14205

Владислав Голубок

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

История белорусского театра первых двух десятилетий XX века богата на многочисленные знаменательные события уникальные явления к которым можно отнести и многолетнюю деятельность Владислава Голубка. Он сочетал в себе талант писателя и драматурга актера и режиссера худ...

Русский

2013-05-27

18.51 KB

20 чел.

История белорусского театра первых двух десятилетий XX века богата на многочисленные знаменательные события, уникальные явления, к которым можно отнести и многолетнюю деятельность Владислава Голубка. Он сочетал в себе талант писателя и драматурга, актера и режиссера, художника и музыканта, воспитателя артистической молодежи и организатора театрального дела. В нынешнем 2012 году исполняется 130 лет со дня рождения этого крупнейшего деятеля белорусской сцены, который первым в республике был удостоен звания народного артиста БССР (1928 год). 

Владислав Иосифович Голубок (наст. Голуб) родился 15 мая 1882 года на станции Лесная под Барановичами в семье железнодорожного рабочего. Затем семья переехала на постоянное место жительства в Минск. 

С детства Владислав Голубок стремился к знаниям, искусству, и родители как могли поддерживали в сыне это стремление. Сначала он занимался дома, затем в церковно-приходской школе и Минском городском училище, где ему довелось учиться только два года. В 1895 году трагически погиб его отец, и Владислав как старший сын был обязан взять на себя заботу о семье, где помимо него было шестеро детей. Он работал грузчиком на железной дороге, приказчиком в магазине, а затем слесарем в депо, где в годы Первой мировой войны стал членом кружка социал-демократов. 

В свободное время любознательный юноша не оставлял учебу и занятия искусством. Он играл на различных музыкальных инструментах в добровольном пожарном обществе, брал частные уроки живописи у известного минского художника Прокофьева. 

Тогда же молодой человек увлекся и литературой - писал стихи и рассказы. Известный писатель-демократ Альберт Павлович ввел Голубка в круг авторов, группировавшихся вокруг газеты "Наша ніва". Среди них были Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

В 1906 году в "Нашай ніве" был опубликован первый рассказ Владислава Голубка. С того времени его произведения стали регулярно печататься в белорусских изданиях. Опубликованные рассказы он подписывал именем "Голубок", так оно за ним и осталось. 

В петербургском издательстве Антона Гриневича в 1913 году вышел сборник "Рассказы" Владислава Голубка. Он был благосклонно встречен широким кругом читателей. Положительную оценку книге дал и Максим Богданович, человек с исключительным эстетическим вкусом. 

Владислав Голубок с 1917 года стал выступать как драматург. За время своей творческой деятельности он написал около 40 драм и комедий на исторические, историко-революционные и бытовые темы из народной жизни. Его пьесы выделялись сценичностью, остротой конфликта, четкостью авторской позиции. Комедии были насыщены сочным народным юмором, для них характерны острые ситуации с сатирической окраской. Все пьесы Владислава Голубка ставились в белорусских театрах. 

Свои первые пьесы ("Последнее свидание", "Писаревы именины", "Безвинная кровь") Голубок написал для театра "Первого товарищества белорусской драмы и комедии", где с 1917 по 1920 год Голубок выступал как актер и режиссер.

Вскоре Владислав Голубок стал руководителем самостоятельного театра. 15 августа 1920 года состоялся спектакль "Суд". С этой даты начинается существование коллектива, который в разные годы назывался "Труппа Голубка" (1920-1921), "Вторая белорусская труппа" (1921-1923), "Вторая белорусская государственная труппа" (1924-1926), "Белорусский государственный передвижной театр" (1926-1932), с 1932 по 1937 год - "Белорусский третий государственный драматический театр" (БГДТ-3, с базой в Гомеле). 

Театр, которым руководил Голубок, был в основном передвижным и показывал спектакли в отдаленных районах республики, приобщая рабочих и особенно крестьянство к искусству, вел просветительную и агитационную работу. Сначала труппа состояла из членов семьи и близких Голубка, затем пополнилась другими актерами. 

В труппе Голубка делала свои первые шаги на сцене одна из самых знаменитых белорусских актрис Стефания Станюта; музыкальной частью руководил Нестор Соколовский - автор Государственного гимна Беларуси; а на скрипке играл Михаил Лученок, отец известного белорусского композитора Игоря Лученка.

В репертуаре театра преобладали пьесы Владислава Голубка. Наиболее популярными в 20-е годы XX столетия были "Ганка" (поставлена 498 раз), "Пан Сурынта", "Безвинная кровь", "Суд", "Плотогоны", "Писаревы именины", "Пинская мадонна". Спектакли отличались народностью, ярким национальным колоритом, были щедро насыщены музыкой, песнями, танцами. 

В постановках Голубок выступал не только как режиссер, но и в качестве актера. Как режиссер в своих постановках он подчеркивал драматические или комедийные коллизии, имел склонность к ярким театральным эффектам, актерской импровизации, широко использовал песенно-музыкальное и хореографическое народное творчество. Как актер был ярким исполнителем характерных, драматических, комедийных ролей.

Передвижной театр Голубка объездил всю Беларусь, его знали и любили во всех уголках республики за яркость и самобытность, юмор и музыку, за подлинно народный колорит. Только в 1925 году театр Голубка показал более 150 спектаклей.

С конца 20-х годов на Владислава Голубка начались гонения. Его обвиняли в национализме, в замкнутости его творчества. В 1931 году он был отстранен от художественного руководства коллективом и остался работать директором театра. На творчество Голубка отрицательно повлияла идеологизация искусства. В 1935 году вышла его последняя пьеса "Рикошет".

Через всю свою жизнь Владислав Голубок пронес и увлечение изобразительным искусством. Он известен как художник-декоратор - оформлял постановки всех своих пьес. В свободное от репетиций время писал пейзажи. Свои работы Голубок брал с собой на гастроли. Его "картинная галерея" всегда привлекала внимание и исполняла важную просветительскую функцию. Театр переезжал из деревни в деревню, и люди, которым никогда не доводилось видеть живописных произведений, впервые знакомились с изобразительным искусством по картинам Голубка. Он принимал участие и в республиканских художественных выставках.

В 1937 году театр, в котором служил Владислав Голубок, был расформирован. Вскоре после этого Голубка арестовали. При обыске забрали все рукописи, театральный реквизит, декорации, картины. 

Первый народный артист БССР Владислав Голубок был расстрелян 28 сентября 1937 года. В 1957 году его реабилитировали.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33095. Рух матерії 12.92 KB
  Рух є способом існування матерії. Ніде і ніколи не було і не може бути матерії без руху як і руху без матерії. Рух матерії абсолютний і вічний. Такий стан руху матерії називається спокоєм.
33096. Простір та час як філософські категорії 12.45 KB
  Простір і час це атрибути тобто суттєві властивості рухомої матерії. Однак філософи ідеалісти заперечують залежність часу і простору від матерії. Кантом простір і час апріорні й абсолютно порожні форми чуттєвого споглядання речей внутрішньо і споконвічно притаманні людській свідомості.
33097. Проблема свідомості в філософії 13.7 KB
  Жодна наукова проблема не є предметом таких далеких від науки і таких широких за змістом інтелектуальних спекуляцій як проблема свідомості. Варте уваги те що з кожним кроком уперед у дослідженнях психіки і свідомості людини кількість такого роду спекуляцій не зменшується. Однак слід пам'ятати що лише наукове осягнення природи свідомості може відкрити істину.
33098. Суспільна свідомість 13.6 KB
  Виділяють буденну і теоретичну свідомості. В основу цього членування покладено відношення свідомості до практики ступінь її узагальнення глибина зв'язку з практичними основами життя. У свідомості виділяють два рівні ідеологію і суспільну психологію. Суспільна психологія є частиною буденної свідомості.
33099. Формы собственности в условиях рыночной экономики 38 KB
  Содержание собственности в экономической литературе в том числе и учебной рассматривается как правило в трех проявлениях: социальном экономическом и правовом. Социальноэкономическую сущность собственности экономисты определяют неоднозначно. В этом определении очевидным является тесное взаимодействие социальной и экономической сторон собственности.
33100. Хозяйственные ситуации (операции), их виды и классификация 39 KB
  Хозяйственные операции фиксируются отражаются в первичных документах и регистрируются в текущем учете. Определение во времени необходимо для того чтобы установить момент регистрации хозяйственной операции. Стоимостная оценка проводится по первичным документам подтверждающим факт осуществления хозяйственной операции.
33101. Центральный банк Российской Федерации 49 KB
  Банк России выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами. Статус цели деятельности функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации Банке России[3] и...
33102. Цель и основы организации бухгалтерского дела 30 KB
  Цель и основы организации бухгалтерского дела Бухгалтерское дело являясь составной частью системы бухгалтерского учета обеспечивает организационные и технические аспекты сбора обработки и формирования в учете информации для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при...
33103. Цена: понятие, виды, этапы ценообразования. Диспаритет цен 32.5 KB
  В первом случае цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Стоимость представляет содержание а цена форму. Во втором случае цена это количество денег получаемых и уплачиваемых за товар. Цена таким образом определяется спросом покупателей которые приобретают товар прежде всего изза его ценности или полезности.