14205

Владислав Голубок

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

История белорусского театра первых двух десятилетий XX века богата на многочисленные знаменательные события уникальные явления к которым можно отнести и многолетнюю деятельность Владислава Голубка. Он сочетал в себе талант писателя и драматурга актера и режиссера худ...

Русский

2013-05-27

18.51 KB

24 чел.

История белорусского театра первых двух десятилетий XX века богата на многочисленные знаменательные события, уникальные явления, к которым можно отнести и многолетнюю деятельность Владислава Голубка. Он сочетал в себе талант писателя и драматурга, актера и режиссера, художника и музыканта, воспитателя артистической молодежи и организатора театрального дела. В нынешнем 2012 году исполняется 130 лет со дня рождения этого крупнейшего деятеля белорусской сцены, который первым в республике был удостоен звания народного артиста БССР (1928 год). 

Владислав Иосифович Голубок (наст. Голуб) родился 15 мая 1882 года на станции Лесная под Барановичами в семье железнодорожного рабочего. Затем семья переехала на постоянное место жительства в Минск. 

С детства Владислав Голубок стремился к знаниям, искусству, и родители как могли поддерживали в сыне это стремление. Сначала он занимался дома, затем в церковно-приходской школе и Минском городском училище, где ему довелось учиться только два года. В 1895 году трагически погиб его отец, и Владислав как старший сын был обязан взять на себя заботу о семье, где помимо него было шестеро детей. Он работал грузчиком на железной дороге, приказчиком в магазине, а затем слесарем в депо, где в годы Первой мировой войны стал членом кружка социал-демократов. 

В свободное время любознательный юноша не оставлял учебу и занятия искусством. Он играл на различных музыкальных инструментах в добровольном пожарном обществе, брал частные уроки живописи у известного минского художника Прокофьева. 

Тогда же молодой человек увлекся и литературой - писал стихи и рассказы. Известный писатель-демократ Альберт Павлович ввел Голубка в круг авторов, группировавшихся вокруг газеты "Наша ніва". Среди них были Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

В 1906 году в "Нашай ніве" был опубликован первый рассказ Владислава Голубка. С того времени его произведения стали регулярно печататься в белорусских изданиях. Опубликованные рассказы он подписывал именем "Голубок", так оно за ним и осталось. 

В петербургском издательстве Антона Гриневича в 1913 году вышел сборник "Рассказы" Владислава Голубка. Он был благосклонно встречен широким кругом читателей. Положительную оценку книге дал и Максим Богданович, человек с исключительным эстетическим вкусом. 

Владислав Голубок с 1917 года стал выступать как драматург. За время своей творческой деятельности он написал около 40 драм и комедий на исторические, историко-революционные и бытовые темы из народной жизни. Его пьесы выделялись сценичностью, остротой конфликта, четкостью авторской позиции. Комедии были насыщены сочным народным юмором, для них характерны острые ситуации с сатирической окраской. Все пьесы Владислава Голубка ставились в белорусских театрах. 

Свои первые пьесы ("Последнее свидание", "Писаревы именины", "Безвинная кровь") Голубок написал для театра "Первого товарищества белорусской драмы и комедии", где с 1917 по 1920 год Голубок выступал как актер и режиссер.

Вскоре Владислав Голубок стал руководителем самостоятельного театра. 15 августа 1920 года состоялся спектакль "Суд". С этой даты начинается существование коллектива, который в разные годы назывался "Труппа Голубка" (1920-1921), "Вторая белорусская труппа" (1921-1923), "Вторая белорусская государственная труппа" (1924-1926), "Белорусский государственный передвижной театр" (1926-1932), с 1932 по 1937 год - "Белорусский третий государственный драматический театр" (БГДТ-3, с базой в Гомеле). 

Театр, которым руководил Голубок, был в основном передвижным и показывал спектакли в отдаленных районах республики, приобщая рабочих и особенно крестьянство к искусству, вел просветительную и агитационную работу. Сначала труппа состояла из членов семьи и близких Голубка, затем пополнилась другими актерами. 

В труппе Голубка делала свои первые шаги на сцене одна из самых знаменитых белорусских актрис Стефания Станюта; музыкальной частью руководил Нестор Соколовский - автор Государственного гимна Беларуси; а на скрипке играл Михаил Лученок, отец известного белорусского композитора Игоря Лученка.

В репертуаре театра преобладали пьесы Владислава Голубка. Наиболее популярными в 20-е годы XX столетия были "Ганка" (поставлена 498 раз), "Пан Сурынта", "Безвинная кровь", "Суд", "Плотогоны", "Писаревы именины", "Пинская мадонна". Спектакли отличались народностью, ярким национальным колоритом, были щедро насыщены музыкой, песнями, танцами. 

В постановках Голубок выступал не только как режиссер, но и в качестве актера. Как режиссер в своих постановках он подчеркивал драматические или комедийные коллизии, имел склонность к ярким театральным эффектам, актерской импровизации, широко использовал песенно-музыкальное и хореографическое народное творчество. Как актер был ярким исполнителем характерных, драматических, комедийных ролей.

Передвижной театр Голубка объездил всю Беларусь, его знали и любили во всех уголках республики за яркость и самобытность, юмор и музыку, за подлинно народный колорит. Только в 1925 году театр Голубка показал более 150 спектаклей.

С конца 20-х годов на Владислава Голубка начались гонения. Его обвиняли в национализме, в замкнутости его творчества. В 1931 году он был отстранен от художественного руководства коллективом и остался работать директором театра. На творчество Голубка отрицательно повлияла идеологизация искусства. В 1935 году вышла его последняя пьеса "Рикошет".

Через всю свою жизнь Владислав Голубок пронес и увлечение изобразительным искусством. Он известен как художник-декоратор - оформлял постановки всех своих пьес. В свободное от репетиций время писал пейзажи. Свои работы Голубок брал с собой на гастроли. Его "картинная галерея" всегда привлекала внимание и исполняла важную просветительскую функцию. Театр переезжал из деревни в деревню, и люди, которым никогда не доводилось видеть живописных произведений, впервые знакомились с изобразительным искусством по картинам Голубка. Он принимал участие и в республиканских художественных выставках.

В 1937 году театр, в котором служил Владислав Голубок, был расформирован. Вскоре после этого Голубка арестовали. При обыске забрали все рукописи, театральный реквизит, декорации, картины. 

Первый народный артист БССР Владислав Голубок был расстрелян 28 сентября 1937 года. В 1957 году его реабилитировали.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52473. Чому існують день та ніч 277 KB
  Обладнання: картини з зображенням небесних світил та зоряного неба глобус атрибути до гри Сонце і місяць. Що настала вечірня пора Із настанням вечора сонечко опускається до обрію і заходить за нього надворі сутеніє стає темніше починають спалахувати зірки з'вляється Місяць. Тут зображено зоряне небо а на цій картині ми бачимо сонце далі ми бачимо Місяць та інші космічні пейзажі. Ви розглянули картини скажіть що ви побачили нове невідоме чи незрозуміле Якої форми Сонце Місяць та зорі Чи їхні розміри однакові Про що...
52474. Европейский день языков 61.5 KB
  Цель: привлечь внимание к богатому языковому и культурному разнообразию Европы которое следует поддерживать а также расширять диапазон языков которым люди учатся на протяжении всей своей жизни укреплять взаимопонимание между народами; воздать должное всем европейским языкам включая редкие и те на которых говорят мигранты. Приветствие на разных европейских языках вступительное слово ведущих. Выходит группа учеников в национальных костюмах европейских государств язык которых они представляют.
52475. Про що шепотіли дерева 99 KB
  вихователь м. Вихователь. Вихователь. Дідусь заблукав і прийшов до нас але це дідусь не простий а казковий з ним завжди трапляються якісь пригоди вихователь читає вірш: Жив у світі старий дідусь Маленького зросту І сміявся старий дідусь Надзвичайно просто.
52476. СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ» 271 KB
  ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока Дерево Жизни.
52477. Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича 87.5 KB
  Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича Мета уроку. утворення ГалицькоВолинської держави 1199-1205 рр. визначати поняття і терміни: ГалицькоВолинська держава громадянська війна самодержавство; давати коротку характеристику князям Роману Мстиславичу; Данилу Романовичу; показувати на карті територію держави утвореної Романом Мстиславичем та її столицю; території сусідніх держав; називати історичні писемні джерела що стосуються утворення ГалицькоВолинської держави зокрема періоду правління Романа...
52478. Провідні держави світу в 20 - 30-х рр. ХХ ст 48 KB
  Бойка Тип уроку: Урок узагальнення Вид уроку: урок змагання Мета: Повторити та узагальнити вивчений матеріал з теми; Розвивати вміння учнів працювати з підручником документами історичною картою додатковим матеріалом в групах парах логічне мислення шляхом аналізу історичних подій підвести учнів до самостійного визначення ролі політичних постатей в історії формувати вміння висловлювати та аргументувати власну думку; Формувати творчий підхід у вивченні історії демократичні погляди інтерес до історії; Обладнання: карта...
52479. Describing people / The pen-friends 49.5 KB
  Прийоми. Прийом: бесіда з учнями класу. Прийом 1: хорове та індивідуальне повторення звуків за вчителем. Прийом 2:слухання скоромовки у виконанні вчителя.
52480. Десмургия. Правила наложения мягких повязок 1.1 MB
  Правила наложения мягких повязок. Тема занятия: Изучение правил наложения мягких повязок. Изучение техники наложения повязок на голову. Правила наложения мягких повязок.
52481. Урок-воспоминание «Дети военной поры» 49 KB
  В бывшем фашистском лагере Равенсбрюк где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины есть фотография детского сердца. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами они становились и воинами Ещё не достигнув совершеннолетия ребята достигали таких высот мужества что оказывались достойными Золотых звёзд героев орденов медалей.Воронов Ученица: Из дневника Миши Тихомирова Из книги Дети военной порыМ.