14206

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв

Русский

2013-05-27

25.3 KB

2 чел.

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

досье белта

 

Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал, которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит первому белорусскому цимбалисту-профессионалу, дирижеру, композитору и педагогу Иосифу Иосифовичу Жиновичу. В этом году исполняется 105 лет со дня его рождения.

Иосиф Иосифович Жинович (наст. Жидович) родился 14 мая 1907 года в деревне Орешковичи Пуховичского района в крестьянской семье. Его дед и отец замечательно играли на цимбалах, отец сам делал эти музыкальные инструменты. Поэтому не удивительно, что мальчик рано постиг секреты белорусских цимбал. Нот он не знал, играл на слух, но когда в 15-летнем возрасте пришел на прослушивание в Первый Белорусский драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы), то своим мастерством поразил присутствующих и его взяли в труппу театра в качестве музыканта-оркестранта. Так в 1922 году он начал свою профессиональную деятельность.

Затем были годы учебы. В 1926 году Жинович поступил в музыкальную школу, а через год - на юридический факультет Белорусского государственного университета. Учебу в БГУ он сочетал с учебой в Минском музыкальном техникуме. Дипломы юриста и музыканта Иосиф Жинович получил одновременно, однако музыка победила, и в 1941 году к имеющимся у него документам об образовании добавился диплом теоретико-композиторского отделения Белорусской консерватории.

Учеба в высших учебных заведениях шла параллельно с работой. В 1930 году из музыкантов-любителей был создан Государственный ансамбль белорусских народных инструментов, концертмейстером и солистом которого стал Иосиф Жинович.

В предвоенные годы своего творчества музыкант совершил своеобразный прорыв в новые творческие сферы игры на цимбалах как в художественном мастерстве, так и в репертуаре. Исполнительская палитра Жиновича отличалась виртуозным блеском, артистизмом, глубиной постижения авторской мысли.

В 1939 году состоялся Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, на котором Иосиф Жинович получил вторую премию. Об исполнительском мастерстве цимбалиста высоко отозвались известные музыканты страны.

В годы Великой Отечественной войны Жинович был направлен в Казахскую государственную филармонию, откуда в составе фронтовых концертных бригад неоднократно выезжал на фронт. После освобождения Минска музыкант вернулся в родной город.

После окончания войны начался самый плодотворный период в творчестве музыканта. Наиболее яркие его страницы связаны с Государственным академическим народным оркестром Республики Беларусь, художественным руководителем и главным дирижером которого Иосиф Иосифович стал в 1946 году. Именно как дирижер этого оркестра Жинович приобрел широкую известность у слушателя и завоевал признание в профессиональной среде.

Оркестр под руководством Иосифа Жиновича заложил фундамент развития профессионального музыкального исполнительства на народных инструментах в Беларуси. Сам мастер и музыканты оркестра многое сделали для возрождения белорусских народных инструментов - цимбал, лиры, жалейки, дуды, окарины и др.

Будучи дирижером прославленного коллектива, Жинович не оставлял и сольную карьеру. Его сольный репертуар состоял из собственных оригинальных произведений, переложений классических произведений. Он автор пьес для цимбал и фортепьяно, среди которых "Белорусская танцевальная сюита", "Протяжная и хороводная"; для квартета цимбал - "Белорусская сюита", "Белорусская песня и танец" и многих других. Им сделаны переложения для народных инструментов классических произведений Бородина, Чайковского, Мусоргского, Моцарта, Штрауса, Шопена и других известных композиторов. Цимбалы Жиновича звучали на концертных площадках в Германии, Канаде, Польше, Финляндии, Франции, Чехии.

Не менее значительной была и педагогическая деятельность Иосифа Жиновича. С 1944 года он преподавал в Белорусской государственной консерватории, где основал класс цимбал и кафедру народных инструментов, которой заведовал в 1946-1963 годах.

Многогранность деятельности Иосифа Жиновича нашла отражение и в его работах исследовательского, методического и просветительского характера, которые полностью посвящены белорусским цимбалам. Он был автором учебника "Школа для белорусских цимбал" - первого учебного пособия по игре на этом инструменте. Значительным для музыкальной науки является его исследование "История развития народных цимбал в Белоруссии”, в котором он обобщил и систематизировал сведения о цимбалах.

Деятельность блестящего исполнителя, дирижера и композитора была отмечена высшими почетными званиями Беларуси и Советского Союза. В 1968 году ему было присвоено звание народного артиста СССР и Государственная премия Беларуси.

Умер Иосиф Жинович в 1974 году.

Память о талантливом музыканте чтят в республике. В Минске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

В 1974 году имя Иосифа Жиновича было присвоено Государственному академическому народному оркестру Республики Беларусь (в настоящее время Национальный академический народный оркестр Беларуси им.И.Жиновича).

В республике один раз в три года проходит Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени Иосифа Жиновича. Он проводится Министерством культуры Республики Беларусь и организуется при поддержке специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Шестой такой конкурс проходит в нынешнем году. Конкурс проводится по номинациям "Баян", "Аккордеон", "Цимбалы", "Балалайка", "Домра-мандолина", "Гитара" в несколько этапов. Участие в нем принимают учащиеся учреждений общего среднего образования, детских школ искусств, учреждений среднего специального образования Беларуси в двух возрастных группах (от 6 до 16 лет и от 17 до 22 лет). Заключительный этап для участников первой возрастной группы прошел на базе Лидского государственного музыкального колледжа 2-6 мая 2012 года. Для участников второй возрастной группы он состоится на базе Брестского государственного музыкального колледжа 13-18 мая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24671. Організація обліку витрат за економічними елементами 24.5 KB
  На основі переліку калькуляційних статей які встановлюються підприємством самостійно виходячи з особливостей технології та організації виробництва складаються форми калькуляційних розрахунків кошторисів та внутрішньої звітності.
24672. Калькуляція та її рівні 27 KB
  Статичний бюджет це бюджетні обсяги бюджетні ціни бюджетні витрати. Гнучкий бюджет це фактичні обсяги бюджетні ціни бюджетні витрати.
24673. Використання програмового забезпечення на підприємства «Титан-Ойл» 4.75 MB
  Щодо самого процесу практики, він ставить на меті освоєння програм, котрі необхідні для подальшого вивчення фахових предметів, наприклад, пакет програм Microsoft Office, котрий є основою для створення текстових документів та електронних таблиць.
24674. Витрати на оплату праці 31.5 KB
  Пропорційно нормам вказуються в планах або нормативах калькуляції спочатку на кожний вид продукції відносяться витрати в межах норм плану а потім додаються відхилення. Ці витрати включаються в повну собівартість.До витрат повязаних з адміністративною діяльністю підприємства відносяться витрати: на службові відрядження і утримання апарату управління підприємства та іншого загальногосподарського персоналу; на утримання основних засобів інших необоротних активів загальногосподарського використання в тому числі операційна оренда...
24675. Собівартість продукції 32 KB
  Основні етапи розподілу непрямих витрат на обєкти: Вибір обєкта калькулювання на який розподіляється непрямі витрати окремий продукт група продуктівцентр відповідальності Вибір бази розподілу Зарплата основних працівників преміїматер. витратимашиногодини Розрахунок ставки коефіцієнт розподілуяка обчислюється як частина від ділення загальних накладних витрат на величину базу розподілу розрахунок накладних витрат що підлягають віднесеню на обєкт облікута обчислюється множенням ставки розподілу на величину бази розподілуяка...
24676. Особливості калькулювання собівартості продукції за повними витратами 32 KB
  Система обліку за повними витратами включають збір інфо про витратикалькулювання повної собівартості продукції та видачу інформації про витрати менеджерами певного рівня. До складу повної собівартості продукції входять прямі і непрямі виробничі і невиробничі витрати. Витратиякі безпосередньо включені до собівартості продукції складаються з матеріальних і доданих витрат.
24677. Управління витратами 27 KB
  Згідно з наведеним раніше визначенням виробничого обліку можна вирізнити три напрями класифікації витрат в основу якої покладено принцип: різні витрати для різних цілей. Витрати для прийняття управлінських рішень поділяються на: релевантні та нерелевантні; постійні та змінні; маржинальні та середні; дійсні та альтернативні. Очікувані релевантні витрати це витрати що можуть бути змінені внаслідок прийняття управлінських рішень тобто майбутні витрати.
24678. Раціональне і економічне використання ресурсів у виробництві 28 KB
  На підприємствах для кожного цеху виходячи з умов вирва застосовують конкретний метод обліку використання на вирво матеріалів. Для контролю використання сировини матеріалів на вирві застосовують метод: Партіонного розкрою передбачає виявлення відхилень від норм за кожною партією матеріалівякі підлягають розкрою застосовуються для високоякісних листових сталей кольорових металів шкіряних хутра. На кожну партію матеріалу застосовується облікова карткав якій зазначають скільки і яких заготівок має бути отримано в результаті розкрою...
24679. Напівфабрикати 27 KB
  Точка беззбитковості являє собою такий обсяг діяльності підприємства коли доходи дорівнюють витратам. Таким чином визначити критичний обсяг діяльності можна за допомогою формул отриманих шляхом трансформування формули :Як бачимо з наведених вище формул досягнення точки беззбитковості залежить від двох ключових чинників: 1обсягу постійних витрат тобто величини витрат які не залежать від обсягів діяльності але мають бути покриті результатами поточної діяльності; 2коефіцієнта маржинального доходу тобто відносної ефективності поточної...