14205

Владислав Голубок

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

История белорусского театра первых двух десятилетий XX века богата на многочисленные знаменательные события уникальные явления к которым можно отнести и многолетнюю деятельность Владислава Голубка. Он сочетал в себе талант писателя и драматурга актера и режиссера худ...

Русский

2013-05-27

18.51 KB

20 чел.

История белорусского театра первых двух десятилетий XX века богата на многочисленные знаменательные события, уникальные явления, к которым можно отнести и многолетнюю деятельность Владислава Голубка. Он сочетал в себе талант писателя и драматурга, актера и режиссера, художника и музыканта, воспитателя артистической молодежи и организатора театрального дела. В нынешнем 2012 году исполняется 130 лет со дня рождения этого крупнейшего деятеля белорусской сцены, который первым в республике был удостоен звания народного артиста БССР (1928 год). 

Владислав Иосифович Голубок (наст. Голуб) родился 15 мая 1882 года на станции Лесная под Барановичами в семье железнодорожного рабочего. Затем семья переехала на постоянное место жительства в Минск. 

С детства Владислав Голубок стремился к знаниям, искусству, и родители как могли поддерживали в сыне это стремление. Сначала он занимался дома, затем в церковно-приходской школе и Минском городском училище, где ему довелось учиться только два года. В 1895 году трагически погиб его отец, и Владислав как старший сын был обязан взять на себя заботу о семье, где помимо него было шестеро детей. Он работал грузчиком на железной дороге, приказчиком в магазине, а затем слесарем в депо, где в годы Первой мировой войны стал членом кружка социал-демократов. 

В свободное время любознательный юноша не оставлял учебу и занятия искусством. Он играл на различных музыкальных инструментах в добровольном пожарном обществе, брал частные уроки живописи у известного минского художника Прокофьева. 

Тогда же молодой человек увлекся и литературой - писал стихи и рассказы. Известный писатель-демократ Альберт Павлович ввел Голубка в круг авторов, группировавшихся вокруг газеты "Наша ніва". Среди них были Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

В 1906 году в "Нашай ніве" был опубликован первый рассказ Владислава Голубка. С того времени его произведения стали регулярно печататься в белорусских изданиях. Опубликованные рассказы он подписывал именем "Голубок", так оно за ним и осталось. 

В петербургском издательстве Антона Гриневича в 1913 году вышел сборник "Рассказы" Владислава Голубка. Он был благосклонно встречен широким кругом читателей. Положительную оценку книге дал и Максим Богданович, человек с исключительным эстетическим вкусом. 

Владислав Голубок с 1917 года стал выступать как драматург. За время своей творческой деятельности он написал около 40 драм и комедий на исторические, историко-революционные и бытовые темы из народной жизни. Его пьесы выделялись сценичностью, остротой конфликта, четкостью авторской позиции. Комедии были насыщены сочным народным юмором, для них характерны острые ситуации с сатирической окраской. Все пьесы Владислава Голубка ставились в белорусских театрах. 

Свои первые пьесы ("Последнее свидание", "Писаревы именины", "Безвинная кровь") Голубок написал для театра "Первого товарищества белорусской драмы и комедии", где с 1917 по 1920 год Голубок выступал как актер и режиссер.

Вскоре Владислав Голубок стал руководителем самостоятельного театра. 15 августа 1920 года состоялся спектакль "Суд". С этой даты начинается существование коллектива, который в разные годы назывался "Труппа Голубка" (1920-1921), "Вторая белорусская труппа" (1921-1923), "Вторая белорусская государственная труппа" (1924-1926), "Белорусский государственный передвижной театр" (1926-1932), с 1932 по 1937 год - "Белорусский третий государственный драматический театр" (БГДТ-3, с базой в Гомеле). 

Театр, которым руководил Голубок, был в основном передвижным и показывал спектакли в отдаленных районах республики, приобщая рабочих и особенно крестьянство к искусству, вел просветительную и агитационную работу. Сначала труппа состояла из членов семьи и близких Голубка, затем пополнилась другими актерами. 

В труппе Голубка делала свои первые шаги на сцене одна из самых знаменитых белорусских актрис Стефания Станюта; музыкальной частью руководил Нестор Соколовский - автор Государственного гимна Беларуси; а на скрипке играл Михаил Лученок, отец известного белорусского композитора Игоря Лученка.

В репертуаре театра преобладали пьесы Владислава Голубка. Наиболее популярными в 20-е годы XX столетия были "Ганка" (поставлена 498 раз), "Пан Сурынта", "Безвинная кровь", "Суд", "Плотогоны", "Писаревы именины", "Пинская мадонна". Спектакли отличались народностью, ярким национальным колоритом, были щедро насыщены музыкой, песнями, танцами. 

В постановках Голубок выступал не только как режиссер, но и в качестве актера. Как режиссер в своих постановках он подчеркивал драматические или комедийные коллизии, имел склонность к ярким театральным эффектам, актерской импровизации, широко использовал песенно-музыкальное и хореографическое народное творчество. Как актер был ярким исполнителем характерных, драматических, комедийных ролей.

Передвижной театр Голубка объездил всю Беларусь, его знали и любили во всех уголках республики за яркость и самобытность, юмор и музыку, за подлинно народный колорит. Только в 1925 году театр Голубка показал более 150 спектаклей.

С конца 20-х годов на Владислава Голубка начались гонения. Его обвиняли в национализме, в замкнутости его творчества. В 1931 году он был отстранен от художественного руководства коллективом и остался работать директором театра. На творчество Голубка отрицательно повлияла идеологизация искусства. В 1935 году вышла его последняя пьеса "Рикошет".

Через всю свою жизнь Владислав Голубок пронес и увлечение изобразительным искусством. Он известен как художник-декоратор - оформлял постановки всех своих пьес. В свободное от репетиций время писал пейзажи. Свои работы Голубок брал с собой на гастроли. Его "картинная галерея" всегда привлекала внимание и исполняла важную просветительскую функцию. Театр переезжал из деревни в деревню, и люди, которым никогда не доводилось видеть живописных произведений, впервые знакомились с изобразительным искусством по картинам Голубка. Он принимал участие и в республиканских художественных выставках.

В 1937 году театр, в котором служил Владислав Голубок, был расформирован. Вскоре после этого Голубка арестовали. При обыске забрали все рукописи, театральный реквизит, декорации, картины. 

Первый народный артист БССР Владислав Голубок был расстрелян 28 сентября 1937 года. В 1957 году его реабилитировали.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40740. Контроль як функція самоменеджменту 106.78 KB
  Контроль процесу . Контроль результатів . Самоконтроль .Контроль за результатами праці з погляду досягнення кінцевої мети (цільовий контроль) слід проводити після виконання задачі (підсумковий контроль).
40741. Інформація і комунікація 217.58 KB
  Час: 80 хв. Метод : Лекція Місце: Навчальна аудиторія ПЛАН Навчальні питання: Час викладуВступ .Заключна частина . Прийоми раціонального читання Приблизно 30 свого часу менеджери витрачають на читання.
40742. Організація роботи менеджера 244.83 KB
  Джерело світла повинно розташовуватися так щоб світло не сліпило очі. Найкраще щоб джерело світла знаходилося ліворуч. Джерело світла повинно розташовуватися так щоб світло не сліпило очі відбиваючись від блискучої поверхні стола. Раціональне розміщення робочих місць стосовно джерела світла.
40743. Налично-денежный оборот и денежное обращение 62.13 KB
  Наличный денежный оборот непрерывный процесс движения наличных денег в форме банкнот банковских билетов казначейских билетов металлических монет. Наличный оборот начинается с указания ЦБ о переводе наличных денег которое передается РКЦ из резервных фондов в оборотные кассы из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций банков. Эмиссию наличных денег осуществляет ЦБ РФ. Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты часть направляется в качестве кредитов другим банкам но большая часть...
40744. Диагностирование и лечение кожных заболеваний 122.02 KB
  Гигантская крапивница похожа на обычную лихорадку отличие в том что при первой опухлость появляется под кожей а не на поверхности кожи. Гистамин – химическое вещество выделяемое определенными клетками которые расположены вдоль кровяных сосудов кожи. Дермографизм: сыпь возникающая после механического повреждения кожи удар царапание. Дерматиты Дерматиты воспалительные реакции кожи в ответ на воздействие раздражителей...
40745. Информация об интеллектуальной собственности 32.3 KB
  Патентные исследования патентные исследования это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники их патентоспособности патентной чистоты конкурентоспособности на основе патентной и другой информации. Патентные исследования проводят при: разработке научнотехнических прогнозов; разработке планов развития науки и техники; создании объектов техники; освоении и производстве продукции; определении целесообразности экспорта промышленной продукции и экспонировании ее образцов на международных выставках и...
40746. Наука як сфера людської діяльності 59.51 KB
  Поняття зміст і функції науки Курс: 1 Факультет: 4й медичний Поняття зміст і функції науки Актуальність теми. Необхідність надання загальних відомостей про завдання курсу а також про науку як систему знань і уявлень про сутність науки аналіз змісту та функцій науки диктується вимогами розвитку та становлення сучасної науки і є необхідною передумовою формування наукового світогляду необхідного майбутнім спеціалістам. Цілі лекції мета Навчальні: ознайомитись з...
40747. Філософія Середньовіччя, Відродження та Нового часу 49.79 KB
  Центральна проблема філософії – проблема взаємовідносин людини та світу – у середньовічній філософії набирає специфічного змісту: це взаємовідносин Бога людини та світу. Завдання людини – зробити правильний вибір між цими двома світами. Утверджуючи переконання що істинне буття людини – це її духовне буття християнська теософія від Теос – Бог скеровує увагу філософів середньовіччя на дослідження внутрішнього духовного світу людини на освоєння безмежних глибин людської душі. Якщо ж людина знає розуміє те в що вірить її віра...
40748. Суб’єкти кримінального процесу 68.21 KB
  Інші учасники кримінального провадження. Відводи суб’єктів кримінального провадження. Поняття і класифікація суб’єктів кримінального процесу Кримінальний процесуальний кодекс України прийнятий 13 квітня 2012 року чітко не визначає поняття і не подає класифікацію суб’єктів кримінального провадження тому їх називають порізному: 1 особи які беруть участь у процесуальній дії – статті 104 107 КПК; 2 учасники кримінального провадження – статті 27 113 237 КПК та ін.; 3 учасники судового провадження – статті 34 107 317 347 КПК та ін.