14203

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКЕ

Конспект

Музыка

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКЕ БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА В XVIII веке Беларусь входила в состав Речи Посполитой. В конце века Речь Посполитая была разделена тремя государствами и перестала существовать как самостоятельная политическая единица. Белору...

Русский

2013-05-27

69.22 KB

85 чел.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКЕ

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА  XVIII  ВЕКА

В XVIII веке Беларусь входила в состав Речи Посполитой. В конце века Речь Посполитая была разделена тремя государствами и перестала существовать как самостоятельная  политическая  единица. Белорусские земли в 1795 году полностью отошли к России, став Северо-Западным краем Российской империи.

На фоне сложных политических событий Беларусь переживала время активизации духовной жизни, связанной с укоренением в национальной культуре идей эпохи Просвещения. Развитие науки, образования и искусства побуждалось стремлением высших аристократических слоёв общества соответствовать европейской моде и проходило в рамках широко развитого меценатства. Покровителями искусств были во второй половине XVIII в. белорусские магнаты  И. Храптович, А. Тизенгауз, семейства Радзивилов, Огинских, Сапег и др. Под их покровительством шло развитие новой классицистской архитектуры, создавались великолепные садово-парковые ансамбли, развивалось  декоративно-прикладное искусство.

В музыкальной культуре этого времени соседствовали духовная и активно развивающаяся светская музыка, развивалась профессиональная исполнительская деятельность и любительское (чаще всего аристократическое) музицирование, сосуществовали придворный частновладельческий и школьный музыкальные театры. Во второй половине XVIII в. была заложена основа для развития национального композиторского творчества и созданы первые образцы оперной, оркестровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.

Распространение идей Просвещения на территории Беларуси стало стимулом для развития театрального искусства и появления музыкального оперно-балетного театра. За относительно короткий срок вся территория Беларуси покрылась сетью музыкальных театров. В 50-е годы XVIII в. возникли Несвижский и Слуцкий театры Радзивилов, в 70 – 80-е были созданы Слонимский театр Михала Казимира Огинского, Гродненский театр Антония Тизенгауза, Ружанский и Дречинский театры Сапег, Шкловский театр Семёна Зорича.

Наибольшую известность приобрёл Слонимский театр М. Каз. Огинского. Он отличался огромными размерами, грандиозной вместимостью зрительного зала и великолепными возможностями художественного оформления спектаклей. Прогрессивная «машинерия» обеспечивала необычные эффекты, которые могли бы поразить воображение даже современного зрителя: на сцену свободно въезжала кавалькада лошадей, а при определённых манипуляциях сцена превращалась в озеро, по которому плавали небольшие лодки и бутафорские корабли.

Труппы белорусских магнатских театров, в состав которых входили чаще всего крепостные артисты, были отлично обучены. Благодаря высокому уровню мастерства гродненская балетная труппа стала позже основой Варшавского театра, а шкловская составила ядро театра в Санкт-Петербурге. Репертуар придворных магнатских театров составляли преимущественно западноевропейские оперы и балеты. Весьма незначительную часть занимали в нём произведения национальных авторов.  Исполнительские коллективы формировались из профессиональных музыкантов, среди которых значительную часть составляли специально приглашённые для этой цели зарубежные исполнители. Местные музыканты (крепостные и вольные) были вначале в меньшинстве, но со временем их количество неуклонно росло. Белорусские артисты могли быть обучены за границей, куда их на свои средства отправлял магнат, или приобретали навыки пения, танца, игры на музыкальных инструментах от иностранцев прямо в капелле или оперно-балетной труппе.

Особую социальную группу среди артистов музыкального театра составляли великосветские музыканты-любители, к которым, в частности, относились Михал Казимир Огинский и Матей Радизивил.

Михал Казимир Огинский (1728 – 1800) – политический деятель, меценат, просвещённый любитель музыки и композитор, – был выходцем из древнего дворянского рода. Он  получил разностороннее образование, сделал военную карьеру, неоднократно выбирался депутатом сейма и активно участвовал в политической жизни. Дипломатическая должность гетмана Великого княжества Литовского давала возможность часто бывать за границей. В 50-е годы XVIII в. Огинский посетил Берлин, Вену, Париж и Петербург, в 80-е – Аахен, Брюссель, Амстердам, Гаагу, побывал в культурных центрах Англии, в 90-е – находился в Пруссии и Силезии, после чего вернулся на территорию Великого княжества (в Вильно и Варшаву). За время путешествий гетман завязал личные контакты с коронованными особами, а также с известными философами, писателями, художниками и музыкантами. Дружеские отношения связывали гетмана с Гайдном, которому он предложил сюжет оратории «Сотворение мира».

После брака с Александрой Сапегой в 1761 г. Михал Казимир получил Слонимскую экономию и начал активную меценатскую деятельность на Слонимщине. За короткое время по его инициативе строится канал, который связал бассейны Балтийского и Чёрного морей, прокладываются дороги через полесские болота, открываются мануфактуры и типографии. К середине 80-х годов Огинский основывает в Слониме центр искусств с грандиозным театром для постановки опер и балетов, где было две оперно-балетных труппы и высокопрофессиональный оркестр, который современники сравнивали с Мангеймским2. В эту «усадьбу муз» съезжались известные западноевропейские и местные архитекторы, художники, композиторы, дирижёры, певцы, исполнители-инструменталисты. В школе при театре получали образование талантливые музыканты и танцоры.

Михал Казимир разнообразно проявил себя в творчестве. Он хорошо рисовал, писал стихи и оперные либретто, сочинял музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах. В юношеские годы он брал уроки у известных западноевропейских скрипачей. Затем продолжил совершенствовать своё мастерство дома: солировал в скрипичных концертах, исполнял партию первой скрипки в домашнем оркестре, участвовал в исполнении струнных квартетов Гайдна, Боккерини, Стамица.  Помимо скрипки владел искусством игры на кларнете, за что получил от современников прозвище «гетман-кларнет». Известно также, что он был замечательным арфистом и внёс изменения в технические характеристики этого инструмента.

Разнообразным было и музыкальное творчество Огинского. По косвенным свидетельствам, он являлся автором пяти опер, партитуры которых не сохранились. В настоящее время найдены и введены в современную музыкальную практику 12 песен без аккомпанемента в рукописи 1770 г. и 14 песен в сопровождении двух скрипок и баса, опубликованных в варшавских изданиях 1768 г. Данный опус получил известность как цикл песен «Да Касі», написанных на собственные слова. Эти лаконичные песни выражают идеи простоты и естественности, свойственные эпохе. Объединяющий образ цикла – молодая крестьянка Кася, вдохновляющая утончённого юношу-философа, от имени которого ведётся рассказ, на создание лирических и поучительных, философских и юмористических музыкальных зарисовок. Названия песен («Аб шчырым сэрдцы», «Неспадзяваны добры дзень», «Коцік – верабей», «Аб плаванні», «Розныя густы», «Аб масках» и др.) свидетельствуют об оттенках настроений и отражают поучительный опыт, который рассказчик извлекает из разнообразия жизненных явлений.

Для своих песен М. Каз. Огинский избирает традиционную куплетную форму. Их мелодика представляет собой типичный образец классического стиля и обладает характерными закруглёнными окончаниями. Следует отметить, что вокальная партия, вероятно, для лёгкости исполнения, дублирована скрипкой. В ритме песен присутствуют фигуры полонеза и менуэта. Прозрачная фактура усложняется только во вступительных и заключительных отыгрышах-ритурнелях. В создании художественного образа каждой миниатюры главенствует певческий голос.

Одним из ярких представителей белорусского музыкального любительства второй половины XVIII в. был Матей Радзивил (1751 – 1821) – талантливый поэт, композитор, общественный деятель, много лет живший в Несвиже. После смерти отца Матея мать вышла замуж за гетмана литовского, воеводу виленского князя Михала Казимира Радзивила («Рыбоньку») – владельца Несвижа, создателя оперно-балетного театра и капеллы. Детство мальчика прошло в этом центре муз, где Матей приобрёл и музыкальное образование.

После окончания общего образования в 1770 г. М. Радзивил отправился посмотреть мир. Он побывал в Дрездене, Гданьске, Праге, Карловых Варах, знакомился с достижениями музыкального искусства.

В конце 70-х годов Радзивил возвращается в Несвиж, где много общается со своим сводным братом Каролем Станиславом Радзивилом («Пане Коханку») – крупным меценатом, содействовавшим подъёму Несвижского театра. В это время в театре работали мировые знаменитости Д. Альбертини и Я. Дусик, на сцене ставились оперы Паизиелло, Чимарозы, Сарти и Голланда. Несвижская капелла почти ежедневно давала концерты, где в числе прочих звучали произведения Гайдна.

В 80-е годы Матей Радзивил стал каштеляном виленским и получил земли на Новогрудчине и в других местах Беларуси и Польши. Тогда же активизировалась творческая деятельность мецената – он создал либретто оперы «Агатка» с музыкой немецкого композитора Я. Голланда, поставленной в Несвиже в 1784 г., а в 1786 г. написал оперу «Войт селения в Альбе», где был либреттистом, композитором и исполнителем одной из главных ролей.

В 1790 г. М. Радзивил был назначен опекуном над малолетним Домиником, который после смерти отца, «Пане Коханку», остался единственным наследником всех земель. Из-за этого Матей Радзивил был вынужден остаться в Несвиже во время второго раздела Речи Посполитой. Тем не менее, он поддержал восстание Т. Костюшко, вооружил несколько повстанческих отрядов, а крестьянам, которые решили примкнуть к восставшим, дал вольную. М. Радзивил оставался в Несвиже до конца своих дней, там и был похоронен.

Из музыкального творчества композитора-любителя известны дивертисмент и 6 полонезов для камерного оркестра, 3 фортепианных полонеза, серенада для струнного квартета и соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения, написанные в 1788 – 1797 гг., имеют посвящение саксонскому курфюрсту Антонию и принцессе Анне, с которыми Радзивил был дружен. Все произведения едины по стилю. Для них характерны светлые образы, простые средства выразительности, чёткие формы и всепроникающая консонантность.

Дивертисмент для оркестра состоит из трёх частей: Allegro moderatoAdagioAllegro scherzando. Для музыкального языка произведения характерно воздействие классического стиля, полётные темы, напоминающие стиль мангеймцев, ясная тонико-доминантовая гармония, прозрачная фактура и симметрия формы. Это сочинение можно отнести к образцам бытового музицирования  с  чертами музыкальной стилистики эпохи.

Виднейшими композиторами, жизнь которых в конце XVIII века была связана с Беларусью, являются Осип Козловский и немецкий композитор Ян Голланд.

Осип Козловский (1757 – 1831) – выходец из семьи белорусских дворян. В России О. Козловский был причислен к основателям национальной композиторской школы. Он является автором прославленного гимна «Гром победы, раздавайся» (на слова Г. Державина, 1791), множества оркестровых, музыкально-театральных и камерных произведений.

Осип Антонович Козловский родился на Славгородчине, на хуторе Козловский около бывшего Пропойска, в небогатой дворянской семье. Музыкальную одарённость мальчика заметил его дядя, В. Ф. Трутовский – известный музыкант, камер-гуслист при дворе Екатерины II, собиратель русских народных песен. Он отвёз семилетнего Осипа на учёбу в Варшаву, в капеллу при соборе св. Яна, где Козловский приобрёл навыки хориста, скрипача и органиста. С 1773 по 1786 г. музыкант работал наставником в доме графов Огинских, обучая Михала Клеофаса и его сестру Юзефу. С 1786 по 1796 г. О. Козловский служил офицером русской армии, был участником взятия Очакова. После зачисления в свиту князя Г. Потёмкина он был переведён в Петербург. Здесь в 1791 г.  создал торжественный полонез «Гром победы, раздавайся», после чего приобрёл известность как композитор. С 1799 г. Козловский служил в Дирекции императорских театров вначале в должности инспектора, а с 1803 г. – директора музыки. Он руководил оркестрами, организовывал придворные празднества, наблюдал за подготовкой музыкантов в театральном училище. В 1819 г. вследствие тяжёлой болезни композитор оставил службу и, по-видимому, прекратил творческую деятельность. В 20-х годах XIX в. музыкант ненадолго посетил Беларусь,  побывал в Залесье, в имении Михала Клеофаса Огинского, и в усадьбе мецената Л. Рокицкого в Городищах.  Скончался О. Козловский в Петербурге в 1831 г.

Известность композитору принесли симфонические и фортепианные полонезы, ряд опер, мелодрам3 и музыка к трагедиям В. Озерова, Я. Княжнина, П. Катенина и др., а также ставшие предвестием русского классического романса «Российские песни» для голоса и фортепиано (на слова Г. Державина, А. Сумарокова, Ю. Нелединского-Мелецкого и др. русских поэтов).

За свою жизнь О. Козловский создал множество произведений. Все свои сочинения он подписывал «любитель», хотя, в сущности, являлся высокопрофессиональным композитором. Причиной этого было социальное происхождение музыканта: он был обедневшим дворянином, постоянно нуждавшимся в меценатской поддержке, и если для многих дворян сочинение музыки было скорее прихотью, то для О. Козловского оно являлось насущной необходимостью.

Немецкий композитор Ян Давид Голланд (1746 – 1827) вошёл в историю белорусской музыки как автор первой национальной оперы «Агатка»4, написанной на либретто белорусского мецената, либреттиста и композитора М. Радзивила.

Ян Давид Голланд родился 17 марта 1746 г. в немецком городе Сент-Андреасберге.  С 1771 г. он жил в Гамбурге. В этом городе он с 1776 г. занял должность директора музыки гамбургского кафедрального собора, где ему посчастливилось работать в содружестве с Ф. Э. Бахом5. С середины 70-х и до начала 80-х годов XVIII в. симфонии, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные пьесы Голланда постоянно исполнялись в концертах.

В 1782 г. композитор переехал в Речь Посполитую и  работал  при дворе владельца Несвижа Кароля Радзивила («Пане Коханку»). В Несвиже Голландом были созданы комические оперы «Агатка, или Приезд господина», «Чужое богатство никому не впрок», балет «Орфей и Эвридика», струнный квартет и кантата, посвящённая его покровителю Каролю Радзивилу. Известно, что в 1790 г. музыкант работал в Гродно и Варшаве, а с 1802 г. на протяжении последующих 23-х лет преподавал теорию музыки на факультете литературы и свободных искусств Виленского университета, руководил хором и оркестром. Опыт педагогической деятельности он обобщил в музыкально-теоретической работе «Академический трактат о настоящем искусстве музыки». Из произведений этого периода известны шестиголосный канон, посвящённый русскому императору Николаю I (1826), и разнообразные клавирные пьесы (прелюдии, рондо, полонез, марши), сочетающие в себе классические и сентименталистские черты. Умер Я. Д. Голланд в Вильно в 1827 г.

Большое значение для белорусской музыкальной культуры имеет комическая опера Я. Д. Голланда «Агатка, или Приезд господина». Её премьера состоялась 17 сентября 1784 г. в Несвиже и была приурочена к приезду короля Станислава-Августа. Популярность этой оперы была так велика, что после премьеры она в течение сорока лет не сходила со сцен Варшавы, Кракова, Люблина, Познани и Львова.

Жанр произведения авторы (композитор Я. Голланд и либреттист М. Радзивил) определили как «оперетка». Содержание «Агатки» также соответствовало непритязательным сюжетам комических опер. Молодая крепостная крестьянка сирота Агатка любит деревенского парня Антека Цалку. Их браку пытается помешать подстароста Пияшка, который хочет выдать Агатку замуж за другого – Антека Гайдака. Цепь комических недоразумений возникает из-за одинаковых имён персонажей. Влюблённой паре стараются помочь опекун девушки Валенты и старая служанка Платюхова, но их усилия оказываются напрасными. Лишь мудрый господин, владелец деревни, разрушает интригу Пияшки и дарит счастье влюблённым. Финалом оперы становится прославление справедливого господина.

В сюжете были выявлены линии, характерные для опер того времени: лирико-идиллическая (любовь крестьянской пары, описанная как пасторальная сценка), драматическая (препятствия на пути влюблённых к счастью), комедийно-сатирическая (сконцентрированная в образах Валенты, Пияшки и Платюховой) и панегирично-дидактическая (вмешательство доброго господина, которое разрешает все противоречия). Вместе с тем, в «Агатке» ясно ощущался местный колорит, проявившийся в характерном социальном конфликте времён крепостного права.

Опера состоит из трёх действий. Чёткая структура выстроена по классическому принципу «трёх единств» (места, времени и действия). Музыкальный язык оперы близок нормам классического стиля, хотя в арии Валенты из первого действия ощущается славянский колорит. Наиболее развёрнутыми музыкальными характеристиками наделены Агатка и Антек Цалка (они показаны в нескольких ариях и ансамблях). Стилистика их музыкальной речи близка итальянским оперным ариям, отличается благородством и изысканностью интонаций.

Ансамблевые и хоровые эпизоды «Агатки» решены в традициях лирико-комических опер. Так, финальный хор строится по принципу водевильных куплетов, где сольный запев каждого персонажа чередуется с хоровым припевом.

В «Агатке» использован небольшой состав оркестра (гобои, валторны, трубы и струнная группа). Увертюра, тематически не связанная с содержанием оперы, создаёт праздничное настроение и предвосхищает счастливую развязку.

«Агатка» Я. Д. Голланда заложила основу для развития традиций белорусского музыкального театра, став первым оперным сочинением, посвящённым местным героям и отразившим (пусть и не на уровне музыки) местный колорит.

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА

Первая половина XIX столетия – века романтизма в европейском искусстве, – стала для Беларуси временем попыток формирования национальной композиторской школы.

Романтические тенденции в белорусском искусстве первой половины XIX в. выразились в интересе к национальной истории и к народному творчеству. Писатель и этнограф П. Шпилевский раскрыл быт и жизнь белорусов в очерках и статьях в русской и белорусской периодической печати. Белорусские писатели Я. Чечот, Я. Барщевский, В. Дунин-Марцинкевич, А. Рыпинский и В. Коротынский впервые ориентируются на живой белорусский язык и используют в своём творчестве фольклорные мотивы, что нашло отражение в достижениях белорусской литературы того времени – поэмах «Тарас на Парнасе» и «Энеида навыворот». Романтические веяния проявляются и в белорусской живописи, в картинах художников Я. Даммеля, Ю. Алешкевича, К. Русецкого, Н. Орды, И. Хруцкого и др.

Музыкальная жизнь Беларуси переживает подъём, связанный с её общей демократизацией. В городах и местечках, имениях и храмах проводятся концерты симфонической, камерно-инструментальной, ораториальной музыки. Исполняются симфонии и оратории Гайдна, Моцарта и Бетховена, камерно-инструментальные сочинения И. Плейеля, Л. Боккерини, К. Стамица. Для нужд городов создаются местные городские оркестры (городской симфонический оркестр появился в Минске в 1803 году), небольшие камерные ансамбли, а также оркестры при учебных заведениях – гимназиях, семинариях, пансионах. Музыка из привилегии высших кругов общества превращается в более демократичный вид искусства, доступный для всех слоёв населения.

Одной из форм музыкальной жизни становятся кружки и салоны. В первое тридцатилетие XIX в. особой популярностью в Беларуси пользуются салоны графа Р. Тизенгауза в Желудке Гродненской губернии, графа Л. Рокицкого в Городищах Минской губернии, князя М. Кл. Огинского в Залесье. Постепенно музыкальные кружки возникают и в домах среднего дворянства, в среде литераторов, музыкантов, поэтов – в доме родственников композитора С. Монюшко, у отца композитора Ф. Миладовского и др. Известностью пользуется музыкально-драматический кружок, возглавляемый В. Дуниным-Марцинкевичем, силами которого была поставлена белорусская опера С. Монюшко «Селянка» (по «Идиллии» Дунина-Марцинкевича).

В 20 – 50-е годы XIX в. большую роль в подготовке белорусских профессиональных музыкантов играют музыкальные пансионы. Эти частные учебные заведения обеспечивали получение достаточно серьёзных навыков исполнительского мастерства, что способствовало росту профессионализма белорусских музыкантов-исполнителей.

Важнейшим политическим событием второй половины XIX века стало поражение национально-освободительного движения вследствие подавления восстания 1863 – 1864 гг. Это отрицательно сказалось на развитии белорусской культуры. Было запрещено белорусское печатное слово, в школах перестали преподавать белорусский язык, объявленный «продуктом полонизации». Многие национальные писатели, принявшие участие в восстании, были сосланы в Сибирь.

Только к началу 80-х годов намечается подъём в развитии белорусской культуры. Появились фундаментальные исследования в области белорусской этнографии и фольклора, среди которых «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» П. Шейна (1887 – 1902) и десять выпусков «Белорусского сборника» Е. Романова (1885 – 1910). Труды учёных доказывали, что белорусский народ имеет богатую культуру и право на её развитие. Собирание фольклорно-этнографических материалов содействовало развитию литературы, а появление нотных записей музыкального фольклора позже, уже в ХХ в. оказало влияние на развитие музыкального искусства.

На 80 – 90-е годы приходится также начало деятельности белорусских писателей-классиков: М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Колоса. Заметен подъём в области изобразительного искусства. Реалистический метод характерен для живописи Н. Силивановича, С. Зарянко, А. Горавского, Ф. Рущица, С. Богуша. В их полотнах воспевается красота природы Беларуси и быт её народа. Большое значение приобретает деятельность музыкальных обществ, которые проводят в белорусских городах публичные концерты, музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве великих композиторов и музыкантов. При обществах действуют специальные учебные заведения, организуются гастроли выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Минское музыкальное общество, одним из организаторов которого стал композитор Михаил Ельский, возникло в 1880 г.

В 1890 г. в Минске был открыт городской зимний театр (ныне здание драматического театра имени Янки Купалы), в котором начала работать оперная антреприза, впервые познакомившая минчан с зарубежными и русскими оперными спектаклями.

Интенсивная исполнительская деятельность белорусских музыкантов становилась стимулом для творчества. Талантливые белорусские скрипачи и пианисты, такие как М. Ельский, И. Глинский, К. Марцинкевич и др., являлись создателями значительной части собственного исполнительского репертуара. Сочинение музыки выдающимися исполнителями стало основной формой композиторской практики во второй половине XIX века. Они писали инструментальные концерты, фантазии, вариации, концертные полонезы и мазурки, миниатюры.

На рубеже XVIIIXIX веков работал Михал Клеофас Огинский (1765 – 1833) – автор всемирно известного полонеза «Прощание с родиной», композитор, которого польские музыковеды считают предшественником Ф. Шопена. Он приходился племянником Михалу Казимиру Огинскому и всегда чувствовал себя патриотом родной земли.

Известный политический деятель, музыкант и композитор родился 25 сентября 1765 г. в имении Гузов под Варшавой. В 1772 г. отец Михала был назначен послом в Вену и на один год взял с собой семью. Семилетнему Михалу посчастливилось посетить Венскую оперу, что произвело на него неизгладимое впечатление. С 1773 г. мать с сыном вернулись в Гузов, где Михал Клеофас смог получить систематическое домашнее образование под руководством французского гувернёра Жана Ралея и учителя музыки Осипа Козловского. Козловский учил Огинского игре на клавире и скрипке, теории и истории музыки, композиции, сумев дать ему основательные музыкальные знания. Учитель и ученик вместе посещали резиденцию М. Каз. Огинского в Слониме, где присутствовали на театральных постановках и концертах капеллы.

М. Кл. Огинский сделал стремительную политическую карьеру – в 19 лет стал депутатом сейма, в 25 – занял должность посла, работал в Голландии и Англии, Франции и Германии, Австрии, Италии, России. Везде Огинский стремился ознакомиться с музыкальной жизнью страны, проникнуться её духом. Он был лично знаком с Гайдном и Моцартом, брал уроки у знаменитых скрипачей того времени Дж. Виотти, П. Байо и др.

С 1792 г. Михал Казимир состоял на должности подскарбия Великого княжества Литовского. В 1794 г. он стал участником восстания Т. Костюшко. После разгрома восстания Огинский был лишён всех владений и эмигрировал за границу. Рассчитывая на возрождение Великого княжества с помощью Наполеона, он написал в его честь оперу «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире» на собственное либретто.

Во время воцарения Александра I Огинский получил возможность вернуться на родину. После присяги на верность русскому императору он в 1802 г. приезжает в Петербург, надеясь договориться с Александром I о возрождении Великого княжества Литовского. Потерпев неудачу в этом предприятии, М. Кл. Огинский добивается успеха в имущественных делах – ему возвращают родовые имения. В том же 1802 г. М. Кл. Огинский переехал в своё имение Залесье неподалёку от Сморгони, где оставался на протяжении 20 лет. За это время Залесье стало крупным культурным центром. В это время Огинский сочиняет камерно-вокальные и инструментальные миниатюры, а также пишет музыкально-эстетические заметки, вошедшие позже в его книгу «Письма о музыке».

Активной была и меценатская деятельность М. Кл. Огинского. В Залесье, Сморгони и Молодечно он открыл на свои средства школы для местной молодёжи, заботился об уменьшении налогов с крестьян. Часто бывая в Вильно, он готовил к изданию свои полонезы и романсы (вышли в Вильно в 1817 г.), наладил связи с местной интеллигенцией и включился в работу Виленского университета. Приняв во время войны 1812 г. сторону России, он по окончанию военных действий вновь вернулся в Залесье.

В 1822 г. Огинский навсегда покидает Беларусь. Последние годы жизни он провёл в Италии, где занимался литературной и музыкально-редакторской деятельностью. Здесь же он издал свои последние произведения, мемуары и «Письма о музыке». В 1833 г. М. Кл. Огинский скончался.

Важное место в творческом наследии Огинского занимают полонезы, которые композитор писал на протяжении всей жизни. Среди 26 образцов этого жанра есть пасторальные, помпезно-торжественные, фанфарные и углублённо-созерцательные. Фактурные решения полонезов колеблются от крайне простых (мелодия и аккордовое сопровождение) до насыщенных темброво-регистровыми эффектами. По форме сочинения Огинского традиционны – они преимущественно трёхчастные с контрастными средними разделами. Лиризм и психологическая направленность полонезов сближают эти произведения со стилем романтиков. Среди других фортепианных сочинений композитора известны вальсы, мазурки, галоп и менуэт.

Ярким представителем белорусского композиторского творчества первой половины XIX в. является Наполеон Орда (1807 – 1883) – замечательный музыкант и художник, выходец из дворянской среды. Родился 11 февраля 1807 г. в родительском имении Вороцевичи Кобринского уезда Гродненской губернии. С детских лет мальчик проникся красотой белорусской природы и мелодичностью народных песен, которые на протяжении всей жизни служили ему источником вдохновения как в музыке, так и в живописи.

Н. Орда получил хорошее домашнее образование, общее, музыкальное и художественное. В двенадцать лет он был принят в гимназию в городе Свислочь, после окончания которой поступил на физико-математический факультет Виленского университета.

В 1827 г. Орда был отчислен из университета за принадлежность к тайному студенческому обществу «Зоряне», близкому к организациям декабристов. Юноша был арестован, 15 месяцев провёл в тюрьме, а после освобождения получил приказ жить только в родном имении под своеобразным «домашним арестом».

В 1831 г. Орда эмигрирует за границу. Пешком он обошёл Австрию, Италию, Швейцарию, а с 1833 г. обосновался в Париже. Здесь он сблизился с поэтом А. Мицкевичем и композитором Ф. Шопеном, у которого стал брать уроки музыки. Орда стал постоянным участником музыкальных вечеров в доме Шопена, на которых нередко исполнял собственные фортепианные сочинения. Не забывая о своём увлечении живописью, Н. Орда начал систематические занятия у художника-пейзажиста Пьера Жирара.

В 1838 г. в Париже по инициативе Н. Орды был издан «Музыкальный альбом» из произведений белорусских и польских композиторов. Несколько позже в Париже были напечатаны собственные фортепианные сочинения Орды (полонезы, вальсы, серенады, мазурки, колыбельные), заслужившие одобрение Ф. Шопена и Ф. Листа. Большое влияние на белорусского музыканта оказало знакомство с гениальным венгерским пианистом и композитором Ф. Листом, от которого Орда получил совет серьёзно заняться композицией. Постепенно рос авторитет Орды в музыкальных кругах Франции, и в 1843 г. ему была предложена должность директора Итальянской оперы в Париже.

В 1856 г. Н. Орда принимает решение вернуться на родину. Он снова поселяется в своём имении Вороцевичи, где создаёт свои лучшие живописные и музыкальные произведения. В 1873 г. в Варшаве была издана «Грамматика музыки» Н. Орды, в которой он обобщил свои знания о гармонии. В 1875 – 1978 гг. Н. Орда издаёт в Варшаве Альбомы видов Гродненской, Минской, Виленской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской губерний. На многих из этих картин запечатлены уникальные памятники истории и культуры Беларуси, многие из которых были позже утрачены.

Продолжая активную творческую деятельность в Вороцевичах, Орда регулярно публикует её результаты в Варшаве. В 1882 г. композитор издаёт там 14 своих лучших полонезов и несколько песен. В 1883 г. он вновь приезжает в Варшаву для издания очередной серии своих Альбомов, но внезапно ощущает резкое ухудшение здоровья и 26 апреля 1883 г. умирает.

Среди музыкальных сочинений Орды наиболее известны фортепианные полонезы, отличающиеся масштабностью, яркой виртуозностью, богатством и разнообразием фактуры – чертами, характеризующими лучшие образцы произведений этого жанра в мировой музыкальной литературе. Вместе с тем, полонезам Орды присуще песенное начало, которое отличает славянскую музыку, а также лирическая трактовка фанфарных и драматических интонаций. В них выявилось также тяготение к романтической поэмности, к обогащению круга образов драматическими и трагическими элементами.

Эти произведения можно назвать «энциклопедией» романтической гармонии, что проявилось в секвенцировании, типах модуляций, тональных планах и фактуре. Композитор широко использует альтерации аккордов субдоминантовой и доминантовой групп, разнообразные неаккордовые звуки, такие как задержания, предъёмы. Наиболее интересны полонезы № 4 Es-dur, № 14 E-dur, концертный полонез для оркестра № 13 D-dur, полонез № 5 h-moll с чертами траурного марша, № 8 F-dur с чертами баркаролы, полонезы № 3 a-moll и № 6 H-dur, имеющие черты ноктюрна. Воздействие белорусского народного мелоса ощутимо в полонезе № 10 G-dur и в средней части (трио) полонеза № 1 f-moll.

Наиболее значимой фигурой в белорусском композиторском творчестве второй половины XIX в. является Михаил Карлович Ельский (1831 – 1904) – выдающийся скрипач, талантливый композитор, активный музыкально-общественный деятель, музыкальный писатель и фольклорист.

Михаил Ельский родился 8 октября 1831 г. в Дудичах – родовом имении помещиков Ельских в Игуменском уезде Минской губернии, в музыкальной семье. Отец Михаила Карл Станиславович, известный в Беларуси скрипач-любитель, стал для сына первым учителем музыки. В 1846 – 1847 гг. Михаил учился в немецкой гимназии города Лодзона (Восточная Пруссия), где брал уроки музыки у скрипача Эндома. Вернувшись в1847 г. в Минск, Ельский поступает в ученики к педагогу К. Кржижановскому. В Минске проходят первые концертные выступления молодого скрипача.

Дальнейшее общее и музыкальное образование Ельский продолжает в Вильно. Он учится в Виленском дворянском институте. После его окончания в 1849 г. на некоторое время становится вольнослушателем Киевского университета.

С начала 50-х годов начинается интенсивная концертная деятельность музыканта. М. Ельский выступает с концертами в Беларуси, Украине, Литве и Польше. В его репертуаре произведения И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Виотти, А. Вьётана и Л. Шпора. В 1852 г. в Киеве были изданы первые сочинения Ельского – скрипичные миниатюры.

В 1860 г. для совершенствования исполнительского мастерства и завершения музыкального образования композитор совершает поездку во Францию и Германию. В Париже он общается с прославленным бельгийским скрипачом А. Вьётаном, в Мюнхене изучает композицию у немецкого композитора и дирижёра Ф. Лахнера.

После возвращения в Дудичи Ельский часто выступает с концертами в Минске и Вильно. Среди исполняемых им собственных сочинений особой популярностью у слушателей пользуется фантазия «Весна».

В 1860 – 1862 гг. начинается музыкально-критическая деятельность Ельского. В 70 – 80-е гг. XIX в. выходят из печати его работы о музыке, среди которых «О музыкальном таланте», «Музыка у нас и за границей», «Воспоминания из музыкального прошлого Литвы». Каждая из них содержала ценнейшие сведения об истории белорусской музыки минувших столетий и XIX века. В эти же годы Ельский собирает и записывает белорусские народные мелодии.

В 1880 г. композитор сыграл ведущую роль в организации в Минске музыкального общества. Он выступал в концертах общества, отдавая доходы с них в пользу этого музыкального объединения. В 1902 г. в Дудичах известный белорусский скрипач и композитор в кругу друзей и почитателей таланта отпраздновал 50-летний юбилей творческой деятельности. Скончался Ельский в 1904 г. в своём имении Русиновичи.

Михаил Ельский создал около ста сочинений, среди которых два скрипичных концерта, «Блестящая фантазия» на оригинальные темы, «Фантазия» на темы польских народных мелодий, Соната-фантазия, фантазия «Весна», концертные мазурки «Воспоминания о Варшаве», «Воспоминания о Киеве», «Воспоминания о Вильно», «Танец духов», «Танец смерти», огромное количество полонезов, вариаций, миниатюр. Характерная черта его творчества – блестящая виртуозность. В её русле находятся и два концерта для скрипки с оркестром – дань романтической традиции XIX в., когда каждый концертирующий скрипач писал для себя произведения в этом жанре.

Не все произведения Ельского сохранились. До нас дошёл Концерт № 2 ор. 26, изданный в 1902 г. и посвящённый польскому композитору, педагогу и дирижёру С. Носковскому. В этом одночастном сочинении мастерски использованы разнообразные приёмы скрипичной техники. Среди концертных мазурок выделяется «Танец смерти» ор. 24, лишённый драматизма, но патетически приподнятый.

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА ХХ ВЕКА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Профессиональная белорусская музыка возникла и развивалась в период существования СССР (1917–1991) как музыкальная культура Белорусской советской социалистической республики (БССР). С 1991 г. белорусское музыкальное искусство развивается в условиях самостоятельного государства. Композиторы, жившие и творившие в Беларуси XVIIIXIX вв., не оставили значительного творческого наследия, из которого могла бы сложиться национальная композиторская школа. Поэтому формирование белорусской композиторской школы осуществлялось в 1920-е годы.

В 1920-х годах активно разрабатываются богатейшие пласты белорусского музыкального фольклора. Беларусь обладает самым уникальным в Европе музыкальным фольклором, в котором сохранились в почти нетронутом виде песни, относящиеся к I тыс. до н.э. и первым векам н.э. (в Европе и даже в России эти песни безвозвратно утеряны). Это календарно-обрядовые (колядные, масленичные, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные) и семейно-обрядовые песни (родинные, свадебные, погребальные голошения). Хорошо представлен и более поздний песенный фольклор (казацкие, бурлацкие, рекрутские, чумацкие, песни социального протеста и др.).

В начале 1920-х гг. в Белоруссию приезжают композиторы из РСФСР – Н. Чуркин, Н. Аладов, Е. Тикоцкий. Они собирают и записывают образцы белорусского фольклора (сборники Чуркина «Белорусские народные песни», «Белорусские народные песни и танцы») и на их основе создают первые профессиональные произведения различных жанров.

Они же – у истоков музыкального образования.  В 1924 г. открылся Минский музыкальный техникум, в 1932 г. – Белорусская государственная консерватория. Оба учебных заведения некоторое время возглавлял Аладов. Одним из первых профессоров консерватории стал Е. Тикоцкий. С момента открытия консерватория готовит кадры музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов.

Первые жанры, в которых работают белорусские композиторы – вокальные. Это обработки народных песен (наиболее распространенный жанр начального этапа белорусской музыки), массовые хоровые песни, романсы. Крупные вокальные сочинения – кантаты, пишут Т. Шнитман (композитор, трагически погибший во время оккупации в минском гетто) и Н. Аладов («10 год» – к 10-летию Октябрьской революции).

Возникают первые оперы: «Освобождение труда» Чуркина (посвящена событиям революции) и «Тарас на Парнасе» Аладова (комическая опера на сюжет одноименной анонимной поэмы XIX в.), музыкальная комедия «Кухня святости» Тикоцкого (на антирелигиозный сюжет). Симфоническая музыка представлена Симфоньеттой Чуркина «Белорусские картинки» (1925, использованы цитаты 16 белорусских народных песен), 1-ой симфонией Тикоцкого (1927), 2-ой симфонией на темы бел. нар. Песен Аладова (1930). В области камерно-инструментальной музыки созданы Фортепианный квинтет Аладова (1925), «Калыханка» для струнного квартета Чуркина (1927), сюита для струнного квартета и фортепиано «Сымон-музыка» Г. Пукста (1928).

В 1930–50-е годы особенно сильно выявляется стремление белорусской музыки влиться в общий советский музыкальный процесс. Консерватория и музыкальный техникум воспитывают первых отечественных композиторов. Помимо этого в 1930-е гг. виден недостаток профессионализма в белорусской музыке, который будет преодолеваться на протяжении всего периода. Темы творчества 1930-х гг.: социалистическое строительство, коллективизация и индустриализация. Особенно ярко проявились в вокальной музыке. В массовой песне это песни Пукста о первой пятилетке «Герою паровоза» и «Творчы наступ», знаменитая песня И. Любана, ставшая народной, «Бывайце здаровы» и песня С. Полонского на сл. Купалы «Вечарынка ў калгасе».

В 1933 г. создана кантата «Над ракой Арэсай» Аладова, посвящённая мелиорации Полесья и коллективизации белорусской деревни.

В 1937 г. к 100-летию со дня смерти Пушкина был объявлен конкурс на сочинение музыки на пушкинские тексты. В Белоруссии создано 3 кантаты: «Воевода» П. Подковырова, «Утопленник» М. Крошнера и «Сказка о медведихе» А. Богатырёва – это был весьма удачный дебют композитора – будущего классика белорусской музыки.

Опера 30-х годов: 3 сочинения – «Міхась Падгорны” Тикоцкого (1938) на тему до- и послереволюционной жизни белорусской деревни, борьбы с кулаками и за личное счастье, «У пушчах Палесся»  Богатырёва (1937) по повести Я. Коласа «Дрыгва», «Кветка шчасця» А. Туренкова (1936) на темы белорусских купальских легенд.

В 30-е годы создан 1-ый белорусский балет «Соловей» М. Крошнера (1938) по повести Зм. Бядули. Здесь белорусский народный танец – основа музыкальной драматургии и сценического действия.

Симфоническая музыка 30-х  гг. связана с овладением жанром песенной симфонии. Наиболее известные проищзведения: 4 симфония «Беларусь» В. Золотарёва (1934), Симфоньетта До мажор Аладова (1936).

В годы войны на территории оккупированной Белоруссии вместе с партизанским движением активно развивалась партизанская песня. Наиболее известны: «Партизаны. партизаны, белорусские сыны» (на текст Я. Купалы, написанный в 1941 г. и переброшенный на самолетах за линию фронта), «Мы йшлі на дзела ночкай цёмнай”, “Балада аб партызанцы Галіне”, “Песня пра Канстанціна Заслонава”.

Белорусские композиторы находились или на фронте с оружием в руках (В. Оловников, Л. Абелиович), либо в эвакуации (Богатырев, Чуркин, Шнейдерман).

Богатырев в военное время создал 2 кантаты: «Белорусским партизанам» на тот же текст Я. Купалы и «Ленинградцы» на стихи казахского акына Джамбула. В 1943 г. пишет лирико-драматическое Фортепианное трио.

Аладов создаёт симфонические сочинения: балладу «В суровые дни» и поэму «Из дневника партизана» (в ней для показа фашистов использована тема «Ach, mein lieber Augustin»).

После войны творчество композиторов, его темы и образы определяются мощным диктатом Союза композиторов БССР. В белорусскую музыку приходит новое поколение композиторов: Г. Вагнер, Ю. Cеменяко, Э¸Тырманд, Е. Дегтярик. Е. Глебов, Д. Смольский.

В Белорусском государственном театре оперы и балета ставятся новые сочинения национальных авторов: оперы «Дзяўчына з Палесся” Тикоцкого (о событиях Великой Отечественной войны, о подвиге девушки-партизанки), «Надежда Дурова» Богатырева (об Отечественной войне 1812 г., о подвиге «девицы-кавалериста»), «Кастусь Каліноўскі» Д. Лукаса, «Яснае світанне” Туренкова (об объединении Западной и Восточной Белоруссии в 1939 г.), «Калючая ружа” Семеняко (о жизни современных студентов); балеты «Князь-возера» Золотарёва и «Падстаўная нявеста”  Вагнера. Создаются новые симфонии, кантаты и оратории, хоровые произведения, инструментальные концерты, камерная музыка.

Только в 1960–80-е годы, когда в России и в мире идет стилевое обновление, белорусская музыка достигает подлинного профессионализма. Это сказывается и в жанре симфонии (1-я симфония Смольского, 2-я симфония Глебова), и в опере, и особенно в балете. Белорусская балетная музыка впервые становится известна в мире.

Опер создано за 30-летие больше, чем за весь предыдущий период. Среди них 3 оперы Семеняко («Когда падают листья», «Зорка Венера», «Новая зямля»), 2 оперы С. Кортеса («Джордано Бруно», «Матушка Кураж» по Б. Брехту), опера Вагнера «Тропою жизни», 2 оперы Смольского («Седая легенда» по Короткевичу и «Францыск Скарына»), опера В. Солтана «Дикая охота короля Стаха» по Короткевичу.

В области балета не меньшее разнообразие. Создаются балеты на темы современности и недавней истории: «Мечта» и «Альпийская баллада» Глебова, «Свет и тени» Вагнера, «Крылья памяти» В. Кондрусевича; на темы и сюжеты русской и зарубежной литературы: «После бала» Вагнера по рассказу Л. Толстого, «Тиль Уленшпигель» Глебова по роману бельгийского писателя Шарля де Костера, «Маленький принц» Глебова по повести Экзюпери; на сказочные и легендарные сюжеты «Избранница» Глебова, «Буратино» Кондрусевича. Появляется ряд хореографических миниатюр – «Белорусская партизанская» Глебова, «Патриотический этюд» Смольского. По музыкально-драматургическим принципам белорусские балеты 60–80-х годов – это сплавы либо с музыкально-драматическим жанром (оперой – «Свет и тени»), либо с симфонией («Альпийская баллада», «Избранница»).

Балеты Глебова «Тиль Уленшпигель» и «Маленький принц», а также балет С. Кортеса «Последний инка» получили признание за рубежом.

В современной белорусской музыке балет по-прежнему занимает одно из лидирующих мест. Об этом свидетельствуют такие постановки как «Страсти» («Рогнеда») А. Мдивани (новаторский балет на тему крещения Руси и древней белорусской истории), «Макбет» В. Кузнецова и др.

БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Г. М. ВАГНЕРА

Генрих Матусович Вагнер (1922 – 2000) – известный белорусский композитор ХХ в., автор опер, балетов, симфоний, концертов, произведений в других жанрах.

Родился 2 июля 1922 г. в городе Жирардов недалеко от Варшавы в семье музыкантов. С шести лет обучался музыке. В 1933 г. поступил в Варшавский музыкальный институт имени С. Монюшко, а в 1936 г. – в Варшавскую консерваторию по классу фортепиано З. Джевецкого.

В 1939 г. во время оккупации Польши гитлеровскими войсками бежал в Минск, где продолжил обучение в Белорусской государственной консерватории. Во время Великой Отечественной войны работал в Душанбе концертмейстером Таджикской государственной филармонии, с 1943 г. заведовал музыкальной частью фронтового театра. В военные годы впервые начал писать музыку («Колыбельная» на сл. В. Акубджанова, музыка к сатирическому фильму «Швейк против Гитлера», к театральным постановкам).

В 1945 г. возвращается в Минск, в 1948 г. заканчивает БГК по классу фортепиано, в 1954 г. – по классу композиции А. Богатырёва. С начала 1960-х гг. работал в должности доцента, позже – профессора кафедры музыки педагогического института им. М. Горького.

Известность приходит к композитору после создания балета «Подставная невеста» и вокально-симфонической поэмы «Вечно живые». В поэме «Вечно живые» сумел воплотить трагедию военных событий и непобедимую силу духа белорусского народа. В 1970-е гг. создал вторую вокально-симфоническую поэму, посвящённую событиям войны – «Героям Бреста».

В 1960-е гг. создаёт второй балет «Свет и тени» по роману П. Бровки «Когда сливаются реки», в котором раскрывает тему борьбы с религиозным сектантством. Третий балет «После бала» был написан на сюжет одноименного рассказа Л. Толстого.

Характерная черта творчества – активное использование белорусского фольклора. В Первом фортепианном концерте 1964 г. национальные темы объединяются с современной музыкальной стилистикой.

Автор музыки ко многим театральным постановкам, первой белорусской телеоперы «Ранак» (по мотивам поэмы А. Кулешова «Песня аб слаўным паходзе»), оперы «Тропою жизни» (по повести В. Быкова «Волчья стая»). В 1980-е гг. работал в жанре детской музыки – написал «Детский альбом» для фортепиано и сборник пьес «Юный скрипач».

Балетное творчество Г. Вагнера представлено балетами «Подставная невеста» (1958), «Свет и тени» (1962), «После бала» (1967).

«Подставная невеста» – лирико-комедийный балет, написанный на либретто белорусского драматурга Е. Романовича. Премьера состоялась 20 декабря 1958 г. на сцене Белорусского театра оперы и балета. Роль Насти исполняла народная артистка БССР Н. Давиденко.

В балете показан быт провинциального городка Западной Белоруссии конца XIX в. Основной конфликт произведения – противопоставление мира богатеев и мира простых тружеников.

Сюжетная линия балета проста. В I действии старый богатый пан Гонор-Гнюсевич, увидев на ярмарке молодую красавицу цветочницу Настю, решает жениться. У Насти есть жених – кузнец Андрей, и она решительно отказывает пану. Прислужники Гонор-Гнюсевича незаметно подкладывают часы пана в карман Андрея. Юношу обвиняют в краже и арестовывают.

Во II акте на помощь влюблённым приходит местный батрак Матей – весёлый и находчивый человек. Действие происходит на балу в доме пана. Гонор-Гнюсевич приглашает на бал Настю, и по совету Матея она соглашается, но с условием, что пан освободит Андрея. Освобождённый Андрей, увидев Настю на панском балу, сомневается в её верности и, оскорбив девушку, уходит.

В III действии Настя, посовещавшись с Матеем, делает вид, что согласна выйти замуж за пана. Во время свадьбы Матей «подставляет» пану вместо красавицы Насти неказистую панну Рузю, которая к тому же давно мечтала выйти замуж за пана. Обман разоблачается только после венчания, когда Гонор-Гнюсевич поднимает фату своей невесты. Тем временем Матей мирит влюблённых Настю и Андрея.

Представители простого народа – Настя, Андрей, Матей, охарактеризованы в балете интонациями белорусских песен и танцев.

Тема Насти основана на народных попевках. В любовном дуэте с Андреем на ярмарке (Адажио) она звучит светло и спокойно. В диалоге с паном, когда девушка просит освободить Андрея, её тема звучит драматически взволнованно, напряжённо. В финале балет эта тема приобретает празднично-лирический характер.

Тема Андрея – широкая, эпического склада. Она также изменяется в зависимости от сценической ситуации.

Партия Матея отличается народным колоритом. Она передаёт мимику и жесты персонажа, его лукавство и весёлый нрав. Добродушный юмор подчёркнут грубоватым звучанием мелодии белорусской народной песни «Добры вечар» в низких голосах оркестра. Образ Матея раскрывается в массовых сценах: на ярмарке, в сцене фехтования (II акт), в сцене венчания.

Образ белорусского народа – крестьянских парней и девушек, – показан в балете с помощью лирических, танцевальных, хороводных и шуточных народных мелодий. В оркестровом вступлении к балету звучат 2 темы: шуточная «Ай, божа мой» и танцевальная «Журавель». В сцене ярмарки звучит белорусский народный танец «Крутуха», в финале балета – танец «Кола» и девичий «Карагод». Ярким номером является также «Белорусская полька».

Польских панов характеризует танец «Оберек», бродячих цыган – цыганский танец «Лиле».

Отрицательные персонажи балета – пан Гонор-Гнюсевич, его управляющий, пани Ядвига, её дочка Рузя, – охарактеризованы сатирическими танцами на балу у пана: полонезом, маршем (приезд и отъезд гостей), полькой («Танец тощей невесты»), вальсом («Большой вальс», «Танец толстой невесты»), кекуоком, танго.

Жизнерадостная музыка балета «Подставная невеста», полная энергии и благородства, стала выражением жизнелюбия белорусского народ и важным вкладом в национальную хореографию.

«Свет и тени» – балет, разоблачающий мракобесие и фанатизм религиозных сектантов. «Свет» и «тени» – это образы комсомольской молодёжи, дружбы между народами Литвы, Латвии и Беларуси, совместно строящими гидроэлектростанцию (основная тема романа П. Бровки) и образы мрачных фанатиков, страшной Женщины в чёрном.

Премьера состоялась в Минске в 1963 г., через год балет с успехом был показан в Москве.

По сюжету белорусский юноша Алесь, который участвует в строительстве электростанции на озере Дрисвяты, влюбляется в местную девушку Анежку. Анежка вместе с властным и фанатичным отцом посещает сборища сектантов, её готовят в монашки.

Под влиянием любви к Алесю Анежка хочет покинуть секту. Она вступает в конфликт с Женщиной в черном и со своим отцом, который за неповиновение готов её убить. Девушку спасают прибежавшие на помощь Алесь и его друзья. В кругу молодёжи Анежка обретает новую жизнь.

Образы «света» и «теней» представлены лейтмотивами. Лейттема «теней» мрачная, имеет нисходящее движение, содержит интонацию тритона. Тема «света» изложена аккордами, имеет восходящее направление.

Музыкальная характеристика Анежки основана на трепетной, нежной теме народного склада, которая к концу балета становится светлой и жизнеутверждающей.

В образе Алеся звучат интонации романтической балетной музыки. Важную роль в балете играют два Адажио главных героев, драматизированное Адажио первого действия и жизнеутверждающее – в финале балета.

Образ молодёжи раскрыт при помощи многочисленных массовых танцев: молодежный, русский, латышский, белорусские хороводы.

Второй акт балета целиком посвящен образам сектантов и рисует оргию. Важнейшее значение во втором акте имеет танец Женщины в черном.

Балет «Свет и тени» стал первым белорусским балетом на современную тематику. Он отличается мелодическим богатством, эмоциональностью, яркой обрисовкой образов, симфонизацией музыкальной ткани.

«После бала» – лирико-драматический балет по рассказу Л.Н. Толстого на либретто О. Дадишкилиани.

Главный принцип драматургии балета – романтический конфликт личного, субъективного начала с объективной действительностью жизни. Душевный мир лирического героя, кристально чистого, способного глубоко любить, вступает в противоречие с мрачной картиной экзекуции солдата. Объективный мир предстаёт в многообразии картин – суете бала, жизни ночного Петербурга с разными группами жителей и др.

Сюжет балета таков. Встретив на балу прекрасную девушку, юный герой мечтает о любви и совместном счастье. До утра но бродит по городу, опьянённый своей любовью, а утром становится свидетелем того, как отец его возлюбленной руководит экзекуцией – несчастного солдата избивают палками, прогнав сквозь строй. Потрясённый бесчеловечностью этого наказания, герой разочаровывается в своей любви и уходит.

Оркестровое вступление к балету построено на двух темах: взволнованной импульсивной теме главного героя и нежной вальсовой теме возлюбленной.

Сцена бала построена на яркой «теме суеты» с переменным ритмом, являющейся рефреном. Среди танцев бала выделяется павана, в которой Вагнер использовал тему английского композитора XVIII в. Генри Пёрселла.

Яркими эпизодами наполнена сцена «Ночной город». Главная тема этой сцены близка народным гуляньям в «Петрушке» Стравинского. Гротескный образ «Ночной дамы» сменяется «Цыганским танцем».

Сцена «Хмурое утро» основана на дроби барабана и возгласах бас-кларнета (прогон «сквозь строй»). В партитуру балета введён мужской хор офицеров, выразительным моментом в звучании которого становится смех.

В финале балета звучит медленный вальс, который напоминает о несбывшейся любви главного героя.

Ярко театральная музыка балета «После бала» в сочетании со смысловой глубиной, необычной для хореографического жанра, стала важным вкладом в историю белорусского балета ХХ в.

БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Е. А. ГЛЕБОВА

Евгений Александрович Глебов (1929 – 2000) – белорусский композитор, классик ХХ в., автор двух опер («Твоя весна», «Мастер и Маргарита»), пяти балетов («Мечта», «Алььпийская баллада», «Избранница» /редакция «Курган»/, «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц»), 6 симфоний, фортепианной музыки («Фантастические танцы» и др.) и других произведений в различных жанрах.

Родился 10 сентября 1929 г. в городе Рославле Смоленской области в семье железнодорожника. Окончил Рославльский железнодорожный техникум, работал техником вагонного участка в Могилёве. Участвовал в художественной самодеятельности, на одном из смотров исполнял по слуху на гитаре несколько пьес, привлекших внимание известного белорусского цимбалиста, профессора И. Жиновича. По его совету Е. Глебов, которого ранее не приняли в музыкальное училище из-за незнания нот, смог учиться музыке в Белорусской государственной консерватории. В 1950 г. поступает в консерваторию в класс композиции А. Богатырёва, а в 1951 г. создаёт первое крупное сочинение – Фантазию для фортепиано с оркестром. Во время учебы пишет музыку к ряду спектаклей Театра юного зрителя («Чипполино», «Волшебная дудка» и др.). После окончания консерватории в 1956 г. преподает музыкально-теоретические дисциплины в Минском музыкальном училище, продолжает работу в театре. С 1971 г. до конца жизни вел класс композиции в БГК. Получил известность в Белоруссии и за рубежом как автор замечательных балетов. Создал ряд хореографических миниатюр: «Белорусская партизанская», «Мушкетёры», «Хиросима» и др.

Известны его симфонии № 1 («Партизанская») и № 2, посвященная образу современника. Популярностью пользуются также «Полесская сюита» для симфонического оркестра, а также оратории «Колокола» и «Свяці, зара”.

Разнообразны темы и образы балетов, созданных композитором. В «Мечте» он воплотил современную тему, создав рассказ о белорусской девушке, оказавшейся по воле судьбы в одной из латиноамериканских стран. Уклад буржуазного общества препятствует осуществлению ее мечты стать балериной, и только возвращение на родину позволяет мечте стать явью. Литературной основой балета «Альпийская баллада» стала одноименная повесть белорусского писателя В. Быкова. Балет «Избранница» стал продолжением национальной традиции фольклорных балетов, а основой его содержания стали несколько поэм Я. Купалы («Магіла льва”, “Сон на кургане”, “Драматычная поэма”, “Курган”). Темой балета «Тиль Уленшпигель»  стала борьба свободолюбивого нидерландского народа против деспотизма испанского короля Филиппа. В балете «Маленький принц», адажио из которого стало «визитной карточкой» белорусской музыки, сказка-притча французского писателя ХХ в. стала основой для рассуждений на вечную тему борьбы добра и зла, верности и предательства.

«Альпийская баллада» (1967) – лирико-драматический балет, написанный на либретто Р. Череховской на основе повести Быкова. Первый белорусский балет о событиях Великой отечественной войны. Премьера состоялась в 1967 г. на сцене Белорусского театра оперы и балета. Роль Джулии исполнила народная артистка БССР К. Малышева.

В балете рассказывается о побеге из фашистского концлагеря двух людей – советского солдата-белоруса Ивана и итальянской девушки Джулии. Их преследование фашистами, вспыхнувшая любовь и трагическая гибель – основное содержание балета. Конфликт произведения – в противопоставлении бездушной машины смерти (тема фашистов) и мира светлых человеческих чувств (образы главных героев).

Одноактный балет построен как чередование внутренне завершенных сцен. Композитор отказался от традиционных балетных форм (адажио, вариаций, дивертисментов, па-де-де и др.) 3 части балета «Побег», «Перевал», «Любовь» строятся по принципу драматического нагнетания: в первой картине происходить завязка (побег и встреча узников), во второй – развитие действия (взаимоотношения героев и зарождение любви), в третьей – кульминация и развязка (торжество любви, гибель).

Иван и Джулия охарактеризованы в балете лирическими и песенно-танцевальными интонациями, инструментальные тембры, которые их показывают – чаще всего струнные (тепло, человечность). Фашисты охарактеризованы зловещим маршем, который начинается угрожающим звучанием ударных инструментов, а основной тембр фашистов – низкие медные духовые инструменты.

Композитор отказался от внешних деталей действия, сосредоточив внимание на раскрытии драматических ситуаций и внутреннего мира героев. Благодаря такой целенаправленности музыка балета схожа с симфонией. Этому способствует система лейтмотивов. У главного героя Ивана 3 лейттемы. Ведущая из них – сурово-драматическая тема с секундовыми интонациями, рисующая его страдания в фашистской неволе. Далее эта тема изменяется, звучит в сочетании с лейтмотивом побега и с темой фашистского марша. Вторая тема Ивана решительная и динамичная, раскрывает его мужественные черты. Третья тема героя – песенная, с оттенком печали и тревоги, олицетворяет любовь Ивана к родине.

Сквозной лейтмотив Джулии – итальянский танец тарантелла, который характеризует юность и веселый нрав девушки. Колыбельная песня – вторая характеристика героини, – показывает отчаяние героини в тот момент, когда у нее не остается сил идти. Есть в балет и лейттема любви Ивана и Джулии.

Новаторскими чертами музыки балета стали: в мелодике – сочетание мелодий широкого дыхания, построенных на оборотах белорусского, русского и итальянского фольклора, и изломанных интонаций, типичных для инструментальных тем гротескного плана; в гармонии – применение аккордов нетерцовой структуры (квартаккордов) и аккордов с побочными тонами; в области формы – использование полифонических приемов письма (вариаций на бассо остинато, контрастной и имитационной полифонии); в оркестровом письме – применение электроинструмента ионики и тембра женского хора (в Колыбельной Джулии из 2 картины).

Балет стал высочайшим достижением национальной балетной музыки и долгие годы не сходил со сцены.

«Тиль Уленшпигель» (1974) – кульминация балетного творчества Глебова. Премьера состоялась в Минске в канун 1975 г., а через несколько лет балет с успехом прошел на сцене Хельсинки (Финляндия). Существует редакция балета с либретто В. Елизарьева (1977).

Композитор и либреттист О. Дадишкилиани создали балет по мотивам романа бельгийского писателя Шарля Анри де Костера «Легенда об Уленшпигеле». В основе балета – рассказ о жизни нидерландского народа в XVI в., когда Фландрия (одна из богатых областей Нидерландов, родина главного героя) была порабощена страной жестокой инквизиции Испанией, во главе которой стоял фанатичный король Филипп II. В центре произведения образ легендарного народного героя, весельчака и проказника Тиля Уленшпигеля, одного из гёзов (героев народно-освободительной войны, чье самоназвание происходило от слова гёз, т.е. «нищий»). Смелый и отважный, своими дерзкими проделками он мстит испанским завоевателям за горе и слёзы своего народа, за гибель отца. Среди положительных образов балета – возлюбленная Тиля Неле, мать героя Сооткин, его отец Клаас, друг Тиля акробат Ламме.

Народу Фландрии и его лучшим представителям противостоят отрицательные персонажи – король Филипп, его приближенные, представители инквизиции и Рыбник Йост, доносчик и предатель.

Конфликт сил добра и зла, жизнелюбия и жестокости композитор выявил через противопоставление тем Тиля и Филиппа (номера «Рождение Тиля» и «Рождение Филиппа»). Главный лейтмотив Тиля (основная тема балета) – задорная фанфарная тема трубы, передающая и мужество, и бесшабашную отвагу героя. Второй лейтмотив героя построен на интонациях старинной нидерландской песни (специально для балета по просьбе композитора ему прислали из Нидерландов 16 записей подлинных народных песен). В характеристику Тиля входят также темы колокольных звонов и тема любви.

Музыка испанских завоевателей и короля Филиппа связана с ритмом сарабанды. В ней звучат резкие диссонансы (используются аккорды-кластеры, в которых терцовые промежутки заполнены другими ступенями, что создаёт эффект «грязного» звучания), «механистические» монотонные ритмы. Лейтмотив Филиппа звучит подчеркнуто холодно в низком регистре оркестра и напоминает средневековый церковный хорал.

В балете есть жанровые народно-бытовые сцены. Это праздник осеннего дня (начало и конец I действия). Это колоритная сцена, в которой в вихре танцев кружатся парни и девушки, танцуют трубочисты, на пламени жарятся колбасы и окорока, рекой льется вино. Во II действии есть сцена в таверне, где собираются гёзы. В III действии в лагере гёзов девушки стараются развеселить боевых друзей. При создании этих сцен композитор использовал народные бельгийские и фламандские песни XVXVIII вв.

Ряд сцен балета характерен для традиционной балетной драматургии. Это лирическое Адажио Тиля и Неле из I действия, танцы («Танец Тиля», «Жига», «Сарабанда»), развернутые массовые сцены «Праздник святого Мартина» и «Гёзы».

Симфоническое развитие в балете осуществляется за счет развитой системы лейтмотивов: лейтмотивы есть у не только у Тиля и Филиппа, но и у Неле, Сооткин (строится на лирическом напеве фламандской народной песни). Есть также лейтмотив Фландрии и «пепла Клааса».

Балет «Тиль Уленшпигель», пронизанный идеями свободолюбия и гуманизма, стал важным вкладом в историю белорусского балета ХХ в.

2 Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) существовал с середины XVIII в. Объединил ряд первоклассных музыкантов, стал основой творческого и исполнительского направления (мангеймской школы), сыгравшего важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венскому классицизму.

3 Мелодрама – драматический спектакль с развитым музыкальным сопровождением.

4 Считать оперу национальной, несмотря на зарубежное происхождение композитора, позволяет, во-первых, фактор использования польского языка (государственного в Речи Посполитой) в либретто, во-вторых, универсализм музыкального языка, характерный для эпохи классицизма.

5 Карл Филипп Эммануэль Бах (1714 – 1788) – известный немецкий композитор и клавесинист, второй  сын И. С. Баха, получивший прозвание «берлинский» или  «гамбургский» Бах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41013. Психологічні особливості проходження інтервю та самопрезентаціявості проходження інтервю та самопрезентація 81.5 KB
  Інтервю з роботодавцями – це важливий етап при влаштуванні на роботу. Інтервю є найбільш широко використовуваним методом відбору. До інтервю зазвичай допускається 20-30% від загального числа кандидатів, що залишилися після попередніх етапів відбору.
41014. РАННЄ ХРИСТИЯНСТВО 43.5 KB
  Ісус Христос засновник християнства. Ісус Христос: свідоцтва про життя. Засновником нової релігії виступив Ісус Христос. Христос згадується у Таціта Светонія Плінія Молодшого а також у іудейського історика Иосифа Флавія.
41015. СЕМАНТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ 80 KB
  Пропозиция – это модель называемого предложением объективного содержания воплощение некоего положения дел в действительности в отвлечении от всех субъективных смыслов и от той проекции которую придаёт ему та или иная формальная организация. Пропозиция отражает структуру события ситуации. Таким образом каждая пропозиция являясь моделью ситуации имеет свою структуру вершиной которой выступает предикат. Пропозиция имеет в языке разные формы воплощения.
41016. Специфіка історичного розвитку української культури 34 KB
  Автохтонні джерела української культури 2. Самодостатні історичні типи української культури. Автохтонні джерела української культури Коріння української культури стародавнє але надзвичайно міцне.
41017. Аналіз фінансового стану підприємства 160.5 KB
  Значення завдання та джерела інформації для аналізу фінансового стану підприємства. Коефіцієнти фінансової стійкості підприємства їх економічний зміст методи розрахунку та аналізу. Значення завдання та джерела інформації для аналізу фінансового стану підприємства Фінансовий стан підприємства – це його здатність фінансувати свою діяльність.
41018. Витоки української культури 65.5 KB
  Антропологічні типи українців Структурні типи української нації.Які є атропологічні типи українців Які є соціопсихічні типи українців
41019. САМОВИХОВАННЯ, САМОПІЗНАННЯ І САМОДІАГНОСТИКА - ОСНОВА ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІОНАЛІЗМУ ВЧИТЕЛЯ 74 KB
  Він має постійно вчитися вдосконалюючи свої знання і вміння розвиваючи здібності формуючи позитивні людські якості. В процесі самодіагностики вивчаються : Виховна діяльність педагога; Індивідуальний стиль педагогічного спілкування і керівництва; Поведінка в складних або конфліктних ситуаціях; Культура розумової праці і самовдосконалення; Авторитет у колег учнів батьків; Рівень володіння педагогічними вміннями; Знання педагогічної техніки технології та методики індивідуальної педагогічної взаємодії; Характер і причини...
41020. ШЛЯХИ ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІНАЛІЗМУ ВЧИТЕЛЯ (ЯК СТАТИ ВЧИТЕЛЕМ) 127 KB
  Прийоми запам’ятовування. Але менше часу витрачається на пусті спроби щось запам’ятати осмислити. Історія не знає людей які рівною мірою можуть запам’ятовувати абсолютно все. Хтось відзначається пам’яттю на обличчя але важко запам’ятовує хронологічні дати хтось краще запам’ятовує числа або слова.
41021. Основи нарисної геометрії 525.5 KB
  Лінії креслення. Товщини ліній на кресленні залежать від вибраної товщини s суцільної основної лінії. Накреслення лінії Наймену вання лінії Товщина лінії відносно товщини основної лінії Основне призначення Суцільна товста основна S Лінії видимого контуру; лінії переходу видні; лінії контуру перерізу винесеного та вхідного до складу перерізу Суцільна тонка Від S 3 до S 2 Лінії контуру накладеного перерізу; лінії розмірні та виносні; лінії штрихування; лініївиноски; полички лінійвиносок і підкреслювання написів; лінії для...