14274

Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии

Доклад

Музыка

Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии опера русского композитора Николая Андреевича РимскогоКорсакова. В опере четыре действия шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. РимскийКорсаков приступил к написанию музык

Русский

2013-06-01

18.75 KB

2 чел.

«Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии» — опера русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Римский-Корсаков приступил к написанию музыки к опере в1903 году. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы.

Интересные факты

Замысел оперы возник у Римского-Корсакова, когда композитор работал ещё над оперой «Сказка о царе Салтане».

За либретто оперы В. И. Бельский получил премию им. А. С. Пушкина, одну из престижнейших отечественных литературных премий того времени.

На свой «Китеж» Римский-Корсаков смотрел как на последний крупный труд, завершающий, в сущности, всю его жизнь, как на её итог, и одно время он даже думал разрешить публикацию и постановку оперы только после своей смерти.

Постановки

1907 — Мариинский театр 

1908 — Большой театр 1916 — Большой театр

1958 — Театр оперы и балета им. Кирова 

За рубежом:Лондон 1926, Париж, Милан 1933, Буэнос-Айрес 1929, Нью-Йорк 1936, Берлин 1937, Прага 1938, Рим и др.

«Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгородехристианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями (частицами «а», «а и» и др.)[

«Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора.

Опера была написана в 1901—1902 годах. Первая постановка составлялась 12 (25) декабря 1902 года в оперном театре Солодовникова в Москве, под управлением Михаила Ипполитова-Иванова.

«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом.

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

 Среди сочинений Гречанинова Александра Тихоновича — опера-былина «Добрыня Никитич» (1901, пост. 1903), выдержанная в лирическом песенно-романсовом стиле.

Талант Юрия Марковича Буцко  мощен и самобытен. Музыканты называют русским Бахом. Им написано множество инструментальных произведений, опер, музыка для хора, театра и кино. И вся она пронизана любовью к русской культуре, ее традициям, глубоким философским пониманием и чувствованием жизни. На сцене появился высокий человек, создатель музыки. Он сказал несколько слов: «В основу музыки, состоящей из 19 контрапунктов, положены темы знаменитого роспева  – древнерусского одноголосого пения».

Первые звуки челесты вызывали ответ души, как давным-давно образ Дмитровского собора на земле Владимирской. Это была не просто музыка, но молитва о жизни, горячая и возвышенная, когда сердце взывает к надежде и заблудший дух обретает святыню. И казалось, звуки эти возникли давно, в глуби веков и долго и трудно шли к нам, в ХХ век. 

 запись «Второго концерта для скрипки с оркестром» (программное название «Плач») вызвала сильное трагическое переживание. Он написан в память о залесской хранительнице древнерусской певческой традиции Фомаиде Залесской, старообрядки из Каргополья. Щедрая, лирическая, эмоционально-насыщенная палитра «Плача» убеждает, что для творческого, верующего человека и сегодня доступно проникновение в музыкальные вибрации дониконианской поры. Жена композитора Марина Павловна, известный музыковед и талантливый исследователь древнерусской музыки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2037. Виховий захід. Ми всі – українські діти 33.5 KB
  Мета: виховати у дітях любов до Батьківщини, розвивати інтерес до національних надбань українського народу, розважити учнів, навчити їх добру і справедливості за допомогою гри.
2038. Аборт і його наслідки для репродуктивної функції 38.5 KB
  Проінформувати студентів про види, причини і наслідки абортів. Збагатити знання студентів, попередити про шкідливість абортів і їх наслідки. Виховувати серйозне ставлення студентів до репродуктивної функції.
2039. Вплив наркотиків і токсинів на самопочуття людини 38.5 KB
  Мета: сформувати уявлення про наркоманію як найбільш небезпечне соціальне явище, причини наркоманії та її профілактику.
2040. Нумо, хлопці! Виховний захід 40.5 KB
  Мета заходу: привітати хлопців із днем захисника Вітчизни, навчити бачити позитивні якості у кожній людині, розвивати художній смак, удосконалювати навички декламування.
2041. Урок-захід. У дружбі жити – не тужити 23.58 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про дружбу і товаришування, вчити оцінювати свої вчинки і вчинки оточуючих людей, розвивати вміння аналізувати, робити висновки, виховувати дружелюбність, бажання бути другом.
2042. Бенкет-кава: особливості меню, сервірування, обслуговування 18.16 KB
  Бенкет-чай організовують у затишних невеликих залах, у яких встановлюють круглі й овальні столи, а якщо їх немає, то столи квадратної або прямокутної форми, стільці, крісла, напівкрісла, а іноді й дивани.
2043. Бенкет-фуршет: особливості сервірування та обслуговування 26 KB
  Для сервування столу використовують столовий посуд і набори, загальна кількість яких залежить від чисельності гостей і нормативу на одного гостя.
2044. Обслуговування учасників конференцій, фестивалів, форумів 18.01 KB
  Учасники вказаних заходів обслуговуються харчуванням за місцем роботи і проживання. У перервах між засіданнями може працювати буфет-фуршет, організований за місцем проведення засідання.
2045. Призначення санітарно-технічної та інженерно-технічної служб 38.03 KB
  Основним призначенням санітарно-технічної та інженерно-технічної служб підприємства готельного господарства є створення та підтримка умов для безперервного функціонування будівель та обладнання готельного підприємства, своєчасне проведення всіх видів ремонту та профілактичних заходів з метою запобігання збоїв у роботі всіх служб підприємства.