14024

МУЗИЧНА КУЛЬТУРА ІНДІЇ І ДАЛЕКОГО СХОДУ

Реферат

Музыка

МУЗИЧНА КУЛЬТУРА ІНДІЇ І ДАЛЕКОГО СХОДУ ТЕМА Индия Искусство танца в Индии сохранилось с самых давних времен до сих пор в фактически неизменном виде. Первые упоминания о нем содержатся в Ригведе. Теоретическое обоснование танец получил в давних трактатах ко

Украинкский

2013-05-20

32.23 KB

345 чел.

МУЗИЧНА КУЛЬТУРА ІНДІЇ І ДАЛЕКОГО СХОДУ

ТЕМА

Индия

Искусство танца в Индии сохранилось с самых давних времен до сих пор в фактически неизменном виде. Первые упоминания о нем содержатся в «Ригведе». Теоретическое обоснование танец получил в давних трактатах, которые датируются II в. н.э. Фрески, скульптура и рельефы давних храмов воссоздают разнообразные танцевальные позы и композиции. Например, барельефы одного из храмов изображают 108 канонических поз-движений одного из классических танцев.

Традиция приписывает танцу божественное происхождение. Его творцом и первым исполнителем считают бога Шиву, известного также как Натараджа (Царь танца). В Давней Индии танец был обязательной частью религиозного ритуала. Его выполняли храмовые танцовщицы - девадаси («рабыни Бога»). Индийский танец - своеобразное мимическое общение, которое содержит слова, понятия, ощущения, эмоции.

Существуют сотни индийских народных танцев, например, бхангра, б1ху, самбалпура, чхау и арба, а также другие танцы, представленные на региональных фестивалях. Их выполняют в разных случаях, например, на свадьбах, местных общественных мероприятиях, во время уборки урожая или в начале муссонов. Активное развитие танца и ранняя канонизация его движений способствовали созданию индийской классической школы танца (не следует путать с классическим танцем - основой балетного театра). Эта школа основывалась на особенностях танцев разных областей государства.

Индия предлагает также формы классических индийских танцев, каждую из которых можно проследить в разных частях страны. Классические танцы обычно положены на литературную или же заимствуют мотивы из литературных первоисточников.

Показ танцевальных стилей в индийских кинофильмах позволил мировой аудитории ознакомиться с индийскими танцами.

Индийская национальная академия музыки, танцев и драмы предоставила статус 7 классическим танцам - бхаратанатьям, катхак, катхакали, манипури, кучипуди, одисси, мохиниаттам. Первые 4 формы считают основными, остальные - полуклассическими танцами. Главными аспектами всех классических стилей являются нритта и нритьян (как дополнительный - натья):

  1. Нритта - сугубо технический танец, лишенный смысловой нагрузки, имеет эстетический смысл («чистый танец», «танец ради танца»);
  2. Нритья - сюжетный танец, который передает определенную идею, всегда сопровождается пением;
  3. Натья - действия и жестикуляции с танцем или без него (этот аспект ярче всего воплощен в индийском театре).

В индийском танце является важной не только пластика тела, но и движение каждого пальца, жест, взгляд, что раскрывают содержание танца. Цель танца - погружение зрителя в состояние экстаза, в котором растворяется реальность мира. Это - своеобразный гипноз. Взгляд танцовщицы постоянно направлен на зрителя. Каждая сюжетная идея рассматривается с точки зрения разных настроений. Аура обворожительности способствует пониманию сути давних сказаний. Это состояние поддерживается с помощью вокального и инструментального аккомпанемента.

Азбукой танца в давних индийских трактатах провозглашено 108 поз Шиви, которые зовутся карани. Из каран индийский танцовщик составляет своеобразные комбинации, основу танцевальной композиции - ангахарами. Кроме этого, танцовщик должен в совершенстве знать мудри (разнообразные позиции пальцев) и хаста - жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

С помощью мудр, исполнитель способен изображать не только разные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный язык жестов содержит больше чем 500 символов-понятий. Благодаря положению рук относительно тела, чередованиям и комбинациям - жесты, которые выполняются одной или двумя руками, танцовщик может передать что-нибудь.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь с другими компонентами танца, подчиненные единственной цели — максимально выразительно и эмоционально насыщенно показывают события согласно сценарию представления. Обязательным является безукоризненное выполнение каждого движения. Вместо слов, которые раздаются со сцены, индийские зрители воспринимают пластичные комбинации, преобразованные искусством танцовщика на фразы, реплики, монологи и диалоги. Следовательно, благодаря мудрам индийский танцовщик воссоздает литературный текст драматургического произведения.

Жестикуляционный код состоит из 24 хает, что сами по себе ничего не означают: ведь это лишь символы, подобные буквам любой азбуки. Они приобретают смысл только в сочетании, в полном контексте и в связи с действием, которое воссоздается. Таким способом хаста приобретает значение слова - существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множества. В итоге хасты переходят в мудры.

Некоторые мудры, благодаря выразительности и образности, расшифровываются достаточно просто. Например, мудра «небо» и указательное местоимение «это» образуются двумя поднятыми указательными пальцами. Остальная мудра имеет сугубо символическую функцию. Глаголы: «быть», «иметь»; наречия - «сейчас», «всегда»; существительные - «счастье», «красота», также отмечают с помощью символических мудр. Все собственные имена (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и др.) отмечают условными мудрами, что не имеют внешнего подобия к особе, которое означают.

Хаста прана - это те движения рук и пальцев, которые наполняют смыслом жесты, например:

  1. пальцы, которые шевелятся, показывают свет месяца, страсть любви, искры;
  2. покачивание рукой с сгибанием запястья - это ухо слона, полет птицы, река, окрик: «Прочь с дороги»!;
  3. волнообразные колебания руки движением запястья - это волны, рыба;
  4. разъединение рук - давать, цветение, стрелы цветов Шивы;
  5. разъединение пальцев - разговор;
  6. встряхивание руками - полет пчелы, гнев, сияние, молния, волосы, которые развеваются;
  7. круговое движение запястья - лоза, разряженное оружие, мир.

Например, самый простой жест «патака» (выпростанная ладонь с согнутым

большим пальцем) имеет больше чем 40 значений. Конечно, есть также жесты, которые имеют лишь 2-3 значения. Согласно трактатам, для того, чтобы танец «заговорил», танцовщики используют 24 движения головы, 6 движений бровями, 26 движений глаз. Например, когда брови подняты, зрачки двигаются со стороны в сторону, а голова при этом едва наклонена, - это любовь. Когда шея двигается сначала назад, потом вперед - это означает беседу, объяснение. Тот же жест для индейца и европейца может иметь разное содержание. Изучая язык индийского танца, придется лишаться стереотипов. Например, у индусов не заведено «держать кукиш в кармане», напротив, его выставляют напоказ; жест «фига» в толковании индейцев будет означать, что вы доите корову или красите глаза.

Если перевести слова русской песни «Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла» языком индийского танца, получим совсем другой текст: «Идет полем одинокая девушка, грустная. Поле большое, на поле трава растет, траву ветер колышет. И'стоит посредине поля одинокое дерево, листьями шуршит. Подошла девушка к дереву, обняла его и подумала: «Одинокие мы с тобой, горемычные».

Танцовщик не обязан обстоятельно воссоздавать в танце текст песни, под которую танцует, он может избрать из нее единственную фразу и каждый раз ее повторять, а певцу придется петь ее несколько раз подряд. Игра актера зависит от того, как он изобразит содержание. Главное - гармония выражения лица и движений его частей, а также движений тела, жестов рук и пальцев. Ноги в индийском танце участвуют только как музыкальный инструмент. Ни одного содержания ногами танцовщик не передает, на них надевают 50-3000 бубенчиков. От уровня мастерства танцовщицы зависит количество бубенчиков на ногах. Танцовщик начинающий не справится с весом в 1,5 кг. Именно столько могут весить 300 бубенчиков. Ценители интеллектуального кинематографа пренебрежительно относятся к индийскому кино. Действительно, индийские актеры больше «работают лицом», чем европейские. Дело здесь не в отсутствии таланта: актеры просто дополняют свои жесты мимикой. Как это ни парадоксально, но индейцы считают, что именно таким способом актер лучше передает содержание своих слов.

В Индии искусство танца развито лучше, чем в любой другой стране мира. Функционируют многочисленные школы и институты классического танца, организуются выступления популярных артистов, танцевальные мелодии неизменно занимают верхние ступени хит-парадов. Танцы Индии — неотъемлемая часть ее культурного наследия, которое связывает прошлое и нынешнее время.

Китай

Свыше 2000 лет в Китае со сцены воспевают правителей и аристократические семьи. Все актеры в национальной одежде. Истории, какие они разыгрывают перед публикой, - взяты из жизни Запрещенного города. Китайская опера кардинально отличается от своего западного аналога. Изюминкой оперы в Поднебесной является то, что почти все роли в ней исполняют мужчины. Пение сопровождается битьем в барабаны и колочением звонов. Китайские исполнители умеют не только петь, они еще и могут продемонстрировать на сцене движения национальных боевых искусств. Хотя оперу и адаптировали к требованиям современного зрителя, много элементов в ней не испытывали изменений.

В Китае развивается больше чем 300 театральных жанров, по большей части локального характера. К разновидностям театрального искусства, которые приобрели общенациональную популярность, принадлежат цзинцзюй (пекинская опера), пинцзюй (хебейська опера), юсцзюй (шаосинская опера), юйцзюй (хенанська опера), юсцзюй (гуандунська опера). Самой популярной в настоящее время есть пекинская опера.

Современный Китай унаследовал одну из самых старых в мире театральных традиций. Его театральное искусство содержит больше чем 300 видов местной оперы, свыше 60 видов теневого и кукольного театров, новой («разговорной») драмы, оперы европейского типа и танцевальной драмы. Благодаря постоянному обогащению и обновлению китайская опера дошла до сегодняшнего дня.

Китайский музыкальный театр (опера) сочетает элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнений военного искусства с мастерски написанным текстом и техникой его воплощения. Исполнители должны сурово придерживаться традиционных канонов.

Действие в китайской опере не ограничено ни во времени, ни в пространстве; широко используются условности, символика. Если какие-либо повседневные реалии не могут быть изображены на сцене прямо, их воссоздают символично.

Специальными движениями изображают вход или выход из дома; подъем или спуск - лестницей; переправу через реку; круговые передвижения сценой с кнутом в руке означают скаканье верхом; поездку в экипаже демонстрируют статисты, держа по обе стороны от актера флажки с изображением колес; хождение кругами символизирует длинное путешествие; если на сцене без декораций актер держит весло или лопатку и садится, имитируя напряжение, это значит, что он плывет в лодке.

Обстановку, в которой происходит действие, актеры изображают исключительно движениями, причем эффект является даже сильнее, чем при наличии декораций и реквизита.

Китайская народная опера

Китайская народная опера - архаичное синтетическое искусство, в котором движения тела и голос исполнителей достигают уровня совершенства.

К началу прошлого века для выполнения женских ролей готовили мальчиков, которые учились рисовать, вышивать, заниматься традиционно женскими видами искусства, чтобы их руки стали особенно нежными, женскими.

Отсутствие декорации требует от актера перевоплощения не только на определенного героя, но и на явления природы и предметы - по китайской пословице: «Поешь о воде — стань водою». Ведь внимание зрителей сосредоточено исключительно на актерах. Все это предопределяет особенную технику игры глазами, руками, самобытную пластику движений, шагов, жестов, осанки.

-Яркие сценические костюмы изготовлены из самого качественного шелка и атласа; их цвета — красный, сиреневый, изумрудный, бирюзовый, синий - насыщены и специфически соединены. В каждом отдельном случае это сочетание имеет смысловую нагрузку, так же, как и рисунки вышивок, выполненные разноцветными нитями (на каждом наряде - многочисленные полоски, каждая из которых вышита отдельно, вручную; раньше с этой целью использовали еще и золотое опыление). Костюм главного персонажа весит не меньше чем 22 цзиня (мера веса, 1 цзинь равняется 500 г). Громоздкими являются и головные уборы, однако это не мешает актерам двигаться.

С распространением в Китае европейской оперы (1920-1930) на сцену впервые появились женщины, которые в настоящее время могут исполнять и мужские роли. Певцы с широким диапазоном голоса, достаточным наполнением звука и умением имитировать звучание любого голоса исполняют ведущие роли, которые требуют комплекса актерских умений и психофизической подготовки, а также знаний из этнографии.

Следовательно, китайская народная опера, один из самых сложных и красивейших видов мирового искусства, является сочетанием разных театральных жанров — оперы, балета, пантомимы, циркового искусства.

Пекинская опера

Пекинская опера берет свое начало в ХУШ ст., когда в Пекине на почве музыкального фольклора и ритуальной музыки разных регионов Китая постепенно сформировалось своеобразное музыкальное и сценическое искусство, объединив музыку, танец, театральное представление, акробатику и боевые искусства. За больше, чем 200 лет структура и принципы пекинской оперы практически не изменились.

Оркестровая музыка - ударные (гонги и барабаны, которые отличаются размерами и видами), создают глубоко ритмичный аккомпанемент. Оркестром руководит барабанщик, который бамбуковыми палочками выдает разнообразные звуки, «выражая» чувство героев в соответствии с актерской игрой. Вокальная часть пекинской оперы состоит из вещания (юньбай - речитатив; цзинбай - пекинское разговорное вещание) и пения (ерхуан - заимствован из народных мелодий провинций Аньхой и Хубей; сипе - из мелодий провинции Шеньси). Речитатив используют серьезные персонажи, разговорный язык - молодые героини и комики.

Амплуа распределяются на женские и мужские, в частности, шеен - мужчина, дань - молодая женщина, цзин - мужчина в маске и чоу - клоун, мим — как мужчина, так и женщина. Герои этих амплуа могут быть как позитивными, так и негативными. Их натуру зрители могут определить за маской. Маски являются достаточно сложным сочетанием грима и аксессуаров. Костюмы визуально и тематически сочетаются с маской, и чаще всего в маске и костюме используют такую же палитру цветов и оттенков, подчеркивая характер персонажа.

Репертуар традиционно основан на музыкальной обработке классических китайских произведений, по большей части фантастических или исторических, императоры и наложницы, монахи и воины, чиновники и ученые являются главными героями не только классической литературы Китая, но и пекинской оперы. Давний репертуар пекинской оперы содержал больше чем 1000 сюжетов, из которых сегодня играют 200, в частности «Хитрость с пустой крепостью», «Сборы героев», «Месть рыбака», «Тройная развилка», «Переполох в Небесном дворце», «Осенняя река», «Легенда о белой змее».

Известные актеры: Мэй Лань-фан, Чен Яньцю, Чжоу Синьфан, Ма Ланьлян, Тай Фуин, Роща Цзяо-тянь, Сяо Чанхуа, Чжан Цзюньцю, Юань Шихай.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54179. Видатні вчені на уроках математики: Евклід, Б.В.Гнеденко, Карл Фрідріх Гаусс 110 KB
  Евклід (бл.365 – бл.300 до н. е.) – старогрецький математик визнаний основоположник математики. Родом з Афін, учень Платона. Автор найдавніших трактатів з математики. Основна праця «Начала» (латинізована назва «Елементи») включає в себе 15 книжок, у яких міститься систематизований вклад геометрії, а також деяких питань теорії чисел.
54180. Метод розмірностей 342 KB
  Однак виявляється що метод розмірностей може бути використаний не тільки і не скільки для перевірки правильності розв’язку поставленої задачі але й для виведення з точністю до константи невідомих співвідношень між фізичними величинами. 1 Основним фундаментальним підходом методу розмірностей є те що будьяку таку функцію ми можемо представити у вигляді наступного виразу y = C x1α x2β x3γ xnω 2 де C – безрозмірна константа;...
54181. Як вчити школярів V-V1 класів розв’язувати задачі 101.5 KB
  Звичайно мова йде не про вправи тренувального характеру а про нестандартні завдання пошук рішення яких складає важливий компонент доступної дітям математичної творчості. Перш за все слід врахувати що навчитися вирішувати завдання школярі зможуть лише вирішуючи їх. Якщо ви хочете навчитися плавати то сміливо входите в воду а якщо хочете навчитися вирішувати завдання то вирішуйте їх пише Д. Рішення будьякого досить складного завдання вимагає від учня напруженої праці волі й наполегливості які найбільш сильно проявляються тоді...
54182. Становление элементов культуры в эпоху верхнего палеолита 37 KB
  Координаты вектора Чтобы найти координаты вектора нужно из координат конца вычесть соответственные координаты начала. Абсолютная величина вектора модуль вектора длина вектора Длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов его координат. Равные вектора Векторы равны если равны их соответственные координаты и наоборот. б Условие коллинеарности векторов Если два вектора коллинеарны то их соответственные координаты пропорциональны и наоборот.
54183. Теоретические аспекты коррекционно-воспитательной работы на уроках математики 122 KB
  Коррекционно-воспитательная работа это система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности ей подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных знаний умений и навыков. Описание опыта Для изучения причин неуспеваемости и планировании коррекционной работы с учащимися предлагаю использовать аналитическую схему которую заполняют учителя медсестра психолог классный руководитель в процессе бесед с учащимися на каждого...
54184. ПРОГРАМА факультативного курсу з математики для учнів 10-11 класів універсального профілю ЗНЗ «Довузівська підготовка з математики» 170.5 KB
  Поглиблення реалізується на базі вивчення методів і прийомів розвязування математичних задач які потребують застосування високої логічної та операційної культури розвиваючих науковотеоретичне і алгоритмічне міркування учнів. МЕТА КУРСУ: розвиток математичних здібностей учнів; формування алгоритмічного мислення та високої логічної культури; вироблення навичок самостійної роботи при розв’язуванні задач; перенесення засвоєних знань на розв’язування складних та нестандартних задач; якісна підготовка до незалежного зовнішнього...
54185. Развитие логического мышления на уроках математики 139.5 KB
  Упражнение Добавь слово Первый ученик называет слово второй называет слово первого и добавляет своё слово третий называет слова первого и второго и добавляет своё слово и т. изначальное умение обеспечивающее сознательное отношение к письму мотивирующее обращение к правилу к словарю.
54186. Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратичная функция» 316 KB
  Способствовать формированию навыков применения алгоритмов построения графиков квадратичной функции решения неравенств второй степени графическим способом методом интервалов c помощью программы dvnced Grpher. Учитель сообщает что цель урока – систематизация знаний по теме Квадратичная функция формирование умений построения графиков квадратичной функции и решения неравенств второй степени графическим способом и методом интервалов. Домашнее задание 1Построить график квадратичной функции Y= x 2x – 3 Решение DY:x R EY:...
54187. Геометричні фігури (математична народна казка) 1.41 MB
  Козак Мамарига ведучий і різні геометричні фігури жителі казкового села: Точки Відрізок Пряма Промінь хазяйка казкового палацу Геометрія Кути гострий прямий і тупий Бісектриса Трикутник. Квадрат і трикутник. Трикутник показує своє зображення і продовжує. Я найпростіший з багатокутників.