14236

Музыкальные хиты Сербии и Хорватии: зеркало мировоззрений двух наций

Научная статья

Музыка

Музыкальные хиты Сербии и Хорватии: зеркало мировоззрений двух наций В пору бытности частями Югославии Сербия и Хорватия были самыми крупными и культурно значимыми странами на Балканском полуострове в которых национальная культура формировалась столетиями. Совреме...

Русский

2013-05-27

164 KB

9 чел.

Музыкальные хиты Сербии и Хорватии: зеркало мировоззрений двух наций

В пору бытности частями Югославии Сербия и Хорватия были самыми крупными и культурно значимыми странами на Балканском полуострове, в которых национальная культура формировалась столетиями. Современные Сербия и Хорватия тоже по-своему «диктуют» культурное самосознание экс-югославских территорий, но к историческому опыту сегодня добавилось еще и противостояние, отразившееся, в первую очередь, на мировоззрении сербов и хорватов, которые активно создают предметы материальной и духовной культуры. Тем не менее в обеих странах можно услышать и хорватскую, и сербскую, и македонскую, и боснийскую музыку. Дело в том, что общая югославская культура еще не отжила в экс-югославских странах, сербы и хорваты зачастую выбирают для себя музыку по душе, потому что, в соответствии со своим национальным характером, они музыкальны, романтичны и певучи. Достаточно сложно представить себе серба или хорвата, который не слушает или вовсе не любит музыку, точно так же, как невозможно найти балканца, который не любит петь. Музыка «в крови» у жителей Балканского полуострова, они родились вместе с ней. Именно поэтому музыка является для экс-югославов той толерантной средой, в которой они способны конструктивно взаимодействовать между собой.

История, политика, география

Исторические предпосылки формирования музыкальных стилей в Сербии и Хорватии играют очень важную роль, т.к. темы музыкальных композиций напрямую связаны с историческими событиями, которые в тот или иной период остаются актуальными не только для авторов, но и для слушателей. Балканская музыка в этом смысле является уникальной в своем роде, т.к. ни в одной европейской стране, кроме балканских, политико-исторические события не становятся одной из главных тем молодежной музыки. И, конечно, первое место в ряду историко-политических музыкальных композиций занимают сербские.

Сербы — народ патриотичный. Они, порой, чрезмерно гордятся своей страной, невзирая на большое количество социально-экономических проблем. Их волнует то, что происходило 1015 лет назад и они до сих пор переживают те события, что не может не отразиться на мировоззрении современной сербской молодежи.

У хорватов более спокойная история. В их национальной биографии нет таких острых ситуаций как у сербов, поэтому их музыкальная культура не имеет «военно-патриотических стереотипов», она больше связана с чувственностью балканского народа, географией самой Хорватии, отношениями между людьми в современном мире.

Географические различия между Сербией и Хорватией также стали основой как мировоззрения двух наций, так и их музыкальной культуры.

Сербия — страна континентальная, что обуславливает выбор определенных музыкальных темпов — резких, строгих, далеко не в каждом случае мелодичных. Кроме того, в сербской музыке преобладают минорные звуковые ряды, вызывающие ощущение пессимизма и тяжести восприятия мира.

Хорватия — страна, находящаяся на побережье Адриатического моря, а потому менталитет хорватов «приморский», «курортный», т.е. предполагающий романтичное видение мира, легкость и мягкость. Именно поэтому большинство музыкальных темпов Хорватии отличаются мелодичностью, расслабленностью, успокоением и оптимизмом.

Сербская «музыка любви»

Любовь как тема музыкальных произведений популярна, несомненно, во всем мире, т.к. само содержание этого явления известно и понятно всем людям на Земле. В Сербии и Хорватии этой теме посвящается большая часть музыкальных композиций.

Вообще любовь в экс-Югославии — понятие очень широкое и актуальное. Все балканские народы очень темпераментны, отличаются любвеобилием, страстностью натуры, ревнивостью. В Сербии из-за плохих социально-экономических условий понятие семьи несколько искажено, несмотря на то, что исторически у сербов складывалось патриархальное и консервативное отношение к этой сфере жизни. В тех условиях, в которых сегодня живут сербы, достаточно сложно создать крепкую семью, родить много детей и жить «долго и счастливо». Поэтому одной из главных тем сербских музыкальных хитов является разлука, которую сербы переживают крайне эмоционально, но не очень долго, поскольку отличительной особенностью этих народов в условиях современности является способность к быстрому поиску нового партнера.

Одним из самых известных на сегодня поп-певцов в Сербии является Желько Йоксимович. Его знаменитая песня «Lubavi» звучит на всем Балканском полуострове и, по сути, очень ярко отражается отношение сербского народа к теме любви. Сам музыкальный ряд данной композиции очень динамичен. Надо отметить, что сербская музыка, порой, вообще не требует текстового наполнения. Музыка выполняет функции текста, поэтому смысл песни можно понять, даже не зная сербского языка. Песня «Lubavi» — это обращение мужчины к любимой женщине, которую он потерял. Это песня-воспоминание о коротком счастье, которое пережили влюбленные и о горечи разлуки, которую испытывают оба. В песне «Lubavi» как и во многих других сербских песнях о любви нет мотива возможного воссоединения с любимым человеком.

Другой знаменитый хит Йоксимовича «Zena za sva vremena» тоже посвящен любви и разлуке. Только здесь мужчина страдает не из-за обстоятельств, которые разлучили его с любимой, а из-за самого себя, который стремится к свободе и не способен дать любимой счастья, семьи и той любви, в которой она нуждается. Этой теме посвящен целый ряд песен Йоксимовича, таких как «Lud i ponosan», «Habanera», «Balada» и т.д.

Говоря о сербской современной музыке, нельзя не отметить такого видного музыканта как Здравко Чолич. Несмотря на то, что этот певец был популярен еще 20 лет назад, актуальность его песен для современной Сербии не снижается. Самой известной песней Чолича во все времена является композиция «Ti si mi u krvi», занимающая первые строчки всех сербских хит-парадов уже долгие годы. Сербы называют песню «Ti si mi u krvi» настоящим гимном любви. Любовь в этой композиции выступает как начало всей жизни, причем не любовь в ее абстрактном понятии, а конкретная любовь мужчины к женщине: «Ты у меня в крови, что бы не случилось», «Без тебя я больше не умею просыпаться» — вот такими строчками насыщена песня Чолича, которую он посвятил своей жене.

Надо отметить, что Здравко Чолич работал в тесном сотрудничестве с российскими музыкантами, в частности, широко известна его композиция «Krasiva», которую он создал в сотрудничестве с Константином Меладзе. Русскую версию песни «Красиво ты вошла в мою грешную жизнь» исполняет Валерий Меладзе, а сербскую «Krasiva dobrodosla si u zivot moj» поет Чолич.

Также очень популярны в Сербии сегодня достаточно старые песни Здравко Чолича «Ljubav je samo rec» и «Moja draga». В первой песне Чолич представляет свое философское размышление о том, что же такое любовь и приходит к выводу, что «Любовь — это только слово и ничего больше». Мелодика и темповые особенности данной композиции несколько похожи на современные хорватские песни, но сама тема бессмысленности любви — это исключительно сербский мотив, который и впоследствии будет встречаться в композициях сербских музыкантов. Песня «Moja draga» — это, скорее, ода женщине, мечта о ней как о самом великом счастье, о том, что потерять свою любовь — это самая большая трагедия, которая только может случиться в жизни любого мужчины, он должен беречь каждую минуту, проведенную с любимой.

Особое место в сербских хит-парадах занимает так называемое черногорское направление сербской современной музыкальной культуры. Самыми яркими представителями этого направления являются Сергей Четкович и Владо Георгиев, которые являются уроженцами Черногории, но музыкальной деятельностью занимаются в Белграде. Специфика черногорского направления заключается, прежде всего, в том, что музыка Четковича и Георгиева имеет хорватские, т.е. «приморские» мотивы, что обусловлено географическим положением Черногории, которая тоже находится на побережье романтичной Адриатики.

Сергей Четкович сейчас пользуется большой популярностью в Сербии, причем, прежде всего, в культуре 30-40-летних сербов. Песни Четковича очень мелодичны, разнообразны, и единственной темой, которой музыкант посвящает все свое творчество, является любовь. Причем спецификой творчества Четковича является то, что он не останавливается на одном видении любви, а дает слушателю разные интерпретации ее течения. Это обуславливает то, что у Четковича нет установки на негатив или позитив, на разлуку или счастье. Его музыка обо всем, любовь как бы проходит целый жизненный цикл в его песнях.

Тема «борьбы с отсутствием гордости в любви» прослеживается в таких композициях как «Musko sam», «Hiljada razloga», «Ljubav nema nista s tim», «Nikada». В этих песнях герой ломает себя, заставляет себя отказаться от любовной боли и жить дальше, т.к. объект любви не достоин его страданий. Тема примирения, спасения любви раскрывается Четковичем в таких композициях как «Oprosti», «Sati, dani, godine», «Kad bi htela ti». Еще одной «грустной» темой в музыке Четковича является мотив невозможности вернуть счастье: «Kad ti zatreba», «Ostacu sam», «Moje si sve», «Ne mogu da te oprostim». Любовь для Четковича — не романтическая субстанция, которую невозможно потрогать руками, а вполне конкретное руководство к действию, смысл жизни, только не теоретический, а практический.

Несколько другим музыкальным мировоззрением обладает Владо Георгиев — еще один черногорец, который успешно работает в Белграде и сочетает в своем творчестве различные стили современной музыки, в частности поп и рэп. При этом любовная тема у Георгиева также всегда занимает центральное место в творчестве.

Темы, которые затрагивает Георгиев, во многом переплетаются с мотивами любви, которые использует в своем творчестве Йоксимович, трагически погибший македонский певец Тоше Проески, а также некоторые хорватские музыканты. Владо Георгиев поет о любви и о женщине как о реальном объекте своих чувств. Он не использует в своих текстах каких-то возвышенных метафор. Песни отличаются простотой и мелодичностью, но в то же время затрагивают важные человеческие проблемы.

В качестве одной из самых известных песен Владо Георгиева можно выделить композицию «Ti i ja», которая рассказывает историю простой любви между обычными мужчиной и женщиной, о том, что потерять любовь намного проще, чем ее искать, о том, что найдя спасение друг в друге, влюбленные часто не замечают, что их отношения невозможны.

Другой, не мене известной песней Владо Георгиева является композиция «Zivim da te nadjem». Стиль этой песни можно охарактеризовать как лирический, романтический и минорный, при том, что сам смысл текста внушает оптимизм. Суть песни заключается в том, что герой ищет свою возлюбленную, живет лишь той секундой, когда ее найдет, делает все, для того, чтобы она вернулась к нему. Особенностью творчества Георгиева является то, что даже самая оптимистичная песня в его исполнении отличается каким-то особым драматизмом, даже трагизмом, пониманием того, что ничто не вечно, даже самые большие чувства.

«Приморские серенады»

Музыкальные хиты Хорватии очень разнообразны. На хорватской сцене появляется все больше талантливых исполнителей, которые поют о любви, море и счастье. Главным отличием хорватских хитов от сербских является то, что в их основу положено оптимистичное видение любви и человеческих отношений.

Самым популярным поп-певцом Хорватии уже много лет остается романтичный «pevac Jadrana» Оливер Драгоевич. Его композиция «Veruj u ljubav» буквально «взорвала» сербские и хорватские хит-парады. Эта блюзовая мелодия, основанная на удивительно мажорной и жизнеутверждающей фортепианной музыке и посвященная любви как единственному способу жизни, стала самой популярной в странах бывшей Югославии. Текст песни очень прост: «Верь в любовь, ведь любовь — это все, верь в любовь, не живи без нее, верь в любовь и храни ее, верь в любовь и в добре, и в зле». И, казалось бы, что ничего особо примечательного в этой песне и нет. Но парадоксально то, что каждый, кто слышит ее, начинает верить в то, что жизнь прекрасна, что любовь приносит счастье, что все будет хорошо.

Интересно то, что другая известная песня Драгоевича называется «Ljubav je bol», где певец уже убеждает в том, что любовь приносит боль и страдание. При этом песня основана на весьма мажорной музыкальной композиции. Таким образом, можно охарактеризовать творчество Оливера Драгоевича как разноплановое и многогранное. Хриплый голос певца особенно нравится женщинам, представляющих образ музыканта-романтика, готового подарить свою любовь той, которая полюбит его.

Своеобразным и колоритным можно назвать также известного хорватского музыканта Тони Цетински. Его стиль может быть охарактеризован как альтернативный рок, но в Хорватии его часто называют поп-музыкантом из-за лирических тем его композиций. Песни Цетински скорее ритмичны, чем мелодичны как у Драгоевича. Они имеют серьезную смысловую нагрузку, потому относительно творчества Цетински можно говорить, что тексту уделяется, порой, большее значение, чем музыке, что больше характерно для современной рок-музыки. Цетински очень часто говорит о женщине, не обращаясь к ней, как это принято в песнях о любви. Женщина у Цетински абстрактна, он упоминает о ней в третьем лице, что делает его творчество специфическим для хорватской музыкальной культуры.

Наиболее известны в Хорватии такие музыкальные композиции Тони Цетински как «Kada zena zavoli», «Umirem», «Zbog nje», «Zajedno». Все эти песни в той или иной мере основаны на особой философии Цетински, основанной, с одной стороны, на поклонении женщине как высокой материи. С другой стороны, Цетински показывает, что насколько бы не происходило слияние влюбленных в одно целое, каждый должен оставаться внутренне свободным, иначе счастья в любви не будет.

Особое место в современной музыкальной культуре Хорватии занимает Златан Стипишич, более известный как «Джибонни». Как и Цетински, Стипишич включил в свой музыкальный стиль элементы рок-музыки. Это проявляется в его инструменталах, которые являются значительной частью каждой композиции музыканта. Любовь у Стипишича одушевленна. Она совершает какие-то действия, способна говорить, ходить, жить отдельно от мира людей. В каждой песне «Джибонни» сформирована своя, уникальная акцентная стратегия. Музыканту удается выделить свое эмоциональное отношение к каждому элементу текста не просто посредством повышения или понижения голоса, а специально подобранным для каждой строчки музыкально-голосовым сочетанием, что делает песни Стипишича «оркестровыми».

На сегодняшний день самым популярным музыкальным хитом «Джибонни» является песня «Projdi vilo». Данная композиция в сочетании с такими известными песнями как «Zivot me umorio», «Ozdravi me ti», «Zlatne godine» и др. составляют «золотой фонд» хорватской лирической музыки, предназначенной для отдыха, философских размышлений, поднятия настроения. В своей музыке Стипишич не торопится, в ней нельзя встретить быстрых переборов, трелей и виртуозных гамм. Она отличается спокойствием и умиротворением.

Говоря о современной хорватской музыке, несомненно, нельзя не отметить яркого и динамичного Петара Грашо, который сильно отличается от своих коллег-соотечественников веселыми и быстрыми песнями. Те, в свою очередь, заставляют двигаться и улыбаться каждого слушателя. Композиции Грашо чрезвычайно ритмичны, их легко можно использовать для инструментальной основы танца самбы. Интересен тот факт, что Грашо не увлекается темой любви, не ставит ее в центр своего творчества, оставляя в нем место для других интересных мотивов. Например, в композиции «Sva nas manje ima tu» говорит о прожитых годах, об обществе, о социальных стереотипах. В других песнях Грашо, например, таких как «Mesec iznad oblaka» тема любви присутствует, но она обыграна с юмором, с оптимизмом, с задором.

Обобщая характеристики творчества сербских и хорватских музыкантов, можно сделать вывод о том, что сербские певцы и композиторы чаще всего исполняют «реквиемы по любви», тогда как хорватские — поют «серенады возлюбленным», что сближает их с итальянской культурой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22303. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного времени 196 KB
  Ознакомить с задачами военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время. Изучить задачи, предназначение, организационную структуру и порядок использования медицинских формирований Министерства обороны РФ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени.
22305. Данные и основные операторы 725.5 KB
  Хороший выбор структур данных позволяет разрабатывать на языке Паскаль простые и эффективные алгоритмы. Достоинства Паскаля: он ориентирован на структурное программирование имеет развитые средства контроля и достаточно прост в изучении; язык имеет хороший состав типов и структур данных; трансляторы с Паскаля есть во всех распространенных ПК; конкретные реализации языка дают возможность использовать все аппаратные средства ПК; на основе языка Паскаль разработана Delphi одна из современных систем визуального программирования....
22306. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ЧС 269.5 KB
  Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС позволяет выделить общие факторы обстановки, которые, как правило, имеют место при всех ЧС, сопровождающихся значительными потерями населения, и влияют на организацию лечебно-эвакуационного обеспечения. К ним можно отнести следующие...
22307. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 196 KB
  Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения о проведении конкретных мероприятий по защите населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
22308. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера 233.5 KB
  Изучить классификацию АОХВ, характеристику очагов химического и радиационного заражения при авариях на радиационно опасных и химически опасных объектах. Изучить виды дорожно-транспортных аварий и катастроф, а также чрезвычайных ситуаций на пожаро - и взрывоопасных объектах
22309. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАПАДЕНИЯ ПРОТИВНИКА 160.5 KB
  Изучить организацию лечебно-эвакуационного обеспечения населения в очагах массовых санитарных потерь при применении противником ОМП. Рассмотреть организацию оказания медицинской помощи пострадавших, медицинскую сортировку. Изучить принципиальную схему развертывания этапа медицинской эвакуации, организацию медицинской эвакуации пострадавших
22310. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий) 271.5 KB
  Изучить условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, особенности формирования очагов массовых санитарных потерь при землетрясениях, наводнениях, лесных и торфяных пожарах
22311. РАБОТА НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 235.5 KB
  Первая врачебная помощь — комплекс общеврачебных мероприятий, оказываемых в целях устранения или ослабления последствий ранений (заболеваний), угрожающих жизни пораженным, раненых и больных, предупреждения развития опасных для жизни осложнений или уменьшения их тяжести, а также подготовки нуждающихся к дальнейшей эвакуации.