14223

Вариационная форма

Лекция

Музыка

Лекция шестая. Тема: вариационная форма. Введение. Два основных способа построения композиции: повторность и контраст. В вариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций важный момент. В эпоху барокко очень развита числовая симво

Русский

2013-05-27

30 KB

11 чел.

Лекция шестая.

Тема: вариационная форма.

Введение.

Два основных способа построения композиции:

повторность и контраст.

В вариационной форме повторность и контраст соединяются.

Количество вариаций - важный момент.

В эпоху барокко очень развита числовая символика. Числа 33 и 12 имеют большое значение.          

Важный момент - способ завершения цикла.

Два типа завершения:

  1.  после череды всех изменений происходит возврат к началу; образуется арка;
  2.  «перемена в последний раз» (перемена как предвестник конца).    

"Гольдберг вариации" - пример на эти два типа завершения.   

Гендель, фортепианная сюита, 62 вариации

Общая характеристика. Применение.

Вариационная форма , одна из древнейших, в XVII – 1-й пол. XVIII вв. уже существует во всех известных классической музыке разновидностях.

Фигурационные вариации широко распространены в органной и клавирной музыке. Они могут входить в сюиту (Гендель, Ария с вариациями из Большой сюиты №3), в concerto grosso (Гендель, Concerto grosso op. 6, №5, менуэт: тема и две вариации), а также существуют как отдельные произведения.

Вариации на выдержанную мелодию также известны этой эпохе, но их скорее можно встретить в ряду фигурационных вариаций, чем в отдельном цикле.

Вариации на basso ostinatoнаиболее показательный вид вариаций для данной эпохи.

Вариации на basso ostinato.

Определение.

Вариации на basso ostinato, или на выдержанный бас – это форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при постоянном обновлении верхних голосов.

Тема.

Преобладающий тип темы таков – это краткая, от двух до восьми, но чаще четырехтактовая мелодическая формула достаточно обобщенного характера.

Два уровня слитности басовых построений:

  1.  с окончанием темы на доминанте, чье разрешение приходиться на начальный звук следующего проведения, объединяющий благодаря тому проведения;
  2.  с окончанием на тонике, что делает тему более замкнутой в себе и потому более отделенной от последующего проведения.

Изложение темы.

Первоначальное изложение темы может быть одноголосное или с октавной дублировкой.

В своих очередных проведениях тема воспроизводится точно либо подвержена некоторым изменениям.

Возможны:

а) перенесение темы в один из верхних голосов;

б) ритмическое и мелодическое фигурирование темы;

в) транспозиция темы в другую тональность.

Строение верхних голосов и организация формы целого.

При не индивидуализированной теме-формуле именно в верхних голосах созидается неповторимый художественный смысл произведения.   

В этой форме фактура расколота на два этажа.

Один этаж – бас: обобщенность, внеличность, объективизация.

Второй этаж – человеческая жизнь с зарождением, развитием и смертью.        

Движение верхних голосов старается не реагировать на кадансы в басу.

Отличие пассакалии от чаконы.  

Пассакалия и чакона – старинные танцы, траурные шествия испанского происхождения.

Чакона – это вариации на гармонию; тема дается с гармонией.

Пассакалия – одноголосное изложение темы в басу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51761. Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі 42 KB
  Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі Ступінь зрілості – це багатомірний стан дитини який реально показує наскільки вона відбулася як член суспільства може пристосуватися і сприймати соціум. Встановлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі – це створення активного освітньовиховного простору який сприяє оптимальному саморозвитку самореалізації учителя та учнів як суб’єктів освітнього процесу. Метою акмеологічного простору є плекання громадянина України цілісний...
51763. Стандартизация школьного образования в области информатики 23.5 KB
  Цель: ознакомить со стандартизацией школьного образования в области информатики Учебные задачи: знать дату принятия закона Об образовании; знать требования определяемые общеобразовательным стандартом по информатике; уметь делать выводы План Организационный момент Постановка цели занятия Изучение нового материала Итоги Тип занятия: лекция. Продолжительность занятия: 1 часа.
51765. Енергосистема України. Споживання енергії. Енерргозбереження 53.5 KB
  Мета: Навчальна: формувати знання про сучасний стан електроенергетики України проблеми і перспективи розвитку галузі традиційні і нетрадицій ні альтернативні джерела електроенергії визначати вплив галу зі на довкілля. Форма уроку: урокдослідження Метод уроку: кейсстаді аналізу конкретних ситуацій Обладнання: карта Електроенергетика України підручники географічні атласи кейси на кожну групу рекомендації папір маркери. Організація і проведеня загальної дискусії для пошуку...
51766. Работа с клавиатурным тренажером 156 KB
  Наибольшую скорость набора обеспечивает так называемый слепой десятипальцевый метод когда пользователь набирает текст всеми пальцами обеих рук не глядя на клавиатуру. После прохождения этого уровня на экране появится окно Результат где отмечена скорость набора время за которое вы выполнили задание и процент ошибок которых вы допустили. Выучив таким способом расположение клавиш можно перейти к совершенствованию и повышению скорости набора.
51768. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 95.5 KB
  Аспектный анализ урока иностранного языка. Оценка урока. Умение анализировать урок как важнейший фактор овладения методическим мастерством Методический анализ урока вид анализа ориентированный на оценку структуры и содержания урока технологии его проведения эффективности решения учебнометодических задач [1 272].