14274

Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии

Доклад

Музыка

Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии опера русского композитора Николая Андреевича РимскогоКорсакова. В опере четыре действия шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. РимскийКорсаков приступил к написанию музык

Русский

2013-06-01

18.75 KB

2 чел.

«Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии» — опера русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Римский-Корсаков приступил к написанию музыки к опере в1903 году. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы.

Интересные факты

Замысел оперы возник у Римского-Корсакова, когда композитор работал ещё над оперой «Сказка о царе Салтане».

За либретто оперы В. И. Бельский получил премию им. А. С. Пушкина, одну из престижнейших отечественных литературных премий того времени.

На свой «Китеж» Римский-Корсаков смотрел как на последний крупный труд, завершающий, в сущности, всю его жизнь, как на её итог, и одно время он даже думал разрешить публикацию и постановку оперы только после своей смерти.

Постановки

1907 — Мариинский театр 

1908 — Большой театр 1916 — Большой театр

1958 — Театр оперы и балета им. Кирова 

За рубежом:Лондон 1926, Париж, Милан 1933, Буэнос-Айрес 1929, Нью-Йорк 1936, Берлин 1937, Прага 1938, Рим и др.

«Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгородехристианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями (частицами «а», «а и» и др.)[

«Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора.

Опера была написана в 1901—1902 годах. Первая постановка составлялась 12 (25) декабря 1902 года в оперном театре Солодовникова в Москве, под управлением Михаила Ипполитова-Иванова.

«Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом.

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

 Среди сочинений Гречанинова Александра Тихоновича — опера-былина «Добрыня Никитич» (1901, пост. 1903), выдержанная в лирическом песенно-романсовом стиле.

Талант Юрия Марковича Буцко  мощен и самобытен. Музыканты называют русским Бахом. Им написано множество инструментальных произведений, опер, музыка для хора, театра и кино. И вся она пронизана любовью к русской культуре, ее традициям, глубоким философским пониманием и чувствованием жизни. На сцене появился высокий человек, создатель музыки. Он сказал несколько слов: «В основу музыки, состоящей из 19 контрапунктов, положены темы знаменитого роспева  – древнерусского одноголосого пения».

Первые звуки челесты вызывали ответ души, как давным-давно образ Дмитровского собора на земле Владимирской. Это была не просто музыка, но молитва о жизни, горячая и возвышенная, когда сердце взывает к надежде и заблудший дух обретает святыню. И казалось, звуки эти возникли давно, в глуби веков и долго и трудно шли к нам, в ХХ век. 

 запись «Второго концерта для скрипки с оркестром» (программное название «Плач») вызвала сильное трагическое переживание. Он написан в память о залесской хранительнице древнерусской певческой традиции Фомаиде Залесской, старообрядки из Каргополья. Щедрая, лирическая, эмоционально-насыщенная палитра «Плача» убеждает, что для творческого, верующего человека и сегодня доступно проникновение в музыкальные вибрации дониконианской поры. Жена композитора Марина Павловна, известный музыковед и талантливый исследователь древнерусской музыки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45365. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике 36.5 KB
  Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...
45366. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике 37.5 KB
  Познавательный интерес. Активизация познавательного интереса при обучении информатике. Понятие познавательного интереса Формирование познавательных интересов в обучении.
45367. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике 62 KB
  Методы обучения. Методы по логике передачи и восприятия учебной информации индуктивные дедуктивные 3. Методы стимулирования интереса 3. Методы стимулирования и активации долга и ответственности 3.
45368. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации 24 KB
  Модели дифференциации: Модель потоков. Продвинутые средние низкие потоки Модель гибкого состава класса. Некоторые пары вместе Модель разнородных классов. Всё время разные дети на один предмет Интерактивная модель.
45369. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем 60.5 KB
  Многообразие воспитательных систем План Сущность воспитательной системы. Структура воспитательной системы. Этап становления Отработка содержания деятельности и структуры системы Завершающий Обновление и совершенствование системы Разнообразие воспитательных систем 4. Сущность воспитательной системы Воспитательная система это упорядоченная совокупность компонентов взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у школы способностей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.
45370. Системы развивающего обучения 47.5 KB
  Системы развивающего обучения План Понятие и сущность развивающего обучения ЗАР ЗБР принципы структура Дидактическая система Л. Зонкова цель принципы методы формы результат Теория содержательного обучения и дидактическая система Эльконина и Давыдова цели требования к процессу обучения. Формы уроков методы результат Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина Талызиной цели 6 этапов Понятие и сущность развивающего обучения С 30г. В России начинается разработка дидактических систем развивающего...
45371. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы 53.5 KB
  Сущность процесса обучения: его противоречия функции этапы. План Сущность обучения Особенности процесса обучения Закономерности процесса обучения Принципы процесса обучения общие спеуифические Противоречия процесса обучения перечисление противоречий задачи для их преодоления Функции обучения Образовательная Воспитательная Развивающая Этапы процесса обучения Живое созерцание Абстрактное мышление Практика Двусторонний характер обучения Процесс преподавания Процесс учения 1. Сущность обучения то что...
45372. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку 52.5 KB
  Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.
45373. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского 38.5 KB
  Нравственное воспитание 6. Воспитание потребностей культура желаний 7. Трудовое воспитание 8. Другие идеи воспитание без наказаний зубрежка основа на эмоциональночувственной сфере 3 составные части воспитательного процесса.