14223

Вариационная форма

Лекция

Музыка

Лекция шестая. Тема: вариационная форма. Введение. Два основных способа построения композиции: повторность и контраст. В вариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций важный момент. В эпоху барокко очень развита числовая симво

Русский

2013-05-27

30 KB

11 чел.

Лекция шестая.

Тема: вариационная форма.

Введение.

Два основных способа построения композиции:

повторность и контраст.

В вариационной форме повторность и контраст соединяются.

Количество вариаций - важный момент.

В эпоху барокко очень развита числовая символика. Числа 33 и 12 имеют большое значение.          

Важный момент - способ завершения цикла.

Два типа завершения:

  1.  после череды всех изменений происходит возврат к началу; образуется арка;
  2.  «перемена в последний раз» (перемена как предвестник конца).    

"Гольдберг вариации" - пример на эти два типа завершения.   

Гендель, фортепианная сюита, 62 вариации

Общая характеристика. Применение.

Вариационная форма , одна из древнейших, в XVII – 1-й пол. XVIII вв. уже существует во всех известных классической музыке разновидностях.

Фигурационные вариации широко распространены в органной и клавирной музыке. Они могут входить в сюиту (Гендель, Ария с вариациями из Большой сюиты №3), в concerto grosso (Гендель, Concerto grosso op. 6, №5, менуэт: тема и две вариации), а также существуют как отдельные произведения.

Вариации на выдержанную мелодию также известны этой эпохе, но их скорее можно встретить в ряду фигурационных вариаций, чем в отдельном цикле.

Вариации на basso ostinatoнаиболее показательный вид вариаций для данной эпохи.

Вариации на basso ostinato.

Определение.

Вариации на basso ostinato, или на выдержанный бас – это форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при постоянном обновлении верхних голосов.

Тема.

Преобладающий тип темы таков – это краткая, от двух до восьми, но чаще четырехтактовая мелодическая формула достаточно обобщенного характера.

Два уровня слитности басовых построений:

  1.  с окончанием темы на доминанте, чье разрешение приходиться на начальный звук следующего проведения, объединяющий благодаря тому проведения;
  2.  с окончанием на тонике, что делает тему более замкнутой в себе и потому более отделенной от последующего проведения.

Изложение темы.

Первоначальное изложение темы может быть одноголосное или с октавной дублировкой.

В своих очередных проведениях тема воспроизводится точно либо подвержена некоторым изменениям.

Возможны:

а) перенесение темы в один из верхних голосов;

б) ритмическое и мелодическое фигурирование темы;

в) транспозиция темы в другую тональность.

Строение верхних голосов и организация формы целого.

При не индивидуализированной теме-формуле именно в верхних голосах созидается неповторимый художественный смысл произведения.   

В этой форме фактура расколота на два этажа.

Один этаж – бас: обобщенность, внеличность, объективизация.

Второй этаж – человеческая жизнь с зарождением, развитием и смертью.        

Движение верхних голосов старается не реагировать на кадансы в басу.

Отличие пассакалии от чаконы.  

Пассакалия и чакона – старинные танцы, траурные шествия испанского происхождения.

Чакона – это вариации на гармонию; тема дается с гармонией.

Пассакалия – одноголосное изложение темы в басу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15574. Представление информации в антимонопольный орган 24 KB
  34. Представление информации в антимонопольный орган1. Юридические лица индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган его должностным лицам по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы материалы объясне...
15575. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны 27 KB
  35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой служебной и иной охраняемой законом тайны1. Сведения составляющие коммерческую служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий не под...
15576. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 23 KB
  35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламы 1. Государственный надзор в сфере рекламы осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации.2. К отношениям связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц индивидуальн
15577. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 69.5 KB
  36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе1. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нару
15578. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа 28 KB
  37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа1. Решение предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения выдачи предписания.2. Подача заявления о признании недействительн
15579. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе 112 KB
  38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.2. Лица прав...
15580. Вступление в силу настоящего Федерального закона 11.5 KB
  39. Вступление в силу настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 года за исключением части 3 статьи 14 части 2 статьи 20 и пункта 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.2. Часть 2 статьи 20 и пункт 4 части 2 статьи 23 настоящего ...
15581. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона 24.5 KB
  40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:1 Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108ФЗ О рекламе Собрание законодательства Росс...
15582. Маркушин А.Г. К РАЗРАБОТКЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СЫПУЧЕГО ТЕЛА С ТВЕРДЫМ ЗЕРНОМ 79.88 KB
  Маркушин А.Г. К РАЗРАБОТКЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СЫПУЧЕГО ТЕЛА С ТВЕРДЫМ ЗЕРНОМ Сыпучее тело отдельные зерна которого не испытывают пластических деформаций ни при каких обстоятельствах его переработки будем называть твердозёренным сыпучим материалом или сыпу