14146

Уроки психологического развития в III классе (61-90)

Книга

Психология и эзотерика

Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития в III классе 6190 Содержание занятий

Украинкский

2013-05-21

654.5 KB

5 чел.

УДК 159.922+374 ББК 74.2 Л73

Локалова Н.П.

Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Содержание

Уроки психологического развития в III классе (61-90)

Содержание занятий в III классе

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (III класс)

Уроки психологического развития в III классе (61-90)

Урок 61

Задачи урока

  •  Развитие зрительной опосредованной памяти.
  •  Развитие логического мышления.
  •  Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).

Основная часть

Задание   1.   «Запомни фигуры»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (см. материалы к урокам, рис. 92), карандаш.

Ход работы см. урок 58, задание 2.

Задание   2.  «Логический квадрат»

Материал к заданию: таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по б клеток). В левой колонке фигуры самые крупные, в крайней справа - самый мелкие. 16 внутренних клеток не заполнены (см. материалы к урокам, рис. 93).

Учеников просят рассмотреть таблицу. В вертикальных столбцах фигуры имеют разную форму, но одинаковую величину, а в горизонтальных рядах - одинаковую форму, но разную величину. Все фигуры расположены в определенном порядке. В середине таблицы много пустых клеточек. Под таблицей находятся разные фигуры. Для них есть свои места в таблице. Учеников просят разместить в пустых клетках эти фигуры в соответствии с их формой и величиной.

Задание   3.  «Обводи точно»

Материал к заданию: индивидуальные листы бумаги, на которых простым карандашом начерчены квадрат, прямоугольник, треугольник и окружность, цветные карандаши. Учеников просят цветные карандаши поставить на ту фигуру, которую называет учитель. Дав секунд 10-15 на то, чтобы ученики смогли приглядеться к форме и размеру фигуры, учитель предлагает закрыть глаза, обвести чертеж и сразу положить карандаш перед собой. Все закрывают глаза и открывают их точно по команде учителя. Так обводятся все фигуры, после чего листки просматриваются всеми. Перед игрой - поупражняться в обведении контуров сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 62

Задачи урока

  •  Развитие мышления (процессы обобщения).
  •  Развитие опосредованной памяти.
  •  Развитие  мышления  (установление  закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание   1.  «Четвертый лишний»

Вариант 1 (наглядный материал). Приготовить 10 листов с наклеенными на них 4 картинками предметов (по типу материалов к уроку 57, задание 1).

мак, ромашка, роза, лук чашка, блюдце, суп, тарелка яблоко, персик, огурец, груша помидор, баклажан, перец, слива чашка, тарелка, кастрюля, стакан молоко, сметана, каша, сыр коза, курица, корова, овца чайник, стул, стол, шкаф машина, самолет, автобус, троллейбус карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

Учеников просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным (слова, соответствующие этим картинкам, выделены). Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Вариант 2 (словесный материал). Наборы слов -

тюльпан, ромашка, горох, фиалка

река, озеро, море, мост

кукла, песок, мяч, лопата

стол, кресло, кровать, ковер

шиповник, сирень, орешник, береза

лебедь, петух, гусь, индюк

Саша, Витя, Петров, Коля

число, деление, сложение, вычитание

веселый, быстрый, вкусный, осторожный

круг, треугольник, указка, квадрат

Учитель читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны указать * лишнее» слово (эти слова выделены). Остальные три слова назвать общим словом. Дать объяснение.

Задание   2.  «Письмо инопланетянина»

Материал к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 12 клеток (3 по горизонтали и 4 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер,

Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков (по типу тех, которые использовались в уроке 51, задание 1). Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.

Слова для запоминания:

грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный Человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.

Слова читаются с интервалом 15-20 сек., чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом - минут через 10-15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.

Задание   3.  «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками фигур (см. материалы к урокам, рис.. 94). Поставить на место вопросительного знака одну из фигур, нарисованных в нижней части листа (правильный ответ - 4).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 63

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие   мышления   (установление   закономерностей).
  •  Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание  1. «Поверни квадрат»

Материал к заданию: 4 бланка с рисунками квадратов. На каждом бланке нарисован слева квадрат-эталон, а справа - четыре варианта его расположения (см. материалы к урокам, рис. 95).

Ученикам предлагается мысленно повернуть по часовой стрелке квадрат-эталон один раз, т.е. на 90°. После мысленного поворота квадрата определить, какое положение при этом займет нарисованная в квадрате геометрическая фигура. Для этого нужно выбрать один из имеющихся на рисунке квадратов. Продемонстрировать вращение квадратов с помощью двух специальных одинаковых квадратов со сторонами 10x10 см. Из середины верхней стороны квадрата перпендикулярно к ней проведена короткая линия красного цвета длиной 2 см, в правом нижнем углу квадрата изображен кружок (положение 1). Первый образец остается для сравнения в начальном положении, а второй поворачивается 1 раз (на 90°) (положение 2).

Задание  2. «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками фигур (см. материалы к урокам, рис. 96).

Поставить на место вопросительного знака одну из фигур, нарисованных в нижней части листа (правильный - ответ 2).

Задание   3.  «Пишущая машинка» Ход работы см. урок 13, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 64

Задачи урока

  •  Развитие  ассоциативного   и  обобщающего   мышления.
  •  Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание   1.  «Свяжи слова»

Учитель записывает на доске два столбика из четырех слов, которые называют ученики (названия любых предметов, явлений, животных, имена людей и др.). Для каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать как можно больше связывающих их ассоциаций. Например, «слива» -«лампа»: слива лежит под лампой; форма абажура похожа на сливу; мальчик сидит около лампы и ест сливу и др.

Задание   2.  «Найди четвертый лишний»

Вариант А. «Найди лишнее слово».

Учитель на доске записывает наборы из четырех слов. Ученики должны найти «лишнее» слово в каждом наборе и объяснить, что объединяет остальные три слова.

Примерные наборы слов (выделены лишние слова):

Сын, друг, бабушка, папа (родственники).

Шалаш, казак, боб, горох (читаются в обе стороны одинаково).

Гнездо, муравейник, курятник, берлога (не сделано человеком).

Береза, сосна, клен, тополь (нехвойные деревья).

Стол, стул, семья, трио (в словах присутствуют числительные).

Вариант Б. «Найди лишнее число».

Ход работы см. вариант А.

Примерные наборы чисел (выделены лишние числа):

33, 84, 22, 11 (составлены одинаковыми цифрами);

35, 75, 25, 5 (двузначные числа); .    27, 18, 15, 52 (делятся на 3);

17, 26, 48, 56 (четные числа).

Вариант В. «Найди лишнюю картинку».

Учитель показывает несколько наборов из четырех картинок (см. материалы к урокам, рис. 97). Ход работы, как в предыдущих вариантах. (Правильные ответы: нога, ножницы, очки, солнце.)

Задание   3.  «Закончи рисунок»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с незаконченными рисунками (см. материалы к урокам, рис. 98), карандаши.

Школьников просят дорисовать начатые рисунки, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Рисунки детей обсуждаются. Лучшими считаются работы тех учащихся, в рисунках которых заданные фигуры объединены воображаемым сюжетом либо являются частями других фигур.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 65

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.   «Муха»

Материал к заданию: большой квадрат (30x30 см), разделенный на 9 клеточек (10x10 см). В центральном квадрате нарисована муха.

Ученикам объясняется, что муха может совершать движения по квадрату вверх или вниз, влево или вправо. Начало всегда в центре. Учитель называет направления перемещения мухи, а ученики должны, глядя на квадрат, мысленно следить за ее перемещениями и ответить, в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.

Например, учитель говорит: «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где муха?». Ученики должны показать этот квадрат. Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижений.

Задание   2.   «Бери осторожно»

Материал к заданию: каждому ученику приготовить 15 спичек. На одной спичке провести карандашом или чернилами 5 поперечных полос, на двух спичках - по 4 полосы, на трех спичках - по 3 полосы, на четырех спичках - по 2 полосы и на пяти спичках - по 1 полосе.

Учитель собирает все спички в кулак и, приподняв руку примерно на 10 см над столом, раскрывает кулак постепенно так, чтобы спички упали на стол кучкой. Каждый ученик по очереди осторожно берет из кучки по одной спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места (в противном случае его очередь пропадает), затем берет спичку следующий ученик.

Каждая полоска на взятой спичке дает играющему 1 очко. Спички можно брать только теми двумя пальцами, которые называет учитель (мизинцем и безымянным, мизинцем и средним, безымянным и указательным и т.п.). Игру продолжают, пока кто-либо не наберет 40 очков (или больше).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 66

Задачи урока

  •  Развитие зрительной памяти.
  •  Развитие вербального мышления.
  •  Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» (см. урок 19).

Основная часть

Задание   1.   «Запомни сочетания фигур» Материал  к заданию: табло с различными сочетаниями геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 99) и соответствующий набор геометрических фигур для каждого учащегося.

На демонстрационном табло учитель показывает первое сочетание геометрических фигур. Ученики в течение 7-10 сек. рассматривают его и запоминают. Табло закрывается. Ученики из имеющихся у них наборов соответствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах точно такое же сочетание фигур. Выполнение учениками задания анализируется. Затем показывается второе сочетание геометрических фигур и т.д.

Задание   2.  «Раздели на группы» Учитель,   не   указывая  основания,   просит  учеников разделить данные фразы на две группы:

1. Не красна изба углами, а красна пирогами. (П) Каждый колодец хорошо накрывать крышкой. Зеркало висит криво. Как аукнется, так и откликнется. (П) Не все то золото, что блестит. (П) Скоро придет осень. (пословицы (П) и не пословицы)

2. Муравьи быстро снуют по дорожке, (Ж) В лесу зазвенела капель. (Пр) Длинные шишки висят на концах веток ели. (Пр)    Один за другим летят на ночевку журавли. (Ж) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах. (Пр) Веселая стайка воробьев разместилась на старой березе. (Ж) (о природе (Пр) и о животных (Ж))

Задание   3.  «Фигуры и значки»

На доске нарисованы три пересекающиеся геометрические фигуры: квадрат, круг и треугольник (см. материалы к урокам, рис. 100). Учитель вызывает к доске по одному ученику и просит: а) нарисовать крестик внутри квадрата, но вне треугольника и круга; б) нарисовать галочку внутри треугольника, но вне круга и квадрата; в) нарисовать цветочек внутри круга и треугольника, но вне квадрата; г) нарисовать черточку внутри круга и квадрата, но вне треугольника; д) нарисовать звездочку так, чтобы она находилась внутри всех трех фигур; е) нарисовать жирную точку вне треугольника, круга и квадрата.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 67

Задачи урока

  •  Развитие   словесно-логического   мышления   (выделение существенных признаков).
  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание   1.  «Выбери главное»

Материал к заданию: на доске учитель заранее пишет ряды слов: первые слова заглавными буквами, остальные слова - строчными и в скобках.

Учеников просят подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Например, «УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска)». Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».

Набор слов для предъявления:

САД (растения, садовник, собака, забор, земля). РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипедист).

САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). ДЕЛЕНИЕ  (класс,  делимое,  карандаш,  делитель, бумага).

КОЛЬЦО (диаметр, алмаз,  проба,  округлость,

печать).

ЧТЕНИЕ   (глаза,   книга,   картинка,    печать, слово).

ИГРА   (карты,   игроки,   штрафы,   наказания, правила).

БОЛЬНИЦА (помещение, операция, врач, радио, больные).

БИБЛИОТЕКА (город, книги,  полки,  читатели, библиотекарь).

Задание   2.  «Совмести фигуры»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками трапеций {см, материалы к урокам, рис. 101).

Учеников просят мысленно совместить фигуры А и Б и определить все элементы, образующиеся при наложении этих двух рисунков. В качестве ответа выбрать одну из пронумерованных фигур (правильный ответ - 2).

Задание  3. «Знай свой темп»

Ученики делятся на две команды. Каждая команда, выстроившись в шеренгу, выполняет одно и то же заданное упражнение, но в разном темпе. Вначале обе команды, выполняя упражнение в разном темпе, стоят спиной друг к другу и не видят выполнение упражнения другой командой.

Затем вводится сбивающий фактор: обе команды разворачиваются вовнутрь по направлению друг к другу на пол-оборота. Таким образом начинает действовать сбивающее зрительное восприятие выполнения данного упражнения другой командой.

Максимальная трудность выполнения задания достигается при расположении команд лицом друг к другу. Побеждает команда, которая, несмотря на зрительные сбивающие влияния, сумеет четко выполнить упражнение в своем темпе.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 68

Задачи урока

  •  Развитие словесно-логического мышления (аналогии).
  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие   произвольности   движений   (умение   затормозить движение).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание   1.  «Назови четвертое слово» Учащимся называется пара слов, находящихся в определенном отношении. Затем называется третье слово, и нужно догадаться, каким будет четвертое слово, чтобы смысловой ряд был продолжен.   Например,   карандаш - бумага, мел - ... (правильный ответ «доска»). Слова для предъявления:

Гвоздь - молоток, шуруп - ... (отвертка). Дом - крыша, книга - ... (обложка). Птица - яйцо, растение - ... (семя). Квадрат - куб, круг - ... (шар). Хорошо - лучше, медленно - ... (быстрее). Огонь - пожар, вода - ... (потоп). Зерно - амбар, деньги - ... (банк). Электричество - выключатель, вода - ... (кран). Одежда - голый, обувь - ... (босой). Школа - обучение, больница - ... (лечение). Человек - ребенок, собака - ... (щенок). Резина - шина, сталь - ... (обод). Птица - гнездо, человек - ... (дом). Пальто - пуговицы, ботинок - ... (шнурок). Утро - ночь, зима - ... (осень).

Задание   2.  «Муха»

Материал к заданию и ход работы см. урок 65, задание 1.

Задание   3.  «Запретное движение» Звучит веселая,  ритмичная музыка.  Ученики стоят полукругом.   В   центре -   ведущий.   Он   показывает  не-

сколько движений, одно из которых (например, приседание) - запретное. Ученики должны повторять все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 69

Задачи урока

  •  Развитие мышления (умение сравнивать).
  •  Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
  •  Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание   1.  «Одинаковое, разное»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками человечков (см. материал к заданию 2, урок 60).

Требуется найти у изображений одинаковые и разные признаки. Учащимся задаются вопросы типа: «У каких двух человечков расположения рук одинаковые? (1 и 3, 4 и 5). Что разное у человечков 4 и 6, 1 и 7? У каких двух человечков два признака разные, а один одинаковый? (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 3 и 6).

Задание   2.  «Не путай цвета»

Материал к заданию: 6-8 бумажных квадратов (10x10 см) разного цвета или такое же количество разноцветных предметов.

Учащиеся располагаются вокруг стола. Учитель называет цвет какого-либо квадрата и быстро опускает руку на него. Одновременно с ним должны опустить руки на квадрат названного цвета и все ученики. Преднамеренно и неожиданно учитель опускает руку не на тот квадрат, цвет которого он назвал, но учащиеся не должны поддаваться ему. Те, кто ошибается, выбывают из игры.

Задание   3.  «Что это?»

Материал к заданию: рисунки фигурок, похожих одновременно на несколько предметов (см. материалы к урокам, рис. 102).

Нужно сказать, на что это может быть похоже. Дать не менее 4-5 вариантов ответов для каждой картинки.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 70

Задачи урока

  •  Развитие вербальной опосредованной памяти.
  •  Развитие   мышления   (установление   закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мдзговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание   1.  «Объедини по смыслу» Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 2-3 группы.

Ученикам говорится, что им нужно научиться запоминать длинный ряд слов. Для этого слова, которые будут называться, нужно мысленно объединить в группы по смыслу, что облегчает запоминание. Затем слова, которые они запомнили, нужно записать в столбики по их схожести.

Набор слов для запоминания:

машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

(Можно разделить на 3 группы- «транспорт», «овощи», «источники света».)

Задание  2.  «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 103), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1. Фигуры рассматривать по горизонтали (в каждом горизонтальном ряду верхние фигуры одинаковые).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 71

Задачи урока

  •  Развитие пространственных представлений.
  •  Развитие вербального мышления.
  •  Развитие зрительной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).

Основная часть

Задание 1. «Учись уменьшать и увеличивать» Материал к заданию: для каждого ученика лист бумаги, на каждой стороне которого нарисованы большой и маленький прямоугольники. На одной стороне (а) некоторая фигура изображена внутри большого прямоугольника, а на другой стороне (б) - внутри маленького прямоугольника (см. материалы к урокам, рис. 104).

Нужно нарисовать в нижнем прямоугольнике такую же фигуру, но меньшего размера (сторона а), и такую же фигуру, но большего размера (сторона б).

Задание   2.  «Объедини пословицы»

Учитель на доске записывает несколько пословиц и просит детей объединить их в группы по смыслу:

Волков бояться - в лес не ходить.               (1)

Дело не медведь - в лес не уйдет.               (2)

Смелость города берет.                                 (1)

Семеро одну соломинку поднимают.           (2)

Семь раз отмерь - один раз отрежь.            (3)

Семеро одного не ждут.                                (4)

Кто встал пораньше - ушел подальше.         (4)

Поспешишь - людей насмешишь.               (3)

Задание   3.  «Запомни и нарисуй» Материал к заданию: плакат с объектами для запоминания (см. материалы к урокам, рис. 105). Ход работы см. урок 33, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия*.

Урок 72

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие мышления (операция сравнения).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Поверни квадрат»

Материал к заданию: 4 бланка с рисунками квадратов (см. материалы к урокам, рис. 106), аналогичных использованным ранее (см. урок 63, задание 1).

Ученикам предлагается мысленно повернуть по часовой стрелке квадрат-эталон на 180° (детям объясняется, что для этого квадрат нужно повернуть 2 раза по 90°). Затем выбрать один из соответствующих квадратов, расположенных справа от черты.

Задание   2.   «Найди одинаковые»

Материал к заданию: листы бумаги с рисунками зонтиков и елочек (см. материалы к урокам, рис. 107).

Учитель просит рассмотреть рисунок с зонтиками и найти два одинаковых {правильный ответ - 1 и 5). Затем - то же задание с елочками (правильный ответ - 2 и 5). Задаются вопросы: «У каких зонтиков купол одинаковый? У каких зонтиков купол разный, а ручки одинаковые? У каких зонтиков разные и купол, и ручки?».

«У каких елочек верхние ветки одинаковые, а средние разные? У каких елочек средние ветки одинаковые, а верхние разные? У какой елочки верхние ветки, как у 2, а средние, как у 1?»

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 73

Задачи урока

  •  Развитие логического мышления.
  •  Развитие произвольного внимания (устойчивость).
  •  Развитие чувства времени.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «За-землитель» (см. урок 10).

Основная часть

Задание   1.  «Логический квадрат»

Материал к заданию и ход работы см. урок 61, задание 2. Фигуры для предъявления см. материалы к урокам, рис. 108.

Задание   2.  «Назови по порядку» Материал к заданию: две таблицы с числами от 1 до 25 (см. материалы к урокам, рис. 109). Ход работы см. урок 36, задание 2.

Задание   3.  «Дружный хлопок»

Ученики делятся на 2-3 команды. Учитель задает определенный темп счетом «1, 2, 3, 4, 5...» и постукиванием по столу карандашом. После последнего, пятого, сигнала нужно мысленно продолжить счет до заранее оговоренного числа (10, 15...) и произвести хлопок в ладоши. Побеждает та команда, которая более дружно и согласованно выполнила хлопок.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 74

Задачи урока

  •  Развитие мышления (процессы синтеза).
  •  Развитие произвольного внимания (переключение).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание   1.  «Составь слова»

A.  Учитель называет ученикам и пишет на доске какое-либо слово, из букв которого нужно составить как можно больше новых слов. Например, дано слово «топор». Можно составить такие слова:   «ропот, топ, рот, ор, порт, пот, отпор».

Слова для предъявления:

комар, сверло, десна, человек, полька, примус.

Б. Используя все предложенные буквы, составить как можно больше слов. Предлагаются следующие группы букв:

т, у, ш, а, к;           а, а, к, н, б;

о, к, т;                    о, о, е, л, с, к;

у, р, д, а;                с, т, л, и, к, а.

B.  К предложенным согласным подобрать гласные и составить как можно больше слов (имен существительных в единственном числе и именительном падеже):

м, к, л;         ж, к, л;        ж, ц;

в, г, д;           н, л, с, к;    б, р, щ;

с, к, р, т;       ф, х;            г, л, р, б, з.

Задание   2.   «Отыщи числа»

Материал к заданию: таблицы с числами белого и черного цветов от 1 до 12, написанные не по порядку (см. материалы к урокам, рис. НО).

Учитель показывает учащимся черно-белую таблицу. Ученики должны назвать и показать числа сначала только черного цвета от 1 до 12 в возрастающем порядке, затем только числа белого цвета от 12 до 1 в убывающем порядке. На третьем этапе работы нужно называть попеременно числа черного цвета в возрастающем порядке, а числа белого цвета - в убывающем порядке. Например, 1 - черная, 12 - белая, 2 - черная, 11 - белая и т.д. Следить, чтобы ученики на пропускали числа и чтобы задание выполнялось как можно быстрее.

Победителем считается тот, кто быстрее всех выполнит задание с переключением (3-й этап).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 75

Задачи урока

  •  Развитие воображения.
  •  Развитие пространственных представлений.
  •  Развитие логического мышления.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «За-землитель» (см. урок 10).

Основная часть

Задание   1.  «Волшебники»

Материал к заданию: для каждого ученика лист бумаги с контурным изображением двух «волшебников»,   цветные   карандаши (см.   материалы  к урокам, рис. 111).

Учитель дает задание дорисовать фигуры «волшебников», превратив одного - в «доброго», а другого - в «злого» волшебника, и придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил *добрый» волшебник.

Задание   2.  «Где какая полоска?», «Кольца»

Материал к заданию: три демонстрационные разноцветные бумажные полоски и такие же полоски, но меньшего размера для каждого ученика. Рисунки колец (см. материалы к урокам, рис. 112). Учитель прикрепляет к доске три разноцветные полоски бумаги так, как показано на рис. 112а. Вопросы ученикам: «Какого цвета полоска лежит сверху? Посередине? Снизу?». Затем по указанию учителя учащиеся составляют различные варианты пространственного расположения полосок. Затем учеников просят определить, какие кольца сплетены: те, которые слева, или те, которые справа? (рис. 1126).

Задание   3.   «Говорим по-марсиански» Материал к заданию: плакат с изображением птиц (см. материалы к урокам, рис. 54).

Ученикам говорится, что в «марсианском» языке название птицы состоит из трех слогов, обозначающих голову, ноги и хвост. Например, известно, что такая птица, как 4, называется «ну-ла-си», а такая, как 7, называется «шу-та-ви». Задаются вопросы: «Как называются ноги у птицы 8? (ла); Как называется голова у птицы 9? (ну); Как называется голова у птицы 1? (шу); Как называется хвост у птицы 6? (ви); Как называется хвост у птицы 3? (си); Как называется птица 8? (шу-ля-си); Как называется птица 2? (ну-та-ви)».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 76

Задачи урока

  •  Развитие логического мышления.
  •  Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание   1.  «Поезд»

Материал к заданию: 15-20 картинок с изображением различных предметов.

Учитель говорит: «Каждая картинка - это вагончик. Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку, каждый из вас по очереди будет брать какую-либо картинку и класть ее рядом с последней. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Мы будем делать так. Я кладу картинку, на которой, например, нарисована чашка. За ней мы положим картинку, на которой нарисована тарелка. Мы их положили рядом, т.е. «скрепили» вместе потому, что чашка и тарелка - это посуда. Затем кладем картинку, на которой нарисована ваза для цветов. Мы «скрепили» тарелку и вазу потому, что они сделаны из одинакового материала - фарфора. Теперь положим картинку с поливальной машиной. Так мы «скрепили» вазу и поливальную машину потому, что и в вазу, и в поливальную машину наливают воду. Теперь кладите картинки по очереди сами и объясняйте, как их можно «скрепить».

Задание   2.  «Не путай цвета»

Материал к заданию и ход работы см. урок 69, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 77

Задачи урока

  •  Развитие  мышления  (установление  закономерностей).
  •  Развитие мышления (операция сравнения).
  •  Развитие внутреннего плана действия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.   «Найди девятый»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками домиков (см. материалы к урокам, рис. 113).

Учеников просят рассмотреть верхний рисунок и вставить на место вопросительного знака нужную фигуру из шести нижних пронумерованных (правильный ответ - 1).

Задание   2.  «Найди одинаковые»

Материал к заданию: листы бумаги с рисунками девочек и человечков (см. материалы к урокам, рис. 114).

Учитель показывает ученикам поочередно рисунки и просит найти два одинаковых (правильный ответ: девочки - 1 и 6, человечки - 2 и 3). Вопросы ученикам:

*Чем отличаются девочки 4 и 6? 2 и 5? У какой девочки воротник, как у 1, глаза, как у 6, а волосы, как у 5? (правильный ответ - 2). Чем отличаются человечки 2 и 6? Чем похожи человечки 1 и 4?»

Задание   3.   «Архитектор»

Материал к заданию: 10 картонных полосок-ступенек длиной от 2 до 20 см (разница между ними - 2 см). Каждая полоска выкрашена в свой цвет, лежат не по порядку.

Не трогая полоски, нарисовать лестницу: все ступеньки должны располагаться по порядку, начиная от самой маленькой и кончая самой большой. Каждую ступеньку обозначить своим цветом. Затем предложить ученикам построить лестницу из полосок по «проекту». Сравнить рисунки ученика и постройку.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 78

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие чувства времени.
  •  Развитие опосредованной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание   1.  «Совмести фигуры»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками окружностей (см. материалы к урокам, рис. 115).

Учеников просят мысленно совместить фигуры А и Б и определить все элементы, образующиеся при наложении этих двух рисунков. В качестве ответа выбрать одну из пронумерованных фигур (правильный ответ - 3).

Задание   2 .   «За одну минуту»

Для того чтобы дать ученикам представление о длительности в одну минуту, попросить их выполнить следующие задания.

Кто сделает за одну минуту больше:

  •  аккуратно напишет одну и ту же букву много раз;
  •  напишет возможно больше чисел подряд, начиная с единицы;
  •  нанижет на нитку швейные иголки (или пуговицы, бусины,..);
  •  свяжет обрывки ниток длиной 10 см; сравнить, у кого получилась самая длинная нитка.

Задание  3. «Письмо инопланетянина» Материал к заданию: лист бумаги, разделенный на 14 клеток.

Ход работы см. урок 62, задание 2.

Следить за точностью воспроизведения детьми слов.

Слова для запоминания:

хлеб, кровать, облако, слон, звезда, пенал, кошка, ручка, стена, дорога, карман, змея, квадрат, кольцо.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 79

Задачи урока

  •  Развитие смысловой памяти.
  •  Развитие внутреннего плана действия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова Друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание   1.  «Объедини по смыслу» Это более сложный вариант задания 1, урок 70.

Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 4 группы.

Ход работы см. урок 70, задание 1. Слова для запоминания:

стол, тополь, чашка, заяц, табурет, пальто, медведь, сосна, ложка, юбка, липа, блюдце, шкаф, лиса, платье, стул, елка, белка, кружка, кофта.

Задание   2.  «Поверни квадрат»

Материал к заданию: 4 бланка с рисунками квадратов (см. материалы к урокам, рис. 116). Ученикам предлагается мысленно повернуть квадрат-эталон по часовой стрелке на 270° (т.е. повернуть его три раза по 90°) и выбрать один из соответствующих квадратов, расположенных справа от черты.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 80

Задачи урока

Развитие слуховой памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие  произвольности движений  (преодоление гиперактивности).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть

Задание   1.  «Добавь слово»

Учитель называет предложение из двух слов, например, «Стоит дом». Один из учеников повторяет это предложение и добавляет одно слово («На горе стоит дом»). Следующий ученик, повторяя это предложение, добавляет еще одно слово («На высокой горе стоит дом») и т.д. («На высокой горе стоит маленький дом», «На высокой горе стоит маленький старый дом», «На высокой горе стоит маленький старый деревянный дом».) Победителем считается ученик, который произнесет самое длинное предложение.

Задание   2.  «Раскрась фигуру»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с квадратами (см. материалы к урокам, рис. 117), цветные карандаши. Учитель объясняет, что квадрат из положения А повернули вверх против часовой стрелки в положение Б. Какой рисунок получился? Выбрать из нижнего ряда квадрат с соответствующим рисунком и раскрасить квадрат Б (правильный ответ - квадрат 2).

Задание   3. Игра «Флажок»

Звучит музыка. Дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде  учителя (поднятие флажка) все дети должны остановиться и замереть в тех позах, в которых их застала команда учителя, на 5-7 сек. Музыка продолжает звучать. Затем по команде учителя дети снова начинают двигаться.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 81

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие мышления (процессы синтеза).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание   1.  «Муха»

Материал к заданию и ход работы см. урок 65, задание 1.

Дополнительно к описанному ходу работы рекомендуется использовать усложненный вариант задания: один из учеников отворачивается от квадрата и подает команды, а другой ученик, следуя его командам, передвигает муху по полю. Надо продержать муху на поле в течение 5 минут и не дать ей *улететь», т.е. выйти за пределы квадрата.

Задание   2.   «Что здесь изображено?» Материал  к заданию:  сюжетная   картинка,   достаточно большая по размеру. На листе, который накладывается   сверху   и   который   должен   быть   в   4   раза больше,   чем картинка,   сделать   2-3  небольших  (диаметром 2-2,5 см) смотровых отверстия. Ход работы см. урок 36, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 82

Задачи урока

  •  Развитие произвольного внимания (переключение).
  •  Развитие наглядно-образно го мышления.
  •  Развитие   произвольности   движений   (умение   затормозить движения).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание   1.  «Отыщи числа»

Материал к заданию: таблица с числами черного и белого цветов от 1 до 25 (см. материалы к урокам, рис. 118).

Усложнение задания достигается за счет удлинения числового ряда до 25 чисел. В остальном ход работы такой же, как в задании 2, урок 74.

Задание   2.   «Преврати в квадрат»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами (см. материалы к урокам, рис. 119).

Задача учеников - превратить каждую из данных фигур в квадрат. Для этого надо каждую фигуру мысленно разделить на две части (проведя пунктирную линию) и, мысленно оперируя ими, сложить из них квадрат. После решения всех задач ответы ученийов обсуждаются.

Задание   3.  «Запретное движение» Ход работы см. урок 68, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 83

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления.
  •  Развитие пространственных представлений.
  •  Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» (см. урок 5).

Основная часть

Задание   1.  «Подбери слова»

К каждому называемому учителем слову учеников просят подобрать два самых похожих на него по смыслу и три самых не похожих по смыслу слова:

волк, страус, карась, змея, попугай, лиса, червяк, дельфин, гусеница, собака, воробей, акула.

Задание   2.  «Найди недостающий квадрат»

Материал к заданию; три плаката с изображением двух рядов квадратиков (см. материалы к урокам, рис. 120).

Ученикам последовательно показываются три плаката. Нужно определить правило расположения квадратиков в верхнем ряду и выбрать из нижнего ряда тот квадратик, который следует поместить на место, обозначенное точками (правильные ответы: I - г, П - б, III - б).

Задание   3.  «Закончи рисунки»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с незаконченными рисунками (см. материалы к урокам, рис. 121), карандаши.

Ход работы см. урок 64, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 84

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления (обобщение).
  •  Развитие слухового восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Пятый лишний»

Материал к заданию: несколько наборов из 5 слов. Четыре слова в каждом наборе подходят друг к другу, а пятое - не подходит, отличается от них.

Учитель читает первый набор слов и просит определить, какое слово не подходит к остальным, т.е. «лишнее». Остальные четыре слова назвать общим словом. Ответы учеников обсуждаются. Затем учитель читает второй набор слов и т.д.

Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

Василий, Федор, Семен, Иванов, Борис.

Молоко, сливки, сало, сыр, сметана.

Лист, дерево, почка, кора, сук.

Дряхлый,   старый,   изношенный,   маленький, ветхий.

Смелый,  храбрый,  добрый,  отважный,  решительный.

Глубокий, высокий, низкий, мелкий, светлый.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Секунда, час, вечер, сутки, минута.

Задание   2.   «Объясни значение» Учеников   просят   объяснить   значения   выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова: Разбить сад - разбить чашку. Заболеть ангиной - заболеть футболом. Живой рассказ - живое существо. Горячее сердце - горячий хлеб. Музыкальный слух - распространить слух. Зеленый лук с грядки - стрелять из лука. Ключ от квартиры - горячий ключ.

Задание   3.  «Назови и проверь постукиванием» Ход работы см. урок 5, задание 4.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 85

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие непосредственной памяти.
  •  Развитие   мышления   {установление   закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание   1.  «Этажи»

Учитель просит учеников решить следующую задачу: «В доме - 4 этажа. На каждом этаже живет одна  семья.   Борисовы   живут   под   Карповыми, Ивановы - над Черновыми и Карповы - под Черновыми. Кто на каком этаже живет? Разместите семьи по этажам».

Задачу надо решать во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается (правильный ответ: на 1-ом этаже живут Борисовы, на 2-ом этаже - Карповы, на 3-ем этаже - Черновы, на 4-ом этаже - Ивановы).

Задание   2.   «Какой цвет?»

Материал к заданию: плакат с рисунками рубашек (см. материалы к урокам, рис. 122).

Ученикам говорится: «В одной книжке художник раскрасил эти рубашки по правилу: рубашку с воротником, как у 1, красным цветом, рубашку с воротником, как у 2, желтым цветом, рубашку с воротником, как у 6, синим цветом. Запомнили? Теперь ответьте на вопросы: Какого цвета рубашка 8? (синего) Какие рубашки желтого цвета? (7, А, Г, Д) У каких двух рубашек разного покроя и с разными рукавами одинаковый цвет? (1 и 5, 6 и 8)».

Задание   3.   «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками рубашек (см. предыдущее задание).

Учитель просит учеников отгадать, какая рубашка из нижней части рисунка подходит на свободное место рядом с рубашкой 2 (Г).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 86

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления (обобщение).
  •  Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного к общему понятию)»

Материал к заданию: демонстрационные пары карточек со словами (10 пар). Учитель сначала объясняет ученикам, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, слово «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, груши, персики, бананы и др.

Но есть и слова, которые указывают на меньшее число похожих предметов и являются частными, конкретными понятиями. Например, слово «яблоко». Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, красные и зеленые, спелые и неспелые, сочные и несочные и др. Очень важно уметь обобщать понятия, т.е. уметь подобрать к частному понятию более общее понятие. Затем учитель показывает две карточки со словами, обозначающими общее и частное понятие (на одной карточке написано одно слово). Ученики должны сравнить их и слева расположить слово, обозначающее частное понятие, а справа - слово, обозначающее общее понятие.

Для примера учитель показывает карточки со словами «овощи» и «огурец». Поскольку слово «огурец» является частным понятием, карточка с этим словом располагается слева, а карточка со словом «овощи» — справа, так как это слово является более общим понятием.

Затем учащиеся по очереди выполняют задания. Ответы учеников обсуждаются. Слова для предъявления:

Время года - осень. Осадки - дождь.

Пчела - насекомое. Малина - кустарник. Север - сторона горизонта. Океан - Тихий океан. Полезной ископаемое - песок. Глаз - орган чувств. Топливо - уголь. Озеро - водоем.

Выделены слова, обозначающие конкретные понятия.

Задание   2.   «Стенографы»

Материал к заданию: лист бумаги, карандаш.

Учитель читает какой-либо рассказ в течение 1-2 мин. Каждый ученик должен указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом. Для быстрого подсчета пять слов отмечать квадратом с одной диагональю внутри. Ответы учеников сравниваются. Побеждает тот, кто безошибочно определит количество слов в рассказе.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 87

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления (обобщение).
  •  Развитие опосредованной памяти,
  •  Развитие чувства времени.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; * Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание    1.   «Расположи слова (от частного к общему понятию)»

Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:

Планета - Земля.

Дробь - число.

Солнце - звезда.

Треугольник - многоугольник.

Ребенок - мальчик.

Единица длины - метр.

Растение - дерево.

Единица времени - час.

Зерновая культура - пшеница.

Сложение - математическое действие.

Выделены слова, обозначающие конкретные понятия.

Задание  2. «Запомни слова»

Материал к заданию: демонстрационные карточки со словами и условными знаками-символами (на каждой карточке одно слово и один символ - см. материалы к урокам, рис. 123), лист бумаги для воспроизведения, карандаш.

Учитель дает задание ученикам запомнить 12 слов, которые им будут названы. Помогут запомнить эти слова условные знаки-символы. Для этого от учеников требуется установить какую-либо ассоциативную связь между заданными словами и их символами, чтобы затем, глядя на знаки-символы, вспомнить соответствующее слово.

Учитель показывает первую карточку на 15-20 сек., затем откладывает ее в сторону и показывает вторую карточку и т.д. Воспроизведение слов можно начинать как сразу после запоминания (немедленное воспроизведение), так и через некоторое время (отсроченное воспроизведение) - через 15-20 мин. Для воспроизведения слов учитель показывает только знаки-символы, а ученики должны вспомнить и записать соответствующие слова.

Задание   3.  «Дружный хлопок» Ход работы см. урок 73, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 88

Задачи урока

  •  Развитие логической памяти.
  •  Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание   1.  «Найди правило и запомнив

Материал к заданию: лист бумаги, на котором нарисован ряд из 12 абстрактных фигур (см. материалы к урокам, рис. 124).

Ученикам говорится, что им нужно запомнить, а затем воспроизвести 12 таких фигур (показывается рисунок). Чтобы это было сделать достаточно легко, нужно открыть правило преобразования первой фигуры в последнюю. Сначала предложить учащимся самим найти это правило.

Правило таково: чередование 6 вертикальных и 6 горизонтальных черточек, два кружка располагаются слева и справа от вертикальной черты и сверху и снизу от горизонтальной черты, количество галочек сначала уменьшается от б до 1, а затем увеличивается снова до 6.

После усвоения правила учеников просят нарисовать по памяти эти 12 абстрактных фигур.

Задание   2 .   «Найди смысл»

Ученики делятся на 3 группы. Учитель и два его помощника вслух читают написанные на отдельных карточках три разных четверостишия. Сначала они друг за другом по очереди читают только первую строчку каждого стихотворения, затем только вторую, третью и, наконец, четвертую. После этого ученики из первой группы пересказывают содержание первого стихотворения, из второй - второго, из третьей - третьего стихотворения. Стихотворение должно быть сюжетного характера. Например:

1       Мы за деревней в реке очутились, тут мои зайчики точно взбесились. Смотрят, на задние лапы встают, лодку качают, грести не дают.

(И. Некрасов)

2       Был сынок у маменьки -медвежонок маленький. В маму был фигурою -

в медведицу бурую.

(А. Барто)

3      Дали туфельки слону, Взял он туфельку одну

и сказал: «Нужны пошире, и не две, а все четыре!»

(С. Маршак)

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 89

Задачи урока

  •  Развитие понятийного мышления.
  •  Развитие воображения.
  •  Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание   1,  «Вордбол»

Ход работы см. урок 12, задание 3.

 Предлагаемые ученикам темы:

«Насекомые - не насекомые». Слова для предъявления:

муравей, ласточка, воробей, стрекоза, бабочка, пчела, кузнечик, паук, рак, улитка, лягушка и др.

«Животные домашние - не домашние». Слова для предъявления:

собака, волк, корова, крот, заяц, кролик, бобр, кенгуру, лев, кошка и др.

Задание  2. «Составь изображение»

Учитель на доске рисует круг, треугольник, прямоугольник, равнобедренную трапецию. Учеников просят нарисовать лицо, клоуна, домик, кошку, дождь, радость и др., пользуясь только этим набором геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Оценка результатов:

1  балл - не использованы все предложенные геометрические фигуры или изображение не похоже на заданный объект;

2  балла - использованы все предложенные геометрические фигуры, но изображение не очень похоже на заданный объект;

3 балла - использованы все предложенные геометрические фигуры в оригинальной композиции.

Задание  3. «Развертка»

На доске нарисованы (см. материалы к урокам, рис. 125) полая трубка в форме цилиндра и фигура, напоминающая куб, но без верхней и нижней граней. Учеников просят подумать, как из листа бумаги можно склеить такие же фигуры.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 90

Задачи урока

  •  Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).
  •  Развитие вербального мышления (обобщение).
  •  Развитие   произвольности   движений   (умение   затормозить движения).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть

Задание   1.  «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 126), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1.

Задание 2. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»

Материал к заданию: демонстрационные наборы из трех карточек со словами (10 наборов).

Учитель объясняет, что, кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частными понятиям, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».

Затем учитель показывает три карточки со словами. Учащиеся должны расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию. Слова для предъявления:

Полезное ископаемое - топливо - нефть.

Ливень - осадки - дождь.

Лесное растение - дерево - дуб.

Водоем - озеро - Байкал.

Съедобный гриб ~ гриб - масленок.

Корова - животное - домашнее животное.

Водоем - река - Волга.

Дятел - лесная птица - птица.

Луговая трава ~ трава - клевер.

Водное пространство - Атлантический океан - океан.

(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)

Задание   3.  «Замри»

Ход работы см. урок 58, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19381. НАЛАДКА НА АВТОКОЛИВАЛЬНИЙ РЕЖИМ РОБОТИ ПНЕВМАТИЧНОГО ВIБРАЦIЙНОГО ПРИВОДУ З ХАРАКТЕРИСТИКОЮ ТИПУ ОБМЕЖЕННЯ 75.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №9. НАЛАДКА НА АВТОКОЛИВАЛЬНИЙ РЕЖИМ РОБОТИ ПНЕВМАТИЧНОГО ВIБРАЦIЙНОГО ПРИВОДУ З ХАРАКТЕРИСТИКОЮ ТИПУ ОБМЕЖЕННЯ. МЕТА РОБОТИ: 1. Ознайомлення з конструкцією вiбролотка i пневматичного вібрацiйного приводу. 2. Експериментальне визначення з...
19382. Аналіз конструкції і дослідження роботи вібраційного завантажувального пристрою 169.92 KB
  Вібраційний завантажувальний пристрій (ВЗП) для автоматизації завантаження штучних заготовок на верстати-автомати одержав широке застосування в різних галузях.
19383. Дослідження напівсамотічного завантажувально-орієнтуючого валкового пристрою 156 KB
  Лабораторна робота №11 Дослідження напівсамотічного завантажувальноорієнтуючого валкового пристрою. Мета дослідження: Вивчення конструкції та принципу дії двохвалкового завантажувальноорієнтуючого пристрою і визначення умов його функціонування. Зміст до...
19384. Дослідження пристрою для вторинної автоматичної орієнтації деталей форми тіл обертання 174 KB
  Лабораторна робота №12 Дослідження пристрою для вторинної автоматичної орієнтації деталей форми тіл обертання Мета роботи: Ознайомлення з конструкцією та принципом дії типового пристрою для автоматичної вторинної орієнтації деталей тіл обертання з поперечн...
19385. Дослідження вібраційного лотка з активним орієнтуючим пристроєм 105 KB
  Лабораторна робота №13 Дослідження вібраційного лотка з активним орієнтуючим пристроєм. Мета роботи: ознайомлення з конструкцією та принципом роботи вібраційного лотка і дослідження факторів що впливають на його продуктивність. Зміст роботи. Ознайом
19386. Дослідження роботи орієнтуючого пристрою у вигляді V-подібного вирізу до вібраційних бункерних живильників 557.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 14 Дослідження роботи орієнтуючого пристрою у вигляді Vподібного вирізу до вібраційних бункерних живильників. Мета роботи: Вивчити принцип роботи орієнтуючого пристрою ознайомитись з методикою аналітичного дослідження роботи пристрою од
19387. Експериментальне дослідження динамічного коефіцієнта коливальної системи вібраційного живильника 188 KB
  Лабораторна робота № 15 Експериментальне дослідження динамічного коефіцієнта коливальної системи вібраційного живильника Мета роботи: 1. Ознайомитись з методикою розрахунку коливальної системи вібраційних живильників. 2. Експериментальне визначення залежності д...
19388. Дослідження впливу режиму роботи вібраційного бункерного живильника на його продуктивність 223 KB
  Лабораторна робота №16 Дослідження впливу режиму роботи вібраційного бункерного живильника на його продуктивність Мета роботи: Ознайомлення з конструкцією та принципом роботи вібраційного бункерного живильника ВБЖ. Експериментальне визначення залежно...
19389. ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 422 KB
  БАЗЫ ДАННЫХ Лабораторная работа № 1 ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЦЕЛЬ РАБОТЫ Информационный анализ предметной области. Освоение методов построения концептуальных моделей предметных областей. ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕ