14206

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв

Русский

2013-05-27

25.3 KB

3 чел.

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

досье белта

 

Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал, которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит первому белорусскому цимбалисту-профессионалу, дирижеру, композитору и педагогу Иосифу Иосифовичу Жиновичу. В этом году исполняется 105 лет со дня его рождения.

Иосиф Иосифович Жинович (наст. Жидович) родился 14 мая 1907 года в деревне Орешковичи Пуховичского района в крестьянской семье. Его дед и отец замечательно играли на цимбалах, отец сам делал эти музыкальные инструменты. Поэтому не удивительно, что мальчик рано постиг секреты белорусских цимбал. Нот он не знал, играл на слух, но когда в 15-летнем возрасте пришел на прослушивание в Первый Белорусский драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы), то своим мастерством поразил присутствующих и его взяли в труппу театра в качестве музыканта-оркестранта. Так в 1922 году он начал свою профессиональную деятельность.

Затем были годы учебы. В 1926 году Жинович поступил в музыкальную школу, а через год - на юридический факультет Белорусского государственного университета. Учебу в БГУ он сочетал с учебой в Минском музыкальном техникуме. Дипломы юриста и музыканта Иосиф Жинович получил одновременно, однако музыка победила, и в 1941 году к имеющимся у него документам об образовании добавился диплом теоретико-композиторского отделения Белорусской консерватории.

Учеба в высших учебных заведениях шла параллельно с работой. В 1930 году из музыкантов-любителей был создан Государственный ансамбль белорусских народных инструментов, концертмейстером и солистом которого стал Иосиф Жинович.

В предвоенные годы своего творчества музыкант совершил своеобразный прорыв в новые творческие сферы игры на цимбалах как в художественном мастерстве, так и в репертуаре. Исполнительская палитра Жиновича отличалась виртуозным блеском, артистизмом, глубиной постижения авторской мысли.

В 1939 году состоялся Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, на котором Иосиф Жинович получил вторую премию. Об исполнительском мастерстве цимбалиста высоко отозвались известные музыканты страны.

В годы Великой Отечественной войны Жинович был направлен в Казахскую государственную филармонию, откуда в составе фронтовых концертных бригад неоднократно выезжал на фронт. После освобождения Минска музыкант вернулся в родной город.

После окончания войны начался самый плодотворный период в творчестве музыканта. Наиболее яркие его страницы связаны с Государственным академическим народным оркестром Республики Беларусь, художественным руководителем и главным дирижером которого Иосиф Иосифович стал в 1946 году. Именно как дирижер этого оркестра Жинович приобрел широкую известность у слушателя и завоевал признание в профессиональной среде.

Оркестр под руководством Иосифа Жиновича заложил фундамент развития профессионального музыкального исполнительства на народных инструментах в Беларуси. Сам мастер и музыканты оркестра многое сделали для возрождения белорусских народных инструментов - цимбал, лиры, жалейки, дуды, окарины и др.

Будучи дирижером прославленного коллектива, Жинович не оставлял и сольную карьеру. Его сольный репертуар состоял из собственных оригинальных произведений, переложений классических произведений. Он автор пьес для цимбал и фортепьяно, среди которых "Белорусская танцевальная сюита", "Протяжная и хороводная"; для квартета цимбал - "Белорусская сюита", "Белорусская песня и танец" и многих других. Им сделаны переложения для народных инструментов классических произведений Бородина, Чайковского, Мусоргского, Моцарта, Штрауса, Шопена и других известных композиторов. Цимбалы Жиновича звучали на концертных площадках в Германии, Канаде, Польше, Финляндии, Франции, Чехии.

Не менее значительной была и педагогическая деятельность Иосифа Жиновича. С 1944 года он преподавал в Белорусской государственной консерватории, где основал класс цимбал и кафедру народных инструментов, которой заведовал в 1946-1963 годах.

Многогранность деятельности Иосифа Жиновича нашла отражение и в его работах исследовательского, методического и просветительского характера, которые полностью посвящены белорусским цимбалам. Он был автором учебника "Школа для белорусских цимбал" - первого учебного пособия по игре на этом инструменте. Значительным для музыкальной науки является его исследование "История развития народных цимбал в Белоруссии”, в котором он обобщил и систематизировал сведения о цимбалах.

Деятельность блестящего исполнителя, дирижера и композитора была отмечена высшими почетными званиями Беларуси и Советского Союза. В 1968 году ему было присвоено звание народного артиста СССР и Государственная премия Беларуси.

Умер Иосиф Жинович в 1974 году.

Память о талантливом музыканте чтят в республике. В Минске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

В 1974 году имя Иосифа Жиновича было присвоено Государственному академическому народному оркестру Республики Беларусь (в настоящее время Национальный академический народный оркестр Беларуси им.И.Жиновича).

В республике один раз в три года проходит Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени Иосифа Жиновича. Он проводится Министерством культуры Республики Беларусь и организуется при поддержке специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Шестой такой конкурс проходит в нынешнем году. Конкурс проводится по номинациям "Баян", "Аккордеон", "Цимбалы", "Балалайка", "Домра-мандолина", "Гитара" в несколько этапов. Участие в нем принимают учащиеся учреждений общего среднего образования, детских школ искусств, учреждений среднего специального образования Беларуси в двух возрастных группах (от 6 до 16 лет и от 17 до 22 лет). Заключительный этап для участников первой возрастной группы прошел на базе Лидского государственного музыкального колледжа 2-6 мая 2012 года. Для участников второй возрастной группы он состоится на базе Брестского государственного музыкального колледжа 13-18 мая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38505. Реконструкция системы электроснабжения центральной части с. Идринское Идринского района 2.03 MB
  Расчет ТП1 линии Л2. Расчет полной S мощности на участках линии определяется по формуле: 1.62кВт; Расчеты показаны только для линии Л1 на трансформаторной подстанции ТП1 а результаты расчетов для остальных линий будут снесены в таблицу 1. Определяем токи на участках линии по формуле 1.
38506. Обработка отверстий детали «переводник шлицевой» без применения технологической оснастки 1.59 MB
  В настоящее время для обработки отверстий применяют различного рода приспособления. При обработке отверстий без использования оснастки возникают такие условия что настройка на операцию обработки внутренних шпоночных пазов происходит с увеличением нормы времени штучное время. Это объясняется тем что количество установок детали ее переустановок время на настройку операции на различных приспособлениях будет различным в зависимости от быстродействия рассматриваемой технологической оснастки. Определение основного времени...
38507. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КБ «ПРИВАТБАНК» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА УКРАИНЫ 2.31 MB
  КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА. Совершенствование кредитной политики банка {Error clculting vlue: Bookmrk _Toc125347208 ws not found in this document. Все усилия банка относительно возвращения кредитов сводятся на нет через несовершенство нашего законодательства. Учитывая экономическую и политическую нестабильность в Украине наилучшей гарантией возвращения кредита является его обеспечение поскольку при возникновении отрицательных явлений единым источником возвращения кредита для банка реализация заставленного имущества.
38508. Проектирование жилого двухэтажного коттеджа с разработкой дизайна интерьера с добавлением элементов художественной ковки 6.56 MB
  Кованая мебель может быть выполнена в любом стиле: ампир и модерн артдеко барокко готика и неоготика кантри или хайтек. Кантри как основополагающий стиль. Для своего проекта интерьера коттеджа я предпочла применить стиль кантри с элементами художественной ковки. Слово кантри означает сельский деревенский а родиной этого стиля является Англия.
38509. Технология изготовления источника ионизирующего излучения 588.05 KB
  Сборочный чертеж источника ионизирующего излучения Р86 чертеж детали Корпус. Описание узла и назначение детали. Анализ чертежа детали. Анализ технологичности детали.
38510. Исследование уголовно-правовой и криминологической характеристики хулиганства 453.5 KB
  В дипломной работе детально рассмотрен целый комплекс проблем, касающихся определения социальной сущности хулиганства, его юридических признаков, мотивационно-причинных комплексов, психолого-педагогической характеристики хулигана, совершенствования форм и способов борьбы с ним, правотворческой и правоприменительной деятельности и т. д. Все это свидетельствует об актуальности избранной темы дипломной работы.
38511. Анализ и потребительская оценка ассортимента кондитерских товаров, реализуемых на предприятии ЗАО «Гулливер» 1.02 MB
  Основная задача товароведения кондитерских изделий состоит в изучении факторов, формирующих и сохраняющих их качество, т.е. в изучении сырья, из которого приготовлены кондитерские изделия, особенности технологии их производства, разработке наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки с наименьшими потерями.
38512. СЛАВЯНСКАЯ ГИПОТЕЗА ИДИШ П. ВЕКСЛЕРА: ЗА И ПРОТИВ 231 KB
  Пушкина Филологический факультет Кафедра общего и русского языкознания ГОЛОМАЗОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА СЛАВЯНСКАЯ ГИПОТЕЗА ИДИШ П. Проблемы генетической классификации идиш в современной лингвистике.2 Проблема славянского происхождения идиш на примерах языкового материала . 48 ВВЕДЕНИЕ Выбор темы нашего исследования обусловлен сравнительной неизученностью происхождения языка идиш причинами которой являются недостаточное количество сохранившихся письменных документов по...
38513. Особливості маловідхідної технології вторинної переробки рудних пісків у балці «Крута» ВГМК 427 KB
  Значення вторинної переробки досить значне. По-перше ресурси багатьох матеріалів на Землі обмежені та не можуть бути заповнені в терміни, порівнянні з часом існування людської цивілізації. По-друге, потрапивши в навколишнє середовище, матеріали зазвичай стають забруднювачами.