14239

Народная песня в творчестве русских композиторов-классиков

Доклад

Музыка

1 Народная песня в творчестве русских композиторовклассиков Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского Льва и Прача для домашнего музицирования. Они были обработаны на западный манер. Народная песня была очень ра

Русский

2013-06-01

25 KB

73 чел.

1

Народная песня в творчестве русских композиторов-классиков

Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Льва и Прача, для домашнего музицирования. Они были обработаны на западный манер. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. Но методы развития были западноевропейскими: орнаментальные, классические вариации.

Глинка привёл это в соответствие: у него подголосочная полифония, не имитационная. Вариации не классические. Он явился родоначальником русского жанра симфонии, основанной на народных темах. Весь музыкальный язык Глинки проникнут народной песенностью. Использовал также цитаты в своих операх: «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», но с некоторой особенностью. Он использовал неизвестные темы: «Что гадать о свадьбе?», «Вниз по матушке по Волге». Обе они соединены в момент кульминации драмы. В «Руслане и Людмиле» много цитат, но ни одной русской. Народные восточные темы: арабские, турецкие. Есть финская тема, персидский хор.

Даргомыжский изучал много народной музыки. В «Русалке» тоже есть народные песни, хор: «Как на горе мы пиво варили». Как и Глинка, он тоже вводит  народную тему: «Ох, ты горе» - обращение Наташи к царице Днепра, в момент кульминации драмы. Есть песни в духе народной: «Ах, ты сердце моё, сердце», в духе лирической протяжной. Хороводные: «Заплетися плетень». Для него  - это фон развития драмы.

В творчестве Мусоргского, русская народная песня играет большую роль, как и речевая интонация. Он часто опирается на такие жанры народной песни, как: крестьянские, плачь юродивого, плачь Ксении, а так же он в трагическом аспекте использует  жанровый пласт песни. Эти жанры он применяет в драматическом, психологическом ключе: «Трепак», «Колыбельная» («Песни и пляски смерти»), «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын». В балладе «Забытый»  - тоже звучит тема колыбельной песни. Мусоргский прибегал и к цитатам: «Слава» – 2 картина пролога («Борис Годунов»). В 1 действии засыпающий Варлаам поёт: «Едет ён» - «Звонили звоны».  «Сцена под кромами», «Не сокол летит по поднебесью». Варлаам и Мисаил: «Жил Святослав 90 лет. Средняя часть хора «Расходилася, разгулялася» – народная песня «Заиграй моя волынка». Плясовая.

Бородин, в своём мелодическом стиле, опирался на древние пласты народной песни: былинные, эпические, с характерными пентатонными интонациями. Воспроизводил интонации плача, причета, но всё это – не цитаты.

Римский-Корсаков был большим знатоком, любителем и ценителем русских народных песен. Создал 2 сборника: 40 и 100. Всю жизнь изучал их, а также народные обряды. В «Снегурочке» есть цитаты, обряды: 17 цитат. Проводы Масленицы, свадебный обряд (1 д.).

Это время увлечения народными песнями. У Балакирева есть 40 и 30 русских народных песен.

Чайковский обращался к цитатам народных песен больше в раннем творчестве. В 1 симфонии, в финале есть цитата: «Цвели цветики». Во 2 симфонии 3 цитаты. И в финале 4 симфонии, тема: «Во поле берёзка стояла».

В раннем творчестве у него широкие песенные мелодии: в 1 симфонии опирался на интонации широкой, распевной русской песни (п. п. – 1часть, 2 часть – 1,2 темы).

Особым явлением использования народной песни у Чайковского было то, что он подвергал её активному развитию, варьированию.

В конце 90-х гг. Лядов сделал обработку более 200 народных песен.          


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58711. Здоровые дети – в здоровой семье 49.5 KB
  Оборудование Экран мультимедийный проектор ноутбук Набор цветных кружков красный желтый зеленый для каждого учащегося Ход мероприятия Слайд 1 Всем известно и понятно Что здоровым быть приятно. Слайд 2 Добрый день ребята.
58712. Поговорим об этикете 14.5 KB
  Цели: формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости,уважения и чуткости по отношению к другим людям. Оборудование: сигнальные карточки - синего и красного цветов, иллюстрации.
58713. Умеем ли мы правильно питаться 39.5 KB
  Здравствуйте ребята А вы знаете что когда человек говорит слово здравствуйте он желает человеку здоровья. Помидоры Учитель: Кто догадался о чем пойдет речь на уроке ответы детей Верно ребята мы будем говорить о пользе продуктов.
58714. Національно-визвольна війна українського народу проти Речі Посполитої у 1648-1657 рр. Відродження української держави 71 KB
  Мета: Повторити й узагальнити вивчений матеріал з теми за схемою: передумови - хід подій – результати та змагання з метою систематизації набутих знань. Виховувати у учнів інтерес до навчання, почуття справжнього патріотизму і любові до своєї Вітчизни.
58716. Движение тела, брошенного под углом к горизонту 57 KB
  Цели урока. дидактическая: познакомить учащихся с особенностями движение тела, брошенного под углом к горизонту, а также с математическим описанием этого движения; развивающая: развивать образное мышление, качество речи, показать связь физических законов и явлений с математическими выражениями.
58717. Деловая графика. Построение диаграмм и графиков в среде табличного процессора 9.99 MB
  Практическое применение изучаемого материала - связь учебного материала со спортивной деятельностью училища «Школы здоровья ВПУ №64»; создание проблемной ситуации, для решения которой нужно усвоить новое; использование элементов игровой технологии.
58718. Проектная деятельность на уроках математики 9 MB
  В приложении приведены изображения многогранников фотографии моделей сделанных руками учащихся. Развитие теории многогранников. Познакомиться с разнообразным миром многогранников научиться слушать друг друга работать в команде.