14240

Календарные песни

Лекция

Музыка

Третья лекция. Тема: Календарные песни завершение темы Покос. Совпадал с Петровым днем. Первый покос разгар лета. Мужчины косили женщины сгребали сено и формировали стога. Покосные песни лирические; их содержание: женщины жалуются на свою судьбу а мужчины на

Русский

2013-06-01

33 KB

32 чел.

Третья лекция.

Тема: «Календарные песни» (завершение темы)

Покос.

Совпадал с Петровым днем. Первый покос - разгар лета. Мужчины косили, женщины сгребали сено и формировали стога. Покосные песни – лирические; их содержание: женщины жалуются на свою судьбу, а мужчины на свою.

"Ходил Ванька по базару, он искал себе товару..." - покосная песня, женская.

"А в лугах травка замирала..." - покосная песня, мужская.

Иван Купала. 24 июня

Самый долгий день и самая короткая ночь. Праздник солнца, тепла и воды.

Празднуют ночью. Шли на опушку леса. Во время пути могли окатить водой (на счастье), и другие бесчинства совершали. Далее на опушке леса разводили костер, прыгали попарно: девушка с девушкой, парень с парнем, но чаще девушка с парнем. Кроме того, шли в лес и искали светлячков, цветок папоротника (на счастье).

В этот день чествовали Ивана и Марью. Еще в этот день устраивали ночные купанья; девушки купались в росе для здоровья.

Еще в этот день девушки отделялись от парней и уходили встречать солнце.

Псковская песня, связанная с созреванием земляники: "Полянка-круглянка, разны ягодки". На Ивана Купала дозволялось выплеснуть гнев.

Жатва (жниво).

Целый комплекс обрядов.

Зажимки, начало жатвы, (чисто женская работа, чисто женские песни).

Беременная женщина должна была срезать серпом жменя (первая пястка колосьев), в это время пели специальные зажиночные песни. Затем наступало время собственно жатвенных песен, которые звучали во время отдыха жниц, в поле, при их возвращении с работы в село. Несколько последних колосьев пригибали к земле, обвязывали яркими лентами так, что получалось изображение бородатого козла. Внутрь такого пучка клали хлеб. Все это осуществлялось в честь козлоногого славянского бога плодородия – Полевика (поют бородные или дожиночные песни).

Толока или помочи.

Освободившиеся от жатвы рабочие руки использовали богатые хозяева, которые сами не могли справиться со своей обширной полосой. Они приглашали жней на «помочи».

За это жниц угощали (жницы шли домой, переодевались и возвращались на трапезу).

Пелись особые песни:

"Жнеи мои, жнеи дорогие".

После жатвы на некоторое время календарный цикл прерывался.

25 декабря на Рождество возвращался календарный цикл (время солнцеворота).

Пелись колядки.

Песня игра в козу "Го-го-го коза, го-го серая".

Подблюдные гаданья (рождественский обряд): ставили три блюдца; выпускали курицу. Если курица подходила к пустому блюдцу, это означало бедность. Если – к блюдцу с водой – пьянство. Если – к блюдцу с зерном – богатство.

Другой гадательный обряд: валенок бросали, куда упадет, от туда и жениха ждать.

Подблюдные песни гадальные: наливали в блюдо воду, клали туда кольца и предсказывали судьбу, напевая особую песню.

"Будем песни петь..." подблюдная песня.

Тема: свадебный обряд, хороводные песни, лирические песни, солдатские песни.

Песни свадебного обряда – малораспевные. не широкого диапазона, кратки по форме, гетерофонны по характеру изложения. Песня свадебная -

"А Васечку матушка научала" (структура: 123 123 1234).

"Что ж ты, Пашечка, не плачешь" (12345 123 12345 123).

Различают свадьбу - веселье и свадьбу – похороны.

Исполняются корильных песен во время свадьбы, корильные песни: одна семья укоряет другую.

Песня "У нашего свата" Брянская обл.  

Когда невесте расплетают косу, поют песни  

"Затрубили в трубушку".

Сиротские песни: девушки идут на кладбище, просят благословения у умершего родителя.

Хороводные песни.

В песне, которую поют на обряд «похороны стрелы» прослеживаются признаки календарности и хороводности.

Весенний хоровод.

"Из-под свет заря занималася" - напев небольшого диапазона, с силлабическими и тоническими признаками: 5 +5 слогов, ударение на 3 слог от конца; гетерофония.

Лирические песни.

Лирика Смоленская малораспевная, на квинтовых и квартовых интонациях.

"Вздохи, мои вздохи".

"Горе, мое горе".

Солдатские песни

«Ты скажи, моя Марусенька»

Стилевые особенности календарных, хороводных, лирических и солдатских песен:

  1.  силлабический стих,
  2.  гетерофония,
  3.  малая распевность,
  4.  неширокий диапазон,
  5.  краткие формы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13684. Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть 14.56 KB
  Гуманность есть только привычка плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть. Ф.М. Достоевский Гуманность гуманизм это человеколюбие осознание собственной ценности и ценности другого человека. Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности то
13685. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают 13.55 KB
  Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают А.Г. Асмолов Я полностью согласна с афоризмом А.Г. Асмолова. Индивид человек носитель каких-либо черт. Природа наделяет человека не только биологическими качествами внешней сходностью...
13686. Семья более священна, чем государство 16.82 KB
  €œСемья более священна чем государство€. Папа Пий XIСемья это малая группа члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями общим бытом и взаимной ответственностью. Семья является ячейкой общества а значит важной частью государства. Папа Пий XI счита
13687. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский) 14.28 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество В.Г. Белинский.Человек это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации приобщению к традиционным ценностям устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двум
13688. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий 14.24 KB
  Только существо обладающее разумом может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий Т. Ойзерман В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.Эта проблема по моему мн
13689. Человек немыслим вне общества 16.55 KB
  Человек немыслим вне общества Л.Н. Толстой Лев Николаевич Толстой великий русский писатель второй половины XIX начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами. Человек немыслим вне общества как это понять Чтобы грамотно сформул...
13690. Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека 18.39 KB
  Человеческий ребенок в момент рождения не человек а только кандидат в человека. А. Пъерон Человек это высшая ступень живых организмов на Земле субъект общественноисторической деятельности и культуры в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязан
13691. Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить 15.82 KB
  Закон не может быть законом если за ним нет силы могущей принудить Д.Гарфилд Высказывание Джеймса Абрахама Гарфилда американского политика и президента США жившего в 19 веке продолжает сохранять актуальность и сегодня. Закон как нормативноправововй акт не мож...
13692. Законы должны для всех иметь одинаковый смысл 14.91 KB
  Законы должны для всех иметь одинаковый смысл Ш. Монтескье Ш. Монтескье этим высказыванием хотел сказать что в не зависимости от пола возраста национального признака и других критериев закон должен быть общим для всех одинаковым. Не должно быть таких людей которые ...