14223

Вариационная форма

Лекция

Музыка

Лекция шестая. Тема: вариационная форма. Введение. Два основных способа построения композиции: повторность и контраст. В вариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций важный момент. В эпоху барокко очень развита числовая симво

Русский

2013-05-27

30 KB

11 чел.

Лекция шестая.

Тема: вариационная форма.

Введение.

Два основных способа построения композиции:

повторность и контраст.

В вариационной форме повторность и контраст соединяются.

Количество вариаций - важный момент.

В эпоху барокко очень развита числовая символика. Числа 33 и 12 имеют большое значение.          

Важный момент - способ завершения цикла.

Два типа завершения:

  1.  после череды всех изменений происходит возврат к началу; образуется арка;
  2.  «перемена в последний раз» (перемена как предвестник конца).    

"Гольдберг вариации" - пример на эти два типа завершения.   

Гендель, фортепианная сюита, 62 вариации

Общая характеристика. Применение.

Вариационная форма , одна из древнейших, в XVII – 1-й пол. XVIII вв. уже существует во всех известных классической музыке разновидностях.

Фигурационные вариации широко распространены в органной и клавирной музыке. Они могут входить в сюиту (Гендель, Ария с вариациями из Большой сюиты №3), в concerto grosso (Гендель, Concerto grosso op. 6, №5, менуэт: тема и две вариации), а также существуют как отдельные произведения.

Вариации на выдержанную мелодию также известны этой эпохе, но их скорее можно встретить в ряду фигурационных вариаций, чем в отдельном цикле.

Вариации на basso ostinatoнаиболее показательный вид вариаций для данной эпохи.

Вариации на basso ostinato.

Определение.

Вариации на basso ostinato, или на выдержанный бас – это форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при постоянном обновлении верхних голосов.

Тема.

Преобладающий тип темы таков – это краткая, от двух до восьми, но чаще четырехтактовая мелодическая формула достаточно обобщенного характера.

Два уровня слитности басовых построений:

  1.  с окончанием темы на доминанте, чье разрешение приходиться на начальный звук следующего проведения, объединяющий благодаря тому проведения;
  2.  с окончанием на тонике, что делает тему более замкнутой в себе и потому более отделенной от последующего проведения.

Изложение темы.

Первоначальное изложение темы может быть одноголосное или с октавной дублировкой.

В своих очередных проведениях тема воспроизводится точно либо подвержена некоторым изменениям.

Возможны:

а) перенесение темы в один из верхних голосов;

б) ритмическое и мелодическое фигурирование темы;

в) транспозиция темы в другую тональность.

Строение верхних голосов и организация формы целого.

При не индивидуализированной теме-формуле именно в верхних голосах созидается неповторимый художественный смысл произведения.   

В этой форме фактура расколота на два этажа.

Один этаж – бас: обобщенность, внеличность, объективизация.

Второй этаж – человеческая жизнь с зарождением, развитием и смертью.        

Движение верхних голосов старается не реагировать на кадансы в басу.

Отличие пассакалии от чаконы.  

Пассакалия и чакона – старинные танцы, траурные шествия испанского происхождения.

Чакона – это вариации на гармонию; тема дается с гармонией.

Пассакалия – одноголосное изложение темы в басу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17702. ДОСЛІДЖЕННЯ РОБОТИ БАЗОВОЇ СХЕМИ ДТЛ 339.5 KB
  Лабораторна робота №3 ДОСЛІДЖЕННЯ РОБОТИ БАЗОВОЇ СХЕМИ ДТЛ Мета роботи: Дослідження роботи базової схеми ДТЛ. 1. Теоретичні відомості. 1.1 Базова схема ДТЛ. Призначення елементів. Базова схема діоднотранзисторної логіки зображена на мал.41. мал. ...
17703. ОСНОВИ ТЕОРІЇ ДЕРЖАВИ І ПРАВА 483.5 KB
  ОСНОВИ ТЕОРІЇ ДЕРЖАВИ І ПРАВА 1. Походження сутність та ознаки держави Відомо що держава існувала не завжди а її утворенню передував первіснообщинний устрій який являв собою стародавній тип колективного виробництва і був результатом слабкості окремої людин...
17704. ОСНОВИ КОНСТИТУЦІЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 554 KB
  ОСНОВИ КОНСТИТУЦІЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет і джерела конституційного права України Етимологія слова конституція походить від лат. constitutio устрій установлення. Але ще у Стародавній Греції Арістотелем було сформоване уявлення про конституці...
17705. ОСНОВИ АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 544 KB
  ОСНОВИ АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Управління як обєкт адміністративного права Адміністративне право обєктивно взаємоповязане з таким соціальним явищем як управління. Сам термін від лат. аdministratio управління став універсальним засобом для хар...
17706. ОСНОВИ ФІНАНСОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 354 KB
  ОСНОВИ ФІНАНСОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Фінансове право України: поняття предмет правового регулювання та система Самостійність та особливість фінансового права як галузі права зумовлена наявністю предмета та методу правового регулювання. Фінансове право Ук
17707. ОСНОВИ БАНКІВСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 354.5 KB
  ОСНОВИ БАНКІВСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Банківське право України: поняття та предмет правового регулювання Банківське право як і кожна інша галузь права має притаманний лише їй предмет і метод. Предметом банківського права є банківська діяльність. Що розумієт...
17708. ОСНОВИ ЦИВІЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 881.5 KB
  ОСНОВИ ЦИВІЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Цивільне право України: поняття предмет правового регулювання та система. Цивільне законодавство Цивільне право це одна з провідних галузей національного права України яка регулює певну групу правових відносин за уча...
17709. ОСНОВИ СІМЕЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 225.5 KB
  ОСНОВИ СІМЕЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття сімейного права його принципи та джерела. Сімейне законодавство України Серед різноманітних суспільних відносин урегульованих правом виокремлюють сферу досить складних людських стосунків які засновані на родинн
17710. ОСНОВИ ГОСПОДАРСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 466 KB
  ОСНОВИ ГОСПОДАРСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет та методи правового регулювання господарського права Господарське право це сукупність правових норм що регулюють суспільні відносини у сфері організації та здійснення господарської діяльності між ...