14027

Региональная экономик

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные социально-экономические и технологические явления и процессы.

Русский

2014-11-30

45 KB

15 чел.

1. Региональная экономика (рег. эк.) – изучает закономерности и проблемы функционирования и  развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).

Основная научная цель изучение факторов и закономерностей

территориальной организации хозяйства, что дает возможность про-

гнозировать будущие изменения в географии хозяйства и выявлять

возможности его более рационального территориального устройства,

способствующего экономическому развитию страны. Таким образом,

экономическая география дает знания о территориальном (региональ-

ном) факторе развития экономики.

Главная практическая цель науки состоит в обосновании путей

совершенствования территориальной организации хозяйства, в опти-

мизации его размещения и развития регионов для повышения общей

эффективности народного хозяйства. В этом состоит практическая

значимость науки.

Предмет рег. эк. – исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов их решения.

Объектами исследования рег. эк. – явл. территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем рег. эк., их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.

На стыке экономической географии и экономики сформирова-

лось особое направление науки – регионалистика, главная задача ко-

торой состоит в изучении экономических районов (регионов) как ос-

новных территориальных подразделений народного хозяйства. На ос-

нове ее знаний разрабатывается региональная политика, т.е. система

мер по регулированию регионального развития для достижения об-

щехозяйственного эффекта.

Методы исследования рег. эк.:

1. Программно-целевой метод.

Метод постановки цели и задач социально-экономического  развития региона, как метод взаимосвязанных мероприятий по достижению этих целей и задач. Разработка и выполнение целевых комплексных программ.

2. Балансовый метод.

Является одним из традиционных и ведущих методов используемых в деятельности региональных органов власти.

Сущность: при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (схемы, прогнозы, шкалы, концепции, программы) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей (принцип пропорциональности).

3. Нормативный метод.

Метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные социально-экономические и технологические явления и процессы.

Существует 3 подсистемы норм и нормативов:

  1.  Ресурсная подсистема (запасы сырья, расходы материалов, топлива, энергии на единицу продукции или услуг).
  2.  Подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на 1 руб. затрат, фондоотдача, производительность труда и т.д.).
  3.  Подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя з/п, потребление продуктов питания на душу населения и т.д.).

4. Метод социологических исследований.

Задачи, решаемые прикладной социологией зависят от регулярных конкретных социально-экономических процессов прогнозирования, планирования, управления в четко очерченных сферой жизни.

5. Метод экономико-математического моделирования.

Совокупность способа расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики (модель транспортировки груза – транспортная задача).

3.Территориальная организация общества. Понятие региона и региональной экономики

В настоящее время в научном, хозяйственном, бытовом оборотах используются различные понятия региона, что может осложнять изучение региональной проблематики.

Под регионом может пониматься:

  1.  значительная часть территории страны со схожими географическими, природно-климатическими условиями, со схожей специализацией производственно-экономических комплексов, социально-экономическими проблемами (Сибирь, Юг России, Европейская часть и т.д.).

Несмотря на то, что подобные регионы являются достаточно замкнутыми в производственно-экономическом плане, тем не менее они не являются государственными образованиями, не имеют юридического статуса, четко определенных границ, органов ГУ на уровне всего региона. Такое понятие региона является наименее строгим и используется в ненаучном обороте.

  1.  экономический район страны (11). Такое понятие является более точной разновидностью первого; экономические районы имеют определенные границы. Однако экономические районы не имеют государственного статуса и органов управления. Такое понятие региона все более выходит из оборота и используется преимущественно в экономической географии.
  2.  единица федеративного устройства страны – субъект РФ. После принятия КРФ в 1993 году такое понятие региона стало основным. С точки зрения проблем регионального управления понятие является наиболее точным, так как СРФ является государственным образованием, осуществляющим на своей территории государственную власть, действующим на основе собственной конституции или устава, и обладающим органами ГУ СРФ.

В 2000 году в РФ были сформированы новые территориальные образования – федеральные округа (7). В 2009 году в силу особой значимости сформирован Северный Кавказский ФО (8). ФО не имеют конституционного статуса, не располагают органами представительной и исполнительной власти. Они являются элементами территориального деления страны, необходимого для реализации президентской вертикали власти.

В научном мире также используются понятия «макрорегион» и «микрорегион».

Макрорегион – укрупненное территориальное образование (экономический район или ФО).

Микрорегион – территориально обособленная часть, отдельная территория в составе СРФ.

Таким образом, в настоящем курсе под регионом будем пониматься СРФ – государственное образование в составе РФ, характеризующееся наличием собственной территории в пределах административных границ и органов, осуществляющих государственную власть в соответствии со статусом, установленным конституцией (уставом) данного государственного образования.

Регион как хозяйственная система представляет часть территории страны, на которой функционирует и развивается система взаимодействий между хозяйствующими субъектами, а также между хозяйствующими субъектами и органами власти и управления различных уровней. В условиях рыночной экономики, многообразия форм собственности, регион как хозяйственная система может рассматриваться в качестве относительно самостоятельного объекта хозяйственного регулирования.

Хозяйственная система региона обладает всеми признаками сложной социально-экономической системы:

  •  целостностью территории (административные границы);
  •  сложностью организации;
  •  иерархичностью;
  •  целенаправленностью функционирования всего хозяйственного комплекса в целом и его отдельных звеньев;
  •  самоорганизацией;
  •  специфичностью развития.

Под региональной экономикой (региональной экономической системой, РЭС) понимается сложная социально-экономическая система, обеспечивающая взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие производственных и непроизводственных (социальных) сфер в целях создания лучших условий жизни и труда населения региона.

Очевидно, что РЭС обладает двойственностью положения, дуализмом. С одной стороны, она является сложной социально-экономической системой, с другой стороны, она является подсистемой экономической системы более высокого порядка – народного хозяйства страны.

РЭС как среднее звено между макро- и микроуровнями экономики обладает следующими характерными особенностями:

  1.  являясь неотъемлемой частью НХК страны, РЭС не может рассматриваться изолированно. Соответственно, самостоятельность РЭС является относительной (единое законодательство, условия функционирования).
  2.  Экономика любого региона тесно связана с его природно-климатическими условиями. Если на уровне народного хозяйства страны в силу его масштабов влияние природно-климатических условий нивелируется, то на уровне региона, в силу меньших размеров, оно может быть определяющим.
  3.  РЭС включает в себя, как правило, множество отраслей и подотраслей (ВЭД), то есть является комплексной. Однако она не является самодостаточной, не обладает гармоничной структурой, что определяет необходимость взаимодействия РЭС с экономиками других регионов. Достижение самостоятельности экономики не может рассматриваться в качестве целевого ориентира развития.
  4.  РЭС должен обеспечивать стабильное воспроизводство во всех входящих в неё подсистемах: экономической, финансовой, производственной, социальной, инфраструктурной. Неполное воспроизводство каких-либо подсистем будет означать переход региона в разряд кризисных

Таким образом, проблемы и характерные особенности функционирования и развития РЭС тесно связаны с территориальной организацией общества, с федеративным устройством страны, с уровнями власти, функционирующими в РФ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85038. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 31.03 KB
  Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Подчеркнуть что общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности она отстает от стремительных темпов развития цивилизации.
85039. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение 31.59 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Средства используемые при оказании первой медицинской помощи.
85040. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (АХОВ) 25.42 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами АХОВ Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами аммиаком и хлором. Если такой возможности нет повторить с учащимися какие химически опасные вещества относятся к АХОВ напомнить что наиболее распространенными АХОВ являются аммиак и хлор. Контрольные вопросы Какие вещества называются аварийно химически опасными Каковы признаки отравления...
85041. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении 27.1 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах вывихах растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. При этом подчеркнуть что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.
85042. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 31.81 KB
  Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Изучаемые вопросы Значение огня в жизнедеятельности человека. Используя материалы курса истории обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.
85043. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности 31.93 KB
  Права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.
85044. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях 33.55 KB
  Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания во время водных походов в условиях аварийной ситуации возникшей во время водного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде. Изучаемые вопросы Значение воды в жизнедеятельности человека безопасность на воде.
85045. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека 31.48 KB
  Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности. Изучаемые вопросы Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
85046. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 30.91 KB
  Изучаемые вопросы Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Изложение учебного материала Во вступительной части урока целесообразно отметить что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать.