14230

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Александр Сергеевич Даргомыжский 1813-1869 Его творчество новый этап в развитии музыки. Продолжатель дела Глинки; новатор; открыватель новых путей неохваченных Глинкой. Был критическим реалистом и главной темой были представители низших сословий и их жизнь. В 1835 год...

Русский

2013-05-27

15.1 KB

0 чел.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

  Его творчество - новый этап в развитии музыки. Продолжатель дела Глинки; новатор; открыватель новых путей, неохваченных Глинкой. Был критическим реалистом и главной темой были представители низших сословий и их жизнь. В 1835 году встретился с Глинкой и завел с ним дружбу. Сначала писал вокальные произведения, но постепенно обратился к опере - опера "Эсмеральда".

  Не обладал гениальностью Глинки, ему был чужд гармонический целостный подход и свойственнен обобщающий подход.

Травиата.

Написана по роману Дюма "Дама с камелиями". Выбор героини, как у Верди, так и у Дюма, весьма своеобразен, однако у Дюма-сына главгероиня имела прототип в виде любовницы самого Дюма. Пнрвая постановка провалилась, так как пропагандировала разврат и промескуэтет. Несмотря на провал, Верди не сомневался что публика поймет оперу: заменил костюмы, время действия и исполнителей - и оперу приняли на ура. Опера занимает особое место в жизни Верди, так как это единственная опера, где все сосредоточено на душе героини: психологическая тонкость, образ имеет некое развитие.

Новизна темы вызвала смелые драматургические приемы в музыкальном аспекте, тончайшую детализацию, которая вылилась в большее использование методов сквозного развития. Усиливаются и совершенствуются декламационные принципы. Лейтмотивов нет, у Виолетты есть две темы: любви и смерти, которые противопоставляются друг другу в увертюре. Виолетта показана многогранно и в развитии. Две арии Виолетты: в первой, более нежной и лиричной, она мечтает о любви, во второй же появляются колоратуры и прочее. Сквозная сцена Виолетты и Жермона (сцена-поединок) построена со множеством состояний и эмоций, нет законченных тем, каждый эпизод со своими ритмами. Финал второго действия это тоже глубокий контраст между душевным состоянием героев и этим безумным весельем.

Контрасты - типичный драматический прием у Верди. Опера очень цельная засчет перекличек, тонального плана, в целом присутствует минорный колорит, а нейтральные сцены представлены в мажорных тональностях. Особенность Травиаты - опора на бытовые жанры, как средство характеристики. Опера пронизана вальсовостью, маршами. Начиная с этой оперы, Верди начинает усиливать окестр и вводить его в драматургию.

Травиата утвердила лирико-психологический тип оперы, которые подержали очень многие.

АИДА.

Была написана по заказу в честь открытия Суэцкого канала, однако Верди, взяв фабулу, оставил оперу современной и психологической, а также затрагивающей тему национальной борьбы. В прелюдии, как и всегда, уже показан сюжет, борьба противостоящих сил, основное идейное зерно. Тема Аиды - тема любви в скрипках. Ей противостоит полифоническая тема жрецов. В опере наиболее широко выписаны образы Аиды и Амнерис. Богатство образа Аиды мы видим уже в первой картине. Верди в этой опере, как и во всех поздних операх, все больше отходит от обычной арии и первый выход Аиды называет сценой. В первом монологе интонационный комплекс Аиды показан весьма подробно и во время молитвы есть мерцание мвжонрой ноты. Второй монолог аиды Верди называл романсом: песня о родине, обыгрываемая габойными наигрышами.

Образ Амнерис не уступает Аиде со своими двумя темами: любви и ревности. Поэтому оперу можно назвать лейтмотивной. Амнерис показана не только как ревнивая мстительница, образ более трагичен и психологичен чем Аида. Радомес близок Аиде к лирике и ему присущи фанфарные, героические интонации.

Большую роль играет обрисовка вокального колорита. Верди мог использовать элементы египетского фольклора, но не сделал этого, оставив оперу сугубо итальянской, придав ей восточный колорит понизив 2 и 6 ступени и использовав тембровые краски. Поскольку у оперы острое конфликтное содержание, важную роль  играют диалогические сцены. Аида и Амнерис - узловой поединок.

Сюжет АИДЫ многограннен. Финал второго действия приближает оперу к большим итальянским операм. К последним действия количество массовых сцен уменьшается, а в ансамблевых Верди использует двуплановость. В сцене суда и в посмертном дуэте - прозрачной сцене с песенной мелодией дуэта, со скорбной молитвой, которая в конце вплетается в дуэт. Как у Шекспира: и простота, и трагизм, и молитва - тонко и интересно.

Никто не отменяет стремление к сквозному развитию, несмотря на монументальность и деление на номера. Оркестр очень важен из-за лейтмотивов и пейзажности. Видно что Верди работал над этим, хотя до Вагнера и Чайковского ему далеко. Опера гармонически интересна: терцовые сопоставления, побочные ступени, смелые параллелизмы.

Князь Игор писался с 1869 по 1887 год, но так и была закончена авторгм. За него это сделали Римский-Корсаков и Глазунов. Сюжет предложил Стасов, опера посвящена "автору Руслана и Людмилы". Идея историко-эпической оперы в объединении Руси. Правдивость и реалистичность приближают оперу к произведениям Мусоргского. Опера не только личная, но и народная эпопея и потому образ народа в опере - один из самых ярких. Опера на кантеленность и крупные арии как портреты, крупный штрих вместо детализации, ясные и законченные округленные формы, отсутствие намеков на сквозное развитие. Будучи либреттистом, ввел двух новых персонажей: гудошников Скулу и Ерошку, смеха и контраста ради. В опере 4 действия: крайние - русский лагерь. Чередование сцен, картин, музыкальных портретов. В опере два конфликта: рюсся против половцев и раздор в русском лагере. Драматургия эпическая, но сквозная тема - тема народного бедствия. Начинается оно в прологе, завязкой можно считать сцену затмения. Хор "Слава", хор "Мы к тебе, княгиня", хор "Ты помилуй нас", хор бояр "Мужайся, княгиня", хоры пленников, хор поселян.

Хотя опера названа в честь князя Игоря, он не главный герой, однако в нем сосредоточены все идеальные качества: выдержка, мужество, связь с народом. Полный портрет дается в арии, ее можно назвать трагической, она выразительно-интонационна. Начинается с речетатива, ритм тяжелого шага, мрачные минорные тональности. Основной раздел "О дайте мне свободу" трихорды и попевки, богатырские интонации. В средней части обращение к Ярославне - тема любви. Игорь показан в лирической и богатырской ипостасях.

Ефросинья Ярославна плачет на крепостной стене, ее образ собирателен, она идеальна и вмещает в себятлучшие черты русских жен. Показана многогранна. Ее первый выход весьма интересен: цепь последовательных аккордов, величавость. Любящая и страдающая она в ариозо первой картины второго действия. Игорь и Ярославна - два полюса и они друг друга дополняют. Внутренняя близость героев - основа лирики Игоря и Ярославны.

Плач Ярославны обобщенный, это плач по русской земле. Начинается с заплачки с падающими интонациями, причитанием на гласных и синкопами, ладовое обострение. Заплачка - это рефрен, ибо плач - это рондо. Намеренно подчеркивая народность этого плача, Бородин придает ему обобщающий характер.

Владимир Игорич - герой-любовник. Каватина романсового склада в характере серенады.

Галицкий - яркая портретная характеристика в первом действии. Все просто, даже примитивно, неинтересно, прямолинейно. Все это нам показывает его портрет.

Скула и Ерошка - украшат оперу и создают моменты контраста.

Кончак - исторический персонаж, лучший из ханов. Его портрет - это крупная ария во втором действии и большую роль играет стенатный ритм бум-бум в басу.

Важная сторона содержания оперы - контраст двух миров, Руси и Востока. Лучшего Востока чем у Бородина, не дал никто. Кавказские, татарские, казахские мотивы хоть и без цитат, но звучат правдиво. Восток показан двуликим: мужской суровый, воинственный и женский томный.

Модест Петрович Мусоргский. 1839 - 1881

Один из наиболее своеобразных и самобытных композиторов, представитель новой русской школы, сильная индвидуальность, гениальный реалист, сформировался под влиянием передовых идей шестидесятых годов, больше всех тяготел к социально-заостренной тематике. Мусоргский дал нам художественное воплощение жизни народа в переломные моменты и эпохи, показал движение народных масс, поставил острые темы. Девизом его творчеством можно считать "Жизнь, где бы она не оказалась, правда как бы она не была солона". Мусоргскоко можно считать продолжателем дела Даргомыжского, но он идет дальше, он более глубок и обширен, искал ответы в прошлом. Творчеству Мусоркского свойственнен конфликтный характер, он великолепный портретист и тонкий наблюдатель с чутьем психолога, стремился к постижению сложного душевного мира человека. Мусоргский - создатель ярких жизненных образов, портретов, картин. Продолжая традиции русской школы и следуя одному из принципов Боллшой кучки, его реализм тесно связан с народом. Это выражается в темах, сюжетах, персонажах, музыкальном языке.

Если Даргомыжский написал одну речитативную оперу, то Мусоргский написал "Женитьбу" на стихи. Выразительная гибкая ритмика, песенность, переходящая в декламационность и наоборот. Мусоргский - новатор.

Музыка трагическая и строится на резких контрастах. Гармонически, композитор пользовался сложными планами, усложнял лады, резко нагнетал диссонансы, делал сложные и резкие аккорды. Свшим творчеством, он резко продвинул русскую музыку вперед, хотя написал не так много: БГ, Хованщина, Женитьба и Сорочинская ярмарка, немного инструментальных произведений (Картинки с выставки и Ночь на Лысой горе).

Лирики мало, много драматизма и сатиры. Песни готовили его к опере. Стихи Некрасова: "Калистрат", "Колыбельная Еремушки", "Сиротка". Песни мрачные, крестьянский стиль и темный колорит. Вариантность развития, подголосочная полифония, различные лады. Сатира по большей части на свои слова.

В конце 60х - начале 70х, Мусоргский создает цикл "Детская" на собственные стихи, цикл "Без солнца" на стихи Голенищева-Кутузова, цикл "Песни и пляски смерти", баллада "Забытый".

Опера "Борис Годунов". Главная тема - противоречие народа и царской власти, перекликается с декабристами. Эта идея приобрела особую остроту ближе к концу XIX века и поэтому Мусоргский взял и написал оперу, где помимо противопоставления народа и власти есть и личная трагедия Годунова. По цензурным соображениям была изъята сцена у собора Василия Блаженного. Муздраматургия сложна и многопланова, построена по принципу сквозного развития с включением более-менее обособленных эпизодов. В опере несколько драматургических линий и одна из самых ярких - народная и развитие народного образа. Народных сцен несколько: первая картина пролога, сцена у собора Василия Блаженного и сцена под Кромами. Народ охарактеризован преимущественно песенными темаи, плачи, причитания, протяжгые плясовые и молодецкие.

Тема народа сочитается с темой дубинки (лейтмотив Пристава), что показывает страдания народа.

В следующей сцене у собора голодный народ открытотготов к протесту, осуждает БГ. Мрачное суровое вступление к картине. В ней появляется эпизодический персонаж, связанный с народом, Юродивый: особая печальная просветленность, его плач развивает интонации вздоха и стона. Из этого стона вырастает хор хлеба.

Сцена под Кромами, где показано стихийное народное восстание. Основное значение в этой сцене: ироническое что-то боярина, проповедь Варлаама и Мисаила, хор "Расходилось, разгулялось" и песня Юродивого. Все это опорные точки в действии.

Образ БГ трагический. Он показан умным и дальновидным политиком, который желает добра народу. Трагедия показана в развитии. Впервые видим в прологе в сцене венчания на царство. Образ БГ начинается с лейтмотива траурных предчувствий. В монологе Бориса по мере потери ума и разрушения мира, пропадает гармония и всякая ариозность. Роль Бориса у оркестра велика. Следующая сцена - сцена в Боярской думе, где он осознает скорую гибель себя и детей. Мрачное величие,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26911. Вены грудной конечности 3.51 KB
  она из концевой дуги и из венозной сети копыта 2мя пальмарными пальцевыми венами медиальн. 3 общая пальмарная пальцевая вена и 3 пальм.пястная вена формир. Из неё выходит лучевая вена в.
26912. Вены тазовой конечности 2.56 KB
  большеберцовую вену в. Tarsea pertorans они переходят в дорсальную вену стопы в. Saphena medialis она впадает в бедренную вену.
26913. Морфофункциональная х-ка и анатомический состав лимфатической системы 4.82 KB
  Морфофункциональная хка и анатомический состав лимфатической системы. Лимфатическая сма выполняет в орг. Она отводит лимфу из тканей в краниальную полую вену. Лимфатич.
26914. Лимфатические узлы головы и шеи 5.94 KB
  Лимфатические узлы головы 1 Околоушной лимфатический узел ln. 2 Подчелюстной лимфатический узел ln. 3 Медиальный заглоточный лимфатический узел ln. Отток лимфы в трахеальный лимфатический проток.
26915. Лимфатические узлы грудной и тазовой конечности 4.96 KB
  Аxillaris лежит каудально от плечевого сустава на медиальной поверхности большой круглой мышцы. axillaris primae costae лежит медиально от плечевого сустава в плоскости первого ребра. rhomboideus лежит близ шейного угла лопатки под одноименной мышцей; б заостный лимфатический узел ln. infraspinatus лежит у каудального края одноименной мышцы.
26916. Соотношение права и морали 4.54 KB
  ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госвавыражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений мерами госпринуждения.Правовые нормы создаются либо санкционируются госвом и им же отменяются.Нормы морали создаются не госвом непосредственноа возникают и развиваются спонтаннов процессе практической деятельности людей.В любом госве действует только одноим же созданное право.
26917. Соотношение права и корпоративных норм 4.24 KB
  НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙкорпоративные нормыправила поведенияустанавливаемые самими организациямиохраняемые с помощью мер общественного воздействияпредусмотренных уставми этих организаций.Правовые нормы создаются либо санкционируются госвом и им же отменяются.Корпоративные нормы создаются организациями.Корпоративные нормы охраняются общественым мнением членов организаций и мерамипредусмотренными уставами организаций.
26918. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 3.86 KB
  Соотношение социальных и технических н СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫправила поведенияиспользуемые для регулирования общественных отношений.К ним относятся правовыеморальныекорпоративные нормы и др. Социальные нормы это правила социально значимого поведения людей. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫэто совокупность нормопределяющих правила рационального обращения с орудиями труда предметами материального мира в целом.
26919. Предмет, метод и функции теории государства и права 7.59 KB
  Предмет метод и функции теории государства и права.философия праваметодологические проблемы правоведения; 2.социология прававопросы эффективного действия законодательства; 3.Специальная юридическая теорияпроблемы источников права классификацию юридических норм юридических фактов коллизии норм толкование и применение юридических норм.