14024

МУЗИЧНА КУЛЬТУРА ІНДІЇ І ДАЛЕКОГО СХОДУ

Реферат

Музыка

МУЗИЧНА КУЛЬТУРА ІНДІЇ І ДАЛЕКОГО СХОДУ ТЕМА Индия Искусство танца в Индии сохранилось с самых давних времен до сих пор в фактически неизменном виде. Первые упоминания о нем содержатся в Ригведе. Теоретическое обоснование танец получил в давних трактатах ко

Украинкский

2013-05-20

32.23 KB

352 чел.

МУЗИЧНА КУЛЬТУРА ІНДІЇ І ДАЛЕКОГО СХОДУ

ТЕМА

Индия

Искусство танца в Индии сохранилось с самых давних времен до сих пор в фактически неизменном виде. Первые упоминания о нем содержатся в «Ригведе». Теоретическое обоснование танец получил в давних трактатах, которые датируются II в. н.э. Фрески, скульптура и рельефы давних храмов воссоздают разнообразные танцевальные позы и композиции. Например, барельефы одного из храмов изображают 108 канонических поз-движений одного из классических танцев.

Традиция приписывает танцу божественное происхождение. Его творцом и первым исполнителем считают бога Шиву, известного также как Натараджа (Царь танца). В Давней Индии танец был обязательной частью религиозного ритуала. Его выполняли храмовые танцовщицы - девадаси («рабыни Бога»). Индийский танец - своеобразное мимическое общение, которое содержит слова, понятия, ощущения, эмоции.

Существуют сотни индийских народных танцев, например, бхангра, б1ху, самбалпура, чхау и арба, а также другие танцы, представленные на региональных фестивалях. Их выполняют в разных случаях, например, на свадьбах, местных общественных мероприятиях, во время уборки урожая или в начале муссонов. Активное развитие танца и ранняя канонизация его движений способствовали созданию индийской классической школы танца (не следует путать с классическим танцем - основой балетного театра). Эта школа основывалась на особенностях танцев разных областей государства.

Индия предлагает также формы классических индийских танцев, каждую из которых можно проследить в разных частях страны. Классические танцы обычно положены на литературную или же заимствуют мотивы из литературных первоисточников.

Показ танцевальных стилей в индийских кинофильмах позволил мировой аудитории ознакомиться с индийскими танцами.

Индийская национальная академия музыки, танцев и драмы предоставила статус 7 классическим танцам - бхаратанатьям, катхак, катхакали, манипури, кучипуди, одисси, мохиниаттам. Первые 4 формы считают основными, остальные - полуклассическими танцами. Главными аспектами всех классических стилей являются нритта и нритьян (как дополнительный - натья):

  1. Нритта - сугубо технический танец, лишенный смысловой нагрузки, имеет эстетический смысл («чистый танец», «танец ради танца»);
  2. Нритья - сюжетный танец, который передает определенную идею, всегда сопровождается пением;
  3. Натья - действия и жестикуляции с танцем или без него (этот аспект ярче всего воплощен в индийском театре).

В индийском танце является важной не только пластика тела, но и движение каждого пальца, жест, взгляд, что раскрывают содержание танца. Цель танца - погружение зрителя в состояние экстаза, в котором растворяется реальность мира. Это - своеобразный гипноз. Взгляд танцовщицы постоянно направлен на зрителя. Каждая сюжетная идея рассматривается с точки зрения разных настроений. Аура обворожительности способствует пониманию сути давних сказаний. Это состояние поддерживается с помощью вокального и инструментального аккомпанемента.

Азбукой танца в давних индийских трактатах провозглашено 108 поз Шиви, которые зовутся карани. Из каран индийский танцовщик составляет своеобразные комбинации, основу танцевальной композиции - ангахарами. Кроме этого, танцовщик должен в совершенстве знать мудри (разнообразные позиции пальцев) и хаста - жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

С помощью мудр, исполнитель способен изображать не только разные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный язык жестов содержит больше чем 500 символов-понятий. Благодаря положению рук относительно тела, чередованиям и комбинациям - жесты, которые выполняются одной или двумя руками, танцовщик может передать что-нибудь.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь с другими компонентами танца, подчиненные единственной цели — максимально выразительно и эмоционально насыщенно показывают события согласно сценарию представления. Обязательным является безукоризненное выполнение каждого движения. Вместо слов, которые раздаются со сцены, индийские зрители воспринимают пластичные комбинации, преобразованные искусством танцовщика на фразы, реплики, монологи и диалоги. Следовательно, благодаря мудрам индийский танцовщик воссоздает литературный текст драматургического произведения.

Жестикуляционный код состоит из 24 хает, что сами по себе ничего не означают: ведь это лишь символы, подобные буквам любой азбуки. Они приобретают смысл только в сочетании, в полном контексте и в связи с действием, которое воссоздается. Таким способом хаста приобретает значение слова - существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множества. В итоге хасты переходят в мудры.

Некоторые мудры, благодаря выразительности и образности, расшифровываются достаточно просто. Например, мудра «небо» и указательное местоимение «это» образуются двумя поднятыми указательными пальцами. Остальная мудра имеет сугубо символическую функцию. Глаголы: «быть», «иметь»; наречия - «сейчас», «всегда»; существительные - «счастье», «красота», также отмечают с помощью символических мудр. Все собственные имена (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и др.) отмечают условными мудрами, что не имеют внешнего подобия к особе, которое означают.

Хаста прана - это те движения рук и пальцев, которые наполняют смыслом жесты, например:

  1. пальцы, которые шевелятся, показывают свет месяца, страсть любви, искры;
  2. покачивание рукой с сгибанием запястья - это ухо слона, полет птицы, река, окрик: «Прочь с дороги»!;
  3. волнообразные колебания руки движением запястья - это волны, рыба;
  4. разъединение рук - давать, цветение, стрелы цветов Шивы;
  5. разъединение пальцев - разговор;
  6. встряхивание руками - полет пчелы, гнев, сияние, молния, волосы, которые развеваются;
  7. круговое движение запястья - лоза, разряженное оружие, мир.

Например, самый простой жест «патака» (выпростанная ладонь с согнутым

большим пальцем) имеет больше чем 40 значений. Конечно, есть также жесты, которые имеют лишь 2-3 значения. Согласно трактатам, для того, чтобы танец «заговорил», танцовщики используют 24 движения головы, 6 движений бровями, 26 движений глаз. Например, когда брови подняты, зрачки двигаются со стороны в сторону, а голова при этом едва наклонена, - это любовь. Когда шея двигается сначала назад, потом вперед - это означает беседу, объяснение. Тот же жест для индейца и европейца может иметь разное содержание. Изучая язык индийского танца, придется лишаться стереотипов. Например, у индусов не заведено «держать кукиш в кармане», напротив, его выставляют напоказ; жест «фига» в толковании индейцев будет означать, что вы доите корову или красите глаза.

Если перевести слова русской песни «Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла» языком индийского танца, получим совсем другой текст: «Идет полем одинокая девушка, грустная. Поле большое, на поле трава растет, траву ветер колышет. И'стоит посредине поля одинокое дерево, листьями шуршит. Подошла девушка к дереву, обняла его и подумала: «Одинокие мы с тобой, горемычные».

Танцовщик не обязан обстоятельно воссоздавать в танце текст песни, под которую танцует, он может избрать из нее единственную фразу и каждый раз ее повторять, а певцу придется петь ее несколько раз подряд. Игра актера зависит от того, как он изобразит содержание. Главное - гармония выражения лица и движений его частей, а также движений тела, жестов рук и пальцев. Ноги в индийском танце участвуют только как музыкальный инструмент. Ни одного содержания ногами танцовщик не передает, на них надевают 50-3000 бубенчиков. От уровня мастерства танцовщицы зависит количество бубенчиков на ногах. Танцовщик начинающий не справится с весом в 1,5 кг. Именно столько могут весить 300 бубенчиков. Ценители интеллектуального кинематографа пренебрежительно относятся к индийскому кино. Действительно, индийские актеры больше «работают лицом», чем европейские. Дело здесь не в отсутствии таланта: актеры просто дополняют свои жесты мимикой. Как это ни парадоксально, но индейцы считают, что именно таким способом актер лучше передает содержание своих слов.

В Индии искусство танца развито лучше, чем в любой другой стране мира. Функционируют многочисленные школы и институты классического танца, организуются выступления популярных артистов, танцевальные мелодии неизменно занимают верхние ступени хит-парадов. Танцы Индии — неотъемлемая часть ее культурного наследия, которое связывает прошлое и нынешнее время.

Китай

Свыше 2000 лет в Китае со сцены воспевают правителей и аристократические семьи. Все актеры в национальной одежде. Истории, какие они разыгрывают перед публикой, - взяты из жизни Запрещенного города. Китайская опера кардинально отличается от своего западного аналога. Изюминкой оперы в Поднебесной является то, что почти все роли в ней исполняют мужчины. Пение сопровождается битьем в барабаны и колочением звонов. Китайские исполнители умеют не только петь, они еще и могут продемонстрировать на сцене движения национальных боевых искусств. Хотя оперу и адаптировали к требованиям современного зрителя, много элементов в ней не испытывали изменений.

В Китае развивается больше чем 300 театральных жанров, по большей части локального характера. К разновидностям театрального искусства, которые приобрели общенациональную популярность, принадлежат цзинцзюй (пекинская опера), пинцзюй (хебейська опера), юсцзюй (шаосинская опера), юйцзюй (хенанська опера), юсцзюй (гуандунська опера). Самой популярной в настоящее время есть пекинская опера.

Современный Китай унаследовал одну из самых старых в мире театральных традиций. Его театральное искусство содержит больше чем 300 видов местной оперы, свыше 60 видов теневого и кукольного театров, новой («разговорной») драмы, оперы европейского типа и танцевальной драмы. Благодаря постоянному обогащению и обновлению китайская опера дошла до сегодняшнего дня.

Китайский музыкальный театр (опера) сочетает элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнений военного искусства с мастерски написанным текстом и техникой его воплощения. Исполнители должны сурово придерживаться традиционных канонов.

Действие в китайской опере не ограничено ни во времени, ни в пространстве; широко используются условности, символика. Если какие-либо повседневные реалии не могут быть изображены на сцене прямо, их воссоздают символично.

Специальными движениями изображают вход или выход из дома; подъем или спуск - лестницей; переправу через реку; круговые передвижения сценой с кнутом в руке означают скаканье верхом; поездку в экипаже демонстрируют статисты, держа по обе стороны от актера флажки с изображением колес; хождение кругами символизирует длинное путешествие; если на сцене без декораций актер держит весло или лопатку и садится, имитируя напряжение, это значит, что он плывет в лодке.

Обстановку, в которой происходит действие, актеры изображают исключительно движениями, причем эффект является даже сильнее, чем при наличии декораций и реквизита.

Китайская народная опера

Китайская народная опера - архаичное синтетическое искусство, в котором движения тела и голос исполнителей достигают уровня совершенства.

К началу прошлого века для выполнения женских ролей готовили мальчиков, которые учились рисовать, вышивать, заниматься традиционно женскими видами искусства, чтобы их руки стали особенно нежными, женскими.

Отсутствие декорации требует от актера перевоплощения не только на определенного героя, но и на явления природы и предметы - по китайской пословице: «Поешь о воде — стань водою». Ведь внимание зрителей сосредоточено исключительно на актерах. Все это предопределяет особенную технику игры глазами, руками, самобытную пластику движений, шагов, жестов, осанки.

-Яркие сценические костюмы изготовлены из самого качественного шелка и атласа; их цвета — красный, сиреневый, изумрудный, бирюзовый, синий - насыщены и специфически соединены. В каждом отдельном случае это сочетание имеет смысловую нагрузку, так же, как и рисунки вышивок, выполненные разноцветными нитями (на каждом наряде - многочисленные полоски, каждая из которых вышита отдельно, вручную; раньше с этой целью использовали еще и золотое опыление). Костюм главного персонажа весит не меньше чем 22 цзиня (мера веса, 1 цзинь равняется 500 г). Громоздкими являются и головные уборы, однако это не мешает актерам двигаться.

С распространением в Китае европейской оперы (1920-1930) на сцену впервые появились женщины, которые в настоящее время могут исполнять и мужские роли. Певцы с широким диапазоном голоса, достаточным наполнением звука и умением имитировать звучание любого голоса исполняют ведущие роли, которые требуют комплекса актерских умений и психофизической подготовки, а также знаний из этнографии.

Следовательно, китайская народная опера, один из самых сложных и красивейших видов мирового искусства, является сочетанием разных театральных жанров — оперы, балета, пантомимы, циркового искусства.

Пекинская опера

Пекинская опера берет свое начало в ХУШ ст., когда в Пекине на почве музыкального фольклора и ритуальной музыки разных регионов Китая постепенно сформировалось своеобразное музыкальное и сценическое искусство, объединив музыку, танец, театральное представление, акробатику и боевые искусства. За больше, чем 200 лет структура и принципы пекинской оперы практически не изменились.

Оркестровая музыка - ударные (гонги и барабаны, которые отличаются размерами и видами), создают глубоко ритмичный аккомпанемент. Оркестром руководит барабанщик, который бамбуковыми палочками выдает разнообразные звуки, «выражая» чувство героев в соответствии с актерской игрой. Вокальная часть пекинской оперы состоит из вещания (юньбай - речитатив; цзинбай - пекинское разговорное вещание) и пения (ерхуан - заимствован из народных мелодий провинций Аньхой и Хубей; сипе - из мелодий провинции Шеньси). Речитатив используют серьезные персонажи, разговорный язык - молодые героини и комики.

Амплуа распределяются на женские и мужские, в частности, шеен - мужчина, дань - молодая женщина, цзин - мужчина в маске и чоу - клоун, мим — как мужчина, так и женщина. Герои этих амплуа могут быть как позитивными, так и негативными. Их натуру зрители могут определить за маской. Маски являются достаточно сложным сочетанием грима и аксессуаров. Костюмы визуально и тематически сочетаются с маской, и чаще всего в маске и костюме используют такую же палитру цветов и оттенков, подчеркивая характер персонажа.

Репертуар традиционно основан на музыкальной обработке классических китайских произведений, по большей части фантастических или исторических, императоры и наложницы, монахи и воины, чиновники и ученые являются главными героями не только классической литературы Китая, но и пекинской оперы. Давний репертуар пекинской оперы содержал больше чем 1000 сюжетов, из которых сегодня играют 200, в частности «Хитрость с пустой крепостью», «Сборы героев», «Месть рыбака», «Тройная развилка», «Переполох в Небесном дворце», «Осенняя река», «Легенда о белой змее».

Известные актеры: Мэй Лань-фан, Чен Яньцю, Чжоу Синьфан, Ма Ланьлян, Тай Фуин, Роща Цзяо-тянь, Сяо Чанхуа, Чжан Цзюньцю, Юань Шихай.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24131. Проблема смысла жизни, цели жизни, счастья 15.82 KB
  Проблема смысла жизни цели жизни счастья. Вопрос о смысле жизни это очень человеческий вопрос. С незапамятных времен вопрос о смысле жизни занимал человека. Когда же речь заходит о самом человеке и его жизни то уже ставится вопрос: Зачем Различное отношение людей к вопросу о смысле жизни нашло отражение в таких воззрениях как оптимизм пессимизм и скептицизм.
24132. Проблема смерти и бессмертия. Основные концепции бессмертия 14.36 KB
  Бессмертие идея о том что очевидный закон жизни что всё живое смертно может нарушаться. Понятие бессмертие следует отличать от понятий характеризующих возможность живого организма существовать долго в зависимости от скорости метаболизма в нём или существовать дольше обычных сроков существования для подобных организмов. В понятие бессмертие входят: бессмертие души представление о том что человеческая душа живёт вечно независимо от тела. бессмертие физического тела представление о вечно живущем человеке.
24133. Культура и цивилизация. Причины духовного кризиса современной цивилизации 14.31 KB
  Культура и цивилизация. Культура и цивилизация Цивилизация это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов а культура это внутреннее достояние самого человека оценка его духовного развития его подавленности или свободы его полной зависимости от окружающего соц. Если культура с этой точки зрения формирует совершенную личность то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества довольствующегося предоставленными ему благами. Цивилизация Ц – это синоним культуры В социальной философии...
24134. Понятие глобальных проблем: виды и взаимосвязь, пути их решения 18.5 KB
  Глобальные проблемы это совокупность проблем человечества которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации и следовательно требующие согласованных международных действий для их решения. Эти проблемы характеризуются динамизмом возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Стало очевидным глобальные проблемы...
24135. Классификация глобальных проблем. Демографическая, экологическая проблемы 14.81 KB
  Демографическая проблема глобальная проблема человечества связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли опережающим рост экономического благосостояния в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы угрожающие жизни населения в этих странах. Глобальные экологические проблемы делят на несколько групп тесно связанных друг с другом: демографическая проблема негативные последствия роста численности населения в 20м в.; энергетическая проблема дефицит энергии порождает поиск новых ее источников и...
24136. Научно – техническая революция и судьбы цивилизации Будущее человечества. Методы его прогнозирования 14.97 KB
  Там где объекты неуправляемы особенно в естественных науках имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых большей частью социальныхявлений на оценку вероятного при условии заранее заданных норм состояние объекта с целью оптимизации принимаемых решений. Типовая методика прогнозирования содержит следующие основные этапы исследования: предпрогнозная ориентация определение объекта предмета рабочих гипотез методов...
24137. Специфика философского понимания человека 14.47 KB
  Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Свобода же отражает развитие появление нового разнообразного новых возможностей. Необходимость выражает наличное показывает каков мир есть а свобода отражает будущее каким мир должен быть. Свобода многолика но сущность ее одна наличие разнообразных возможностей следовательно она наибольшая ценность.
24138. Новгородская феодальная республика 28.47 KB
  Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Некоторые историки полагают что вече – собрание не всего мужского населения а собрание только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы утверждало договоры рассматривало вопросы войны и мира избирало городские власти: посадника тысяцкого выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Вече приглашало князя который возглавлял дружину.
24139. Политическая специфика Северо-Западной Руси 24.89 KB
  Такая ситуация дала основание историкам классифицировать политический режим Новгорода как республиканский. Корни возникновения олигархической формы власти Новгорода имеют иной характер. А псковичи в условиях постоянной военной опасности со стороны Швеции от помощи Новгорода тоже не спешили отказываться.