14240

Календарные песни

Лекция

Музыка

Третья лекция. Тема: Календарные песни завершение темы Покос. Совпадал с Петровым днем. Первый покос разгар лета. Мужчины косили женщины сгребали сено и формировали стога. Покосные песни лирические; их содержание: женщины жалуются на свою судьбу а мужчины на

Русский

2013-06-01

33 KB

33 чел.

Третья лекция.

Тема: «Календарные песни» (завершение темы)

Покос.

Совпадал с Петровым днем. Первый покос - разгар лета. Мужчины косили, женщины сгребали сено и формировали стога. Покосные песни – лирические; их содержание: женщины жалуются на свою судьбу, а мужчины на свою.

"Ходил Ванька по базару, он искал себе товару..." - покосная песня, женская.

"А в лугах травка замирала..." - покосная песня, мужская.

Иван Купала. 24 июня

Самый долгий день и самая короткая ночь. Праздник солнца, тепла и воды.

Празднуют ночью. Шли на опушку леса. Во время пути могли окатить водой (на счастье), и другие бесчинства совершали. Далее на опушке леса разводили костер, прыгали попарно: девушка с девушкой, парень с парнем, но чаще девушка с парнем. Кроме того, шли в лес и искали светлячков, цветок папоротника (на счастье).

В этот день чествовали Ивана и Марью. Еще в этот день устраивали ночные купанья; девушки купались в росе для здоровья.

Еще в этот день девушки отделялись от парней и уходили встречать солнце.

Псковская песня, связанная с созреванием земляники: "Полянка-круглянка, разны ягодки". На Ивана Купала дозволялось выплеснуть гнев.

Жатва (жниво).

Целый комплекс обрядов.

Зажимки, начало жатвы, (чисто женская работа, чисто женские песни).

Беременная женщина должна была срезать серпом жменя (первая пястка колосьев), в это время пели специальные зажиночные песни. Затем наступало время собственно жатвенных песен, которые звучали во время отдыха жниц, в поле, при их возвращении с работы в село. Несколько последних колосьев пригибали к земле, обвязывали яркими лентами так, что получалось изображение бородатого козла. Внутрь такого пучка клали хлеб. Все это осуществлялось в честь козлоногого славянского бога плодородия – Полевика (поют бородные или дожиночные песни).

Толока или помочи.

Освободившиеся от жатвы рабочие руки использовали богатые хозяева, которые сами не могли справиться со своей обширной полосой. Они приглашали жней на «помочи».

За это жниц угощали (жницы шли домой, переодевались и возвращались на трапезу).

Пелись особые песни:

"Жнеи мои, жнеи дорогие".

После жатвы на некоторое время календарный цикл прерывался.

25 декабря на Рождество возвращался календарный цикл (время солнцеворота).

Пелись колядки.

Песня игра в козу "Го-го-го коза, го-го серая".

Подблюдные гаданья (рождественский обряд): ставили три блюдца; выпускали курицу. Если курица подходила к пустому блюдцу, это означало бедность. Если – к блюдцу с водой – пьянство. Если – к блюдцу с зерном – богатство.

Другой гадательный обряд: валенок бросали, куда упадет, от туда и жениха ждать.

Подблюдные песни гадальные: наливали в блюдо воду, клали туда кольца и предсказывали судьбу, напевая особую песню.

"Будем песни петь..." подблюдная песня.

Тема: свадебный обряд, хороводные песни, лирические песни, солдатские песни.

Песни свадебного обряда – малораспевные. не широкого диапазона, кратки по форме, гетерофонны по характеру изложения. Песня свадебная -

"А Васечку матушка научала" (структура: 123 123 1234).

"Что ж ты, Пашечка, не плачешь" (12345 123 12345 123).

Различают свадьбу - веселье и свадьбу – похороны.

Исполняются корильных песен во время свадьбы, корильные песни: одна семья укоряет другую.

Песня "У нашего свата" Брянская обл.  

Когда невесте расплетают косу, поют песни  

"Затрубили в трубушку".

Сиротские песни: девушки идут на кладбище, просят благословения у умершего родителя.

Хороводные песни.

В песне, которую поют на обряд «похороны стрелы» прослеживаются признаки календарности и хороводности.

Весенний хоровод.

"Из-под свет заря занималася" - напев небольшого диапазона, с силлабическими и тоническими признаками: 5 +5 слогов, ударение на 3 слог от конца; гетерофония.

Лирические песни.

Лирика Смоленская малораспевная, на квинтовых и квартовых интонациях.

"Вздохи, мои вздохи".

"Горе, мое горе".

Солдатские песни

«Ты скажи, моя Марусенька»

Стилевые особенности календарных, хороводных, лирических и солдатских песен:

  1.  силлабический стих,
  2.  гетерофония,
  3.  малая распевность,
  4.  неширокий диапазон,
  5.  краткие формы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52080. Сценарій свята: «Абетка» 43 KB
  Ведучий 1 Good morning boys nd girls Good morning der guests We re gld to see you t our âBC prtyâ. Ведучий 2 Добридень дівчата та хлопята Добридень гості дорогі Ми дуже раді бачити Вас на нашому святі Ведучий 1 Tody well spek bout English ply mny interesting gmes sing songs nd remember wht we hve lerned t our lessons. Ведучий 2 Сьогодні ми поговоримо про англійську мову Пограємо в ігри поспіваємо та пригадаємо все що вчили на наших уроках....
52081. Свято англійської абетки 58.5 KB
  You will recite rhymes bout letters guess the riddles ply the gmes nd do mny other things. Ee Ff E is for egg Flowers here flowers there It is yellow nd white Flowers growing everywhere. It is so sweet...
52082. Сказка как вид народной прозы. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой 46.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с ТНР с жанровыми особенностями фольклорной сказки на примере волшебной сказки Царевна-лягушка. Задачи: Образовательные: 1 закрепить представления учащихся о сказке как жанре фольклора и ее видах; 2 дать представления учащимся о сказителях и собирателях сказки; 3 учить анализировать фрагменты из сказки Царевна-лягушка; 4 научить сопоставлять фрагменты сказки; 5 научить школьников выделять систему образов волшебной сказки; 6 дать представления учащимся об особенностях волшебной сказки: связь с...
52083. Абсолютна величина в математичних задачах 1.11 MB
  Для успішного розвязання цих завдань потрібно не стільки мати гарну інтуїцію і неабиякі здібності скільки мати спеціальну підготовку. Вона полягає в знайомстві ретельному вивченні й застосуванні методів розвязування таких задач. Розвязування задач з модулями приводить учнів до необхідності використання класифікації й освоєння навичок дослідження та готують до розвязання важких задач з параметрами. У цій роботі йдеться про методи розвязування раціональних рівнянь і нерівностей що містять знак абсолютної величини.
52084. Accidents 68 KB
  Today we are going to talk about a very serious and quite difficult problem-accidents. At our lesson we’ll revise lexis on the topic, we’ll talk about the causes of the accidents on the roads, about the causes of the fires at home and about causes of the accidents in the sea. Then you will work in groups telling your stories and asking and answering questions.
52087. Крізь пекло афганської війни 72.5 KB
  Ознайомити учнів з трагічною сторінкою нашої історії, виховувати повагу до учасників військових подій в Афганістані, розповісти про односельчан, що служили в Афганістані, віддати данину пам'яті полеглим воїнам-афганцям
52088. Їх долі обпалені війною 67 KB
  Ми повинні памятати тих хто її пережив тих хто не дожив не доспівав не до кохав. Память загиблих вшановуємо хвилиною мовчання. Афганська війна Не наша вина Ми молодість там залишили Щоб ви памятали й жили. Скільки років щасливої тиші Та вривається голос в ефір Що благає нагадує кличе: Захистіть збережіть люди мирКожен день кожен час пам'ятайтеСкільки жертв нам війна принесла.