14206

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв

Русский

2013-05-27

25.3 KB

3 чел.

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

досье белта

 

Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал, которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит первому белорусскому цимбалисту-профессионалу, дирижеру, композитору и педагогу Иосифу Иосифовичу Жиновичу. В этом году исполняется 105 лет со дня его рождения.

Иосиф Иосифович Жинович (наст. Жидович) родился 14 мая 1907 года в деревне Орешковичи Пуховичского района в крестьянской семье. Его дед и отец замечательно играли на цимбалах, отец сам делал эти музыкальные инструменты. Поэтому не удивительно, что мальчик рано постиг секреты белорусских цимбал. Нот он не знал, играл на слух, но когда в 15-летнем возрасте пришел на прослушивание в Первый Белорусский драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы), то своим мастерством поразил присутствующих и его взяли в труппу театра в качестве музыканта-оркестранта. Так в 1922 году он начал свою профессиональную деятельность.

Затем были годы учебы. В 1926 году Жинович поступил в музыкальную школу, а через год - на юридический факультет Белорусского государственного университета. Учебу в БГУ он сочетал с учебой в Минском музыкальном техникуме. Дипломы юриста и музыканта Иосиф Жинович получил одновременно, однако музыка победила, и в 1941 году к имеющимся у него документам об образовании добавился диплом теоретико-композиторского отделения Белорусской консерватории.

Учеба в высших учебных заведениях шла параллельно с работой. В 1930 году из музыкантов-любителей был создан Государственный ансамбль белорусских народных инструментов, концертмейстером и солистом которого стал Иосиф Жинович.

В предвоенные годы своего творчества музыкант совершил своеобразный прорыв в новые творческие сферы игры на цимбалах как в художественном мастерстве, так и в репертуаре. Исполнительская палитра Жиновича отличалась виртуозным блеском, артистизмом, глубиной постижения авторской мысли.

В 1939 году состоялся Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, на котором Иосиф Жинович получил вторую премию. Об исполнительском мастерстве цимбалиста высоко отозвались известные музыканты страны.

В годы Великой Отечественной войны Жинович был направлен в Казахскую государственную филармонию, откуда в составе фронтовых концертных бригад неоднократно выезжал на фронт. После освобождения Минска музыкант вернулся в родной город.

После окончания войны начался самый плодотворный период в творчестве музыканта. Наиболее яркие его страницы связаны с Государственным академическим народным оркестром Республики Беларусь, художественным руководителем и главным дирижером которого Иосиф Иосифович стал в 1946 году. Именно как дирижер этого оркестра Жинович приобрел широкую известность у слушателя и завоевал признание в профессиональной среде.

Оркестр под руководством Иосифа Жиновича заложил фундамент развития профессионального музыкального исполнительства на народных инструментах в Беларуси. Сам мастер и музыканты оркестра многое сделали для возрождения белорусских народных инструментов - цимбал, лиры, жалейки, дуды, окарины и др.

Будучи дирижером прославленного коллектива, Жинович не оставлял и сольную карьеру. Его сольный репертуар состоял из собственных оригинальных произведений, переложений классических произведений. Он автор пьес для цимбал и фортепьяно, среди которых "Белорусская танцевальная сюита", "Протяжная и хороводная"; для квартета цимбал - "Белорусская сюита", "Белорусская песня и танец" и многих других. Им сделаны переложения для народных инструментов классических произведений Бородина, Чайковского, Мусоргского, Моцарта, Штрауса, Шопена и других известных композиторов. Цимбалы Жиновича звучали на концертных площадках в Германии, Канаде, Польше, Финляндии, Франции, Чехии.

Не менее значительной была и педагогическая деятельность Иосифа Жиновича. С 1944 года он преподавал в Белорусской государственной консерватории, где основал класс цимбал и кафедру народных инструментов, которой заведовал в 1946-1963 годах.

Многогранность деятельности Иосифа Жиновича нашла отражение и в его работах исследовательского, методического и просветительского характера, которые полностью посвящены белорусским цимбалам. Он был автором учебника "Школа для белорусских цимбал" - первого учебного пособия по игре на этом инструменте. Значительным для музыкальной науки является его исследование "История развития народных цимбал в Белоруссии”, в котором он обобщил и систематизировал сведения о цимбалах.

Деятельность блестящего исполнителя, дирижера и композитора была отмечена высшими почетными званиями Беларуси и Советского Союза. В 1968 году ему было присвоено звание народного артиста СССР и Государственная премия Беларуси.

Умер Иосиф Жинович в 1974 году.

Память о талантливом музыканте чтят в республике. В Минске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

В 1974 году имя Иосифа Жиновича было присвоено Государственному академическому народному оркестру Республики Беларусь (в настоящее время Национальный академический народный оркестр Беларуси им.И.Жиновича).

В республике один раз в три года проходит Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени Иосифа Жиновича. Он проводится Министерством культуры Республики Беларусь и организуется при поддержке специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Шестой такой конкурс проходит в нынешнем году. Конкурс проводится по номинациям "Баян", "Аккордеон", "Цимбалы", "Балалайка", "Домра-мандолина", "Гитара" в несколько этапов. Участие в нем принимают учащиеся учреждений общего среднего образования, детских школ искусств, учреждений среднего специального образования Беларуси в двух возрастных группах (от 6 до 16 лет и от 17 до 22 лет). Заключительный этап для участников первой возрастной группы прошел на базе Лидского государственного музыкального колледжа 2-6 мая 2012 года. Для участников второй возрастной группы он состоится на базе Брестского государственного музыкального колледжа 13-18 мая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85184. Советско-польская война 1919-1920 гг. и ее итоги 28.77 KB
  Кроме того большевики чувствовали себя в Беларуси очень не надежно. В самой Беларуси были недовольны властью и паднимали восстания. Восточная Беларусь была для поляков разменной монетой которую они готовились передать большевикам за их согласие отказаться от Западной Беларуси. Этот договор только подтвердила предыдущую договоренность России и Польши о разделе между собой Беларуси и Украины.
85185. Общественно-политическое развитие БССР в 1920-1930 гг. Политические репрессии 28.76 KB
  Политические репрессии.полит. Формально лидеры профсоюзных организаций выбирались на собраниях фактически назначались партийными комитетами и проводили политику партии.
85186. Новая экономическая политика, ее сущность и значение для развития хозяйства БССР 26.41 KB
  Ответом на эти вопросы стала новая экономическая политика НЭП. НЭП это система экономических социальных политических и культурных мер направленных на внедрение рыночных отношений в народном хозяйстве. В первые годы НЭПа практиковалось натуральная и денежная оплата труда. В сфере с х нэп проявилась в следующем: 1 Вместо продразвёрстки был введен продналог который был в два раза меньше.
85187. БССР в годы первых пятилеток. Форсированная индустриализация и принудительная коллективизация 26.78 KB
  Дальнейшее развитие металло-обрабатывающей химической торфяной и др. отраслей развитие энергетики и увеличение мощностей электростанций. Предусматривалось развитие лёгкой и продовольственной промышл.
85188. Духовная и культурная жизнь БССР в 1920-1930гг.: достижения и противоречия 25.66 KB
  Культуры вылученне белорусов на партыйую советскую профсоюзную и общественную работу перевод делопроизводства государственного партийного профессионального и кооперативного аппаратов на белорусский язык. Центральная место в мероприятиях в белорусизации отводилось проблеме языка так как в республике язык выполняла очень мизерны объем соц. Преобладала русский язык. При этом официально было заявлено что на территории БССР признаются равноправными языки белорусский русский еврейский и польский.
85189. Западная Беларусь в составе Польши 27.1 KB
  Было введено принятое в Польше административно-тер деление, созданы 4 воеводства: Виленское, Полесское, Новогрудское, Белостокское. Эти воеводства делились на 29 поветов аповеты на гимны.
85190. Начало второй мировой войны. Вхождение Западной Беларуси с состав БССР 26.28 KB
  Вхождение Западной Беларуси с состав БССР. Беларуси принял декларацию об установлении советской власти на всей освобожденной территории i высказался за вхождение в состав БССР. Приняты законы о включении Западной Беларуси в состав СССР i воссоединение с БССР. Единогласно делегаты высказались и за вхождение в БССР.
85191. Начало Великой Отечественной войны. Ход военных действий на советско-германском фронте в 1941-1942 годах 27.92 KB
  Для войны против СССР Гитлер сосредоточил подавляющую часть своих сухопутных сил. Однако основной причиной такого огромного успеха немцев в первые недели войны является то что Красная армия сама готовилась к наступлению. Сталин прекрасно понимал что войны с Германией не избежать но он не думал что Гитлер нарушит пакт МолотоваРибентропа о ненападении.
85192. Фашистский оккупационный режим на территории БССР 26.93 KB
  К концу августа 1941 г гитлеровцы оккупировали всю территорию Бел. На захваченной территории гитлеровцы установили оккупационный режим- систему политических, идеологических, экономических, и военных мер направленных на ликвидацию существующего общественного и гос. строя, грабёж нац. богатства, уничтожение населения