1418

Организация систем диагностирования на транспорте

Научная статья

Логистика и транспорт

Предложен алгоритм разработки системы диагностирования на транспорте. Представлены основные проблемные вопросы реализации этапов систем диагностирования.

Русский

2012-08-07

116.39 KB

19 чел.

 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
 
И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 
 
УДК 656:681.518.5 
 
А.Н. ГОРЯИНОВканд. техн. наук, доц., ХНАГХ, г. Харьков 
 
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА 
ТРАНСПОРТЕ  

 
Предложен  алгоритм  разработки  системы  диагностирования  на  транспорте.  Представлены 
основные проблемные вопросы реализации этапов систем диагностирования.  
Ключевые слова: диагностика, транспорт, алгоритм 
 
Запропоновано  алгоритм  розробки  системи  діагностування  на  транспорті.  Представлені 
основні проблемні питання реалізації етапів систем діагностування. 
Ключові слова: діагностика, транспорт, алгоритм 
 
An algorithm for developing a system diagnostic on transport are offered. The main problematic 
issues of implementation stages of diagnosing systems are resulted.  
Keywords: diagnostics, transport, algorithm 
 
1.Введение 
Системы  технологического  управления  перевозками  на  транспорте  в 
настоящее  время  являются  достаточно сложными объектами  для  теоретического 
анализа, что сдерживает в определенной степени их совершенствование [1, с.99]. 
К  этому  можно  добавить,  что  большинство  объектов  управления  таких  систем 
управления  являются  также  сложными.  Речь  идет,  прежде  всего,  об  объектах 
управления на транспорте – системах транспорта. Поэтому актуальным является 
поиск  и  применение  новых  подходов  по  усовершенствованию  управления 
функционированием  и  развитием  транспорта.  В  качестве  перспективного 
подхода,  который  позволит  расширить  круг  возможностей  по  решению 
указанной проблемы, можно назвать диагностику.  
2. Анализ публикаций 
Обзор  литературных  источников  позволяет  делать  вывод  о  широком 
применении  на  транспорте  диагностики  в  техническом  аспекте  (техническая 
диагностика).  Большой потенциал  по вопросу  использования диагностики  также 
содержится 
в 
исследованиях 
экономических 
систем 
(экономическая 
диагностика).  В  качестве  первых  работ  по  формированию  транспортной 
диагностики можно назвать [2, 3]. На сегодняшний день не решено большинство 
вопросов  по  использованию  диагностики  на  транспорте  в  технологическом 
аспекте,  что  может  служить  основой  для  проведения  научных  и  прикладных 
исследований. 
3. Цель и постановка задачи 
В  данной  работе  целью  является  описание  основных  действий  при 
разработке систем диагностирования на транспорте. 
 
68 

4. Результаты исследования 
Методологической  основой  при  проведении  исследований  целесообразно 
избрать  метод  аналогий.  Это  обусловлено  характеристиками  исследуемых 
объектов  на  транспорте  -  транспортные  системы  являются  многоаспектными 
системами (экономический, технический, социальный и др. аспекты).  
Особо 
выделим, 
что 
формирование 
транспортной 
диагностики 
подразумевает рассмотрение объектов на транспорте в технологическом аспекте. 
Это  продиктовано  тем,  что  на  текущий  момент  существуют  такие  виды 
диагностики  как  техническая  и  экономическая,  но  вопросы  диагностирования 
технологических систем на транспорте в рамках указанных видов диагностики не 
изучены. 
Сравнение  материалов,  которые  характеризуют  применение  диагностики  в 
техническом и экономическом аспекте, позволяет сделать вывод об особенностях 
реализации  технической  и  экономической  диагностики.  В  технической 
диагностике  более  четким  является  выделение  «системы  диагностирования».  В 
экономической  диагностике  такое  выделение  является  не  всегда  явным,  и 
большее  внимание  уделяется  процедурам  управленческой  реализации  задач 
диагностирования 
Основываясь 
на   
Начало 
данных  [4,  с.10],  можно 
Изучение объекта 
предложить 
использовать 
Задание возможных 
следующую 
неисправностей 
Улучшить 
контролепригодность 
последовательность 
объекта 
Построение модели 
действий 
(алгоритм) 
при 
разработке 
системы 
Построение алгоритма 
диагностирования 
диагностирования  –  рис.  1. 
Да 
Использование 
системы 
Нет 
Доработка 
Результат 

алгоритма 
оценки 
диагностирования 
для 
возможна? 
алгоритма? 
определения 
диагноза 

объектов  диагностирования 
Разработка средств 
диагностирования 
на 
транспорте 
позволит 
Да 
принципиально 
по-иному 
Нет 
Результат 

Доработка 
подходить 
к 
оценки 
средства 
средств? 
возможна? 
проектированию  и  оценке 
таких  объектов.  На  этапе 

Исследование системы 
проектирования,  например, 
диагностирования 
систем  транспорта,  будет 
Конец 
возможным  учитывать  их 
 
Рис. 1 – Схема последовательности 
контролепригодность. 
действий при разработке системы 
Построение 
алгоритма 
диагностирования на транспорте 
диагностирования  является 
(предлагается (на основании [4, с.10]) 
ключевым элементом в  
системе диагностирования. Согласно [4, с.9]: «Диагноз есть.результат реализации 
алгоритма диагностирования» 
69 

В приведенной схеме (рис.1) в отличие от данных [4, с.10] вместо термина 
«дефект»  использован  термин  «неисправность».  Это  связано  с  тем,  что 
функционирование  транспорта  рассматривается  в  технологическом  аспекте  и 
целесообразно  учитывать  терминологические  особенности  технических  и 
технологических систем.  
Далее  дадим  общую  характеристику  представленным  блокам  алгоритма  – 
таблица 1. 
Таблица 1 – Характеристика основных блоков алгоритма разработки системы 
диагностирования на транспорте (на основе [4, с.9]) 
Название 
Замечания по реализации 
Общая характеристика 
блока 
на транспорте 



Изучение 
Определяются  принципы  работы  объекта,  Целесообразно 
(исследован
структура, выполняемые функции и др. 
разработать 
ие) объекта 
(использовать) 
классификацию  объектов 
диагностирования 
на 
транспорте 
для 
унификации 
проведения 
данного этапа 
Задание 
Указывается  перечень  или классы  возможных  Ввиду 
особенностей 
возможных 
(наиболее 
вероятных) 
неисправностей  транспорта, 
наряду 
с 
неисправнос
объекта,  условия  и  признаки  их  проявления,  контрольными 
точками 
тей 
передачи  (транспортировки)  признаков  в  могут 
использовать 
контрольные  точки  и  их  обнаружения  в  этих  контрольные 
зоны 
и 
точках 
другие 
подобные 
атрибуты 
Построение 
При 
возможности 
или 
необходимости  Особой 
проработки 
модели 
формализованного 
решения 
задач  потребуют 
вопросы 
диагностирования  выбирается  известная  или  построения 
моделей 
строится 
новая 
математическая 
модель  неисправностей 
ввиду 
объекта  и  соответствующие  ей  модели  слабой 
изученности 
возможных неисправностей 
данного вопроса 
Построение 
Выбирается  метод  и  составляется  алгоритм  Важным 
является 
алгоритма 
диагностирования, анализируя модели объекта  использование  потенциала 
диагностиро
формализованным  путем,  а  при  отсутствии  систем 
диспетчерского 
вания 
модели – интуитивно на основе опыта 
управления 
Оценка 
Оценивается  качество  полученного  алгоритма  Большой 
пласт 
алгоритма 
диагностирования.  Для  алгоритмов  проверки  исследований  открывается 
диагностиро
исправности, 
работоспособности 
или  в  вопросе  определения 
вания 
правильности 
функционирования 
объекта  контролепригодности 
основной  характеристикой  является  полнота  объектов 
обнаружения 
возможных 
неисправностей,  диагностирования 
на 
алгоритмов  поиска  неисправностей  –  глубина  транспорте. 
Также 
поиска.  Если  указанные  характеристики  не  требуют 
разработки 
соответствуют  требуемым,  выполняют  либо  вопросы 
классификации 
доработку 
полученного 
алгоритма, 
либо  неисправностей 
таких 
составляют 
новый 
алгоритм,  объектов. 
воспользовавшись 
другим 
или 
улучшив 
предварительно 
контролепригодность 
объекта. 
70 

Продоление таблицы 1 



Разработка 
Выбирают  из  известных  или  разрабатывают  Основной акцент в данном 
средств 
новые 
подходящие 
средства  блоке  должен  отводиться 
диагностиро
диагностирования, 
которые 
реализуют  средствам  методического 
вания 
алгоритм 
диагностирования,  характера, 
хотя 
могут 
удовлетворяющий 
требованиям 
полноты  присутствовать  и  вопросы 
обнаружения  или  глубины поиска  возможных  использования 
неисправностей. 
технических средств 
Оценка 
Оценивают  характеристики  выбранных  или  Ввиду  специфики  средств 
средств 
разработанных 
средств 
диагностирования,  диагностирования 
на 
диагностиро
например,  их  безотказность,  достоверность  транспорте 
(акцент 
на 
вания 
работы и др. Если какие-либо характеристики  методических  средствах), 
не  соответствуют  требуемым,  выполняют  требуются 
особые 
либо  доработку  выбранных  средств,  либо  методики их оценки. Здесь 
подбирают 
или 
разрабатывают 
другие  будут 
полезными 
средства,  не  меняя  полученный  алгоритм  наработки  экономической 
диагностирования.  Если  указанные  меры  не  диагностики. 
дают 
нужных 
результатов, 
уменьшают 
полноту  обнаружения  или  глубину  поиска 
неисправностей  с  последующей  разработкой 
нового 
алгоритма 
диагностирования 
и 
реализующих его средств. 
Исследовани Проводится 
исследование 
системы  Данные вопросы являются 
е 
системы  диагностирования, 
в 
том 
числе  разработанными 
только 
диагностиро
экспериментальное. 
для  технических  систем. 
вания 
Поэтому  нужны  новые 
исследования  для  целей 
транспортной диагностики 
Данные  табл.  1  свидетельствуют  о  разной  степени  проработанности 
отдельных  этапов  алгоритма  разработки  системы  диагностирования  на 
транспорте.  Большой  объем  данных  может  быть  использован  из  исследований 
технической  диагностики.  Полезными,  особенно  для  этапа  «оценка  средств 
диагностирования», будут работы по экономической диагностике. 
5. Выводы 
1.  Впервые  предложен  алгоритм  разработки  системы  диагностирования  на 
транспорте, который основан на алгоритме технической диагностики. 
2. 
Реализация 
предложенного 
алгоритма 
разработки 
системы 
диагностирования  на  транспорте  требует  проведения  широкого  спектра 
исследований,  в  основу  которых  могут  быть  положены  данные  технической  и 
экономической диагностик. 
3.  Отдельного  изучения  требует  вопрос  контролепригодности  объектов 
диагностирования  на  транспорте,  что  обусловлено  самой  концепцией 
диагностики (в том числе транспортной диагностики). 
4. 
В 
дальнейшем 
следует 
разработать 
классификацию 
объектов 
диагностирования 
на 
транспорте 
с 
учетом 
разрабатываемых 
систем 
диагностирования. 
 
Список  литературы:  1.  Современные  технологии  на  железнодорожном  транспорте.  Под  ред. 
Л.А.Исаева, Б.И.Макаренко. – Харьков: Изд-во ХВУ, 2000. – 220с. 2. Горяинов А.Н. Выделение 
71 

общих  свойств  диагностического  подхода  применительно  к  транспорту  /  Вісник  НТУ  «ХПІ». 
Зб.наук.пр. Тем.вип.: Нові рішення в сучасних технологіях. №2. – Харків: НТУ «ХПІ», 2011. – 
С.89-93. 3. Горяинов А.Н. Основы формирования терминологического аппарата транспортной 
диагностики / Коммунальное хозяйство городов: Науч.-техн.сб. Вып.97. – Киев:Техніка, 2011. - 
С.299-305.  4.  Надежность  и  эффективность  в  технике.  Справочник.  В  10  т.  Т.9.  Техническая 
диагностика. Под ред. В.В.Клюева, П.П.Пархоменко. – М.:Машиностроение, 1986. – 351с. 
Поступила в редколлегию 19.02.2011 
УДК 656.222.3 
 

Г. Я. МОЗОЛЕВИЧ,  ст.  викладач  Дніпропетровський  національний 
університет залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна  
  Ю. В. ЧИБІСОВ
,  асис. Дніпропетровський національний університет 
залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна. 
 
ДОСЛІДЖЕННЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЇЗДОПОТОКІВ 
ДНІПРОПЕТРОВСЬКОГО ЗАЛІЗНИЧНОГО ВУЗЛА 

 
Виконано  аналіз  параметрів  поїздопотоків  Дніпропетровського  залізничного  вузла. 
Встановлено законі розподілу випадкової величини інтенсивності поїздопотоку та випадкової 
величини інтервалів між поїздами, отримано диференційні функції їх розподілу. 
Ключові слова: залізничний вузол, параметри поїздопотоків, раціональні маршрути пропуску 
поїздів. 
 
There  was  performed  an  analysis  of  the  trainflows  of  Dnepropetrovsk  railway  junction.  There  was 
also  determined  the  distribution  law  of  the  random  quantity  of  the  trainflow  intensity  and  random 
quantity of the train intervals and their differential functions were obtained. 
Key words: railway junction, trainflow parameters, rational routes of the train advancing. 
 
Выполнено  анализ  параметров  поездопотоков  Днепропетровского  железнодорожного  узла. 
Установлено  законы  распределения  случайной  величины  интенсивности  поездопотока  и 
случайной  величины  интервалов  между  поездами,  получены  дифференциальные  функции  их 
распределения. 
Ключевые слова: железнодорожный узел, параметры поездопотоков, рациональные маршруты 
пропуску поездов. 
 
Вступ 
Вміння  раціонально  розподіляти  потоки  поїздів  як  у  межах  залізничного 
вузла,  так  і  на  мережі  залізниць  в  цілому,  дозволить  вирішити  низку  питань, 
пов'язаних 
з 
тривалістю 
доставки 
вантажів, 
обмеженням 
пропускної 
спроможності  залізничних  ліній,  зменшенням  експлуатаційних  витрат.  В 
сучасних  умовах  питання  дослідження  закономірностей  зміни  експлуатаційних 
витрат  та  собівартості  вантажних  перевезень  на  мережі  залізниць  в  залежності 
від обсягів роботи та розмірів руху залишається актуальним. 
Інформація  про  раціональні  маршрути  руху  поїздопотоків  за  критеріями 
тривалості  руху  та  вартості  пропуску  поїздів  може  бути  корисною  для 
дорожнього  диспетчера.  Організація  руху  з  урахуванням  даної  інформації 
дозволить  зменшити  витрати  механічної  роботи  рухомого  складу,  та  зменшити 
тривалість доставки вантажів. 
72 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39349. Измерение результатов национальной экономики 86.5 KB
  Модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов в макроэкономике позволяет понять основы современной системы измерения результатов национальной экономики, получившей название система национальных счетов (СНС).
39350. Двухступенчатый горизонтальный коническо-цилиндрический редуктор общего назначения привода ленточного конвейера 1.86 MB
  Определение вращающих моментов и скоростей на валах редуктора Выбор электродвигателя Требуемая мощность Вт электродвигателя: где F окружная сила на барабане V скорость длины ленты транспортёра общий КПД привода. Частота вращения приводного вала рабочей машины число оборотов на выходе: об мин где диаметр барабана. Определение вращающих моментов и скоростей на валах редуктора Расчёт моментов на валах: ; ; ; . Диаметр выходного конца вала рассчитывается по следующей формуле .
39351. Символический интеракционизм Дж.Мида, Ч.Кули и Г.Блумера 16.59 KB
  Символический интеракционизм – (от английского interaction – взаимодействие) направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах
39352. Привод механизма подъема 910.5 KB
  Мощность двигателя зависит от требуемой мощности рабочей машины а его частота вращения от частоты вращения приводного вала рабочей машины.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней Передаточное число привода определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя к частоте вращения приводного вала рабочей машины при номинальной нагрузке и равно произведению передаточных чисел закрытой и открытой передач.1 Определяем мощности а двигателя б быстроходного вала редуктора 12 в тихоходного вала редуктора 13 г рабочей...
39353. Проектирование прямозубого редуктора 738 KB
  Материал для шестерни и колеса: для шестерни сталь 40 термообработка улучшение твёрдость НВ192228 ; среднее значение принимаем: НВ1210 для колеса сталь 35 термообработка нормализация твердость НВ163192 ; среднее значение принимаем НВ2178; условие выполняется. то для дальнейшего расчета зубчатых колёс принимаем меньшее значение т. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев где коэффициент передачи для прямозубых колёс; коэффициент ширины зубчатого венца по отношению к...
39354. Модели макроэкономического равновесия 85.5 KB
  Совокупный спрос – это все реальные объемы внутреннего производства, которые все потребители в национальной экономике (домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир) готовы и могут приобрести при каждом из возможных уровней цен в определенный период времени.
39355. Расчет цилиндрического редуктора 745.5 KB
  При этом марки сталей выбирают с учетом наибольших размеров пары: диаметра для валашестерни и толщины сечения для колеса с припуском на механическую обработку после термообработки. Сочетание шестерни закаленной при нагреве ТВЧ и улучшенного колеса дает большую нагрузочную способность чем улучшенная пара с той же твердостью колеса. Такая пара хорошо прирабатывается; ее применение предпочтительно если нельзя обеспечить высокую твердость зубьев колеса.2 [1] Для шестерня выбираем Сталь 40Х для колеса выбираем Сталь 45 3.
39356. Проектирование цилиндрического редуктора 364.5 KB
  Объектом курсового проектирования является одноступенчатый редуктор-механизм, состоящий из зубчатой передачи, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
39357. Проблема макроэкономической нестабильности 637.5 KB
  Экономические циклы. Среднесрочный цикл, его причины и фазы. Концепция длинных волн конъюнктуры. Безработица и её формы. Социально-экономические последствия безработицы. Инфляция: сущность, причины, последствия.