14147

Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Книга

Психология и эзотерика

Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития в IV классе 91120 Содержание занятий в IV классе Указате...

Украинкский

2013-05-21

1.1 MB

5 чел.

Локалова Н.П.

Л73 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Содержание

Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Содержание занятий в IV классе

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (IV класс)

Уроки психологического развития в IV классе (91-120)

Урок 91

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления (обобщение).
  •  Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполнение упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»

Ход работы см. урок 90, задание 2. Слова для предъявления:

Планета - Земля — небесное тело. Природа - растения живая природа. Чехов — человек - писатель. Мебель - стол - письменный стол. Учебник - «Родная речь» — книга. Многоугольник - прямоугольник — квадрат. Трехзначное число — число - многозначное число.

Гриб — несъедобный гриб - мухомор. Ель - хвойное дерево - дерево. Одежда - шуба зимняя одежда. (Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)

Задание   2.  «Форма — цвет»

Материал к заданию: набор маленьких геометрических фигур (16 штук) и набор больших геометрических фигур (16 штук) для каждой пары учеников и игровое поле (см. материалы к урокам, рис. 127).

Ученики делятся на пары. У одного ученика набор маленьких фигур, у другого - больших. Первый игрок кладет в какую-нибудь клетку игрового поля соответствующую фигуру. Второй ученик должен ответным ходом положить соответствующую фигуру той же формы или того же цвета в одну из соседних клеток. Далее первый ученик ответным ходом кладет соответствующую фигуру в одну из соседних клеток относительно любой из двух размещенных фигур и т.д. Неправильный ход, т.е. несоответствие выбранной фигуры по форме или цвету уже имеющимся на игровом поле фигурам, наказывается изъятием у игрока этой фигуры. Проигрывает тот, у кого меньше останется фигур.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 92

Задачи урока

  •  Развитие понятийного мышления.
  •  Развитие пространственных представлений.
  •  Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание   1.  «Назови слово»

Учитель зачитывает ученикам несколько рядов из пяти слов, в каждом из которых нужно найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Суть задания - в тренировке на различение слов, очень близких по смыслу. Примерные наборы слов (выделены неподходящие слова):

Орешник, сосна, береза, липа, клен. Малина, клубника, яблоко, земляника, черника. Ручка, бумага, фломастер, кисть, карандаш. Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Задание 2. «Разноцветный коробок» Материал к заданию: для каждого ученика приготовить выполненный из плотной бумаги коробок прямоугольной формы, каждая грань которого оклеена бумагой разного цвета или окрашена разными красками: белой, желтой, красной, зеленой, синей, коричневой.

Задания ученикам: провести ладонью по поверхности предмета (учитель знакомит с названием - грань), провести пальцем по контуру грани (это - ребро); посчитать, сколько всего граней в коробке (6), сколько равных граней (3 пары), сколько всего ребер (12), сколько всего вершин (8); назвать цвет ближней грани и противоположной ей (дальней) и т.д.

Задание   3.  «Закончи рисунок»

Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками (диаметром 2-3 см), расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом; лист бумаги с 12 незаконченными изображениями собачки (см. материалы к урокам, рис. 128).

Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, лицо, солнце, мяч, цветок и др.). То же задание в отношении собачки: дорисовать каждую так, чтобы все собачки было разными вплоть до изображения фантастического животного.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 93

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления (обобщение).
  •  Развитие опосредованной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлите ль» (см. урок 10).

Основная часть

Задание   1.  «Подбери общее понятие»

Материал к заданию: полоски бумаги с написанными на них в строчку 6 словами (10 шт.).

Первое слово написано заглавными буквами. Учитель просит внимательно прочитать слова на каждой полоске. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к первому слову.

Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

КОМПАС - стрелка, сторона горизонта, прибор, направление, барометр.

РАВНИНА - холм, большое пространство, поле, трава, река.

ЛУНА - звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело.

ЯЗЫК - расположен во рту, часть тела, орган чувств, вкус, разговор.

ПОВЕСТЬ - литературное произведение, роман, история, писатель, придуманное.

МАТЕМАТИКА - урок, число, наука, экзамен, арифметика.

РОЖЬ - растет на поле, еда, зерновая культура, колос, крупа.

БЕРЕЗА - дерево, почка, белый ствол, растение, растет в лесу.

ВЕСНА - время года, солнечная погода, зима, оттепель, тает снег.

НОЧЬ - темнота, время суток, день, сутки, когда спят.

Задание  2.  «Запомни фигуры»

Материал к заданию: набор геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 129).

Учитель объясняет ученикам, что для того, чтобы хорошо запоминать материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Например, нужно запомнить и воспроизвести в любом порядке данный ряд из 12 геометрических фигур. Чтобы это было сделать легко, фигуры надо разделить на группы. Рассмотрение этих фигур показывает, что этот ряд состоит из треугольников, кругов и квадратов, перечеркнутых по-разному: либо короткой вертикальной черточкой, либо длинной вертикальной чертой, либо короткой косой черточкой, либо длинной косой чертой.

Таким образом, эти геометрические фигуры можно разделить на 4 группы в зависимости от типа перечеркивания, в каждой группе - по 3 разных геометрических фигуры. Теперь этот ряд уже несложно запомнить и воспроизвести.

Затем учитель предлагает с помощью приема классификации запомнить следующий набор из 12 слов - названий растений: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко, береза.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 94

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления.
  •  Развитие пространственных представлений.
  •  Развитие зрительной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» (см. урок 19).

Основная часть

Задание   1. «Пословицы»

Учеников просят сформулировать своими словами общий смысл пословиц. Например, «Где тонко, там и рвется», «Делу время, потехе час» и др.

Задание   2.  «Лишний кубик»

Материал к заданию: рисунки с изображением кубиков (см. материалы к урокам, рис. 130).

Ученикам показывается изображение трех кубиков, два из которых одинаковые, но по-разному ориентированы в пространстве. Учитель учит детей на основе анализа и сравнения данных изображений определять одинаковые кубики и находить неподходящий, лишний кубик (правильный ответ - 3).

Задание  3. «Запомни и нарисуй» Материал к заданию: плакат с объектами для запоминания (см. материалы к урокам, рис. 131). Ход работы см. урок 33, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 95

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие вербального мышления (обобщение).
  •  Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Совмести фигуры»

Материал к заданию: листы с изображениями совмещающихся квадратов (см. материалы к урокам, рис. 132).

Учитель показывает лист А и просит определить не совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. В качестве ответа выбрать один из пронумерованных рисунков, на которых изображены только не совпадающие при наложении элементы. Затем показывается лист Б (правильные ответы: А - 2, Б - 2).

Задание   2.  «Подбери общее понятие»

Ход работы см. урок 93, задание 1. Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

ОКУНЬ - мелкий, карась, рыба, плавает, река.

ЛОПАТА - копает, садовая лопата, черенок, грабли, инструмент.

ПОМИДОР - вкусный, овощ, красный, растет в огороде, соленый.

КУРИЦА - домашняя птица, несет яйца, петух, цыпленок, животное.

СЛОЖЕНИЕ - арифметика, математическое действие, сумма, число, вычитание.

КИЛОГРАММ - грамм, центнер, единица массы, вес, гиря.

РАЗНОСТЬ — действие, уменьшаемое, число, сумма, вычитание.

ДЕЛИТЕЛЬ - действие, делимое, счет, математика, число.

КВАДРАТ - действие, метр, математическая фигура, математика, игрушка.

УВЕЛИЧИТЬ - уменьшить, большой, действие, умножить, работа.

Задание  3. «Не путай цвета»

Ход работы см. урок 69, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 96

Задачи урока

  •  Развитие вербального  мышления (отношения  ря-допо ложности).
  •  Развитие умения сравнивать.
  •  Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание  1.   «Найди рядоположное слово»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 слов, обозначающих понятия, часть из которых принадлежит к од- ной и той же группе, т.е. находится в отношениях ря-допо ложности.

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, принадлежащие к одной и той же группе.

Слова для предъявления (выделены правильные ответы):

Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача.

Математика, число, сторона, квадрат, треугольник.

Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра.

Вес, время, грамм, минута, тонна.

Делимое, деление, множитель, делитель, сумма.

Ночь, сутки, темнота, солнце, день.

Курица, корова, животное, молоко, овца.

Сумма, действие, математика, сложение, вычитание.

Вода, река, рыба, водоем, озеро.

Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет.

Задание   2.  «Одинаковое, разное»

Материал к заданию: плакат с рисунками телефонов (см. материалы к урокам, рис. 133).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: «У каких двух телефонов верхняя часть трубки одинаковая? Чем отличаются телефоны 1 и 6, 2 и 7? У каких двух телефонов форма одинаковая, а трубки разные?» и т.п.

Задание   3.  «Найди девятый»

Материал к заданию: см. предыдущее задание.

Ученики должны отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подходит на свободное место рядом с телефоном 2 (правильный ответ - Б).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 97

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления.
  •  Развитие пространственных представлений.
  •  Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Подбери пословицу»

Учеников просят подобрать к пословице слева пословицу из правой части, близкую ей по смыслу, выражающую сходную главную мысль (правильный ответ выделен жирным шрифтом).

                                                          Что написано пером, того не вырубишь топором.

Что прошло, того не воротишь.      Утро вечера мудренее.

не воротишь.                                     Кончил дело - гуляй смело.

                                                          Что с возу упало, то пропало.

Задание  2.  «Найди одинаковые кубики» 

Материал к заданию: плакат с изображением 8 кубиков (см. материалы к урокам, рис. 134).

Задача: найти пары одинаковых кубиков. Учитель вместе с учащимися анализирует рисунки на гранях кубиков. Внимание детей обращается на то, что изменение положения кубика в пространстве (один оборот влево, на себя, вправо) приводит к изменению положения его фронтальной, т.е. обращенной к зрителю, грани. Например, кубик 1 при повороте влево на один оборот займет положение кубика 6. И наоборот, при повороте кубика 6 вправо получим кубик 1. Затем учитель просит учеников найти остальные пары

Задание  3.  «Тропинка»

Дети выстраиваются в затылок и идут «змейкой» по воображаемой тропинке. Учитель выразительно читает текст, а ученики пантомимически изображают его содержание.

«Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... Идем с трудом... Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Идем спокойно по тропинке... Хорошо вокруг!.. Вот и пришли! Молодцы!»

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 98

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).
  •  Развитие  произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Найди рядоположное слово» Ход работы см. урок 96, задание 1. Слова для предъявления (правильные ответы выделены):

Гора, земля, равнина, участок, география.

Прибор,  температура,  градус,  термометр,  барометр.

Ухо, лицо, человек, учение, глаз.

Точка, кавычки, предложение, слово, язык.

Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, рассказ.

Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель.

Растение, рис, хлеб, просо, поле. Песня, птица, клест, клетка, иволга.

Песок, глина, керосин,  строительство,  полезные ископаемые.

Север, горизонт, восток, география, Индия.

Задание   2.  «Невидящие» и «неслышащие»

Вариант 1. «Невидящие»

У всех глаза открыты, но они должны помнить, что «не видят» ни одного жеста учителя. Когда учитель проделывает разные движения без словесной команды, играющие ему не подражают. Когда же он одновременно командует (например, поднимает руки и говорит: «Руки вверх!») - все должны выполнять команду. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Вариант 2. «Неслышащие»

Учитель делает различные движения и сопровождает их словесной командой, или же отдает только приказания, или делает только движения. Играющие должны повторять каждое движение ведущего и не выполнять ни одной его словесной команды, если она не сопровождается соответствующим движением.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 99

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления.
  •  Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть).
  •  Развитие осязательного восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Слон» (см. урок 16).

Основная часть

Задание   1.  «Объясни значение»

Учитель просит учеников объяснить значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова:

Открытое окно - открытый вопрос. Операция на сердце - военная операция. Гусеница бабочки - гусеница трактора. Русский язык - язык во рту. Носить очки — набрать очки в игре. Праздничный наряд - наряд милиции. Месяц года - месяц на небе.

Задание  2. «Целое — часть»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое -часть».

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть.

Слова для предъявления:

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.

Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат.

Книга, страница, буква, учебник, писатель.

Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, - курсивом.)

Задание  3. «Палочка-узнавалочка» Материал  к заданию: несколько предметов достаточно  сложной  формы,   например, небольшой  чайник,

вазочка,  банка,  коробка,  кружка и др.;  неочиненные карандаши длиной не менее 10 см, повязки на глаза.

Все играют с завязанными глазами. Ученики держат в правой руке неочиненный карандаш за самый конец, другая рука - за спиной. Учитель ставит перед каждым учеником какой-либо предмет и свободный конец карандаша кладет на этот предмет. Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только учитель. Задача учеников - раньше других определить, что это за предмет, размеры, материал, из которого он сделан. Кто узнал предмет, поднимает карандаш вверх и рассказывает учителю все об этом предмете.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 100

Задачи урока

  •  Развитие зрительной памяти.
  •  Развитие вербально-смыслового анализа.
  •  Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание   1.  «Запомни сочетания фигур» Материал к заданию: три табло с геометрическими фигурами (см. материалы к урокам, рис. 135). Ход работы см. урок 66, задание 1.

Задание   2.  «Подбери пословицу»

Ход работы см. урок 97, задание 1. Примерные наборы пословиц (правильные ответы выделены жирным шрифтом):

Что у кого       Язык до Киева доведет.

болит, тот       Не сразу Москва строилась.

о том и            У голодной кумы все хлеб на уме.

говорит.           Где много слов, там мало дел.

                                                 Своя рубашка ближе к телу.

Как аукнется -                        Слово — серебро, молчание – золото.

так и откликнется.                   Какова плата, такова и работа.

                                                  Рано пташечка запела,

                                                как бы кошечка не съела.

Задание  3.  «Раскрась кубик»

Материал к заданию: плакаты и индивидуальные листы бумаги с кубиками (см. материалы к урокам, рис. 136), цветные карандаши.

Учитель вывешивает на доске плакат с кубиками, нарисованными так, как показано на рис. 136А и рис. 136В. Ученикам раздаются листы бумаги с кубиками, нарисованными так, как показано на рис. 136Б и рис. 136Г. Задание учащимся: а) раскрасить переднюю грань кубика Б так же, как у кубика А; б) раскрасить кубик Г так же, как кубик В.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 101

Задачи урока

  •  Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»).
  •  Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем  упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки» (см. урок 21).

Основная часть

Задание  1. «Целое — часть» Ход работы см. урок 99, задание 2. Слова для предъявления:

Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий кустарник.

Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло.

Кукуруза, пшеница, хлеб, растение, початок.

Нос, человек, дыхание, запах, мальчик.

Писатель, глава, роман, рассказ, интересный роман. ;

Понятие, слово, рассказ, суффикс, произносить.

Крепость, дача, дом, стена, строить.

Кошка, хвост, собака, домашние животные, мяукать.

Число, дробь, цифра, математика, числитель.

Растение, корень, трава, дерево, животное.

(Слова, обозначающие целый предмет, выделены жирным шрифтом, а слова, обозначающие его часть, -курсивом.)

Задание  2. «Найди значения слов»

Учитель объясняет, что есть слова, которые имеют несколько значений. Например, слово «фигура» - геометрическая фигура, фигура человека, фигура высшего пилотажа.

Задание ученикам - найти как можно больше значений следующих слов:

АДРЕС          ВОРОТ         ЗАРЯДКА

КАТОК          ВАЛ            ЛОПАТКА

ВИЛКА         КОСА          ПРОВОДНИК

Задание  3.  «Вырезай точно»

Материал к заданию: картонки с небольшими отверстиями - круглое, квадратное, треугольное и прямоугольное; лист бумаги, ножницы.

Ученики садятся парами. Перед ними кладут картонку с отверстиями. Ученики должны вырезать из бумаги «пробки», которые точно бы закрывали эти отверстия. При вырезывании нельзя брать в руки картонку и примерять «пробки», а пользоваться только глазомером. Проверяется, кто точнее вырезал «пробки».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 102

Задачи урока

  •  Развитие  вербального  мышления  (причинно-следственные отношения).
  •  Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть

Задание   1.  «Найди причину и следствие»

Материал к заданию: 10 наборов из 5 слов, в которых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно-следственных отношениях.

Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти два понятия, одно из которых обозначает причину, а другое - следствие, т.е. то, что происходит после и в силу действия этой причины.

Слова для предъявления:

Образование льда, север, мороз, погода, снег.

Осень, холод, дерево, листопад, время года.

Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.

Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.

Радость, плач, таблетка, игра, боль.

Подарок, радость, кукла, игра, дети.

Вода, юг, море, волны, ветер.

Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.

Дождь, вода, снег, солнце, лужа.

Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

(Понятия, обозначающие причину, выделены жирным шрифтом, а понятия, обозначающие следствие, -курсивом.)

Задание  2. «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 137), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 103

Задачи урока

  •  Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).
  •  Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание   1.  «Назови причину»

Учитель  предлагает  ученикам   найти причины следующих событий:

Наводнение ... (разлив реки, таяние снега). Травма (перелом) ... (падение). Гололед ... (мороз после дождя). Двойка ... (невыученный урок). Загар ... (солнце).

Ответы учеников обсуждаются.

Задание   2.  «Найди значения слов»

Задание аналогично заданию 2, урок 101.

Слова для предъявления:

СОБАЧКА              ДРОБЬ

УЗЕЛ                      РОСТ

ШАШКА                ШИШКА

БАРАШЕК             РУЧКА

ЛАВКА                   БОЙ

Задание   3.  «Найди смысл»

Ход  работы   см.   урок   89,   задание   2.   Однако   для предъявления подобрать три другие четверостишия.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 104

Задачи урока

  •  Развитие опосредованной памяти.
  •  Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем  упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание   1. «Письмо инопланетянина»

Материал к заданию: листы бумаги, расчерченные на 15 клеток (3 по горизонтали и 5 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.

Ход работы см. урок 62, задание 2.

Слова для предъявления:

Веселый праздник           Теплый ветер

Тяжелая работа               Печаль

Болезнь                           Разлука

Счастье                            Вкусный ужин

Смелый поступок            Богатство

Дружба                            Сердитый человек

Темная ночь                    Радость Справедливость

Задание  2. «Отрицание»

Материал к заданию: большой лист бумаги, на котором нарисован круг большого диаметра; множество различных предметов разных форм, цвета, размера.

Учитель кладет в круг предметы, похожие каким-либо признаком. Этот признак учитель не называет, учащиеся должны определить его сами (например, все красные предметы). Ученики должны одним словом назвать фигуры, расположенные вне круга («не красные»). Затем учитель в круг кладет другую комбинацию предметов, похожих каким-либо признаком, а учащиеся должны назвать одним словом предметы, оставшиеся вне круга, и т.д.

Возможны следующие комбинации:

в круге

квадратные

круглые

прямоугольные

треугольные

красные

синие

желтые

белые

большие

малые

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

вне круга

неквадратные

некруглые

непрямоугольные

нетреугольные

не красные

не синие

не желтые

не белые

небольшие

немалые

Урок 105

Задачи урока

  •  Развитие вербально-смыслового анализа.
  •  Развитие мышления (абстрагирование).
  •  Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание   1.  «Пословицы»

Учеников просят своими словами сформулировать общий смысл пословиц.

Тише едешь - дальше будешь. Волков бояться - в лес не ходить. Любишь кататься, люби и саночки возить. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Задание   2.  «Форма — цвет»

Материал к заданию и ход работы см. урок 91, задание 2.

Задание  3.  «Раскрась кубик»

Материал к заданию: плакат с раскрашенным кубиком и листы бумаги для каждого ученика с изображением нераскрашенного кубика (см. материалы к урокам, рис. 138).

Задание ученикам - раскрасить кубик так же, как на плакате, учитывая, что кубик для раскрашивания имеет другое пространственное положение.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 106

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие логического мышления.
  •  Развитие произвольного внимания.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Совмести фигуры»

Материал к заданию: листы с рисунками квадратов для совмещения (см. материалы к урокам, рис. 139).

Учитель показывает лист А и просит определить совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. В качестве ответа вы брать один из пронумерованных рисунков (в данном случае правильный ответ отсутствует). Предложить ученикам самим нарисовать квадрат с совпадающими элементами.

Затем учащимся демонстрируется лист Б (правильный ответ - 3).

Задание  2. «Поезд»

Материал к заданию и ход работы см. урок 76, задание 1.

Задание  3. «Пишущая машинка»

Ход работы см. урок 19, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 107

Задачи урока

  •  Развитие  вербального  мышления  (выявление  отношения противоположности).
  •  Развитие наглядно-образного мышления.
  •  Развитие произвольности движений (точность).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9)..

Основная часть

Задание 1. «Подбери слово, противоположное по смыслу»

Ученикам называется слово, к которому они должны подобрать слово, противоположное по смыслу.

Слова для предъявления:

Начало — ...            (конец)

Жизнь - ...            (смерть)

День - ..„               (ночь)

Высокий - ...         (низкий)

Замерзание - ...     (таяние)

Толстый - ...          (тонкий)

Твердый - ...          (мягкий)

Красивый - ...       (уродливый)

Легкий - ...            (тяжелый)

Большой - ...         (маленький)

Задание   2.  «Найди одинаковые»

Материал к заданию: листы бумаги с рисунками самолетов и ключей (см. материалы к урокам, рис. 140).

Учитель просит рассмотреть сначала рисунок с самолетами, а затем рисунок с ключами и найти два одинаковых (правильный ответ: самолеты - 1 и 5, ключи - 1 и 6). Затем учитель задает вопросы: «У каких двух самолетов различаются только крылья? У каких самолетов хвосты одинаковые, а крылья и носы разные? Если самолету 4 нарисовать хвост, как у 2, а нос, как у 1, то какой получился бы самолет? Если ключу 4 нарисовать головку, как у 3, а вырез в середине, как у 2, то какой получился бы ключ?» и т.п.

Задание   3.  «Кто точнее?»

Ход работы см. урок 37, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 108

Задачи урока

  •  Развитие  вербального  мышления  (выявление  отношения противоположности).
  •  Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Подбери слово, противоположное по смыслу»

Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:

Отрицательный — ...         (положительный)

Смех - ...                          (слезы)

Увеличить - ...                 (уменьшить)

Любовь - ...                      (ненависть)

Разделить - ...                 (умножить)

Сильный - ...                   (слабый)

Прибавить - ...                (отнять)

Молодость - ...                 (старость)

Горький - ...                    (сладкий)

Храбрый - ...                   (трусливый)

Задание 2. «Только одно свойство» (логическое домино)

Материал к заданию: набор фигур для каждого ученика, как в задании 2, урок 91.

Ученики разбиваются на пары. У каждого ученика полные наборы фигур. Один ученик кладет на стол любую фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся только одним каким-нибудь свойством. Например, если первый ученик положил на стол большой красный треугольник, то второй ученик может ответить, приложив к нему маленький красный треугольник, большой желтый треугольник или большой красный круг и т.п. Но если второй ответит, приложив к первой фигуре вторую, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более, чем одним свойством, то ответный ход неправилен, и у игрока изымается эта фигура. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 109

Задачи урока

  •  Развитие произвольной памяти.
  •  Развитие понятийного мышления.
  •  Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).

Основная часть

Задание  1. «Какого цвета?»

Материал к заданию: плакат с изображением птиц (см. материалы к урокам, урок 35, задание 1, рис. 54).

Учитель говорит: «В одной книжке художник раскрасил птиц по правилу: хвост, как у птицы 1, раскрасил красным цветом, хвост, как у птицы 2, - синим, хвост, как у птицы 3, - желтым. Каким цветом раскрашен хвост у птицы 8? (желтым) У каких птиц хвост желтый? (3, 4, 8) У каких двух птиц с разной головой хвост одинакового цвета? (2 и 7, 3 и 4, 1 и 9)» и т.п.

Задание  2. «Вордбол»

Ход работы см. урок 12, задание 3.

Ученикам предлагаются следующие темы:

«Имена существительные женского рода - имена существительные не женского рода». Слова для предъявления:

печь, стол, поле, ночь, чашка, апельсин, кирпич, сено, калач, шкаф и др. «Слова однокоренные - неоднекоренные». Слова для предъявления:

носильщик, носки, носить, перенос, носовой, переносица, нос, занос и др.; море, уморить, морской, моряк, морилка, мор, заморский и др.

Задание  3.  «Найди одинаковые кубики» Материал к заданию: плакат с изображением пяти рядов кубиков (см. материалы к урокам, рис. 141).

Ученики под руководством учителя находят одинаковые кубики в каждом ряду. Ответы учеников проверяются с помощью натуральных кубиков (правильные ответы: а - 1 и 2, б -1 и З, в - 1, 2 и 4, г - 1 и 2, д – 1 и 2).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 110

Задачи урока

  •  Развитие опосредованной памяти.
  •  Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание   1.  «Письмо инопланетянина»

Материал к заданию и ход работы см. урок 104, задание 1.

Слова для запоминания:

Справедливость                Темная ночь

Счастье                             Ум

Девочке холодно              Теплый ветер

Надежда                           Вкусный завтрак

Сила воли                         Интересная книга

Быстрый человек             Скорость

Сильный характер           Успех Смелость

Задание  2.  «Вырезай точно»

Материал к заданию и ход работы см. урок 101, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 111

Задачи урока

  •  Развитие внутреннего плана действия.
  •  Развитие  мышления  (установление   закономерностей).
  •  Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание  1. «Муха»

Ход работы см. урок 81, задание 1.

Задание   2.  «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 142), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1.

Задание  3.  «Попади в свой кружок»

Ход работы см. урок 41, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 112

Задачи урока

  •  Развитие мышления (анализ через синтез).
  •  Развитие мышления (абстрагирование).
  •  Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть

Задание  1. «Разгадай ребусы»

Материал к заданию: плакаты с ребусами (см. материалы к урокам, рис. 143). -

Учитель объясняет детям, как разгадываются ребусы, на 1-2 примерах.

Затем   ученикам   предлагается   расшифровать   слова самостоятельно.

Задание   2.  «Только одно свойство» Материал к заданию и ход работы см. урок 108, задание 2.

Задание "3.  «Развертка куба»

Материал к заданию: плакат с изображениями развертки куба и трех кубиков (см. материалы к урокам, рис. 144).

Учитель просит рассмотреть развертку куба и выбрать кубик, который можно из нее сделать (правильный ответ - 2). При затруднениях можно предложить выполнить такую же развертку, сконструировать из нее куб и с помощью практических действий определить искомый.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 113

Задачи урока

  •  Развитие произвольного внимания.
  •  Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание   1.  «Отыщи числа»

Материал к заданию и ход работы см. урок 82, задание 1.

Задание  2.  «Найди смысл»

Ход работы см. урок 88, задание 2.

Для предъявления подобрать новые, ранее не использовавшиеся четверостишия.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 114

Задачи урока

  •  Развитие логического мышления.
  •  Развитие произвольного внимания

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлите ль» (см. урок 10).

Основная часть

Задание  1. «Поезд»

Материал к заданию и ход работы см. урок 76, задание 1.

Задание  2. «Невидящие» и «неслышащие»

Ход работы см. урок 98, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 115

Задачи урока

  •  Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).
  •  Развитие наглядно-образного мышления.
  •  Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Отрицание»

Материал к заданию и ход работы см. урок 104, задание 2.

Задание  2.  «Ленточки»

Материал к заданию: плакат с изображением «разорванной» ленточки и набор вкладышей (см. материалы к урокам, рис. 145).

Ход работы см. урок 51, задание 2. В первой ленточке каждый пробел заполняется двумя вкладышами, во второй - тремя (правильные ответы к задачам-вырезам: е - 2, 5; ж - 10, 7; и - 4, 1, 8; к - 3, 2, 6).

Задание  3.   «Знай свой темп»

Ход работы см. урок 67, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 116

Задачи урока

  •  Развитие понятийного мышления (обобщение).
  •  Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание   1. «Подбери общее понятие»

Материал к заданию: пары слов, к которым нужно подобрать общее понятие.

Учитель называет пару слов. Ученики должны назвать их одним словом, т.е. обобщить. Например, учитель называет пару слов «пчела, жук». Ученики отвечают более общим понятием «насекомые».

Слова для предъявления:

Окунь, карась - ... Нож, ложка - ... Метла, лопата - ... Дом, дача - ... Лето, зима - ... Автомобиль, поезд - .. Июнь, июль - ... Нога, рука - ... Нефть, торф - ... Сапоги, туфли - ... Собака, пчела — ... Пушкин, Лермонтов -Трава, гриб - ... Конфета, торт - ... Глаза, уши - ...

(рыбы)

(столовые приборы)

(садовые инструменты)

(жилые помещения)

(времена года)

(транспорт)

(летние месяцы)

(части тела)

(полезные ископаемые)

(обувь)

(животные)

(русские поэты)

(растения)

(кондитерские изделия)

(органы чувств)

Задание  2.  «Только одно свойство» Материал к заданию и ход работы см. урок 108, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия!

Урок 117

Задачи урока

  •  Развитие понятийного мышления (обобщение).
  •  Развитие мышления (абстрагирование).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем-упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание   1.  «Подбери общее понятие»

Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:

Природоведение, математика - ... Треугольник, пятиугольник - . Плюс, минус - ... Солнце, Луна - ., Точка, запятая -Повесть, рассказ -Уменьшаемое, вычитаемое - ... Делимое, делитель - ... Дождь, снег - ... Торф, уголь - ... Метр, сантиметр Сложение, вычитание - ... Сумма, разность

Озеро, море - ... Скорость, время Пчела, жук - ...

(учебные предметы)

(геометрические фигуры) (арифметические знаки) (небесные тела) (знаки препинания) (литературные произведения)

(компоненты вычитания)

(компоненты деления) (осадки)

(полезные ископаемые) . (мера длины)

(арифметические действия) . (результаты

вычислительных действий)

(водоемы) . (параметры)

(насекомые)

Задание   2.   «Форма — цвет»

Материал к заданию и ход работы см. урок 91, задание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 118

Задачи урока

  •  Развитие наглядно-образного мышления.
  •  Развитие непосредственной памяти.
  •  Развитие смысловой вербальной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание   1.  «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками автобусов (см. материалы к урокам, рис. 146).

Учеников просят отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подходит на свободное место между автобусами 4 и 6 (правильный ответ - Ж).

Задание  2.  «Точно такие»

Материал к заданию см. предыдущее задание.

Учеников просят запомнить рисунки автобусов 4, 7, 9. Затем эти изображения закрываются картонными кружками. Задаются вопросы: «У автобусов 4 и 7 окна одинаковые? Что разное у автобусов 7 и 9? У какого незакрытого автобуса окна, как у 9? Что разное у автобусов 3 и 4?» и т.п.

Задание  3.  «Объедини по смыслу и запомни»

Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в несколько (5) групп. Ход работы см. урок 70, задание 1.

Слова для запоминания:

свет, корабль, табурет, свекла, картошка, самолет, пчела, стол, фонарь, троллейбус, комар, помидор, солнце, шкаф, муха, лампа, лук, поезд, стул, шмель.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 119

Задачи урока

  •  Развитие  вербального  мышления  (отношения  последовательности) .
  •  Развитие произвольного внимания (устойчивость).
  •  Развитие произвольных движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание   1.  «Подбери следующее»

Учитель просит учащихся подобрать к заданным понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях последовательности.

Слова для предъявления:

Январь - ... (февраль)    Первый - ... (второй) Зима - ...      (лето)          Завтрак - ... (обед)

1992 - ...       (1993)         Среда- ...      (четверг)

Задание   2.  «Стенографы»

Материал к заданию и ход работы см. урок 86, задание 2.

Задание  3.  «Зеваки»

Ход работы см. урок 55, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 120

Задачи урока

  •  Развитие наглядно-образного мышления.
  •  Развитие осязательного восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание   1. «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 147), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1.

Задание  2.  «Письмо инопланетянина» Материал к заданию и ход работы см. урок 104, задание 1.

Слова для запоминания:

радость, хлеб, булка, пирожок, мысль, человек, число, молодость, лужа, небо, море, ветер, волна, красота.

Задание  2. «Палочка-узнавалочка» Материал к заданию и ход работы см. урок 99, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Содержание занятий в IV классе

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (IV класс)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22629. Закони збереження та фундаментальні властивості простору і часу 62.5 KB
  Однорідний простір всі точки еквівалентні: L не змінюється при перенесені на нескінченно малий 1 довільне → Рівняння Лагранжа просумуємо по і тоді тобто оскільки закон збереження імпульсу є наслідком варіаційного принципу і однорідності простору. Однорідність часу = закон збереження енергії для ізольованих систем а також для незамкнених систем якщо зовнішні умови не змінюються з часом. Ізотропність простору еквівалентність всіх напрямків: L не зміниться якщо систему повернути на нескінченно малий кут навколо довільної...
22630. Рух тіл в інерціальних та неінерціальних системах відліку. Сили інерції. Коріолісове прискорення 75.5 KB
  Система відліку в якій прискорення матеріальної точки цілком обумовлено лише взаємодією її з іншими тілами а вільна матеріальна точка яка не підлягає дії ніяких інших тіл рухається відносно такої системи прямолінійно і рівномірно називається інерціальною системою відліку ІСВ. Твердження про те що такі системи відліку існують складає зміст 1ого закону Ньютона. Принцип відносності Галілея говорить про те що закони механіки не змінюють свого вигляду при переході від однієї системи відліку до іншої яка рухається рівномірно і прямолінійно....
22631. Закон руху матеріальних точок та твердого тіла 74 KB
  Запишемо другий закон Ньютона для матеріальної точки з даної системи: 1 де зовнішня сила що діє на іту м. Записавши 1 для кожної точки системи та просумувавши всі отриманні рівняння по і маємо: 2. Уведемо задає точкуцентр мас системи Центр мас рухається так ніби в ньому зосереджена вся маса системи. Повна кількість руху системи: = це математичне формулювання закону збереження імпульсу.
22632. Хвилі у пружному середовищі. Хвильове рівняння. Звукові хвилі 66 KB
  Хвилі у пружному середовищі. Звукові хвилі. Хвильовий процес характеризується фазовою швидкістю або швидкістю розповсюдження хвилі с груповою швидкістю або швидкістю розповсюдження хвильового пакету довжиною хвилі частотою або періодом коливань; між цими величинами існує простий зв’язок: . Довжина хвилі це відстань між частинками які коливаються з однаковою фазою.
22633. Рух ідеальної рідини. Рівняння Бернуллі 75 KB
  Рух ідеальної рідини. Ідеальна рідина внутрішнє тертя відсутнє сила тертя між окремими шарами рідини що тече рідина нестислива. Рівняння 1 для такої рідини має вигляд: Лінії потоку це лінії дотичні до яких в кожній точці співпадають за напрямом з вектором . При стаціонарному русі рідини її частинки при своєму русі не перетинають трубку потоку.
22634. Рух в’язкої рідини. Число Рейнольдса 39.5 KB
  Рух в’язкої рідини. Розглянемо стаціонарну течію в’язкої рідини в прямій горизонтальній трубі з постійним перерізом. Модуль сили внутрішнього тертя що прикладена до площини S яка лежить на границі між шарами:; або оскільки вісь z напрямлена вздовж радіусу η – коефіцієнт в’язкості залежить від природи і стану рідини. Виділимо з об’єму рідини що тече циліндр радіусу r довжини l та запишемо умови його руху.
22635. Принцип найменшої дії та рівняння Лагранжа 80.5 KB
  Принцип найменшої дії та рівняння Лагранжа. функцією Лагранжа системи. Ці рівняння називаються рівняннями Лагранжа. Властивості функції Лагранжа: Якщо домножити функцію Лагранжа на деяку константу вигляд рівнянь руху не зміниться; Якщо система складається з двох не взаємодіючих частин A і B з функціями Лагранжа та то система описується функцією Лагранжа .
22636. Гамільтонова форма рівнянь руху класичної механіки 75.5 KB
  Тут величина являє собою енергію системи що виражена через координати і імпульси і називається функцією Гамільтона системи. Ці шукані рівняння в змінних і називаються рівняннями Гамільтона. Розглянемо повну похідну фції Гамільтона по часу . Підставимо сюди та з рівнянь Гамільтона.
22637. Основні положення і головні результати спеціальної теорії відносності 77 KB
  Ейнштейн побудував спеціальну теорію відносності на постулатах: фізичні закони формулюються однаково в усіх інерціальних системах відліку ІСВ; швидкість світла у вакуумі не залежить від руху джерела і є однаковою в усіх ІСВ. Якщо простір ізотропний і однорідний то виконується рівність де константа залежить від швидкості ІСВ. Для нерухомої другої ІСВ . Для оберненого перетворення перехід до першої ІСВ: .