14021

Ференц Лист 1811-1886

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

4 Творческий путь Очень яркая и многогранная романтическая личность 2й половины 19го века. Гениальный пианист и композиторноватор. Музыкальный критик который написал много статей о музыке Письма баккалавра музыки О цыганах и их му

Русский

2013-05-20

54.5 KB

1 чел.

4

Творческий путь

Очень яркая и многогранная романтическая личность 2-й половины 19-го века. Гениальный пианист и композитор-новатор. Музыкальный критик, который написал много статей о музыке («Письма баккалавра музыки», «О цыганах и их музыке в Венгрии»). Лист – педагог огромного масштаба. За жизнь у него было около 300 учеников из разных стран. Будучи бескорыстным по натуре, он посвятил большую часть своей жизни пропаганде других композиторов. Всего у Листа около 1200 произведений. Примерно половина из них – транскрипции и парафразы на темы других композиторов. Он поддерживал композиторов разных национальных школ: Шопена, Сметану, Грига, Шумана, Вагнера, Берлиоза, Бородина, Римского-Корсакова. Лист очень любил кучкистов.

Родился Лист в Венгрии. По национальности – венгр. Многие его произведения связаны с Венгрией. Элементы  народных танцев и песен вошли в его произведения, обогащённые общеевропейскими достижениями, но есть и элементы венгерского фольклора. Произведения, связанные с Венгрией: кантата «Венгрия», симфоническая поэма «Венгрия», героический марш в венгерском стиле, несколько тетрадей национальных венгерских и рапсодий, а также ещё 19 венгерских рапсодий, «Венгерская коронационная месса».

Лист был страстным пропагандистом идеи программности в музыке. Он воплотил в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и содержание живописи Рафаэля («Обручение»), скульптуры Микеланджело («Мыслитель»). Лист – композитор-новатор. В связи с программностью он переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр – симфоническая поэма. Симфоническая поэма – одночастное симфоническое произведение, которое сочетает в себе черты цикличности и других форм, например сонатной. У Листа 13 симфонических поэм. Метод развития материала в них монотематический (из одной темы вырастают другие). Музыка Листа отличается особой патетикой, приподнятостью, ораторским пафосом, т.к. он всегда пытался воздействовать на большую массу людей. Большинство его произведений – произведения для фортепиано.

Жизненный путь

Лист родился в 1811 г. в поместье князя Эстергази. С детства полюбил венгерские народные песни и песни венгерских цыган. В 9 лет играл перед меценатами. Он поразил их своей игрой. Меценаты дали Листу деньги, на которые он вместе с отцом в 1820-м году поехал учиться в Вену. Там он занимается частным образом. По фортепиано – у Черни, а по композиции у Сальери. Там Лист познакомился с Бетховеном, который его благословил. Первое произведение Листа - «Вариации на тему вальса Диабелли», которое он написал в 11 лет.

В 1823 г. Лист с отцом едет Париж, где его не приняли в консерваторию, так как он был иностранцем. Но он занимался частным образом, по композиции - у Паэра, по теории - у Рейхи (Рейх преподавал в консерватории). Одним из самых первых композиторских опытов Листа была опера «Дон Санчо, или Замок любви», поставленная в 1825 году в театре Большой парижской оперы.

В 1827 г. у Листа умер отец. Лист занялся самообразованием. Давал много концертов. В 30 г. горячо воспринял революцию. Гастролировал в Англии, Швейцарии, Франции. После революции увлекался утопическим и православным социализмом. Лист встречался со многими знаменитостями. Особое влияние оказали Берлиоз, Шопен (после его смерти Лист написал книгу о Шопене) и Паганини, который поразил Листа как исполнитель. Лист написал фантазию на тему «Кампанеллы», а позже транскрипции каприсов и этюдов Паганини.

В 1834 г. Лист познакомился с Марией дАгу. С 1835-1839 гг. они отправляются в путешествие по Швейцарии и Италии. Это первый плодотворный период жизни Листа. Впечатления о Швейцарии он выразил в цикле фортепианных пьес «Альбом путешественника». В 50-м году в Веймаре Лист переработал этот цикл, и он вошел в состав «Годы странствий» – «Первый год» – Швейцария.

В Швейцарии Лист преподавал в консерватории. Он выезжал в Париж соревноваться с Тальбергом (Лист победил). Все свои мысли о судьбе художника, о назначении искусства он высказывает в книге «Письма баккалавра музыки».

В 1837 г. Лист едет в Италию. Под впечатлением произведений итальянского возрождения пишет фортепианные пьесы «Обручение», «Мыслитель». В последствии он их включил в «Годы странствий» - «Второй год» – Италия. Написал « Три сонета Петрарки», фантазию-сонату «После чтения Данте». В конце пребывания в Италии Лист стал давать больше концертов (большинство – благотворительные). Дал концерт в Вене для пострадавших от наводнения в Венгрии, а также концерт на сооружение памятника Бетховену в Бонне.

1839-1847 гг.

Это период интенсивной концертной деятельности Листа по всем странам Европы. Большой триумф во Франции, России, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии. Он исполнял очень много произведений других композиторов (транскрипции Листа для фортепиано симфоний Бетховена, Берлиоза, песен Шуберта, Шумана, каприсов Паганини и др., а так же фантазии на темы Моцарта, Беллини, Мейербера). В Венгрии Листа принимали как национального героя. Он дал благотворительный концерт для создания венгерской консерватории. Лист 3 раза был в России (в 1842-м, 43-м и 47-м гг.). С триумфом дал концерты в Москве и Петербурге. Познакомился с Глинкой. Лист сделал транскрипцию «Марша Черномора». Позже он постоянно дирижировал произведения Глинки. В России Лист познакомился с Верстовским и Варламовым. Сделал транскрипцию «Соловья» Алябьева. Подружился с русскими музыкальными критиками – Стасовым и Серовым. В конце этого периода познакомился с Каролиной Витгенштейн (дочь польского помещика) и поселился с ней в Веймаре.

Веймарский период

1848-1861 гг.

У Листа назрела потребность композиторского творчества. Продолжает пропаганду произведений других композиторов как дирижёр. Дирижирует симфоническую и оперную музыку. В этот период написал 12 из 13 симфонических поэм; 15 из 19 венгерских рапсодий; «Годы странствий» - «Первый год» – Швейцария (55 г.) и «Второй год» – Италия (58 г.).

В 1849 г. закончил 2 фортепианных концерта, «Пляску смерти» для фортепиано с оркестром , 2 эпизода из «Фауста» Ленау (не Гёте), соната h-moll (53 г.), «Утешения» для фортепиано, ноктюрн «Траурное шествие на смерть героя венгерской революции», 2 программных симфонии – «Фауст» и «Данте», «Грандская месса».

Благодаря Листу маленький Веймар стал центром музыкальной культуры Европы и почти мира. Лист ставил в театре оперы Вагнера, Берлиоза, Шумана, Верди, Глюка, Рубинштейна, Моцарта, Вебера. За 11 лет поставил 43 оперы (!!!). Исполнил все симфонии Бетховена, Шуберта, Берлиоза. Лист пропагандировал этих композиторов и в печати. Писал книги о Шопене, об исследовании музыки венгерских цыган. Начал педагогическую деятельность. Занимался с учениками только бесплатно.

В 1854 г. Лист основал «Нововеймарский союз». В 1861 г. появился «Всеобщий немецкий музыкальный союз». Цель этих союзов – пропаганда программности, классического наследия, нового передового искусства, композиторов. Лист поддерживал молодых музыкантов: Сметану, Брамса, Серова, Антона Рубинштейна. Близким другом Листа стал Вагнер. Лист поставил много его опер.

В 1858 г. Лист ушёл в отставку из оперного театра.

Римский период

1861-1869 гг.

Римский период. Под влиянием Каролины Лист уехал в Рим. Там он принимает сан аббата. Написал духовные произведения – оратории «Святая Елизавета», «Христос», «Венгерская коронационная месса». В это время он писал и светлую музыку – программные этюды, испанскую рапсодию, разные транскрипции.

Второй Веймарский период

1869-1886 гг.

В 1869 г. Лист вернулся в Веймар. Разрыв с Каролиной. Последние 17 лет живет в Веймаре, но выезжает в Париж, Вену, Рим, Будапешт.

В 1871г. благодаря Листу открылась венгерская Музыкальная академия (в Будапеште). Лист стал её президентом и педагогом. К нему потянулись новые ученики. Он давал уроки пианистам, среди которых были и русские – Зилоти (двоюродный брат Рахманинова) и др. Он помогал Григу, Альбенису. Продолжал пропагандировать музыку Вагнера. Лист принимал участие в организации и открытии театра в Байрейте. Там он был и на постановке «Кольцо нибелунга» (4 оперы Вагнера) в 1876 г.

Лист всё больше сближался с русскими музыкантами. К нему приезжал Бородин, Кюи, Глазунов. По инициативе Листа в 1880 г. была исполнена 1-я симфония Бородина. Лист делал транскрипции на музыку русских композиторов.

В последние годы Лист писал немного: «Годы странствий» – «Третий год» – Рим (67-77 гг.), «У кипарисов виллы дЭсте», «Ангелюс», второй и третий «Мефисто-вальсы», венгерские рапсодии (16-19).  Лист опять начал давать концерты. Последний концерт дал в Люксембурге в 1886 г. После этого поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы Вагнера. Заболев воспалением легких, Лист скончался в Байрейте 31 июля 1886 года.

Фортепианное творчество Листа

 Лист-композитор неотделим от Листа-исполнителя. Его пианизм повлиял на его музыку. С другой стороны он, как гениальный композитор, обновил звучание фортепиано. В своей фортепианной музыке Лист был проповедником-оратором. Он хотел донести свои идеи к большой аудитории, пытаясь увлечь, убедить людей в своих идеях. Поэтому его музыка такая приподнятая, патетическая, в страстном ораторском тоне. У него был героический стиль исполнения, что тоже отразилось на его музыке. Лист обладал потрясающей техникой. Важнейшим принципом его музыки была программность. Эта программа не берлиозовского типа, а более обобщенная (общее настроение, общее состояние, нет сюжета). Новаторством является трактовка фортепиано. Его звучанию Лист придал оркестровую мощь. Он передаёт тембры разных инструментов на фортепиано – грозное звучание меди, нежное звучание скрипок, свирельные наигрыши. Лист использовал аккордовые трели, тремоло, репетиции на одном звуке, пассажи, характерные для струнных инструментов, сочные виолончельные мелодии, пассажи октавами или двойными нотами. Иногда записывает фортепианные ноты в 3 строчки (из-за оркестровой фактуры).

«Годы странствий»

«Годы странствий» – это фортепианный цикл из программных пьес. В нем 3 части: «Первый год» – Швейцария, «Второй год» – Италия, «Третий год» - Рим. История создания этого цикла сложная. Сначала пьесы 1-го тома вошли в сборник «Альбом путешественника» и отразили впечатление о Швейцарии. Потом он их переработал (50-е гг.) и сделал из них «Годы странствий» – «Первый год». Путешествуя по Италии, Лист написал несколько пьес под впечатлением искусства итальянского возрождения. Потом они вошли во 2-й том. Это: «Обручение», «Мыслитель», «Три сонета Петрарки», фантазия-соната «После чтения Данте». К ним Лист прибавил 3 пьесы под общим названием – «Венеция и Неаполь» – «Гондольера», «Канцона», «Тарантелла». «Третий год» создавался 10 лет – 1867-1877 гг. Там отразились римские впечатления: «Кипарисы виллы дЭсте», «Фонтаны виллы дЭсте». Отразились религиозные впечатления: «Ангелюс», «Ввысь сердца». В пьесах 3-го тома настроение скорбное; эпиграфы из Библии. Музыка близка к импрессионизму, зыбкие гармонии, более камерные пьесы.

В этом цикле Лист выразил свои размышления, создал картины природы, выразил впечатление от творений великих мастеров. Все пьесы очень живописны, с яркими темами. В 1-м томе – это разные картины природы, например: «На Валленштадтском озере» или «Женевские колокола», «У родника»; есть образы бурной природы – «Гроза». Есть пьесы, рисующие безмятежную картину – «Эклога», «Тоска по Родине»; есть и героические, бурно романтические пьесы – «Часовня Вильгельма Телля». Основной принцип развития – вариационный.

«Первый год» – Швейцария

 «Часовня Вильгельма Телля». 3-х частная форма. Торжественный хорал медных, оркестровое звучание рояля. Красочные, терцовые, мажоро-минорные сопоставления. Средняя часть типична для Листа – ораторский пафос, тембр медных, тремоло струнных героического характера, героический портрет самого Телля.

 «На Валленштадтском озере». Астинатная фактура передаёт гладь озера.

 №6. «Долина Обермана». Оберман - герой из романа французского писателя Сенанкура (1770-1846), путешествующий по Швейцарии и болезненно переживающий свое одиночество. Большая, в сонатной форме. Здесь появляется монотематизм типичный для Листа, т.е. все темы идут из одной.

1-я тема – e-moll, а потом гармонические сдвиги – g-moll, тема звучит виолончельно, и затем в b-moll.

П.П. – образ возвышенного тематического идеала. Это первая тема в драматическом изложении. Высокий регистр, как бы вариационный тип развития. Начинается в C-dur.

«Второй год» – Италия

2-й том был написан под впечатлением от итальянского искусства. 7 пьес. Они более яркие, индивидуальные и контрастные, чем в первом томе.

 №1 – «Обручение». Написана по картине Рафаэля «Обручение Марии и Иосифа». Картина выполнена в нежных лирических тонах. Пьеса отражает саму живопись, закругленные линии. Закругленности элементов ассоциируются с кольцом (обручальным).

1-я тема – тихая, радостная, без полутонов. Эта тема получает вариационное развитие. Тема в G-dur. Хорального склада. Есть изобразительный момент, который передаёт тихий, радостный звон. В этой пьесе идет постепенное нарастание от тихого звучания к апофеозу. Варьирование гармонии, фактурное, регистровое. Обрамлением в конце возникает 1-я тема. Это придаёт закругленность формы.

 №2- «Мыслитель». Написана по скульптуре Микеланджело на могиле Медичи. Мрачное, трагическое произведение. Передаёт философское раздумье о жизни и смерти. Здесь также передается материал – неподвижность и холодность камня. Тема застылая. сis-moll. Тема с пустыми квинтами. Она получает вариационное развитие.

«Три сонета Петрарки»

Они написаны с эпиграфами из сонетов Петрарки. Первоначально это были романсы на стихи Петрарки. Потом они стали инструментальными пьесами.

 №5. 104 сонет Петрарки. Все сонеты построены сходно. Основная тема в E-dur. Звучит с арпеджио в аккомпанементе (как гитарное сопровождение). Виолончельная тема. Далее идёт движение к апофеозу.

 №6. 123 сонет Петрарки. As-dur. Основная тема романсового склада с разложенным аккомпанементом. Движение к апофеозу.

«Прелюды»

Лист написал 13 симфонических поэм. Почти все они написаны в центральный Веймарский период. В этом жанре он обращается к шедеврам мировой литературы. У Листа есть симфонические поэмы  - «Орфей», «Гамлет», «Тассо», «Что слышно на горе?», «Мазепа», «Прелюды».

Лист – создатель жанра симфоническая поэма. Это – одночастное произведение для симфонического оркестра, в котором сочетаются черты разных форм, например, сонатной и циклической формы. Программное произведение. Программность эта более обобщенная, а не сюжетно-описательная, как у Берлиоза. В центре всегда один герой - героическая личность. Заканчиваются симфонические поэмы обычно апофеозом. Наличие одного главного героя рождает принцип монотематизма. Все темы симфонической поэмы происходят из первой начальной темы. Преобразование тем часто жанровое. Например: менуэтные, маршеобразные, ноктюрновые и т.д.

«Прелюды» – симфоническая поэма. Программой служит стихотворение Ламартина с одноименным названием – «Прелюды». Смысл в том, что земная жизнь человека является лишь прелюдией к основной – небесной жизни. Человек проходит через жизнь, встречая радости и невзгоды, и уходит на небо. Лист выразил в поэме этапы земной жизни человека.

В основе симфонической поэмы лежит сонатная форма со вступлением и зеркальной репризой, но в ней явно проступают черты симфонического цикла как бы сжатого в одночастность. Это проявляется в наличии разнохарактерных, в разных темпах больших разделов в разработке: «Буря», 2-й эпизод (пасторальный).

В основе всех тем лежит первая тема вступления в C-dur. Играют струнные и деревянные духовые инструменты. Задумчивая, как бы с интонаций вопроса. В хоральном изложении она звучит задумчиво. Проходит 2 раза. Второй раз в d-moll. Очень большая красочность гармоний. Как правило, терцовое сопоставление тональностей.  Сонатное аллегро.

 Г.П. Героическая. Основана на первой теме (теме вопроса).    C-dur. Звучит у медных духовых инструментов и струнных. Броская, эффектная. C-dur – F-dur – B-dur – G-dur.

 С.П. Основана на той же теме. Нежная, лирическая. Тема у виолончелей. Здесь явно проступает жанр ноктюрна. Вопросительная интонация звучит в начале темы и вплетается при развитии в басы. C-dur – E-dur – f-moll – Ges-dur.

 П.П. E-dur. Это – соло трёх засурдиненых валторн. Песенная, лирическая тема. На грани экспозиции и разработки возникает успокоение, это как бы затишье перед бурей.

 Разработка. 1-й раздел («Буря»). Очень много изобразительных моментов – тремоло, хроматизмы. Allegro ma non troppo. Много уменьшенных кварт. Всё кипит. Кульминация этого раздела – героическое соло трубы. Это – преобразованная тема вступления.

2-й раздел разработки ярко контрастирует первому. E-dur. Пасторальный эпизод, соло деревянных духовых инструментов.    E-durcis-mol – A-dur. Возникает соло кларнета – A-dur. Развивается вариационно. Появляется П.П., которая соединяется с темой пасторального эпизода. Развитие вариационное.

 Реприза. Зеркальная. C-dur. Начинается со С.П. – маршеобразная, у медных духовых инструментов. Преобразована и П.П. – это торжественный марш. C-dur – Es-dur и т.д. Опять звучит С.П. Далее апофеоз, кульминация всей поэмы – Г.П. Она звучит в перезвоне колоколов. Tutti.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24034. Острые лейкозы. Классификации 37.38 KB
  Неотложная помощь при гипертоническом кризе гиперкинетического типа Неотложную терапию при гипертоническом кризе гиперкинетического типа начинают с внутривенного введения 6 10 мл 05ного раствора или 3 5 мл 1ного раствора дибазола. Для купирования криза индерал или обзидан вводят внутривенно струйно в дозе 5 мг на 10 15 мл изотонического раствора натрия хлорида. Внутривенно или внутримышечно вводят 1 мл 01ного раствора рауседила. Внутривенно капельно вводят 1 мл 25ного раствора аминазина на 100 250 мл 5ного раствора глюкозы или...
24035. Бронхоэктатическая болезнь: клиника, диагностика, лечение 34.59 KB
  Существуют несколько классификаций бронхоэктатической болезни но в клинической практике чаще используется классификация А. Форма болезни: а легкая бронхитическая б выраженная в тяжелая г сухая кровоточащая. Течение болезни: а стационарное б прогрессирующее частота и длительность обострении. При хорошо собранном анамнезе часто удается выявить перенесенную в раннем детском возрасте пневмонию послужившую причиной развития бронхоэктатической болезни.
24036. Симптоматические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки: клиника, диагностика 33.68 KB
  Симптоматические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки это язвы которые возникают под действием язвопровоцирующего фактора. Их отличает от язвенной болезни то что всегда удается выявить провоцирующий язву фактор и если убрать этот фактор заживление язвы и выздоровление происходит достаточно быстро. Симптоматические язвы бывают: стрессовые лекарственные эндокринные возникшие на фоне заболеваний других внутренних органов.
24037. Ревматоидный артрит: клиника, диагностика, лечение 36.22 KB
  Течение болезни Ревматоидный артрит прогрессирует в трёх стадиях. Критериями неблагоприятного прогноза являются: раннее поражение крупных суставов и появление ревматоидных узелков увеличение лимфатических узлов вовлечение новых суставов при последующем обострении; системный характер болезни; персистирующая активность болезни при отсутствии ремиссии более года; стойкое увеличение СОЭ; раннее появление в течение первого года и высокие титры ревматоидного фактора ранние до четырёх месяцев рентгенологические изменения со стороны поражённых...
24038. Хронические обструктивные болезни легких 33.58 KB
  Мерцание и трепетание предсердий: тактика лечения. Мерцание предсердий хаотичное сокращение отдельных групп мышечных волокон предсердий при этом предсердия в целом не сокращаются а в связи с изменчивостью атриовентрикулярного проведения желудочки сокращаются аритмично обычно с частотой около 100150 в 1 мин. Трепетание предсердий регулярное сокращение предсердий с частотой около 250300 в 1 мин; частота желудочковых сокращений определяется предсердножелудочковой проводимостью желудочковый ритм может быть при этом регулярным или...
24039. Желчекаменная болезнь: этиология, клиника, диагностика 27.21 KB
  АМИЛОИДОЗ ПОЧЕК АП является проявлением общего амилоидоза который представляет собой системное заболевание характеризующееся внеклеточным отложением особого белковополисахаридного комплекса амилоида что приводит в конечном итоге к нарушению функции органов. До сих пор не существует общепринятой классификации амилоидоза. По наличию или отсутствию причинного фактора выделяют следующие формы амилоидоза: 1 идиопатический первичный; 2 наследственный генетический встречающийся при периодической болезни и некоторых формах семейного...
24040. Анемия. Классификации 23.57 KB
  Для этого наиболее удобно делить анемии по единому классификационному признаку цветовому показателю. Классификация анемий Анемии подразделяют на группы по различным признакам. В зависимости от него различают такие анемии: Гипохромные ЦП ниже 085: железодефицитная анемия талассемии Нормохромные ЦП в норме: гемолитические анемии когда скорость разрушения эритроцитов превышает скорость их продукции постгеморрагическая как результат потери крови вследствие кровотечения или кровоизлияния неопластические заболевания костного мозга...
24041. Системная красная волчанка: этиология, клиника, диагностика 26.34 KB
  Системная красная волчанка СКВ болезнь ЛибманаСакса лат. Разумеется эти симптомы не патогномоничны но сочетание с другими более специфическими увеличивает вероятность того что больной страдает СКВ. Дерматологические проявления Кожные проявления имеются у 65 больных СКВ возникают одними из первых однако только у 30 50 отмечается классическая сыпь на щеках в форме бабочки. Гнёздная алопеция и ульцерация полости рта и носа влагалища также в числе возможных проявлений СКВ.
24042. Легочное сердце: этиология, патогенез, классификация 24.69 KB
  ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ патологическое состояние характеризующееся гипертрофией и дилатацией а затем и недостаточностью правого желудочка сердца вследствие артериальной легочной гипертензии при поражениях системы дыхания. Различают: 1 васкулярную форму легочного сердца при легочных васкулитах первичной легочной гипертензии горной болезни тромбоэмболии легочных артерий; 2 бронхолегочную форму наблюдавшуюся при диффузном поражении бронхов и легочной паренхимы при бронхиальной астме бронхиолите хроническом обструктивном бронхите...