14206

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв

Русский

2013-05-27

25.3 KB

2 чел.

Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер

досье белта

 

Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал, которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит первому белорусскому цимбалисту-профессионалу, дирижеру, композитору и педагогу Иосифу Иосифовичу Жиновичу. В этом году исполняется 105 лет со дня его рождения.

Иосиф Иосифович Жинович (наст. Жидович) родился 14 мая 1907 года в деревне Орешковичи Пуховичского района в крестьянской семье. Его дед и отец замечательно играли на цимбалах, отец сам делал эти музыкальные инструменты. Поэтому не удивительно, что мальчик рано постиг секреты белорусских цимбал. Нот он не знал, играл на слух, но когда в 15-летнем возрасте пришел на прослушивание в Первый Белорусский драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы), то своим мастерством поразил присутствующих и его взяли в труппу театра в качестве музыканта-оркестранта. Так в 1922 году он начал свою профессиональную деятельность.

Затем были годы учебы. В 1926 году Жинович поступил в музыкальную школу, а через год - на юридический факультет Белорусского государственного университета. Учебу в БГУ он сочетал с учебой в Минском музыкальном техникуме. Дипломы юриста и музыканта Иосиф Жинович получил одновременно, однако музыка победила, и в 1941 году к имеющимся у него документам об образовании добавился диплом теоретико-композиторского отделения Белорусской консерватории.

Учеба в высших учебных заведениях шла параллельно с работой. В 1930 году из музыкантов-любителей был создан Государственный ансамбль белорусских народных инструментов, концертмейстером и солистом которого стал Иосиф Жинович.

В предвоенные годы своего творчества музыкант совершил своеобразный прорыв в новые творческие сферы игры на цимбалах как в художественном мастерстве, так и в репертуаре. Исполнительская палитра Жиновича отличалась виртуозным блеском, артистизмом, глубиной постижения авторской мысли.

В 1939 году состоялся Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, на котором Иосиф Жинович получил вторую премию. Об исполнительском мастерстве цимбалиста высоко отозвались известные музыканты страны.

В годы Великой Отечественной войны Жинович был направлен в Казахскую государственную филармонию, откуда в составе фронтовых концертных бригад неоднократно выезжал на фронт. После освобождения Минска музыкант вернулся в родной город.

После окончания войны начался самый плодотворный период в творчестве музыканта. Наиболее яркие его страницы связаны с Государственным академическим народным оркестром Республики Беларусь, художественным руководителем и главным дирижером которого Иосиф Иосифович стал в 1946 году. Именно как дирижер этого оркестра Жинович приобрел широкую известность у слушателя и завоевал признание в профессиональной среде.

Оркестр под руководством Иосифа Жиновича заложил фундамент развития профессионального музыкального исполнительства на народных инструментах в Беларуси. Сам мастер и музыканты оркестра многое сделали для возрождения белорусских народных инструментов - цимбал, лиры, жалейки, дуды, окарины и др.

Будучи дирижером прославленного коллектива, Жинович не оставлял и сольную карьеру. Его сольный репертуар состоял из собственных оригинальных произведений, переложений классических произведений. Он автор пьес для цимбал и фортепьяно, среди которых "Белорусская танцевальная сюита", "Протяжная и хороводная"; для квартета цимбал - "Белорусская сюита", "Белорусская песня и танец" и многих других. Им сделаны переложения для народных инструментов классических произведений Бородина, Чайковского, Мусоргского, Моцарта, Штрауса, Шопена и других известных композиторов. Цимбалы Жиновича звучали на концертных площадках в Германии, Канаде, Польше, Финляндии, Франции, Чехии.

Не менее значительной была и педагогическая деятельность Иосифа Жиновича. С 1944 года он преподавал в Белорусской государственной консерватории, где основал класс цимбал и кафедру народных инструментов, которой заведовал в 1946-1963 годах.

Многогранность деятельности Иосифа Жиновича нашла отражение и в его работах исследовательского, методического и просветительского характера, которые полностью посвящены белорусским цимбалам. Он был автором учебника "Школа для белорусских цимбал" - первого учебного пособия по игре на этом инструменте. Значительным для музыкальной науки является его исследование "История развития народных цимбал в Белоруссии”, в котором он обобщил и систематизировал сведения о цимбалах.

Деятельность блестящего исполнителя, дирижера и композитора была отмечена высшими почетными званиями Беларуси и Советского Союза. В 1968 году ему было присвоено звание народного артиста СССР и Государственная премия Беларуси.

Умер Иосиф Жинович в 1974 году.

Память о талантливом музыканте чтят в республике. В Минске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

В 1974 году имя Иосифа Жиновича было присвоено Государственному академическому народному оркестру Республики Беларусь (в настоящее время Национальный академический народный оркестр Беларуси им.И.Жиновича).

В республике один раз в три года проходит Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени Иосифа Жиновича. Он проводится Министерством культуры Республики Беларусь и организуется при поддержке специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Шестой такой конкурс проходит в нынешнем году. Конкурс проводится по номинациям "Баян", "Аккордеон", "Цимбалы", "Балалайка", "Домра-мандолина", "Гитара" в несколько этапов. Участие в нем принимают учащиеся учреждений общего среднего образования, детских школ искусств, учреждений среднего специального образования Беларуси в двух возрастных группах (от 6 до 16 лет и от 17 до 22 лет). Заключительный этап для участников первой возрастной группы прошел на базе Лидского государственного музыкального колледжа 2-6 мая 2012 года. Для участников второй возрастной группы он состоится на базе Брестского государственного музыкального колледжа 13-18 мая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22115. Синтез конечных автоматов 31.5 KB
  В ЦА выходные сигналы в данный момент времени зависят не только от значения входных сигналов в тот же момент времени но и от состояния схемы которое в свою очередь определяется значениями входных сигналов поступивших в предшествующие моменты времени. Понятие состояния введено в связи с тем что часто возникает необходимость в описании поведения систем выходные сигналы которых зависят не только от состояния входов в данный момент времени но и от некоторых предысторий т. Состояния как раз и соответствуют некоторой памяти о прошлом...
22116. Способы задания автомата 362 KB
  Существует несколько способов задания работы автомата но наиболее часто используются табличный и графический. Совмещенная таблица переходов и выходов автомата Мили: xj ai a0 an x1 a0x1 a0x1 anx1 anx1 xm a0xm a0xm anxm anxm Задание таблиц переходов и выходов полностью описывает работу конечного автомата поскольку задаются не только сами функции переходов и выходов но и также все три алфавита: входной выходной и алфавит состояний. Для задания автомата Мура требуется одна таблица поскольку в этом...
22117. Частичные автоматы 194 KB
  Оказывается что для любого автомата Мили существует эквивалентный ему автомат Мура и обратно для любого автомата Мура существует эквивалентный ему автомат Мили. Рассмотрим алгоритм перехода от произвольного конечного автомата Мили к эквивалентному ему автомату Мура. Требуется построить эквивалентный ему автомат Мура Sb = {Ab Xb Yb b b} у которого Xb = Xa Yb = Ya т. Для определения множества состояний Ab автомата Мура образуем всевозможные пары вида ai yg где yg – выходной сигнал приписанный входящей в ai дуге.
22118. Абстрактный синтез конечных автоматов 25.5 KB
  Составить аналогичную таблицу описывающую работу конечного автомата не представляется возможным т. множество допустимых входных слов автомата вообще говоря бесконечно. Мы рассмотрим один из возможных способов формального задания автоматов а именно задание автомата на языке регулярных событий. Представление событий в автоматах.
22119. Операции в алгебре событий 24.5 KB
  Дизъюнкцией событий S1 S2 Sk называют событие S = S1vS2vvSk состоящее из всех слов входящих в события S1 S2 Sk. Произведением событий S1 S2 Sk называется событие S = S1 S2 Sk состоящее из всех слов полученных приписыванием к каждому слову события S1 каждого слова события S2 затем слова события S3 и т. слова входящие в события S1S2 и S2S1 различны: т. Итерацией события S называется событие{S} состоящее из пустого слова e и всех слов вида S SS SSS и т.
22120. Система основных событий 28.5 KB
  Событие состоящее из всех слов входного алфавита всеобщее событие. F = {x1 v x2 v v xm} Событие содержащее все слова оканчивающиеся буквой xi. Событие содержащее все слова оканчивающиеся отрезком слова l1 S = F l1 Событие содержащее все слова начинающиеся с отрезка слова l1и оканчивающиеся на l2: S = l1 F l2 Событие содержащее только однобуквенные слова входного алфавита S = x1 v x2 v v xm Событие содержащее только двухбуквенные слова входного алфавита S = x1 v x2 v v xm x1 v x2 v v xm Событие содержащее все...
22121. Генетические основы эволюции 118.5 KB
  Комбинативная изменчивость – изменчивость в основе которой лежит образование комбинаций генов которых не было у родителей. Комбинативная изменчивость обуславливается следующими процессами: независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе; случайным сочетанием хромосом при оплодотворении; рекомбинацией генов в результате кроссинговера. Частота мутаций не одинакова для разных генов и для разных организмов. Поскольку генов в каждой гамете много например у человека в геноме содержится около 30 тысяч генов то в каждом поколении около...
22122. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ 88 KB
  Тогда частота аллеля b в популяции будет медленно но неуклонно возрастать в каждом поколении на одну десятитысячную если этому возрастанию не будут препятствовать или способствовать другие факторы эволюции. В принципе только благодаря мутационному процессу новый аллель может практически полностью вытеснить старый аллель из популяции. Однако в одной популяции растущей на вершине урансодержащих гор вблизи Большого Медвежьего озера Канада обнаружены многочисленные мутантные растения с бледнорозовыми цветками. Изоляция – это прекращение...
22123. ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР 51.5 KB
  Количество часов: 2 ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР Понятие об искусственном отборе Формы искусственного отбора Понятие об искусственном отборе Искусственный отбор – выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном отношении особей животных и растений данного вида пород или сорта для получения от них потомства с желательными свойствами. Таблица Формы отбора Показатели Искусственный отбор Естественный отбор Исходный материал для отбора Индивидуальныепризнаки организма Индивидуальные признаки организма Отбирающийфактор Человек Условия среды живаяи...