14223

Вариационная форма

Лекция

Музыка

Лекция шестая. Тема: вариационная форма. Введение. Два основных способа построения композиции: повторность и контраст. В вариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций важный момент. В эпоху барокко очень развита числовая симво

Русский

2013-05-27

30 KB

11 чел.

Лекция шестая.

Тема: вариационная форма.

Введение.

Два основных способа построения композиции:

повторность и контраст.

В вариационной форме повторность и контраст соединяются.

Количество вариаций - важный момент.

В эпоху барокко очень развита числовая символика. Числа 33 и 12 имеют большое значение.          

Важный момент - способ завершения цикла.

Два типа завершения:

  1.  после череды всех изменений происходит возврат к началу; образуется арка;
  2.  «перемена в последний раз» (перемена как предвестник конца).    

"Гольдберг вариации" - пример на эти два типа завершения.   

Гендель, фортепианная сюита, 62 вариации

Общая характеристика. Применение.

Вариационная форма , одна из древнейших, в XVII – 1-й пол. XVIII вв. уже существует во всех известных классической музыке разновидностях.

Фигурационные вариации широко распространены в органной и клавирной музыке. Они могут входить в сюиту (Гендель, Ария с вариациями из Большой сюиты №3), в concerto grosso (Гендель, Concerto grosso op. 6, №5, менуэт: тема и две вариации), а также существуют как отдельные произведения.

Вариации на выдержанную мелодию также известны этой эпохе, но их скорее можно встретить в ряду фигурационных вариаций, чем в отдельном цикле.

Вариации на basso ostinatoнаиболее показательный вид вариаций для данной эпохи.

Вариации на basso ostinato.

Определение.

Вариации на basso ostinato, или на выдержанный бас – это форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при постоянном обновлении верхних голосов.

Тема.

Преобладающий тип темы таков – это краткая, от двух до восьми, но чаще четырехтактовая мелодическая формула достаточно обобщенного характера.

Два уровня слитности басовых построений:

  1.  с окончанием темы на доминанте, чье разрешение приходиться на начальный звук следующего проведения, объединяющий благодаря тому проведения;
  2.  с окончанием на тонике, что делает тему более замкнутой в себе и потому более отделенной от последующего проведения.

Изложение темы.

Первоначальное изложение темы может быть одноголосное или с октавной дублировкой.

В своих очередных проведениях тема воспроизводится точно либо подвержена некоторым изменениям.

Возможны:

а) перенесение темы в один из верхних голосов;

б) ритмическое и мелодическое фигурирование темы;

в) транспозиция темы в другую тональность.

Строение верхних голосов и организация формы целого.

При не индивидуализированной теме-формуле именно в верхних голосах созидается неповторимый художественный смысл произведения.   

В этой форме фактура расколота на два этажа.

Один этаж – бас: обобщенность, внеличность, объективизация.

Второй этаж – человеческая жизнь с зарождением, развитием и смертью.        

Движение верхних голосов старается не реагировать на кадансы в басу.

Отличие пассакалии от чаконы.  

Пассакалия и чакона – старинные танцы, траурные шествия испанского происхождения.

Чакона – это вариации на гармонию; тема дается с гармонией.

Пассакалия – одноголосное изложение темы в басу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2788. План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу 121 KB
  План роботи Класного керівника ФИО з колективом 5-А класу на І семестр 2011-2012 н.р. І. АНАЛІЗ ВИХОВНОЇ РОБОТИ ЗА 2010-2011 Н. Р. З дітьми у ролі класного керівника працюю перший рік, як вчитель-предметник другий рік. Готуючись прийн...
2789. Я люблю Україну 33.71 KB
  Я люблю Україну - Я вітаю всіх із тим, що саме вам  випала честь розпочати конкурсно-розважальний проект Я люблю Україну! Я впевнена, що серед присутніх не знайдеться жодної людини, яка б хоч раз не дивилась телевізійну версію цього проекту. ...
2790. Внеклассное мероприятие по теме 36 KB
  Внеклассное мероприятие по теме La music Francaise Было проведено студентками-практикантками Дунаевой Еленой и Киселевой Евгенией Класс 5Б и 5В Цели: ознакомить учащихся с музыкальной культурой франции и ее историей. Задачи:  расшир...
2791. Внеклассная работа по теме: Animals 34.5 KB
  Внеклассная работа по теме: Animals Для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ Цели внеклассной работы: - расширение и углубление знаний, - развитие у учащихся умения работать в команде, - развитие у учащихся интереса к предмету. Задачи вне...
2792. Ролевая игра Береги себя. (суд над алкоголем) 87 KB
  Внеклассное мероприятие. Ролевая игра Береги себя! (суд над алкоголем). Цели ролевой игры: Показать на примере этанола двойственность химического вещества: его положительные и отрицательные стороны, изучить области применения этанола...
2793. Части речи 26.86 KB
  Части речи Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся. Задачи:  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку, учить разрешать проблемные вопросы, Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета...
2794. There is no place for tobacco in my life 33 KB
  There is no place for tobacco in my life Aims: To teach new vocabulary on the topic. To develop skills in speaking, listening and speaking on the topic. To show negative aspects of smoking. To develop negative attitude to smo...
2795. Путешествие по океану языкознания 292.79 KB
  Тема: Путешествие по океану языкознания Цели:  Обобщение и углубление знаний учащихся по темам: Большая буква в именах собственных, Звуки речи (Ь знак), Ударение, Слоги, Составление предложений, Развитие мыслительных операций...
2796. Определение момента инерции тела методом крутильных колебаний 54 KB
  Определение момента инерции тела методом крутильных колебаний. Цель работы: Изучить метод определения момента инерции тела сложной геометрической формы. Краткое теоретическое обоснование: Для определения моментов инерции тел, неоднородных по плот...