14274

Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии

Доклад

Музыка

Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии опера русского композитора Николая Андреевича РимскогоКорсакова. В опере четыре действия шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. РимскийКорсаков приступил к написанию музык

Русский

2013-06-01

18.75 KB

2 чел.

«Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии» — опера русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Римский-Корсаков приступил к написанию музыки к опере в1903 году. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы.

Интересные факты

Замысел оперы возник у Римского-Корсакова, когда композитор работал ещё над оперой «Сказка о царе Салтане».

За либретто оперы В. И. Бельский получил премию им. А. С. Пушкина, одну из престижнейших отечественных литературных премий того времени.

На свой «Китеж» Римский-Корсаков смотрел как на последний крупный труд, завершающий, в сущности, всю его жизнь, как на её итог, и одно время он даже думал разрешить публикацию и постановку оперы только после своей смерти.

Постановки

1907 — Мариинский театр 

1908 — Большой театр 1916 — Большой театр

1958 — Театр оперы и балета им. Кирова 

За рубежом:Лондон 1926, Париж, Милан 1933, Буэнос-Айрес 1929, Нью-Йорк 1936, Берлин 1937, Прага 1938, Рим и др.

«Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгородехристианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями (частицами «а», «а и» и др.)[

«Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора.

Опера была написана в 1901—1902 годах. Первая постановка составлялась 12 (25) декабря 1902 года в оперном театре Солодовникова в Москве, под управлением Михаила Ипполитова-Иванова.

«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом.

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

 Среди сочинений Гречанинова Александра Тихоновича — опера-былина «Добрыня Никитич» (1901, пост. 1903), выдержанная в лирическом песенно-романсовом стиле.

Талант Юрия Марковича Буцко  мощен и самобытен. Музыканты называют русским Бахом. Им написано множество инструментальных произведений, опер, музыка для хора, театра и кино. И вся она пронизана любовью к русской культуре, ее традициям, глубоким философским пониманием и чувствованием жизни. На сцене появился высокий человек, создатель музыки. Он сказал несколько слов: «В основу музыки, состоящей из 19 контрапунктов, положены темы знаменитого роспева  – древнерусского одноголосого пения».

Первые звуки челесты вызывали ответ души, как давным-давно образ Дмитровского собора на земле Владимирской. Это была не просто музыка, но молитва о жизни, горячая и возвышенная, когда сердце взывает к надежде и заблудший дух обретает святыню. И казалось, звуки эти возникли давно, в глуби веков и долго и трудно шли к нам, в ХХ век. 

 запись «Второго концерта для скрипки с оркестром» (программное название «Плач») вызвала сильное трагическое переживание. Он написан в память о залесской хранительнице древнерусской певческой традиции Фомаиде Залесской, старообрядки из Каргополья. Щедрая, лирическая, эмоционально-насыщенная палитра «Плача» убеждает, что для творческого, верующего человека и сегодня доступно проникновение в музыкальные вибрации дониконианской поры. Жена композитора Марина Павловна, известный музыковед и талантливый исследователь древнерусской музыки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54680. Організація змістовної життєдіяльності дітей в групі продовженого дня 135 KB
  Мета особистісне орієнтованої освіти знайти підтримати розвинути людину в людині закласти в ній механізм самореалізації Передмова Внаслідок посилення демократичних тенденцій у житті суспільства освітні системи як його значущі складові почали переносити акцент із масових педагогічних явищ на особистість дитини вивчення можливостей і обставин її індивідуального розвитку умов саморозкриття і самореалізації людини на різних етапах ЇЇ життєдіяльності. На сторінках проблемної...
54681. Будова та функції органів дихання 362 KB
  Цілі: сформувати в учнів поняття про дихання як процес необхідний для життя; устоновити взаемозвязок будови і функції органів дихання; зясувати як змінюеться повітря в дихальних шляхах; обгронтувати необхідність дихання носом; продовжувати формувати науковий світогляд на основі знань про еволюцію дихальної системи; розвивати вміння порівнювати аналізувати загальнувати;вдосконалювати вміння а навички роботи з текстом підручникамалюнками. Обладнання: таблиці Органи дихання таблиці з...
54682. Орієнтація на вулиці 44.5 KB
  So, you know a lot about London! But what is the difference in Road Safety in this country and what we must know to cross the street there? Right! You should first look right when you cross the street in London.
54683. Мій край – моя історія. Оріхів -місто серця мого 61.5 KB
  Нас зацікавила історія нашого міста району яким воно було у давнину коли одержало статус міста хто був першим головою міста На всі ці питання можна одержати відповідь із книжок Оріхів. Статус міста Оріхів одержав у 1801 році 19 лютого і став центром Мелітопольського повіту Таврійської губернії. В розпорядження міста була віддана земля – 2602 десятини.
54685. Монополизм: сущность, формы, последствия. Естественная монополия 22.63 KB
  Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на котором конкурирующие продавцы предлагают для продажи стандартизированный товар. Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль.
54686. Oберегu моєї оселі 123 KB
  Мета: Пропаганда літератури із народознавства, історії нашого народу, його мови, звичаїв, пробудити цікавість до народної символіки, прикмет, до невмирущих скарбів народу.
54687. Мереживо осінніх барв 252 KB
  Багату палітру кольорів дарує нам осінь коли природа одягається у розкішне вбрання. Яке розмаїття фарб Осінь міняє зелене вбрання на червоне золоте. Після спекотного літа після серпневих теплих днів настала золота осінь. Листя жовкне денеде: Панна осінь в гості йде.
54688. До нас у гості завітала Осінь 85 KB
  У святковій радісній атмосфері розширити збагатити та узагальнити знання дітей про пору року – осінь викликати у дітей позитивні емоції від виконання пісень віршів осінньої тематики; розвивати увагу спостережливість музикальність артистизм; виховувати естетичні смаки дружні стосунки між дітьми любов до рідної природи бажання оберігати її. Дійові особи: Ведучі Осінь осінні Місяці Овочі Білочки Зайчики Лисичка Їжачок Жабка Ведмедик діти. Діти: Осінь.