14206

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв

Русский

2013-05-27

25.3 KB

2 чел.

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

досье белта

 

Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал, которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит первому белорусскому цимбалисту-профессионалу, дирижеру, композитору и педагогу Иосифу Иосифовичу Жиновичу. В этом году исполняется 105 лет со дня его рождения.

Иосиф Иосифович Жинович (наст. Жидович) родился 14 мая 1907 года в деревне Орешковичи Пуховичского района в крестьянской семье. Его дед и отец замечательно играли на цимбалах, отец сам делал эти музыкальные инструменты. Поэтому не удивительно, что мальчик рано постиг секреты белорусских цимбал. Нот он не знал, играл на слух, но когда в 15-летнем возрасте пришел на прослушивание в Первый Белорусский драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы), то своим мастерством поразил присутствующих и его взяли в труппу театра в качестве музыканта-оркестранта. Так в 1922 году он начал свою профессиональную деятельность.

Затем были годы учебы. В 1926 году Жинович поступил в музыкальную школу, а через год - на юридический факультет Белорусского государственного университета. Учебу в БГУ он сочетал с учебой в Минском музыкальном техникуме. Дипломы юриста и музыканта Иосиф Жинович получил одновременно, однако музыка победила, и в 1941 году к имеющимся у него документам об образовании добавился диплом теоретико-композиторского отделения Белорусской консерватории.

Учеба в высших учебных заведениях шла параллельно с работой. В 1930 году из музыкантов-любителей был создан Государственный ансамбль белорусских народных инструментов, концертмейстером и солистом которого стал Иосиф Жинович.

В предвоенные годы своего творчества музыкант совершил своеобразный прорыв в новые творческие сферы игры на цимбалах как в художественном мастерстве, так и в репертуаре. Исполнительская палитра Жиновича отличалась виртуозным блеском, артистизмом, глубиной постижения авторской мысли.

В 1939 году состоялся Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, на котором Иосиф Жинович получил вторую премию. Об исполнительском мастерстве цимбалиста высоко отозвались известные музыканты страны.

В годы Великой Отечественной войны Жинович был направлен в Казахскую государственную филармонию, откуда в составе фронтовых концертных бригад неоднократно выезжал на фронт. После освобождения Минска музыкант вернулся в родной город.

После окончания войны начался самый плодотворный период в творчестве музыканта. Наиболее яркие его страницы связаны с Государственным академическим народным оркестром Республики Беларусь, художественным руководителем и главным дирижером которого Иосиф Иосифович стал в 1946 году. Именно как дирижер этого оркестра Жинович приобрел широкую известность у слушателя и завоевал признание в профессиональной среде.

Оркестр под руководством Иосифа Жиновича заложил фундамент развития профессионального музыкального исполнительства на народных инструментах в Беларуси. Сам мастер и музыканты оркестра многое сделали для возрождения белорусских народных инструментов - цимбал, лиры, жалейки, дуды, окарины и др.

Будучи дирижером прославленного коллектива, Жинович не оставлял и сольную карьеру. Его сольный репертуар состоял из собственных оригинальных произведений, переложений классических произведений. Он автор пьес для цимбал и фортепьяно, среди которых "Белорусская танцевальная сюита", "Протяжная и хороводная"; для квартета цимбал - "Белорусская сюита", "Белорусская песня и танец" и многих других. Им сделаны переложения для народных инструментов классических произведений Бородина, Чайковского, Мусоргского, Моцарта, Штрауса, Шопена и других известных композиторов. Цимбалы Жиновича звучали на концертных площадках в Германии, Канаде, Польше, Финляндии, Франции, Чехии.

Не менее значительной была и педагогическая деятельность Иосифа Жиновича. С 1944 года он преподавал в Белорусской государственной консерватории, где основал класс цимбал и кафедру народных инструментов, которой заведовал в 1946-1963 годах.

Многогранность деятельности Иосифа Жиновича нашла отражение и в его работах исследовательского, методического и просветительского характера, которые полностью посвящены белорусским цимбалам. Он был автором учебника "Школа для белорусских цимбал" - первого учебного пособия по игре на этом инструменте. Значительным для музыкальной науки является его исследование "История развития народных цимбал в Белоруссии”, в котором он обобщил и систематизировал сведения о цимбалах.

Деятельность блестящего исполнителя, дирижера и композитора была отмечена высшими почетными званиями Беларуси и Советского Союза. В 1968 году ему было присвоено звание народного артиста СССР и Государственная премия Беларуси.

Умер Иосиф Жинович в 1974 году.

Память о талантливом музыканте чтят в республике. В Минске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

В 1974 году имя Иосифа Жиновича было присвоено Государственному академическому народному оркестру Республики Беларусь (в настоящее время Национальный академический народный оркестр Беларуси им.И.Жиновича).

В республике один раз в три года проходит Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени Иосифа Жиновича. Он проводится Министерством культуры Республики Беларусь и организуется при поддержке специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Шестой такой конкурс проходит в нынешнем году. Конкурс проводится по номинациям "Баян", "Аккордеон", "Цимбалы", "Балалайка", "Домра-мандолина", "Гитара" в несколько этапов. Участие в нем принимают учащиеся учреждений общего среднего образования, детских школ искусств, учреждений среднего специального образования Беларуси в двух возрастных группах (от 6 до 16 лет и от 17 до 22 лет). Заключительный этап для участников первой возрастной группы прошел на базе Лидского государственного музыкального колледжа 2-6 мая 2012 года. Для участников второй возрастной группы он состоится на базе Брестского государственного музыкального колледжа 13-18 мая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23755. Набольший общий делитель 35.5 KB
  Основные цели: тренировать способность к практическому использованию алгоритма нахождения НОД на основе разложения чисел на простые множители; исследовать частные случаи нахождения НОД когда НОД а b = 1 НОД а b = а; сформировать понятие взаимно простых чисел; повторить и закрепить понятие смежных углов решение задач на одновременное движение примеров на порядок действий. – Здравствуйте ребята – Над какой темой мы с вами работали Нахождение НОД чисел методом разложения на простые множители. – Сегодня мы продолжим исследовать...
23756. Наибольший общий делитель 69.5 KB
  Основная цель: тренировать способность к нахождению НОД на основе разложения чисел на простые множители способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить решение уравнений решение задач методом уравнений графическое изображение множеств с помощью диаграммы Венна. – Какой темой мы занимались на предыдущих уроках Нахождение НОД чисел методом разложения чисел на простые множители. – Чему равен НОД взаимно простых чисел НОД взаимно простых чисел равен 1. – Найдите: а НОД а b; б НОД b с; в НОД а с.
23757. Открытие нового знания 49.5 KB
  – Можно ли утверждать что числа a b и c кратны числу 14 a = b = c = Числа a и b кратны числу 14 т. в разложении этих чисел есть множители числа 14 а число с – нет т. в нём не содержится разложения числа 14. – Найдите частное от деления числа a на число 14 числа b на число 14.
23758. Открытие нового знания 38 KB
  – Здравствуйте ребята – Какая основная задача стояла перед нами на прошлых уроках Мы вывели новый способ нахождения НОК используя разложение чисел на простые множители. – Сегодня на уроке мы продолжим работать над нахождением НОК чисел и рассмотрим нахождение НОК разных чисел. – Найдите НОК 15 24: а составляя множества К 15 и К 24; б перебирая кратные 24; в с помощью разложения чисел 15 и 24 на простые множители.
23759. Наименьшее общее кратное 73 KB
  Основная цель: тренировать способность к нахождению НОК на основе разложения чисел на простые множители способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить распределительное свойство умножения правило деления произведения на число действия с многозначными числами формулы объема и площади поверхности куба. – Чему мы научились на предыдущих уроках Мы учились находить НОД и НОК чисел разными способами. – Сегодня вы будете проверять на сколько хорошо вы усвоили метод нахождения НОД и НОК используя разложения чисел на...
23760. Признак делимости на 3 и на 9 48 KB
  Основные цели:– тренировать способность к доказательству общих утверждений на примере признаков делимости на 3 и на 9; повторить и закрепить изученные свойства и признаки делимости решение текстовых задач решение примеров на порядок действий построение формул зависимости между величинами. – Какие признаки делимости мы изучили Признаки делимости на 2 на 5 на 10 на 4 на 8 на 25. – А зачем нам нужны признаки делимости Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет.
23761. Признак делимости на 3 и на 9 57.5 KB
  – А зачем нам нужны признаки делимости Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет. Затруднения могут быть при выполнении задания тех случаях где множитель не делится ни на 3 ни на 9 или делится только на 3. 54 делится на 3 и третье т. 15 делится на 3.
23762. Признак делимости на 9 43 KB
  – А зачем нам нужны признаки делимости – Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет. Будет ли число представленное выражением d 235 делиться на5 – Всё зависит от того какое значение принимает d потому что если каждое слагаемое делится на 5 то и вся сумма разделится на 5 ели одно слагаемое делится на 5 а другое не делится на 5 то вся сумма не разделится на 5. 2 Будет ли число представленное выражением 271k делится на 2 –Всё зависит какое значение принимает k т. по свойству делимости произведения...
23763. Признаки делимости на 10, на 2, на 5 87.5 KB
  1 Выберите из множества A = числа кратные: а 2 б 5 в 10 г и 2 и 5 и 10. Кратные 2: 110; 300; 404; 706 т. П1 Кратные 5: 110; 215; 300 т. На доске: П2 Кратные 10: 110; 300 т.