнении.

Каждый вид исполнительской деятельности требует своих особых умений координировать музыкально-слуховые представления со специфическими способами их воспроизведения: в пении –это координация между слухом и голосом, в игре на музыкальных инструментах и пластическом интонировании –координация между слухом и двигательным аппаратом.

В музыкально-композиционном творчестве - это умение это умения импровизировать и сочинять музыку по заданным параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим. Синтаксическим. Жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям.

Следует выделить умения корректировать свое психологическое состояние (из полученных ранее знаний и из собственного рефлексивного опыта.

Музыкальные навыки

В психологии навыки рассматриваются как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. При этом выделяют ( А.В.запорожец, А.А.Люблинская, А.В.Петровский) три основных этапа их формирования:

-овладение действиями;

-образование целостной структуры действия;

-закрепление и совершенствование целостной структуры действия.

Музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической(технологической) базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата.

В исполнительской деятельности навыки связаны с овладением техникой.

В певческой деятельности это навыки:

-певческой установки;

-звукообразования;

-певческого дыхания;

-артикуляции;

-хорового строя и ансамбля;

-координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса(звонкость, полетность и т.д);

-навыки следования дирижерским указаниям(пение в хоре)

-навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания и хорового звучания(мысленное соотнесение реального звучания с идеальным представлением о нем).

В игре на музыкальных инструментах формируются следующие навыки:

-звукоизвлечения;

-звуковедения;

-артикуляции;

-строя и ансамбля в процессе коллективной деятельности;

-самоконтроля и слухового контроля качества звучания.

Для музыкально-пластической деятельности:

-«перевод» пространственно-временных соотношений в музыке в зрительно-наглядные, двигательные формы;

-передача, посредством ритмопластической интонации эмоционально-образного строя музыкального произведения, особенностей метра, ритма, темпа, динамики, строения мелодической линии, сопряженность различных элементов фактуры.

В слушательской деятельности

-навыки дифференцированного слышания отдельных компонентов музыкальной ткани(регистры, тембры, звуковысотные соотношения ,метроритмические и ладовые особенности, гармония, полифония, фактура, форма);

- навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

В музыкально-композиционном творчестве:

-навыки вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, создание ритмического рисунка из предложенных модулей. Импровизация мелодий в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов;

ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности обособлен в самостоятельный элемент содержании музыкального образования с целью подчеркнуть его особую значимость для музыкального и общего развития личности учащегося. Такой опыт приобретается школьниками в музыкальной деятельности.

Более того, творческое начало, как подчеркивает Д.Б.Кабалевский, может проявляться и «...в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы... и т.д. и т.п.»1.

В процессе общего музыкального образования ставится задача пробудить творческое начало в ребенке, возбудить у него интерес не только к результату, но ик процессу музыкальной деятельности, открывающей для него творческую природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания. Таким образом, имеется в виду прежде всего музыкально-творческая учебная деятельность, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого.

эффективность такого рода деятельности во многом зависит от приобретенного ранее музыкального опыта, знаний и умений учащихся, ибо «всякое творческое изобретение, — как замечает Б.В.Асафьев, — есть комбинирование по-новому прежних данных». Вот почему исследователь считает особо важным «вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала». Следовательно, от того, какими «данными» будет располагать ребенок (при всем значении его природных музыкальных способностей), станут определяться содержание и характер как процесса детского учебного творчества, так и его результат.

В музыкальной деятельности возможности творческого поиска проявляются главным образом в создании учащимся своего личностного «видения» — восприятия, познания, воспроизведения, сочинения, возникающих при этом художественных и жизненных ассоциаций, сравнений, сопоставлений, своего рода договаривание (по терминологии А. С. Соколова) мысли композитора. Собственно музыкальное творчество учащихся наиболее полно находит свою реализацию в импровизации и сочинении ими музыки.

Внимание педагогов-музыкантов к развитию творческого потенциала детей на музыкальных занятиях постоянно возрастает. Практически все учителя музыки, методисты, исследователи проблем музыкального образования выдвигают задачу творческого развития ребенка в число приоритетных. При этом предлагаются различные пути ее решения:

• импровизация и сочинение детьми вокальных и инструментальных образцов как по предлагаемым учителем моделям, так и в свободной форме;

• продумывание и воплощение в исполнительской деятельности многовариантности исполнительских трактовок разучиваемых произведений;

• разыгрывание-драматизация народных и авторских песен;

• введение в содержание музыкальных занятий постановки музыкальных спектаклей, начиная от исполнения мюзиклов, написанных специально для детей, до исполнения учащимися оперных партий в оперных спектаклях;

• создание самими учащимися музыкальных спектаклей, музыкально-литературных, музыкально-пластических композиций и т. п.;

• постижение вариантности, присущей народному музицированию, и ее воплощение в опытах исполнительской деятельности и музыкально-композиционного творчества.

2.Содержание программ дополнительного образования в области музыкальной деятельности.

 

Содержание музыкального образования, согласно Закону РФ отражено в образовательных программах общего и дополнительного музыкального образования.

В дополнительном образовании в области музыкальной деятельности это педагогические программы, которые по своей направленности подразделяются на  образовательные и досуговые программы. Образовательные  программы в свою очередь включают учебные программы.

Образовательная программа учреждения представляет собой документ нормативно-констатирующего плана, в содержании которого доминирует стремление обоснованно представить своеобразие организации образовательной деятельности раскрыть специфику конкретного учреждения в системе дополнительного образования детей. Составляется в соответствии с уставом учреждения, нормативными документами. Регламентирующими организацию деятельности в учреждении, программой его развития.

В дополнительном образовании это  образовательные комплексы, проектируемые как на уровне учреждения дополнительного образования в целом (образовательная программа учреждения), так и на уровне его организационных подсистем (образовательная программа подразделения, детского объединения или коллектива).

Структура программы.

1.Объяснительная записка

Включает изложение целей и ценностей образования на основе социально-педагогического мониторинга; характеристику возрастного диапазона учащихся, для которых предназначена программа.

2.Учебный план.

Представляется почасовым распределением предметных программ, сгруппированных по образовательным областям или направлениям дополнительного образования.

3.Программа внеучебной деятельности.

Содержит целевые ориентации программ и проектов досуговой, конкурсной, выставочной деятельности детей.

4.Организационно-педагогические условия реализации программы.

Включают условия набора, количество групп и численность учащихся, обучающихся по каждой предметной программе, условия готовности учащихся к освоению программ; описание ресурсной базы реализации программы (кадровой, научно-методической, материально-технической).

5.Диагностика результативности освоения программы.

включает обоснование и содержательную характеристику методов оценки личностных достижений учащихся по каждому из видов предметных программ, методы оценки социально-педагогических результатов освоения программы.

6.Ожидаемые результаты освоения программы.

отражают совокупную характеристику готовности учащихся к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности; представляются результаты освоения разного уровня программ;. указываются виды сертификационных свидетельств.

Содержание программ дополнительного образования детей обусловлено социальным заказом со стороны родителей, школы, органов управления образованием. В отличии от программ школы они более динамичны и мобильны. по своим содержательным характеристикам и могут меняться.

Мы рассмотрим содержание программ художественной направленности, куда входят учебные программы музыкального дополнительного образования детей.

Художественное направление. Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристикой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Художественные программы в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут иметь общекультурную или углубленную направленность; служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков, а могут проектироваться как программы развития одаренных детей, как программы допрофессиональной ориентации и подготовки.

Программы музыкального творчества обеспечивают образовательный процесс в духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов, инструментальных ансамблях, хоровых коллективах. При наличии ресурсного обеспечения проектируются индивидуальные программы обучения одаренных детей. Важное место отводится развитию художественного вкуса, музыкального слуха, навыкам исполнительства. В отличие от школьных программ по музыке программы дополнительного образования расширяют возможности учащихся в овладении элементами музыкального творчества, сольного и концертного исполнения, предусматривают часы индивидуальной работы. В целом программы музыкального творчества носят комплексный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие учащихся, их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения.

Программы театрального творчества обеспечивают образовательный процесс в театральных коллективах и студиях. Для этого направления проектируются в основном программы детских драматических театров, программы театра кукол. Программы ориентированы на развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность учащихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе. Как правило, эти программы обеспечивают готовность учащихся к представлению театрального спектакля в качестве исполнителей, выпускающих работников сцены.

Образовательные программы включают в себя учебные программы. Видология учебных программ чрезвычайно многообразна, её основные характеристики могут быть представлены в следующей структуре.

Характеристика программ

Варианты характеристики

1.По возрасту

Для дошкольников, учащихся начальной школы, основной, средней школы и подростков.

2.По полу

Смешанные, для мальчиков, для девочек(юношей, девушек).

3.По продолжительности реализации

Одногодичные, двухгодичные и др.

4. По формам реализации

Групповые, индивидуальные

5. По видам деятельности

Художественная, техническая, эколого-биологическая, туриско-краеведческая, культурологичес-кая, школы раннего развития

6. По образовательным областям

Профильные и многопрофильные9естетвознание. Математика, искусство, духовная антропология, культурная антропология, социальная практика. Словесность, физическая антропология.

7.По способам реализации

Эвристические, алгоритмические,

исследовательские, творческие программы.

8.По уровням освоения

Общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный и др.

9.По направлениям деятельности

Ориентационные, фундаментальные, прикладные, информационные.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий по определенному учебному предмету или области деятельности объем знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.

Учебная программа является основным элементом организации образовательного процесса. Она направлена на развитие познавательных интересов ребенка, создание условий для раскрытия его творческого потенциала в избранном виде деятельности. Учебные программы дополнительного образования принято подразделять на типовые, модифицированные, экспериментальные, авторские.

Типовая (примерная) программа утверждается Министерством образования и рекомендуется Управлением дополнительного образования по той или иной области или направлению деятельности.

Модифицированная, или адаптированная, программа  это програма, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа  это программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание  это предложение средств решения проблемы в образовании, оно обязательно отличается новизной, актуальностью.

Модифицированные, экспериментальные, авторские учебные программы оформляются как методические разработки и имеют следующую структуру.

Структура учебной программы

 1. Предисловие.

2. Объяснительная записка

3. Тематический план

4. Содержание программы.

5. Оценка результатов дополнительного образования,

6. Учебно-материальная база.

7. Список литературы (для педагогов)

8. Список литературы (для учащихся)

Предисловие. Этот раздел программы не является обязательным. Предисловие может быть написано методистом, ученым, авторитетным практиком к авторской программе. В предисловии желательно отметить достоинства программы, ее оригинальность, педагогические возможности.

Объяснительная записка. При составлении объяснительной записки необходимо ответить на следующие вопросы.

Состав   учащихся

Для каких категорий детей предназначена данная программа (возраст, пол, образование)? Должны ли дети, обучающиеся по данной программе, обладать определенными способностями; сформированными интересами? Могут ли по этой программе обучаться новички или же она предназначена для тех, кто уже получил дополнительное образование по данному направлению?

Цели   обучения

Может ли обучение по данной программе способствовать разрешению проблем физического, эмоционального, интеллектуального, социального развития детей? Каких именно проблем?

Какого уровня образованности могут достичь учащиеся и достаточен ли он для грамотного использования определенных ценностей культуры? Для подготовки к самообразованию или другим видам самостоятельной непрофессиональной деятельности? Для осуществления творческой исследовательской деятельности? Для подготовки к профессиональному образованию, для профессиональной деятельности?

Что является основным образовательным результатом обучения - развитие определенных способностей? Формирование навыков, умений? Усвоение знаний? Каких именно? Формированию каких ценностных ориентации, отношений и качеств личности может способствовать обучение по данной
программе?

Обоснование   целей

На чем основывается вывод о важности поставленных целей (на анализе социальных проблем, на материалах научных исследований, на анализе педагогического опыта)?

На чем базируется вывод о возможности реализации поставленных целей?

При какой реализации учебного процесса возможно осуществление целей? Какие формы учебной работы, методы и средства обучения имеют особо важное значение? Какой квалификацией должны обладать педагоги, реализующие данную программу?

Возможности для продолжения образования

Могут ли учащиеся продолжить образование по профилю программы после завершения обучения? Каким образом — в системе дополнительного образования, в учебных заведениях профессионального образования, путем самообразования?

Сведения   об   авторах

Программа разработана научно-педагогическим учреждением? Методическим центром? Является авторской? Какова квалификация авторов, каким опытом научной или практической работы они обладают?

Сведения об утверждении программы

Кем и когда утверждена данная программа? Кто реализовал программу?

Сведения о методическом сопровождении

Кто может оказать методическую помощь в реализации данной программы? Существуют ли курсы (семинары) повышения квалификации, на которых изучается данная программа?

Тематический план представляется в виде сетки часов, зафиксированных в таблице:

№ п/п

Разделы и темы (этапы образовательного процесса)

образовательного процесса)

Количество часов

Содержание программы. Программа делится на разделы, темы (этапы образовательного процесса). В зависимости от профиля учебной программы в содержании отдельного раздела, темы (этапа образовательного процесса) могут быть отражены:

а) основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, изучаемые учащимися; формируемые умения и навыки;

б) проблемные вопросы теоретического характера; виды задач, упражнений, заданий.

В конкретную учебную программу могут быть включены как все, так и лишь некоторые из названных выше элементов учебно-познавательной деятельности.

Оценка результатов дополнительного образования. В этом разделе указываются способы подведения итогов работы по учебной программе. Это могут быть различные выставки, конкурсы, соревнования, творческие отчеты. Для отдельных результатов могут использоваться тестовые задания и контрольные работы. Следует указать основные критерии оценки работ учащихся, которые соответствовали бы поставленным целям. Для выяснения меры удовлетворенности учащихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие учащихся могут применяться социологические и психологические методики.

Учебно-материальная база. Указывается перечень необходимого оборудования и учебных пособий, без которых невозможна реализация данной программы.

Список литературы. Списки литературы для педагогов и учащихся составляются отдельно. Желательно выделить основную и дополнительную литературу. Список литературы может :быть составлен по темам. Внутри каждого раздела список литературы составляется в алфавитном порядке.

Экспертиза учебной программы. Процедуре экспертизы подвергаются модифицированные, экспериментальные, авторские программы. В экспертизе участвуют методисты предметной области, к которой относится программа, представители администрации (заместитель директора по учебной работе), члены консультативных советов — например, научно-методического совета, психологи, социальные педагоги. Экспертиза проводится на основе изучения текста программы, данных психолого-педагогической диагностики развития детей, обучающихся по программе, анализа достижений учащихся; оценки данных опросов, фиксирующих уровень обучения по программе.

При проведении экспертизы ее участники должны получить ответы на следующие вопросы:

1) насколько полно в программе представлена степень ее новизны и актуальности?

2) в какой мере содержание программы, проектируемые результаты ее освоения отвечают потребностям, интересам ее заказчиков (детей и их родителей)?

3) насколько программа перспективна для использования в системе дополнительного образования?

4) в какой мере учтены индивидуальные и возрастные особенности детей, представлены методы, стимулирующие развитие творческой личности?

5) каков уровень научно-педагогической компетентности разработчиков программы, насколько состоятельны их профессиональные идеи?

6) обеспечена ли программа необходимыми дидактическими материалами?

7) насколько полно представлены разделы программы?

8) какие рекомендации по совершенствованию программы можно предложить ее разработчикам?

К образовательной программе учреждения прилагается пакет учебных и досуговых программ, годовой календарный план организации внеучебной деятельности учащихся.

Досуговые программы  - компонент образовательной программы. Создаются для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей посещающих их периодически.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

Организация досуга — традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободно

го времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей — от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых программ в формировании личности один из исследователей детского досуга, Б.А.Титов *, относит установку на:

• самосовершенствование;

• осознание принадлежности к социально-исторической общности;

• соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

• социальную активность;

-природу;

•   искусство;

-  других людей.

В досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

Формы игровой деятельности в досуговых программах
чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры,
игровое имитационное моделирование, демонстрационные,
театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых
программах используются основные, выделенные в теории
(в частности, в работах С.А.Шмакова
2) виды современных
игр, в том числе: физические и психологические игры и тренинги; интеллектуально-творческие игры;  социальные игры;
 комплексные игры.

Практика дополнительного образования отражает богатейший ) опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, ") планируемой длительности программы и степени соучастия в ней /   детей выделяется несколько типов досуговых программ *.

1. Разовая игровая программа,

2. Конкурсная игровая программа

      3. Праздник

4. Игра-спектакль

5. Длительная досуговая программа


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3328. Предпринимательская деятельность юридических лиц 107 KB
  Введение Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в первой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное обществ...
3329. Лекции по бухгалтерскому учету 885 KB
  Введение 1. Методологические основы организации бухгалтерского учета Бухгалтерский учет, его виды. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.  Учетная политика предприятия. I. Бухгалтерский учет, его виды. Бухгалтерский учет за...
3330. Аудит. Конспект лекций 363.5 KB
  Программа дисциплины „Аудит” Цель изучения дисциплины – предоставить студентам базовые теоретические знания и практические навыки по аудиту, научить их методически правильно применять приемы аудита на практике, квалифицировано составлять...
3331. Защити себя и свой бизнес 1.53 MB
  Со времен возникновения частной собственности одна часть человечества постоянно озабочена тем, как разбогатеть еще больше, другая – как отнять это богатство у первых. Образно говоря, первая жила и живет по принципу двух арифметических...
3332. Строительные машины. Экскаваторы и башенные краны 1.89 MB
  Машины для земляных работ. Экскаваторы одноковшовые. Любой строительный процесс начинается с производства земляных работ, т. с. разработки грунта, перемещению его или погрузки на транспортные средства. Так, для устройства оснований или фу...
3333. Теория организации. Краткий курс лекций 596 KB
  В учебном пособие представлены основные темы курса, предусмотренные государственным стандартом по специальности 080507 «Менеджмент организации». Представлено краткое содержание основных вопросов изучаемого курса. Учебное пособие дает системное предс...
3334. Дефектація корпусних деталей 106.5 KB
  Дефектація корпусних деталей Обладнання, інструмент. Корпус коробки переключення передач (КПП) трактора Т-170 18-2-156 СБ, стенд для кріплення корпуса, індикаторні нутроміри НИ 100-160, НИ 18-50, мікрометри МК 175-2, МК 150-2, МК 125-2, МК 25-2, шт...
3335. Відновлення деталей вібродуговим наплавленням 1.11 MB
  Відновлення деталей вібродуговим наплавленням Обладнання, інструмент. Наплавочна установка в комплекті: токарний верстат, наплавочна головка ОКС 6569, джерело живлення ВДУ-506, балон з вуглекислим газом, підігрівник, осушувач, редуктор, пульт керува...
3336. Дефектація валів, шестерень, підшипників 521 KB
  Дефектація валів, шестерень, підшипників Обладнання, інструмент. Перший проміжний вал коробки переключення передач трактора Т-170 18-12-132, мікрометри МК 75-2, МЗ 75-2, ролики діаметром 6 мм, ролики зі скосом кромок, різьбові кільця М 52 X 2...